Материал по логопедии по теме:
пособия по автоматизации звуков

Консультация для воспитателей

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

Пособия для автоматизации звуков

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать . /Ян Коменский/

На сегодняшний день многие дети находятся на этапе автоматизации звука в слогах, словах и самостоятельной речи. Поэтому возникла необходимость порекомендовать вам игры, которые позволят не только создать коррекционно-развивающую среду в группе, но и добиться успешного закрепления звуков в речи детей, ведь ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи — это огромный труд для ребенка. И поэтому задача взрослых — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

Очень интересны и любимы детьми игры — бродилки. Цель этой игры может быть разной, благодаря чему у таких игр множество вариантов. Так, например, игра – бродилка «Путешествие Даши» по одноименному мультфильму. На игровом поле расположены буквы, по которым следует передвигаться фишками, бросая кубик и определяя количество «шагов». Останавливаясь на букве ребенку необходимо придумать слово, начинающееся на данную букву. Если ребенок затрудняется, то ход пропускает. Финал игры – кто первый дойдет до финиша. Один из вариантов такой игры может быть придумывание предложения с заданной картинкой, которая находится рядом с буквой, или подбор прилагательных к этому предмету.

Следующая игра – это « Звуковые дорожки ». Она направлена на автоматизацию изолированного звука. Ребенком пальчиком проводит по дорожке, произнося соответствующий звук. Звуковыми дорожками могут служить различные лабиринты, путаницы и даже простые изображения предметов, которые необходимо обвести пальчиком по контуру. Для наибольшего интереса такие звуковые дорожки помещают в мультифору и ребенок может фломастером рисовать по этим дорожкам. А после завершения игры фломастер легко удаляется тряпочкой.

Одна из игр, которая не только закрепляет звук в словах, но и развивает мелкую моторику – называется « Калейдоскоп ». На коробку приклеиваются горлышки от пластиковых бутылок, а под каждую крышку помещается картинка. Ребенок откручивает крышки и называет какая картинка у него под крышкой. Одним из вариантов этой игры может быть составление звуковых схем, если крышки подобрать соответствующего цвета (красные — гласные, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные)

Для развития мелкой моторики и мышления у детей с нарушениями речи было придумано такое пособие: на кусок фанеры (размером 1030 см) прикреплено четыре верхние части от пол-литровых пластиковых бутылок разного цвета (розового, синего, зеленого и желтого) с такими же пробками. Внутри каждой бутылки лежит такой же платочек. На первом занятии задача ребенка состоит в том, чтобы открыть крышки, вытащить платочки, закрутить крышки, потом опять открутить, сложить платочки в соответствующие бутылки и закрутить соответствующей крышкой. На следующем занятии задача усложняется: нужно навести порядок с платочками и крышками, не видя начального варианта. Затем перед ребенком выкладывается схема, на которой большим кругом обозначается цвет бутылки, квадратом — цвет платочка, а маленьким кругом — цвет крышки. Требуется собрать бутылки в соответствии со схемой. Например: в синюю бутылку вложить красный платочек и закрутить зеленой крышкой, в желтую бутылку — синий платочек, закрутить красной крышкой и т.д. На каждом занятии ребенку предлагается новая схема. Для самостоятельной игры детям можно предложить самим составить схему и самим скомпоновать бутылки по заданию товарища.

При работе над постановкой речевого дыхания с большим успехом используется приспособление « Волшебный ободок ». Это обыкновенный девичий ободок, к которому прикручена толстая проволока на расстоянии 15-20 см. К концу проволоки привязано несколько ниточек новогоднего дождика. Надевая ободок на ребенка, логопед предлагает отправиться в полет. Самое замечательное в этом приспособлении то, что ни заставлять, ни поправлять ребенка не нужно, он сам занимает верное положение при дыхании. Поскольку, если наклонить или поднять голову неправильно, дождик располагается либо слишком близко, либо слишком далеко от губ и тогда «запустить самолет или ракету в полет» невозможно.

Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, а также для дифференциации звуков в словах предлагается такая игра. Из картона вырезается лестница в виде буквы Л и радуга. На разноцветные прищепки двусторонним скотчем приклеиваются картинки, в названиях которых есть данные звуки. Задача ребенка сконструировать радугу с помощью прищепок где картинки в названиях которых звук Р и лесенку с картинками на звук Л.

