Оглавление:

Правила госзакупок

31 мая в Ленинградской областной торгово-промышленной палате состоялся круглый стол на тему: «Новые правила проведения госзакупок по 44-ФЗ: последние изменения, практика применения в 2018 году». В мероприятии приняли участие представители Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу, эксперты в области размещения государственного и коммерческого заказа.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился Андрей Зварич, председатель Комитета по развитию малого и среднего бизнеса ЛО ТПП, отметив актуальность данной темы в связи с нововведениями в законодательстве, связанном с проведением госзакупок. Также Андрей Викторович сделал акцент на том, что у участников мероприятия есть возможность получить ответы на вопросы, связанные с государственными закупками, из разных государственных ведомств и подойти к интересующим вопросам с разных точек зрения.

Айгуль Галиуллина, эксперт в области размещения и проведения госзакупок, в своем выступлении осветила вопросы, связанные с важными изменениями в правилах проведения госзакупок в 2018 году; привела обзор изменений в 44-ФЗ. Кроме того, эксперт подробно остановилась на поэтапном введении в 2018-2019 гг. нового порядка конкурентных закупок в электронной форме в рамках контрактной системы. С 1 июля 2018 года вступают в силу масштабные поправки в Закон № 44-ФЗ, насчитывается 250 поправок, требующих по разным оценкам принятия от 30 до 80 подзаконных актов.

Дмитрий Хохлов, заместитель председателя Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, привел краткий анализ судебной практики рассмотрения антимонопольных дел по государственным закупкам Арбитражным судом г. СПб и ЛО.

Алексей Гущин, заместитель начальника отдела контроля федеральной контрактной системы УФАС по СПб, обратился к практике контроля ФАС России в сфере закупок по 44-ФЗ; обратил внимание участников круглого стола на типичные ошибки и нарушения, допускаемые при порядке отбора поставщиков; обозначил порядок действий по обжалованию в антимонопольном органе.
Круглый стол стал площадкой для обсуждения основных нововведений в законодательстве, связанном с проведением госзакупок. Все участники мероприятия выразили уверенность, что освещенные на мероприятии вопросы помогут более эффективно действовать в сложных экономических условиях.

lo.tpprf.ru

Изменения в Законе №44-ФЗ 2018 года. Новые правила закупок

Автор: Шадрина Т., эксперт журнала

Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В конце 2017 года Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ в Закон № 44-ФЗ были внесены изменения. Самое важное нововведение – возможность осуществления закупок в электронной форме, но не остались без внимания и иные моменты. Некоторые изменения уже начали действовать, некоторые вступят в силу лишь с июля, а некоторые станут обязательными в 2019 году.

Сегодня расскажем, что уже необходимо учитывать УП при закупках и к чему готовиться.

Если заказчик отказался заключать контракт с победителем.

Частью 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с победителем закупки в любой момент, если будет выявлено, что участник не соответствует единым и дополнительным требованиям, установленным ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям.

В части 10 указанной статьи отмечено, что при закупках лекарств, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), отказ от заключения контракта с победителем возможен, если установлено, что:

предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована (п. 1);

предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (если участник закупки является их производителем или если при закупках для обеспечения федеральных нужд НМЦК превышает 10 млн руб., а при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд НМЦК превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 млн руб.) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, и от снижения цены при заключении контракта участник закупки отказывается (п. 2).

Как и прежде, в таких случаях в течение 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для отказа, нужно составить и разместить в ЕИС соответствующий протокол, а в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направить победителю.

Обратите внимание:

С 11.01.2018 у УП есть право после размещения в ЕИС протокола об отказе от заключения контракта заключить контракт с иным участником закупки, предложившим:

  • такую же цену, как победитель;
  • лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.

Отметим, что в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, победитель признается уклонившимся от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями.

Описываем объект закупки по-новому.

Правила описания объекта закупки определены ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Согласно изменениям, вступившим в силу 11.01.2018, законодатели сократили п. 1 ч. 1 данной нормы, убрав фразу о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, и скорректировав возможность использования указания на товарные знаки в отношении объекта закупки.

Теперь товарный знак можно указывать при описании объекта в любой закупке при условии:

сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;

несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на эти машины и оборудование.

Новшества в контрольных мероприятиях.

Согласно ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ контрольные органы могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки по обращениям участников закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц. При этом порядок рассмотрения жалоб зависит от категории обратившегося лица.

