Полномочия органов управления образовательной организацией

Управление в Учреждении осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (пункт 2 статья 26 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ):

Единоличный исполнительный орган — заведующий Учреждения. К компетенции заведующего относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения. Заведующий выполняет функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Учреждения на основе законодательства Российской Федерации в соответствии с уставом Учреждения.

Коллегиальные органы управления:

1.Общее собрание работников,

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом Учреждения в соответствии с действующим законодательством.

Копии положений коллегиальных органов управления:

Положение об общем собрании работников. Принято на общем собрании работников — протокол №2 от 27.01.2016г. Утверждено приказом №15 от 29.01.2016г.

Общее собрание работников представляет полномочия работников Учреждения, которое возглавляется председателем общего собрания работников. Решения общего собрания ракботников принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством обязательны для исполнения администрацией и всеми работниками Учреждения.

Положение о педагогическом совете. Принято педагогическим советом №1 от 31.08.2016, с учетом мнения совета родителей, утверждено приказом № 135 от 01.09.2016г.

Скачать документ в формате PDF (531.73КБ)

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган управления педагогической деятельностью Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, повышения мастерства педагогических работников, объединяющий педагогов Учреждения. Решение, принятое педагогическим советом и не противоречащее законодательству Российской Федерации, уставу Учреждения, является обязательным для исполнения всеми педагогами Учреждения.

Положение о совете Учреждения. Принято советом учреждения-протокол № 2 от 21.01.2016, утверждено приказом № 15 от 29.01.2016г.

Совет Учреждения постоянно действующий коллегиальный орган управления, созданный с целью расширения коллегиальных, демократических форм управления в решении вопросов организации образовательной деятельности; взаимодействия родительской общественности и Учреждения.

В целях учёта мнения родителей (законных представителей) воспитанников при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и интересы, в Учреждении создан совет родителей (законных представителей) воспитанников.

Положение о совете родителей (законных представителей) воспитанников. Принято советом учреждения — протокол № 2 от 21.01.2016г. с учетом мнения совета родителей, утверждено приказом заведующего » 15 от 29.01.2016г.

Скачать документ в формате PDF (228.27КБ)

В Учреждении действует представительный орган работников: комитет профессионального союза работников образования. Председатель профсоюзного комитета Учреждения Орешкина И.А., учитель-логопед.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» г. Черногорска.

Адрес: г. Черногорск, пр. Космонавтов, 25А, телефон: 8 (39031) 6-08-19, Е- mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата последнего обновления сайта: 06. 08. 2018

www.teremok19.ru

Юрист сферы образования

Сайт Вихарева Александра

Коллегиальные органы управления в образовательной организации

Законом предусмотрены два обязательных коллегиальных органа управлением образовательным учреждением (часть 4 ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
1) общее собрание (конференция) работников (в конференции, в отличие от общего собрания, участвуют не все работники, а только выбранные представители);
2) педагогический совет.

Для автономных образовательных учреждений предусмотрен ещё один обязательный орган управления — наблюдательный совет (ст. 8 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Другие органы управления (попечительский совет, управляющий совет и т.д.) могут создаваться по мере необходимости.

Сведения и об обязательных и о факультативных органах управления должны быть внесены в устав образовательной организации. И в первую очередь нужно обратить внимание на то, что с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании) исчезла категория «органы самоуправления» — в уставе, в коллективном договоре, во всех локальных актах этот термин нужно заменить на термин «коллегиальные органы управления». Дело не только в наименовании. Решения коллегиального органа управления, в отличие от решений органов самоуправления, не требуют утверждения руководителем и действуют непосредственно, т.е. без издания специального приказа.

Пример. К компетенции педагогического совета отнесено формирование состава методического совета школы. В этом случае издание директором школы приказа об утверждении состава методического совета нужно рассматривать как выход за пределы должностных полномочий, а сам приказ является недействительным.

Необходимо отметить, что в «новых» уставах акцент в регламентации смещён с организации образовательного процесса на организацию управления. Если в «старых» уставах прописывали только порядок формирования и компетенцию органов управления, то сейчас дополнительно необходимо зафиксировать их структуру, срок полномочий, порядок принятия решений и порядок выступления от имени образовательной организации.

