Федеральный закон «О рекламе»

Федеральный закон «О рекламе» как основополагающий документ

14 июня 1995 г. Государственной Думой России был принят первый Федеральный закон «О рекламе», который вступил в силу 18 июля того же года.

Он определил основные принципы рекламной деятельности в стране, способствовал регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения, получения рекламы.

Закон установил ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу, определил права и обязанности участников рекламного процесса, а также механизм государственного регулирования в сфере рекламы.

В законе впервые были даны определения понятия рекламы, основных участников рекламного процесса: рекламодателя, рекламопро- и звоните ля, рекламораспространителя, потребителя рекламы и т.д.

Чтобы понять глубину проработки и важность положений Закона для рекламной деятельности в России, назовем несколько его разделов: «Общие и специальные требования к рекламе», «Особенности рекламы», «Зашита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы», «Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей», «Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы и Права органов саморегулирования в области рекламы», «Ответственность рекламодателя, рекламоироизводигеля и рекламораспроаранителя».

Законом были предоставлены определенные права органам самоуправления в области рекламы по контролю рекламной деятельности в России. Согласно ему они имели право снять недобросовестную рекламу, а также привлечь к ответственности нарушителей законодательства.

В Законе рассматривались особенности отдельных видов рекламы, а также особенности рекламы отдельных видов товаров, таких как алкоголь, табак, медикаменты, оружие. Важным дополнением в Закон стало принятие регуляции, ограничивающей рекламу табака и алкогольной продукции. Эта реклама была запрещена к показу по телевидению с 1 января 1997 г.

Понятия недостоверной и недобросовестной рекламы четко и обстоятельно излагались в Федеральном законе «О рекламе», поскольку именно эти вопросы чаше всего становились предметами спора сторон. Формулировки, приведенные в Законе, предотвратили возможность в будущем двойного толкования этих понятий.

Представленные примеры подтверждают тезис о том, что этот документ охватывал действительно все вопросы, связанные с рекламной деятельностью.

За период, прошедший со времени принятия первого Закона, продолжали издаваться нормативные акты, которые предусматривались им. В 1995 г. МАП разработал «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе». В Уголовном кодексе РФ есть положение, предусматривающее ответственность за заведомо ложную рекламу.

В 2004 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе», касающийся ограничений рекламы пива.

Со времени принятия первого Закона о рекламе прошло более 10 лет. За это время рекламная индустрия России шагнула далеко вперед, окрепла, пережила серьезный кризис в 1998 г. Проявились недостатки первого Закона, которые надо было исправить, а также необходимо было привести Закон в соответствие тем условиям, в которых сегодня работают рекламисты. Все эти причины повлияли на то, что 13 марта 2006 г. Президент РФ подписал второй Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе».

Заканчивая разговор о самом главном для рекламистов законе, еще раз подчеркнем его фундаментальный характер. Безусловно, к нему будут приниматься дополнения и изменения, как в случае с текстом первого Закона, — это неизбежно, поскольку время движется вперед и рекламная деятельность приобретает новые перспективы.

Законодательные акты, имеющие отношение к рекламной деятельности

В ст. 4 Федерального закона «О рекламе» говорится, что законодательство о рекламе в России состоит из Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. К таким документам относятся: указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Основными законодательными актами прямого действия, которые в разной степени регулируют рекламную деятельность, являются:

  • Закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
  • Закон от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
  • Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

До принятия всеобъемлющего Закона вся деятельность на территории России регулировалась указами Президента РФ, такими как:

  • «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10 июня 1994 г. № 1183;
  • «О защите интересов инвесторов» от 11 июня 1994 г. № 1233 (утратил силу);
  • «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17 февраля 1995 г. № 161.

В этот период рекламная деятельность в нашей стране была бурной, происходило формирование рекламного рынка. Но соответствующего закона не было, и указы восполнили этот пробел. После принятия Закона они утратили силу.

Как уже было сказано, кроме закона существуют и подзаконные акты, регулирующие рекламу. Примером этому могут служить специальные статьи в Налоговом и Таможенном кодексах РФ, связанные с взиманием налогов и пошлин за рекламную деятельность. Служба Д ПС, о которой мы упомянули, работает на основании документа под названием ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

www.grandars.ru

Реклама и информация. Специфика регулирования в Российской Федерации

Основными законодательными актами в сфере регулирования рекламы и информации являются Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ и два федеральных закона: Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ( Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) и Федеральный закон «О рекламе» ( Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ) .