Согласно новой ч. 15.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ обращение с жалобой физического лица, не являющегося участником закупки, законные интересы которого не нарушены, рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Напомним, что граждане могут пожаловаться на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

Если с подобной жалобой обратится участник закупки либо осуществляющие общественный контроль общественное объединение или объединение юридических лиц, она будет рассматриваться, как и прежде, в соответствии с гл. 6 Закона № 44-ФЗ.

Направление сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Законом № 504-ФЗ скорректирована ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ. Раньше обязанность заказчика направлять информацию об уклонившемся победителе закупки при отсутствии подтверждения заключения контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, не была предусмотрена. С 11.01.2018 это условие исключено и согласно названной норме УП должно в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта направить в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную п. 1 – 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

Обратите внимание:

За несвоевременное направление в ФАС информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков, или направление недостоверной информации и документов ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере 20 000 руб.

Еще одно из последних изменений в Законе № 44-ФЗ в 5 ст. 104 (ее новая редакция вступит в силу 01.07.2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник закупки, с которым заключается контракт, на основании п. 24, 25 – 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ уклонился от заключения, направляют в ФАС сведения для внесения информации об этом участнике в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 рабочих дней с даты признания такого участника уклонившимся (в действующей редакции предусматривается больший срок – 5 рабочих дней).

Изменены требования к участникам закупок.

Статьей 31 Закона № 44-ФЗ установлены требования к участникам закупок. В части 1 данной нормы названы единые требования, в ч. 2 говорится о дополнительных требованиях, которые могут быть предъявлены к участникам.

С 01.07.2018 требования к участникам дополнятся еще одним. Помимо непроведения ликвидации, отсутствия недоимки по налогам и сборам, судимости у участника закупки – физического лица либо у руководителя организации за преступления в сфере экономики единым требованием станет отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 31).

Об обязательных условиях контракта.

Согласно последнему изменению ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ с 01.07.2018 в контракт нужно включать обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате УП юридическому или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.

Кроме того, в данную статью введена новая ч. 29, которая предоставляет Правительству РФ право установить:

порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

требования к формированию лотов при закупках отдельных видов товаров, работ, услуг.

Закупки переведены в электронную форму.

Самое грандиозное последнее изменение в Законе № 44-ФЗ связано с возможностью осуществления закупок в электронной форме. Помимо электронного аукциона в такой форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Закрытые процедуры тоже можно будет проводить в электронной форме.

Положения о таких закупках вступят в силу с 01.07.2018. Давайте рассмотрим их чуть подробнее.

Электронные закупки будут проводиться:

на электронной площадке – сайте в Интернете, соответствующем определенным требованиям, на котором применяются конкурентные способы определения поставщиков;

на специализированной электронной площадке – информационной системе, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи для применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков.

Перечень операторов таких площадок утверждается Правительством РФ. Если к моменту вступления в силу поправок операторы не будут избраны, электронные закупки будут проводиться на прежних площадках.

Для мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы на электронной площадке создается государственная информационная система, которая будет обеспечивать:

фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий и бездействия участников в ЕИС, на электронной площадке;

хранение информации о действиях и бездействии участников контрактной системы, в том числе об электронных документах, формируемых участниками и подписанных усиленной электронной подписью.

В связи с этим новой ст. 5 Закона № 44-ФЗ регламентирована организация электронного документооборота. В частности, планируется обмен электронными документами между участниками контрактной системы, в том числе подача заявок на участие в закупке, окончательных предложений. Такие электронные документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, обычной или специализированной.

При этом квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Для участия в электронных закупках в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 нужно будет получить аккредитацию на электронной площадке так же, как для участия в электронном аукционе.

Отметим, что установлена возможность взимания платы за участие в электронной процедуре, обычной или закрытой, или с лица, с которым заключается контракт, при условии предоставления Правительством РФ такой возможности операторам соответствующих площадок.

Извещение о проведении закупки.

С 01.07.2018 вносятся изменения в ст. 42 Закона № 44-ФЗ, устанавливающую перечень сведений, которые должны быть отражены в извещении о проведении закупки. Так, с этой даты согласно ч. 3 при закупке в соответствии с ч. 4 – 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ нужно будет указывать конкретную часть ст. 15, в соответствии с которой осуществляется закупка. Добавим, что при осуществлении закупки в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), обозначенных в данных частях.

Кроме того, в извещении должны быть указаны (ч. 9 – 11 ст. 42):

преимущества, предоставляемые заказчиком предприятиям УИС и организациям инвалидов;

информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства;

информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу.

Порядок проведения закупок в электронной форме.

