Имущественные налоги: текущий этап

Налоги на имущество являются существенным элементом системы налогообложения в Российской Федерации, обеспечивающим стабильные поступления в доходную часть бюджетов. Для решения насущных проблем в сфере имущественных налогов необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.

По итогам 2015 года в целом по России объем налоговых поступлений по трем имущественным налогам (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог) составил 928 миллиардов рублей, то есть 13,4% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. За период с 2012 по 2015 год сумма указанных налогов возросла на 34%, при этом наибольший прирост поступлений наблюдается по налогу на имущество физических лиц: сумма поступлений по нему в 2015 году возросла на 72% по сравнению с 2012 годом.

В общей сумме поступлений по имущественным налогам основная доля приходится на налог на имущество организаций — 76,8% (712 миллиардов рублей), доля земельного налога составляет 20% (185 миллиардов рублей), и лишь 3,2% приходится на налог на имущество физических лиц (30 миллиардов рублей).

Региональный аспект

Региональный анализ поступлений по имущественным налогам за 2015 год показывает, что основная сумма доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ от данных налогов приходится на Центральный федеральный округ — 292,4 миллиарда рублей, или 31,5% от общей суммы поступлений имущественных налогов. Так, по налогу на имущество организаций наибольший объем поступлений приходится на Москву и Московскую область — 135,4 миллиарда рублей (или 19% от общей суммы доходов от налога на имущество организаций), в Ханты-Мансийском автономном округе этот показатель составляет 51,6 миллиарда (7,2% от общей суммы доходов от налога), в Ямало-Ненецком автономный округе — 49,4 миллиарда (6,9% от общей суммы доходов от налога).

Часть поступлений от налога на имущество организаций перечисляется в местные бюджеты: соответствующее право субъектам РФ предоставляет Бюджетный кодекс. Однако по итогам 2015 года этим правом воспользовались лишь десять регионов: республики Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания, Тыва, а также Калужская, Калининградская, Кировская, Сахалинская и Тульская области.

Объемы этих перечислений также могут быть различными. Так, например, из общей суммы налога, поступившей в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики за 2015 год (0,7 миллиарда рублей), 43% перечислено в местные бюджеты, а из общей суммы налога, поступившей в бюджет Калужской области (4,9 миллиарда рублей), в местные бюджеты перечислено только 6%.

По налогу на имущество физических лиц за 2015 год в бюджет
Москвы поступило 4,7 миллиарда рублей, что составляет 15,5% общей суммы поступлений данного налога по стране. Следует отметить, что доходы Москвы от данного налога в 2015 году увеличились в 2,5 раза по сравнению с 2012 годом. Аналогичная ситуация сложилась и в Московской области: по итогам 2015 года в ее бюджет поступило 3,9 миллиарда рублей (12,9% общей суммы поступлений), что в 2,5 раза больше, чем в 2012 году.

К числу субъектов РФ с наименьшими объемами поступлений от налога на имущество физических лиц в 2015 году можно отнести Республику Алтай (0,02 миллиарда рублей, или 0,07% от общей суммы поступлений по данному налогу) и Чукотский автономный округ (0,002 миллиарда, или 0,006% поступлений). При этом если доходы бюджета Чукотского автономного округа от налога на имущество физических лиц в 2015 году выросли почти в семь раз по сравнению с 2012 годом, то показатели Республики Алтай остались практически на неизменном уровне.

Что касается доходов от земельного налога, то наибольший объем их поступлений в 2015 году также приходится на бюджеты Московской области (34,9 миллиарда рублей) и Москвы (19,7 миллиарда). В совокупности это составляет почти 30% общей суммы поступлений от земельного налога.

Таблица. Поступления по имущественным налогам в 2012–2015 гг., млрд руб.

2015

2014

2013

2012

КБ СРФ*

МБ**

КБ СРФ

МБ

КБ СРФ

МБ

КБ СРФ

МБ

Всего по доходам

налог на имущество организаций

налог на имущество физ. лиц

* Консолидированный бюджет субъекта РФ; ** местный бюджет.

Взыскание задолженности

При общем увеличении поступлений по имущественным налогам происходит также и рост задолженности по ним. Так, по итогам 2014 года наибольший рост задолженности наблюдается по налогу на имущество физических лиц (133,5% к предыдущему году) и земельному налогу (125,7% к предыдущему году). Между тем Налоговым кодексом РФ предусмотрены меры, направленные на обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов — в частности, направление требования об уплате налога, взыскание налога.

