Оглавление:

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В БУХГАЛТЕРИИ (Конспект лекций). Автор: Гайфулина Н.П., редактор: Л.И. Александрова

1. Форматы бумаги, разрешенные к применению в делопроизводстве.

2. Нумерация страниц, оформление дат.

3. Правила сокращения слов.

4. Правила написания чисел в оформлении документов, физических величин, математических формул.

5. оформление таблиц в документах.

6. Корректурные знаки при правке деловых документов, знаки препинания и символы.

Документы состоят из отдельных элементов, которые принято называть реквизитами – то есть требуемое, необходимое (пер. с латин.). Совокупность реквизитов документа отражает его форму. Следовательно, чтобы документ отвечал своему назначению, он должен быть составлен по форме, принятой для данной категории документов. От полноты и качества оформления документа зависят доказательная (юридическая) сила, т.к. он служит свидетельством, подтверждающим факт, операцию, сделку. С 1.01.1991 г. и по настоящее время введен стандарт на организационно-распорядительную документацию ГОСТ 6.38-90, который применяется в органах государственной власти и управления, а также в подведомственных им предприятиях и организациях. В этом стандарте определен 31 реквизит и указано их расположение.

Все документы оформляются на бумаге определенных размеров – форматов, соответствующего качества (плотности и белизны). ГОСТ 9327-60 устанавливает три потребительских формата: А, В, С.

Бумага потребительская. Форматы. Ряд. А является основным. Он делится на классы, обозначаемые цифрами от 0 до 13, и обозначается буквой ряда и цифрой класса.

Ряды В и С являются дополнительными.

Исходным форматом является А0, площадь которого равна 1 м 2 , с габаритами 842 х 1189 мм. Последующие форматы получаются путем деления предшествующего формата на две равные части параллельно меньшей стороне. Для оформления деловых документов используются следующие форматы.

abc.vvsu.ru

Астрономия
Науки о Земле

Авторизация

Оформление обзорных лекций и тезисов докладов

Зарегистрировать и отправить Ваши доклады и тезисы сообщений можно только в том случае, если все их авторы зарегистрированы как участники конференции (очные или заочные). Правильность написания фамилий, имен и отчеств авторов, порядок их следования целиком определяется Вами и редколлегией не меняется и не проверяется.

Подготовка оригинал-макета сборника трудов конференции ведется с использованием издательской системы MikTex2.9. Авторы не должны использовать какие-либо иные системы подготовки документов (MS Word и т. д.) не совместимые с LaTeX. В случае невыполнения этого условия тексты докладов и тезисов в сборнике трудов конференции опубликованы не будут.

Обращаем Ваше внимание на то, что оформление ссылок цитирования в Трудах конференции должно быть сделано исключительно с использованием пакета BibTex (см. далее).

Оформление обзорных лекций

Оформление обзорных лекций следует вести с использованием данного шаблона. Объем обзорной лекции не должен превышать 10-15 страниц в формате указанного выше шаблона. Текст лекции должен быть сохранен в кодировке cp1251.

Авторы не могут использовать специальные настройки стилей, отличные от настроек по умолчанию. Все специфические настройки будут удалены при подготовке сборника трудов конференции к печати. Также не должны подключаться какие-либо нестандартные наборы шрифтов и специализированных символов. Несоблюдение этого требования может привести к смысловому искажению текста доклада или лекции при подготовке к печати.

Необходимо выполнять следующие правила.

Иванов. Обратный порядок написания (Иванов

Б.) используется только в команде \addcontentsline.

Подготовленный файл обзорной лекции, файл библиографии и необходимые иллюстрации отправьте используя соответствующую форму на сайте конференции. По электронной почте лекции не принимаются!

Обратите внимание на примеры правильного оформления различных компонентов текста, размещенные внизу этой страницы.


Оформление тезисов студенческих, семинарских и стендовых докладов

Основные требования к оформлению тезисов полностью совпадают с требованиями к оформлению обзорных лекций (см. выше). Таблицы, формулы и математические символы должны быть оформлены по правилам системы TeX. Текст не должен содержать переносов и команд форматирования! Абзац оформляется пропуском строки. Нежелательно помещать в текст тезисов более одного рисунка.

Вы должны использовать стандартный шаблон, для того, чтобы скомпоновать Ваши тезисы и создать файл библиографии перед заполнением формы отправки тезисов на сайте. Общий размер тезисов не должен превышать одну страницу в формате нашего шаблона. Текст тезисов должен быть сохранен в кодировке cp1251. Размер файла рисунка не должен превышать 500 kB для растрового файла без сжатия.

Примеры оформления

Пример аннотации обзорной лекции

Оформление прямой таблицы

\begin

\caption<Основные современные каталоги кратных звезд>
\begin

\scriptsize
\begin<|c|c|c|c|>
\hline
Название & Краткое & Число & Ссылка \\
каталога & описание& объектов & \\
\hline
Fourth Catalog of & Каталог & $46882$ & http:// \\
Interferometric & результатов спекл- & & ad.usno.navy.mil/ \\
Measurements of & интерферометрических & & wds/int4.html \\
Binary Stars & наблюдений & & \\
\hline
Washington Double & Каталог результатов & $98084$ & http:// \\
Star Catalog (WDS) & визуальных наблюдений & & ad.usno.navy.mil/ \\
& & & wds/wds.html \\
\hline
The Second & Каталог разностей & $31303$ & http:// \\
Photometric & блеска в системах & & ad.usno.navy.mil/ \\
Magnitude & & & wds/dm2.html \\
Difference & & & \\
Catalog & & & \\
\hline
Sixth Catalog of & Каталог орбит & $1710$ & http:// \\
Orbits of Visual & визуальных систем & & ad.usno.navy.mil/ \\
Binary Stars & & & wds/orb6.html \\
\hline
Ninth Catalogue of & Каталог орбит & $2059$ & http:// \\
Spectroscopic & спектрально-двойных & & sb9.astro.ulb.ac.be\\
Binary Orbits & & & \\
\hline
Multiple Star & Каталог & $1690$ & http:// \\
Catalogue & кратных звезд & подсистем & vizier.u-strasbg.fr/ \\
& с известными орбитами & & cgi-bin/VizieR-2 \\
\hline
Catalog of & Каталог компонентов & $105838$ & http:// \\
Components of & кратных систем & компонентов & vizier.u-strasbg.fr/ \\
Double and Multiple& & & cgi-bin/VizieR-2 \\
stars & & & \\
\hline
\end
\end

\end

Оформление таблицы развернутой вдоль листа

\begin

[ht] \centering \small
\caption< Наблюдения квадратов ошибок гамма-всплесков>\label
\smallskip \small
\begin<|c|c|c|c|c|>
\hline GRB & Номер & Время от& Оптический&Комментарии\\
&публикации& регистра- &предел&к \\
&в циркуляре&ции GRB,&&наблюдениям\\
&GCN&$t-t_0$& & \\

