Оглавление:

Инструкция по делопроизводству: разработка с нуля

Статьи по теме

Инструкция по делопроизводству должны быть в каждой компании. На масштабных предприятиях могут разрабатываться отдельные инструкции по общему и кадровому делопроизводству. В маленьких фирмах обычно составляется документ, который объединяет две инструкции и описывает, как сотрудникам следует работать с документами.

Без делопроизводства невозможна деятельность компании, потому что оно обеспечивает создание, движение, учет, хранение документов. Инструкция по делопроизводству — это главный документ, который содержит описание работы с документами в организации: как правильно работать с внутренними и входящими документами, как их создавать и другие основные организационные моменты.

Евгений Демин – Генеральный Директор и владелец компании SPLAT поделился с нами секретами раскрутки компании, даже если рынок занят.

Также в статье Вы найдете 4 ключевые компетенции компании, которые нужно взять на вооружение.

В небольших предприятиях инструкция по делопроизводству необходима, потому что она:

  • регламентирует, как создавать, использовать, хранить, уничтожать документы;
  • способствует стабильности бумажной работы;
  • обеспечивает соблюдение требований законодательных и правовых нормативных актов;
  • закрепляет, как нужно организовать делопроизводство в организации;
  • определяет ответственных за делопроизводство.

Кто в компании должен разрабатывать инструкцию по делопроизводству

Инструкцию разрабатывает служба ДОУ. Юристы и работники архива тоже участвуют в процессе. Если такой службы нет в компании, то написание инструкции можно передать секретарю. Когда инструкция по делопроизводству готова, руководитель отдела ее подписывает, после чего она вступает в действие.

В начале инструкции располагается гриф утверждения, в котором указывается, кто и когда подписал документ. Вместо этого может быть дана ссылка на дату и номер распорядительного документа. Инструкция по делопроизводству рассылается во все отделы предприятия, если утверждена. Сотрудники обязаны ее соблюдать.

Служба документационного обеспечения управления обучает ответственных за делопроизводство в своих отделах новым правилам. Авторы инструкции объясняют ее содержание, обращают внимание слушателей на важные моменты. Инструкция по делопроизводству доводится до всех сотрудников. А служба ДОУ контролирует, соблюдаются ли ее положения.

Авторам инструкции по делопроизводству требуется много усилий и времени. По этой причине перед разработкой лучше проконсультироваться в государственном архивном учреждении, которое на основании договора предоставляет такие услуги.

Если предприятие небольшое, требования к бумажной работе необходимо закрепить. Во многих компаниях определяется только несколько правил делопроизводства.

Когда в компании документы теряются или нарушается их юридическая сила, готовится распорядительный документ или определяются правила по работе с документами. Но со временем сотрудники забывают правила, документы теряются, поэтому такими методами организовать делопроизводство в организации не получится.

Разработка инструкции по делопроизводству

Инструкция по делопроизводству содержит следующие разделы:

«Общие положения», который:

  • содержит информацию о том, на какие документы распространяется инструкция: на все, только на секретные и т.п.;
  • устанавливает ответственность за нарушение правил;
  • определяет, какой отдел отвечает за то, чтобы работа с документами во всех отделах компании была единой.

Тематические, которые начинаются с того, как нужно составлять и оформлять документы, а далее описывают:

  • виды документов;
  • правила оформления копий, приложений;
  • правила разработки, согласования распорядительных документов;
  • работу исполнителей с документами;
  • размножение документов, а также применение печатей и бланков.

Кроме того, данный раздел может содержать информацию о том, как правильно разрабатывать документы коллегиального органа и заместителей руководителей.

«Документооборот», который содержит описание:

  • этапов движения документов;
  • приема входящих документов;
  • отправки исходящих документов;
  • учета объема документооборота;
  • правил передачи документов между структурными подразделениями.

«Регистрация документов», который устанавливает:

  • как регистрировать входящие, исходящие и внутренние документы;
  • сроки и методы регистрации;
  • как правильно индексировать документы.

«Организация справочной работы», который описывает:

  • информационно-справочную работу в компании;
  • справочные картотеки, электронную базу данных и другие справочные массивы;
  • систематизацию и классификацию справочной информации;
  • технологию поиска информации.

«Контроль за исполнением документов», который:

  • определяет категории документов, которые обязательно подлежат контролю;
  • описывает постановку документов на контроль;
  • описывает методы контроля (отметки на документах, контрольные карточки), обязанности исполнителей;
  • устанавливает, как обобщать данные по контролю за исполнением документов и уведомлять об исполнительской дисциплине начальников.

«Оперативное хранение документов», который устанавливает:

  • как служба делопроизводства и другие подразделения должны хранить документы;
  • ответственность за сохранность документов;
  • как правильно отдельные категории документов формировать в дела;
  • как разрабатывать и использовать номенклатуру дел;
  • как систематизировать дела.