Процедура взыскания налога с налогоплательщика — физического лица ввиду его особого правового статуса имеет свою специфику. Так, заявление о взыскании налога (сбора, пеней, штрафов) за счет имущества такого налогоплательщика подается налоговым органом в суд, если сумма, подлежащая взысканию, превышает три тысячи рублей. Общий срок перерасчета имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, составляет три года.

В связи с этим если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога (сбора, пеней, штрафов), учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы, подлежащей взысканию, такая сумма не превысила трех тысяч рублей, то налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока. Таким образом, в целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов законодательно предусмотрены возможности по взысканию любых сумм налогов (сборов, пеней, штрафов).

Налогообложение по кадастровой стоимости

Тенденция к увеличению поступлений по имущественным налогам обуславливается проводимым в настоящее время реформированием имущественного налогообложения. В рамках данной реформы осуществляется постепенный переход к налогообложению недвижимого имущества организаций и физических лиц по кадастровой стоимости.

Для этого в главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2014 года и предоставившие право субъектам РФ устанавливать особенности налогообложения исходя из кадастровой стоимости для отдельных объектов административно-делового назначения, а также жилых помещений. Если в 2014 году налогообложение имущества организаций исходя из кадастровой стоимости осуществлялось в четырех субъектах РФ (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области), в 2015 году — в 28 субъектах РФ, то в 2016 году кадастровая стоимость для целей налогообложения будет применяться уже в 48 регионах.

С 1 января 2015 года введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса, в соответствии с которой субъектам РФ предоставлено право вводить новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Переход на новое исчисление этого налога будет осуществляться до 1 января 2020 года, после чего налогообложение имущества физических лиц будет производиться только по кадастровой стоимости. Если в 2015 году новый порядок исчисления налога действовал в 28 субъектах РФ, то в 2016 году количество субъектов, перешедших на исчисление налога по кадастровой стоимости, увеличилось до 49.

Субъекты РФ, перешедшие к исчислению имущественных налогов по кадастровой стоимости, столкнулись с рядом проблем. К числу наиболее значимых можно отнести проблему оспаривания кадастровой стоимости недвижимости ввиду ее превышения (иногда очень существенного) над рыночной стоимостью имущества. Право на оспаривание кадастровой стоимости предусмотрено Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В некоторых случаях превышение кадастровой стоимости над рыночной составляет десятки и сотни раз, что вызывает оправданные возражения со стороны налогоплательщиков — как физических, так и юридических лиц. Оспаривание кадастровой стоимости, в свою очередь, приводит к перерасчетам имущественных налогов и к необходимости возвратов сумм налогов, признанных излишне уплаченными.

Очевидно, что для минимизации расхождений между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью необходимо совершенствование законодательства об оценочной деятельности. Соответствующий законопроект уже разработан. Он предусматривает новый порядок государственной кадастровой оценки и обжалования ее результатов посредством привлечения к этому процессу специализированных бюджетных учреждений субъектов РФ.

Кроме того, для успешной реализации перехода на налогообложение организаций и физических лиц по кадастровой стоимости необходимо определить виды фактического использования зданий и предусмотреть отражение этой информации в кадастре. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует порядок определения видов фактического использования объектов недвижимости.

Учет объектов недвижимости

Не менее важной является и проблема учета объектов недвижимости, внесения соответствующей информации в государственные кадастры и реестры и ее передачи в налоговые органы. В большей степени это касается объектов недвижимости, принадлежащих налогоплательщикам — физическим лицам, поскольку если налоговые органы не получают указанную информацию либо если она некорректна, то налог на имущество физических лиц и земельный налог для таких налогоплательщиков исчислить невозможно.

Для того чтобы урегулировать данную ситуацию на законодательном уровне, с 1 января 2015 года в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, обязывающие налогоплательщиков — физических лиц сообщать в налоговый орган по установленной форме о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов за период владения ими. При этом установлено, что для налогоплательщиков, исполнивших эту обязанность в установленный срок (то есть до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом), исчисление суммы соответствующего налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность. Указанное преимущество будет действовать только до 1 января 2017 года.

