Оглавление:

Правительство России

О мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Постановления от 14 ноября 2014 года №1188, №1189. Установлены требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее – разливы нефти и нефтепродуктов).

Постановление от 14 ноября 2014 года №1188

Постановление от 14 ноября 2014 года №1189

Подготовлены МЧС России в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»» и поручением Правительства.

Постановлением №1189 установлены требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее – разливы нефти и нефтепродуктов).

Комментарий

Определены порядок уведомления и оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления о факте разлива нефти и нефтепродуктов, а также порядок привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для проведения мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Постановлением №1188 вносятся изменения в постановления Правительства от 21 августа 2000 года №613 и от 15 апреля 2002 года №240 в части исключения из них положений, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.

m.government.ru

Постановление 240 ликвидации

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 апреля 2002 года №240

О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2014 г. №1118)

В целях обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации;

изменения и дополнения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N35, ст.3582).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создавать реестры загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей природной среды.

3. Настоящее постановление не применяется в случае разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.

(Пункт 3 введен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2014 г. №1118)

Председатель Правительства Российской Федерации

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года №240

Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе с международными договорами Российской Федерации, устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются — мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее именуются — организации).

2. В организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется — план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

base.spinform.ru

МЧС России

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (вместе с «Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2000 г. N 613

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.04.2002 N 240,

от 14.11.2014 N 1188)

В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России разработать мероприятия, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций независимо от формы собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, и внести предложения по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

4. Настоящее постановление не применяется в случае разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.

(п. 4 введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1188)

от 21 августа 2000 г. N 613

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

1. Настоящие Основные требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются — планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.

2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

нефтеналивное судно — 2 танка;

нефтеналивная баржа — 50 процентов ее общей грузоподъемности;

стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы — 1500 тонн;

автоцистерна — 100 процентов объема;

железнодорожный состав — 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;

трубопровод при порыве — 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода;

трубопровод при проколе — 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;

стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов — 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;

регионального значения — разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;

федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

4. Планом должны предусматриваться:

а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются — силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

в) организация взаимодействия сил и средств;

г) состав и дислокация сил и средств;

д) организация управления, связи и оповещения;

е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;

ж) система взаимного обмена информацией между организациями — участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;

и) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;

к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;

л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

м) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

5. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:

а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;

б) площадь разлива;

в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;

г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;

д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;

е) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;

ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;

з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);

и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;

к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;

м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов — при разливе на почве.

6. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море на федеральном уровне разрабатывается Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службой Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и утверждается Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на речных акваториях и во внутренних водоемах на федеральном уровне разрабатывается и утверждается Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

Требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, определяемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование деятельности в соответствующей сфере.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

7. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:

причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;

описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;

оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;

расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;

уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;

предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).

Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти лет.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

8. В целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.

Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального, местного и территориального значения, определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям соответствующих субъектов Российской Федерации.

www.mchs.gov.ru

Нормативно-правовая база

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛРН

В Российской Федерации разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации (далее – «ЧС») и ликвидируются в соответствии с Законодательством Российской Федерации, регламентирующим общие правила предупреждения и ликвидации ЧС, а также требованиями различных министерств и ведомств. Кроме того, существует ряд нормативно-правовых документов, регулирующих предупреждение и ликвидацию ЧС, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее – «ЧС(Н)»).

В связи с этим к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти в Российской Федерации можно применить положения порядка 50-ти нормативно-правовых документов, основными из которых являются следующие:

Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ;

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ);
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  3. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (вступает в силу с 01.07.13);
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;
  7. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2009 г. № 607 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года»;
  8. Приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;
  9. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2009 г. № 53 «Об утверждении положения о Функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности»;
  10. Приказ МПР от 3 марта 2003 г № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайным ситуациям».

Федеральный закон Российской Федерации № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон № 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Федеральный закон №68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Федеральный закон №68-ФЗ определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и регламентирует принципы и общий порядок ликвидации ЧС в Российской Федерации. Согласно данному закону в России существует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Федеральный закон №151-ФЗ«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

Федеральный Закон № 151-ФЗ определяет общие организационно-правовые и экономические основы деятельности всех аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (АСС и АСФ), включая АСФ(н), на территории Российской Федерации, содержит положения об аттестации АСФ и АСС, о порядке привлечения АСС и АСФ к ликвидации ЧС, устанавливает основные принципы деятельности АСФ, АСС и спасателей.

Федеральный закон №287-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

Федеральный закон № 287-ФЗ устанавливает требования к эксплуатирующим организациям по предупреждению и ликвидации разливов нефти в море. Определяет особенности эксплуатации и использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море.

Осуществлять эти виды деятельности при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов можно только при наличии плана, в котором предусматриваются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде.