« Звуковые нелепицы » Эта игра представляет собой 2 пластинки, которые надеваются на штырьки и могут свободно вращаться. Сверху закрывается коробкой на которой располагается стрелка. На одну из пластинок накладываются бумажные диски, которые содержат картинки на определенный звук. На другую пластинку накладывается бумажный диск, который изображает какое-либо действие, или предметы, которые можно связать с первым диском. Задача ребенка раскрутить диски, назвать «выпавшую» картинку и придумать предложение. Например: «Кошка живет в болоте».

Таким образом, целенаправленная работа по коррекции речи у детей стимулируется при использовании этого небольшого перечня игр и способствует более быстрому и успешному исправлению этих недостатков.

nsportal.ru

Обсуждения

Пособия по логопедии.

66 сообщений

Н.Э.Теремкова.
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ»

Э.М.Курицына, Л.А.Тараева
«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Н.В.Новотвоцева. «
«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ЗВУКИ»

Скворцова
ГРАММАТИКА В КАРТИНКАХ. ТРУДНЫЕ ЗВУКИ.

Л.А.Комарова. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ.

Ю.В.ГУРИН «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ». Весёлые чистоговорки и логопедические игры.

Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп.

В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.

Смирнова А.Н. Логопедия при заикании

Занятия с детьми 5—7 лет в детском саду

Пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения
подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5—7 лет. Оно
также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения
занятий по заданию логопеда.
Представленная в пособии система специализированных оригинальных игр
и рассказов окажет существенную помощь при восстановлении речи у заика-
ющихся детей.

Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития

Цель этой книги — помочь заинтересованным родителям разобраться, нет ли отклонений в речевом развитии малыша, правильно ли развивается речь ребенка, начиная с самого раннего возраста. Чем раньше вы сможете это определить, тем легче сумеете избежать более серьезных проблем в будущем.

Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков, Сфера, 2010

Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких, ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.

Новиковская О. Альбом по развитию речи для самых маленьких

Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»

Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей.

m.vk.com

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ — Детский сайт ПЧЁЛКА.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: http://www.detiam.com/логопедия/

Пособие по обучению чтению 5-7-летних детей. Формирует навык слогозвукового анализа слов, способствует развитию фонематического слуха, формированию навыка плавного чтения по слогам, а затем — целыми словами. Сочетание проверенной временем методики и особая последовательность изучения букв позволяют обучать чтению детей с нарушениями произношения звуков.

Для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, педагогов частных школ и центров по подготовке детей к школе.

«Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»

В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразно­го и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности изла­гаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые при­ёмы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать инте­рес к продолжению работы с логопедом.

Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.

«Уроки логопеда. Исправление нарушений речи»

Надежда Сергеевна Жукова — известный логопед с тридцатилетним стажем работы, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников. Лучшие традиции таких известных советских педагогов, логопедов-практиков, как Е.Ф.Рау, А.Г.Ипполитова, нашли своё продолжение и в новой книге Н.С.Жуковой: «Уроки логопеда».

Эта специализированная книга для исправления произношения настолько просто и обстоятельно написана, что пользоваться ею могут и логопеды, и педагоги, и родители. Несколько десятилетий научно-практической деятельности нашли своё воплощение в детальной разработке методик и приёмов, позволяющих добиться уникальной чистоты речи у каждого ребёнка, независимо от уровня запущенности, с которого придётся начинать исправление. Специально разработанные упражнения позволяют концентрировать внимание на отработке одного конкретного звука, что значительно повышает эффективность занятий. Это тем более важно, что набор имеющихся у ребёнка речевых дефектов может быть самым разным.

Учебник «Уроки логопеда» решит речевые проблемы в любом возрасте научно, обстоятельно, кардинально и навсегда.

www.detiam.com

Книга «Уроки логопеда: Исправление нарушений речи», Жукова

К сожалению, товара «Книга «Уроки логопеда: Исправление нарушений речи», Жукова» нет в наличии.

Сообщить о поступлении:

Возраст: от 1 до 7 лет.

