Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Закон октав Ньюлендса

Ньюлендс назвал открытую им закономерность законом октав, так как каждый восьмой элемент обладал свойствами, сходными с первым, девятый — со вторым и т. д. [c.97]

Закон октав Ньюлендса [c.306]

Водород — элемент с наименьшим атомным весом — стоял в списке элементов первым. В то время принято было считать, что первый период включает лишь один элемент. (В современных таблицах первый период включает два элемента — водород и гелий.) Второй и третий периоды графика Мейера включали каждый по семь элементов, эти периоды дублировали октавы Ньюлендса. Однако в следующих двух периодах число элементов превышало семь. Таким образом Мейер показал, в чем ошибка Ньюлендса. Закон октав не мог строго выполняться для всего списка элементов, последние периоды должны были быть длиннее первых. [c.97]

Р) напоминает по своим свойствам первый (водород Н), девятый элемент напоминает второй и т.д. Подметив, что каждый восьмой элемент в построенной им последовательности напоминает по своим свойствам исходный элемент, с которого начинается счет, Ньюлендс стал сравнивать свои химические октавы (восьмерки) с музыкальными октавами и сам назвал установленную им закономерность законом октав. Периодическое повторение химических свойств элементов по октавам представлялась ему проявлением их глубинной гармонии, подобной гармонии в музыке. Однако хотя такое сопоставление весьма привлекательно, на самом деле оно необоснованно. Если бы Ньюлендс знал о благородных газах, периодическое повторение свойств элементов происходило бы не но октавам, а по девяткам элементов. Ему пришлось бы отказаться от своей музыкальной аналогии, и тогда он, вероятно, избежал бы насмешек и равнодушия, к которым был весьма чувствителен. (Подробности о Ньюлендсе см. в послесловии к данной главе.) [c.306]

К несчастью, Ньюлендс сделал ошибку, назвав найденную им закономерность законом октав по аналогии с музыкальной шкалой. [c.82]

В истории химии наибольший интерес представляет попытка английского химика Ньюлендса (1861) им была составлена таблица, которая якобы выражала закон октав . Ньюлендс пытался показать, что если выписать элементы в порядке возрастания атомных весов, то каждый восьмой элемент (октава) повторяет свойства первого. [c.272]

Оценивая закон октав Ньюлендса, мы можем, следуя также мнению Л. А. Чугаева, сказать, что несмотря на то, что довольно большому числу элементов отведено неподобающее место, основные черты закона октав в таблице Ньюлендса явно выступают Чугаев указал далее, что, если бы Ньюлендс пользовался при составлении своей таблицы вместо эквивалентов новейшими значениями атомных весов, незадолго перед тем установленных Жераром и Канниццаро, то он смог бы избежать многих противоречий. Но и в вышеприведенной форме,— продолжает [c.362]

М-р Джон Ньюлендс зачитал статью, озаглавленную Закон октав и причины численных соотношений между атомными весами . Автор заявил об открытии им закона, согласно которому элементы, аналогичные по своим свойствам, связаны особыми соотношениями, подобными существующим в музыке между произвольной нотой и ее октавой. Исходя из атомных весов элементов в шкале Канниццаро, автор располагает известные элементы в определенной последовательности, начиная с элемента с минимальным атомным весом (водород) и кончая торием (атомный вес 231,5) однако он помещает никель и кобальт, платину и иридий, церий и лантан и т. д. как абсолютно сходные элементы в одной и той же строке. Расположенные таким образом пятьдесят шесть элементов охватывают восемь октав, и автор отмечает, что в результате хлор, бром, иод и фтор оказываются на одной строке, т. е. занимают аналогичные места в его таблице. Азот и фосфор, кислород и сера и т.д. также рассматриваются как элементы, образующие подлинные октавы. Предположения автора иллюстрируются таблицей, представленной на заседании общества и воспроизводимой ниже [c.326]

