Оглавление:

Полиция РФ: задачи, организация, полномочия

Полиция РФ — предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Основные направления деятельности:

1. защита личности, общества и государства от противоправных посягательств

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных нарушений

3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам

5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний

6. обеспечение правопорядка в общественных местах

7. обеспечение безопасности дорожного движения

8. контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия

9. контроль за соблюдением законодательства РФ в частной детективной и охранной деятельности

10. охрана имущества и объектов, в том числе и на договорной основе

11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников судопроизводства, судей, прокуроров

12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности

13. По решению Президента РФ все сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Полиция является частью единой централизованной системы органов исполнительной власти в области внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляет в пределах своих полномочий руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.

nstuleaks.org

Полиция, ее структура и полномочия

Главной и неотъемлемой частью ОВД является полиция, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция представляет собой не обособленный орган, а совокупность структурных подразделений ОВД, на которые актами Президента РФ возложены полицейские функции (Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», примечание к Структуре Центрального аппарата МВД России, утвержденной Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»). Основные направления деятельности, обязанности и права полиции определены Законом о полиции (ст. 2):

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности..

В области борьбы с преступностью и административными правонарушениями полиция обязана: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, осуществлять розыск лиц, совершивших преступления, устанавливать имущество, подлежащее конфискации и выполнять другие предусмотренные законодательством функции.

Важнейшей обязанностью полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; спасение людей и оказание им первой медицинской помощи; охрана по договорам имущества граждан и юридических лиц.

Полиция обязана оказывать помощь другим органам власти в осуществлении ими своих функций. На нее, в частности, возложена обязанность исполнять решения суда (судьи) об административном аресте; охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу, в ИВС; участвовать в обеспечении режима чрезвычайного положения и в зоне проведения контртеррористической операции, применять меры безопасности в отношении судей, должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также их близких; участвовать в пределах своей компетенции в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации, осуществлять другие функции.

Для выполнения своих обязанностей полиция вправе: проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на полицию.

Пресекая совершаемое преступление, полиция вправе задерживать подозреваемых в его совершении, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Одним из условий несения службы полиции является предоставленное ей право использовать в случае служебной необходимости транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан; средства связи, принадлежащие организациям, общественным объединениям и гражданам; возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда.

Полиция наделена правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на условиях и в пределах, предусмотренных ст. 18–24 Закона о полиции, ст. 43–47 Закона о содержании под стражей подозреваемых и др.

Прием на службу и увольнение, а также прохождение службы сотрудниками полиции регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-Φ3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На службу в полицию принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям, установленным указанным Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Φ3 «О противодействии коррупции» и ст. 17,18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими антикоррупционными законами, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудником полиции обязанностей по осуществлению ОРД.

Усиливая требования к полиции в части обеспечения общественного порядка и безопасности личности, оказания физическим и юридическим лицам помощи в защите их прав и интересов, законодатель одновременно повышает требования к лицам, изъявившим желание служить в полиции.

Согласно ч. 3 ст. 35 Закона о полиции гражданин не может быть принят на службу в полицию в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством РФ перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, а также если он:

а) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации па территории иностранного государства;

б) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

в) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

г) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции Законом о полиции и другими федеральным и законами.

В рамках реформы ОВД существенно повышен уровень социальных гарантий полицейских и сотрудников системы МВД России. Специально посвященным этому вопросу Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены порядок и условия установления сотрудникам ОВД денежного довольствия, пособий и других денежных выплат в связи с прохождением службы в ОВД и увольнением со службы; выплат для приобретения или строительства жилого помещения или предоставления жилого помещения в собственность или по договору социального найма; осуществления медицинского и санаторно-курортного обслуживания; меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей и т.д.

Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений МВД России по субъектам РФ, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Назначение на иные должности в системе МВД России, замещение которых предусмотрено лицами высшего начальствующего состава ОВД, и освобождение от этих должностей также осуществляются Президентом РФ.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяется Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции». В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности [1] , оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД РФ;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

  • [1] В учебнике сохранено ранее принятое правописание слова «оперативно-розыскная», в отличие от ныне принятого в Законе о полиции и других нормативных актах, принятых в развитие этого Закона, – «оперативно-разыскная».

studme.org

Нужны ли российской полиции полномочия «как в США»?