Книга Н.С.Жуковой «Уроки логопеда: Исправление нарушений речи» — популярное логопедическое пособие, рекомендованное логопедам, педагогам и родителям.

Что Вы найдете в книге?

Комплекс артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для языка, губ и щек. Артикуляционные упражнения готовят органы речи ребенка к будущей постановке звуков.

Упражнения на развития фонематического слуха

Упражнения на развития фонематического слуха учат ребенка четко воспринимать и различать звуки русского языка. Развитый фонематический слух – залог правильной речи.

Основные приемы постановки звуков

Вызвать, поставить звук можно несколькими способами. Основные (базовые и проверенные) способы постановки звуков подробно описаны в книге.

Материал на закрепление звуков в слогах, словах и предложениях

После того, как звук поставлен, необходимо закрепить его в речи ребенка. Сначала учим ребенка произносить слоги с этим звуком, затем слова, предложения, чистоговорки, стихи. Материал на каждый звук представлен на страницах книги «Уроки логопеда: Исправление нарушений речи» — с красочными иллюстрациями и интересными заданиями.

Материал для дифференциации звуков

Есть группы звуков, которые очень похожи и могут путаться в речи. Например, это пары «С-Ш» или «Л-Р». Именно на эти звуки Вы найдете много скороговорок, которые и не любой взрослый сможет выговорить. Материал на дифференциацию звуков — это слова, предложения, стихотворения, насыщенные часто путаемыми и нарушаемыми звуками.

Дифференциация звуков — необходимая часть логопедической работы, которая очень интересно, подробно и наглядно проработана в данной книге.

www.igrocity.ru

Методическое логопедическое пособие «Команда звуков и звуковые дорожки» для работы с дошкольниками

Главная > Методическое пособие

Методическое логопедическое пособие

«Команда звуков и звуковые дорожки»

для работы с дошкольниками

Кошелева Виктория Николаевна

МКДОУ детский сад «Рябинка»

Логопедическое пособие «Команда звуков и звуковые дорожки» предназначено для работы с детьми от 4 до 7 лет, имеющими нарушения речи.

Главная цель пособия – создание условий для поэтапного освоения системы родного языка через развитие всех сторон речи.

Разработка пособия «Команда звуков и звуковые дорожки» опирается на научные факты и имеет большую практическую значимость в логопедической работе с дошкольниками.

При работе с данным пособием решаются следующие задачи:

Формировать тактильные ощущения пальцев рук.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать правильное звукопроизношение звука в изолированной позиции.

Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в слогах.

Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в словах.

Развивать фонематическое восприятие, опираясь на слухопроизносительную характеристику звука.

Формировать представления о способах слияния согласных и гласных звуков в открытых и закрытых слогах.

Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в слогах.

Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в словах.

Формирование фонематического восприятия – определение наличия или отсутствия заданного звука в слове, определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Методическое пособие включает в себя:

Объемные фигуры, соответствующие звукам: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», кузнечик – звук «Ц», паровозик – звук «Ч», щетка – звук «Щ», самолет – звук «Л», машина – звук «Р».

Три комплекта дидактических карт с изображением картинок, соответствующих звукам: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», самолет – звук «Л», машина – звук «Р». На каждой карте первого комплекта от картинки на синем фоне проходят дорожки синего цвета.

На каждой карте второго комплекта от картинки на зеленом фоне проходят дорожки зеленого цвета.

На каждой карте третьего комплекта картинка находится на вершине лесенки, по которой ребенок производит отрывистые движения.

Комплект карточек с гласными звуками и буквами: А, О, У, И, Ы, Э.

Комплект фишек с изображением гласных звуков.

Демонстрационная карта «Гласные звуки и буквы»

Картотека предметных картинок на «трудные» звуки, подобранные по лексическим темам: Одежда, Животные, Игрушки, Посуда, Мебель, Транспорт. Карточки распределены по группам с учетом позиции звука в слогах: в открытом слоге, закрытом слоге, со стечением согласных.

Клавиатура для автоматизации звука изолированно и в слогах

«Звуковые дома» (синий, зеленый и красный)

Для проведения фонематического анализа

«Звуковой паровозик с вагончиком» для определения места звука в слове

Порядок работы с пособием

При постановке звука, ребенка знакомим с объемными фигурами, обозначающими символы звуков. Ребенок имитирует звук и от правильного звукоподражания переходит к правильному звукопроизношению: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», кузнечик – звук «Ц», паровозик – звук «Ч», щетка – звук «Щ», самолет – звук «Л», машина – звук «Р».