Законодатели детально регламентировали проведение электронных закупок. Наиболее подробную регламентацию получил открытый конкурс в электронной форме – ему посвящено восемь новых статей, вступающих в силу с 01.07.2018.

В частности, определено, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие. Причем срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения соответствующих изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок на участие этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.

Требования к содержанию извещения установлены ст. 54.2, а к содержанию конкурсной документации – ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, рассмотрены порядок подачи заявок на участие в электронном открытом конкурсе, определены правила рассмотрения и оценки заявок (как первых, так и вторых частей), а также:

порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок;

последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

Поправки предусматривают два вида обеспечения заявки: денежные средства и банковская гарантия, однако до 30.06.2019 пользоваться можно будет только первым из них.

Остальные закупки в электронной форме тоже не остались без внимания. Например, запросу котировок в электронной форме посвящены ст. 82.1 – 82.6, запросу предложений – ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ.

К сведению:

Статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ установлены единые правила заключения контракта по результатам электронной процедуры. Так, в течение 5 дней с даты размещения итоговых протоколов заказчик должен разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта без своей подписи. В течение 5 дней с даты размещения проекта победитель электронной процедуры должен подписать усиленной электронной подписью проект и разместить его на электронной площадке. В течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем, и предоставления им обеспечения исполнения контракта УП обязано разместить в ЕИС и на электронной площадке контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от его имени. С момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Реестр участников закупок.

С 01.01.2019 в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок.

Регистрация участников в ЕИС будет осуществляться в электронной форме на основании информации и документов в порядке, которые должны быть определены Правительством РФ. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок.

Регистрация участника в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.

Операторы электронных площадок после регистрации участника в ЕИС должны будут аккредитовать его на своей площадке.

Изменения в Законе № 223-ФЗ

Унитарным предприятиям стоит знать и об изменениях в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В него 28.12.2017 также были внесены существенные изменения, позволяющие осуществлять закупки в электронной форме. Но есть и другие новшества.

Унитарным предприятиям стоит знать, что с 31.12.2017 ст. 2 Закона № 223-ФЗ дополнена ч. 2.1 – 2.7, которые предусматривают следующее. Федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества УП, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить ГУП, для которых применение такого типового положения обязательно при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в отношении ГУП субъекта РФ и МУП.

Типовое положение должно.

…содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

  1. Порядок подготовки и (или) осуществления закупки.
  2. Способы закупок и условия их применения.
  3. Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Законом № 223-ФЗ

…предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемые Правительством РФ

Типовым положением должна определяться дата, до наступления которой соответствующие УП обязаны внести изменения в свое положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке согласно типовому положению.

Положение размещается в ЕИС в течение 15 дней с даты его утверждения. В этот же срок размещаются изменения в документе. В последнем случае указывается срок, в течение которого автономные учреждения должны скорректировать свои положения о закупке или утвердить новые. Такой срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений в типовом положении.

www.audit-it.ru

Правила участия в госзакупках: как защитить свои права

Государственная закупка представляет собой предложение по закупкам учреждениями государственного или муниципального типа. Включая промышленные товары, продовольствие, техническое обеспечение, оружие и т. п. Правила осуществления госзакупок постоянно трансформируются, включают некоторые дополнения, поэтому важно, чтобы юридическое сопровождение гарантировало проведение процедуры по всем правилам, нормативам.

Помните: по правилам участия госзакупки организатор нередко просит внести от )0,5—5 % суммы от НМЦ по договору, что финансово обеспечит заявку.

Тендер — это любой торг, проведенный на конкурсной основе. Регистрация на государственную закупку может проводиться несколькими способами, в зависимости от ее типа, среди которых:

  • открытый вид;
  • выборочный вид (селективная методика). Желание об участии могут выразить все, но приглашены будут только те, кто отобран руководителем;
  • закрытый вид (по правилам участия в госзакупке все будут приглашены организатором лично).

Почему важно учитывать все правила госзакупок и кому доверить юридическое сопровождение?

Вся процедура регламентируется и нормируется перечнем законов, которые включают большой объем, свои тонкости и нюансы, поэтому стоит доверить юридическое сопровождение опытной команде. Специалисты должны ориентироваться во всех нюансах, а также иметь настоящий опыт работы в этом деле. Изменение правил госзакупок — постоянный процесс, поэтому юридическая команда должна разбираться в них.

Почему стоит выбрать именно «Аналитик Тендер»?