«Подготовка документов к сдаче в архив», который включает:

  • рекомендации, какие документы стоит подготовить к хранению, а какие — уничтожить;
  • описание требований к оформлению и подготовке к хранению дел;
  • передачу дел в архив.

Содержание инструкции по делопроизводству зависит от того, какие на предприятии условия работы, как построены технологии делопроизводства. Поэтому она состоит не из всех тематических разделов. Инструкцию можно дополнить описанием работы с обращениями граждан, с ДСП, а также техническими аспектами подготовки документов.

Инструкция по делопроизводству может содержать и приложения с оттисками печатей, справочной информацией, перечнем контролируемых документов, рисунками.

Приказ об утверждении инструкции по делопроизводству

Даже в маленьких компаниях инструкцию по делопроизводству нужно утверждать приказом руководителя.

Приказ об утверждении инструкции по делопроизводству руководитель может подготовить согласно образцу.

Причины, по которым разрабатывается приказ, могут быть изменены, например, вследствие внедрения системы. Если будет необходимость, добавьте ссылку на соответствующие документы.

Кроме того, можно разработать приказ о введении в действие инструкции по делопроизводству, в тексте которого слово «утвердить» нужно заменить на «ввести в действие», а гриф утверждения — поставить на саму инструкцию по делопроизводству.

Также в приказе можно указать поручения, их сроки и исполнителей.

Если разработана новая инструкция по делопроизводству, то при ее утверждении обязательно нужно добавить стандартную фразу «Признать утратившим силу приказ …», чтобы отменить действие прежнего документа.

Инструкция по делопроизводству разрабатывается нечасто, потому что действует длительное время. Пересматривать инструкцию требуется, если на предприятии изменилась технология делопроизводства или произошли значительные изменения в существующих документах, регламентирующих методы работы с архивом. Каждое новое правило должно быть утверждено приказом руководителя.

Открытое акционерное общество «Калина»

Об утверждении инструкции по делопроизводству

В целях организации работы по соблюдению порядка ведения делопроизводства

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемую инструкцию по делопроизводству.

2. Начальникам отделов ознакомить всех работников отделов с инструкцией по делопроизводству и обеспечить ведение делопроизводства в строгом соответствии с ее требованиями.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор О.К. Малина

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

www.gd.ru

Инструкция по делопроизводству (образец заполнения)

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает в ЗАО «Малый кадр» единую систему подготовки и качественного оформления документов, правила рациональной организации их учета, поиска, контроля за исполнением и хранения.

1.2. Выполнение требований Инструкции обязательно для всех сотрудников ЗАО «Малый кадр».

1.3. Инструкция разработана с учетом использования во всех отделах ЗАО «Малый кадр» автоматизированной системы «XXXXX», предназначенной для составления документов, их регистрации, контроля за исполнением с помощью персональных компьютеров.

1.4. Методическое руководство постановкой делопроизводства и контроль за соблюдением требований Инструкции осуществляются секретарем генерального директора ЗАО «Малый кадр».

1.5. Обеспечение ЗАО «Малый кадр» оборудованием и средствами, необходимыми бланками, штампами и канцелярскими принадлежностями осуществляет административный отдел.

1.6. Обеспечение компьютерного обслуживания делопроизводственных операций осуществляет сектор информационных технологий.

1.7. Ответственность за организацию делопроизводства и соблюдение установленных Инструкцией правил в отделах возлагается на директоров ЗАО «Малый кадр», курирующих соответствующие отделы.

— рассматривать все документы в день их получения;

— требовать от исполнителей своевременного и качественного исполнения документов и поручений;

— своевременно докладывать генеральному директору о необходимости изменения ранее предусмотренного срока исполнения документов;

— принимать меры к сокращению служебной переписки, особенно внутренней, не допускать переписку по таким вопросам, которые могут быть решены путем личного общения или по телефону;

— знакомить вновь принятых работников с порядком работы с документами, установленным настоящей Инструкцией.

2. Прием, регистрация и рассмотрение входящих документов

2.1. Прием входящей корреспонденции осуществляется помощником менеджера административного отдела, при этом проверяются правильность ее доставки и наличие приложений.

Вскрывается вся корреспонденция, за исключением корреспонденции с пометкой «Лично», которая вручается непосредственно адресату.

2.2. Принятая корреспонденция передается в Дирекцию для последующей обработки и доклада генеральному директору или директорам, если решение вопроса, изложенного в документе, входит в их компетенцию.

2.3. Регистрация документов осуществляется централизованно в Дирекции путем занесения данных в компьютер (в журнал регистрации полученных документов).

2.4. На полученных документах в нижней части лицевой стороны документа проставляется штамп с наименованием ЗАО «Малый кадр» и указанием даты поступления документа, а также его порядкового входящего номера (с начала года).

2.5. Если к поступившему документу имеется приложение, то рядом с входящим номером делается соответствующая отметка: «+ приложение на 2 л.».