Все дорожки и лесенки вырезаны из цветного картона и наклеены на листы белого картона, поэтому имеют рельефную поверхность. Это имеет важное значение для формирования тактильных ощущений. Линии дорожек волнообразные, прямоугольные и зигзагообразные, что дает разнообразие при движении пальцев рук. Дорожки зеленого цвета выполнены из бархатной бумаги, благодаря этому возникает ощущение мягкости при автоматизации мягких согласных.

При работе с картой, где картинка на синем фоне и с синими дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация твердых согласных звуков.

Например: «Л-л-л»

При работе с картой, где картинка на зеленом фоне и с зелеными дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация мягких согласных звуков.

Например: «Ль-ль-ль»

Для автоматизации звуков в слогах используются карточки с изображением гласных звуков А, О, У, И, Ы, Э. Логопед показывает большую карточку с изображением гласного звука, а ребенок произносит согласный твердый (мягкий) звук и соединяет его гласным, проводя пальцем по дорожке. Проводится автоматизация звука в слогах и формируется навык слияния согласного и гласного звука.

Например: «ЛА» или

Для автоматизации звуков в слогах используются фишки с изображением гласных звуков. В конце каждой дорожки кладется фишка. Ребенок проводит пальцем по дорожке и произносит сначала согласный твердый или мягкий звук с переходом в гласный звук. Формируется навык слияния согласного и гласного звука. Можно автоматизировать звук в открытых и закрытых слогах: производить движение пальцем по дорожкам в разных направлениях.

Слог: ЛА Слог: ЛИ

Для автоматизации согласных звуков в изолировано используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальцами по лесенкам. Происходит автоматизация звука в изолированной позиции.

Звук: Л

Для автоматизации согласных звуков слогах используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Для автоматизации звука в открытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся справа внизу лесенки. Для автоматизации звука в закрытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся слева внизу лесенки. Ребенок отрывистыми движениями проводит пальцем по ступенькам и одновременно произносит слоги.

Открытый слог: ЛА

Закрытый слог: АЛ

Для автоматизации звуков в словах используются карты с синими и зелеными дорожками и с лесенками. Символы звуков нарисованы на подвижных дверцах, под которые можно положить картинки.

Лампа,ландыш,пила,молоток

Для дифференциации звуков в слогах

Слог: ЛЫ Слог: ЛИ

Для дифференциации звуков в словах

Звук Л: Лыжи, слон, дятел

Звук Ль: Лебедь,самолет,качели

Методическое пособие очень универсально и многообразно в использовании как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях, есть возможность придумать много различных игр и заданий. Объемные фигуры с символами звуков выполнены таким образом, что внутрь их можно положить предметные картинки, а на логопедических картах картинки изображены на подвижных «дверцах», за которые можно положить предметные картинки.

Не ограничено использование предметных картинок в организации дидактических игр:

на развитие лексико-грамматических категорий («Большой-маленький», «Один-много», «Чего не стало?», «Скажи, сколько?», «Подбери признаки», «Что для чего?» и др.);

Автоматизация «С» в словах и предложениях

Игра «Что к чему подходит»

Автоматизация звука «Л»в словах.

формирование фонематического слуха и восприятия («Есть ли в слове данный звук?», «Где спрятался звук?», «Раздели, кому что?», «Назови слог и продолжи слово» и др.);

Автоматизация «Р» в словах Определение места звука в слове

Дифференциация слов со звуком «С» и со звуком «Ш»

Дифференциация звуков по твердости-мягкости

закрепление и обогащение словаря («Опиши предмет», «Составь рассказ» и др.)

Очень важна психологическая направленность: ребенок за время периода коррекционной работы очень привыкает к «персонажам», обозначающим звуки, и на каждом последующем занятии встречается с ними с большим удовольствием.

Организация логопедической работы с использованием данного методического пособия является важной составляющей деятельности ДОУ по формированию гармонично-развитой, целостной личности ребенка.

gigabaza.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]