Например, структуру можно представить так: председатель, секретарь, члены совета (перечисления типа «учителя, социальные педагоги, педагог-психолог» является не структурой, а составом коллегиального органа управления); срок полномочий — «действует бессрочно».

В связи с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает участие родителей в принятии решений, влияющих на образовательный процесс (например, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, выбор учебных предметов), то в школах целесообразно создавать органы управления, в состав которых входят законные представители обучающихся.

В многих образовательных учреждениях издавна существует родительский комитет. Если он по своей сути является коллегиальным органом управления, то его статус необходимо зафиксировать в уставе. Если же родительский комитет играет роль совещательного органа, то в соответствии с частью 6 ст. 26 Закона об образовании он должен именоваться советом родителей. Таким образом, теоретически в образовательном учреждении могут одновременно функционировать два органа: (1) родительский комитет (является коллегиальным органом управления) и (2) совет родителей (является совещательным органом). Закон об образовании предполагает учёт мнения совета родителей при выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося, а также при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих требования к одежде обучающихся, порядок создания и деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации.

alvih.ru

Полномочия органов управления образовательной организацией

Старый Закон РФ «Об образовании» устанавливал, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. В качестве форм самоуправления Закон называл совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы (п. 2 ст. 35).

Федеральный закон № 273-ФЗ указывает, что управление образовательной организацией, независимо от формы собственности, осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ч. 2 ст. 26). При этом сложившиеся на практике согласно Закону РФ «Об образовании» органы самоуправления новый Федеральный закон № 273-ФЗ именует коллегиальными органами управления (ч. 4 ст. 26).

С формально-правовой стороны органы самоуправления и не могли рассматриваться как органы, наделенные управленческими полномочиями, в силу правовой природы самоуправления. Трансформация статуса этих органов в коллегиальные органы управления существенно обновляет всю систему управления образовательной организацией.

Федеральный закон № 273-ФЗ определяет, какие из коллегиальных органов управления создаются в обязательном порядке, а какие – согласно уставу образовательной организации. К первым относятся общее собрание (конференция) работников (либо работников и обучающихся), педагогический (ученый) совет, ко вторым – попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие органы (ч. 4 ст. 26).

Все вопросы создания и деятельности коллегиальных органов управления, в т.ч. наличие права на принятие управленческих решений должны быть урегулированы уставом образовательной организации в соответствии с законодательством РФ. Принципиально новым полномочием данных органов является возможность выступления от имени образовательной организации. Таким полномочием ранее был наделен только ее руководитель.

Наряду с коллегиальными органами управления Федеральный закон № 273-ФЗ указывает на возможность создания по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников советов обучающихся, советов родителей, представительных органов работников. Такие органы создаются в целях учета мнения указанных лиц по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы этих лиц (ч. 6 ст. 26). Порядок учета мнения этих органов законом не установлен, следовательно, он должен быть определен уставом организации. При этом сам состав и порядок работы таких органов регламентируются не уставом и локальными нормативными актами образовательной организации, а внутренними положениями и иными документами таких представительных органов.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Статья 26. Управление образовательной организацией

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Комментарий к Ст. 26 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья посвящена вопросам управления образовательной организацией. Стоит отметить, что соответствующие положения уже известны образовательному законодательству, и содержались в Законе об образовании (ст. 23, 36) и в Законе о высшем образовании (ст. 12).

В рамках комментируемой статьи обозначенные положения образовательных законов обобщены и содержательно переработаны с учетом существующей практики организации управления образованием на локальном уровне.

Закон воспроизвел традиционные для образовательной сферы принципы управления образовательной организацией (характерные, прежде всего для высших учебных заведений), каковым относятся единоначалие и коллегиальность. Самоуправление как принцип характерен для общеобразовательных организаций, и реализуется в связке с принципом единоначалия.