2.6. Регистрация документа производится однократно секретарем генерального директора.

2.7. После регистрации входящие документы передаются на рассмотрение генеральному директору. При необходимости детального рассмотрения вопроса секретарь проводит подготовку дополнительных справочных материалов. Если получено письмо-ответ, то к нему прикрепляется инициативное письмо.

2.8. В результате рассмотрения документа генеральным директором на нем проставляется резолюция, содержание которой (исполнитель, срок исполнения) заносится в журнал регистрации полученных документов.

2.9. Не позднее указанного в резолюции срока исполнитель обязан предоставить в Дирекцию информацию об исполнении документа с указанием даты исполнения и номера дела, где он хранится. В случае составления ответного документа сообщаются дата, номер документа и номер дела, в которое он подшит.

2.10. На первом листе исполненного документа в левом нижнем углу исполнитель делает отметку «В дело N», а также отметку о том, когда и как решен вопрос, заверяет подписью и ставит дату. Затем документ подшивается в соответствующее дело.

2.11. Исполненные документы и копии писем-ответов должны подшиваться в дела не позднее следующего дня после их исполнения или отправки ответа.

2.12. Документы, находящиеся на исполнении, хранятся у исполнителей в порядке, исключающем их утрату. В случае потери документа исполнитель немедленно извещает об этом директора-куратора и секретаря генерального директора.

3. Контроль за исполнением документов

3.1. В ЗАО «Малый кадр» устанавливается контроль за исполнением в указанные сроки документов и поручений руководства.

3.2. Ставить документы на контроль имеет право генеральный директор ЗАО «Малый кадр».

3.3. Осуществление контроля за сроками исполнения возлагается на секретаря генерального директора. Директора проводят выборочный контроль по существу исполнения указаний генерального директора.

3.4. На документы, взятые на контроль, на левом поле у заголовка ставится штамп «Контроль». Вся информация об этих документах заносится в контрольный журнал секретарем генерального директора.

3.5. Задание снимается с контроля только с разрешения генерального директора или временно замещающего его директора.

3.6. В течение установленного срока исполнения поставленные в резолюции вопросы должны быть полностью решены.

Если на документ требуется дать письменный ответ, то документ считается исполненным после отправки ответа по назначению.

Направление в процессе исполнения документа дополнительных запросов не дает основания считать его исполненным.

3.7. Исполнитель обязан давать секретарю генерального директора точные ответы на все вопросы, связанные с ходом исполнения документов.

3.8. Сведения об исполнении контрольного задания должны поступать в Дирекцию не позднее дня исполнения для внесения информации в контрольный журнал и снятия документа с контроля.

3.9. Если документ не исполнен в срок, то исполнитель обязан до истечения контрольного срока предоставить информацию о причине задержки. Ответственность за неисполнение документа (поручения) несут исполнитель и директор, курирующий этот отдел.

3.10. Об изменении срока исполнения документа, согласованного с генеральным директором, необходимо сообщить секретарю, который вносит новый срок в контрольный журнал.

3.11. Для исполнения документов устанавливаются типовые и индивидуальные сроки.

Индивидуальный срок может быть определен в тексте документа или установлен руководством ЗАО «Малый кадр». При определении срока исполнения необходимо учитывать сложность вопросов, содержащихся в документе.

Если в документе или резолюции руководства срок исполнения не указан, документ должен быть исполнен в течение 5 дней.

Срок исполнения исчисляется в рабочих днях со дня, следующего за резолюцией руководства.

3.12. В тех случаях, когда подготовка документа поручается нескольким исполнителям, виза или замечания соисполнителей даются в течение двух рабочих дней после получения подготовленного проекта документа от основного исполнителя.

4. Порядок составления и оформления служебных документов

4.1. Документы оформляются в соответствии с образцами документов ЗАО «Малый кадр», которые находятся в файле exa.doc.

4.2. Документы ЗАО «Малый кадр» приобретают юридическую силу только с момента подписания или утверждения их генеральным директором, а в его отсутствие — заместителем.

4.3. Гриф утверждения проставляется в правом верхнем углу первого листа документа.

Элементами грифа утверждения являются:

— должность лица, утвердившего документ;

— личная подпись и ее расшифровка;

Подготовка и оформление приказов и распоряжений.

4.4. Приказ — правовой акт, издаваемый генеральным директором ЗАО «Малый кадр» или в его отсутствие — заместителем. Приказ издается для решения основных задач, стоящих перед ЗАО «Малый кадр». Посредством приказа генеральный директор ставит основные задачи перед сотрудниками, указывает пути решения наиболее важных вопросов.

4.5. Распоряжения являются документами, касающимися конкретного разового случая, и издаются для решения, главным образом, оперативных вопросов. Подписывать распоряжения имеют право как генеральный директор, так и директора.

