Оглавление:

Корень как часть слова

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з – друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть — гласная, которая слышится.

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: сочетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

Пример: Предлагать, предложение

Исключение: Полог

2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.

Пример: Растение, выращенный, вырос

Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль

3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о

Пример: Проскакать, проскочить

www.nado5.ru

2.2. Корень слова

1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.

Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.

Корень может состоять из нескольких звуков ( ид ёт) или из одного звука (по й ти).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.

В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр , сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование сочетаний звуков

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- ( ул ица, про ул ок); корень пт- ( пт ица, пт енец); корень роб- ( роб кий, роб ость), вой- ( вой ско, вой на, вои н). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин , англичан ин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух, тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз-. В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ-.

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

licey.net

Чередование согласных в корне слова. Согласные в русском языке

Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова. Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) «й». Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
  • ц – ч – к (лицо – личико – лик);
  • с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
  • ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
  • щ – ск (лощеный – лоск);
  • щ – ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю – губить);
  • вл – в (ловлю – ловить);
  • мл – м (кормлю – кормить);
  • пл – п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).

Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.

Изменения на «границах» конструктивных элементов

Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, «дощатый» или «вощаной», присутствует «щ». Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: «воск», «доска». Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как «брусчатка», «песчаник», вместо «щ» появляется «сч». Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: «пес-ок», «брус-ок».

fb.ru

Примеры слов с чередованием гласных и согласных в корне слова

В корне слов могут чере­до­вать­ся как глас­ные, так и соглас­ные. Приведем при­ме­ры с чере­до­ва­ни­ем глас­ных и соглас­ных в корне слов.

В корне слов могут чере­до­вать­ся без­удар­ные глас­ные «а» и «о». В таком слу­чае глас­ную невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во, поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных.

Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне

В кор­нях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся бук­ва «о», а под уда­ре­ни­ем и «а», и «о», напри­мер:

  • гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вший­ся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, под­гор е ть, под­гор е лый, под­гор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый сейф, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние,воз­гор а ть, воз­гор а ние, пере­гор е ть;
  • заг а р, уг а р, уг а рный газ.
  • поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
  • кл а нять­ся, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
  • твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
  • тв а рь, тлетв о рный дух, затв о р, притв о р.

В кор­нях кас/кос, лаг-/лож- напи­са­ние бук­вы «а» дик­ту­ет суф­фикс -а- , нахо­дя­щий­ся после кор­ня, напри­мер:

  • к а с а ться, к а с а ние, к а с а тель­ная линия, прик а с а ться;
  • при­кос­но­ве­ние, при­кос­нуть­ся, кос­нись;
  • изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
  • изло­жить, изло­же­ние, при­ло­жить, при­ло­же­ние, пред­ло­жить, пред­ло­же­ние, зало­жить, облож­ной дождь.

Будем иметь в виду, что во мно­гих сло­вах в совре­мен­ном рус­ском язы­ке эти кор­ни срос­лись с при­став­ка­ми.

В корне скак-/скоч- напи­са­ние букв «а» или «о» без уда­ре­ния зави­сит от после­ду­ю­щей соглас­ной, напри­мер:

  • проск ак ать, ск ак ание, обск ак ать, ск ак ун, ск ак алка;
  • подск оч ить на месте, выск оч ить из дома, заск оч ить на мину­ту, переск оч ить через лужу, выск оч ка.
  • рас­те­ние, рас­ти, рас­ти­тель­ность, росток, выра­щен­ный;
  • водо­рос­ли, нарост, на вырост, отрос­ли, вырос­ла.
  • пла­вать, спла­вать, пла­ва­тель­ный, пла­ву­чий, на пла­ву;
  • пло­вец — плов­цы, плов­чи­ха — плов­чи­хи.

Тему чере­до­ва­ния глас­ных а//о в корне слов про­дол­жит с при­ме­ра­ми эта ста­тья.

В кор­нях мак-/моч- напи­са­ние чере­ду­ю­щих­ся глас­ных а//о явля­ет­ся смыс­ло­вым, напри­мер:

  • макать в сме­та­ну, обмак­нуть перо в чер­ни­ла, мак­нуть в соль;
  • смо­чить вих­ры, про­мо­чить ноги, намо­чить воло­сы, про­мок­нуть под дождем, замо­чить бельё.

Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне

В кор­нях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, стел-/стил-, блест-/блист- отме­тим без­удар­ные глас­ные «е» или «и» в зави­си­мо­сти от при­сут­ствия суф­фик­са -а-, напри­мер:

  • изб и ра́ть — изб е рёшь;
  • отп и ра́ть — отп е ре́ть;
  • сд и ра́ть — сд е ру́, сд е рёт;
  • раст и ра́ть — раст е ре́ть;
  • обж и га́ть — обж ё гший;
  • заст и ла́ть — заст е ли́ть;
  • забл и ста́ть — забл е сте́ть;
  • выч и та́ние — вы́ч е ты.

В кор­нях с эле­мен­та­ми им-, -ин-, за кото­рым сле­ду­ет суф­фикс -а-, пишет­ся бук­ва «и», напри­мер:

  • пред­прин и м а ть;
  • пред­прин и м а тель;
  • пон и м а ть;
  • пон и м а ние;
  • прим и н а ть;
  • зан и м а ть;
  • зан и м а тель­ный.