Положения Конституции Российской Федерации, изложенные в 29-й статье, о свободе мысли и слова, наличии права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, являются основополагающими в построении нашего рассуждения на тему рекламы и информации.

Начинаем с основных положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»(далее – «Закон об информации»).Данный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу и распространение информации. Сразу приведем сравнение с Законом о рекламе, который распространяется на отношения в сфере рекламы (а реклама – это информация),если распространение рекламы происходит на территории Российской Федерации. Таким образом, мы получаем определенный вид информации, имеющий специальное регулирование при распространении только на территории РФ. Этот вывод важно зафиксировать для себя в целях дальнейшего правоприменения.

Итак, Закон об информации дает определение, согласно которому«информация – это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления». Далее будут приведены положения статей Закона об информации с целью понимания основных моментов регулирования.

Информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, у нас есть определение информации как общего понятия и регулирование ее распространения. Теперь перейдем к рекламе.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в рекламной сфере, является Федеральный закон «О рекламе» (везде по тексту –«Закон о рекламе»). Закон о рекламе дает определение рекламы следующим образом:«Реклама —информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Основываясь на указанной статье можно выделить следующие признаки рекламы как вида информации:

1) это информация, распространяемая любымспособом;

2) это информация, распространяемая в любойформе;

3) это информация, распространяемая с использованием любыхсредств;

4) это информация, адресованная неопределенномукругу лиц;

5) это информация, направленная на:

— привлечениевнимания к объекту рекламирования,

— формирование или поддержаниеинтереса к объекту рекламирования,

продвижение объекта рекламированияна рынке.

Мы не будем здесь останавливаться на рассмотрении особенностей способов распространения рекламной информации, которые законодатель связал с типом каналов коммуникации, отдельно обозначив телевидение, радио, прессу, кино и видеоканалы, сети электросвязи, наружные конструкции и транспортные средства. Это материал для отдельной статьи.

Теперь о практической стороне дела, о применении вышеизложенного или зачем нам все это нужно знать. Предположим, у нас есть алкогольный бренд, маркетинговая стратегия которого включает различные каналы и способы продвижения. При этом согласно положениям Закона о рекламе мы имеем определенные ограничения с точки зрения каналов, форм, методов, мест и времени рекламирования алкогольной продукции. Реклама алкогольной продукции в настоящее время регулируется двумя основными законодательными актами – Законом о рекламе и Федеральным законом № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Реклама любой алкогольной продукции запрещена (ст. 21 Закона о рекламе):

1) на телевидении и радио (с оговорками для пива и вина);

2) в периодических печатных изданиях (с оговорками для пива и вина);

3) с использованием транспортных средств;

4) с использованием стационарных конструкций (наружная реклама);

5) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио-, видеопродукции;

7) в социальных объектах (музеи, стадионы, библиотеки, школы и пр.) и в радиусе 100м от них.

Тем не менее, информация об алкогольной продукции по вполне понятным причинам распространяется довольно активно и вопрос, с которым мы встречаемся практически ежедневно – этовопрос квалификации материала в качестве рекламного или информационного. Неправильная квалификация ведет к неправильному применению норм закона, далее – либо к нарушениям данных норм, либо к сужению используемого перечня маркетинговых инструментов.

Приведем несколько примеров.

1. Компания-производитель алкогольной продукции на своем сайте в интернете размещает информацию о продукции. Это реклама? В большинстве случаев целью размещения данной информации является именно информирование аудитории сайта об ассортименте производимой продукции. Но при наличии определенных признаков (см. определение рекламы) данная информацияможет быть признана рекламой.

2. Компания-дистрибьютор алкогольной продукции (вино, крепкий алкоголь) выпускает информационную брошюру/книгу/журнал с различными разделами – от винного туризма – до винных аукционов. Это реклама? Закон о рекламе содержит запрет на размещение рекламы алкогольной продукции впериодическихпечатных изданиях. Согласно определению данному в Федеральном законе № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Берем определение периодического издания, добавляем определение рекламы – и квалифицируем материал. В зависимости от составляющих вполне может быть сделан вывод, что выпускаемая брошюра/книга/журнал относится к периодике, следовательно,рекламаалкогольной продукции в данном издании запрещена, но разрешенаинформация.