4.6. Приказы и распоряжения печатаются на общих бланках ЗАО «Малый кадр». Тексты этих документов состоят из двух частей: вводной и распорядительной.

В вводной части излагаются основания для издания документа.

Распорядительная часть начинается словами «Приказываю» (в приказе) и «Предлагаю» (в распоряжении).

4.7. Распорядительная часть должна содержать конкретные задания, поручения или мероприятия с указанием исполнителей и сроков исполнения.

4.8. Проект приказа и распоряжения согласовываются с юристом, а в части оформления — с секретарем генерального директора.

4.9. Регистрация приказов и распоряжений осуществляется в Дирекции.

4.10. На оборотной стороне листа приказа, распоряжения дается список лиц для ознакомления, которые ставят подпись и дату против своей фамилии.

4.11. Первые экземпляры приказов и распоряжений формируются в соответствующие дела в Дирекции, вторые — вывешиваются секретарем на доске объявлений для ознакомления сотрудников ЗАО «Малый кадр».

5. Порядок работы с исходящими документами

5.1. Исходящие документы готовятся на бланках писем ЗАО «Малый кадр».

Служебные письма должны быть написаны кратко, ясно, обоснованно. Формулировки в письмах не должны допускать различных толкований.

5.2. Внесение в подлинник документа после его подписания каких-либо добавлений или изменений может производиться только лицом, подписавшим его.

5.3. Передавать документы на подпись генеральному директору следует через секретаря, который вправе вернуть документы исполнителю на доработку, если они оформлены неправильно. Если при подписании документа генеральному директору требуется дать пояснения по существу подготовленного документа, то такие документы на подпись представляют лично директора или ответственные исполнители.

5.4. Наименование адресата и почтовый адрес проставляют в правой верхней части документа, помеченной на бланке уголками. Дата документа и исходящий номер — в левой верхней части. При составлении письма-ответа обязательно заполняется реквизит «На N ___ от _________» с указанием даты и номера инициативного письма (письма-запроса). В левом нижнем углу указываются фамилия, имя, отчество и номер телефона исполнителя (при отсутствии места на лицевой стороне они указываются на обороте листа).

5.5. Документ не должен содержать более 4 адресатов. При направлении документа более чем в 4 адреса составляется список на их рассылку, и на каждом экземпляре документа указывается только один адрес.

Слово «Копия» перед 2-м, 3-м, 4-м адресатом не проставляется.

6. Регистрация исходящих документов

6.1. После проверки правильности оформления документа проставляется исходящий номер.

Исходящий номер состоит из: индекса отдела, номера дела по номенклатуре, в которое будет подшита копия исходящего документа, и порядкового номера, который проставляется в Дирекции. Если документ подписан генеральным директором, то копия остается в деле Дирекции. В случае необходимости исполнитель может подготовить рабочий экземпляр документа для хранения в своем деле.

6.2. Данные об исходящем документе заносятся в журнал регистрации отправленных документов секретарем генерального директора.

При необходимости дополнительной индексации исходящего номера письма этот вопрос согласовывается с Дирекцией в рабочем порядке.

6.3. Подписанные руководством документы должны отправляться не позднее первой половины дня, следующего за днем подписания.

6.4. Копии отправленных документов в день отправки подшиваются в дела. Если отправленный документ является ответом, на входящем документе должна быть проставлена отметка об исполнении, имеющая следующий вид:

Отправлено письмо от ___________ N ___.

Подпись исполнителя, дата».

7. Составление номенклатуры дел

7.1. Номенклатура дел — это систематизированный список наименований дел, которые образуются в делопроизводстве ЗАО «Малый кадр».

Сводная номенклатура дела должна отражать полный комплекс дел всех отделов ЗАО «Малый кадр».

7.2. Не включаются в номенклатуру дел печатные издания, брошюры, справочники, информационные листки, бюллетени, реферативные журналы, экспресс-информация и другие подобные материалы.

7.3. Номенклатуры дел отделов подготавливают сотрудники отделов, хорошо знающие задачи и документацию отдела, и визируют руководители отделов. Затем номенклатуры дел представляются на согласование секретарю генерального директора для последующего их включения в сводную номенклатуру дел ЗАО «МАЛЫЙ КАДР» и утверждения. Утверждает сводную номенклатуру дел генеральный директор.

7.4. Заголовки дел в номенклатуре должны кратко, четко и конкретно отражать состав и содержание документов, которые предполагается группировать в дела.

— наименование вида (видов) документа (распоряжения, протоколы, переписка и т.п.), включенного в дело;

— определение участка работы или вопроса деятельности, уточняющие сведения об авторах документа, корреспондентах, подлинности и копийности документов и т.п.

Если дело содержит переписку, следует указывать — с кем и по какому вопросу она ведется, вид переписки (исходящая, входящая).

При формулировании заголовка употребляются термины «дело» и «документы», если в дело включены документы различных видов.

