ИНТЕРВАЛ. Одновременное или последовательное сочетание двух звуков называется интервалом (От лат. intervallum- промежуток, расстояние). Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний — вершиной интервала.

Например:

В мелодическом движении интервалы образуются восходящие и нисходящие. Все гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические интервалы читаются вниз, при этом упоминается также направление движения.

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛОВ.
ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ

Каждый интервал определяется двумя величинами — количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал. Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал. Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми. Всего — восемь простых интервалов. Их названия зависят от количества ступеней, которое они охватывают. Названия интервалов применяются на латинском языке в виде порядковых числительных. Эти числительные обозначают, какая по счету ступень — верхний звук интервала по отношению к нижнему звуку. Кроме того, для сокращения применяется цифровое обозначение интервалов. Ниже приводится перечень всех простых интервалов, а также построение их от звука до вверх и вниз.

Прима — 1, первая (звучание двух звуков в унисон) Унисон, в буквальном смысле, означает объединение звуков. Унисон тождествен приме лишь как гармоническому интервалу.
Секунда — 2, вторая
Терция — 3, третья
Кварта — 4, четвертая
Квинта — 5, пятая
Секста — 6, шестая
Септима — 7, седьмая
Октава — 8, восьмая

Следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква «е» в словах всегда произносится как «э» — это относится ко всем музыкальным терминам, кроме, как ни странно, названий знаков альтерации.

Выше мы говорили, что расстояние между соседними ступенями может быть равно полутону или целому тону. Отсюда следует, что секунда может состоять из полутона или целого тона.

Например, секунда ми-фа=1/2 тона; секунда фа-соль=1 тону.

Другие однородные интервалы также не одинаковы по количеству тонов. Например, терция до-ми=2 тонам; терция ре-фа=1 1/2 тонам.

Из сказанного следует, что качественная сторона названий отражает величину интервала лишь приблизительно. Количественная же величина интервала уточняется словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Между основными ступенями звукоряда (в пределах октавы) образуются следующие интервалы:

1. Чистые примы = 0 т.
2. Малые секунды = 1/2 т.
3. Большие секунды = 1 т.
4. Малые терции = 1,1/2 т.
5. Большие терции = 2 т.
6. Чистые кварты = 2,1/2 т.
7. Увеличенная кварта = 3 т.
8. Уменьшенная квинта = 3 т.
9. Чистые квинты = 3,1/2 т.
10. Малые сексты = 4 т.
11. Большие сексты = 4,1/2 т
12. Малые септимы = 5 т.
13. Большие септимы = 5,1/2 т.
14. Чистые октавы = 6 т.

Все перечисленные выше интервалы называются основными. Эти интервалы принято называть также диатоническими интервалами благодаря тому, что они образуются между ступенями и натурального мажора, и натурального минора.

Все диатонические интервалы могут быть построены от любой основной или производной ступени вверх или вниз.

Диатонические интервалы являются основой мелодии. От их сочетания в различной последовательности мелодическое движение приобретает многообразную выразительность.

Не будем перегружать Вас лишними примерами. Просто на практических занятиях на музыкальном инструменте постарайтесь проанализировать на простых примерах, из каких интервалов построена та или иная мелодия. Так Вы сможете применять теоретические знания на практике.


УВЕЛИЧЕННЫЕ И УМЕНЬШЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ (ХРОМАТИЧЕСКИЕ). ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО ИНТЕРВАЛОВ

Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен при помощи повышения или понижения на хроматический полутон одной из образующих его нот. Увеличенные интервалы могут образовываться от чистых и больших интервалов, а уменьшенные — из чистых и малых. Исключение составляет только чистая прима. Сами подумайте, куда ей уменьшаться? Ведь отрицательных интервалов не бывает по определению. Возьмем, к примеру, большую терцию до — ми, где до является основанием. Повысим ноту ми на полтона — получим ми-диез (ни в коем случае нельзя говорить фа, потому что тогда изменится качественное название, то есть, интервал превратится в кварту). Если вместо повышения ноты ми понизить до, то получится также увеличенная терция до-бемоль — ми (а не си — ми). А теперь попытайтесь построить от других больших или чистых интервалов увеличенные.