Наша команда давно оказывает такие услуги, за это время специалисты не только проводили выгодные торги, но и обучили новых сотрудников правилам участия в тендерах и госзакупках. После курсов большая их часть применяет знания на практике.

Не так давно трансформировались правила госзакупок 2018, это касалось в большей части строительной сферы, а также ограничения количества участников до 7—8.

Отдавайте предпочтение лицензированной юридической помощи с гарантией работы по списку правил госзакупкам и обратите внимание на нашу клиентскую сеть, отзывы о которой только положительные.

www.analyticinvest.ru

Районам Крайнего Севера предлагают особые правила госзакупок

Правила должны распространяться на организации, оказывающие социальные и медицинские услуги, считает депутат

Москва, 26 апреля 2018, 18:53 — REGNUM Законопроект, включающий в систему госзакупок учреждения соцобслуживания и здравоохранения на Крайнем Севере, внесла Госдуму депутат Раиса Кармазина («Единая Россия»), передаёт корреспондент ИА REGNUM 26 апреля.

Автор законопроекта предлагает дополнить список лиц, которые могут выступать заказчиками в системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Так, в частности, по данным автора инициативы, в Эвенкийском муниципальном районе сложилась непростая ситуация с реализацией некоторых норм закона о госзакупках. Так, в частности, закон позволяет закупать товары, работы и услуги суммой до 400 тыс. рублей для образовательных организаций, а также для госучреждений культуры и отдыха. Однако закон не затрагивает учреждения социального обслуживания населения, а также учреждения здравоохранения, расположенные в малонаселенных и труднодоступных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В связи с этим депутат предлагает таким учреждениям также позволить закупать необходимые товары и услуги по закону о госзакупках.

«В случае принятия данной нормы у заказчиков — учреждений социального обслуживания населения, учреждений здравоохранения появится возможность своевременного и полноценного обеспечения товарами, лекарственными препаратами, скоропортящимися и другими продуктами питания, услугами, являющимися предметами первой необходимости и жизненно важными», — отмечает автор законопроекта.

regnum.ru

Как поправки в законодательство отразятся на эффективности госзакупок

В Казахстане отсутствует комплексный подход к созданию законодательной базы, которая могла бы контролировать процесс закупок на всех стадиях, считают эксперты

Система государственных закупок в Казахстане часто подвергается критике из-за высоких коррупционных рисков, лоббирования интересов определённых поставщиков, непрозрачности. Так, по последним данным Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, почти 20% всех коррупционных преступлений и 55% в квазигосударственном секторе так или иначе имеют отношение к закупкам (причем объём таких преступлений в квазигосударственном секторе в 6–8 раз выше). Эксперты сходятся во мнении, что основная проблема заключается в несовершенстве нормативно-правовой базы.

Самые коррумпированные ведомства назвали североказахстанцы

Отношения между поставщиками и заказчиками регулируются законом РК о государственных закупках от 4 декабря 2015 и прилагаемыми правилами осуществления госзакупок. Отдельные документы регламентируют закупки Нацбанка, национальных холдингов, ФНБ «Самрук-Казына» и компаний, прямо или косвенно принадлежащих перечисленным структурам 50% и более голосующих акций). Что касается международных норм, Казахстан с 2016 является наблюдателем соглашения ВТО по государственным закупкам, однако полного подчинения установленным организацией директивам это не предусматривает. В начале 2018 Министерство финансов для обеспечения прозрачности и объективности закупок разработало законопроект по внедрению минимальных цен на работы участников тендеров.

Повышенная частота

С момента принятия Закон о госзакупках претерпел немало изменений – девять редакций, пять из которых датируются 2017. В предшествующий закон от 2007 года корректировки вносились 34 раза. Однако большинство правок несущественные, вроде замены слова «театр» на «учреждение культуры», а закон, как считают специалисты, по-прежнему далёк от совершенства.

— Он так и не решил давно существующие институциональные предпосылки для коррупции и злоупотреблений при расходовании бюджетных средств, свидетельством которых являются громкие скандалы прошлого года, в том числе с участием бывшего министра национальной экономики Бишимбаева, – говорит партнер юридической фирмы GRATA International Шаймерден Чиканаев.

По его мнению, пора признать, что в стране отсутствует комплексный подход к созданию законодательной базы, которая могла бы контролировать процесс закупок на всех стадиях. Юрист призывает прекратить косметические правки и внести концептуальные решения, чтобы минимизировать человеческий фактор в системе госзакупок и создать механизмы, гарантирующие объективность требований и характеристик предмета закупки, объективность критериев оценки заявок участников и/или осуществления независимого общественного контроля.