7.5. Составление заголовков «Разная переписка», «Дело с отчетностью», «Руководящие материалы», «Документы по общим вопросам» и т.п. не допускается.

7.6. Образец номенклатуры дел, представляемой в Дирекцию:

7.7. Номенклатура дел отделов на следующий год представляется в Дирекцию не позднее 15 декабря текущего года.

7.8. Ведение дел вне номенклатуры в отделах ЗАО «Малый кадр» не допускается.

8. Формирование дел

8.1. Исполненные документы группируются в дела в строгом соответствии с номенклатурой дел ЗАО «Малый кадр».

8.2. В дело подшиваются документы одного года, за исключением личных и переходящих на следующий год дел. Если в дело включены документы за разные годы, они разделяются между собой индикаторами-разделителями с указанием года. На обложке дела также следует указать, за какие годы подшиты документы.

8.3. В дело подшиваются только исполненные документы с отметкой об исполнении и подписью исполнителя, что свидетельствует о завершении работы над документом.

8.4. Включение в дело документов, не относящихся к нему, а также черновиков и копий не допускается.

Расположение документов внутри дел производится в обратном хронологическом порядке (документы, поступившие последними, в деле будут первыми).

8.5. Приказы по личному составу группируются отдельно от приказов по основной деятельности.

8.6. Формирование дел и их хранение организуется так, чтобы обеспечивалась возможность их быстрого поиска и использования, а также полная сохранность. В местах текущего хранения дел должна быть вывешена выписка из сводной номенклатуры дел соответствующего отдела.

8.7. Обложка дела оформляется следующим образом:

— название организации ЗАО «Малый кадр»;

— номер дела по номенклатуре, состоящий из индекса отдела и порядкового номера дела;

— год заведения или квартал года;

9. Обеспечение сохранности документов

9.1. Законченные делопроизводством дела хранятся в отделах, в которых они формировались. Ответственность за сохранность документов несут начальники отделов и директора, курирующие данный отдел.

9.2. Дела могут храниться как в рабочих комнатах, так и в специально отведенных для их хранения помещениях, обеспечивающих надежную сохранность документов и оборудованных сигнализацией от несанкционированного доступа.

9.3. Дела помещаются корешками наружу в закрывающихся шкафах или сейфах.

9.4. Изъятие и выдача каких-либо документов из дел не разрешаются. В исключительных случаях такое изъятие производится с разрешения директора, курирующего отдел.

9.5. В течение делопроизводственного года на выданные по служебной необходимости дела заполняется карточка-заместитель дела. В ней указываются отдел, номер дела, дата выдачи, кому дело выдано, дата его возвращения, предусматриваются графы для расписок в получении исполнителем и приеме дела на текущее хранение.

Форма карточки-заместителя дела

Дело N ________

9.6. В случае утраты какого-либо дела или документа ответственный исполнитель обязан незамедлительно известить об этом начальника отдела и директора-куратора.

9.7. Секретарь генерального директора один раз в квартал выборочно проводит проверку наличия дел и документов в отделах и информирует начальника отдела и директора-куратора о ее результатах.

9.8. Полная проверка наличия дел и документов проводится в отделах ежегодно по завершении делопроизводственного года (не позднее 20 января).

10. Экспертиза практической ценности документов

10.1. Под экспертизой ценности документов понимается определение значения документов в целях отбора их для дальнейшего хранения или уничтожения.

10.2. Для организации и проведения работы по экспертизе создается экспертная комиссия ЗАО «Малый кадр» (не менее 3 человек). В состав экспертной комиссии включаются наиболее квалифицированные и опытные работники отделов, юрист ЗАО «Малый кадр», а также представитель Дирекции.

10.3. Если в процессе отбора документов на хранение обнаружится недостача отдельных документов, должны быть приняты меры к их розыску.

10.4. Отбор документов на хранение и уничтожение должен проводиться путем полистного просмотра экспертной комиссией дел, законченных делопроизводством три года назад.

10.5. Дела, отобранные в результате экспертизы на долговременное хранение, вносятся в опись и передаются в архив.

ОПИСЬ N _______

за ________ год

10.6. После утверждения описей дел долговременного хранения производится отбор документов и дел на уничтожение. Отобранные дела включаются в акт.

Акт на уничтожение подписывается председателем и членами экспертной комиссии и утверждается генеральным директором.

10.7. Контроль за правильностью проведения экспертизы ценности документов осуществляет Дирекция ЗАО «Малый кадр».

10.8. Дела, подготовленные для архивного хранения, должны иметь заголовки, пронумерованные листы, прямой хронологический порядок расположения документов в деле, заверительный лист с указанием количества листов.

10.9. Уничтожение документов производится после сдачи-приема дел на архивное хранение. Измельчение документов в машине для уничтожения бумаг проводится в присутствии членов экспертной комиссии.