В 2016 году количество субъектов РФ, перешедших на исчисление налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, увеличилось с 28 до 49

Так, например, если налогоплательщик, не относящийся к льготным категориям граждан, освобождаемым от уплаты налога на имущество физических лиц, ни разу не получал налоговое уведомление об уплате налога в отношении принадлежащей ему более десяти лет квартиры, сообщил до 31 декабря 2015 года о наличии у него этой недвижимости, то налоговый орган исчислил бы ему налог на имущество физических лиц только за 2015 год, а не за три года.

В заключение отметим, что совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также иных отраслей законодательства, в том числе по обозначенным направлениям, позволит вовлечь в налоговый оборот большее количество объектов недвижимости, увеличить число налогоплательщиков, а также осуществлять справедливое налогообложение, основанное на рыночной стоимости имущества.

Екатерина Владимировна ХОЛЕВА, ведущий советник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

bujet.ru

Пополнение государственного бюджета: земельный налог

Семье жить без денег, хоть и трудно, но все же возможно. Для организации хроническое безденежье означает банкротство и, как следствие, ликвидация предприятия. Хотя и не всегда. Для государства же отсутствие в казне денег — это его неспособность выполнять свои обязательства перед населением и сторонними странами.

В итоге — отказ в доверии государству со стороны общества, крах правительства и, возможно, самого государства и страны, как территориального и общественного образования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 638-25-61 . Это быстро и бесплатно !

Поэтому государство кровно заинтересовано в постоянном притоке в казну денежных средств. Основным источником, из которого государство черпает нужные ему средства, являются налоги. Ниже речь пойдет об одном из видов налогов. А именно, о земельном налоге. Посмотрим, как он устанавливается и в какой бюджет перечисляется.

В какой бюджет поступает или куда идет?

Начнем с того, какие виды бюджета существуют в России и что такое земельный налог.

Законодательство нашей страны устанавливает два вида бюджета. Первый – федеральный бюджет. Это все расходы страны в целом, включая расходы на безопасность, выполнение социальных обязательств государства и т. д.

Второй – местный бюджет. Это расходы органов управления нижестоящих уровней, начиная с республик, краев, областей и заканчивая поселковыми советами.

Земельный налог – это плата за пользование участком земли. Налоговые выплаты являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению, а также являются составляющими доходов местных бюджетов.

Земля в России может находиться в общенародной собственности, принадлежать всему населению страны, в частной собственности, принадлежать отдельно взятому гражданину, коллективной, принадлежать коммерческой организации или общественному объединению.

Общенародная собственность находится в ведении государства, которое распоряжается ей от имени населения страны. Вся остальная собственность находится в ведении органов управления на местах. Поэтому земельный налог относится к местным налогам. Собственник земли обязан вносить его в бюджет того муниципалитета, на территории которого находится принадлежащий ему участок.

Он определяет, какие земельные участки подлежат налогообложению, а какие нет, кто именно уплачивает налог, устанавливает круг лиц, подлежащих освобождению от налога и снижению налогового бремени. Устанавливается так же и налоговая ставка для каждой из категории земель.

Местные органы своими актами вводят в действие федеральные нормы. При этом они вправе расширить перечень лиц, освобожденных или имеющих послабление. Сокращать его они не имеют права. Налоговая ставка может быть так же изменена, но только в сторону снижения. Больше о характеристиках основных элементов земельного налога читайте здесь.

Формирование местного бюджета

В России существует два вида бюджета: федеральный и местный. Федеральный бюджет мы отставим в сторону, остановимся на местном бюджете. Прежде чем говорить о роли земельного налога, нужно уяснить, как бюджет формируется.

Есть две части бюджета: доходная и расходная. Доходная часть его складывается из дотаций государства, взаиморасчетов, финансовой помощи, поддержке, а также собственных доходов.

К таким доходам относятся местные налоги, доли, закрепленные за территориальным бюджетом, от отчислений в федеральный бюджет, а так же в местный бюджет более высокого уровня, средства, которые получает бюджет от других видов деятельности. Например, предоставления в аренду объектов недвижимости, приватизации и т. д.

Понятно, что местный бюджет высокого уровня имеет больше источников для пополнения доходной части, чем бюджет нижестоящего уровня. Поэтому и земельный налог играет большую роль в доходной части бюджета низшего уровня, чем в бюджете более высокого. То есть для города земельный налог играет меньшую роль, чем для поселкового совета, где он может быть основным наполнителем бюджета. Более подробно о ставках земельного налога для физических лиц читайте тут.