\hline GRB041016& GCN 2816& 12ч22мин& 17m & Камера AP16E \\
\hline GRB041015& GCN 2810& 4ч15мин & 21m & AP16E\\
\hline GRB041006&GCN 2773 & 4ч30мин & 18.4 m& Pictor (upgrade AP16E)\\
\hline GRB040929&GCN 2755 & 5ч10мин& 16 m & Луна, облака, Pictor \\
\hline GRB040924&GCN 2738, & 5ч21мин& 17.5 m & Pictor. Луна \\
\hline & GCN 2737 & & 18.5 m & \\
\hline GRB040827 & GCN 2676 & 5.9ч& 17 m & Сигнал с INTEGRALа, облака \\
\hline GRB040825a&GCN 2660 &16.8ч &20 m & AP16E, первые наблюдения \\
\hline GRB040825b & GCN 2659 & 4с& 19.5 m & Первые наблюдения \\
\hline GRB040624 & GCN 2616& 11ч52мин& 15 m &Первые наблюдения ,облака\\
\hline GRB040308 & GCN 2543& 48 ч & $21.2^m$& Нефильтрованный свет\\
\hline GRB030913& GCN 2394 & 43 мин& $17.5^m$ & Облака (наведение через \\
& GCN 2385&&&120с после прихода алерта\\
\hline GRB030601 & GCN 2262& 55 мин&$12.0^m$&Наведение через 105 с\\
& & &&Первые 55 мин — облака\\
the burst. OT limit 12.0.\\
\hline GRB021219 &GCN 1770& 7.5ч&$13.7^m$&Первые наблюдения первого GRB\\
&&&& с INTEGRAL’а, облака\\

\end \normalsize \medskip
\end

\end

Оформление рисунка

Комптона.Этот всплеск не является типичным,
потому что типичного всплеска нет. Общее лишь то, что в течение долей или
нескольких секунд > появляется поток гамма-квантов обладающий
сложной изрезанной временной структурой>
\end

Оформление рисунка из нескольких графических файлов

Оформление информации о поддержке работы

Оформление поэтических страниц

\begin


\large \bf Троянские мотивы
\end

\bigskip
\small Гомер. Троя. По троянским мотивам написаны тысячи
произведений искусства. Вот еще одно. \normalsize
\bigskip

Был я глупым тогда и сильным,\\*
Обладателем птицы синей,\\*
Что сидела не где-нибудь в Вятке,\\*
А в моей, извиняюсь, палатке.

Уважали меня деканы,\\*
Забавляли меня тараканы,\\*
Обожали малые дети,\\*
Когда пел им я про $\tau$ Ceti,

И глазами ели студентки,\\*
Положив конспект на коленки,\\*
Когда я заливал про МИДАСА\\*
И сходимость ряда Лапласа.

Но однажды ОНА появилась\\*
У палатки

— и дверь отворилась.\\*
Не простившись, взлетела птица

—\\*
Синим небом и ветром упиться.

— не из тех, кто просит,\\*
Не из тех, кто судьбу поносит.\\*
Принял вызов

— и ну стараться\\*
ее сердца и губ добиваться!

Девять лет осаждал я Трою,\\*
Штурмовал и подкопы строил,\\*
Пробирался конем троянским,\\*
Заливался романсом цыганским.

Вс\»е напрасно! Усилья утроил\ldots\\* Отворились ворота у
Трои,\\* И вошел в них лихой победитель.\\* Только то был не я,
поймите.

Свет померк. Я оружие бросил.\\*
Мне теперь оно

— дроссель для Росси.\\*
Меня слышишь ли, синяя птица!?\\*
Я прошу тебя, счастия жрица,\\*
У НЕЕ навсегда поселиться!
\bigskip
\end
\medskip

— около этой звезды искали признаки космической
цивилизации (см. песню В. Высоцкого о тау-китянах).

Ряд Лапласа представляет гравитационный потенциал планеты, см.
<\it Антонов, Тимошкова, Хол\-шев\-ни\-ков.>Введение в теорию
ньютоновского потенциала. М., Наука, 1988.
\normalsize

astro.ins.urfu.ru

Оформление и защита исследовательской работы

  • Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы.
  • Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация страниц не ставится, на следующей странице ставится цифра «2».
  • Иллюстрации и таблицы , расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.
  • Порядковый номер страницы печатают на середине верхнего поля страницы
  • Главы (разделы) следует нумеровать в пределах всей работы, номер обозначается арабскими цифрами. Параграфы (подразделы) должны иметь нумерацию в пределах каждой главы (раздела). Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой.

1 Тенденции развития информационных технологий

1.1 Эволюция индустрии ИТ

1.2 Архитектура предприятия как основа стратегического управления информационными системами

1.3 Процесс выстраивания архитектуры

Правила оформления иллюстраций

Иллюстративный материал может быть представлен рисунками, графиками, схемами, моделями бизнес-процессов, диаграммами и другим подобным материалом. Рекомендуемые правила оформления рисунков следующие.

  1. Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы (раздела).
  2. Иллюстрация должна иметь название, которое приводится под рисунком, посередине строки, вслед за номером иллюстрации .
  3. На все иллюстрации должны быть приведены ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «Рисунок» с указанием его номера, например, «…в соответствии с рисунком 1» или «…в соответствии с рисунком 5.1».
  4. Иллюстрации размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости — в приложении .
  5. В случае заимствования рисунка из какого-либо источника обязательна ссылка на этот источник , которая размещается после названия иллюстрации .

Пример оформления иллюстрации приведен ниже (см. рис. 5.2).

Правила оформления формул

При использовании в тексте исследовательской работы формул рекомендуется придерживаться следующих правил оформления (см. табл. 5.3).

  • Внутри текстовых строк.
  • Формулы , не имеющие самостоятельного значения, не нумеруют
  • На отдельной строке по центру.
  • Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной пустой строки.
  • Допускается переносить формулу на следующую строку на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют.
  • Важные формулы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы (раздела). Номер заключают в круглые скобки и записывают на уровне формулы справа
  • Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, » . в формуле (5.1)».
  • Пояснения символов, применяемых в формулах , должны быть приведены в тексте или непосредственно под формулой .
  • Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле .
  • Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него

Пример оформления формулы приведен ниже.

Расчет показателя рентабильности инвестиционного капитала осуществляется следующим образом:

где — валовая прибыль проекта,

— общий объем инвестиций.

Правила оформления таблиц

В исследовательской работе таблицы применяют для структурирования, лучшей наглядности материала, представления результатов сравнения показателей, характеристик, критериев и во многих других областях.

Таблицы , как и рисунки, имеют названия и порядковую нумерацию. Название должно отражать содержимое таблицы , быть точным и кратким. Рекомендуемые правила оформления таблиц приведены в табл. 5.4.

www.intuit.ru

Как оформлять список литературы дипломной работы

МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ

НАША ЗАДАЧА — ПОМОГАТЬ: ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ВИДЫ РАБОТ

Работы МЫ пишем через Биржу PISHEM24.RU Оформив заказ, Вы бесплатно узнаете за какую цену и в какой срок мы напишем Вашу работу . Вам начнут поступать предложения выполнить Вашу работу (уведомления приходят на e-mail), Вам останется выбрать наиболее понравившееся предложение автора , после чего автор начнет работу над Заказом. Курсовые работы выполняем от 1 дня от 800 рублей. Дипломные от 3-х дней от 5000 рублей, отчеты о прохождении практики от 500 р.

Рады быть Вам полезными!

УЗНАЙТЕ БЕСПЛАТНО СТОИМОСТЬ

Ваш Заказ попадет в Ленту заказов на Биржу студенческих заказов Pishem24.ru, где мы бесплатно оценим выполнение вашей работы с указанием цены и срока. Создание заказа предназначено для оценивания работы. Для начала работы над заказом, Вам необходимо будет выбрать наиболее понравившееся предложение одного из авторов.

С уважением, команда пишем-диплом-сами.рф

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

У нас все надежно

Безопасная сделка

Ваши деньги не направляются в качестве предоплаты исполнителю, а резервируются в системе.
Они будут переданы автору только после того, как вы одобрите работу, 20 дней гарантии на выполненную работу

Надежные исполнители

У нас нет случайных людей, все авторы — опытные исполнители и работают на рынке студенческих услуг долгое время

Ответственный подход

Исполнители заинтересованы в качественном и своевременном выполнении каждого задания, так как рискуют своим рейтингом и репутацией

Гарантия возврата

Если вдруг вы останетесь недовольны качеством работы, мы вернем вам деньги без долгих разбирательств

Принимаем ответственность

Если что-то пошло не так, мы оперативно 24/7 решаем вопросы и исправляем недоразумения, если что-то Вас не устроит

Правила оформления списка литературы дипломной работы

Как составить и правильно оформить список литературы к курсовой и дипломной работе? Какие предъявляются правила к оформлению списка литературы в 2014 — 2015 гг.? Существует ли ГОСТ оформления списка использованной литературы?

Ура! Диплом почти готов и вам осталось всего лишь оформить «быстренько» список литературы. Но как это сделать? И как правильно его оформить?

Сразу хотим вас предупредить. «Быстренько» оформить список литературы не получится.

К оформлению списка литературы необходимо отнестись весьма ответственно, так как он показывает уровень вашей подготовленности по выбранной теме. Здесь сразу прослеживается и актуальность выбранной темы и ее новизна дипломной работы, практические разработки и ее анализ. Мало того, вы должны понимать, что всё знать невозможно, а в университете вас учат, прежде всего, работать с информацией, уметь ее искать, отбирать, анализировать, прорабатывать и применять. Поэтому выпускающийся специалист должен уметь практически владеть ею.

При оформлении дипломных работ, в методических рекомендациях разных университетов встречаются следующие названия данного списка:

1. Cписок использованной литературы;

2. С писок используемой литературы;

3. Список литературы;

6. Библиографический список.

А все почему? Ответ таков: в каждом вузе «свои» требования к оформлению дипломных. Очень хочется верить, что когда-нибудь в России будут приняты единые требования к оформлению дипломных работ. А пока.

«Опытному глазу»* сразу видно насколько качественно сделан ваш диплом, стоит ему только взглянуть на введение, заключение и список литературы в дипломной работе.

* Члену аттестационной комиссии

Литература должна быть:

  1. Современная (желательно последних 3 – 4 лет, т. е. 2011-2014);
  2. Соответствовать теме вашей дипломной (курсовой) работы;
  3. Источников 1990–х. годов должно быть по минимому (например, если у вас есть глава, которая посвящена истории, то наличие литературы прошлого века – это нормально, но опять-таки, не более 30%).
  4. Каждый литературный источник должен упоминаться в сносках в тексте дипломной работы;
  5. В дипломной работе должны по минимому использоваться учебники и учебные пособия. Основной акцент должен делаться на научные статьи в журналах и специальных изданиях, монографии, статистики и т. п. Соответственно и список использованной литературы должен быть составлен в таком соотношении. Это повысит научную ценность вашей дипломной работы.
  6. Если вы указываете в списке использованной литературы законы и подзаконные акты, то они должны использоваться и, соответственно, оформляться в самой последней редакции (+ дата и источник его первого опубликования).

Написание дипломной работы само по себе является сложной задачей. Не менее лёгким считается оформление списка литературы работы. Он должен состоять минимум из 30 источников, грамотно оформленных, с соблюдением алфавитного порядка. Кажется, что нет ничего особенного в перечислении источников, но здесь необходимо проявить внимательность и аккуратность, опираясь на требования стандартов.

Базовой литературой в любом дипломном проекте считаются безусловно учебники ведущих учёных, их методические разработки, пособия.

Советуем начинать изучать литературу именно с общей информации по выбранной теме дипломной работы, то есть с учебников и монографий, затем переходить к публикациям более узкой тематики. На этом этапе можно начинать потихоньку составлять список использованной литературы. На основе анализа литературы выявляется круг задач по теме дипломной работы, которые ставятся во введении, решаются в основной части, выводы по результатам решения задач кратко излагаются в конце каждого раздела и в заключении к дипломной работе.

Как же правильно оформлять список литературы к дипломной и к курсовой работе по ГОСТу?

На сегодняшний день действует:

В то же время, еще большее количество вузов требуют совершенно иного оформления списков литературы (в соответствии с методическими рекомендациями по написанию дипломных и курсовых работ).

Литература в списке дипломной работы приводится в следующем порядке:

1. Нормативно-правовые акты (Международно-правовые акты, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, приказы, письма);

2. Научная и учебная литература (книги, монографии, учебные пособия, учебно — методические пособия, справочники, курсы лекций) располагается, как правило, в алфавитном порядке. При использовании внутристрочных библиографических ссылок – по фамилии авторов в порядке их упоминания. При упоминании авторов с одинаковой фамилией их располагают в алфавитном порядке их инициалов. Научные работы одного автора располагают по алфавиту их названий. Источники литературы нумеруются по порядку. Это общие требования, единые для всех.

Обычно в методических рекомендациях к дипломной работе приводятся примеры вплоть до точки и тире как «правильно» оформлять список литературы. Если по каким-либо причинам у вас ее нет, то смотрите соответсвующий ГОСТ.

Примеры оформления списка литературы дипломной работы по ГОСТ

Допустим, вы использовали учебник для вузов конкретного автора, из которого вы взяли несколько ключевых терминов и положений. Тогда в списке его работа будет представлена следующим образом:

Иванов, К.И. Основы права [Текст]: учебник для вузов / К.И. Иванов. – М.: Дрофа, 2012. – 256 с.

Если у вас в руках учебник нескольких авторов, то вы можете написать так:

Петров, Ю.В. Экономическая теория [Текст]: учебник / Ю.В. Петров, А.В. Сидоров. СПб.: Астрель, 2010. – 391 с.

Если вы использовали учебное пособие под редакцией одного автора, объединившего труды многих учёных, то нужно оформить его следующим образом:

Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Р.П. Викторовой. – М.: Академия, 2011. – 327 с. Или:

Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Петров, Д.И. Иванов, С.И. Сидоров; под ред. Р.П. Викторовой. – М.: Академия, 2011. – 327 с.

