Правила недискриминационного доступа № 861 — с учетом изменений

Правила недискриминационного доступа 861 с учетом изменений, принятых в последние годы, регулируют деятельность экономических субъектов на рынке электроэнергетики. В нашей статье приводится краткий обзор этих правил и новшеств в них.

Недискриминационный доступ — это…

Согласно п. 8 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ дискриминационные условия — это такие условия вхождения на рынок или деятельности хозяйствующих субъектов на рынке, при которых они (субъекты) находятся в неравных условиях по сравнению с другими аналогичными субъектами.

Соответственно, недискриминационный доступ — это отсутствие такой несправедливости, когда входить и работать на рынке могут все на равных условиях.

П. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ введен запрет на злоупотребление монополистами своим доминирующим положением на рынке. Запретить естественные монополии по аналогии с искусственными невозможно, но можно административным методом ограничить монополиста в правах, чтобы уравнять с другими участниками рынка — контрагентами монополиста.

В п. 3 ст. 10 закона № 135-ФЗ сделана отсылка к правилам недискриминационного доступа на товарные рынки, где действуют естественные монополисты, например, такие как:

  • передача электроэнергии;
  • размещение сетей электросвязи;
  • транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа;
  • железнодорожный транспорт и др.

Для ее исполнения были разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 правила недискриминационного доступа к услугам в сфере электроэнергетики (далее — правила).

Что регулируют правила недискриминационного доступа?

Правила затрагивают услуги:

  • передачи электроэнергии;
  • оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
  • администратора торговой системы оптового рынка;
  • присоединения к сетям.

Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к перечисленным услугам и их оказанию. То есть регулируют отношения гарантирующего поставщика, сетевой организации и потребителей электроэнергии.

В отношении потребителей правилами установлен равный доступ к услугам в сфере электроэнергетики независимо от их (потребителей) организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим такие услуги.

В отношении поставщика (системного оператора, администратора) введена обязанность по предоставлению полной информации об оказываемых услугах, а также исполнению услуг для определенного законом круга лиц.

Кроме того, правилами урегулированы некоторые технические моменты при присоединении (подключении) энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

Структура правил

Правила недискриминационного доступа по каждому виду услуг в сфере электроэнергетики оформлены в виде отдельных документов.

1-й документ — это правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Ими урегулирован порядок:

  • заключения договоров между поставщиком и потребителем, сетевыми организациями;
  • установления тарифов;
  • определения потерь в электрических сетях и т. д.

2-й документ — правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг. Здесь подробно раскрывается порядок:

  • написания заявки потребителем;
  • рассмотрения заявки оператором и вынесения решения по ней;
  • заключения договора и исполнения услуги.

3-й документ касается деятельности администратора торговой системы оптового рынка. В нем перечисляются сведения, которые должен указать заявитель при подаче заявления, порядок рассмотрения заявки и основания для отказа администратора в предоставлении услуги.

Наконец, последние правила посвящены присоединению к электрическим сетям. Они устанавливают обязанность сетевой организации присоединить к своим сетям сети любого заявителя (при наличии технической возможности), а также предусматривают порядок заключения договора и разграничивают зону ответственности за электросети.

У правил 13 действующих приложений, в том числе:

  • образец заявки физического и юридического лица на присоединение к 1 источнику электроснабжения;
  • типовой договор на присоединение к электрическим сетям;
  • акт о выполнении технических условий и т. п.

Последние изменения правил

Последние изменения в правила недискриминационного доступа в сфере электроэнергетики были в 2017 году:

  1. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 № 624 внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии:
    • они дополнены п. 13 (3) в соответствии с которым в договоре с потребителем электроэнергии должен фиксироваться номер телефона и адрес электронной почты данного потребителя, посредством которых он будет уведомляться о введении полного или частичного ограничения потребления электроэнергии.
    • пункт 29 дополнен положением, что введение ограничения режима потребления электроэнергии не освобождает потребителя от оплаты оказанных услуг и ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору.
    • приведена новая редакция п. 50 в соответствии с которой размер фактических потерь электроэнергии определяется как разница между объемом переданной энергии в сеть и объемом электроэнергии, поставленной по договорам энергоснабжения.
  2. Постановлением Правительства от 28.07.2017 № 895 внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы:
    • исключен подпункт «и» п. 6 в соответствии с которым юрлицо, желающее получить доступ к услуге администратора наряду с прочими документами должно было приложить акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности;
    • срок согласования документов смежными субъектами оптового рынка сокращен с 30 до дней (см. абз 6 п. 8 Правил).