10.10. Экспертная комиссия осуществляет свою работу ежегодно в первой декаде января. Описи и акты представляются на утверждение генеральному директору не позднее 20 января. В случае невозможности кого-либо из членов экспертной комиссии участвовать в проведении экспертизы ценности документов его функции выполняет сотрудник того же отдела, уполномоченный директором-куратором.

obrazec.org

Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти

Правила делопроизводства
в федеральных органах исполнительной власти

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.09.2011 № 751, от 26.04.2016 № 356)

I. Общие положения

Настоящие Правила устанавливают единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Действие настоящих Правил не распространяется на организацию работы с документами, содержащими государственную тайну.

Федеральный орган исполнительной власти на основе настоящих Правил с учетом условий и специфики своей деятельности разрабатывает инструкцию по делопроизводству, утверждаемую руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.

II. Термины и определения
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Для целей настоящих Правил используются следующие термины и определения:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

«документирование» – фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке;

«делопроизводство» – деятельность, обеспечивающая создание официальных документов и организацию работы с ними в федеральных органах исполнительной власти;

«документ» – официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот федерального органа исполнительной власти;

«документооборот» – движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело и (или) отправки;

«реквизит документа» – элемент документа, необходимый для его оформления и организации работы с ним;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

«подлинник документа» – первый или единственный экземпляр документа;

«копия документа» – документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы;

«регистрация документа» – присвоение документу регистрационного номера, внесение сведений о документе в регистрационно-учетную форму;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

«номенклатура дел» – систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков их хранения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

«дело» – совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности федерального органа исполнительной власти;

«служба делопроизводства» – структурное подразделение, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, а также лица, ответственные за ведение делопроизводства в других структурных подразделениях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

«электронная копия документа» – копия документа, созданная в электронной форме;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

абзац утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 26.04.2016 № 356;

«система электронного документооборота» – автоматизированная информационная система, обеспечивающая создание электронных документов и электронных копий документов, управление ими, их хранение и доступ к ним, а также регистрацию документов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

«электронный документооборот» – документооборот с применением информационной системы.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.09.2011 № 751)

Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, соответствуют понятиям, определенным в законодательстве Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.09.2011 № 751)

III. Создание документов в федеральном органе исполнительной власти

Документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата A4 (210 x 297 мм) или A5 (148 x 210 мм) либо в виде электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление.

Бланки федерального органа исполнительной власти разрабатываются на основе углового или продольного варианта расположения реквизитов. При угловом варианте реквизиты бланка располагаются в верхнем левом углу листа. При продольном варианте реквизиты бланка располагаются посередине листа вдоль верхнего поля.

При создании электронных документов в системе электронного документооборота используются электронные шаблоны документов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и на стандартном листе бумаги, должен иметь поля не менее 20 мм – левое, 10 мм – правое, 20 мм – верхнее и 20 мм – нижнее.

Образцы бланков и электронные шаблоны документов утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Реквизитами документов, создаваемых в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти, являются:

а) Государственный герб Российской Федерации;

б) наименование федерального органа исполнительной власти;

в) наименование структурного подразделения федерального органа исполнительной власти;

г) наименование должности;

д) справочные данные о федеральном органе исполнительной власти;

е) наименование вида документа;

ж) дата документа;

з) регистрационный номер документа;

и) ссылка на регистрационный номер и дату входящего документа;

к) место составления (издания) документа;

л) гриф ограничения доступа к документу;

н) гриф утверждения документа;

о) указания по исполнению документа (резолюция);

п) заголовок к тексту;

р) текст документа;

с) отметка о контроле;

т) отметка о приложении;

ф) отметка об электронной подписи;

х) гриф согласования документа;

ш) отметка о заверении копии;

щ) отметка об исполнителе;

э) отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

ю) отметка о поступлении документа;

я) ссылка на документ.

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Состав реквизитов документа определяется его видом и назначением.

Согласование документа в федеральном органе исполнительной власти оформляется визой уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти. Согласование документа, созданного в федеральном органе исполнительной власти, с другими органами государственной власти и организациями оформляется грифом (листом) согласования, протоколом или письмом о согласовании.

IV. Требования к организации документооборота в федеральном органе исполнительной власти

В документообороте федерального органа исполнительной власти выделяются следующие документопотоки:

а) поступающая документация (входящая);

б) отправляемая документация (исходящая);

в) внутренняя документация.

В федеральном органе исполнительной власти доставка и отправка документов осуществляются средствами почтовой связи, фельдъегерской связи и электросвязи.

Документы, поступающие в федеральный орган исполнительной власти, проходят в службе делопроизводства первичную обработку, регистрацию, предварительное рассмотрение, передачу руководству на рассмотрение, передаются исполнителям и после исполнения помещаются в дела.

Первичная обработка поступивших документов включает проверку правильности доставки документов и наличия документов и приложений к ним, а также распределение документов на регистрируемые и не подлежащие регистрации.