Как Казахстану модернизировать систему госзакупок

Негативные последствия частых изменений закона для инвестиционной привлекательности страны отмечает юрист Baker McKenzie в Казахстане Нургуль Абдреева.

— Один из главных факторов на рынке для инвесторов – стабильность. С одной стороны, у законодателя имеется стремление улучшить закон, в чём есть смысл. С другой – у инвесторов создается впечатление нестабильности законодательства. Но в нашей ситуации, когда нет устоявшихся институтов и постоянно приходится что-то совершенствовать, частые корректировки неизбежны. Так что в ближайшее время мы от этого никуда не уйдём, – констатирует она.

Главным положительным эффектом последних изменений в законе эксперты считают переход большинства процедур на электронный формат. Так, все договоры сегодня заключаются в цифровом виде, поставщики могут видеть заявки потенциальных конкурентов в системе, что повышает уровень прозрачности. Однако даже при этом остается возможным нарушать порядок осуществления закупок.

— Электронная система – это лишь средство достижения целей, но не панацея. Для того чтобы госзакупки стали эффективными и конкурентоспособными, надо учитывать все факторы механизма. К примеру, на этапе оценки поставщика на соответствие квалификационным требованиям присутствует человеческий фактор, так как задействована конкурсная комиссия, – отмечает Абдреева.

Оценка плана

Среди последних нововведений Минфина – установка нижних пределов цен на государственную закупку услуг (также и в квазигосударственном секторе). Таким образом, по словам вице-министра Руслана Бекетаева, удастся избежать необоснованного снижения цен на работы.

Отбор поставщика по критерию наименьшей предложенной цены почти всеми экспертами считается одним из самых значительных упущений действующего законодательства.

— При кажущейся разумности данного принципа наименьшая цена редко может гарантировать необходимое высокое качество поставляемых товаров, работ или услуг.

В большинстве случаев это ограничивает доступ компаниям с именем и проверенной репутацией, придерживающихся строгих комплаенс-норм в своей деятельности, – отмечает корпоративный юрист Мария Чечина. – Как правило, наименьшую цену может предложить небольшая компания, которая не может гарантировать качество, но по условиям закона она нередко выигрывает конкурс на этом основании. Такие фирмы зачастую впоследствии прекращают свою деятельность, так и не выполнив принятых на себя договорных обязательств.

Тем не менее нижний предел вряд ли поможет решить возникшую проблему. Согласно существующей системе этап сравнения цен проводится после квалификационного отбора и, следовательно, не влияет на контроль качества. Поэтому Абдреева предлагает решать вопрос посредством более детального регулирования и оценки: обращать ещё больше внимания на опыт работы, сервисное обслуживание, характеристики товара.

Главный налоговик страны: Госслужба связана с коррупционными искушениями

— При нижних пределах кто-то, вероятно, будет предлагать демпинговые цены. Если бизнесмен пошёл на уступку в цене в ущерб своим интересам сегодня, то завтра он попытается это восполнить другим способом (например, за счёт сервисного обслуживания). Это, скорее всего, навредит и интересам заказчика, – поясняет эксперт.

Чиканаеву предложение Минфина кажется искусственным ограничением конкуренции: «Кроме того, не совсем понятно, кто и на основании каких данных и критериев будет устанавливать пределы цен».

Ещё одно предложение законопроекта – единые правила госзакупок квазигосударственного сектора и создание двухуровневой системы контроля, состоящей из централизованной службы контроля закупок в подчинении совета директоров квазигоссектора и уполномоченного органа Минфина.

— Налицо потенциальный конфликт интересов двух заинтересованных сторон и очевидное доминирование уполномоченного органа, поскольку именно ему законопроектом отводится роль разрешения споров между двумя сторонами, а также определения порядка такого разрешения споров, – констатирует Чечина.

При этом специалисты отмечают, что правила ФНБ «Самрук-Казына» всё-таки более гибкие (в том числе быстрее адаптируют изменения). По мнению Чечиной, некоторые специфические концепции закупок «Самрук-Казыны», отсутствующие в основном законе, наглядно демонстрируют ориентированность группы на результат. Среди них – оценка совокупной стоимости владения и категорийные стратегии; особый порядок закупок консультационных услуг в рамках трансформации для недропользователей; внутрихолдинговая кооперация и минимизация участия посредников в процессе закупок; эффективная реализация стратегических инвестиционных проектов. Поэтому Чечина видит во включении предприятий квазигосударственного сектора в сферу действия закона о государственных закупках угрозу инвестиционному климату страны. В частности, на её взгляд, возникнут сложности с оперативным проведением IPO.