Таким образом, правила недискриминационного доступа — это специализированный документ, ограничивающий власть монополиста в сфере естественной монополии. Данные правила защищают права контрагентов монополиста, вводя строгий регламент заключения договора, перечень обязательных в данных отношениях взаимных прав и обязанностей.

rusjurist.ru

Правила недискриминационного доступа к услугам по

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил недискриминационного доступа. Это статья 9.21. В соответствии с данной статьей административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.

В настоящее время утверждены и действуют следующие правила (порядки обеспечения) недискриминационного доступа и порядки подключения (технологического присоединения), которые актуальны для нашего региона:

— Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861;

— Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83;

— Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861;

— Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314;

— Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370;

— Правила подключения к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307;

— Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 в части, касающейся подключения объектов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, либо при препятствовании собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям;

— Правила горячего водоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 в части, касающейся подключения объектов к централизованным системам горячего водоснабжения.

Субъектами административного правонарушения являются:

1. субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:

— транспортировки газа по газопроводам;

— оказания услуг по передаче электрической энергии;

— оказания услуг по передаче тепловой энергии;

— водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.

Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

2. Собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства.

Объективную сторону совершенного указанными субъектами административного правонарушения составляет нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (например, препятствование перетоку энергии через их объекты).

3. Собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей.

Объективную сторону совершенного указанными субъектами административного правонарушения составляет препятствование транспортировке воды по водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по канализационным сетям.

2.1 Правила недискриминационного доступа в сфере электроснабжения

2.1.1 Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, и устанавливают порядок технологического присоединения к электросетям как для впервые вводимых в эксплуатацию объектов, так и для тех, кто уже подключен, но хочет, к примеру, увеличить мощность или же поменять категорию или вид производственной деятельности.

Если говорить о технологическом присоединении к электросетям вновь вводимых объектов, то Правила предусматривают следующие стадии:

1. подача заявления в сетевую организацию о необходимости подключения земельного участка либо иного объекта недвижимости к электрическим сетям.

При этом необходимо учесть, что если на расстоянии менее 300 метров (в городской черте) и 500 метров (в сельской местности) вблизи границ участка находятся несколько электросетевых хозяйств, которые принадлежат разным сетевым организациям, то можно подать заявление в любую из них. Если их нет вблизи или они находятся на расстоянии далее 300 метров от границы участка, то заявление нужно направить в ту сетевую организацию, объекты которой находятся на наименьшем расстоянии. Для получения нужной информации можно обраться в орган местного самоуправления, который в течение 15 дней должен представить запрошенную информацию.

Установление факта правомерности отказа сетевой организации в осуществлении технологического присоединения по причине того, что ее сети не находятся на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, возможно лишь после получения информации от органа местного самоуправления.

В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства.

В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией по решению общего собрания собственников жилых помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом — одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия.

В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.

При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения, и требовать за это плату.

2. получение от сетевой организации заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия (их сетевая организация направляет в течение 15 дней со дня получения заявки).

3. после подписания договора и получения технических условий выполнение технических условий в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя. До энергопринимающих устройств на участке условия выполняет сетевая организация. Все эти условия и обязанности прописываются в технических условиях, которые выдаются заявителю бесплатно на срок от двух до пяти лет, но срок может быть и продлен.

При этом необходимо учесть, что Правила предусматривают продление по обращению заявителя.

4. уведомление сетевой организации о выполнении технических условий.

Необходимо также учесть, что если к электрическим сетям подключаются объекты юридических лиц мощностью свыше 100 кВт или граждан с присоединенной мощностью более 15 кВт, то требуется получение разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию.

В том случае, если сетевая организация нарушает сроки выполнения технических условий, а со стороны заявителя все технические условия выполнены и сетевая организация об этом надлежащим образом извещена, данный факт является поводом обращения в антимонопольный орган.

5. осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности и составление не позднее 3 рабочих дней акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Также может быть один совместный документ – акт об осуществлении технологического присоединения.

Правилами утверждена форма, по которой подается заявление (приложение №6) и перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Отсутствие в заявлении информации или какого-либо документа, не является основанием для отказа в заключении договора технологического присоединения, сетевая организация должна уведомить об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с момента получения заявки.

Правила также предусматривают порядок переоформления или восстановления документов о технологическом присоединении в следующих случаях.

а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;

б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;

в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.

При покупке любого объекта, будь то нежилое помещение, либо земельный участок, на котором располагаются присоединенные энергопринимающие устройства, у прежнего собственника необходимо запросить документы, подтверждающие данный факт.

При этом необходимо учесть, что обращаться за переоформлением необходимо в сетевую организацию, которая осуществляла технологическое присоединение прежнего собственника . Документы будут готовы в течение 7 дней.

В том случае, если объект был технологически присоединен опосредованно, ( с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ, ТСЖ, УК и пр.), то заявление подается через данных лиц.