Сообразно обозначенным особенностям формируются органы управления в образовательных организациях, которые отличаются по своему статусу и роли в обеспечении управленческих задач. Как правило, критерием отличия выступает тип образовательной организации, определяющий круг возлагаемых на организацию задач в рамках выполнения образовательной функции.

Принцип единоначалия реализуется администраций — единоличным органом (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), непосредственно управляющей образовательной организацией. В свою очередь принципы коллегиальности выражающие демократические начала в управлении призваны осуществлять общее собрание (конференция) работников, ученый (педагогический) совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и т.п.

Отдельные функции (не связанные с вопросами организации исполнения публичной образовательной функции) по управлению образовательной организацией могут быть возложены на органы самоуправления, к которым относятся советы обучающихся (студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и другие органы.

Для легализации создания и функционирования органов управления требуется, чтобы они были предусмотрены Уставом образовательной организации. Свою деятельность они осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом образовательной организации и положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном уставом образовательной организации.

zakonobobrazovanii.ru

Полномочия органов управления образовательной организацией

Комментарий к статье 26

Управление образовательной организацией представляет собой процесс сознательного целенаправленного воздействия учредителя, руководителя, иных органов управления и органов самоуправления образовательной организации на деятельность такой организации с целью достижения образовательной организацией результатов, определенных законодательством об образовании и ее уставом.

Управление образовательной организацией выстраивается в соответствии с закрепленными в ст. 3 комментируемого Закона принципами:

— автономии образовательных организаций (п. 9 ч. 1);

— демократического характера управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; (п. 10 ч. 1).

В комментируемой статье установлено, что управление образовательной организацией осуществляется в соответствии правилами, установленными законодательством Российской Федерации. Эти правила содержатся в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе «О некоммерческих организациях», Бюджетном кодексе РФ и др.

Правила, которыми регулируется система управления любого юридического лица, включая некоммерческую организацию (lex generalis), применительно к образовательной организации могут быть уточнены предписаниями, содержащимися в законодательстве об образовании (lex specialis), в том числе в комментируемой статье.

Эти правила могут получить развитие в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных актах, принятых в соответствии с установленным распределением полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями нормативно-правового регулирования.

Важным элементом механизма правового регулирования управления образовательной организацией являются устав и локальные акты, принятые в рамках установленных полномочий самой образовательной организацией.

В основе управления образовательной организацией лежит принцип сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоначалие представляет собой такую форму организации управления, при которой во главе организации (ее структурного подразделения) стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения. Принцип единоначалия управления реализуется через деятельность руководителя образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации в соответствии с полномочиями, закрепленными в актах законодательства об образовании, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных актах, а также в уставе и локальных нормативных актах самой образовательной организации.

Единоличный руководитель образовательной организации в зависимости от ее типа, культурно-исторических традиций и т.д. может называться по-разному: директор, заведующий, ректор, начальник и т.д.

Единоначалие создает возможность более оперативного принятия управленческих решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в высшем учебном заведении.

Основы правового статуса руководителя образовательной организации закреплены в ст. 51 комментируемой Законе. Так, например, установлено, что руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации может избираться общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации или может назначаться учредителем образовательной организации. В отдельных случаях он назначается Президентом РФ (ректор МГУ, ректор СПбГУ) или Правительством РФ (ректоры федеральных университетов).

Требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации установлены в ст. 51 комментируемого Закона.

Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка могут устанавливаться иными федеральными законами.

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством (ч. 10 ст. 51 комментируемого Закона).

В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента. Лицо, замещающее должность президента университета, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения.

Президент участвует в разработке концепции развития университета, представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами и общественными организациями, участвует в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. При этом непосредственное управление университетом остается за ректором.

Единоначалие в управлении образовательной организацией, как уже отмечалось, сочетается с принципом коллегиальности, позволяющим при обсуждении вопросов, стоящих на повестке дня, выявлять и учитывать общественное мнение (мнение отдельных социальных групп и т.д.), аккумулировать знания и коллективный опыт.

В образовательной организации формируются различные коллегиальные органы управления.