Полномочия полиции – вещь неоднозначная. Вроде постоянно идут рассказы о том, что полиция в России абсолютно беспомощна и беззащитна, а полицейский, даже если его ножом резать будут, не выстрелит. Дескать, сядет он на скамейку подсудимых после этого и ощутит все прелести жизни вне воли. Рассуждения эти проявляются не просто так: в интернете часто всплывают видео, где на сотрудников полиции нападают не совсем адекватные граждане, а правоохранители нелепо пытаются отбиваться. Итогом подобных рассуждений становятся мысли, что у нас надо бы полиции дать полномочия «как в США», чтобы могли на месте расстреливать тех, кто хотя бы отдаленно показался опасным для жизни сотрудника правоохранительных органов.

Небольшие отличия систем

Во-вторых, полицейские имеют намного больше прав, по сравнению с рядовыми гражданами, но и имеют намного больше обязанностей и ответственности. Только в США это работает, а в России нет. Так, например, пытки по отношению к задержанным в российской полиции фактически стали обыденным явлением, а «справедливого» наказания к людям системы гражданам приходится добиваться порой не один год.

В-третьих, полицейские в США проходят жесточайший отбор, включающий полицейскую академию, обучение в которой длится полгода, где выбывают все недостаточно физически, морально или умственно развитые. В России такого отбора нет, если молодой человек служил в армии, со здоровьем все неплохо и есть хотя бы среднее образование – двери открыты (пусть и на низшие должности, но именно они-то и работают чаще всего на «земле»).

В-четвертых, полицейских в США примерно в 2,5 раза меньше на душу населения, чем в РФ. Соответственно, даже если убрать более жесткий отбор кандидатов, то вероятность того, что в полицию попадет психически больной человек, намного меньше чисто статистически.

В-пятых, первостепенной задачей полиции является не поиск виновного в нарушении закона, а профилактика преступлений. При этом в РФ происходит 8,7 убийств на 100 тысяч жителей, тогда как в США этот показатель составляет 4,7 и это несмотря на то, что в РФ полицейских больше в 2,5 раза. В этот список ещё стоит добавить страну, где не легализовано оружие. В Великобритании данный показатель ещё ниже, чем в США, и он составляет 1,2 убийства на 100 тысяч жителей. Даже сравнение с этими странами приводит к выводам, что в РФ полицейские абсолютно не справляются с задачей профилактики преступлений.

В-шестых, в США есть ряд Конституционных поправок, которые гарантируют гражданам их права. Например, четвертая поправка гарантирует запрет на произведение обысков. И полицейские, если не дать своего согласия на обыск, должны будут получить ордер в суде, для чего придется доказать судье обоснованность данной процедуры.
В России Конституция также устанавливает право граждан на неприкосновенность частной жизни. Только это же право ограничено федеральным законом. И любой полицейский, если ему того захочется (чаще всего это делается, чтобы показать свою власть), может придумать тысячу причин, почему ему нужно досмотреть транспортное средство конкретного гражданина.
Соответственно, можно говорить, что в ряде случаев полномочия российских полицейских шире, чем полномочия их коллег из США.

В-седьмых, и самое главное. В США разрешена продажа оружия. Только в двух штатах (Висконсин и Иллинойс) получить разрешение гражданину не представляется возможным. А в 34 штатах лицензия на оружие выдается любому законопослушному гражданину (в остальных она выдается на усмотрение властей). Соответственно, отсюда можно понять, почему полицейские в Америке действуют порой слишком жестко, ведь всегда есть вероятность того, что у подозреваемого за пазухой оружие. Ни в одной другой стране мира население так сильно не милитаризировано, поэтому пытаться сравнивать ситуацию в Америке и ситуацию в других странах будет не корректно.
По этому критерию полицию в РФ стоит сравнивать с полициями других стран, где оружие не легализовано. Например, в Великобритании с 1920 года в перестрелках с полицией были убиты 51 человек. За 2013 год в Финляндии полицейские выстрелили шесть раз (хотя в Финляндии и разрешено оружие, но выдается оно только для охоты или коллекционирования, а не для самообороны).
Подобных официальных данных в России нет. В ИВС и СИЗО за 2015 год умерло почти 200 человек. Указывается также, что при задержании умерло 75 человек. По сравнению с США – мелочь, по сравнению с Великобританией – едва ли не массовые расстрелы.