План утверждается эксплуатирующей организацией при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим уведомлением федеральных органов, определяемых Президентом РФ и Правительством РФ.

Эксплуатирующая организация обязана выполнять план, создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности, иметь собственные аварийно-спасательные службы и (или) формирования, силы и средства. Также требуется финансовое обеспечение плана. Это могут быть банковская гарантия, договор страхования или документ, подтверждающий создание резервного фонда.

Если разлив нельзя устранить на основе плана, то по обращению эксплуатирующей организации привлекаются дополнительные силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Эксплуатирующая организация возмещает соответствующие расходы.

Установлены обязанности эксплуатирующей организации при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов. В частности, она должна в полном объеме возместить вред, причиненный окружающей среде.

Если эксплуатирующая организация привлекается для бурения, для проведения работ, связанных с эксплуатацией, использованием искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, то владелец лицензии на пользование недрами несет субсидиарную ответственность за возмещение вреда.

Вступает в силу с 1 июля 2013 г.

Постановление Правительства № 794-ПП РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Постановлением Правительства № 794-ПП РФ утверждено Положение, регламентирующее порядок организации и функционирования Единой системы (РСЧС), а государственная функция по организации проведения работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности возложена на Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и подведомственные ему организации: ФГУ «Госморспасслужба России», ФГУ АМП, ФГУП БАСУ, ФГУП УАСПТР.

Постановления Правительства № 613-ПП РФ «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», № 240-ПП РФ «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»

Постановлением Правительства № 613-ПП РФ утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые является основой для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти. Постановлением Правительства № 240-ПП РФ внесены изменения и дополнения в Постановление № 613, а также утверждены Правила проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Постановление Правительства №607-ПП РФ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года»

Постановлением Правительства № 607-ПП РФ Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции БЗНС/OPRC, Минтранс России и Росморречфлот назначены компетентными национальными органами, ответственными за обеспечение готовности и реагирование на случай загрязнения нефтью. Согласно Постановлению функционирование предусмотренной Конвенцией национальной системы обеспечения готовности и реагирования на случай загрязнения нефтью осуществляется в рамках Функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, входящей в Единую систему (РСЧС). Районом ответственности национальной системы обеспечения готовности и реагирования на случай загрязнения нефтью являются внутренние морские воды, территориальное море и исключительная экономическая зона Российской Федерации.

Приказ МЧС России № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»

Приказом МЧС России № 621 утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Приказ Минтранса России № 53 «Об утверждении положения о Функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности»

Приказом Минтранса России № 53 утверждено Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, которое определяет организацию, состав сил и средств функциональной подсистемы ЛРН в море, а также порядок ее деятельности.

Приказ МПР России № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайным ситуациям»

Приказом МПР России № 156 в морях Северного Ледовитого океана разлив нефти или нефтепродукта количеством 0,5 тонны и выше отнесен к категории ЧС.

osr-arctic.ru

Постановление 240 ликвидации

(с изменениями на 7 ноября 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 7 ноября 2017 года N 305-р (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 10.11.2017).
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», от 15.04.2002 N 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 N 127 «О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга», в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на территории Санкт-Петербурга, защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия:

1. Утвердить прилагаемые требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий Санкт-Петербурга согласно Приложению.

2. Отделу координации аварийных работ (И.К.Березин) организовать и вести учет (реестр) загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов Санкт-Петербурга с целью определения потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей среды.

3. Рекомендовать Администрациям районов Санкт-Петербурга:

3.1. Разработать планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории районов города.

3.2. Заблаговременно проводить мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды на территории района предприятиями, организациями (учреждениями), имеющими в своей деятельности оборот с нефтью и нефтепродуктами.

4. Рекомендовать предприятиям, организациям (учреждениям), осуществляющим переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов на территории Санкт-Петербурга, независимо от форм собственности:

4.1. Разработать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для поддержания необходимых сил и средств в постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных разливом нефти и нефтепродуктов.

4.2. Иметь аварийный запас сорбентов и других средств с учётом максимально возможного объёма разлива нефти и нефтепродуктов.

4.3. Иметь страховое обеспечение, позволяющее возместить ущерб с учётом максимально возможного объёма разлива нефти и нефтепродуктов с экономическим обоснованием.

4.4. Обеспечить безопасное временное хранение собранных нефтепродуктов и замазученного мусора до их последующей транспортировки на утилизацию в специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию.

5. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
9 июня 2017 года
Регистрационный N 22348

Приложение
к распоряжению Комитета по
природопользованию, охране
окружающей среды и обеспечению
экологической безопасности
от 25 мая 2017 года N 146-р

Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий Санкт-Петербурга

1. Настоящие требования разработаны на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (далее — постановление Правительства N 613), от 15.04.2002 N 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (далее — постановление Правительства N 240), от 14.11.2014 N 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее — постановление Правительства N 1189), приказа МЧС Российской Федерации от 28.12.2004 N 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (далее — приказ МЧС РФ от 28.12.2004 N 621), с учетом особенностей территорий Санкт-Петербурга, характера расположения города в устье реки Невы.