Теперь разберем пример построения уменьшенных интервалов. Вспомним, что они строятся только из малых и чистых. Возьмем, к примеру, малую сексту от ноты до вверх. Т.е. до — ля-бемоль. Уменьшим (понизим) ля-бемоль на полтона — в итоге получим (прошу внимания. ) ля-дубль-бемоль. Опять же, ни в коем случае нельзя говорить соль-бекар, потому что это окажется названием чистой квинты — вскоре Вы убедитесь, что от правильного названия сильно зависит смысл. Интервалы различной количественной величины, но одинаковые по звучанию, называются энгармонически равными интервалами.

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Перемещение звуков интервала, благодаря которому нижний звук становится верхним, а верхний звук — нижним, называется обращением интервала.

Возможны два способа перемещения звуков, а именно:

1. Перенесение основания интервала (нижнего звука) на октаву вверх.
2. Перенесение вершины интервала (верхнего звука) на октаву вниз.В результате обращения данного интервала получается новый интервал.

Как правило, все чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные, дважды увеличенные — в дважды уменьшенные и наоборот. Если сложить данный интервал и его обращение, в результате получится октава. Поэтому сумма качественной величины интервалов, обращающихся друг в друга, всегда будет равна шести тонам.

Чтобы облегчить построение больших и неудобных интервалов вверх и вниз от данного звука, очень удобно пользоваться обращением интервалов. Для построения заданного интервала вверх берется октава от исходного звука вверх и из нее вычитается обращение заданного интервала сверху вниз. Например, малая секста от звука фа вверх: от ноты фа строим вверх чистую октаву, от верхней ноты вниз строим большую терцию.

Для построения заданного интервала вниз берется в том же направлении октава от исходного звука от исходного звука и из нее вычитается обращение заданного интервала снизу вверх. Например, большая септима от звука до-диез вниз. На основе вышеуказанного примера строим вниз чистую октаву, от нижней ноты строим вверх малую секунду.

Прежде чем заговорить о новой теме (составные интервалы), я хочу немного «позанудствовать» (ну какой же педагог не зануда, хотя бы в небольшой степени?). Послушайте небольшую «серию» разлагольствования на тему: «А вообще для чего нужны интервалы и вообще теория?» Можно, конечно, отделаться формулой типа: «Так надо», — но от этого никому не будет легче. Есть люди-самоучки, которые они играют, не зная нотной грамоты, просто блестяще. Римский-Корсаков, недавно упоминавшийся по поводу оперы «Снегурочка», все еще не знал названий интервалов, когда эта опера уже с успехом прозвучала. Но это, так сказать, гении, а что делать таким, как я и похожим на меня? Ответ прост: «Учить теорию». Вот если на музыкальном инструменте сыграть несложный аккорд, а к нему добавить еще дополнительно звук и послушать: а красиво ли получается? И так можно слушать до посинения, а затем и до следующего восхода солнца. А если подойти вдумчиво и зная заранее, какой звук добавить. Вы поняли мою мысль? Во-первых, украсите свой аккорд (нам еще предстоит познакомиться с ними — аккордами, — когда время придет), а во-вторых, сэкономите время на поиски нужного (красивого) аккорда. А так как аккорд — это не что иное, как несколько интервалов одновременно, то вот Вам факт налицо. Я не просто так, от делать нечего задумал эту тираду, а для того, чтобы Вы посерьезней отнеслись к теме «Интервалы».

Ну, а теперь сама тема:

СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире октавы. Такие интервалы называются составными. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Таким образом получаются те же интервалы, но уже через октаву. Понятно, я надеюсь? Сначала давайте познакомимся с названиями таких интервалов, а потом разберем один-два практически.

нона — 9, секунда через октаву
децима — 10, терция -«-
ундецима — 11, кварта -«-
дуодецима — 12, квинта -«-
терцдецима — 13, секста -«-
квартдецима — 14, септима -«-
квинтдецима — 15, октава -«-

Если Вы заметили, эти названия тоже имеют латинские корни: «деци» — означает «десять» (например, «дециметр»). А «дуодецима» — десять плюс два. А в остальном все так же, как и с простыми интервалами. Я, например, не пользуюсь названиями таких составных интервалов (чего и Вам советую), просто держу в голове цифры, что такой-то интервал, допустим, 14, а такой-то — 9, и оперирую ими. Но об этом более подробно на следующих уроках.

КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ

Интервалы также подразделяются на два вида: консонирующие и диссонирующие.

Слово консонанс в музыке означает согласное, сливающееся звучание (созвучание). Рекомендую прочесть и послушать две лекции, подготовленные Д.Низяевым о понятии консонанс.

Слово диссонанс означает разнозвучание, резкое, не сливающееся. Это слово можно буквально перевести: «не звучит», или «неприятно звучит».

www.7not.ru

Интервал — расстояние между двумя ступенями. Звуки в интервале могут появляться последовательно или одновременно. Если звуки в интервале появляются последовательно, то такой интервал называется мелодическим, а если одновременно — гармонический. Данные определения интервалов вполне логичны. Если присмотреться к любой мелодии, то можно увидеть, что она состоит из последовательности звуков, образующих мелодические интервалы. Для аккомпанемента характерно одновременное звучание звуков. При этом сочетание одновременно звучащих звуков должно быть приятным на слух, то есть гармоничным.

Интервал характеризуется двумя параметрами – количеством ступеней и количеством тонов в нем. Простые интервалы имеют следующие названия:

Прима — одна ступень
Секунда – две ступени
Терция – три ступени
Кварта – четыре ступени
Квинта – пять ступеней
Секста – шесть ступеней
Септима – семь ступеней
Октава – восемь ступеней

Посмотрите на интервалы, образованные ступенями до и ре, ми и фа (рис. 1). По количеству ступеней это одинаковые интервалы, поскольку они состоят из двух ступеней. Но они различаются по количеству полутонов. Между до и ре два полутона, а между ми и фа — один полутон.

Рис. 1. Одинаковые по названию, но разные по тоновому составу интервалы.

По количеству полутонов интервалы делятся на:

Чистая прима (ч.1) – 0 тонов
Малая секунда (м.2) – 0,5 тона (полутон)
Большая секунда (б.2) – 1 тон
Малая терция (м.3) – 1,5 тона
Большая терция (б.3) – 2 тона
Чистая кварта (ч.4) – 2,5 тона
Увеличенная кварта (ув.4) – 3 тона (тритон)
Уменьшенная квинта (ум.5) – 3 тона (тритон)
Чистая квинта (ч.5) – 3,5 тона
Малая секста (м.6) – 4 тона
Большая секста (б.6) – 4,5 тона
Малая септима (м.7) – 5 тонов
Большая септима (б.7) – 5,5 тона
Чистая октава (ч.8) – 6 тонов

В сокращенном названии интервала буквой обозначается качественная характеристика интервала (ч — чистая, ум — уменьшенная, ув — увеличенная, м — малая, б — большая), а цифрой – количественная характеристика интервала — количество ступеней. На рис. 2 показаны интервалы, построенные от ступени до.

Рис. 2. Простые интервалы.

Запомнить названия и тоновый состав интервалов будет намного проще при использовании не только обычной, но и визуальной памяти, так как увиденное во многих случаях запоминается лучше услышанного. Поэтому я рекомендую визуально запомнить построение указанных выше интервалов от ступени до. Что это даст? Это даст возможность вспомнить интервал, если его тоновый состав был забыт. Например, требуется построить большую терцию от клавиши фа-диез, но мы забыли тоновый состав большой терции. Смотрим на клавиатуру и благодаря визуальной памяти вспоминаем, что большая терция образуется между клавишами до и ми. Считаем количество полутонов между этими клавишами. Получается 4 полутона. Откладываем 4 полутона от фа-диез и получаем ля-диез. Если клавиатуры под рукой нет, то можно либо приобрести линейку с изображением клавиатуры, либо постараться представить её мысленно.

Вопрос к любителям математики: какое количество интервалов можно построить от каждой ступени в пределах одной октавы? От каждой из 12 ступеней можно построить 13 простых интервалов (чистую приму мы не рассматриваем). Получаем 12 мест по 13 возможных комбинаций в каждом: 12*13 = 156 интервалов. Что проще, запомнить схему построения 14 интервалов и после этого строить любые интервалы или запомнить 156 интервалов? Конечно, первое.