3. Компания-средство массовой информации (печатные СМИ) делает винные обзоры рынка алкогольной продукции. Вполне очевидно ожидать от данного материала наличия списка алкогольных брендов, анализа их различных характеристик и пр. Это реклама? Рассматриваем отдельно информацию о каждом бренде с точки зрения определения рекламы и … делаем выводы.

Перефразируя Парацельса – все есть яд и все есть лекарство, тем или иным его делает только доза. В конце концов, реклама – это своего рода алхимия. Пользуйтесь аккуратно.

Возвращаясь к законодательству, по результатам анализа профильных актов можно сделать вывод о том, чтореклама – это определенный вид общедоступной информации, особенности регулирования распространения которого установлены Законом о рекламе. При этом хотелось бы обратить внимание, что несмотря на наличие специального рекламного закона при анализе отношений, связанных с распространением рекламной информации, с нашей точки зрения, следует обязательно принимать во внимание положения законодательных актов о регулировании информации в Российской Федерации.

Юлия Немцева, Управляющий партнер AdConsul

AdConsul на MARSPO. Москва, 11-12 апреля 2018г.
Панельная дискуссия «Букмекерский рынок и российский спорт. Новые возможности и вызовы» /// Доклад «ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ БУКМЕКЕРСКИХ КОМПАНИЙ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. СПОНСОРСТВО СПОРТИВНЫХ ТРАНСЛЯЦИЙ И ПРЯМАЯ РЕКЛАМА».

АНОНС. Betting Trends Forum. Москва, 3 апреля 2018г.
«Телевидение — универсальный инструмент, с помощью которого и с ограниченным бюджетом можно построить охватную качественную рекламную кампанию».

ИНСТРУМЕНТЫ. Гонконг — точка входа российского вина на быстрорастущий рынок Азии
Падение спроса на вино в Европе приковывает основное внимание мировой винодельческой промышленности к быстро развивающемуся рынку Азии. Как эффективно выстроить выход компании на этот непростой во всех отношениях рынок?

adconsul.org

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2) объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

3) товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

12) антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3 Закона о Рекламе

Реклама — промышленная, торговая агитация. Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию.

Именно такую характеристику дал рекламе В.В. Маяковский в 1923 году. С тех пор мало что изменилось. Реклама как была агитацией, так ею и осталась. «Агитация» происходит от латинского agitatio — приведение в движение, побуждение к чему-либо.

Двигателем рекламы является рекламодатель. И основной целью его деятельности, безусловно, является доведение информации до потребителя и расположение его к совершению покупки. Тем самым будет достигаться главная цель предпринимателя — расширение спроса на свои товары, услуги и соответственно увеличение прибыли.

В пункте 1 статьи 3 комментируемого Закона содержится определение рекламы. Реклама, по определению Закона, — это прежде всего информация. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В информатике информация определяется как сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т.д.) и используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или обучения.

Учитывая два этих определения, можно сказать, что реклама — это сведения об объектах, явлениях, событиях и процессах, которые используются для выработки поведения. В более приземленном варианте реклама — это сведения о товаре, услуге, их свойствах, производителе, продавце таких товаров, их местоположении, реквизитах, товарных знаках и фирменных наименованиях и видах деятельности, а также об иных объектах, в продвижении которых заинтересован участник рекламного рынка.

Именно на информацию ложится основная нагрузка в понятии рекламы. При этом не важно, в каком виде данная информация подается.

За счет одновременного информирования большого количества людей реклама позволяет ознакомить потребителей с товарами и услугами, реализуемыми на рынке, сформировать к ним положительное отношение потребителей, позитивно выделить определенные организации, товары и услуги из всего существующего ряда. Реклама служит различным целям. Однако ее главное традиционное предназначение, как уже отмечалось, — расширение спроса и увеличение прибыли.