Регистрация поступивших и созданных документов осуществляется в день поступления, создания (подписания или утверждения) либо на следующий рабочий день, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 26.04.2016 № 356.

Зарегистрированные документы передаются службой делопроизводства на рассмотрение руководителю федерального органа исполнительной власти или по решению руководителя федерального органа исполнительной власти иным должностным лицам федерального органа исполнительной власти.

Документы или их копии с указаниями по исполнению (резолюциями) передаются службой делопроизводства исполнителям.

(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Подлинник документа направляется в структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, ответственное за исполнение документа. При наличии нескольких исполнителей подлинник документа передается в структурное подразделение, являющееся ответственным исполнителем, остальные подразделения получают копию документа.

При обеспечении возможности доступа исполнителя к электронной копии документа в системе электронного документооборота подлинник документа может оставаться в службе делопроизводства, если это установлено инструкцией по делопроизводству в федеральном органе исполнительной власти.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Документы после их подписания руководителем федерального органа исполнительной власти или иным уполномоченным лицом передаются в службу делопроизводства для регистрации и отправки.

(п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Служба делопроизводства осуществляет проверку правильности оформления документа, комплектности документа и соответствия количества экземпляров документа списку рассылки. Неправильно оформленные документы возвращаются исполнителю.

Документы подлежат отправке в день их регистрации или на следующий рабочий день.

Передача документов между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти осуществляется через службу делопроизводства.

В федеральном органе исполнительной власти службой делопроизводства ведется учет поступающих, создаваемых и отправляемых документов. Данные о количестве документов обобщаются, анализируются службой делопроизводства и представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в установленном им порядке.

В целях учета и поиска документов в системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти используются обязательные сведения о документах согласно приложению. В системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти могут использоваться дополнительные сведения о документах.

V. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти

Федеральный орган исполнительной власти:

а) формирует свой документальный фонд из образующихся в процессе его деятельности документов;

б) разрабатывает и утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела перечень документов, образующихся в процессе его деятельности, а также в процессе деятельности подведомственных ему организаций, с указанием сроков хранения;

в) разрабатывает и утверждает альбом шаблонов унифицированных форм документов, создаваемых федеральным органом исполнительной власти.

(пп. «в» введен Постановлением Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Формирование документального фонда федерального органа исполнительной власти осуществляется службой делопроизводства путем составления номенклатуры дел, формирования и оформления дел, обеспечения их сохранности, учета и передачи дел в архив федерального органа исполнительной власти.

Номенклатура дел федерального органа исполнительной власти:

а) составляется службой делопроизводства на основе номенклатур дел структурных подразделений;

б) утверждается после ее согласования с центральной экспертной комиссией федерального органа исполнительной власти руководителем федерального органа исполнительной власти не позднее конца текущего года и вводится в действие с 1 января следующего года;

в) один раз в 5 лет согласовывается с экспертно-проверочной комиссией федерального государственного архива, в который передаются на постоянное хранение образующиеся в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти документы Архивного фонда Российской Федерации;

г) в случае изменения функций и структуры федерального органа исполнительной власти подлежит согласованию с экспертно-проверочной комиссией федерального государственного архива.

Наименованиями разделов номенклатуры дел федерального органа исполнительной власти являются наименования структурных подразделений федерального органа исполнительной власти.

Дела формируются в соответствии с номенклатурой дел, а также с соблюдением принципов систематизации документов и их распределения (группировки) на дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе на дела по личному составу, и на дела временного (до 10 лет включительно) хранения.

Дела со дня их формирования до передачи в архив федерального органа исполнительной власти или на уничтожение хранятся в структурных подразделениях по месту их формирования.

Дела выдаются во временное пользование сотрудникам структурных подразделений на срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти, и после его истечения подлежат возврату.

Иным государственным органам и организациям дела выдаются на основании их письменных запросов с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя, курирующего вопросы делопроизводства.

Изъятие документов из дел постоянного хранения допускается в исключительных случаях и производится с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти с оставлением в деле копии документа, заверенной в установленном порядке, и акта о причинах выдачи подлинника.

Дела постоянного и временного (свыше 10 лет) срока хранения передаются в архив федерального органа исполнительной власти не ранее чем через 1 год и не позднее чем через 3 года после завершения дел службой делопроизводства. Передача дел в архив федерального органа исполнительной власти производится на основании описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) срока хранения и дел по личному составу, формируемых в структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти. Дела временного (до 10 лет включительно) срока хранения в архив федерального органа исполнительной власти не передаются и подлежат уничтожению в установленном порядке по истечении срока их хранения.

(п. 34 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Основой составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения является номенклатура дел.

Примечание.
По вопросам, касающимся составления номенклатуры дел и описей дел, формирования и оформления дел, а также уничтожения дел временного хранения, см. «Основные Правила работы архивов организаций» (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002), Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утв. Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526.