Муниципальные образования

Данный вид налога относится к категории местных налогов. Государство только устанавливает общий порядок взыскания, предельную величину налоговой ставки, перечень льготников федерального значения.

Надо помнить, что этим видом налога облагаются не собственники земли, а сама земля. Начисляется налог, исходя из кадастровой стоимости, сложившейся в данный момент времени в том или ином территориальном образовании. То есть стоимость земли в регионах страны может быть разной. Где то больше, где то меньше.

Налог платится со всех участков, находящихся в обороте, имеющих кадастровый номер, принадлежащих юридическому, физическому лицу и расположенных на территории муниципалитета. Если, конечно, собственник не имеет льгот.

Право органа муниципального образования

Местные налоги, в том числе и земельный, вводится в действие непосредственно нормативным актом муниципального органа. Законодательством предоставлено право муниципалитетам, определять категории земли, устанавливать свои налоговые ставки, которые не должны превышать установленные государством величины, определять кадастровую стоимость участка, исходя из этого и сумму земельного налога.

Муниципалитет вводит в действие льготы, предоставленные государством некоторым категориям лиц, физических и юридических.

Уровень бюджета

Пятьдесят процентов уплаченного земельного налога остается в бюджете местного органа. 30 процентов передается в федеральный бюджет, а 20 – в местный бюджет вышестоящего уровня.

Бюджетные учреждения

Все налоги бюджетная организация производит из поступивших на ее счет бюджетных средств. Налог уплачивается в полном объеме, если, конечно, местным или федеральным законом не предусмотрена льгота или полное освобождение организации от уплаты этого вида налога.

Льготы по земельному налогу для бюджетных организаций федеральным законодательством не предусмотрены. Предоставление льгот относится в данном случае целиком к компетенции муниципалитетов и иных органов. Вводятся льготы:

  • на уровне республик, областей, краев законодательным актом, например, указом;
  • на уровне районного, городского, поселкового управления – нормативным, например, постановлением.

Льготы обычно предоставляются бюджетным учреждениям, работающим в социальной сфере. Школам, детским садам, спортклубам и тому подобное. Кто имеет право на получение подобной льготы, порядок ее получения, а так же перечень льготников всегда можно узнать на государственном портале того или иного региона в интернете. Там же вы можете получить исчерпывающую информацию по поводу того, должны ли пенсионеры платить земельный налог.

Освобождение

Федеральным законодательством от уплаты земельного налога освобождаются вузы, исследовательские и научные учреждения, недвижимость здравоохранения, культуры, спортивные организации, туристические и ряд других. С полным перечнем лиц, освобожденных от данного вида налога, можно ознакомиться в НК (гл.31, ст. 395) и ФЗ «О плате за землю» (ст.12).

Заключение

Земельный налог относится к категории местных налогов. Устанавливается, вводится в действие местными органами в соответствии с нормами федерального законодательства. Налог этого вида взымается со всех участков, находящихся в обороте, то есть состоящих на кадастровом учете.

Законодательством предусмотрено, что ряд лиц освобождается или получает льготы по уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 638-25-61 (Москва)
+7 (812) 611-25-16 (Санкт-Петербург)

lawyer-consult.ru

Земельный налог как один из основных источников пополнения местного бюджета

Макарова Эльза Валерьевна, студент 2 курса магистратуры специальности «Государственное и муниципальное управление», Ульяновский государственный университет, Россия

Ломовцева Наталья Николаевна, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления, Почётный работник высшего профессионального образования, Ульяновский государственный университет, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Использование земли в Российской Федерации в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ (далее — Земельный кодекс) [1] является платным. Земельный налог и арендная плата – две основные формы платы за землю. Организации и граждане, имеющие земельные участки в собственности, постоянном бессрочном пользовании, пожизненном наследуемом владении являются налогоплательщиками земельного налога.

Применение земельного налога в РФ

В соответствии с действующим законодательством [4] объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

Вопросы оплаты земельного налога регулируются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Так, на территории города Ульяновска решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 135 «О земельном налоге на территории муниципального образования «город Ульяновск» [9], определены ставки земельного налога и льготы по нему.