Чиканаев же предлагает просто предусмотреть более облегчённый режим регулирования на случай IPO.

Китай передаст Казахстану уникальный опыт борьбы с коррупцией

— По сведениям Минфина, общий объём государственных закупок составляет всего лишь 3,2–3,5 трлн тенге в год, тогда как объём закупок в квазигосударственном секторе, не попадающем под регулирование Закона о государственном имуществе, в 2 раза больше – 6–7 трлн тенге, – указывает он, объясняя, почему ввести весь квазигосударственный сектор под действие Закона о государственных закупках будет логично.

— Когда речь идет о государственных закупках, то основной акцент делается на том, что услуги и товары нужны для обеспечения функций государства, в первую очередь административных. Хотя компании группы «Самрук-Казына» принадлежат государству, они всё-таки занимаются коммерческой деятельностью и выполняют какую-то коммерческую функцию. С этой точки зрения отдельная система имеет смысл, потому что режим госзакупок был бы слишком жёстким для этих предприятий, – считает Абдреева.

То же самое, на ее взгляд, можно сказать о компании «СК-Фармация», которая, хоть и входит в «Самрук-Казыну», имеет собственное регулирование закупок ввиду специфики деятельности фармацевтической отрасли. Нацбанк, являясь единственной в своем роде структурой и выполняя финансовые функции государства, следуя аналогичной логике, должен быть выведен из общего закона.

— Для всех остальных национальных компаний, наверное, стоит предусмотреть какое-то общее регулирование, – подытоживает Абдреева.

Практический совет

Юристы также отмечают моменты, о которых пока не говорится в законопроекте, но которые заслуживают внимания для улучшения работы системы госзакупок. Так, в отношениях между заказчиком и поставщиком (как потенциальным, так и выигравшим конкурс) нет свободы для маневра. Ярко это выражается в типовых формах договоров. Даже если заказчик хочет пойти навстречу своему контрагенту, он связан предусмотренным законом ограниченным перечнем случаев, когда могут быть внесены изменения.

— К примеру, если поставщик не выполняет должным образом условия договора, заказчик должен обратиться в суд с признанием такого поставщика недобросовестным. При этом нет чётких критерий для оценки. Какое это было исполнение? Может быть, возникла задержка на один день, которая, в принципе, никому не помешала и вполне объяснима ввиду размеров нашей страны и трудностей в логистике, – поясняет Абдреева.

По мнению Чиканаева, для борьбы с коррупцией было бы логично уменьшать сферу применения государственных закупок и влияние «раздувшегося государственного аппарата» и его сотрудников – активнее прорабатывать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Более того, стоит скорее начать и завершить планируемую приватизацию государственной и квазигосударственной собственности. Исключение можно сделать для компаний, чья работа связана с вопросами национальной безопасности.

m.forbes.kz

Это интересно:

  • Уменьшаем налог усн 6 Уменьшение налога на взносы при УСН Актуально на: 29 июня 2016 г. Выбранный объект налогообложения на УСН влияет на право упрощенца учитывать свои расходы при определении налоговой базы. Но даже при объекте «доходы 6%» упрощенец […]
  • Льготы для пенсионеров на налог на машину Льготы для пенсионеров на налог на машину Обратите внимание: Чтобы убедиться, нужно платить налог или нет, следует внимательно изучить колонки: Если в колонке "Размер" стоит число 20% - это означает, что налог платить нужно, но у […]
  • Что будет с пенсией с 1 июня 2018 Какой будет прибавка к пенсии с 1 июня 2018 года? По официальным данным слухи о возможной прибавке к пенсии с 1 июня 2018 года гражданам России не имеют под собой никаких оснований. Повышение пенсий и других социальных пособий […]
  • Выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним образец Подробно расскажем о выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (неактуально с января 2017 года, подробности ниже) Статья обновлена: 15 мая 2018 г. Выписки из ЕГРП больше не существуют! В январе 2017 года ЕГРП упразднили […]
  • Добавка к военной пенсии Какие существуют надбавки к военной пенсии и случаи ее повышения? Военная пенсия может быть повышена за счет увеличения ее размера, применения надбавок и районных коэффициентов, а также разных доплат (в том числе единовременных). В […]
  • Перестанут выплачивать материнский капитал До какого года года будут давать материнский капитал? Когда отменят? До какого года материнский капитал можно оформить? Ответ на этот вопрос интересен многим родителям, имеющим 2 и более детей. Дело в том, что действие социальной […]