В случае утраты документов, подтверждающих технологическое присоединение, сетевая организация может осуществить их восстановление.

2.1.2 . В соответствии с пунктом 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 по делу N А50-5359/2011 (далее — постановление Президиума ВАС РФ) отмечено, что соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных ПНД .

Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений ПНД обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.

Согласно абзацу 5 пункта 2 ПНД документами, свидетельствующими о технологическом присоединении, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Таким образом, в случае если собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства препятствует перетоку электрической энергии через данные объекты электросетевого хозяйства на объекты (энергопринимающие устройства) третьих лиц, присоединенных в надлежащем порядке на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного с сетевой организацией и с согласия такого законного владельца, такие действия собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, являются нарушением пункта 6 ПНД, что образует состав административного правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ.

2.2 в сфере теплоснабжения

2.2.1. Правила подключения к системам теплоснабжения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307.

Правила определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения.

Подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее — договор о подключении).

По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случаях:

необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности;

увеличения тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) или тепловой мощности (для источников тепловой энергии и тепловых сетей) подключаемого объекта;

реконструкции или модернизации подключаемого объекта, при которых не осуществляется увеличение тепловой нагрузки или тепловой мощности подключаемого объекта, но требуется строительство (реконструкция, модернизация) тепловых сетей или источников тепловой энергии в системе теплоснабжения, в том числе при повышении надежности теплоснабжения и изменении режимов потребления тепловой энергии.

Теплоснабжающая или теплосетевая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

Если заявитель не имеет сведений об организации, к которой следует обращаться за заключением договора о подключении, он вправе обратиться в орган местного самоуправления с письменным запросом о представлении сведений о такой организации с указанием местонахождения подключаемого объекта.

Орган местного самоуправления обязан представить в течение 2 рабочих дней с даты обращения заявителя в письменной форме сведения о соответствующей организации, включая ее наименование и местонахождение.

Договор о подключении является публичным для теплоснабжающих и теплосетевых организаций. При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора о подключении в отношении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

Если подключение объекта к системе теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения возможно через тепловые сети или источники тепловой энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании лицам, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющим продажу тепловой энергии, то заключение договора о подключении осуществляется теплоснабжающей или теплосетевой организацией (исполнителем) после получения согласия указанных лиц на подключение объекта через принадлежащие им тепловые сети или источники тепловой энергии.

В случае если указанные лица не предоставят согласие на подключение к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании источникам тепловой энергии или тепловым сетям в течение 15 дней с даты обращения теплоснабжающей или теплосетевой организации (исполнителя), теплоснабжающая или теплосетевая организация (исполнитель) обязана в течение 30 дней с даты получения заявки на подключение уведомить заявителя о возможности подключения:

в иной точке подключения с учетом определения технической возможности подключения;

путем уступки права на использование мощности в порядке, установленном разделом V настоящих Правил, при наличии технической возможности такой уступки.

Подключение объекта осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

выбор заявителем теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (исполнителя);

заключение договора о подключении, в том числе подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения и выдача условий подключения, являющихся неотъемлемой частью указанного договора;

исполнение сторонами условий договора о подключении;

подключение объекта к системе теплоснабжения и подписание сторонами акта о подключении объекта к системе теплоснабжения, содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон.

Отказ исполнителя в приеме к рассмотрению заявки при представлении заявителем всех необходимых сведений и документов, не допускается.

В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки и перечню прилагаемых документов, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.

В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение указанного срока исполнитель аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.

В случае представления сведений и документов, исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.

При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

Техническая возможность подключения существует:

при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя;

при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.

В случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения объекта к системе теплоснабжения, отказ в заключении договора о подключении не допускается.

Осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении объекта к системе теплоснабжения, подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении, содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон.

2.3 в сфере газоснабжения

2.3.1. Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.

Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее — объект капитального строительства).

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения

б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;

в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее — договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении;

г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);

е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее — акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме.

Заявитель, не располагающий сведениями об организации, выдающей технические условия, обращается в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса должен предоставить информацию об организации, выдающей технические условия,

В случае предоставления заявителем сведений и документов, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.

Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, не допускается.

При представлении заявителем сведений и документов в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

При этом простое сообщение об отсутствии технической возможности не признается мотивированным отказом, поскольку отсутствие такой возможности может быть вызвано несколькими причинами:

-отсутствие сетей как таковых,

-полная загрузка существующих сетей.

В случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.

В случае получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.

При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от выдачи технических условий заявитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении исполнителя к выдаче технических условий и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае:

а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства;

б) увеличения объема потребления газа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 61(1) настоящих Правил;

Основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее — мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган

2.3.2. Правила также регламентируют порядок действий заявителя и исполнителя при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия.