Земельный налог как один из основных источников пополнения бюджетов городских округов в последние годы в России имеет тенденцию к росту в объеме всех налоговых доходов. Например, поступления от уплаты за пользование землей за последние пять лет в городе Ульяновске увеличились почти в 2 раза, и если в 2008 г. в структуре доходной части бюджета они составляли 4,8% от всех налоговых и неналоговых доходов, то в 2012 г. уже 8,8% (см. рис.).

Рис. Поступления от уплаты за пользование землей за последние пять лет

Несмотря на рост поступлений, проблема увеличения сбора земельного налога и сегодня достаточно остро стоит в каждом муниципальном образовании. Это объясняется несколькими причинами:

— ограниченностью земельных ресурсов в границах городского округа, что в результате приводит к сокращению свободных земельных участков и собираемости земельного налога;

— отсутствием оформленных земельно-правовых документов на имеющиеся в собственности юридических и физических лиц земельные участки, что не позволяет определить кадастровую стоимость таких участков;

— несогласованностью действий органов местного самоуправления, органов налоговой службы и кадастрового учета.

Меры, необходимые для увеличения сбора земельного налога

На взгляд авторов, для более эффективного управления землей в части налогообложения необходимо принять следующие меры.

Во-первых, провести сплошную инвентаризацию земельных участков, расположенных в границах муниципального образования. Целью данной инвентаризации является выявление земельных участков, которые по той или иной причине не облагаются земельным налогом.

К таким участкам можно отнести:

— земельные участки, права на которые были оформлены до введения в действие Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [6], в связи с этим не включенные в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и не поставленные на кадастровый учет;

— земельные участки, на которые оформлены земельно-правовые документы и по которым проведен кадастровый учет, но эти участки не включены в Единый государственный реестр прав по причине, указанной в пункте 1, сведения по которым в Государственном кадастре недвижимости не позволяют начислить земельный налог;

— земельные участки с расположенными на них объектами недвижимости, находящимися в собственности физических и юридических лиц, права на которые не оформлены;

— самовольно захваченные земельные участки с расположенными на них объектами недвижимости или объектами некапитального строительства, возведенных без соответствующих разрешений.

Сведения о таких земельных участках могут быть включены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество только при обращении правообладателя, тогда как в государственный кадастр недвижимости данные по таким участкам могут быть включены по обращению в орган кадастрового учета любого заинтересованного лица, который приложит в качестве основания включения в кадастр документ, устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок [7].

Органы местного самоуправления, являясь заинтересованными лицами в получении доходов от пользования этими участками (земельного налога), обязаны направить в орган кадастрового учета перечни ранее учтенных земельных участков, не облагаемых земельным налогом, но на которые оформлены земельно-правовые документы, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления. В соответствии с Налоговым кодексом РФ [3] органы местного самоуправления могут также направить данные перечни непосредственно в налоговые органы. Такое взаимодействие между органами налоговой службы и органами местного самоуправления часто отсутствует, т.к. у налоговых органов нет прямой заинтересованности в увеличении собираемости земельного налога.

Использование земельных участков, указанных в пунктах 3 и 4, без их надлежащего оформления грозит физическим и юридическим лицам привлечением к административной ответственности по статье 7.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ за самовольный захват земельного участка. Штрафы, предусмотренные данной статьей минимальны (от 500 до 1000 рублей) и не могут побудить данных лиц к законодательному оформлению этих участков. В этом случае законодателям необходимо пересмотреть размеры штрафов в сторону их многократного увеличения, чтобы ни у кого не возникало соблазна самовольно в течение многих лет пользоваться земельными участками, причиняя бюджету муниципалитета значительный ущерб.

Органам местного самоуправления необходимо активизировать работу по принуждению таких лиц к оформлению земельно-правовых документов путем взыскания неосновательного обогащения. Свою положительную роль здесь могут сыграть и Межведомственные комиссии, созданные в органах местного самоуправления совместно с представителями Росреестра и другими компетентными лицами. Данные органы могут принять решение о возможном оформлении прав на самовольно захваченные земельные участки, либо об обращении в суд с иском о незамедлительном освобождении земельных участков.

Во-вторых, для повышения собираемости земельного налога необходимо законодательно определить методику налогообложения земельных участков под многоквартирными жилыми домами.

Вопрос о налогообложении земельных участков под многоквартирными домами наиболее актуален в настоящее время, однако организовать работу по налогообложению физических лиц – собственников помещений в таких жилых домах достаточно сложно по следующим причинам.