Коллегиальные органы управления могут быть:

а) обязательными — создаются в каждой образовательной организации: общее собрание (конференция) работников (работников и обучающихся) образовательной организации, педагогический (ученый) совет;

б) факультативными — создаются не во всех образовательных организациях, их формирование предусматривается, как правило, уставом соответствующей образовательной организации: попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и т.д.

Среди коллегиальных органов управления образовательными организациями можно выделить:

а) постоянно действующие коллегиальные органы управления — педагогический совет, ученый совет и т.д.;

б) коллегиальные органы управления, созываемые нерегулярно — ad hoc, по мере необходимости, но не реже одного раза в год (одного раза в пять лет) и т.д.

Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении образовательной организацией проявляется, прежде всего, во взаимодействии руководителя образовательной организации и коллегиальных органов управления этой организации — директора школа и педагогического совета, ректора и ученого совета университета, декана и ученого совета факультета и т.д.

Законодательство (об образовании, трудовое и т.д.) определяет наиболее важные общие положения, регулирующие статус органов управления образовательной организацией. Детально же все вопросы, связанные с органами управления конкретной образовательной организации, урегулированы в уставе и локальных нормативных актах образовательной организации.

В уставе образовательной организации, в соответствии с ч. 2 ст. 25 комментируемого Закона, обязательно должна содержаться информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядке их формирования и сроках полномочий.

Общее собрание (конференция) работников (работников и обучающихся) представляет собой основную форму непосредственного участия работников образовательной организации в ее управлении. Деятельность общего собрания регулируется нормами устава и (или) принимаемого в этих целях локального акта — положения об общем собрании (конференции).

В состав общего собрания входят все работники образовательной организации. Для образовательных организаций с большой численностью работников вместо общего собрания созывается конференция, на которую избираются делегаты в соответствии с правилами, закрепленными в уставе образовательной организации. Так, например, в Уставе НИУ «Высшая школа экономика» (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 ) установлено (п. 57), что процедура и порядок избрания делегатов на конференцию, нормы представительства всех категорий работников и обучающихся университета, а также сроки и порядок созыва и работы конференции определяются ученым советом с учетом предложений всех категорий работников и обучающихся. При этом представительство научно-педагогических работников должно составлять не менее 70% общего числа делегатов, членов ученого совета — не более 50% общего числа делегатов конференции.

СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

В профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования в состав общего собрания входят не только работники, но и обучающиеся, что находит свое отражение в самом названии этого коллегиального органа управления.

Полномочия общего собрания (конференции), порядок его формирования, регламент работы, порядок принятия решения и т.д. образовательная организация устанавливает в своем уставе самостоятельно в соответствии с принципом автономии образовательной организации.

Одно из полномочий общего собрания (конференции) закреплено в ч. 1 ст. 51 комментируемого Закона: на общем собрании (конференции) работников (работников и обучающихся) избирается руководитель образовательной организации.

К иным полномочиям, закрепленным уставом и локальными актами, могут относиться вопросы:

— принятия устава образовательной организации, внесения в него изменений и дополнений;

— обсуждение и принятие плана развития образовательной организации;

— участия в разработке и принятии коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принятия решения о заключении коллективного договора;

— формирования первичной профсоюзной организации работников образовательной организации;

— определения перечня и порядка предоставления работникам социальных льгот из фондов трудового коллектива;

— избрания комиссии по трудовым спорам, комиссии по установлению доплат, надбавок и материальному стимулированию;

— выдвижения требований к работодателю по поводу заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашений по социально-трудовым вопросам;

— заслушивания отчетов руководителя образовательной организации о выполнении задач основной уставной деятельности;

— разрешения конфликтных ситуаций между работниками и администрацией;

— принятия решений по вопросам, не отнесенным действующим законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции других органов.

На рассмотрение общего собрания (конференции) могут выноситься вопросы по инициативе работников образовательной организации, профсоюзной организации, администрации, либо по совместной инициативе профсоюзной организации и администрации.

Собирается общее собрание (конференция) по мере необходимости, но, не реже указанной в уставе периодичности (не реже одного раза в год, не реже одного раза в пять лет и т.д.).

