Рубрикатор

Закон: понятие, признаки, виды.

Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом процедурном порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона: принимается только органом законодательной власти или референдумом; принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса; регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения (например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.); обладает высшей юридической силой, т.е. все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить.

Именно эти признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов, придавая ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем также в строго установленном порядке.

1.По юридической силе:

конституция – это основной закон государства (республики в составе федерации). Это основополагающий, учредительный политико-правовой акт. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства;

конституционные законы – конкретизируют и дополняют конституцию (ФКЗ «О Правительстве РФ», «О Конституционном Суде РФ», «О Судебной системе РФ» и др.)

обычные законы (федеральные) – регулируют обособленные общественные отношения, издаются в форме кодексов, уставов, текущих законов. Обычные законы в свою очередь подразделяются на кодифицированные и текущие:

Кодекс–это нормативно-правовой акт, который содержит общие положения и правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения.

Текущий закон – это нормативно-правовой акт, который регулирует отдельные стороны политики, экономики, культуры.

законы субъектов федерации (республиканские) – издаются представительными органами субъектов федерации и распространяются только на территорию субъекта.

2.По сроку действия: постоянные законы; временные законы.

3.По объему и объекту регулирования: общие законы (кодексы); специальные – регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ «О милиции», «О залоге» и др.).

Все законы независимо от их вида подлежат обнародованию и опубликованию. Действует конституционное правило: неопубликованные законы не могут применяться.

4. по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.

ifreestore.net

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Закон: понятие, признаки, виды

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

  • принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
  • обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
  • регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Виды законов

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
  • об изменении статуса субъекта РФ;
  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
  • о референдуме;
  • о судебной системе;
  • о судах основного звена;
  • о Конституционном Суде РФ;
  • о Верховном Суде РФ;
  • о Высшем арбитражном суде РФ;
  • о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

Виды законов по сроку действия:

  • постоянные;
  • чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:

  • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
  • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

www.grandars.ru

Закон — понятие, основные признаки

Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Основные признаки закона:

закон представляет собой разновидность нормативно-правовых актов (в их системе есть законы и подзаконные акты) и как всякий иной нормативный акт содержит нормы права (общие правила поведения), адресованные соответствующим субъектам права;

закон принимается органом законодательной власти (высшим представительным органом государственной власти) — парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом);

закон принимается органом законодательной власти в особом процедурном порядке (стадии законотворчества), предусмотренном Конституцией и регламентом парламента (см. п.4 ст.82 Конституции Украины);

закон в системе нормативно-правовых актов (системе законодательства) обладает высшей юридической силой.

Согласно п.2 ст.8 Конституции Украины (Основного Закона Украины) — Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Высшая юридическая сила закона указывает на его верховенство в системе правовых актов, которое также предполагает, что подзаконные акты должны соответствовать законам (издаваться на основе и во исполнение законов), в случае несоответствия (или противоречия) они в установленном порядке отменяются.

закон регулирует наиболее важные (основополагающие, наиболее значимые) общественные отношения, которые составляют предмет компетенции парламента страны;

закон в системе законодательства относится к числу наиболее стабильных нормативно-правовых актов.

yurist-online.com

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Теория государства и права

Закон — нормативно-правовой акт представительного высшего органа государственной власти (или гражданского общества /непосредственно народа/), который регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни, устанавливает права и обязанности граждан, обладает высшей юридической силой и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры.

Характеристика закона как правового документа высшей юридической силы означает, что:

— закон является непререкаемым, т.е. никакой другой орган, кроме законодательного, не может его отменить либо изменить;

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 343

— все другие нормативные акты (государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций) находятся «под» законом, являются подзаконными. Они основаны на законах и не противоречат им.

1.Акт строго определенных, высших по статусу субъектов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (в Украине — Верховная Рада) или гражданского общества (непосредственно народа) (референдум);

2. Акт, который может быть только нормативным по содержанию (в отличие от акта применения норм права и акта толкования норм права);

4. Акт, принятый в строгом соответствии с конституцией и ранее принятыми законами, и не нуждающийся в дополнительном утверждении;

5. Акт, который может быть заменен, как правило, только законом и проверен на соответствие конституции только Конституционным судом;

6. Акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; все иные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

7. Акт, принятый с соблюдением особой законодательной процедуры, которая называется законодательный процесс.

lawbook.online

38. Закон: понятие, признаки, виды.

По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем: а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны. б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн. в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

4. По своему значению закон — это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право — юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

Различают законы конституционные и текущие (обыкновенные). Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

1) чрезвычайное положение;

2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;

3) изменение статуса субъекта Российской Федерации;

4) описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

5) референдум и др.

На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.

Обыкнoвeнныe зaкoны представляют собой акты текущего зaкoнoдaтeлъcтвa, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, coциaлънoй жизни общества. Oбыкнoвeнныe зaкoны по своей внутренней структуре делятся на meкyщue и кодифицированные.

Тeкyщими называют федеральные зaкoны, которые принимаются на основе и во исполнение конституции и конституционных законов. Oни регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Tипичным примером текущего нормативного акта является закон o бюджете, который действует только в течение определенного года.

В особый вид выделяют также кодифицированные зaкoны — это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. K ним относятся Ocнoвы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства (гражданский, уголовный, гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и т.д.). Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.

scicenter.online

Это интересно:

  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Правила предоставления отпусков сотрудникам 35. Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков В соответствии со ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Федеральный закон о страховании вкладов физических лиц 2018 Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» РФ 2018 года (N 177-ФЗ (редакция 2018)) Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» - N 177-ФЗ - […]