Интервалы — построение, а любое построение в музыке можно либо рассчитать, либо сразу увидеть на клавиатуре. Преимущество счета — точность, а также возможность проведения и анализа сложных построений, недостаток — низкая скорость. Преимущество построения взглядом — высокая скорость, но сложные построения не всегда получается быстро увидеть и понять. Навык визуального построения необходим при импровизации на фортепиано или синтезаторе, когда требуется сочинять музыку на ходу. Если вы планируете через некоторое время заняться импровизацией, то нарабатывайте навык построения взглядом. Для этого пытайтесь увидеть интервал на клавиатуре от заданной клавиши, а не считать полутоны. Начать тренировку можно с быстрого определения октав. Октавы часто используются в аккомпанементе и быстрое нахождение взглядом октав позволит моментально строить партию аккомпанемента для игры на синтезаторе левой рукой.

Октава в музыкальной системе

Давайте вспомним все определения октавы, с которыми мы уже познакомились:

  • Октава — это интервал между соседними ступенями до. В октаву входят семь основных ступеней. Первая ступень октавы — до.
  • Октава состоит из 12-ти ступеней
  • Октаву образуют два звука с соотношением частот 1 к 2 (из формулы определения частоты звуков в равномерно-темперированном строе)
  • Октава — интервал, который состоит из 6 тонов. Октава может быть построена от любой ступени.

Если определения октавы даны не совсем точно, то можно легко запутаться. Например, если убрать из первого определения слово основных, то получится, что октава состоит из 7 ступеней, но во втором определении говорится, что октава состоит из 12 ступеней. Как такое возможно? Можно запутаться и в точных формулировках, например, в первом определении говорится, что октава начинается от ступени до, а согласно четвертому она может быть построена от любой ступени. Данные затруднения вызваны тем, что определения даны без указания того, в каком контексте рассматривается октава. Первое определение было дано при рассмотрении звукоряда и применительно к звукоряду октава начинается со ступени до и содержит семь основных ступеней. Второе определение октавы дано с точки зрения равномерно-темперированного строя в котором октава разделена на 12 полутонов. Третье определение октавы дано с точки зрения физики звука. Четвертое определение дано с позиции интервальной системы, в которой октава может быть построена от любой ступени звукоряда. Похожую многозначность имеют и другие элементы музыкальной системы — ступени, аккорды, лады и др. Чтобы не запутаться с данной многозначностью можно представить музыкальную систему в виде вложенных систем координат, в которой каждый элемент имеет определенные свойства и выполняет определенные функции. При этом каждый элемент системы, кроме звука, может выступать в качестве подсистемы (рис. 3).

Рис. 3. Музыкальная система координат.

При изучении теории музыки можно столкнуться с ситуацией, когда при рассмотрении одного и того же элемента или построения возникают противоречия. В таких случаях, прежде всего, нужно понять с какой позиции или в какой системе производится данное рассмотрение. Музыкальная система обладает определенной логикой, но в отличие от математики она не столь строгая. Если элемент музыкальной системы имеет определенное поведение и смысл в одной системе, то это не значит, что и в другой системе данный элемент будет иметь аналогичное поведение и смысл. Позже мы к этому ещё вернёмся.

Интервалы состоят из двух звуков: нижний звук — основание интервала, верхний звук — вершина интервала.

Рис. 4. Гармонический и мелодические интервалы.

Перенос основания интервала на октаву вверх или перенос его вершины на октаву вниз называется обращением интервала.

Рис. 5. Обращение интервалов.

Обращение интервала помогает быстро строить большие интервалы. Как построить, например, большую сексту от заданной ступени вверх? Можно посчитать количество полутонов от заданной ступени, но проще перенести основание интервала на октаву вверх и вычесть из него обращение большой сексты:

Интервал и его обращение в сумме дают 6 тонов или 9 ступеней:

ч.1 + ч.8 = октава (1+8 = 9)
м.2 + б.7 или б.2 + м.7 = октава (2+7 или 7+2 = 9)
ув.4 + ум.5 = октава (4+5 =9)

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Разные интервалы звучат с разной степенью красоты на слух и по этому признаку делятся на консонирующие и диссонирующие интервалы. Данное разделение интервалов относится к гармоническим интервалам, в которых одновременно звучит два звука. В мелодических интервалах звуки появляются последовательно и степень гармоничности их звучания определяется иным образом. Здесь нужно принять во внимание аккордовое сопровождение, окружающие звуки, наклонение лада и др. Например, малая секунда — диссонирующий гармонический интервал, но это не значит, что и мелодический интервал, образующий малую секунду, будет звучать резко на слух.