Но Ньюлендс этого не сделал, что стоило ему потери приоритета. Он соблазнился числом «8», его сходством с музыкальными октавами, сделал даже попытку подвести увиденное под закон, назвав его «законом октав». Увлекшись внешними, второстепенными характеристиками химических элементов, он упустил главную суть открывшейся картины — повторяемость свойств химических элементов. Если бы в названии закона он употребил слово «повторяемость», то ничто не смогло бы перебить его приоритета в открытии закона. Ведь главное слово в законе, который потом открыл Менделеев, не периодичность, а повторяемость. Только в последующие годы оно трансформировалось в «периодическую повторяемость», а потом, и вообще, в «периодичность». В результате произошло незаслуженное ретуширование главного слова в открытом законе и, естественно, искажение его истинного смысла. Открыт был не Периодический закон, а Закон повторяемости в развитии. Второе понятие и шире, и определеннее. [c.37]

И. Доберейнер (1829) нашел закономерности в, изменении атомных масс для ряда триад элементов, сходных по химическим свойствам. А. Шанкуртуа (1862) расположил элементы в порядке возрастания атомных масс по винтовой линии, нанесенной на поверхности цилиндра. Причем выяснилось, что некоторые сходные элементы оказались один под другим (наметились группы сходных элементов). Ч. Одлинг (1857) опубликовал таблицу из 57 элементов, расставленных в порядке возрастания атомных масс. При этом в ряде случаев наметились более или менее удачные группы химических элементов. Дж. Ньюлендс (1866) расположил элементы в порядке возрастания их эквивалентов. Он выдвинул положение, что порядковые номера элементов отличаются обычно на семь или число, кратное семи, назвав эту закономерность законом октав. Л. Мейер (1864) на основании данных об атомных массах предложил таблицу, показываюш,ую соотношение атомных масс для нескольких характерных групп элементов. Вместе с тем никаких теоретических обобщений из своей таблицы он не сделал. [c.60]

В 1865 г. Ньюлендс заметил, что если расположить химические элементы в порядке возрастания их атомных весов, то приблизительное повторение свойств наблюдается на восьмом элементе, считая от исходного. Он назвал эту правильность законом октав . Последовательно перенумеровав все известные в то время элементы, Ньюлендс свел их в следующую таблицу [c.217]

В 1865 г. Ньюлендс заявил об открытии закона октав . Согласно этому закону, свойства элементов повторяются примерно через каждые семь элементов иа восьмой. В качестве основы классификации Ньюлендс взял не атомные веса, а эквивалентные. Часть его системы химических элементов приведена ниже (элемент — номер места) [c.81]

После 1860 г. резко повысилась точность определения атомных весов всех известных к тому времени элементов. Появилась возможность расположить элементы в общей последовательности по одному из их фундаментальных свойств — относительному весу атомов. В 1863 г. Джон Ньюлендс обнаружил, что между элементами, образующими триады, располагается строго определенное число других элементов. Будучи не только ученым, но и музыкантом, Ньюлендс назвал существование одинаковых интервалов между элементами триад (рис. 6.1) законом октав, потому что каждый восьмой элемент, начиная от данного, напоминает его по свойствам, подобно восьмой ноте в музыкальной октаве . Таким образом родилась идея периодичности элементов, однако подмеченная Ньюлендсом закономерность вскоре была полностью заменена другими. [c.89]

Ньюлендс полагал, что открыл музыкальную гармонию среди химических элементов, и поэтому назвал свою таблицу законом октав . Ведь октава — восьмая ступень последовательного ряда звуков, а Ньюлендс сопоставлял каждые восемь элементов с музыкальными октавами. [c.196]

Французский химик А. Е. В. де Шанкуртуа в 1862 г. расположи.п элементы в порядке возрастания атомных весов иа пространственной спиральной кривой с соответствующими точками на последовательных витках спирали. Английский химик Дж. А. Р. Пью-лендс в 1863 г. предложил систему классификации элементов в порядке возрастания атомных весов, причем элем( нты разделялись на семь групп по семь элементов в каждой. Он назвал такое соотношение законом октав по аналогии с семью интервалами музыкальной шкалы. Это предположение оказалось неверным, и дальше Ньюлендс ого не развивал. [c.89]