Если у вас в работе был использован одна книга из многотомного издания, то в представлении учебника нужно указать конкретный том:

Свиридюк, А.У. Экономика Т.2. Микроэкономика [Текст] /А.У. Свиридюк. — М.: Юрайт, 2012. – 674 с.

Статьи из журналов оформляются следующим образом:

Боярцева, В.К. Факторы экономического роста [Текст] /В.К. Боярцева // Экономический вестник. – 2010. — №5(12). – С. 15 – 20. Здесь указывается автор, приводится название статьи, год издания, номер и страницы журнала, на которых размещена статья.

Словари оформляются подобным образом:

Власов, О.И. Толковый словарь [Текст] /О.И. Власов. — М.: Дрофа, 2010. – 1020 с.

Электронные ресурсы выглядят в библиографическом списке дипломного проекта так:

Словарь юридических терминов [Электронный ресурс]. – http://.

Экономический словарь [Электронный ресурс]. – http://.

Водянец, П.Л. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]. – http://. – статья в интернете.

Громова, С. В. Исследование влияния роста заработных плат на уровень жизни населения [Электронный ресурс]: авт. дисс… к.э.н. — http://. – ссылка на автореферат диссертации.

Помните, что библиографический список дипломного проекта не должен в основном состоять из электронных ресурсов. В некоторых вузах требуют, чтобы список литературы содержал 1/3 или 2/3 источников из сети интернет.

При написании дипломного проекта старайтесь не копировать материал из сети полностью, пропускайте его через себя, пишите своими словами с максимальным приближением к научному стилю изложения.

www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai

Правила оформления лекции

Подготовка и проведение лекционного занятия : В помощь молодому преподавателю частноправовых дисциплин

Ричард Бэндлер как-то заметил: «Люди, преподающие какой-либо предмет, могут быть очень компетентными в нем и много знать об этой конкретной области. Однако они обычно очень мало знают о том, как они этому научились, и еще меньше — о том, как научить этому кого-то другого».

Обыкновением сегодняшнего дня становиться чтение вузовской лекции молодыми преподавателями, только что сошедшими со студенческой скамьи. Многие из них имеют смутное представление о педагогической науке, опираясь в своей деятельности в основном на модели когда-то использованные их собственными педагогами. Предлагаемые рекомендации имеют цель расширить представление молодых преподавателей о лекции как о главной форме учебного процесса в высшем учебном заведении.

Лекция (от лат. lectio) — систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.

Опрос 30-ти начинающих преподавателей с целью изучения степени тревожности, которую они испытывают перед лекцией, показал следующее: на первое место (25 человек) поставлено беспокойство о том, что подготовленного к занятиям материала не хватит для заполнения отведенных двух часов; на втором месте (23 человека) — опасение совершить ошибку при изложении материала. Это влечет за собой стремление прочесть на одном занятии все, что молодой преподаватель знает по излагаемой проблеме. Опытные преподаватели со временем лишаются таких страхов и связанных с ними ошибок.

Однако до сих пор универсального решения проблемы оценки приблизительного уровня владения материалом нет. В педагогике высшей школы известен эксперимент, при помощи которого пытаются решить этот вопрос, работая с молодыми преподавателями — лекторами. Для этого лектор перед преподавателями кафедры читает две пробные лекции. Одну — ту, которую он читает конкретной аудитории студентов в ходе своего лекционного курса. Вторую — ту, которую он бы прочел, если бы отводимое на эту тему время удвоилось. При оценке результата обращается внимание, насколько лектору удалось дать новые сведения, расширяющие и углубляющие тему и избежать искусственного “растягивания” материала.

Подобный эксперимент показал, что далеко не все преподаватели успешно справляются с поставленной задачей. Уровень педагогического мастерства преподавателя обусловлен степенью сформированности его умений как результата овладения комплексом знаний. Эти умения можно разделить на три группы: проектировочные, конструкторские и организаторские.

Проектировочные умения проявляются:

— в способности преподавателя спланировать свой лекционный курс с учетом специальности обучаемых;

— предусмотреть возможные затруднения студентов в усвоении данного курса;

— найти методы и методические приемы, необходимые для преодоления трудностей студентами;

— определить наиболее рациональные виды деятельности обучаемых;

— воспринять и учитывать реакцию студентов на свое преподавание и перестраивать его в последующей педагогической деятельности;

— установить связи своего курса со смежными дисциплинами.

Конструкторские умения предполагают:

— отбор материала для одного занятия;

— выделение узловых понятий и закономерностей в нем,

— нахождение правильного соотношения нормативного и теоретического материала на данном занятии;

— планирование логических переходов от одного этапа занятий к другому;

— расположение теоретического материала от легкого и простого к более трудному и сложному;

— определение выводов по данной теме и переход к последующей;

— предвидение утомления аудитории и подготовку разрядки напряжения у обучаемых.

Организаторские умения проявляются в наличии у преподавателя навыков организации своего времени, индивидуальной и коллективной работы студентов, взаимодействия с ними в учебной работе, систематического контроля их деятельности и т.д.

Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Рабочая программа динамична, и каждый преподаватель имеет возможность внести в нее свои изменения. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.

Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли права.

После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:

— отбор материала для лекции;

— определение объема и содержания лекции;

— выбор последовательности и логики изложения;

— подбор иллюстративного материала;

— выработка манеры чтения лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Определение объема и содержания лекции — второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Этот материал наряду с лекционным должен выноситься на экзамен. При этом, как показывает опыт, объем времени, отводимого на самостоятельную работу, не должен превышать 30-40% от лекционного времени. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Кроме того, при выборе объема лекции необходимо учитывать возможность «среднего» студента записать ту информацию, которую, по вашему мнению, он должен обязательно усвоить.

Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую характеристику лекции.

Лекция входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером учебной дисциплины, а также с образовательными возможностями других форм обучения.

Лекционное преподавание закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую отрасль права, знакомит студентов с методологией исследования, указывает направления их работы по всем остальным формам и методам учебных занятий.

Как справедливо отмечает проф. Е. А. Суханов, предметом обучения должно стать правоведение, а не законоведение, то есть основой преподавания, скажем, частного права должны быть не столько конкретные нормы отечественного законодательства (быстро меняющиеся и не отличающиеся должным юридическим уровнем), а прежде всего — основные цивилистические понятия и конструкции, способы и формы их практического использования. Например, рассмотрение понятия юридического лица он предлагает начинать не с пересказа соответствующей статьи ГК, а с раскрытия необходимости появления и сущности этой категории, затем показать ее воплощение в различных правовых системах и завершить освещением действующего законодательства. При таком подходе студент уяснит как существо данной категории, так и абсурдность некоторых законодательных решений, например, — наделение правами юридического лица отдельного гражданина (фермера по действующему закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве) или создание «юридического лица по доверенности» (по закону о высшем и послевузовском образовании).

Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.

Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.

Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.

Лекция — экономный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, «работают» в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция:

— дает непосредственное общение с лектором;

— представляет разные точки зрения;

— дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;

— учитывает особенности ситуации;

— способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.

Объем и содержание лекции зависят и от ряда классификационных характеристик лекционного занятия. Существуют классификации лекций по различным основаниям:

— месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);

— преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);

— частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);

— степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).

Однако строгая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.

Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и читаться монологически. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны слушателей краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, существующей научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.

Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли, либо института права. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.

Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.

В педагогической практике понятие “установочная лекция” может иметь и другой смысл. Нередко установочными называют «фондовые» лекции, которые составляются преподавателями по всему курсу и передаются в «фонд» кафедры как базовый материал, на основе которого могут создаваться авторские курсы по данной или близкой дисциплине этим или другими лекторами.

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете.

Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету.

Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия. Например, могут быть прочитаны лекции на тему: «Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике», «Гражданское (или — трудовое, семейное и т.п.) правоотношение».

В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер. И, тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Это просто необходимо в тех случаях, когда научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы. Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем науки.

Проблемную лекцию условно можно разбить на следующие условные части:

— получение исходных данных для формулировки проблемного вопроса;

— формулировка и разъяснение проблемного вопроса;

— определение общего направления поиска решения и разбивки (если это требуется) проблемы на подпроблемы;

— решение проблемного вопроса на основании выдвинутых гипотез;

— анализ результатов решения и установление связи с практикой.

Возможны и другие схемы построения проблемной лекции. Студенты могут участвовать в решении проблемного вопроса, предлагая свои гипотезы или анализируя результаты. Но даже в том случае, когда решение излагается только самим преподавателем, студенты будут участниками решения.

Проблемная лекция помогает преодолеть связанную преимущественно с информационной ролью лекции пассивность студентов, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции.

Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.

Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.

Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным. Характерная логическая ошибка многих лекторов — начать доказывать одно, а закончить доказательством другого (потеря тезиса). Если лектор запутался в доказательстве, то он не должен искать выхода в преднамеренной “подмене тезиса”. Неправильными доводами нельзя доказать даже истинного тезиса. Логическая ошибка в этом случае называется “ложным основанием”. Истинность доводов должна быть доказана независимо от тезиса. В противном случае доказательство становится невозможным.

Преподаватель не должен использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свой авторитет. Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов, способных сделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя.

В практике молодых (и не очень) преподавателей иногда допускаются «фактические» ошибки. Такое может произойти даже с маститыми педагогами. Так, проф. И. С. Перетерский вспоминал, что неоднократно допускал такие ошибки, например, однажды на лекции «напутал с вопросом о круге наследников по завещанию», однако не старался представить дело таким образом, что «я прав, да вы меня поняли неверно», а честно признался студентам в том, что произошла ошибка. Действительно, во много раз достойнее исправить фактическую ошибку, нежели делать вид (особенно к экзамену) что она не произошла. «Человеку свойственно ошибаться». Нет причин расстраиваться, есть причина найти правильное решение, осознать причины ошибки и углубить научные познания лектора (Д. Андерсон).

Для научной лекции характерны ясность, логичность, аргументированность, точность и сжатость.

Лектор должен стремиться к чистоте «юридического языка». Избегать, как нарочитого усложнения речи, употребления разных штампов, так и слов-паразитов («значит», «так сказать», «понимаете») и вульгаризмов (воровского жаргона, сленга, отражающего явления профессиональной деформации следователей, судей, адвокатов и других юристов)

Принцип доступности лекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» студента. Это означает, в частности, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность.

Установлено, что эффективность усвоения падает, если, стремясь к доказательности, лектор приводит больше аргументов, больше данных, чем требуется в конкретной ситуации. Это обусловлено так называемым “законом убывающей отдачи”, согласно которому любые излишества в доказательствах и вообще в воздействии на обучаемого приводят к отрицательному результату.

Осторожно в связи с этим надо относиться к включению в лекцию примеров из судебной практики, которые помогают осознанно воспринимать лекционный материал, однако «множество таких примеров мельчит, но не обогащает лекцию» (Л. С. Галесник).

Ну и, наконец, ценность лекционной формы обнаруживается также в том, что в лекции возможно учесть и отразить то новое, что появилось в законодательстве, литературе, судебной практике, политике. Как пишет проф. С. М. Корнеев: «В лекции должна ощущаться свежесть материала, чувствоваться дыхание времени».

Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:

— взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

— взаимосвязь частей изучаемого материала;

— обобщение изученного материала;

— стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

— единообразие структуры построения материала.

Правильно отмечается, что в последние годы: «Правоведение стоит перед опасностью утонуть в обилии материала, накопившегося по второстепенным, частным вопросам, не связанным в систему» (Д. А. Керимов).

Несмотря на обилие правоведческого материала, в частноправовых науках есть необходимость обращаться не только к правовой материи, но и к смежной, прежде всего для преподавателя-цивилиста, — экономической материи. «Почти в каждой лекции по гражданскому праву следует в той или иной степени обращать внимание на то, что для этой отрасли права характерна неразрывная связь с экономической жизнью общества, поскольку ее предметом являются в основном имущественные, экономические отношения. Поэтому в плане лекции на соответствующую тему на первом месте надо предусмотреть краткий анализ того имущественного отношения, которое лежит в основе данного института» (С. М. Корнеев).

Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что человек за счет зрения получает 70-80% всей информации, а лишь 20-30% за счет остальных органов чувств.

Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.

Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминания информации.

Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции. Хорошо предложить вниманию студентов, например, реальные учредительные документы юридического лица, те или иные формы документов, отражающие договорные отношения сторон и т.п. При этом такие материалы предназначены для осмотра студентами, более тщательное изучение их во время лекции не предполагается.

Выбор последовательности и логики изложения материала — следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей.

Определяя логику построения лекции, следует четко определить каким методом изложения вы будете пользоваться — методом индукции, дедукции или аналогии.

Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.

Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон. Проводя аналогию, нужно устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, что способствует объективности анализа. Следует избегать использования поверхностных признаков аналогии, так как это может привести к типичной ошибке, называемой “ложной аналогией”.

Как отмечал проф. Г. Ф. Шершеневич, гражданское право может быть изучаемо в историческом, догматическом, социологическом и критическом направлениях:

Историческое направление предполагает обращение к истории того или иного института цивилистики «с целью исследования тех исторических данных, на которых основывается современный гражданский правовой порядок». Г. Ф. Шершеневич замечает, что «призыв к изучению истории является благодетельным маяком для ученых умов». Прекрасный материал для этого содержится в книгах серий «Классика российской цивилистики», «Юридическое наследие».

Материалом для догматики является все положительное право, выражается ли оно в форме закона или обычая.

Социологическое направление имеет своей целью изучение законов развития гражданского права: «раскрытие тех общественных условий, которые вызвали к жизни существование правового института и при наличии которых институт всегда появится, обнаружение первичной его формы и выяснение постепенного изменения под влиянием общественных сил, с установлением, в виде научного закона, правила, в какую сторону должны изменять развитие данного института данные силы». Материалом для социологического изучения являются правовые явления всех народов и во все времена их жизни. Задачу собирания и разъяснения этого материала выполняет сравнительное правоведение. Нельзя не обратить внимания на целый ряд современных исследований в этой области (см. работы К. Цвайгерта и Х. Кетца, Коха Х. и других, а также К. Осакве). Богатый социологический материал накоплен сегодня о реальных политико-правовых процессах в России (см. напр. работы И. М. Клямкина и Л. М. Тимофеева).

Критическое направление имеет своей целью, на основании исторического, догматического и социологического исследований, представить соображения о том, насколько действующие нормы отвечают потребностям времени и места, какие изменения следовало бы сделать в существующем гражданском порядке, в целом или отдельных его частях. Предлагалось поставить рядом с догматикой гражданского права политику гражданского права, т.е. науку о том, каким право должно быть.

В рамках критического направления, скажем, предпринята попытка кодификации законодательства обо всех видах интеллектуальной собственности (на единой концептуальной основе «исключительных прав»), опубликован проект Части четвертой Гражданского кодекса РФ «Исключительные права (интеллектуальная собственность)», принятие которого позволило бы устранить многие проблемы гражданско-правового регулирования в этой сфере (см.: А. Л. Маковский).

В наши дни происходит переосмысление соотношения гражданского (частного) права с конституционным (публичным) правом, отмечается необходимость закрепления новой системы, основанной на принципиальном равенстве частноправового и публично-правового подходов, на их взаимодействии, но не подчинении частного права публичному. К сожалению, такое новое «значение частноправового регулирования у нас пока недооценивается даже специалистами» (Е. А. Суханов).

Вместе с тем, хотелось бы предостеречь от чрезмерного увлечения в лекции «критическим анализом», для этого имеются научные конференции и научная литература, которую следует предложить студентам для дополнительного изучения. Вполне оправданной для учебной лекции, да и для вузовского учебника, является ориентация на действующую позитивную основу регулирования частных отношений. Все-таки, главная задача лекции, учебника — в формировании основных представлений о предмете. По этой причине ошибочными являются сетования отдельных юристов на «недостаточную критичность» ведущих учебников (см. напр.: Завидов Б. Д. и др., С.305).

Заключительный этап работы над текстом лекции — ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

В педагогической литературе рекомендуется использовать лекционную модель (расширенный план лекции), которая используется при чтении лекции. Лекционная модель может печататься в нескольких экземплярах, в ней расставляются все обходимые логические ударения, помещаются нужные иллюстрации. Для оформления лекционной модели можно взять стандартный лист бумаги и разрезать его по длине на две половинки. На них печатают текст в двух или трех экземплярах. Другой лист бумаги (желательно более плотный) складывают пополам по длине и на лицевой части печатают наименование образовательного учреждения, фамилию автора, название лекции и дату ее подготовки. Он будет служить обложкой для листков лекционной модели, составленной в виде оригинальной книги-лекции. Один экземпляр лектор может хранить дома, другой на кафедре, и лекция всегда будет под рукой.

Некоторые лекторы лекционную модель печатают на библиографических карточках. Преимуществом составления такой лекционной модели является то, что в ней содержатся последовательность каждого раздела лекции и его основное содержание (аннотация в библиографической карточке). Все детали лекции лектор держит в памяти. Это дает возможность ему по мере надобности насыщать лекцию новыми данными, творчески перерабатывая ее. Лекционная модель в таком виде может с успехом использоваться несколько лет при условии относительной стабильности преподаваемой отрасли права.

С внедрением персональных компьютеров открываются возможности новых подходов к созданию лекционных моделей в электронной форме, выполненных в различных редакторах, и позволяющих оперативно вносить необходимые изменения и дополнения. Лекция в электронной форме, скорее всего, потребует распечатки на принтере. Однако можно обойтись и без этого, если лектор в состоянии прихватить с собой в аудиторию ноутбук….

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции — исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.

Методика проведения лекции. Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны к критике просчетов педагога.

Поэтому, входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно оказывая на слушателей продуманное психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самого начала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной деятельности.

Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить, что внимание — это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.

Если студент по какой-то причине не расслышал или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи. Действительно, в частноправовых дисциплинах без предварительной речевой тренировки бывает непросто выговорить такие термины, как, например: «форфейтинг», «делькредере», «франчайзинг» и т.п.

Комплекс тренировочных упражнений для развития правильного речевого (диафрагмально-реберного) дыхания и голоса, дикции и правильного произношения предлагается в специальной литературе, например, в работе С.Т. Никольской, которая в течение ряда лет преподавала курс техники речи в Институте повышения квалификации преподавателей при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Автор рекомендует не переутомлять голосовой аппарат, называя предельно допустимой нормой голосовой нагрузки 4 академических часа подряд в день; также можно рекомендовать при появлении неприятных ощущений полоскать горло слабым щелочным раствором: сода на кончике ножа на стакан воды комнатной температуры (вкус соды ощущаться не должен), в нос можно закапать 5-6 капель оливкового или кедрового масла.

Преподаватель должен своевременно сделать перерыв в лекции. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции.

Особое внимание следует уделить требованиям к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила к тому, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы.

Первая внимательно слушает лектора, анализирует информацию и делает конспективные записи. Это самый лучший способ осмысливания и фиксации лекционного материала.

Вторая — почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.

Третья — внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей памятью, на которую они и делают основную ставку.

Четвертая — ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.

Преподаватель должен приложить максимум усилий, чтобы найти способы конструктивного воздействия на каждую из групп. Нередко многие из студентов не владеют элементарными навыками учебной деятельности на лекции. Поэтому преподавателю необходимо устранять такие пробелы в деятельности и жизненном опыте аудитории.

При отсутствии опорных конспектов (конспектов с печатной основой) слушатели должны вести записи, основная задача которых — содействовать работе моторного компонента памяти и (при последующем использовании) углубленному усвоению и обработке учебного материала.

Формирование культуры ведения лекционных записей — важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению.

Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения — не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания. «Смысл коммуникации — в той реакции, которую вы получаете». К сожалению, адекватным восприятие бывает не всегда, во многом это зависит от опыта лектора. Есть интересное упражнение, которое позволяет добиваться соответствия восприятия сказанному лектором. Выбирается фраза, например, «Принят хороший закон», которую вы говорите восторженно, угрожающе или саркастически. Партнер сообщает вам, какие эмоциональные сообщения он в действительности получил (О. Коннор Д., Сеймор Д.). Для фиксации смысловых выделений студенту надо порекомендовать использование набора фломастеров или маркеров.

Следует требовать, чтобы на лекцию в аудиторию студенты приходили за несколько минут до ее начала. Опаздывать на лекцию и входить в аудиторию после лектора большинство опытных преподавателей не разрешают. Начиная лекцию, не рекомендуется делать длительное вступление, не относящееся к теме лекции.

Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели, чтобы избежать ее декларативности и неопределенности в изложении материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана.

Существует мнение, что лекция удается или проваливается в первые 10 минут. Поэтому умение овладеть вниманием слушателей уже во вводной части очень важно. Нередко, особенно в начале чтения курса, студенты настороженно встречают преподавателя. Поэтому опытные лекторы начинают вводную часть с ярких, понятных фактов, связанных с содержанием предмета и способных пробудить интерес к своей личности и читаемой дисциплине.

Основная часть лекции. Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут — период «глубокого» внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Мастером психологической разгрузки был доцент судебной медицины и психиатрии В. А. Брюханов, много лет проработавший в нашем юридическом институте. В каждой своей лекции (ближе к середине) он приводил интересный (или даже чаще анекдотичный) случай из практики, который вызывал дружный смех слушателей, моментально снимал у них усталость, давал разрядку, возможность и желание воспринимать лекционный материал дальше. Особенно важно использовать такие приемы, когда лектору «досталась» третья, а то и четвертая лекционная «пара».

Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации. Материалы по правовым дисциплинам могут даваться со скоростью 60—80 слов в минуту.

Загрузка внимания студентов на лекции зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты у каждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации.

Внимание студентов раздваивается между познавательной деятельностью и написанием конспекта. Преподаватель должен уметь ослабить второе за счет усиления первого. В противном случае творческий процесс восприятия будет снижен. В начале лекции внимание, как правило, непроизвольное. Оно достигается усилием воли студента. Задача лектора состоит в том, чтобы увлечь слушателей и превратить непроизвольное внимание в произвольное. Это обычно достигается через пробуждение и поддерживание у слушателей интереса к лекции и предполагает:

— включение всех теоретических суждений в систему конкретных примеров и понятий, знакомых студентам, иллюстрирующих связь излагаемого материала с практикой;

— обращение к параллельно читаемым дисциплинам;

— иллюстрацию значения конкретной дисциплины в системе научного знания;

— апелляцию к непосредственным интересам аудитории («Курсовые работы будут строиться на основных положениях сегодняшней лекции. »); «Материал по данной тематике отсутствует в имеющихся учебниках, по которым вы готовитесь к экзаменам. » и т.д.).

Помогает удерживать внимание аудитории и возвращение лектора к стержневой идее.

Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения (подробнее см. работу В.П. Герасимова).

Необходимо отметить, что и поныне важным и во многом универсальным средством наглядности остается меловая доска, использование которой также имеет свои правила и преимущества. Важно помнить, что аудитория сначала обращает внимание на то, как написано, а потом — что написано на доске. Заполнять доску следует слева направо и сверху вниз так, как мы пишем на листе бумаги. Обычные размеры досок таковы, что при использовании самой нижней ее части некоторые студенты в большой аудитории (более 70 человек) вынуждены приподниматься с мест, поэтому эту часть доски следует использовать по возможности реже.

Проводить горизонтальные или слабонаклонные линии лектору труднее, чем вертикальные или круто наклонные. Объясняется это тем, что он расположен относительно чертежа несимметрично. В противном случае лектор должен был бы стоять спиной к аудитории, а это недопустимо. Надо следить за тем, чтобы горизонтальная линия не “ушла” вверх или вниз, и чтобы в ней не появился излом. Прямоугольник изобразить проще, чем окружность. Последнюю не рекомендуется вычерчивать полностью, не отрывая мела от доски. Удобнее составить ее из двух полуокружностей. Периодически следует контролировать свое написание на доске, отходя на несколько шагов назад и в сторону, чтобы увидеть доску в отдалении.

Следует помнить, что изображенное на доске, как правило, переносится слушателями в конспекты. Поэтому представляемая на доске информация должна быть в виде упрощенных схем, уменьшающих шансы аудитории запутаться в них и неправильно скопировать. Наиболее важные слова необходимо выделять рамкой, другим цветом или иным образом.

Вести запись молча нежелательно, так как при этом теряется контакт, с аудиторией и не рационально расходуется время. Более целесообразно начать объяснение одновременно с вычерчиванием. Необходимо, чтобы студенты вначале уяснили суть изображенного, а лишь после этого начали перерисовывать в конспект. Вытирать доску следует лишь слегка влажной тряпкой (поролоном), одновременно продолжая свою речь.

В практике зарубежной высшей школы на лекциях доска почти полностью вытеснена графопроекторами (кодоскопами), которые становятся все более популярными и у нас. Эти наиболее популярные проекционные аппараты имеют важные достоинства с дидактической точки зрения. Они компактны, просты в обращении, обладают очень большим световым потоком, что позволяет демонстрировать изображение в освещенной комнате без существенного затемнения. Дидактический материал готовится предварительно в виде отдельных листов прозрачной пленки (фолий) с нанесенными надписями и рисунками. По мере надобности фолии накладываются на кадровое окно, и изображение проецируется на экран. Фолии можно накладывать одна на другую, чем создается возможность последовательно выстраивать окончательную картину из частичных изображений, в том числе окрашенных в разные цвета.

Для повышения познавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов:

— постановка перед студентами вопросов — риторических или требующих реального ответа;

— включение в лекцию элементов беседы;

— предложение сформулировать те или иные положения или определения;

— разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

— использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.

Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя. Вместе с тем, проф. С. М. Корнеев считает, что кроме каких-то исключительных случаев, вопросы в устной форме во время лекции не должны допускаться. Иначе «лектор чаще всего утрачивает контроль над аудиторией, превращает лекцию в неуправляемую дискуссию и в итоге не выполняет намеченный план». Молодому лектору можно порекомендовать прислушаться к мнению профессора.

Тщательно надо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.

Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля — способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая — способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

При чтении лекций текущий контроль осуществляется спонтанно по типу несловесной, подсознательной обратной связи, то есть тех сигналов, которые слушатель предлагает лектору, не осознавая это (взгляды, выражение удивления, припоминания). «Важным элементом искусства рассказчика является использование бессознательной обратной связи, чтобы дать ровно столько намеков, чтобы бессознательная часть слушателя нашла решение раньше, чем слушатель сознательно этому порадуется» (Д. Гриндер, Р. Бэндлер)

Словесная, намеренная обратная связь может быть осуществлена на лекции, главным образом, фронтальным (всеобщим и одновременным) опросом. В аудиториях, оборудованных современными компьютерными системами, организация такой работы не вызывает особых трудностей. В случае отсутствия подобных условий можно использовать раздаточный материал (карточки, тесты, шаблоны и т.д.), которые лектор раздает перед опросом и собирает после него. Раздача и сбор карточек в потоке из 100 студентов, как показывает опыт, продолжается всего 5 минут, выполнение студентами контрольных заданий — 10-12 минут, восстановление обстановки для прочтения лекции — 1-3 минуты.

Организация текущего контроля успеваемости требует расчленения учебного материала на сравнительно небольшие дозы. При определении рационального размера этих доз руководствуются двумя факторами: интервалом между смежными опросами (частота опросов) и содержанием задания в соответствии с системой разбивки курса лекций на темы. Опыт показывает, что рациональный интервал соответствует в среднем одному опросу за 6-8 часов лекций. В тоже время желательно, чтобы каждый опрос включал одну тему целиком или одну ее часть, имеющую самостоятельное значение.

Важно очень внимательно проанализировать круг вопросов, которые должны быть усвоены студентами. К их числу следует отнести всю новую информацию, а также известную студентам, которую вы объединили в качественно новую систему.

Дело в том, что эффективность лекционного метода обучения изучена только в общих чертах. Нет данных об индивидуальной особенности степени усвоения лекционного материала, физиологических пределах её колебания, факторах, обусловливающих ее изменчивость, оптимальной информационной нагрузке на одну лекцию. Тщательный анализ этих вопросов даст исключительно важную информацию по оптимизации лекционного метода обучения, позволит внести необходимые коррективы в чтение последующих лекций.

После заключительной лекции преподаватель может подвести итоги своей работы по отзывам студентов о лекциях, а также по структуре данной оценки, с помощью которой можно в дальнейшем целенаправленно совершенствовать лекционный курс. Для достижения этого можно провести анкетирование студентов, посещавших все лекции, дающее возможность сравнительно объективно оценить основные качества всех ваших лекций.

С этой целью готовится нужное количество анкет с указанием в них всех названий лекций в той последовательности, в которой они читались. Общая оценка лекции может представлять собой сумму пяти дифференцированных оценок (1-научность, 2-доступность, 3-связь с практикой, 4-манера чтения, 5-активность аудитории). Графа “Ваши пожелания” дает слушателям возможность высказать дополнительно и нестандартные мнения о лекции. Если лекционный курс читали разные лекторы, то в анкету после графы “Название лекции” вводится графа “Фамилия лектора”. На семинаре преподаватель предлагает студентам на следующее занятие принести конспекты лекций. К анкетированию лекции допускают только студентов, которые присутствовали на ней и имеют ее конспект.

Преподаватель объясняет, как нужно провести анкетирование, обратив внимание на структуру дифференцированной оценки. Высшим баллом каждой из пяти дифференцированных оценок является 1. Оценивающие могут делить его на десятые доли в зависимости от их мнения. Высшим общим баллом каждой из лекций будет 5 (отлично). Одну анкету лучше давать на всю группу. Это дает возможность студентам обсудить каждый параметр лекции и избежать необъективного суждения.

Собранные анкеты тщательно анализируются. Выводится среднеарифметическое (по всем анкетам) значение общей оценки каждой лекции. Затем внимание обращается на лекции, по которым были выставлены оценки ниже 5 баллов.

Использованная литература и рекомендуемые пособия:

Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся: Пер. англ. — СПб.: Азбука, 1996. (НЛП в образовании).

Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., 1974.

Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейро-лингвистическое программирование/ Под ред. К. Андреас и С. Андреас. Пер с англ. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

Василейский С.М. Лекционное преподавание в высшей школе. Краткий исторический очерк, психолого-педагогические основы и общая методика. — Горький, 1959.

Галесник Л.С. О методике чтения лекций. — В сб.: Вопросы методики преподавания в юридических вузах. — Свердловск, 1960.

Герасимов В.П. Использование научно-технических средств преподавания в юридических вузах. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек — в принцы. Нейро-лингвистическое программирование/ Под ред. С. Андреас. Пер. с англ. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994.

Завидов Б.Д., Гусев О.Б., Слюсаренко М.И. Справочник юриста. Противоречия законодательства. — М.: Экзамен, 2002.

Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. — Ереван, 1983.

Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). — М.: Аванта+, 2000.

Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.

Кони А.Ф. Советы лекторам. — В кн.: Избранные произведения в двух томах. Изд. второе. Т.1. — М.: Госюриздат, 1959.

Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение/ Пер. с нем. Ю.М. Юмашева. — М.: Междунар. отношения. 2001.

Лекции по гражданскому праву. — В кн.: Сборник учебно-методических материалов по гражданскому праву/ Отв. ред. Е.А. Суханов. — З изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2001 (автор раздела — С.М. Корнеев).

Маковский А.Л. Приложение. Проект части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. — В кн.: Гражданский кодекс России. Часть третья. Проект/ Исследовательский центр частного права. — М.: Статут, 2001.

Маркова М.Г. Художественная литература в преподавании советского гражданского и семейного права// Правоведение. 1974. №3.

Методика чтения лекций. — В кн.: Методика преподавания юридических дисциплин/ Под ред. М.К. Треушникова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Методы гражданского правоведения. В кн.: Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. — Тула: Автограф, 2001. (Юридическое наследие).

Никольская С.Н. Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов). — М.: Знание, 1978.

О. Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Как понимать людей и как оказывать влияние на людей. Пер. с англ. А.Б. Бродского. 2-изд., испр.: Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 1978.

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части: Учеб.-практич. пособие. — М.: Дело, 2000.

Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. Рук. автор. коллектива В.В. Залесский. — М.: Издательство НОРМА, 2000.

Перетерский И.С. О лекциях по юридическим наукам (Из записок старого профессора ) // Сов. гос-во и право. 1950. №9.

Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. — М.,2000.

Преподавание гражданского права в современных условиях. — В кн.: Сборник учебно-методических материалов по гражданскому праву / Отв. ред. Е.А. Суханов. — 3 изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2001 (автор раздела — Е.А. Суханов).

Суханов Е.А. Современное развитие частного права в России. — В сб.: Российская академия юридических наук. Научные труды, 1 (том 1). М.: Издательская Группа «Юрист», 2001.

Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. — М., 1998. Т.1 и 2.

Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX в. — М., 1987.

Штокман И.Г. Вузовская лекция. Практические советы по методике преподавания учебного материала. — Киев, 1981.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

www.law.edu.ru

Это интересно:

  • Закон города новокузнецка Закон города новокузнецка В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новокузнецка в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в соответствии со ст. 30 […]
  • 6% пенсии сбербанк Стоит ли переводить накопительную часть пенсии в НПФ Сбербанка Более 13 лет в России действует система ОПС (обязательного пенсионного страхования). Согласно установленным правилам, работодатель обязуется ежемесячно направлять в […]
  • Приказом минфина рф 26н Приказом минфина рф 26н Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2001 г. N 2689 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30.03.01 N 26н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/01 (в […]
  • Гомельский обл суд Гомельский обл суд Гомельский областной суд отменил наказание бывшему судье Сергею Ярошевичу за оскорбление судей из Рогачева Коллегия по уголовным делам Гомельского областного суда 13 декабря отменила приговор Светлогорского […]
  • Статистика дтп по стажу Самый опасный водитель - со стажем от трех лет ГИБДД обнародовала статистику ДТП. Водители в России неохотно переходят на европротокол. С 1 июля появится стимул в виде штрафа. В студии - автоэксперт Игорь Моржаретто. Ведущие […]
  • Приказ мю рф 233 Приказ Министерства юстиции РФ от 2 октября 2015 г. N 233 "Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, […]

Обсуждение закрыто.

© 2019 Moneyprofy.ru — При поддержке WordPress

Тема от Anders NorenВверх ↑