Примеры слов с чередованием согласных в корне

Отметим исто­ри­че­ские тра­ди­ци­он­ные чере­до­ва­ния соглас­ных в корне слов:

г//ж//з

д//ж//жд

  • выход, ходок — выхо­жу — выхож­де­ние;
  • водить — вожу — вожде­ние;
  • родить — роже­ни­ца — рож­де­ние;
  • насла­дить­ся — насла­жде­ние;
  • бро­дить — бро­же­ние;
  • еда — слад­ко­еж­ка;

к, ц, ч//т

к//ч//ц

  • кли­кать — клич — вос­кли­цать, вос­кли­ца­ние;
  • ткать — ткач — ткац­кий;
  • бул­ка — булоч­ная;
  • пустяк — пустяч­ный;

к// ц//ч

т//ч//щ

осве­тить — све­ча — осве­ще­ние;

ст//щ

ск//щ

г//ж

  • вью­га — вьюж­ный;
  • бакла­га — баклаж­ка;
  • ков­ри­га — ков­риж­ка;
  • бума­га — бумаж­ка;
  • серь­га — сереж­ка;
  • лачу­га — лачуж­ка;
  • пичу­га — пичуж­ка;
  • застег­нуть — застёж­ка;
  • рас­тя­ги­вать — врас­тяж­ку;
  • Волга — волж­ский;
  • варяг — варяж­ский;
  • Норвегия — нор­веж­ский, нор­ве­жец, нор­ве­жен­ка.

з//ж

с//ш

х//ш

ц//ч

  • отец, отцов, отцов­ский — отче­ство, отчий, Отечество;
  • серд­це — сер­деч­ный, сер­деч­ность.;
  • заяц — зай­чи­ха, зай­чо­нок;
  • яйцо — яич­ный, яич­ни­ца;

Укажем более ред­кое чере­до­ва­ние соглас­ных н//ш :

В кор­нях слов и их форм может про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных:

  • б//бл:влю­бить — влюб­лен­ность; губить — губ­лю; дро­бить — дроб­ле­ние, при­ба­вить — при­бав­ле­ние;
  • п//пл:сыпать — сып­лю, насы­пать — насып­лен­ный, высы­пать — высып­лю;
  • м//мл:кор­мить — корм­лю, корм­ле­ние; выкор­мить — выкорм­лен­ный;
  • в//вл:уди­вить — удив­ле­ние, выло­вить — вылов­лен­ный; нало­вить — налов­лю;
  • ф//фл:раз­гра­фить — раз­граф­лять, раз­граф­лю, раз­граф­лен­ный.

Видеоурок «Понятие о чередовании согласных звуков в корне»


russkiiyazyk.ru

Корни с чередованием. Все правила

Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

Правило I. Корни с чередованием И//Е

Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е.

  • -бир-а // -бер- (со бИр ать — за бЕр ёшь)
  • -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)

Правило II. Корни с чередованием А//О

Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О.

  • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
  • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)

Правило III. Корни с чередованием А//О

Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О.

  • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).

Исключения: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

Правило IV. Корни с чередованием А//О

Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О.

  • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

Чередование, зависящее от ударения

Правило V. Корни с чередованием А//О

Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.

  • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
  • -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)

Правило VI. Корни с чередованием А//О

Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О.

Исключения: зорянка, зоревать.

  • -зОр-//-зар- ( зар я – зОрь ка)

Чередование, зависящие от смысла (значения) слова

Правило VII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.

  • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёдпромОкнуть под дождём)

Правило VIII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О.

  • -равн -//- ровн- ( сравнитьхарактерыподровнять грядку ).

21vu.ru

Это интересно:

  • Налог на прибыль организации нк рф ставки Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Алтайский край льготы матерям одиночкам Льготы для матерей-одиночек Согласно Семейному Кодексу РФ, одинокой матерью считается женщина, которая родила ребенка, будучи не замужем, либо спустя 10 месяцев после развода. Таким образом, женщина, родившая ребенка в законном […]
  • Займы по материнскому капиталу тюмень Займы с использованием материнского капитала Займы с использованием средств материнского (семейного) капитала на строительство дома или на приобретение недвижимости являются реальной альтернативой ипотеке, и выдаются для покупки всех […]
  • Оформите кредитный договора Русфинанс Банк Условия для заемщиков в предоставлении кредита на автомобиль Кредит предоставляется на приобретение: легкового автомобиля отечественных и зарубежных производителей коммерческого транспорта с разрешенной […]
  • Возврат подоходного налога с лечения зубов Социальный налоговый вычет на лечение зубов Лечение зубов как правило, становится довольно затратной процедурой. Компенсировать часть расходов можно с помощью налогового вычета на лечение зубов. Как это сделать? Мы расскажем вам об […]
  • Судебная практика по наследству по закону Обзор судебной практики по делам о наследовании Наследство является предметом возникновения частых споров и судебных разбирательств, несмотря на то, что наследственные вопросы давно полностью отрегулированы действующим […]