Согласно действующему законодательству [5] земельный участок, поставленный на кадастровый учет, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность всех собственников квартир этого дома. Право общей долевой собственности собственников помещений на земельный участок устанавливается в силу закона вне зависимости от регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [10].

Пропорционально размеру помещения в общей площади дома рассчитывается доля собственника помещения в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом [3].

Таким образом, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован, и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то налогоплательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома.

Физические лица – налогоплательщики земельного налога должны уплачивать земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом [4]. Так как обязанность регистрации возникновения и перехода права на земельный участок под многоквартирными жилыми домами до сих пор законодательно не установлена, в Едином государственном реестре прав в настоящее время отсутствуют сведения о правообладателях общей долевой собственности и размере их долевой собственности на земельный участок под многоквартирными жилыми домами.

В результате налоговые органы не могут получить от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сведения о правообладателях земельных участков под многоквартирным домом и их долях на земельный участок, что в свою очередь не позволяет рассчитать земельный налог физическим лицам за участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами.

Например, в городе Ульяновске расположено около 3700 многоквартирных жилых домов. С учетом средней ставки налогообложения местный бюджет теряет ежегодно примерно 60 млн руб.

На основании вышеизложенного, авторы считают необходимым внести изменения в федеральное законодательство, прописав особый порядок регистрации права общей долей собственности на земельный участок собственникам помещений – физическим лицам в многоквартирных жилых домах.

Иная ситуация наблюдается с налогообложением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющимися собственниками помещений в многоквартирных жилых домах. В некоторых муниципальных образованиях России (например, в г. Владимире, г. Димитровграде и других) в той или иной степени организована работа по обложению земельным налогом собственников помещений в многоквартирных домах, которые являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, но эти меры не являются полными и достаточно эффективными.

Для повышения результативности данной работы авторы предлагают:

— органам местного самоуправления ежегодно направлять списки собственников помещений (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в многоквартирных жилых домах в органы налогового учета, которые могут уточняться в ходе проведения инвентаризации земельных участков;

— в рамках своих полномочий органы налогового учета на основании этих списков направляют требования о необходимости уплаты земельного налога собственникам помещений (юридическим лицам и ИП);

— расчет долей земельного участка юридические лица могут получать в организациях, осуществляющих техническую инвентаризацию.

Перечень указанных проблем не является полным. Авторы понимают, что многие из этих проблем имеют финансовую составляющую, но т.к. государство сегодня делает ударение на необходимость повышения налогового потенциала (особенно на региональном и муниципальном уровне), то, следовательно, нужен и целевой подход в этом решении. Он должен включать не только совершенствование законодательства, но и совместные действия органов федеральной и исполнительной власти субъектов, а также органов местного самоуправления в решении проблемы увеличения сбора земельного налога.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,486

creativeconomy.ru

Поступление в бюджет земельного налога

Роль земельного налога в составе доходов бюджета Республики Казахстан

В последние годы в Казахстане проводится многоплановая работа по совершенствованию на логового администрирования. На логовая нагрузка оказывает решающее воздействие на финансовую устойчивость хозяйствующих субъектов, и, как следствие, — в конечном итоге влияет на темпы экономического роста, что является на современном этапе приоритетным направлением развития экономики республики.

Анализ исполнения государственного бюджета Республики Казахстан свидетельствует о том, что налоги на собственность имеют разветвленную структуру. Исполнение государственного бюджета 2006 года, свидетельствует о том, что налоги на собственность составили 42770 млн. тенге, в том числе земельный налог — 5852 млн. тенге, в структуре земельного налога наибольший удельный вес занимает земельный налог с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов на земли населенных пунктов (3860 млн. тенге) — 9,02%.

В 2007 году налоги на собственность составили в доходах государственного бюджета 51602 млн. тенге, что больше предыдущего года на 8832 млн. тенге, в том числе земельный налог — 6903 млн. тенге, в структуре земельного налога наибольший удельный вес принадлежит налогу с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов на земли населенных пунктов — 4533 млн. тенге (8,78%).

