Порядок назначения, права и обязанности дознавателя

Для того чтобы приступить к изучению порядка производства дознания в ВС РФ, необходимо заметить, что по большинству уголов­ных дел о преступлениях военнослужащих до рассмотрения их в суде производится предварительное расследование, как уже говорилось выше.

Эта деятельность является основой последующей судебной ра­боты по рассмотрению и разрешению уголовных дел, поскольку в хо­де судебного разбирательства суд использует данные, полученные в ходе предварительного расследования.

Одной из форм предварительного расследования является доз­нание.

Правовой основой дознания в ВС РФ, других воинских частях и формированиях является Инструкция органам дознания ВС РФ, дру­гих войск, воинских формирований и органов, в которых законом пре­дусмотрена военная служба, утверждаемая Заместителем Генерально­го прокурора РФ — Г лавным военным прокурором.

Данная инструкция определяет перечень лиц, принимающих участие в дознании:

— дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомоч­ное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

— органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дозна­ние и другие процессуальные полномочия;

— начальник органа дознания — должностное лицо органа дозна­ния, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК РФ отдельными процессуальными полномочиями;

— сторона обвинения — военный прокурор, а также следователь, руководитель военного следственного отдела при военной прокурату­ре, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представи­тель;

— участники уголовного судопроизводства — лица, принимаю­щие участие в уголовном процессе.

В ходе дознания могут производиться:

— неотложные следственные действия — действия, осуществляе­мые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по кото­рому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;

— процессуальное действие — следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ;

— розыскные меры — меры, принимаемые дознавателем, следова­телем, а также органом дознания по поручению дознавателя или сле­дователя для установления лица, подозреваемого в совершении пре­ступления.

Органами дознания являются:

— командиры воинских частей и соединений;

— начальники военных учреждений;

Деятельность указанных должностных лиц как органов дознания и дознавателей заключается в следующем:

— принятие и проверка сообщений о совершенных или готовя­щихся преступлениях;

— производство отдельных следственных действий по закрепле­нию следов преступления и установлению лиц, его совершивших, до возбуждения уголовного дела;

— принятие решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении;

— незамедлительное направление военному прокурору и руково­дителю военного следственного отдела при военной прокуратуре по­становления о возбуждении уголовного дела с приложением материа­лов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства от­дельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, — соответствующих протоко­лов и постановлений.

Для выполнения процессуальных функций органа дознания приказом командира воинской части назначаются дознаватели сро­ком на 2 года из числа наиболее подготовленных офицеров. Один из них назначается старшим дознавателем. Ему поручается расследо­вание наиболее сложных дел. Копия приказа о назначении дознавате­лей направляется военному прокурору и руководителю военного след­ственного отдела при военной прокуратуре.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

— на полк — 5-6 дознавателей;

— на отдельный батальон — 3-4 дознавателя;

— на отдельную роту — 1-2 дознавателя;

— на штаб (выше полка) и учреждение (военно-учебное заведе­ние) — 2-5 дознавателей.

Для получения практических навыков по расследованию пре­ступлений дознаватели по плану, составленному надзирающим воен­ным прокурором и руководителем военного следственного отдела при военной прокуратуре, участвуют в учебных сборах дознавателей и проходят ежегодную стажировку сроком 10 рабочих дней в военной прокуратуре.

Дознаватель имеет право и уполномочен:

— самостоятельно производить следственные и иные процессу­альные действия и принимать процессуальные решения, за исключе­нием случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согла­сие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно­процессуальным законодательством.

— при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам руководствоваться требованиями УПК РФ, УК РФ и вышеука­занной Инструкции органам дознания;

— по согласованию с командиром воинской части и надзираю­щим военным прокурором составлять план предварительного рассле­дования, определять последовательность производства процессуаль­ных действий и принимать предусмотренные законом меры для уста­новления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

— разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, от­ветственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. Подозреваемому, кроме того, обеспечивается право на защиту, кото­рое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. При этом дознаватель обязан разъяснить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами;

— не разглашать данные предварительного расследования по уголовным делам;

— принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозре­ваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. О при­нятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого;

— докладывать командиру воинской части о всех выявленных в процессе предварительного расследования нарушениях законов, уста­вов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, способство­вавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению;

— принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, граждан, проходящих воен­ные сборы, а также лиц гражданского персонала ВС РФ;

— исполнять указания военного прокурора, следователя следст­венного отдела при военной прокуратуре и командира воинской части, а также поручения военного прокурора и следователя по уголовным делам, данные ими в порядке, указанном в УПК РФ.

Дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по уголовным делам, сохран­ность собранных материалов по делу.

В ходе проведения дознания по уголовному делу должно быть установлено:

— действительно ли совершено преступление и какое именно;

— где, в каком месте совершено преступление;

— когда совершено преступление (год, месяц, число, время);

— при каких обстоятельствах, каким способом, с применением каких орудий и средств совершено преступление;

— кто совершил преступление, подробные сведения, характери­зующие его личность;

— виновность обвиняемого, с какой целью совершено преступ­ление и его мотивы;

— какие причины и условия способствовали совершению пре­ступления;

— последствия преступления, характер и размеры причиненного ущерба;

— обстоятельства, влияющие на степень и характер ответствен­ности обвиняемого и другие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

Все обстоятельства, имеющие значение для правильного реше­ния уголовного дела, устанавливаются с помощью доказательств.

Напомним, что доказательствами по уголовному делу явля­ются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются показаниями свидетеля, показаниями потерпевшего, показаниями по­дозреваемого, показаниями обвиняемого, заключением эксперта, ак­тами ревизий и документальных проверок, вещественными доказа­тельствами, протоколами следственных и судебных действий и иными документами.

Доказательства, полученные с нарушением закона, призна­ются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и использоваться для доказательства обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.

Лицо, проводящее дознание, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, пол­ном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их сово­купности, руководствуясь законом. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.

Это означает, что дознаватель должен критически относиться к собранным доказательствам, имея в виду, что главное состоит не в их количестве, а в их достоверности. Закон не определяет значимость того или иного доказательства, дознаватель в каждом конкретном слу­чае делает это сам.

В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществ­ление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Рассмотрим порядок производства неотложных следственных действий.

lawbook.online

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Приказ №373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора»

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора

В целях обеспечения исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении жалоб о нарушении процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов и прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения указанных органов и должностных лиц затрагивают их интересы, неукоснительно руководствоваться нормами уголовного и уголовно- процессуального законодательства.

2. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям и по их указанию другим должностным лицам органов прокуратуры в соответствии с установленной компетенцией.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации жалобы разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования.

Направлять подчинённому прокурору для разрешения по существу жалобы, которые содержат вопросы, относящиеся к его компетенции, и ранее им не рассматривались.

Жалобы на действия (бездействие) или решение прокурора рассматривать и разрешать вышестоящему прокурору.

2.1. При рассмотрении жалоб обеспечивать всестороннюю и полную проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру. Использовать для этого все средства, предоставленные прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, продлевать срок проверки до 10 суток. Данное решение принимать прокурору города, района, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры или их заместителям, начальникам управлений, отделов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с компетенцией подразделения) по ходатайству прокурора (помощника прокурора), рассматривающего жалобу.

2.2. Извещение заявителю о продлении срока проверки, причинах задержки и характере принимаемых мер направлять прокурору, рассматривающему жалобу.

3. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии со ст. 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения. При этом руководствоваться требованиями ч. 4 ст. 7 УПК РФ, положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.05.1995 № 4-П и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2005 № 42-О.

При удовлетворении жалобы безотлагательно принимать исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывать в резолютивной части постановления.

В случае удовлетворения жалобы на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования указывать в постановлении процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления.

Постановление направлять начальнику органа дознания для исполнения, копию приобщать к надзорному производству.

Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, направлять требование руководителю следственного органа об устранении выявленных нарушений.

4. Занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, принимать действенные меры к их восстановлению.

Использовать для этого весь комплекс предоставленных полномочий и предусмотренных законом мер реагирования. На основании ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ требовать от органов дознания и следственных органов безусловного устранения нарушений федерального законодательства в установленный срок.