Подводя итог можно заметить, что полиция США является сложившейся структурой со своими правилами, тщательным отбором кандидатов и развитой системой традиций.
В России же полиция не имеет никакого стержня и постоянного вектора развития. С приходом разных людей во власть полицию пытаются реорганизовать по-новому, и постоянства добиться не удается. К тому же крайне низкий уровень подготовки кадров и отсутствие тщательного отбора ведут к увеличению неэффективности данной структуры. Так, например, большую часть протоколов о нарушении правил дорожного движения, составленных сотрудниками ГИБДД можно отменять по процессуальным основаниям (не разъяснены права до начала всех действий, не заполнены все графы, появляющиеся понятые после процедуры и так далее и тому подобное). И это сотрудники ГИБДД, где почти все имеют высшее образование и являются офицерами. В то же время, на «земле» в ППС берут людей с оконченным среднем образованием, сложно представить, какие протоколы смогут заполнить они. И если судьи не закрывали бы глаза на процессуальные недостатки протоколов, а отменяли бы их, то огромная доля нарушителей закона смогла бы избежать наказания. И этим людям кто-то хочет дать право стрелять в граждан?

Из вышесказанного следует, что либо нужно создавать систему государственного устройства как в США (включая расширение прав граждан в сфере оружия), либо брать пример с той же Великобритании. В противном случае, крайне маловероятно, что выйдет что-то положительное.

jusnaturale.ru

Полиция Российской Федерации: состав и полномочия

Реализация принципа общественного доверия и поддержки граждан в деятельности полиции в Российской Федерации.

В девятой статье федерального закона № 03-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» впервые в истории отечественного законотворчества раскрывается содержание такой новеллы как принцип деятельности полицейских структур, основанный на общественном доверии и поддержке граждан. В предыдущем Законе о милиции 1991 года, был закреплён лишь близкий принцип, в соответствии с которым строилась деятельность милиции – принцип гуманизма.

Содержание принципа общественного доверия в работе российской полиции

В вышеуказанной статье закона о полиции указано, что полиция, осуществляя свою деятельность должна стремиться обеспечить доверие со стороны всего российского общества к себе и заручиться поддержкой граждан. Для этого необходимо, чтобы все действия сотрудников полиции в процессе осуществления ими своих должностных обязанностей были бы полностью обоснованными, законными и понятными для людей.

Немаловажно, что именно на полицейские структуры возложена обязанность в случаях нарушения самими полицейскими прав граждан или организаций принимать все возможные меры в рамках своих полномочий и компетенций для незамедлительного восстановления этих прав. При возникновении подобных нарушений, полицейские сами должны принести извинения человеку или организации, права которых были нарушены, учитывая при этом пожелания гражданина.

Устанавливается обязанность публичного опровержения сведений, которые порочат честное имя, достоинство или деловую репутацию человека, в случаях, если они были разглашены сотрудниками полиции. В этом случае основанием для опровержения будет не только решение суда о признании подобных сведений не соответствующих действительности, как это было ранее, но и решение следователей, органа дознания или полиции.

Реализация принципа поддержки гражданами работы полиции

Механизм реализации принципа общественного доверия и поддержи со стороны граждан работы полиции можно обозначить следующими мероприятиями, возложенными законом на российские подразделения внутренних дел.

Во-первых, МВД России, как федеральный исполнительный орган власти, обязано на постоянной основе проводить мониторинг общественного мнения о работе полиции, а также проводить мониторинги различного уровня взаимодействия полиции с общественными организациями, политическими партиями, религиозными концессиями и т.д. Результаты этих исследований, по рекомендации законодателей, должны регулярно доводиться до сведения не только федеральных и муниципальных органов власти, но и до широкого круга граждан через средства массовой информации или посредством сети Интернет.

Во-вторых, законодательно закреплено, что основным критериев оценки деятельности и выполнения функциональных обязанностей полицией является общественное мнение.

В-третьих, для создания и укрепления связей полиции с различными организациями, при федеральном органе внутренних дел (МВД России) и при всех территориальных органах (ГУ(У) МВД России) формируются Общественные советы.

В-четвёртых, одним из немаловажных факторов, направленных на повышение общественного доверия и поддержки населения, является закрепление в законе целого комплекса антикоррупционных мер и ужесточение требований, предъявляемых к кандидатам на службу в полиции.

Общественные советы как основной элемент реализации принципа общественного доверия к полиции

Создаваемые повсеместно Общественные советы при территориальных и муниципальных отделах полиции, обязаны обеспечить согласованное взаимодействие и защитить интересы граждан страны, властных структур различного уровня, общественных, правозащитных, религиозных организаций при решении вопросов, связанных с деятельностью полиции.

Законодателями определены основные направления работы Общественных советов:

1. Вовлечение широкого круга граждан и различных общественных образований в реализацию государственной политики в области охраны общественного правопорядка, для эффективного обеспечения безопасности государства и общества, для активного противодействия преступности;

2. Активное участие Общественных советов всех уровней в разработке и обсуждении законопроектов, концепций и программ, связанных с решением важнейших вопросов, возникающих в работе полиции;

3. Общественные советы вправе проводить различные экспертизы законопроектов и других нормативных и правовых актов, связанных или влияющих на работу полиции;

4. В СМИ Советы имеют право открыто и без каких-либо ограничений, обсуждать все вопросы, касающиеся деятельности полиции.

5. Самым важным направлением работы следует считать возможность осуществления общественного контроля за деятельностью сотрудников полиции.

Формирование Общественных советов должно проходить исключительно на основе добровольного участия граждан РФ, в них так же могут входить представители общественных организаций. Правила и порядок создания и работы Общественных советов при полиции законодателем отнесён к полномочиям Президента РФ. Весной 2011 года Президентом был подписан Указ «Об общественных советах при МВД РФ и его территориальных органах». В нём закреплён правовой статус общественных советов при полиции, как совещательного органа, решения которого будут носить рекомендательный характер.

Проблема обеспечения доверия со стороны российского общества и поддержка гражданами правоохранительной деятельности полиции, как основы всех органов внутренних дел страны, продолжает оставаться актуальной и на современном этапе развития и реформирования правоохранительной системы России. В сложившихся условиях прогрессивно развивающегося общества, в условиях образования правового государства, в своей повседневной работе полиция должна опираться на такой основополагающий и базовый принцип, как открытость. И именно Общественные советы, которые созданы и эффективно работают при всех территориальных органах МВД, делают работу полиции открытой и понятной для широких слоёв населения, помогают обеспечивать охрану общественной безопасности и выполнять служебные обязанности всем сотрудникам правоохранительной системы в каждом городе и районе. Именно помощь со стороны населения позволит построить наиболее эффективную и работоспособную систему по охране общественного порядка и противодействия преступности.

Тесное и плодотворное взаимодействие, партнёрские взаимные открытые отношения полиции со средствами массовой информации, различными институтами гражданского общества, со всеми гражданами, сознание на всех уровнях Общественных советов, несомненно, приведёт к формированию атмосферы доверия к работе полиции со стороны самых широких слоёв населения. Позволит в короткие сроки сформировать позитивное общественное мнение и позитивный образ сотрудника полиции, что в итоге приведёт к повышению уровня оперативно-служебной деятельности полиции и органов внутренних дел в целом и повысит престиж службы в полиции.

Полиция Российской Федерации: состав и полномочия.

Полиция является основополагающей частью единой унитарной системы МВД РФ. В соответствии с российским законодательством, полиция включена в систему органов внутренних дел и представляет собой исполнительную власть. Общее руководство работой полиции, в рамках своих компетенций, осуществляют Президент России самостоятельно или через профильного министра, руководство органов МВД на определённых территориях и начальники различных подразделений полиции. Именно эти должностные лица несут ответственность за исполнение возложенных законом на полицию обязанностей.

Задачи российской полиции

Задачи полиции как органа государственной исполнительной власти определены в федеральном законе «О полиции». В соответствии со статьями третьей главы этого закона, основное предназначение полиции в нашей стране – это охрана и защита всех конституционных прав и свобод, защита жизни и здоровья граждан, их имущества; противодействие всем видам преступности; защита интересов государства и общества от преступных посягательств; защита общественной безопасности и охрана общественного правопорядка. Для этого полиция наделяется правом применения определённых принудительных мер в пределах, определённых федеральным законодательством.

Федеральным законом определены основные задачи и обязанности, возложенные на полицию. К ним можно отнести: обеспечение условий безопасной жизнедеятельности граждан; предупреждение и пресечение преступлений уголовного права и правонарушений административного характера; выявление и раскрытие преступных деяний; охрана и обеспечение общественной безопасности; защита всех форм собственности и имущества; оказание содействия гражданам в защите их законных прав и свобод.

Структура полиции в системе МВД России

Единая централизованная система органов внутренних дел состоит из: территориальных подразделений МВД, в том числе и полиции; внутренних войск; специальных структур, осуществляющих полномочия и решающих некоторые задачи, возложенные законодательством на МВД РФ.

В этой системе можно выделить следующие видовые подразделения:

1. Российское Министерство внутренних дел – централизованный федеральный управленческий орган, подчинённый непосредственно напрямую Президенту РФ и осуществляющий общее руководство всеми нижестоящими структурными подразделениями;

2. Подразделения Министерства – это департаменты, главные управления и управления, непосредственно осуществляющие руководство нижестоящими подразделениями в пределах своих функциональных полномочий и обязанностей;

3. Отделы МВД РФ, являющиеся основными руководящими территориальными подразделениями и обеспечивающие соблюдение законности и правопорядка в пределах своих компетенций на конкретной административной территории;

4. Отделы (отделения) полиции – это отдельные территориальные небольшие по своему численному составу подразделения в составе отделов, управлений (главных управлений) МВД РФ;

5. Кроме этих основных структурных подразделений, в составе полиции находятся Государственная автомобильная инспекция (ГАИ, ГИБДД), участковые уполномоченные полиции, спецотряды быстрого реагирования (СОБРы), отряды особого назначения (ОМОНы), экологические отделы полиции в некоторых регионах страны.

Все эти полицейские подразделения осуществляют свою работу в непосредственном контакте с исполнительными органами федерального уровня, органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и различными общественными организациями (объединениями). Практически при всех подразделениях МВД РФ на местах действуют общественные советы, которые формируются и функционируют в порядке, устанавливаемом Президентом России.

Полномочия и обязанности полиции в современной России

Основными полномочиями и главными направлениями деятельности российской полиции являются:

— защита человека и личности, охрана общественных отношений и интересов государства от противозаконных посягательств;

— своевременное выявление и качественное раскрытие преступлений, работа в рамках дознания по уголовному или административному делу;

— розыск лиц, причастных к совершению противоправных деяний;

— профилактика, предупреждение и пресечение любых правонарушений;

— производство по делам об административных правонарушениях и исполнение по наказаниям;

— обеспечение правого порядка на улицах и общественных местах;

— контролирование соблюдения нормативного законодательства, связанного с оборотом оружия, с детективной деятельностью и частной охранной деятельностью;

— обеспечение безопасного движения на дорогах;

— защита от имени государства участников судопроизводства и т.д.

Законодательством на полицию возложены такие обязанности как:

1) принимать заявления о готовящихся или уже произошедших уголовных преступлениях, об административных нарушениях, о различных происшествиях и регистрировать их;

2) своевременно прибывать на место совершения преступления, правонарушения (место происшествия), производить документирование всех обстоятельств произошедшего, обеспечивать сохранность следов и улик совершения преступления или правонарушения, по обстановке пресекать на месте возможные противозаконные деяния и угрозы безопасности;

3) оказывать всевозможную помощь пострадавшим гражданам и лицам, которые находятся в угрожающем для их здоровья или жизни состоянии;

4) определять причины и источники правонарушений, принимать различные меры по их устранению, активно участвовать в профилактике и пропаганде нормативно-правовых познаний;

5) обеспечивать безопасное состояние людей и охранять общественный порядок на улицах, общественных местах и местах проведения мероприятий с большим скоплением людей;

6) принимать своевременные меры по спасению людей при чрезвычайных ситуациях, содействовать в работе спасательных служб;

7) в чётком соответствии с нормами УПК РФ, возбуждать, находящиеся в их подследственности, уголовные дела, проводить по ним дознание или все необходимые следственные действия в рамках предварительного расследования;

8) в рамках своих компетенций исполнять решения суда (судьи), выполнять поручения следователей, органов дознания, самостоятельно проводить розыскные мероприятия, задерживать подозреваемых и обвиняемых;

9) осуществлять розыскную и оперативную деятельность для своевременного выявления, раскрытия и пресечения любых противоправных деяний, их предупреждения;

10) пресекать правонарушения и осуществлять производство по административным делам в рамках Кодекса об административных правонарушениях РФ;

11)производить розыскные мероприятия в отношении граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений или правонарушений.

Российская Конституция закрепляет за государством обязанность по защите прав и свобод любого гражданина и человека. В решении этой задачи государства главная роль отводится всем структурам МВД и, в том числе и полиции. Среди основных задач, возложенных законодателями на полицию в современной России, можно выделить такие как: защита жизни граждан, их прав и свобод; противодействие преступности; защита государства и граждан от любых противоправных посягательств; обеспечение и охрана общественной безопасности и правопорядка; оказание содействия в функционировании государственных и муниципальных органов власти любого уровня, оказание помощи в работе различных общественных организаций. Правовые полномочия полиции могут быть реализованы только в границах и рамках ее предназначения. Возложенные законами на неё задачи, полиция может реализовать только путем осуществления ею законной и правомерной деятельности.

crime-technology.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]