Вторично закон периодичности был открыт Дж. Ньюлендсом (1864) который, расположив элементы в порядке возрастания атомных весов, обнаружил, что через каждые 7 элементов (инертные газы в то время еще не были открыты) свойства их обнаруживают большое сходство. Открытую закономерность, он назвал законом октав, однако найти для этого удовлетворительного объяснения ой не сумел. Только после того как Менделеев в 1869 Г. создал свою систему, а в следующем году Лотар Мейер опубликовал набросанную им еще в 1868 г. таблицу, совпадающую в главных чертах с таблицей Менделеева, предположение о внутренней связи между атомным весом и свойствами элементов могло получить широкое признание. [c.27]

К несчастью, Ньюлендс сделал ошибку, назвав найденную им закономерность законом октав по аналогии с музыкальной шкалой. Во время доклада на заседании Лондонского Химического общества в 1866 г. периодическую систему Ньюлендса осмеяли один химик спросил его с насмешкой, не пробовал ли он расположить элементы в алфавитном порядке. В 1887 г. Ньюлендсу дали, наконец, медаль Дэви в знак признания его заслуг, но даже и после этого его работы в развитии периодического закона [2] фактически не получили должного признания. [c.81]

Ньюлендс пытался вместить все известные к тому времени элементы (62) в восемь групп. Поскольку мест было всего лишь 56, то ему пришлось на одно место размещать по два элемента. Кроме того, Ньюлендс старался заполнить все места, которые вытекали из его закона октав , не предполагая, что могут быть еще не открытые элементы. [c.79]

Ti>ro, Ньюлендс старался заполнить все места, которые вытекали из его закона октав , не предполагая, что могут быть еще не открытые элементы. [c.82]

В 1865 г. Ньюлендс заметил, что свойства химических элементов, написанных в порядке возрастания атомных масс, повторяются через каждые восемь элементов. В этой закономерности Ньюлендс усмотрел аналогию с октавами музыкальной гаммы и назвал ее законом октав . Октавы Ньюлендса приведены в табл. 9. Как видно из этой таблицы, начиная с хрома аналогия химических свойств нарушается. Марганец и железо не имеют ничего общего с подгруппами азота и кислорода. В других рядах положение было не лучшим. Поэтому октавы Ньюлендса не обратили на себя внимания и были встречены с большим недоверием. [c.36]

Все это показывает, что никакого закона октав в природе не существует и что таблица Ньюлендса имеет формальный, (надуманный характер. [c.273]

Возникает, однако, вопрос придавал ли Ньюлендс какой-либо физический смысл числам, обозначавшим номера элементов в его последних таблицах ( закон октав ). На этот вопрос, видимо, возможно ответить лишь отрицательно, хотя в историко-химической литературе высказывалось мнение о пионерской роли Ньюлендса в введении атомного номера В поисках закономерной связи между свойствами элементов и их номером Ньюлендс не имел перед собой отчетливо поставленной цели и шел ощупью. На это указывают отмеченные выше несообразности в его таблицах. [c.363]

В 1862 г. французский химик А. Э. Б. де Шанкуртуа расположил элементы в порядке возрастания атомных весов на пространственной спиральной кривой с соответствующими точками на последовательных витках спирали эти точки отвечали различию в атомном весе на 16 единиц. Шанкуртуа обратил внимание на то, что элементы с подобными свойствами занимают место вблизи соответствующих точек, и высказал предположение, что свойства элементов являются функциями чисел . В 1863 г. английский химик Дж. А. Р. Ньюлендс предложил систему классификации элементов в порядке возрастания атомных весов, причем элементы он разделял на семь групп по семь элементов в каждой. Ньюлендс назвал такую зависимость законом октав по аналогии с семью интервалами музыкальной гаммы. Это предположение представлялось нелепым, и дальше Ньюлендс его не развивал. [c.133]

Через два года английский химик Дж. Ньюлендс опубликовал таблицу, названную им Закон октав , в которой он расположил все элементы в порядке их валентности. Таблица эта выглядела следующим образом [c.275]