Председателем общего собрания (конференции) может быть ex officio руководитель образовательной организации, а может и иное лицо, избираемое участниками общего собрания (конференции), как правило, простым большинством голосов делегатов конференции.

Общее собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей списочного состава работников образовательной организации.

Решение общего собрания (конференции) считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих работников.

Форма голосования (открытое или тайное голосование) определяется участниками общего собрания (делегатами конференции), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Решения общего собрания (конференции), принятые в пределах его компетенции и не противоречащие действующему законодательству и уставу образовательной организации, являются рекомендательными для администрации и всех работников образовательной организации.

Решения общего собрания (конференции), утвержденные приказом руководителя образовательной организации, становятся обязательными для исполнения.

Педагогический совет представляет собой постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы общеобразовательной организации и профессиональной образовательной организации. Его деятельность определяется уставом и положением о педагогическом совете, принимаемым в форме локального нормативного акта.

В состав педагогического совета входят руководитель образовательной организации (директор школы и т.д.), его заместители, учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекари, председатель родительского комитета, представитель учредителя и др.

Направлениями деятельности педагогического совета являются:

— обсуждение учебных планов, программ, учебников, форм и методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации, принятие решений по обсуждаемым вопросам;

— организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, освоению новых педагогических технологий, распространению передового опыта;

— принятие решений о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т.п.;

— рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения и т.д.

В образовательной организации высшего образования вместо педагогического совета создается ученый совет, также являющийся постоянно действующим коллегиальным органом управления.

Если ректор как единоличный орган управления осуществляет непосредственное управление организацией высшего образования, то ученый совет осуществляет общее руководство организацией высшего образования.

Ученый совет представляет собой выборный представительный орган, состав которого по занимаемой должности (ex officio) входят ректор, проректоры, президент университета (если такая должность учреждена), в некоторых случаях — деканы факультетов, а также члены ученого совета, избираемые общим собранием (конференцией) путем тайного голосования. Общим собранием (конференцией) устанавливается число избираемых членов ученого совета.

Список кандидатов в состав избираемой части ученого совета, выносимый на рассмотрение общего собрания (конференции), формируется, как правило, ученым советом университета с учетом предложений общих собраний (конференций) трудовых коллективов структурных подразделений, а также общих собраний обучающихся университета.

Председателем ученого совета университета является ректор. Состав ученого совета объявляется приказом ректора по решению общего собрания (конференции).

Срок полномочий ученого совета университета обычно составляет пять лет.

В случае увольнения (отчисления) из университета члена ученого совета он автоматически выбывает из состава этого совета. Избрание нового члена ученого совета университета осуществляется в установленном порядке и объявляется приказом ректора университета.

К компетенции ученого совета относятся такие вопросы, как:

— рассмотрение проекта устава, дополнений и изменений к нему, принятие решения о вынесении проекта устава на общее собрание (конференцию);

— принятие решения о созыве общего собрания (конференции);

— определение основных перспективных направлений развития организации высшего образования, включая ее образовательную и научную деятельность;

— утверждение планов финансового, экономического и социального развития организации высшего образования;

— рассмотрение и утверждение отчета об исполнении ежегодного финансового плана;

— заслушивание ежегодных отчетов ректора;

— рассмотрение и принятие решений по вопросам образовательной, научно-исследовательской, информационно-аналитической и финансово-хозяйственной деятельности, а также по вопросам международного сотрудничества;

— принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений, осуществляющих образовательную и научно-исследовательскую деятельность;

— утверждение положений о филиалах, учебных и научно-исследовательских подразделениях;

— принятие локальных актов, регламентирующих основные вопросы деятельности организации высшего образования, в том числе принятие ежегодных правил приема студентов, аспирантов, докторантов и слушателей; установление нормативов учебной и научной нагрузки профессорско-преподавательского состава; утверждение положений, регулирующих вопросы стипендиального обеспечения студентов и аспирантов университета, и т.д.;

— конкурсный отбор лиц, претендующих на занятие должностей профессорско-преподавательского состава;

— принятие решения о создании попечительского совета;

— представление работников организации высшего образования к присвоению ученых званий;

— рассмотрение вопросов о представлении работников организации высшего образования к награждению государственными наградами Российской Федерации и о присвоении им почетных званий;

— присуждение почетных званий (статусов) организации высшего образования на основании положений, утверждаемых ученым советом;

— принятие решений по другим вопросам, отнесенным к компетенции ученого совета законодательством Российской Федерации и уставом организации высшего образования.

