Корень как часть слова
Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.
- Разберём такую часть слова как корень.
Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.
Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:
- 1) г\ ж\ з – друг- дружить- друзья;
- 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
- 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
- 4) а\ о- расти- росток;
- 5) е\ и- блестеть- блистать;
- 6) б\ бл- любовь- люблю;
- 7) в\ вл- ловить- ловля;
- 8) м\ мл- ломить- преломление;
- 9) п\ пл- лупить- луплю;
- 10) ф\ фл- графить- графлю.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.
Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.
Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.
Чередующиеся гласные в корнях
Написание гласной зависит от места ударения
1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.
Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.
Исключения: пригарь, утварь.
2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть — гласная, которая слышится.
Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение
Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня
1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о
Пример: Касаться, Коснуться
2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.
Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.
Запомните написание слов: сочетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть
Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова
1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.
Пример: Предлагать, предложение
Исключение: Полог
2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.
Пример: Растение, выращенный, вырос
Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль
3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о
Пример: Проскакать, проскочить
www.nado5.ru
2.2. Корень слова
1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.
Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.
Корень может состоять из нескольких звуков ( ид ёт) или из одного звука (по й ти).
2. В сложных словах выделяются два и более корня.
Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.
В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
3. В русском языке встречаются корни-омонимы.
Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр , сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.
4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.
Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Чередование сочетаний звуков
5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.
Ср.: стол , лев , стен а и др.
Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.
Например, корень ул- ( ул ица, про ул ок); корень пт- ( пт ица, пт енец); корень роб- ( роб кий, роб ость), вой- ( вой ско, вой на, вои н). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин , англичан ин ).
6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.
Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух, тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз-. В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.
Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.
Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ-.
7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.
Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .
licey.net
Чередование согласных в корне слова. Согласные в русском языке
Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова. Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.
Общая информация
Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) «й». Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.
Чередование согласных
Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:
- з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
- ц – ч – к (лицо – личико – лик);
- с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
- ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
- щ – ск (лощеный – лоск);
- щ – ст (мощеный-мост);
- бл-б (гублю – губить);
- вл – в (ловлю – ловить);
- мл – м (кормлю – кормить);
- пл – п (куплю-купить) и другие.
Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.
Первоначальный облик конструкции
В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.
Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).
Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».
Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».
Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.
То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.
В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.
Изменения на «границах» конструктивных элементов
Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, «дощатый» или «вощаной», присутствует «щ». Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: «воск», «доска». Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как «брусчатка», «песчаник», вместо «щ» появляется «сч». Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: «пес-ок», «брус-ок».
fb.ru
Примеры слов с чередованием гласных и согласных в корне слова
В корне слов могут чередоваться как гласные, так и согласные. Приведем примеры с чередованием гласных и согласных в корне слов.
В корне слов могут чередоваться безударные гласные «а» и «о». В таком случае гласную невозможно проверить ударением. Чтобы правильно написать слово, пользуемся орфографическим правилом написания чередующихся гласных.
Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне
В корнях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в безударном положении пишется буква «о», а под ударением и «а», и «о», например:
- гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вшийся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, подгор е ть, подгор е лый, подгор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый сейф, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние,возгор а ть, возгор а ние, перегор е ть;
- заг а р, уг а р, уг а рный газ.
- поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
- кл а няться, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
- твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
- тв а рь, тлетв о рный дух, затв о р, притв о р.
В корнях кас/кос, лаг-/лож- написание буквы «а» диктует суффикс -а- , находящийся после корня, например:
- к а с а ться, к а с а ние, к а с а тельная линия, прик а с а ться;
- прикосновение, прикоснуться, коснись;
- изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
- изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной дождь.
Будем иметь в виду, что во многих словах в современном русском языке эти корни срослись с приставками.
В корне скак-/скоч- написание букв «а» или «о» без ударения зависит от последующей согласной, например:
- проск ак ать, ск ак ание, обск ак ать, ск ак ун, ск ак алка;
- подск оч ить на месте, выск оч ить из дома, заск оч ить на минуту, переск оч ить через лужу, выск оч ка.
- растение, расти, растительность, росток, выращенный;
- водоросли, нарост, на вырост, отросли, выросла.