К консонирующим интервалам относятся:

чистая прима (ч.1), чистая октава (ч.8) — весьма совершенный консонанс
чистая кварта (ч.4), чистая квинта (ч.5) — совершенный консонанс
малая и большая терция (м.3 и б 3), малая и большая секста (м.6 и б.6 ) — несовершенный консонанс

К диссонирующим интервалам относятся секунды, тритоны и септимы:

малая и большая секунда (м.2 и б.2), увеличенная кварта (ув. 4), уменьшенная квинта (ум. 5), малая и большая септима (м.7 и б.7).

Консонирующие интервалы обращаются в консонирующие интервалы, а диссонирующие — в диссонирующие.

Зачем нужны диссонирующие интервалы, если их звучание неприятно на слух? Диссонирующие интервалы позволяют обогатить гармонию звука, придать движение композиции, передать какой то нюанс в звучании, усилить чувство. Например, джаз — музыка контрастов, которая основана на использовании диссонансов. В блюзе диссонирующие интервалы также используются часто для подчеркивания характера этого стиля.

Мелодические интервалы

Мелодия состоит из последовательности мелодических интервалов. Давайте играть мелодические интервалы для получения мелодии.

Это какой-то абстракционизм, а где мелодия-то? К настоящему моменту у нас в распоряжении есть равномерно-темперированный строй и различные интервалы. Основываясь на этой информации и был построен пример, в котором каждый звук звучал сам по себе безотносительно к другим звукам. Вот и получился беспорядочный набор звуков. Исправить ситуацию и понять взаимодействие между звуками нам поможет одно из главных понятий в музыке — лад.

www.studio.starport.ru

Правила о всех интервалах

В этой статье мы с вами изучим интервалы. Тема очень важная и, в то же время, простая. Если вы незнакомы с интервалами, не упустите свой шанс. Итак:

Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Существуют:

  • мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;
  • гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.

Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.

Интервалы характеризуются двумя величинами: качественной и количественной:

  • количественная величина выражается количеством нот, составляющих интервал (2 звучащие ноты и количество не звучащих нот между ними);
  • качественная величина выражается количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.
Простые интервалы

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми (за исключением особенного интервала «тритон», который, несмотря ни на что, тоже образуется в пределах одной октавы, но его не причисляют к простым). Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Кстати, названия интервалов — это порядковые числительные на латинском языке. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов. Слева — цифра, справа — латинское название:

Рисунок 1. Основные интервалы

На рисунке вы видите все 8 простых интервалов. Под нотами цифры обозначают названия интервалов: 1 — прима, 2 — секунда, 3 — терция, 4 — кварта, 5 — квинта, 6 — секста, 7 — септима и 8 — октава. Интервалы на рисунке построены вверх от ноты «до».

Основные интервалы

Расстояние между двумя соседними нотами может быть равно как целому тону (например, между «до» и «ре»), так и полутону (например, между «ми» и «фа»). Очевидно, что одной количественной величины не достаточно, чтобы точно определить интервал: между «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда. Но в первом случае между звуками целый тон, а во втором — полутон. Выходит, это разные секунды?

Для того, чтобы обозначить точное расстояние между звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения: большой/ малый/ чистый/ уменьшённый/ увеличенный,. Наша секунда может быть большой («до» — «ре» — целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон). Чуть ниже разберёмся, как эти уточнения работают, а сейчас вспомним, что октава состоит из 12-ти звуков. Помните, мы это изучали в разделе «Нотная грамота»? Мы рассматривали 7 основных и 5 производных нот (на клавиатуре фортепиано производные ноты окрашены чёрным цветом)

Рисунок 2. Октава

Теперь посмотрим, как работают «уточнения»: ниже приводим таблицу с названиями интервалов между всеми 12-тью звуками октавы:

www.music-theory.ru

Интервалы в музыке

Что такое интервал?

Интервал — это расстояние между двумя звуками.
Расстояние между звуками в музыке измеряется полутонами.
Полутон — это ближайшее расстояние между двумя звуками, то есть два соседних звука.
(Если считать на фортепиано, то между двумя клавишами. Напоминаю, черные – это тоже клавиши)
Тон = 2 полутона.