2. Настоящие требования предназначены для формирования единого порядка разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Санкт-Петербурга (далее — планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее — календарные планы).

3. Настоящие требования обязательны для организаций, осуществляющих операции с нефтью и нефтепродуктами (далее — организации), комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности районов города (далее — КЧС и ОПБ района), комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности и органов, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации (далее — ЧС(Н), в зависимости от величины объема, в соответствии с пунктом 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства N 613.

5. Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения к разряду ЧС(Н) определяется на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 N 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».

6. В соответствии с требованиями постановлений Правительства N 613 и N 240 максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов для следующих объектов составляет:

— нефтеналивное судно — 2 танка;

— нефтеналивная баржа — 50 процентов ее общей грузоподъемности;

— стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы — 1500 тонн;

— автоцистерна — 100 процентов объема;

— железнодорожный состав — 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;

— трубопровод при порыве — 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода;

— трубопровод при проколе — 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;

— стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов — 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.

Из указанного списка, для определения максимальных разливов нефти и нефтепродуктов на акватории выделены следующие объекты:

— стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов — плавучие автозаправочные станции на р.Неве.

Транспортировка нефтепродуктов по р.Неве в основном обеспечивается танкерами «река-море» типа «Волго-Нефть» проекта N 550/558, 550А и N 1577 дедвейтом до 4980 тонн. Объем 2-х танков максимальной вместимости танкера «Волго-Нефть», указанных проектов, составляет около 1420 м

Помимо транспортировки на акватории осуществляется бункеровка и заправка топливом судов с судов-бункеровщиков и плавучих АЗС:

— при бункеровке судов на акватории р.Невы и Невской губы, максимальный объем разлива нефтепродуктов при повреждении судна бункеровщика составит 1016 м

— при заправке судов с плавучей АЗС, максимальный объем разлива нефтепродуктов при разгерметизации емкостей АЗС составит 50 м

Объекты, которые не отмечены в вышеперечисленных постановлениях Правительства Российской Федерации и с которых также возможны разливы нефтепродуктов, объем которых можно ориентировочно оценить:

— топливные танки сухогрузных и пассажирских судов — до 200 тонн;

— грузовые шланги судов бункерщиков, используемых для прегрузки нефтепродуктов на бункеруемое судно — до 30 м

— прогулочные катера и экскурсионные суда (топливные танки), например теплоходы «Охтинка», «Фонтанка», «Чижик») — не более 3 тонн;

— маломерные суда — не более 0,3 тонн;

— выпуски сточных вод — до 100 тонн.

7. В зависимости от уровня возможной ЧС(Н) организации разрабатывают планы соответствующего уровня: локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях — локального (объектового), регионального и федерального, а также календарные планы соответствующего уровня и для нижестоящих уровней возможных ЧС(Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих планов в подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и их звеньях, планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на ЧС(Н).

8. Организации предоставляют по одному экземпляру разработанных и утвержденных в установленном порядке планов в комиссию по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации района Санкт-Петербурга (далее — КЧС и ОПБ района), на территории которого организация осуществляет хозяйственную и иную деятельность, для информации и в Главное управление МЧС России по г.Санкт-Петербургу для согласования.

9. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее — Комитет по природопользованию) разрабатывает план ЛРН территориальной подсистемы РСЧС для Санкт-Петербурга.

10. Планы организаций при определении состава сил и средств при учете особенностей районов возможной ЧС(Н) должны учитывать требования постановления Правительства N 1189 и содержать:

— для района Невской Губы — силы и средства, способные ликвидировать нефтяное загрязнение в условиях мелководья, прибрежной растительности и на береговое полосе;

— для района судового хода реки Невы — силы и средства, способные ликвидировать нефтяное загрязнение на акватории в условиях сильного течения, а также силы и средства для очистки набережных;

— для рек и каналов центральной части города — силы и средства, способные ликвидировать нефтяное загрязнение на акватории, а также силы и средства для очистки набережных;

— для малых рек и каналов и обособленных водных объектов — силы и средства, способные доставить и работать с акватории и берега, для ликвидации нефтяного загрязнения;

— для участка акватории Финского залива со стороны Курортного района Санкт-Петербурга — суда соответствующего класса Регистра судоходства, а также силы и средства для ликвидации разлива нефтепродуктов на береговой полосе.

11. Структура планов, соответствующих им календарных планов, а также сроки введения их в действие определяются приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621.

12. Планы и календарные планы организаций для локального уровня утверждаются их руководителями и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС(Н), в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления по согласованию с Северо-Западным управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор).

Планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и Главным управлением МЧС России по г.Санкт-Петербургу по согласованию с Ростехнадзором. Календарные планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС(Н), в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления.

Планы и календарные планы организаций для территориального уровня утверждаются их руководителями и Главным управлением МЧС России по г.Санкт-Петербургу по согласованию с Ростехнадзором и Комитетом по природопользованию.

Планы звеньев территориальной подсистемы РСЧС утверждаются Главным управлением МЧС России по г.Санкт-Петербургу после согласования с Ростехнадзором и Комитетом по природопользованию.

Планы и календарные планы организаций на морских акваториях согласовываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства N 1189.

13. Утверждение планов организаций регионального и федерального уровней, а также планов функциональных подсистем РСЧС, звеньев функциональных подсистем РСЧС, территориальной подсистемы РСЧС Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621.

14. В зависимости от уровня планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов разработка, согласование и утверждение планов должны осуществляться в указанные ниже сроки с момента введения в действие настоящих требований, а также после государственной регистрации вновь создаваемых организаций и прав на созданные объекты.

— объектового и местного уровней — четыре месяца;

— территориального уровня — шесть месяцев;

— регионального уровня — девять месяцев;

— федерального (трансграничного) уровня — двенадцать месяцев.

Планы ОМС — шесть месяцев.

Планы территориальных подсистем РСЧС — девять месяцев.

Планы регионов — двенадцать месяцев.

Планы функциональных подсистем РСЧС — двенадцать месяцев.

Планы звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальные — шесть месяцев, региональные — двенадцать месяцев.

15. Корректировка планов осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), с обязательным уведомлением соответствующих исполнительных органов государственной власти, утвердивших эти планы. Время корректировки (переработки) планов не должно превышать сроков, указанных в пункте 14 настоящих требований, с момента официальной регистрации измененных исходных данных.

16. Сроки действия планов:

— для организаций объектового и местного уровней — три года, территориального уровня — четыре года, регионального и федерального уровней — пять лет;

— для территориальных и функциональных подсистем РСЧС — пять лет;

— для звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальных — четыре года, региональных — пять лет.

По истечении указанных сроков планы подлежат корректировке (переработке). Планы подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению органа, его утвердившего, или при принятии соответствующих нормативных правовых актов федерального и регионального уровней.

17. Контроль за ходом выполнения мероприятий, определенных в планах, осуществляется соответствующими контролирующими и надзорными органами исполнительной власти.

18. Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов подготавливается в зависимости от категории ЧС(Н) соответствующими КЧС и ОПБ по форме, установленной приложением N 3 к Требованиям к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Санкт-Петербурга, являющимся приложением к настоящему распоряжению.

Отчет представляется в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Главное управление МЧС России по г.Санкт-Петербургу и иные заинтересованные федеральные органы государственной власти не позднее 30 дней по окончании работ по ликвидации загрязнения.

Приложение 1
к Требованиям к разработке планов по
предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов с учетом
особенностей территорий Санкт-Петербурга

Схема оповещения контролирующих органов по фактам разливов нефти и нефтепродуктов, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к чрезвычайной ситуации (нефтеразливу)

Приложение 2
к Требованиям к разработке планов по
предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов с учетом
особенностей территорий
Санкт-Петербурга

ТИПОВАЯ ФОРМА
сведений об аварии (инциденте) по фактам разливов нефти и нефтепродуктов

www.gov.spb.ru

Это интересно:

  • Приказ 240 минздрава россии Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 мая 2015 г. № 240 “Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями” В соответствии с планом мероприятий по […]
  • Корзины опек Новости // Фондовый рынок Цена нефтяной корзины ОПЕК достигла 44,83 долл США/барр 30 января 2015 г цена барреля нефти ОПЕК составила 44,83 долл США/барр Цена нефтяной корзины ОПЕК 30 января 2015 г прибавила 0,95 долл США (+2,16%) и […]
  • Приказ фсин россии 240 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы” По […]
  • Работа юриста в иванове Работа юриста в иванове ЦВД Иваново • Иваново Юрист Кредит Коллект • Иваново Юрист Юрист ГК РАДАР Авто • Иваново Юрист Кредит Коллект • Иваново Юрист Юрист ЦВД Иваново • Иваново Юрист ГК РАДАР Авто • Иваново Юрист Юрист Юридическая […]
  • Правила противопожарного режима 2014 Нормативные документы, регламентирующие вопросы обучения и проверки знаний от 25 апреля 2012 года N 390 О противопожарном режиме (с изменениями на 10 ноября 2015 года) Документ с изменениями, внесенными: постановлением Правительства […]
  • Закон от 06122011 г N 402-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 […]