Поэтому если бы по каким-либо причинам Менделеев вышел бы досрочно из игры, то открытие периодического закона могло быть сделано в другой стране, причем вероятнее всего, в Англии, где у Ньюлендса в его законе октав уже содержался прямой зародыш периодического закона. В Германии же в силу того, что составляемые Мейером таблицы элементов носили чисто эмпирический характер и были лишены в глазах самого же их автора теоретического значения, это открытие имело меньше почвы. [c.291]

Английский химик Ньюлендс в 1864 г. предложил закон октав , согласно которому элементы объединялись по группам, причем восьмые [c.155]

В 1864 г. английский ученый Дж. Ньюлендс, исходя из идеалистической идеи всеобщей гармонии, якобы царящей в природе, сделал попытку найти подобную же гармонию и среди химических элементов. Оказалось, что действительно в ряду элементов, расположенных по возрастанию их эквивалентных весов, часто 8-й по счету элемент повторяет свойства первого (так называемый закон октав)), табл. И). Так, натрий (9-й) повторяет свойства лития (2-й), калий (16-й) — натрия (9-й) магний (10-й) — бериллия (3-й), кальций (17-й) — магния (10-й). Все элементы разбиты на 8 вертикальных групп, сходные же элементы расположены по горизонталям. Однако в таблице Ньюлендса имеется и ряд недостатков а) некоторые места заняты одновременно двумя элементами, например № 22— Со и N1 б) число отступлений от закономерности очень велико титан (18-й) и хром (19-й), иттрий (24-й) и цинк (25-й), а также ряд других пар для оправдания закономерности требуют обмена местами в) некоторые элементы, ничего общего между собой не имеющие, подобно Р1 и С1, попадают на одну и ту же горизонталь. [c.33]

Положив в основу критерий аналогии между химическими свойствами элементов и опираясь на более точные знания атомных масс, рациональную классификацию элементов пытались разработать и другие ученые. Например, Александр Эмиль Бегие де Шанкуртуа (Франция) в своем сочинении Земная спираль развил периодическую классификацию, группируя элементы, в порядке увеличения атомных масс по спирали. Он показал, что аналогичные элементы приходятся на одну и ту же образующую цилиндра, на который навертывается спираль. В 1865 г. английский химик Джон Александер Рейн Ньюлендс расположил известные элементы в порядке возрастания их атомных масс. Он обнаружил, что можно составить группы из семи элементов таким образом, что восьмой элемент, считая от данного, обладает свойствами, аналогичными первому в предшествующей группе. Расположив элементы вертикальными столбцами по семь элементов в каждом, Ньюлендс выяснил, что сходные элементы, как правило, попадают в одни и те же горизонтальные ряды. В соответствующих рядах можно было найти каждую из трех триад Дёберейнера. Ньюлендс назвал открытую им закономерность законом октав . Периодическая таблица Ньюленд-са, хотя и неполная, важна для истории периодической классификации. [c.71]

В 1863—1865 гг. классификацией элементов занимался известный английский химик Д. Ньюлендс. Располагая их в порядке возрастания атомных масс, он отметил, что в большинстве случаев свойства элементов повторяются через 7 членов рЯ71а. Сравнив его с октавами в музыкальной гамме, Ньюлендс назвал установленную закономерность законом октав . Этот закон был встречен скептически многими учеными того времени, и английский химик не стал далее заниматься классификацией. По этому поводу Д. И. Менделеев писал, что даже если Ньюлендс и вцсказывал до него предположения о существовании какого-то закона, то он не смог убедительно доказать его и сделать свои взгляды широко распространенными. [c.157]

У Д. И. Менделеева было немало предшественников. Например, И. Деберей-нер (1817—1829) установил правило триад Дж. Ньюлендс обнаружил закон октав (1663), Александр де Шанкуртуа предложил земную спираль (1862), в которой сходные элементы оказывались во многих случаях друг под другом на спиральных витках. Таблицу, подобную менделеевской, практически одновременно с ним обнародовал Л. Мейер. Однако отсутствие хотя бы подсознательного, диа- [c.40]