Большинство потребителей затрачивают значительное время на сбор необходимой для правильного выбора товара информации. Создавая привлекательный образ доступных товаров, реклама стимулирует их приобретение. Она информирует и убеждает потребителей в необходимости купить товар и должна предоставлять им достоверные сведения, позволяя сделать осознанный выбор. С этой точки зрения реклама обеспечивает реализацию права потребителя на свободный выбор нужных ему товаров.

Из определения рекламы, содержащегося в статье 3 комментируемого Закона, следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно:

— быть распространенной любым способом, в любой форме;

— быть адресованной неопределенному кругу лиц;

— быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама — это информация, распространяемая в любой форме. Формой существования рекламы могут быть устная речь, графические, фото-, аудио- и видеоизображения, текст, музыкальное произведение, цвет, звук и многие другие формы и комбинации их сочетания, которые служат выражением содержания рекламы и неотделимы от него. Так, реклама в форме товарного знака (согласно статье 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) сообщает информацию о товаре, для индивидуализации которого он предназначен. Содержание этого признака свидетельствует о том, что по форме выражения рекламная информация может быть представлена в самых разных и неограниченных вариациях, которые позволяют потребителям ознакомиться с ней.

Реклама должна быть распространена, обнародована. Без распространения не может быть речи о рекламе. Не может ею являться и секретная информация.

Способов распространения рекламы также существует великое множество, в принципе столько, сколько придумает рекламораспространитель.

Помимо традиционных средств массовой информации: телевидения, радио, печатных изданий (статьи 14 — 16 комментируемого Закона) реклама доходит до потребителей с помощью самых разных средств. Реклама распространяется посредством сетей электросвязи (статья 18 комментируемого Закона), рекламных конструкций (статья 19 комментируемого Закона), транспортных средств (статья 20 комментируемого Закона), а также при кино- и видеообслуживании (статья 17 комментируемого Закона).

Приведенный перечень средств распространения рекламы нельзя считать исчерпывающим. Допустимы и другие способы распространения рекламы, кроме тех, которые представляют опасность для потребителей. К таким средствам относится использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (статья 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). Закон запрещает либо значительно ограничивает такие способы распространения рекламы, которые могут причинить вред психическому здоровью населения (части 9 и 10 статьи 5 комментируемого Закона).

На примере распространения печатной рекламы можно рассмотреть все разнообразие способов распространения рекламы. Печатная реклама может распространяться: по почте; на выставках и ярмарках; в демонстрационных залах; на тематических конференциях; на специальных показах кинофильмов; путем вывешивания плакатов и афиш во внутренних помещениях вокзалов, гостиниц, ресторанов, в учебных помещениях; при личных встречах деловых людей; во время коммерческих переговоров.

Реклама должна быть предназначена для неопределенного круга лиц.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Реклама должна формировать или поддерживать интерес к объектам рекламирования. Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы. Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру, с тем чтобы привлечь новых приверженцев к товару, юридическому или физическому лицу, идее, начинанию, сформировать положительное представление о них. Достигается это за счет броских, ярких, оригинальных, неожиданных приемов, а также многократной повторяемости. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формирования к нему положительного отношения и закрепления его образа в памяти потребителя. По смыслу комментируемой статьи под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Рекламой считается информация, которая призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции. Такая способность является отличительной чертой рекламы.

Информация, которая удовлетворяет совокупности перечисленных признаков, является рекламой.

Определение рекламы имеет многогранный характер и является достаточно сложным. Только системная связь ее признаков позволяет идентифицировать информацию как рекламу.

Большая часть рекламы распространяется на возмездной основе. Вместе с тем «платность» не вводится в понятие рекламы и не может рассматриваться в качестве критерия отграничения нерекламной информации от рекламы. Так, социальная реклама (статья 10 комментируемого Закона) систематически транслируется и печатается бесплатно на общественных началах.

Под объектом рекламирования понимаются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар, согласно комментируемой статье, — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вместе с тем согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товар — это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

К объектам гражданских прав Гражданский кодекс Российской Федерации относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Налицо необоснованное сужение объектов, которые подпадают под понятие товара с точки зрения Федерального закона «О рекламе». Например, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции» относит к товару. А в комментируемой статье результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации прописаны отдельно. Очевидно, законодатель, вводя понятие «продукт деятельности», попытался охватить как можно большее количество объектов, но при этом остается непонятным необращение к понятийному аппарату Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О защите конкуренции».