Выявлять причины, по которым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа или прокурор не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной. Принципиально отстаивать занятую позицию и отменять незаконные или необоснованные постановления в порядке, установленном УПК РФ.

5. Установить, что в случае полного удовлетворения жалобы уведомление заявителю незамедлительно направляет прокурор, рассмотревший данное обращение.

При частичном удовлетворении жалобы либо отказе в ее удовлетворении уведомление заявителю с разъяснением порядка обжалования вынесенного постановления вышестоящему прокурору или в суд безотлагательно направляет прокурор, принявший решение по жалобе.

6. Жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав и интересов действиями или принятыми процессуальными решениями и вынесенные по ним постановления, а также подлинники документов проверки приобщать к надзорному производству.

7. В соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации предоставлять заявителям, по их просьбе, возможность знакомиться с материалами проверки в части, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

8. В случае удовлетворения судом требований участников уголовного судопроизводства и иных лиц в рамках предоставленных полномочий добиваться безусловного исполнения решения суда.

Принимать предусмотренные законом меры к обжалованию судебных решений, не соответствующих требованиям закона.

В случае удовлетворения судом жалобы на решение прокурора, принятое в соответствии со ст. 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемых процессуальных действий (бездействия) и решений.

9. Систематически, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние работы и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав. Использовать результаты анализа для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

10. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору своим приказом установить порядок рассмотрения поступающих непосредственно в органы военной прокуратуры жалоб на нарушения процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей воинских частей (военных учреждений), руководителей и следователей военных следственных органов и военных прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц, чьи права при этом нарушены.

11. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2008 г. № 15 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

12. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

13. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приказ направить для сведения в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную службу исполнения наказаний и Следственный комитет Российской Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник юстиции

genproc.gov.ru

Дознавателя могут наделить полномочием по обжалованию некоторых решений прокурора

В Госдуму внесен правительственный законопроект, направленный на укрепление правового статуса дознавателя в части обеспечения его права отстаивать процессуальные решения по уголовному делу, принятые в ходе досудебного производства. Документ разработан МВД России.

Предлагается закрепить в УПК РФ полномочие дознавателя обжаловать с согласия начальника органа дознания некоторые решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением. В число таких решений могут войти решения:

  • о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания, пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления;
  • о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке.

При этом, возможность реализации такого полномочия в отношении решения о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта дознаватель сможет реализовать в течение 48 часов с момента поступления к нему уголовного дела, в отношении решения возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления, о направлении уголовного дела для производства дознания в общем порядке – в течение 24 часов с момента поступления уголовного дела.

Кроме того, обжалование решения прокурора будет приостанавливать его исполнение.

Напомним, что согласно ч. 4 ст. 41 и ч. 4 ст. 124 УПК РФ дознаватель вправе обжаловать указания или решения прокурора вышестоящему прокурору. При этом, по словам разработчиков проекта, процедура обжалования решения прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания или пересоставления обвинительного акта либо для производства дознания в общем порядке или пересоставления обвинительного постановления в УПК РФ отсутствует. Также не конкретизируется перечень возможных к обжалованию решений прокурора и порядок их обжалования дознавателем.

В обоснование необходимости внесения предлагаемых изменений в сопроводительных документах приводятся данные статистики, согласно которым в 2010 году прокурорами для производства дополнительного дознания и пересоставления обвинительного акта возвращено 13814 уголовных дел (3,7% от их общего количества), в 2011 году – 13194 (3,9%), в 2012 году – 13836 (4,1%). В 2013 году доля уголовных дел, возвращенных прокурорами для производства дополнительного дознания, дознания в общем порядке, а также пересоставления обвинительного акта и обвинительного постановления от числа дел, поступивших прокурору с обвинительным актом и обвинительным постановлением, составила 3,5% (12818). «Изучение таких уголовных дел показало, что часть их возвращена по основаниям, которые могли быть устранены в суде, а расследование при этом закончено в кратчайшие сроки», – подчеркивают авторы законодательной инициативы.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие позволит исключить затягивание процедуры привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, нарушение прав и интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, в том числе их права на осуществление судопроизводства в разумные сроки.

www.garant.ru

Полномочия прокурора при рассмотрении жалоб на незаконные процессуальные решения органов предварительного расследования

Частью 1 ст. 123 УПК, в частности, установлено, что решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы в установленном УПК порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Согласно требованиям ст. 124 УПК прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. В случаях, предусмотренных УПК, дознаватель, следователь вправе обжаловать решения прокурора вышестоящему прокурору.

Прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики на системной основе осуществляется надзор за соблюдением установленного федеральным законодательством порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

Например, изучив в порядке надзора материалы проверки ОМВД России по г.Черкесску об отказе в возбуждении уголовного дела по факту причинения гражданину А. Смакуеву колото-резаных ранений туловища.

Установлено, что несмотря на очевидность уголовно наказуемого хулиганства, по результатам доследственной проверки ОМВД России по г.Черкесску в возбуждении уголовного дела отказано ввиду отсутствия, события преступлений, предусмотренных по ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и ст. 116 УК РФ (побои).

Прокуратурой незаконное решение отменено, материал направлен в ОМВД России по г.Черкесску для решения вопроса об уголовном преследовании. После вмешательства прокуратуры возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц).

Прокуратурой республики осуществляется надзор за ходом расследования уголовного дела.

Таким образом, при несогласии с рассмотрением правоохранительными органами республики сообщений о преступлении гражданам республики граждане могут обратиться в органы прокуратуры республики.

prokkchr.ru

15.6. Дознаватель

Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознаватель — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно- процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

Дознаватель осуществляет полномочия органа дознания, которые на него возлагаются начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК). В этой связи он уполномочен: 1)

самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК для этого требуются получение согласия начальника органа дознания, санкция (согласие) прокурора и (или) судебное решение; 2)

осуществлять иные полномочия органа дознания и (или) дознавателя, прямо предусмотренные УПК.

Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Между тем такой дознаватель вправе осуществлять проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные по делам, по которым предварительное следствие обязательно, исполнять поручения и указания следователя.

На органы дознания не распространяются правила процессуальной самостоятельности следователя. При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель также как и следователь вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее, сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнения указаний прокурора.

15.7 Соотношение понятий орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель

Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

По общему правилу под понятием «орган внутренних дел», «орган федеральной службы безопасности», «орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д., как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность «служащего — частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетен-

ции органа, в котором он занимает должность» . Однако не у всех

из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции.

Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники милиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т. п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положения прямо закреплено в законе.

Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника орга-

нов внутренних дел Российской Федерации )

Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции». А п. 5 ст. 10 того же закона возлагает на милицию обязанность возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия.

Начальник органа дознания возложил на него уголовно- процессуальные полномочия одновременно с назначением на должность (определением его круга должностных прав и обязанностей).

В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания (его заместителем), или должностным лицом, являющимся

согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания . Институт делегирования начальником учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреждениях)75. Еще в утвержденном 10 июля 1919 г. Совнаркомом РСФСР Положении о полковых судах начальники гарнизона и коменданты воинских частей поручали производство дознания подчиненным им военнослужащим (п. 29 данного Положения).

Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.

В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.

Налицо два вида отношений: 1)

между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности возложено осуществление функций этого учреждения76; 2)

между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником органа

государственной власти (в должностные обязанности которых не

включено осуществление функций учреждения , перечисленного в ст. 40УПК).

Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.

Дознаватель — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания — самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее, отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных в последствии доказательств недопустимыми.

Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав, (обычно — должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания) круг следственных и иных действий.

То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех

или некоторых процессуальных постановлений . В приведенной ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением уголовно- процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных в последствии доказательств недопустимыми.

Подобным образом отличается и правовое положение различных должностных лиц органа дознания в зависимости от круга их функциональных обязанностей. Круг полномочий сотрудника, которому права органа дознания делегированы, строго определен распоряжением начальника органа дознания. Сотрудник же, обязанный осуществлять функцию органа дознания, независимо от волеизъяв- ления своего руководителя наделен уголовно-процессуальной правоспособностью.

scibook.net

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]