Дж. А. Р. Ньюлендс сделал попытку в 1863—1866 гг. рассмотреть свойства элементов как функцию их атомного веса, выступив с соответ ствующими сообщениями в hemi al News, т. X, стр. 59, 194 и т. XIII, стр. 113. Ньюлендс указал, что каждый восьмой элемент в ряду всех элементов, расположенных по величине их атомных весов, как бы повторяет свойства первого, от которого ведется счет, девятый — свойства второго и т. д. это было сходно с тем, как через семь нот в гамме повторяется та же самая нота (отсюда замеченную им закономерность Ньюлендс назвал законом октав ). В противоположность системе Шанкуртуа (слишком просторной, спекулятивной) система Ньюлендса оказалась слишком тесной слишком узкой в смысле слепого следования за эмпирически установленным кругом элементов и их свойств. Ньюлендс стремился втиснуть в свою систему все известные в то время элементы так, чтобы заполнить ими все возможные места, не оставляя свободного места для не открытых еще элементов. В результате в одну группу соединялись явно несходные элементы, на что и обращает внимание Менделеев. В 1866 г. на заседании Лондонского химического общества Ньюлендс сделал сообщение о своих [c.485]

Смотреть страницы где упоминается термин Закон октав Ньюлендса: [c.325] [c.314] [c.461] [c.82] [c.27] [c.197] [c.197] [c.362] [c.362] [c.30] Смотреть главы в:

chem21.info

Последовательность основных ступеней в звукоряде повторяется, что позволяет присвоить имена всем его ступеням:

Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте звучания ступени помогают октавы. Применительно к звукоряду октава — интервал между соседними ступенями до. Левая ступень до — начало октавы, правая ступень до — конец октавы. Октаву образуют семь основных ступеней.

На рис. 1 показаны две полные октавы на клавиатуре.

Рис. 1. Две полные октавы

На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук. Возьмём в качестве исходной ступени клавишу до зелёного цвета (рис. 1) и присвоим ей порядковый номер 1. Отсчитаем от неё восемь клавиш влево (вниз) и получим соседнюю клавишу до голубого цвета с порядковым номером 8. Теперь отсчитаем от зеленой клавиши восемь клавиш вправо (вверх) и получим клавишу до жёлтого цвета с порядковым номером 8.

Октавы часто используются в музыкальных композициях и важно научиться их быстро находить на клавиатуре. В этом опять помогут чёрные клавиши. Как, например, найти октаву от ступени фа? Из рис. 1 видно, что ступень фа располагается перед тремя черными клавишами. Ищем соседнюю клавишу фа, которая располагается таким же образом по отношению к черным клавишам.

Каждая октава имеет собственное название и обозначение:

C3 – инфразвуки
C2 – субконтроктава
C1 – контроктава
C – большая октава
с – малая октава
с1 – первая октава
с2 – вторая октава
с3 – третья октава
с4 – четвертая октава
с5 – пятая октава
с6 – шестая октава
с7 – ультразвуки

Таким образом, для звукоряда определено 12 октав. Для сравнения звукоряд фортепиано состоит из семи с небольшим октав и крайние октавы неполные.

Рис. 2. Звукоряд фортепиано

С понятиями полной и неполной октавы может возникнуть путаница. Почему на рис. 2. крайняя правая октава неполная, а на рис. 1 говорится о двух полных октавах? Потому что в первом случае речь идёт об октавной системе, а во втором — о количестве клавиш, что важно знать, например, при выборе синтезатора. На рис. 3 показан 5-ти октавный синтезатор. Для уточнения можно сказать то, что он имеет пять полных октав. Тогда собеседник поймёт, что речь идёт о синтезаторе, в котором самая правая клавиша является клавишей до. Если самая правая клавиша не является клавишей до, то в таком случае говорят о неполной октаве, например,синтезатор имеет три с половиной октавы.