Средствами индивидуализации юридического лица или товара в соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации являются:

— товарные знаки и знаки обслуживания;

— наименования мест происхождения товаров;

К результатам интеллектуальной деятельности указанная статья относит:

— произведения науки, литературы и искусства;

— программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

— сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

— топологии интегральных микросхем;

— секреты производства (ноу-хау).

К объектам рекламирования также относятся мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Указанный в статье примерный перечень таких мероприятий, безусловно, не является закрытым.

Учитывая, что к объектам рекламирования относится также информация об изготовителе или продавце товаров, под понятие рекламы подпадает в том числе информация, например, о спонсоре.

Вместе с тем использование в сообщении, вывеске, плакате только определенных слов и выражений (например: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, соки, воды), которые представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар из ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес, не может являться рекламой, так как отсутствует объект рекламирования.

Кроме того, размещение указанных слов и выражений в месте осуществления их производства или реализации может рассматриваться как обозначение вида деятельности, что соответствует обычаям делового оборота.

Понятие «ненадлежащая реклама» комментируемая статья определяет как рекламу, не соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации.

Ненадлежащая реклама включает в себя недобросовестную (часть 2 статьи 5 комментируемого Закона), недостоверную рекламу (часть 3 статьи 5 комментируемого Закона), призывающую к жестокости и насилию (часть 4 статьи 5 комментируемого Закона), неэтичную (часть 6 статьи 5 комментируемого Закона), вводящую в заблуждение (части 7, 8 статьи 5 комментируемого Закона), скрытую рекламу, воздействующую на сознание потребителей (часть 9 статьи 5 комментируемого Закона) и иную рекламу, которая не соответствует закону.

Также комментируемая статья раскрывает понятие всех субъектов правоотношений в сфере рекламы:

— рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

— рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

— рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

— потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

— спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Рекламодатель — это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и т.д.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовителем являются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям, а продавцом — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Рекламопроизводители — это лица, занимающиеся разработкой творческих концепций на основе материалов (информации) заказчика и дальнейшим их преобразованием для ретрансляции потребителю. Рекламопроизводители зачастую определяют не только сам вид и содержание рекламы, но и проведение рекламных кампаний в целом. Они решают стратегические и тактические задачи заказчика по продвижению товара на рынок.

Рекламораспространителями являются лица, занимающиеся размещением и (или) распространением рекламы.

Как уже отмечалось, сфера действия Закона охватывает все правоотношения, которые возникают в сфере рекламы (см. комментарии к части 1 статьи 2 Закона). Учитывая данный факт, представляется возможным в качестве распространителей рекламной информации признавать хозяйствующих субъектов, которые занимаются размещением рекламы.

Хозяйствующие субъекты напрямую задействованы в процессе распространения рекламы и не могут выпадать из сферы действия Закона.

В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся на рынке биологически активных добавок (БАД), когда реклама доходит до средств массовой информации от рекламопроизводителя и заказчика через несколько фирм. Безусловно, все эти фирмы являются лицами, непосредственно принимающими участие в процессе распространения рекламы.

В Закон введены понятия «спонсор» и «спонсорская реклама».

Спонсор — это физическое или юридическое лицо, финансирующее организацию или проведение какого-либо мероприятия. Более того, спонсором также является лицо, которое финансировало создание или трансляцию теле- или радиопередачи, а также иного результата творческой деятельности.

Спонсорской рекламой является реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Вместе с тем следует понимать, что Закон содержит четкое указание на то, что в качестве спонсора может выступать исключительно лицо, а не товар, а также на то, что данное лицо должно быть определено в рекламе именно в качестве спонсора. Указать на себя как на спонсора рекламодатель может в любой форме, позволяющей обозначить свое участие в спонсируемом мероприятии. Однако при размещении в рекламе указания на то, что спонсором является тот или иной товар, товарный знак, данная реклама не будет подпадать под понятие спонсорской рекламы.

Спонсорская реклама обладает рядом преференций. Так, например, прерывание телепрограммы или телепередачи, а также радиопрограммы или радиопередачи спонсорской рекламой допускается без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы.