Интервал имеет ступеневую и тоновую величины.
Основная для определения интервала — ступеневая величина (то есть сколько ступеней (разных по названию нот) помещается между двумя звуками интервала, не зависимо от того как он фактически звучит). Например: ми-ляb — это уменьшенная кварта, хотя звучит она как большая терция (ми-соль#), но если посчитать количество ступеней (ми-фа-соль-ляb), то получится кварта.

Размеры интервалов до октавы

  • Прима (ч1) = 0 тонов
  • Малая секунда (м2) = пол тона
  • Большая секунда (б2) = 1 тон
  • Малая терция (мЗ) = 1,5 тона
  • Большая терция (б3) = 2 тона
  • Кварта (ч4) = 2,5 тона
  • Тритон (ув4 или ум5) = 3 тона
  • Квинта (ч5) = 3,5 тона
  • Малая секста (м6) = 4 тона
  • Большая секста (б6) = 4,5 тона
  • Малая септима (м7) = 5 тонов
  • Большая септима (б7) = 5,5
  • Октава (ч8) = 6 тонов

Какие бывают интервалы?

  • большие (б), малые (м), чистые (ч), увеличенные (ув), уменьшенные (ум)
  • гармонические (2 звука звучат одновременно)
    мелодические (2 звука звучат по очереди)
  • простые (до октавы): прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8)
    сложные, составные (больше октавы): нона (9) = секунда через октаву, децима (10) = терция через октаву, ундецима (11) = кварта через октаву, дуодецима (12) = квинта через октаву, терцдецима (13) = секста через октаву, квартдецима (14) = септима через октаву, квинтдецима (15) = две октавы
  • консонансы (благозвучные)
    совершенные консонансы (чистые: прима (1), кварта (4), квинта (5), октава (8))
    несовершенные консонансы (большие и малые: терция (3) и секста (6))
    диссонансы (неблагозвучные) — (секунда (2), септима (7), тритон, все увеличенные и уменьшенные интервалы)

Обращения интервалов — это перенесение нижнего звука на октаву вверх (или наоборот — верхнего звука на октаву вниз)

www.musicfancy.net

Музыкальные интервалы – первое знакомство

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Гармонические и мелодические интервалы

Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

Роль интервалов в музыке

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».

Свойства интервалов

Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Музыкальные интервалы – названия

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.

Интервалы в музыке – итоги

В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.

Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.

Денис Мацуев “В лесу родилась ёлочка”

music-education.ru

Это интересно:

  • Реестр создать папку Добавление и удаление разделов реестра Реестр позволяет более тонко настроить ОС Windows - добавить или отключить в ней какие-либо функции - к примеру, настроить режимы доступа к открытым для сетевого доступа ресурсам или повысить […]
  • Нотариусы красноармейский район волгоград Нотариусы Красноармейский район Волгоград Семь нотариальных контор работает в Красноармейском районе Волгограда. Их них 5 нотариусов работают по субботам, в воскресенье во всех конторах - неприемные дни. Предлагаем вашему вниманию […]
  • Закон минимума энергии Закон минимума энергии Основы строения вещества Глава 3. Многоэлектронные атомы Точное решение уравнения Шредингера удается найти лишь в редких случаях, например, для атома водорода и гипотетических одноэлектронных ионов, таких […]
  • 100 аргументов против штрафов в гаи караваева 100 аргументов против штрафов ГАИ (fb2) 100 аргументов против штрафов ГАИ 2022K, 521с. (читать) (читать постранично) (скачать fb2) издано в 2009 г. (post) (иллюстрации) Добавлена: 06.04.2013 Версия: 1.0. Кодировка файла: UTF-8 […]
  • Суровые правила жизни Суровые, но ироничные правила жизни Джона Малковича «Я ненавижу телефоны со встроенной камерой. Это самая раздражающая вещь в истории человечества!» Об искусстве: «Я провел столько сладостных часов с Ингеборгой Дапкунайте в своем […]
  • Php разрешения В зависимости от разрешения монитора включить тот или иной файл php А можно ли подобным способом в зависимости от разрешения запросить файл например model.php из папки filepath? Добавлено через 11 минут Короче, в зависимости от […]