- плавать, сплавать, плавательный, плавучий, на плаву;
- пловец — пловцы, пловчиха — пловчихи.
Тему чередования гласных а//о в корне слов продолжит с примерами эта статья.
В корнях мак-/моч- написание чередующихся гласных а//о является смысловым, например:
- макать в сметану, обмакнуть перо в чернила, макнуть в соль;
- смочить вихры, промочить ноги, намочить волосы, промокнуть под дождем, замочить бельё.
Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне
В корнях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, стел-/стил-, блест-/блист- отметим безударные гласные «е» или «и» в зависимости от присутствия суффикса -а-, например:
- изб и ра́ть — изб е рёшь;
- отп и ра́ть — отп е ре́ть;
- сд и ра́ть — сд е ру́, сд е рёт;
- раст и ра́ть — раст е ре́ть;
- обж и га́ть — обж ё гший;
- заст и ла́ть — заст е ли́ть;
- забл и ста́ть — забл е сте́ть;
- выч и та́ние — вы́ч е ты.
В корнях с элементами им-, -ин-, за которым следует суффикс -а-, пишется буква «и», например:
- предприн и м а ть;
- предприн и м а тель;
- пон и м а ть;
- пон и м а ние;
- прим и н а ть;
- зан и м а ть;
- зан и м а тельный.
Примеры слов с чередованием согласных в корне
Отметим исторические традиционные чередования согласных в корне слов:
г//ж//з
д//ж//жд
- выход, ходок — выхожу — выхождение;
- водить — вожу — вождение;
- родить — роженица — рождение;
- насладиться — наслаждение;
- бродить — брожение;
- еда — сладкоежка;
к, ц, ч//т
к//ч//ц
- кликать — клич — восклицать, восклицание;
- ткать — ткач — ткацкий;
- булка — булочная;
- пустяк — пустячный;
к// ц//ч
т//ч//щ
осветить — свеча — освещение;
ст//щ
ск//щ
г//ж
- вьюга — вьюжный;
- баклага — баклажка;
- коврига — коврижка;
- бумага — бумажка;
- серьга — сережка;
- лачуга — лачужка;
- пичуга — пичужка;
- застегнуть — застёжка;
- растягивать — врастяжку;
- Волга — волжский;
- варяг — варяжский;
- Норвегия — норвежский, норвежец, норвеженка.
з//ж
с//ш
х//ш
ц//ч
- отец, отцов, отцовский — отчество, отчий, Отечество;
- сердце — сердечный, сердечность.;
- заяц — зайчиха, зайчонок;
- яйцо — яичный, яичница;
Укажем более редкое чередование согласных н//ш :
В корнях слов и их форм может происходит чередование согласных:
- б//бл:влюбить — влюбленность; губить — гублю; дробить — дробление, прибавить — прибавление;
- п//пл:сыпать — сыплю, насыпать — насыпленный, высыпать — высыплю;
- м//мл:кормить — кормлю, кормление; выкормить — выкормленный;
- в//вл:удивить — удивление, выловить — выловленный; наловить — наловлю;
- ф//фл:разграфить — разграфлять, разграфлю, разграфленный.
Видеоурок «Понятие о чередовании согласных звуков в корне»
russkiiyazyk.ru
Корни с чередованием. Все правила
Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне
Правило I. Корни с чередованием И//Е
Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е.
- -бир-а // -бер- (со бИр ать — за бЕр ёшь)
- -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
- -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
- -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
- -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
- -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
- -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
- -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
- -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)
Правило II. Корни с чередованием А//О
Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О.
- -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
- -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)
Правило III. Корни с чередованием А//О
Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О.
- -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).
Исключения: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.
Правило IV. Корни с чередованием А//О
Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О.
- -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).
Чередование, зависящее от ударения
Правило V. Корни с чередованием А//О
Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)
Правило VI. Корни с чередованием А//О
Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О.
Исключения: зорянка, зоревать.
- -зОр-//-зар- ( зар я – зОрь ка)
Чередование, зависящие от смысла (значения) слова
Правило VII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.
- -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)
Правило VIII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О.
- -равн -//- ровн- ( сравнитьхарактеры – подровнять грядку ).
21vu.ru