Также допускается прерывать спонсорской рекламой религиозные телепередачи и телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.

www.zakonrf.info

Федеральный закон «О рекламе»

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ
«О рекламе»

С изменениями и дополнениями от:

18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 сентября, 17, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28 сентября 2010 г., 5 апреля, 3 июня, 1, 11, 18, 21 июля, 21 ноября 2011 г., 20, 28 июля 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 21 октября, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4, 28 июня, 21 июля, 4 ноября, 29, 31 декабря 2014 г., 3 февраля, 8 марта 2015 г., 3 июля, 5 декабря 2016 г., 28 марта, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 апреля, 3, 29 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года

О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами настоящего Федерального закона см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

13 марта 2006 года

Федеральный закон «О рекламе» изложен в новой редакции, позволяющей последовательно раскрыть общие требования, предъявляемые к рекламе, определить особенности способов распространения рекламы, выделить требования, предъявляемые к рекламе отдельных товаров, аспекты саморегулирования рекламы, а также государственного контроля соблюдения рекламного законодательства.

В перечень понятий, используемых в рекламном законодательстве, введены понятия «объект рекламирования», «товар», «социальная реклама», «антимонопольный орган».

В целях ограничения распространения завуалированной рекламы товаров, запрещенных или ограниченных к рекламированию, специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных товаров распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продавцов.

К недобросовестной рекламе дополнительно отнесена реклама, направленная на продвижение товара, в отношении рекламы которого установлены специальные требования или ограничения, если она осуществляется под видом рекламы другого товара.

Федеральный закон содержит запрет на использование в рекламе ссылки на одобрение объекта рекламирования государственными или муниципальными органами, либо их должностными лицами.

Впервые установлены требования к рекламе товаров при дистанционных способах их продажи, а также рекламы с использованием стимулирующих мероприятий.

Изменен порядок прерывания и совмещения радио- и телепрограмм с рекламой, а также требования, предъявляемые к объему рекламы на телевидении и радио. Общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой, наложения рекламы на кадр телепрограммы не может превышать 15 % времени вещания в течение часа. При этом перерывы на рекламу не могут превышать 4 минуты. Предыдущая редакция Федерального закона устанавливала ограничение, согласно которому реклама не должна превышать более 20 % эфирного времени (за исключением специализированных телепередач).

Уточнены требования, предъявляемые к рекламе оружия, вооружения и военной техники, финансовых услуг и ценных бумаг, алкогольных напитков, пива, табака и табачных изделий. Значительно расширен круг требований, предъявляемых к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. В частности, такая реклама, адресованная неограниченному кругу потребителей, не должна содержать образов медицинских работников, дающих рекомендации к применению, создавать впечатления ненужности обращения к врачу.

Дифференцирована ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2006 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2006 г., за исключением части 3 статьи 14, части 2 статьи 20 и пункта 4 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона

Часть 2 статьи 20 и пункт 4 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 г.

Часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 15 марта 2006 г. N 51, в «Парламентской газете» от 17 марта 2006 г. N 37, от 23 марта 2006 г. N 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 12 ст. 1232

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 413-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении двухсот дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 235-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 ноября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 119-ФЗ)

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2007 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Это интересно:

  • Клин городской суд Клинский городской суд Московской области Клинский городской суд Московской области распространяет свою юрисдикцию на территорию общей площадью более 200 тыс. га с численностью населения около 95 тысяч человек. Клинский городской […]
  • Пункт а статьи 18 закона гражданстве рф Пункт а статьи 18 закона гражданстве рф ст. 18 "г" Подскажите. i.e: Здравствуйте! Мои родители приехали в 1994 г. из Азербайджанской ССР, купили дом в Брянской обл. и получили вкладыш после 6 м-цев ожидания в 1995 г. (п. "г" ст. […]
  • Цели ликвидации чс Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отмечает 19 лет с момента создания Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС) была создана Постановлением […]
  • Закон о гражданстве 1991 год Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., […]
  • Обучение детей о законом Обучение детей о законом от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации С изменениями от 22.12.2008 г. Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов Образовательные учреждения совместно с […]
  • Когда приходят пособия на ребенка Сроки оформления и выплаты пособий семьям с детьми В соответствии с законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ детские пособия могут назначаться и выплачиваться гражданам при наличии соответствующих оснований в строго установленные сроки. […]