В 2008 году исполнение доходов государственного бюджета по налогам на собственность составило 65248 млн. тенге или 2,74% к общим поступлениям (2377088 млн. тенге) и 2,95% к налоговым поступлениям (2209102 млн. тенге). В структуре налогов на собственность выделяется земельный налог — 7991 млн. тенге (12,24%), в том числе земельный налог с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов на земли населенных пунктов — 6089 млн. тенге (9,32%).

В таблице 1 (см. Приложение 1) показан рост поступления налога на землю за 2006-2008 годы и его удельный вес по отношению к доходам государственного бюджета, налоговым поступлениям и по структуре налогов на собственность — по отношению к указанным налогам.

Динамика поступления земельного налога в сравнении с другими налогами на собственность за период 2006-2008 годы показана на рисунке 1 (см. Приложение 2).

Динамика поступления земельного налога в бюджет г. Семей

В бюджете города Семей земельный налог за период 2006-2008 годы выглядел следующим образом. В таблице 2 (см. Приложение 3) представлен план поступления налога на землю в бюджет города.

В 2006 году земельный налог в составе бюджета города Семей выполнен на 109,3%, перевыполнение произошло на 10970 тыс. тенге (план — 117670 тыс. тенге, фактическое исполнение — 128640 тыс. тенге), в том числе наибольший доход по земельному налогу был получен по земельному налогу с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов на земли населенных пунктов — 110000 тыс. тенге.

В 2008 году в структуре земельного налога наибольшее поступление наблюдается по земельному налогу с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов на земли населенных пунктов — 107024 тыс. тенге (план — 100726 тыс. тенге).

В таблице 3 (см. Приложение 4) представлен анализ доходов бюджета города Семей по земельному налогу, его фактическое процентное выполнение по отношению к запланированным данным.

Эти показатели характеризуют высокий процент перевыполнения доходов с помощью налога на землю, что связано, прежде всего, с повышением уровня налогового администрирования, увеличением доли собственности в городе. Анализ также показывает, что в 2007 году произошло повышение поступления налогов на собственность по юридическим лицам по сравнению с 2006 годом за счет того, что филиалы, головные офисы которых находятся в других городах оплачивали все виды налогов в местный бюджет. В 2008 году наблюдается рост поступления налога на землю за счет создания благоприятного климата со стороны государства для роста предпринимательской деятельности. Так, в Восточно-Казахстанской области создана эону развития предпринимательства. Зона развития предпринммательства создается по поручению президента о содействии исполнительной власти развитию малого и среднего бизнеса. Выделено по 100 гектаров земли в Усть-Каменогорске и Семее, иачалась работа по проведению к ним различных сетей и коммуникаций. Специальная зона позволит потенциальным инвесторам без бюрократических проволочек заниматься своим делом: строить предприятия, выпускать продукцию, приносить доходы, платить налоги.

Предпринимателям будет оказана помощь в разработке бизнес-планов для эффективной работы в создаваемой зоне развития предпринимательства.

studbooks.net

Это интересно:

  • Претензия от поставщика электроэнергии Требование (претензия) потребителя о взыскании убытков и неустойки с гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), в связи с перерывом в подаче электроэнергии Согласно п. 1 ст. 547 […]
  • Что должно быть на вывеске магазина по закону Требования к информационной табличке в магазине Какие данные обязан указать индивидуальный предприниматель на информационной табличке при входе в магазин? Собиралась указать, к примеру: Будет ли этого достаточно? В разных источниках […]
  • Приказ о проведение рекламной акции образец Приказ о проведении мероприятий в рамках рекламной кампании (образец заполнения) ("Зарплата", 2010, n 6) Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 21.05.2010. Образец приказа--------¬ ¦ Общество с […]
  • Заявление на выдачу рвп Заявление на РВП нового образца 2018 года - бланк и образец заполнения Иностранный гражданин, приехавший в Россию с целью трудоустройства и продолжительного проживания, обязан оформить разрешение на временное проживание (далее РВП). […]
  • Приказы по выдаче мыла Нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств по профессиям 2018 Статьи по теме Чтобы минимизировать влияние при производственном процессе вредных веществ на кожу работника, ее необходимо защищать с помощью ДСИЗ. В статье […]
  • Как обжаловать штраф гибдд на госуслугах Как оспорить штраф ГИБДД с камеры или тот, что выписан инспектором: перечень документов и оформление жалобы Любой автовладелец хотя бы единожды сталкивался с ситуацией, когда штраф за правонарушение был вынесен необоснованно. Такую […]