Как вы думаете, у какого инструмента звукоряд больше (шире), у фортепиано или у синтезатора на рис. 3? На самом деле они практически равны, так как в данной модели синтезатора есть возможность сдвигать строй на октаву вверх и вниз, что расширяет звукоряд синтезатора до 7 полных октав. Во многих 5-ти октавных синтезаторах есть возможность сдвигать строй на 2 октавы вверх и вниз, что расширяет их звукоряд до 9 октав.

Рис. 3. 5-ти октавный синтезатор

Точное название ступени состоит из названия ступени и название октавы, в которой она расположена, например: до малой октавы (c), соль третьей октавы (g 3 ). Октавы в звукоряде располагаются относительно опорной частоты, в качестве которой выбрано колебание с частотой 440 Гц. Этой частоте соответствует звук ля первой октавы (зелёная клавиша на рис. 3). Данный звук является опорным по причине того, что частоты всех остальных звуков в звукоряде рассчитываются относительно неё, в результате чего образуется строй — система, задающая соответствие ступеней музыкального звукоряда звукам определённой высоты. Строй имеет важное значение в музыке, так как благодаря ему становится возможным получить согласованное и приятное на слух звучание различных музыкальных инструментов по отдельности или вместе..

www.studio.starport.ru

Сколько октав в голосе человека?

Даже люди, далекие от музыкального искусства, заинтересованы в вопросе, как узнать, сколько октав в голосе человека. С поставленной задачей может справиться каждый человек, обладающий подобным потенциалом. Самое важное – понять, по какому направлению целесообразно двигаться, и получить оптимальный объем информации для решения существующего вопроса.

Прежде всего нужно понять, что же представляет собой голосовой диапазон, и осознать, зависит ли характеристика только от индивидуальных особенностей построения голосовых связок, складочек. Особенные трудности вызывают крайние нотки, самые высокие и низкие, потому только опытные певцы стараются расширять диапазон и усиливать голос.

Классификация разновидностей голосов должна быть понятна так же, как и основные термины музыкального искусства. Прежде всего внимания заслуживает термин «октава», который позволяет понимать интервал, разделяющий ноты, причем одна из них должна удваивать частотность второй для красивого, мелодичного звучания.

Перед тем как узнать, сколько октав у тебя в голосе, следует пройти определенный проверочный процесс.

1. Исполнение низшей нотки обычным (модальным) голоском. В пении должно отсутствовать хрипение и выдохи. Звучание не должно оказаться скрипучим или придыхательным. Основная задача на этом этапе – это поиск самой низенькой ноты, которая может быть исполнена без каких-либо усилий и с удивительной легкостью. При этом желательно разогреть голос, так как предстоит выполнение сложной задачи, ведь нужно понять максимальные способности в вокальном искусстве. Нужно отметить, что в некоторых случаях придыхание допускается, но хрипота, обусловленная усилием, в голосе при любом раскладе должна отсутствовать.

2. Поиск самой верхней ноты. В этом случае также нужно играть с обычным (модальным) голосом. После того как пройден вышеописанный процесс, но в обратном порядке, можно попробовать возможности относительно фальцета. При использовании фальцета, скорее всего, удастся найти более высокую ноту по сравнению с модальным голосом. На следующем этапе желательно проверить возможности при голосовом свисте.

3. Для определения диапазона желательно подсчитать нотки между самой нижней и верхней нотками без учета диезов и бемолей. Кроме того, рекомендуется подсчет полных и неполных октав.

Только после того, как удастся узнать, сколько октав в голосе, появляется возможность для описания диапазона на основе вокальной классификации.

www.wday.ru

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — I

1. Названия звуков

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Названия белых клавиш фортепиано:

  • Белая клавиша между двумя черными — РЕ.
  • Две белые клавиши справа от РЕ — МИ, ФА.
  • Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) — СОЛЬ, ЛЯ.
  • Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) — СИ, ДО.

2. Названия октав

Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.

Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.

Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.

3. Размещение нот на нотоносце

Ноты — это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.

Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

4. Скрипичный ключ

Скрипичный ключ — это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

ДО — на первой дополнительной линии, РЕ — под первой линией, МИ — на первой линии, ФА — между первой и второй линиями, СОЛЬ — на второй линии, ЛЯ — между второй и третьей линиями, СИ — на третьей линии.

5. Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Белая нота (круг) без палочки — целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой — половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой — четвертная нота

Черная нота с палочкой и хвостиком — восьмая нота.

Основное деление длительности звуков:

Целая делится на 2 половинные, половинная — на 2 четверти, четверть — на 2 восьмые

Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии — вниз.

6. Размер 2/4

Размер 2/4 — это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая — слабая.

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

8. Запись песни со словами и без слов

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

9. Мажор и минор. Тоника

Мажор и минор — наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

10. Гамма ДО мажор

Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В ДО мажоре тоникой является звук ДО.

Ступени гаммы ДО мажор: ДО — I, РЕ — II, МИ — III, ФА — IV, СОЛЬ — V, ЛЯ — VI, СИ — VII, ДО — снова I.

11. Тоническое трезвучие

Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие.

Тоническое трезвучие в ДО мажоре: ДО — I, МИ — III, СОЛЬ — V.

12. Вводные звуки

Вводные звуки — звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).

Вводные звуки в ДО мажоре: СИ — РЕ.

Восходящий вводный звук в ДО мажоре — СИ.

Нисходящий вводный звук в ДО мажоре — РЕ.

Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО.

Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО.

13. Полутон и тон

Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.

Тоны и полутоны в гамме ДО мажор:

ДО-РЕ — тон, РЕ-МИ — тон, МИ-ФА — полутон, ФА-СОЛЬ — тон, СОЛЬ-ЛЯ — тон, ЛЯ-СИ — тон, СИ-ДО — полутон.

14. Диез, бемоль, бекар

Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

Диез — знак повышения звука на полтона: #

Бемоль — знак понижения звука на полтона: b

Бекар — знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Названия черных клавиш фортепиано:

  • Черная клавиша между ДО и РЕ — ДО-диез или РЕ-бемоль.
  • Черная клавиша между РЕ и МИ — РЕ-диез или МИ-бемоль.
  • Черная клавиша между ФА и СОЛЬ — ФА-диез или СОЛЬ-бемоль.
  • Черная клавиша между СОЛЬ и ЛЯ — СОЛЬ-диез или ЛЯ-бемоль.
  • Черная клавиша между ЛЯ и СИ — ЛЯ-диез или СИ-бемоль.

15. Ключевые и неключевые знаки альтерации

Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.

Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

16. Тональность СОЛЬ мажор

СОЛЬ мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).

Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:

Гамма Соль мажор и ее ступени:

  • СОЛЬ — I, ЛЯ — II, СИ — III, ДО — IV, РЕ — V, МИ — VI, ФА-диез — VII, (СОЛЬ) — I.

Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:

Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:

17. Тональность ФА мажор

ФА мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит ФА мажор:

  • ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).

Ключевой знак в тональности ФА мажор:

Гамма ФА мажор и ее ступени:

  • ФА -I, СОЛЬ — II, ЛЯ — III, СИ-бемоль — IV, ДО — V, РЕ — VI, МИ — VII, (ФА) — I.

Тоническое трезвучие в ФА мажоре:

Вводные звуки в ФА мажоре:

18. Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

20. Музыкальная фраза

Фразы — это части, на которые разделяется мелодия.

Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии — точная или с некоторыми изменениями — создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком «галка» или «запятая».

21. Реприза

Репризой называется знак повторения, это две точки — выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

22. Басовый ключ

Басовый ключ — это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы — между второй и третьей линией.

23. Тональность ЛЯ минор

ЛЯ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ЛЯ минор и ее ступени:

ЛЯ — I, СИ — II, ДО — III, РЕ — IV, МИ — V, ФА — VI, СОЛЬ — VII, (ЛЯ) — I.

Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ — I, ДО — III, МИ — V.

www.lafamire.ru

Джон Ньюлендс

Он родился в Лондоне 26 ноября 1837 г. Отец, Уильям Ньюлендс, шотландский священник, не хотел, чтобы сын, Джон Александер Рейна, следовал по его стопам. И подготовил его к поступлению в химический колледж. Мать, Мэри Сара Рейна, итальянка, привила сыну любовь к музыке.
Химик-экспериментатор Джон Александер мало чем интересен истории. Он не получил ни одного нового химического соединения, не открыл новой химической реакции. На родине он был известен как специалист в области сахароварения: в технологический процесс приготовления сахара внес некоторые усовершенствования. На склоне лет Дж.Ньюлендс совместно с братом опубликовал монографию по получению и очистке сахара.

Джон Александер
Рейна Ньюлендс
(1837–1898)

Однако ни один учебник по химии на тех страницах, где речь касается учения о периодичности свойств химических элементов, не преминет упомянуть Ньюлендса в качестве одного из предшественников Дмитрия Ивановича Менделеева на пути к открытию периодического закона. Именно причастностью к обнаружению фундаментальной закономерности природы Джон Александер и занял должное место в истории естествознания. Впрочем, он был не одинок. В качестве других предшественников рассматривались француз А.Бегье де Шанкуртуа, англичанин У.Одлинг, немец Л.Мейер. Ньюлендс – особенно в Великобритании – считался тем исследователем, приоритетные претензии которого имели наиболее весомые основания.
Получив образование в колледже, он в 1857 г. становится ассистентом химика в Королевском сельскохозяйственном обществе. Однако в его судьбе под непосредственным влиянием матери происходит неожиданный поворот. На ее родине, в Италии, победу за победой одерживает освободительное движение во главе с Джузеппе Гарибальди. Мать уверена: место сына в рядах гарибальдийцев.
В начале 1860 г. Ньюлендс оказывается в Италии, где познакомился со Станислао Канниццаро – одним из реформаторов атомно-молекулярного учения. Это он произнес в начале сентября 1860 г. знаменитую речь на Международном химическом конгрессе в немецком городе Карлсруэ. Насколько тесным было непосредственное общение между Канниццаро и Ньюлендсом, можно только предполагать. Однако оно не могло не повлиять на Ньюлендса: атомно-молекулярное учение привлекло его пристальное внимание.
Что послужило непосредственным толчком к попыткам Ньюлендса заняться систематизацией химических элементов? В начале 1864 г. журнал «Chemical News» опубликовал анонимную статью, автор которой утверждал, что атомные веса элементов, за некоторыми исключениями, с большей или меньшей точностью кратны восьми. Очевидно, рассуждал Ньюлендс, должны быть кратны восьми и разности атомных весов в ряду по мере возрастания последних. Чтобы это проверить, он составил таблицу, в которой расположил все известные элементы в порядке увеличения их атомных весов (по данным системы Канниццаро) и вычислил разности в весах ряда соседних элементов. Но только в одном случае эта разность была равна восьми.
Следовательно, мнение анонимного автора оказалось ошибочным. Ньюлендс решил продолжить исследования. В статье, датированной 20 августа 1864 г., он заметил, что наблюдается периодическое появление в ряду химически сходных элементов. Он приписал каждому элементу, начиная с водорода, номер, причем если элементы имели одинаковые веса, то – один и тот же номер. Ньюлендс расположил элементы в виде таблицы, фрагмент которой приведен на рис. 1.

Рис. 1.
Система Ньюлендса (1864)

В этой же статье он сделал вывод: «Разность в номерах наименьшего члена группы и следующего за ним равна семи; иначе говоря, восьмой элемент, начиная с данного элемента, является своего рода повторением первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке…»
Так впервые была высказана идея о периодичности изменения свойств элементов.
Спустя год, 18 августа 1865 г., Ньюлендс опубликовал систему элементов, назвав ее «законом октав», который формулировался следующим образом: «Номера аналогичных элементов, как правило, отличаются или на целое число семь, или на кратное семи; другими словами, члены одной и той же группы соотносятся друг с другом в том же отношении, как и крайние точки одной или больше октав в музыке» (рис. 2).

him.1september.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]