Порядок составления номенклатуры дел и описей дел, формирования и оформления дел, а также уничтожения дел временного хранения в федеральном органе исполнительной власти определяется федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.

VI. Особенности работы с электронными документами в федеральном органе исполнительной власти
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Электронные документы создаются, обрабатываются и хранятся в системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти.

Электронный документ должен быть оформлен по общим правилам делопроизводства и иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением реквизита «Государственный герб Российской Федерации».

В федеральном органе исполнительной власти используются электронные документы (без предварительного документирования на бумажном носителе) и электронные копии документов.

Состав электронных документов, создаваемых в федеральном органе исполнительной власти, устанавливается перечнем документов, создание, хранение и использование которых осуществляются исключительно в форме электронных документов при организации внутренней деятельности федерального органа исполнительной власти, разрабатываемым на основе рекомендаций Федерального архивного агентства.

Перечень документов, создание, хранение и использование которых осуществляются исключительно в форме электронных документов при организации внутренней деятельности федерального органа исполнительной власти, утверждается руководителем этого федерального органа исполнительной власти по согласованию с Федеральным архивным агентством.

Электронные документы, направляемые в органы государственной власти и органы местного самоуправления, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица федерального органа исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

В системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти могут использоваться способы подтверждения действий с электронными документами, при которых используются иные виды электронных подписей в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

Получение и отправка электронных документов осуществляются службой делопроизводства.

После получения электронных документов, подписанных электронной подписью, служба делопроизводства осуществляет проверку действительности электронной подписи.

После включения электронных документов в систему электронного документооборота формируются регистрационно-учетные данные о документе, обеспечивающие управление документом, в том числе его поиск, доступ к документу, контроль, хранение, использование и другие данные.

Документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти и (или) поступившие в федеральный орган исполнительной власти на бумажном носителе, регистрируются в системе электронного документооборота с созданием в ней электронной копии такого документа.

Регистрация и учет электронных документов осуществляются в системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти.

Электронные документы формируются в электронные дела в соответствии с номенклатурой дел.

В номенклатуре дел указывается, что дело ведется в электронной форме, что отмечается в заголовке дела или в графе «Примечание».

Электронные документы после их исполнения или отправки подлежат хранению в установленном порядке в информационных системах федерального органа исполнительной власти в течение сроков, предусмотренных для аналогичных документов на бумажном носителе.

После истечения сроков, установленных для хранения электронных документов, они подлежат уничтожению на основании акта, утвержденного руководителем федерального органа исполнительной власти.

Приложение
к Правилам делопроизводства
в федеральных органах
исполнительной власти

Перечень обязательных сведений о документах,
используемых в целях учета и поиска документов
в системах электронного документооборота
федеральных органов исполнительной власти

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 356)

Должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего документ

Наименование вида документа

Регистрационный номер документа

Дата поступления документа

Регистрационный номер входящего документа

Сведения о связанных документах (наименование вида документа, дата, регистрационный номер, тип связи)

Заголовок к тексту (краткое содержание документа)

Индекс дела по номенклатуре дел

Сведения о переадресации документа

Количество листов основного документа

Отметка о приложении (количество приложений, общее количество листов приложений)

Указания по исполнению документа (исполнитель, поручение, дата исполнения)

Отметка о контроле

Гриф ограничения доступа

Сведения об электронной подписи

Проверка электронной подписи

Подразделение – ответственный исполнитель документа

Файлы электронного документа (количество файлов, имена файлов)

archives.ru

Это интересно:

  • Оформите кредитный договора Русфинанс Банк Условия для заемщиков в предоставлении кредита на автомобиль Кредит предоставляется на приобретение: легкового автомобиля отечественных и зарубежных производителей коммерческого транспорта с разрешенной […]
  • Налоги нормативные документы Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в […]
  • Как написать заявление о смене учителя Заявление от родителя в школу — как написать правильно Каждый родитель в силу тех или иных обстоятельств, сталкивается с необходимостью написания заявления на имя директора школы. Документ заявление от родителей в школу является […]
  • Второй материнский капитал в спб Региональный материнский капитал в Санкт-Петербурге в 2018 году Материнский семейный капитал в Санкт-Петербурге принят Законом Санкт-Петербурга от 6.12.2011 г. N 810-151 "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге", в […]
  • О декларация 3-ндфл о купли продажи Заполнение и документы для 3-НДФЛ при продаже автомобиля Каждый любитель авто однажды приходит к решению продать машину. В данной ситуации закон обязывает граждан уплачивать налог с реализации имущества в размере 13% от стоимости […]
  • Расчет транспортного налога в рф 2018 Транспортный налог на автомобиль в 2018 году В РФ введена интересная система по оплате транспортного налога. Сумма, с которой вам предстоит расстаться будет зависеть от количества лошадиных сил. Так что все вопросы, которые могут […]