Новый правообладатель вправе переоформить на себя ранее выданные технические условия. Для этого новый правообладатель направляет в газораспределительную организацию, выдавшую технические условия, заявку о смене правообладателя земельного участка с приложением технических условий и копий правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок. Газораспределительная организация в течение 10 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет новому правообладателю земельного участка переоформленные на него технические условия. Срок действия технических условий при их переоформлении не прерывается.

В случае смены собственника или иного законного владельца сети газораспределения, на подключение (технологическое присоединение) к которой заявителю были выданы технические условия или заключен договор о подключении, газораспределительная организация, в отношении которой произошла смена собственника или иного законного владельца, обязана завершить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заявителя к сети газораспределения.

При этом технические условия, выданные ранее газораспределительной организацией, в отношении которой произошла смена собственника или иного законного владельца, а также договор о подключении, заключенный ранее между такой организацией и заявителем, считаются действующими.

Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

2.3.3. Порядок уступки используемой мощности также установлен указанными Правилами.

Юридическое или физическое лицо, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом капитального строительства, подключенным не менее 5 лет к сети газораспределения в установленном порядке (далее — потребитель), вправе по соглашению с владельцем иного объекта капитального строительства, заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к этой же сети газораспределения и (или) сети газопотребления (далее — новый потребитель), уступить используемую мощность в пользу нового потребителя при наличии технической возможности подключения нового потребителя и при условии снижения используемой мощности потребителем.

2.3.4. Порядком регламентированы правила переоформления и восстановления документов.

Собственник или иной законный владелец ранее присоединенных объектов капитального строительства вправе обратиться к исполнителю лично или через представителя с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов (далее — лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) в случае:

а) утраты документов о технологическом присоединении;

б) с целью указания в документах о технологическом присоединении информации о максимальном часовом расходе газа;

в) в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенного объекта капитального строительства;

г) в иных случаях, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с присоединением через сети основного абонента.

В 2017 году поступило 23 обращения на действия сетевых организаций по признакам нарушения Правил. По результатам рассмотрения возбуждено 7 дел об административных правонарушениях, 5 должностных лиц привлечено к административной ответственности.

Основные нарушения Правил в сфере электроснабжения:

-нарушение сроков выполнения технических условий

-необоснованный отказ в выдаче технических условий, в том числе на увеличение мощности.

Нарушения в сфере теплоснабжения и газоснабжения:

-необоснованный отказ в выдаче технических условий по причине отсутствия согласия «основного абонента», либо отсутствия технической возможности.

В виду того, что зачастую обращения в антимонопольный орган не содержат всех достаточных документов и сведений о факте нарушения сетевой организацией установленных правил, антимонопольный орган вынужден отказывать в возбуждении дела об административных правонарушениях.

При обращении в антимонопольный орган необходимо предоставить доказательства подтверждающие выполнение со стороны заявителя всех действий, установленным Правилами (например, выполнение технических условий и уведомление об этом сетевой организации, доказательства осуществления опосредованного технологического присоединения в соответствии с Правилами и т.д.), а также сведения о лице, допустившим нарушение Правил и доказательства такого нарушения со ссылками на пункты Правил.

Действия, образующие объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП, при условии отсутствия утвержденных в установленном порядке правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), за исключением действий собственников и иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей по препятствованию транспортировке воды по водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по канализационным сетям, не подпадают под объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП и могут быть рассмотрены на предмет наличия признаков нарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции.

fas.gov.ru

Это интересно:

  • 33 законов власти Грин Роберт Роберт Грин 48 законов власти и обольщения 48 законов власти Предисловие Закон 1 Никогда не затмевай господина Формулировка закона Ключи к власти Закон 2 Не доверяй друзьям безгранично, научись […]
  • С какого времени выплачивается материнский капитал Сроки перечисления материнского капитала Для реализации имеющегося семейного сертификата необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) с заявлением о распоряжении и соответствующим пакетом документов, […]
  • Исковое заявление подано недееспособным лицом Статья 135. Возвращение искового заявления Статья 135. Возвращение искового заявления См. комментарии к статье 135 ГПК РФ 1. Судья возвращает исковое заявление в случае, если: 1) истцом не соблюден установленный федеральным законом […]
  • Закона от 29071998 n 135-фз Закона от 29071998 n 135-фз Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Заявление о сокращении рабочего времени образец Правила заполнения и образец заявления на сокращенный рабочий день Организация режима неполного рабочего времени достаточно редкое событие, даже специалисты по кадрам иногда ищут образец заявления на сокращенный рабочий день. Чтобы […]
  • Материальные ценности современной молодежи Ценности современной молодежи К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически […]