Пособие к СНиП 2.09.03-85 Проектирование открытых крановых эстакад

Центральный научно-исследовательский
и проектно-экспериментальный институт
промышленных зданий и сооружений
(ЦНИИпромзданий) Госстроя СССР

Научно-исследовательский институт
строительных конструкций
(НИИСК) Госстроя СССР

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ К СНиП

Серия основана в 1989 году

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ОТКРЫТЫХ КРАНОВЫХ ЭСТАКАД

Москва Стройиздат 1990

Рекомендовано к изданию решением секции несущих конструкций Научно-технического совета ЦНИИпромзданий Госстроя СССР.

Редактор — М.А. Жарикова

Разработано к СНиП 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий» (в части разд. 1 «Общие положения» и разд. 13 «Открытые крановые эстакады») на основе опыта проектирования и эксплуатации, а также результатов исследований. Содержит материалы, необходимые для использования типовых конструкций, индивидуального и типового проектирования. Предназначено для проектирования новых и реконструкции эксплуатируемых сооружений складского и производственного назначения.

Для инженерно-технических работников проектных организаций.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Крановая эстакада представляет собой инженерное сооружение, состоящее из опор и горизонтального пролетного строения, которое служит несущей конструкцией для мостовых кранов, движущихся на некоторой высоте над поверхностью земли и используемых для перемещения различных материалов или изделий в вертикальном и горизонтальном направлении.

Обычно крановой эстакадой называют открытое (без ограждений) сооружение, опоры которого несут только мостовые краны.

По конструктивной схеме открытые крановые эстакады могут быть: со свободно стоящими колоннами; с колоннами, раскрепленными выше кранового габарита жесткими поперечными конструкциями (они сложнее и дороже эстакад со свободно стоящими колоннами и поэтому находят ограниченное применение).

Открытые крановые эстакады предназначены для использования на погрузочно-разгрузочных работах, в переработке материалов и сырья, а также непосредственно в технологическом процессе производства изделий, деталей, оборудования и т.п., который может выполняться на открытом воздухе и требует использования подъемно-транспортного оборудования. Это определяет межотраслевой характер таких сооружений, но одновременно возникает вопрос о целесообразности замены их напольным подъемно-транспортным оборудованием, прежде всего — козловыми кранами. Такая замена приводит к снижению капитальных затрат на 20 руб/м 2 оборудованной кранами площади (несмотря на то, что козловые краны стоят дороже мостовых). Но мостовые краны имеют лучшие эксплуатационные характеристики, допускают поперечный ввод на площадку транспортных коммуникаций, так что пока нет основания ожидать заметного уменьшения объемов применения открытых крановых эстакад.

Известно, что конструкции, несущие мостовые краны, оказываются в ряде случаев недостаточно долговечными (особенно крановые рельсы, их крепления к балкам и подкрановые балки, а также крепления балок к колоннам). Подкрановые конструкции в эстакадах эксплуатируются в худших условиях, чем в зданиях:

они подвержены непосредственным атмосферным воздействиям;

крановая нагрузка для них основная (при относительно малой массе строительных конструкций) и вследствие этого увеличивается эффект ее многократно повторного действия;

отдельно стоящие опоры эстакад гораздо более деформативны, чем колонны зданий, развязанные конструкциями шатра, и поэтому локальная крановая нагрузка меньше перераспределяется между несущими конструкциями;

площадки складов нередко перегружаются, что вызывает значительные деформации грунтов оснований, соответствующие крены фундаментов и изменяет ширину подкранового пути.

Выявлено два основных дефекта эксплуатируемых сооружений.

Прежде всего, это сверхнормативные отклонения крановых путей от проектного положения (в 16 % общего числа обследованных сооружений), обусловленные преимущественно неравномерными деформациями грунтов оснований. В результате значительно возрастают боковые силы при проходе кранов, из-за чего быстро изнашиваются ходовые колеса кранов и рельсы, нарушаются крепления кранового пути и узловые сопряжения несущих конструкций. Проектную ширину колеи восстанавливают обычно путем рихтовки рельсов по балке, что смещает точку приложения вертикальной крановой нагрузки и. приводит к интенсивному разрушению балки. Со временем эти дефекты приводят к накоплению повреждений колонн и связей по ним.

Почти так же часто проявляется значительная деформативность колонн, которая обусловливает повышенные вибрации при проходе крана, что мешает работе крановщиков и ремонтных рабочих, увеличивает динамическое воздействие крана на несущие конструкции. Иногда эти вибрации вызывают и чисто психологический эффект неудовлетворительной работы сооружения. Подтверждены известные данные об излишнем в ряде случаев облегчении колонн, что приводит к уменьшению их поперечной жесткости. Но оказалось также, что чаще имеют место значительные прогибы колонн в направлении перемещения крана из-за неудовлетворительного решения или состояния вертикальных связей. Недостаточная жесткость колонн также приводит к нарушению соединений конструкций, к накоплению повреждений.

При составлении Пособия учтен опыт проектирования, эксплуатации, лабораторных и натурных исследований около 150 эстакад.

Пособие разработано НИИСК (канд. техн. наук Д.А. Коршунов), Киевским Промстройпроектом (инженеры В.Ш. Козлов, Г.А. Либерман и А.Н. Сытник) и Укрниипроектстальконструкцией (инж. Ю.С. Борисенко) под методическим руководством ЦНИИпромзданий, (канд. техн. наук Н.А. Ушаков).

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Открытая крановая эстакада служит для размещения на ней мостовых электрических кранов, используемых для перемещения материалов и изделий.

1.2 . В рабочем пространстве эстакады могут быть размещены оборудование и другие устройства, необходимые для обслуживаемых мостовыми кранами процессов.

На площадку эстакады вводят транспортные коммуникации (как правило, железнодорожный путь или автодорога) для подачи в зону действия кранов и вывоза из нее перерабатываемых грузов.

1.3 . Возведение открытой крановой эстакады допускается предусматривать в тех случаях, когда технологический процесс не может быть обеспечен с помощью козловых кранов.

1.4 . Проектирование открытых крановых эстакад необходимо осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.09.03-85 и правил Госгортехнадзора.

1.5 . Настоящее Пособие рекомендуется использовать при разработке типовых (или для повторного применения) проектов и привязке их к местным условиям строительства либо индивидуальных проектов новых сооружений, а также разработке проектов реконструкции эксплуатируемых сооружений.

1.6 . Типовое проектирование открытых крановых эстакад должно выполняться для габаритных схем наиболее массового применения в соответствии с техническим заданием.

1.7 . Индивидуальное проектирование открытых крановых эстакад должно выполняться по технологическому заданию, включающему:

наименование объекта, его назначение и привязку на генеральном плане предприятия;

данные инженерно-геологических изысканий с характеристиками грунтов оснований, необходимыми для строительного проектирования;

сведения об обслуживаемом производстве, необходимые для строительного проектирования, в том числе: о перерабатываемых грузах, стационарном технологическом оборудовании, размерах рабочего пространства, нагрузке на пол эстакады, вводах транспортных коммуникаций; о характеристиках мостовых кранов (вид, грузоподъемность, режим работы, пролет, высота подъема груза) и их количестве в каждом пролете эстакады; об агрессивности среды;

сведения о базе стройиндустрии для изготовления элементов сооружения;

прочие сведения, данные и требования.

При соответствующем обосновании в задании может быть предусмотрено перспективное увеличение грузоподъемности кранов, связанное с прогнозируемой модернизацией обслуживаемого производства. При этом подкрановые балки должны быть запроектированы без учета перспективного увеличения грузоподъемности кранов.

1.8 . Проект реконструкции (усиления) эксплуатируемого сооружения должен выполняться по техническому заданию, включающему, кроме указанных в п. 1.7 , сведения о цели реконструкции и результаты обследования сооружения.

Результаты обследования в общем случае включают:

проект, по которому возведена эстакада. При его отсутствии должны быть составлены исполнительные чертежи;

обмерочные схемы с фиксацией видимых дефектов;

сведения обслуживающего персонала об особенностях эксплуатации эстакады (включая сведения об эксплуатации кранов, если они не подлежат замене).

1.9 . Открытая крановая эстакада может быть отдельно стоящей или пристроенной к зданию (сооружению).

В отдельных случаях допускается встроенная эстакада.

1.10 . Эстакаду следует располагать, как правило, параллельно разбивочным осям соседних зданий (сооружений) и проездам. При этом разбивочные оси эстакады следует увязывать с унифицированной сеткой колонн зданий.

1.11 . В случае, если эстакада проектируется примыкающей к торцу неотапливаемого здания с выходом мостовых кранов из здания на эстакаду, в местах их примыкания следует:

совмещать продольные разбивочные оси колонн эстакады и здания; совмещать фундаменты колонн эстакады и здания, если это допускаете конструктивными решениями.

1.12 . При проектировании эстакады, пристраиваемой к продольной стене здания, следует:

прогнозировать возможные крены фундаментов вследствие наложения зон деформаций грунта основания;

не допускать сток воды с крыши здания на подкрановые пути, троллеи и обслуживающие площадки эстакады.

1.13 . Эстакаду следует располагать преимущественно на горизонтальной площадке.

При этом должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие отвод атмосферных вод с площадки путем устройства местных уклонов или другим способом.

1.14 . При проектировании эстакады необходимо принимать типовые конструкции и детали, обеспечивающие максимальную унификацию конструкций и узлов и минимальное количество их типоразмеров (включая внутриплощадочную унификацию).

Вместе с тем следует учитывать конкретные условия строительства и эксплуатации, а также технико-экономическую целесообразность принимаемых решений.

1.15 . Материал конструкций эстакад следует выбирать на основе технико-экономических расчетов.

1.16 . При проектировании открытой крановой эстакады должны предусматриваться помещения для защиты работающих от неблагоприятных метеорологических воздействий.

Допускается использовать для этой цели помещения соседних зданий, расположенные на расстоянии не более 300 м от наиболее удаленных рабочих мест. Помещения должны отвечать требованиям СНиП 2.09.04-877

1.17 . Бетонные и железобетонные конструкции, подвергающиеся систематическому увлажнению атмосферными осадками, должны иметь на горизонтальных элементах гидроизоляцию и сливы, обеспечивающие свободный сток воды.

1.18 . Стальные конструкции должны быть заземлены.

1.19 . При наличии химической агрессии проектирование эстакад должно осуществляться с учетом требований СНиП 2.03.11-85 .

В зависимости от вида и степени агрессии следует предусматривать:

использование трещиностойких конструкций;

защиту только подземных или надземных конструкций, либо всех конструкций сооружения;

защитные мероприятия путем применения: стойких против коррозии материалов; защитных покрытий; конструктивных решений, допускающих замену отдельных элементов в процессе эксплуатации.

При этом конструктивные элементы должны иметь простые формы, не способствующие задержанию агрессивной среды, а все конструкции и их соединения должны быть доступны для осмотра и ремонта.

1.20 . Покрытие площадки эстакады выбирается с учетом технологических требований и условий эксплуатации.

Покрытие следует проектировать в соответствии со СНиП 2.03.13-88.

1.21 . Вводы железнодорожных путей на площадку эстакады следует проектировать в соответствии со СНиП 2.05.07-85.

При этом кабина управления крана должна быть установлена так, чтобы из нее обеспечивалась обозреваемость погрузки и разгрузки во всей рабочей зоне, в том числе и на полу полувагона.

1.22 . Цветовое решение эстакады следует разрабатывать в соответствии с общим архитектурным решением предприятия.

2 . КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

2.1 . При проектировании эстакады должна быть принята конструктивная схема, которая обеспечивает необходимую прочность, устойчивость и пространственную неизменяемость сооружения в целом, а также отдельных его элементов на всех стадиях возведения (монтажа) и эксплуатации.

2.2 . Открытую крановую эстакаду следует проектировать со свободно стоящими (в поперечном направлении) рядами колонн.

Такая эстакада включает (рис. 1):

колонны, жестко соединенные с фундаментами и раскрепленные в пределах температурного блока вертикальными связями;

пролетные конструкции — подкрановые балки (при необходимости с тормозными конструкциями) с закрепленными на них крановыми путями (рельсы, концевые упоры). К балкам крепятся троллеи для электропитания крана;

эксплуатационные устройства — проходы вдоль крановых путей, посадочные площадки, лестницы;

2.3 . Изменение конструктивной схемы эстакады путем поперечной развязки противостоящих колонн жесткими распорками, располагаемыми выше кранового габарита, допускается:

при проектировании новой эстакады, если ее параметры превышают указанные в п.п. 2.6, 2.7, 2.10 и 2.11;

при проектировании новой эстакады, если нормативная нагрузка на ее пол превышает 200 кПа (20 тс/м 2 ) или если прогнозируются значительные неравномерные поперечные крены фундаментов при других нагрузках;

при реконструкции (усилении) эксплуатируемой эстакады.

При этом должны быть обеспечены габариты кранов относительно выступающих выше крановых рельсов конструкций, установленные стандартами и ТУ на краны.

Такую эстакаду следует проектировать как каркас производственного здания, оснащенного мостовыми кранами.

2.4 . При использовании фундаментов глубокого заложения (более 5 м) поперечная жесткость сооружения при действии крановой нагрузки может быть повышена путем объединения колонн продольного ряда железобетонной неразрезной балкой в уровне поверхности земли (рис. 2 ).

Допускается использовать для этого и конструкцию пола (при необходимости — усиленную).

Рис. 1 . Конструктивное решение эстакады

1 — фундамент; 2 — колонна; 3 — пролетная конструкция; 4 — мостовой кран; 5 — галерея вдоль кранового пути; 6 — ограждение галереи; 7 — лестница на галерею; 8 — лестница на площадку; 9 — посадочная площадка; 10 — вертикальная связь по колоннам; УГР — уровень головки рельса; ТШ — температурный шов

2.5 . Габаритная схема эстакады выбирается в соответствии с технологическим заданием и определяется (см. рис. 1 ):

характеристиками мостового крана — вид, группа режима работы, грузоподъемность Q и пролет L K . Характеристики кранов приведены в прил. 1;

номинальной высотой эстакады Н, определяемой отметкой головки кранового рельса, которая отсчитывается от головки рельса проходящего по территории эстакады железнодорожного пути, от уровня планировочной отметки или конструкции пола у колонн;

шагом колонн и соответствующим ему номинальным пролетом подкрановых балок L Б ;

длиной температурных блоков.

При реконструкции габаритная схема определяется с учетом параметров существующего сооружения.

2.6 . Грузоподъемность кранов следует принимать по ГОСТ 1575-87 в соответствии со следующим рядом:

Q = 5, 10, 16, 20, 32 и 50 т,

ограниченным для специальных кранов (магнитные, грейферные, магнитно-грейферные) значением 20 т.

2.7 . Пролеты кранов следует принимать по ГОСТ 534-78 * в соответствии со следующим рядом:

При этом номинальный пролет эстакады (расстояние между разбивочными осями) следует принимать равным

Рис. 2 . Схема конструкции развязки колонн в уровне земли

1 фундамент глубокого заложения; 2 — железобетонная балка, объединяющая колонны; 3 — колонна; 4 — пролетная конструкция

2.8 . При необходимости допускается:

принимать краны большей (или иной) грузоподъемности, чем указано в п. 2.6;

по согласованию с поставщиком использовать краны пролетом 13,5; 19,5 и 31,5 м, если это позволяет сократить приведенные затраты.

Для эстакад с конструктивной схемой по п. 2.3 пролеты кранов должны быть назначены на 0,5 м меньше указанных выше, а номинальный пролет эстакады следует принимать равным

Рис. 3 . Расчетная схема эстакады

а — при разрезных пролетных конструкциях; б — при неразрезных

2.9 . Привязка колонн к продольным разбивочным осям эстакады выполняется:

крайних рядов — из условия симметричного опирания подкрановой балки на колонну;

средних рядов многопролетных эстакад — по геометрической оси колонны.

2.10 . Номинальную высоту эстакады следует принимать по ГОСТ 23837-79 по отметке головки кранового рельса в одноэтажных производственных зданиях, оснащенных мостовыми кранами минимальной грузоподъемности.

С целью унификации длины колонн отметку подкрановой консоли рекомендуется назначать одинаковой независимо от высоты подкрановой балки, преимущественно из ряда:

При проектировании эстакады по п. 1.11 отметка подкрановой консоли должна назначаться из условия устройства кранового пути эстакады и здания в одном уровне.

2.11 . Шаг колонны эстакады следует принимать равным 12 м. Допускается при необходимости назначать другой шаг колонн, кратный 6 м.

2.12 . Эстакада может быть запроектирована однопролетной или многопролетной.

В многопролетном сооружении допускается использовать не более двух различных размеров пролетов, а номинальная высота должна быть одинаковой.

2.13 . При достаточно большой длине сооружения надземные конструкции разделяются температурными швами, расстояние между которыми следует назначать, исходя из следующих соображений:

температурные блоки должны иметь одинаковую длину (или с разницей в один шаг колонн, если число шагов колонн не кратно числу температурных блоков);

усилия, вызываемые температурными деформациями пролетных конструкций, не должны вызывать чрезмерного утяжеления колонн и фундаментов.

2.14 . При расчетном перепаде температур не более 40 °С расстояние между температурными швами рекомендуется назначать равным:

при железобетонных колоннах — 60 м (в этом случае требуется специальный расчет на температурные деформации);

при стальных колоннах — 132 м (без выполнения дополнительных расчетов).

2.15 . Расчетную схему открытой крановой эстакады следует принимать в виде отдельно стоящих продольных рядов колонн, жестко соединенных с фундаментами в уровне их обреза и шарнирно соединенных в пределах температурного блока с пролетными конструкциями и вертикальными связями (рис. 3 ).

Связь противостоящих рядов несущих конструкций мостом крана расчетом не учитывают.

2.16 . При использовании неразрезных пролетных конструкций их следует рассматривать как многопролетную балку на упруго оседающих опорах.

Осадка опор определяется деформациями колонн и грунтов оснований и оценивается коэффициентом упругой податливости системы

где т — коэффициент, равный 1 для балки и 0,9 для фермы;

EJ изгибная жесткость пролетной конструкции в вертикальной или горизонтальной плоскости;

D — перемещение опоры от вертикальной единичной силы, приложенной на уровне головки рельса, с учетом деформации колонны и осадки фундамента;

2.17 . Для расчета неразрезных балок в вертикальной плоскости при C 0,05 использование таких балок не допускается.

При расчете тормозных конструкций в горизонтальной плоскости податливостью опор можно пренебречь при C £ 0,008.

2.18 . Конструкции и основание эстакады должны быть рассчитаны по первой и второй группам предельных состояний.

Размеры конструкций следует назначать из расчета на прочность и проверять на устойчивость и выносливость, деформативность, а также образование и раскрытие трещин (для железобетона).

Увеличение размеров конструкций и их элементов из условий ограничения их прогибов требует соответствующего обоснования.

2.19 . Расчет и проектирование конструкций необходимо выполнять в соответствии с требованиями: железобетонных — СНиП 2.03.01-84 , стальных — СНиП II-23-81 *.

При использовании железобетонных конструкций в условиях систематического воздействия технологических температур выше 50 ° C необходимо соблюдать требования СНиП 2.03.04-84.

3 . НАГРУЗКИ И ВОЗДЕЙСТВИЯ

3.1 . Конструкции открытой крановой эстакады должны быть рассчитаны на постоянную и временную нагрузку, а также (при необходимости) на особые воздействия.

Следует учитывать, что временная (главным образом — крановая) нагрузка обусловливает значительную часть усилий во всех основных конструкциях сооружения и давления в основании под ним.

3.2 . Нагрузки и воздействия необходимо принимать по СНиП 2.01.07-85 .

3.3 . Постоянная нагрузка на несущие конструкции эстакады включает только их собственную массу.

Для оснований под фундаментами эстакады в число постоянных необходимо также включать нагрузки от:

б) постоянно установленного на площадке эстакады оборудования;

в) зданий и сооружений, расположенных за пределами эстакады, если они влияют на деформации основания под ее фундаментами.

3.4 . К длительным нагрузкам относят:

а) нагрузки от массы материалов, деталей и оборудования (кроме учтенного по п. 3.3 б), расположенных по полу эстакады в зоне действия мостовых кранов;

б) воздействия усадки и ползучести бетона железобетонных подкрановых балок.

По указанию соответствующих нормативных документов к длительным относятся также части нагрузки от одного мостового крана и температурных климатических воздействий.

3.5 . К кратковременным нагрузкам относят:

нагрузки от мостовых кранов, определяемые по прил. 1;

нагрузку от массы людей, деталей и ремонтных материалов на проходах вдоль путей, нормативное значение которой принимается равным 2 кПа (0,2 тс/м 2 ). Эта нагрузка учитывается без снеговой;

ветровую нагрузку на несущие конструкции и мостовые краны, которую нужно принимать по прил. 1;

температурные климатические воздействия — как для открытых сооружений.

3.6 . К особым нагрузкам относят сейсмические воздействия.

Расчет прочности конструкций на усилия от воздействия оседания основания при использовании разрезных подкрановых балок не выполняется.

3.7 . Расчет конструкций и оснований должен выполняться на расчетные нагрузки с учетом коэффициентов надежности по нагрузке (для крановых нагрузок — также динамичности), установленных СНиП 2.01.07-85 .

3.8 . Расчет эстакады выполняется на основное сочетание, включающее постоянные, длительные и кратковременные нагрузки. При этом учитываются коэффициенты сочетания:

для длительных нагрузок y 1 = 0,95;

для кратковременных нагрузок y 2 = 0,9.

При учете трех и более кратковременных нагрузок этот коэффициент сочетания следует принимать равным: для крановой нагрузки — 1; для второй (по степени влияния) — 0,8; для остальных — 0,6.

Если сочетание включает постоянные и одну временную (длительную или кратковременную) нагрузку, то коэффициенты сочетания не вводятся.

3.9 . За одну кратковременную нагрузку принимают нагрузку одного рода (по п. 3.5 ).

За одну крановую нагрузку принимают вертикальную и горизонтальную (поперечную или продольную) нагрузку кранов, установленных на эстакаде, но не более двух для крайнего и четырех для среднего ряда опор. Эти нагрузки умножают на коэффициенты, принимаемые по табл. 1.

3.10 . В необходимых случаях должна быть выполнена проверка конструкций эстакады на особое сочетание, включающее постоянные (от массы несущих конструкций), кратковременную (от мостовых кранов) и сейсмическую нагрузку.

3.11 . В соответствии с СНиП 2.01.07-85 значения расчетных нагрузок (усилий), соответствующих указанным в п.п. 3.8 и 3.10 сочетаниям, следует умножать на коэффициент надежности по назначению g п = 0,95.

Количество кранов, учитываемое расчетом

Значение коэффициента сочетаний y для кранов группы режима работы

znaytovar.ru

Пособие проектирование кранов

Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений

по проектированию анкерных болтов для крепления строительных конструкций и оборудования

Рекомендовано к изданию решением секции несущих конструкций научно-технического совета ЦНИИпромзданий.

Содержит основные положения по расчету болтов и креплений строительных конструкций и строительного оборудования. Рассмотрены прогрессивные типы болтов и даны рекомендации по их применению. Отражены вопросы, касающиеся образования скважин в бетоне и железобетоне, установки и затяжке болтов, выверки оборудования и конструкций.

Для инженерно-технических работников проектных институтов, монтажных и строительных организаций, а также заводов изготовителей.

1. Общие указания

1.1. Настоящее Пособие составлено к СНиП 2.09.03 «Сооружения промышленных предприятий» и применяется при креплении анкерными болтами (далее болтами), включая болты и дюбели распорного типа, строительных конструкций и оборудования к бетонным, железобетонным и кирпичным элементам (фундаментам, силовым полам, стенам и т.д.), эксплуатируемых при расчетной температуре наружного воздуха до минус 65 включительно и при нагреве бетона фундамента до 50 ° С.

Примечание. Расчетная зимняя температура наружного воздуха принимается как средняя температура воздуха наиболее холодной пятидневки в зависимости от района строительства согласно СНиП 2.01.01.

Расчетные технологические температуры устанавливаются заданием на проектирование.

1.2. При нагреве бетона фундамента свыше 50 ° С в расчетах должно учитываться влияние температуры на прочностные характеристики материала фундамента, болтов, подливок, клеевых составов и т.п.

1.3. Болты, предназначенные для работы в условиях агрессивной среды к повышенной влажности, должны проектироваться с учетом дополнительных требований, предъявляемых СНиП 3.04.03.

1.4. Требования настоящего Пособия не исключают, при наличии соответствующего обоснования, применение других способов закрепления оборудования на фундаментах (например, на виброгасителях, на клею и др.).

1.5. Рекомендации настоящего Пособия должны также соблюдаться при выполнении работ по установке и закреплению строительных конструкций и технологического оборудования в процессе монтажа.

2. Основные типы болтов и область их применения

2.1. По конструктивному решению болты подразделяются на следующие типы: изогнутые; с анкерной плитой; составные с анкерной плитой; съемные с анкерным устройством; прямые; с коническим концом.

2.2. По способу установки болты подразделяются на устанавливаемые до бетонирования фундаментов и устанавливаемые на готовые фундаменты или другие конструктивные элементы в просверленные или готовые «колодцы».

Болты изогнутые и с анкерной плитой, устанавливаемые в фундаменты до бетонирования, приведет на рис. 1.

Рис. 1. Болты, устанавливаемые в фундаменты до бетонирования

а ¾ изогнутые; б, в, г ¾ с анкерной плитой; д, е ¾ составные с анкерной плитой

Болты съемные, устанавливаемые после бетонирования фундаментов в специальные анкерные устройства, заранее предусмотренные в теле фундамента, приведены на рис. 2.

Рис. 2. Болты съемные, устанавливаемые после бетонирования фундаментов

а ¾ с плоской анкерной плитой (М12 М48); б ¾ с литой анкерной плитой (М56 М125); в ¾ со сварной анкерной плитой (М56 М100)

Болты изогнутые, устанавливаемые в колодцах, приведены на рис 3.

Рис. 3. Болты, устанавливаемые в «колодцах», заранее предусмотренных в фундаментах

Болты прямые, устанавливаемые в просверленные скважины готовых фундаментов и закрепляемые синтетическим клеем (эпоксидным, силоксановым) или с помощью цементно-песчаной смеси методом виброзачеканки, приведены на рис. 4.

Рис. 4. Болты прямые, устанавливаемые в просверленные скважины готовых фундаментов

а ¾ закрепляемые синтетическим клеем (а. с. № 209305); б ¾ закрепляемые с помощью цементно-песчаной смеси способом виброзачеканки (а. с. № 419305)

Болты распорного типа с коническим концом, устанавливаемые в просверленные скважины готовых фундаментов и закрепляемые с помощью разжимных цанг или цементно-песчаным раствором способом вибропогружения, приведены на рис. 5.

Рис. 5. Болты, распорного типа с коническим концом, устанавливаемые в просверленные скважины готовых фундаментов

а ¾ закрепляемые с помощью разжимной цанги (а .с. № 539170); б, в ¾ закрепляемые цементно-песчаным раствором способом вибропогружения (а. с. № 737573 и а. с. № 763525)

Распорные дюбели (далее дюбели), устанавливаемые в просверленные скважины строительных элементов (стены, колонны и т.п.) и закрепляемые с помощью распорных устройств, приведены на рис. 6.

Рис. 6. Дюбели распорные, устанавливаемые в просверленные скважины готовых конструкций

а, б ¾ дюбель-шпильки распорные (М8-М24) (а.с. №1225936); в ¾ дюбель-втулка, распорная (М6-М20); 1 ¾ распорная шпилька; 2 ¾ разжимная цанга; 3 ¾ гайка; 4 ¾ распорная втулка; 5 ¾ разжимная пробка; 6 ¾ крепежный болт

2.3. По условиям эксплуатации болты подразделяются на расчетные и конструктивные.

К расчетным относятся болты, воспринимающие нагрузки, возникающие при эксплуатации строительных конструкций или работы оборудования.

К конструктивным относятся болты, предусматриваемые для крепления строительных конструкций и оборудования, устойчивость которых против опрокидывания или сдвига обеспечивается собственным весом конструкции или оборудования. Конструктивные болты предназначаются для рихтовки строительных конструкций и оборудования во время их монтажа и для обеспечения стабильной работы конструкций и оборудования во время эксплуатации, а также для предотвращения их случайных смещений.

Уровень динамичности устанавливается в зависимости от типа и характера оборудования.

2.4. Болты для крепления конструкций и оборудования должны изготавливаться в соответствии с ГОСТ 24379.0 «Болты фундаментные. Общие технические условия» и ГОСТ 24379.1 «Болты фундаментные. Конструкция и размеры».

Классификация болтов в соответствии с указанными стандартами приведена в табл. 1.

Номинальный диаметр резьбы d, мм

Изогнутые в колодцах)

Прямые на клею и с цемен­тно-песчаной

2.5. Болты изогнутые (см. рис. 1, а) предназначаются для крепления строительных конструкций и технологического оборудования в тех случаях, когда высота фундамента не зависит от глубины заделки болтов в бетон.

2.6. Болты с анкерной плитой (см. рис. 1, б, в, г), имеющие меньшую глубину заделки по сравнению с болтами изогнутыми, рекомендуется применять в тех случаях, когда высота фундамента определяется глубиной заделки болтов в бетон.

2.7. Болты составные с анкерными плитами (см. рис. 1, д, е) применяются в случаях установки оборудования методом поворота или надвижки (например, при монтаже вертикальных цилиндрических аппаратов химической промышленности). В этих случаях муфта и нижняя шпилька с анкерной плитой устанавливается в массив фундамента во время бетонирования, а верхняя шпилька ввертывается в муфту на всю длину резьбы после установки оборудования через отверстия в опорных частях.

Длина ввинчивания шпильки в муфту должна быть не менее 1,6 диаметра резьбы болта.

2.8. Болты изогнутые и с анкерной плитой устанавливаются до бетонирования фундаментов на специальных кондукторных устройствах, строго фиксирующих их проектное положение в процессе бетонирования.

2.9. Болты съемные (см. рис. 2) рекомендуется применить главным образом для крепления тяжелого прокатного, кузнечно-прессового, электротехнического и другого оборудования, вызывающего большие динамические нагрузки, а также в тех случаях, когда болты в процессе эксплуатации оборудования подлежат возможной замене.

При установке съемных болтов в массив фундамента закладывается только анкерная арматура (анкерные устройства), а шпилька устанавливается свободно в трубе после устройства фундамента.

2.10. Болты изогнутые, устанавливаемые в «колодцах» готовых фундаментов (см. рис. 3) с последующим замоноличиванием колодца бетоном, рекомендуются для крепления оборудования и строительных конструкций в тех случаях, когда не могут быть установлены болты в просверленные скважины.

2.11. Болты прямые на синтетических клеях (эпоксидном или силоксановом) и закрепляемые с помощью цементно-песчаной смеси способом виброзачеканки (см. рис. 4) рекомендуются для крепления строительных конструкций и технологического оборудования с уровнем асимметрии цикла r ³ 0,6 ¾ для болтов на синтетических клеях и r ³ 0,8 ¾ для болтов на виброзачеканке.

Болты, закрепляемые с помощью эпоксидного клея, могут эксплуатироваться при расчетной температуре наружного воздуха до минус 40 ° С и при нагреве бетона до 50 ° С, болты, закрепляемые силоксановым клеем, ¾ соответственно до минус 40 ° С и до 100 ° С.

2.12. Болты распорного типа, закрепляемые с помощью разжимной цанги (см. рис. 5, а), и распорные дюбели (см. рис. 6) предназначаются для крепления строительных конструкций и оборудования, испытывающих статические и вибрационные нагрузки ( r ³ 0,9).

2.13. Болты с коническим концом, закрепляемые цементно-песчаным раствором способом вибропогружения (см. рис. 5, б, в), рекомендуются для крепления строительных конструкций и технологического оборудования, за исключением оборудования, вызывающего значительные динамические и ударные нагрузки (кузнечно-прессовое оборудование, прокатные клети, электродвигатели большой мощности и др.).

Примечание. Болты с коническим концом исполнения 2 изготовляются высадкой, исполнения 3 ¾ навинчиванием конической втулки.

2.14. Болты, устанавливаемые в просверленные скважины готовых фундаментов, не допускается применять для крепления несущих колонн зданий, оборудованных мостовыми кранами, а также для высотных зданий и сооружений, для которых ветровая нагрузка является основной.

Для крепления указанных конструкций допускается применять болты с коническим концом, устанавливаемые способом вибропогружения.

При этом глубина заделки болтов должна быть не менее 20 d.

При мероприятиях, обеспечивающих надежность и долговечность анкеровки (увеличенная глубина заделки, дополнительные анкерующие устройства и т.д.), допускается крепление указанных конструкций болтами других типов, устанавливаемыми в просверленные скважины готовых фундаментов, по согласованию с организацией ¾ разработчиком этих болтов.

2.15. Для крепления технологического оборудования допускается устанавливать в скважинах болты диаметром свыше 48 мм при соответствующем технико-экономическом обосновании и при наличии бурового оборудования.

2.16. Распорные дюбели предназначаются для закрепления главным образом сантехнического, электротехнического и вентиляционного оборудования, а также элементов отделки, облицовки и пр.

Конструкции и размеры распорных дюбелей приведены в прил. 1.

2.17. Дюбели предназначаются для конструктивного закрепления различного мелкого оборудования, а также металлоконструкций, деталей декоративной отделки и других элементов на фундаментах, стенах и других строительных конструкциях из бетона, железобетона и кирпича.

Техническая документация на дюбели разработана ВНИИмонтажспецстроем.

2.18. Узлы крепления болтами с разжимной цангой и распорными дюбелями допускается вводить в эксплуатацию сразу после установки болтов и дюбелей.

3. Расчет болтов

3.1. Нагрузки, действующие на болты, по характеру воздействия подразделяются на статические и динамические. Величина, направление и характер действующих нагрузок от оборудования на болты должны быть указаны в задании на проектирование фундаментов под оборудование.

3.2. Мака сталей расчетных болтов, эксплуатируемых при расчетной зимней температуре наружного воздуха до минус 65 ° С включительно, должна назначаться в соответствии с указаниями табл. 2.

расчетная зимняя температура наружного воздуха, °С

www.vashdom.ru

Это интересно:

  • Приказ минздрава 314 Приказ Минздрава РФ от 09.08.01 № 314 "О порядке получения квалификационных категорий". МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 9 августа 2001 г. № 314 О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ В […]
  • Социальное обслуживание по учебному пособию Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика: учебное пособие В работе анализируются актуальные вопросы становления и развития в Российской Федерации системы социального обслуживания населения. В качестве объектов […]
  • Налог на дарения не родственники 2014 Наследство или дарение, что лучше? Добрый день, уважаемые специалисты! В каком случае наследник после вступления в наследство будет платить больше налогов: в случае дарения или завещания? (родственные отношения бабушка-внучка). Что […]
  • Профсоюзная 58 нотариус Нотариусы Москвы на станции метро Профсоюзная Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алешина Зоя […]
  • Купля продажа товаров между физическими лицами ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ г. " " 200 г.Гражданин : , именуемыйв дальнейшем "Продавец", проживающий по адресу:с одной стороны, и гражданин , именуемый вдальнейшем "Покупатель", проживающий по адресу: , с […]
  • Спор об имуществе при расторжении брака Расторжение брака в суде В современном мире, развод это уже не сюрприз, и на него решаются как молодые пары, так и пары, прожившие друг с другом долгое время, с детьми и имуществом. По данным Росстата в 2015 году количество разводов […]