Порядок организации работы ученого совета университета, проведения его заседаний и принятия решений определяется регламентом работы ученого совета университета.

Как правило, решения ученого совета считаются принятыми, если за них проголосовало большинство его членов, присутствующих на заседании, при явке не менее 50% списочного состава этого совета.

Из числа членов ученого совета приказом ректора на срок полномочий этого совета назначается ученый секретарь, который организует подготовку заседаний ученого совета, контролирует реализацию его решений, координирует взаимодействие ученого совета и структурных подразделений организации высшего образования.

По решению ученого совета из числа его членов может создаваться президиум ученого совета. Порядок его работы, количественный и персональный состав определяются ученым советом. Ученый совет вправе делегировать осуществление своих полномочий президиуму в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Ученым советом могут создаваться по отдельным вопросам деятельности организации высшего образования постоянные и временные комиссии с определением их функций и состава.

Среди коллегиальных органов управления образованием законодатель упоминает также ряд необязательных (факультативных) органов, таких как попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет, а также другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.

Попечительский совет и управляющий совет представляют собой формы частно-государственного партнерства, ориентированные на участие в них общественности.

Как отмечается в письме Минобрнауки России от 4 февраля 2011 г. N 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» , чтобы сделать систему образования конкурентоспособной, необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности, обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов — информационных, кадровых, управленческих, финансовых.

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Частно-государственное партнерство — форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечение финансирования, сооружения, реконструкции, управления и содержания объекта инфраструктуры или предоставления услуги. Характерные черты Частно-государственное партнерство характеризуется долгосрочным характером отношений, объединением ресурсов под достижение конкретного результата, распределением ответственности и рисков между частным и государственным партнерами.

Развитие частно-государственного партнерства в сфере образования, одного из направлений повышения эффективности системы образования, позволяет включить в управление образовательной организацией представителей разных заинтересованных групп — государства (в лице органов государственной власти), муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (например, родительского сообщества) и реализуется, как уже отмечалось, в создании попечительских и управляющих советов. При этом механизм частно-государственного партнерства в образовании становится более востребованным, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения образовательной организацией долгосрочного финансирования возможность участвовать в формировании программ развития и контроле их исполнения.

Попечительский совет представляет собой орган самоуправления образовательной организации, который осуществляет общественный контроль за сбором и расходованием благотворительных пожертвований, поступающих на счет образовательной организации от физических и юридических лиц, заинтересованных в развитии образовательной организации. Попечительский совет принимает решения по порядку использования целевых средств и формирует заявки на оказание благотворительной помощи.

В попечительский совет входят участники образовательного процесса, социальные инвесторы, благотворители и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательной организации. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются уставом образовательной организации.

В качестве основных задач попечительского совета являются следующие:

— содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации;

— содействие улучшению условий труда педагогических и других работников образовательной организации;

— содействие совершенствованию материально-технической базы образовательной организаций, благоустройству ее помещений и территории, проведению конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий образовательной организации;

— рассмотрение других вопросов, отнесенных к компетенции попечительского совета уставом образовательной организации.

Управляющий совет представляет собой коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организацией, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления.

Управляющий совет в большей степени, чем попечительский, участвует в управлении образовательным учреждением, что нашло свое отражение в самом названии такого совета. Он, как правило, наделяется существенными полномочиями, позволяющими ему влиять на руководство образовательной организацией: участвовать в процедуре назначения руководителя образовательной организацией, принятии ключевых кадровых решений, обсуждении и утверждении программы и плана развития организации (в том числе инвестиционные программы и финансовые планы), отчетов о работе организации, решении вопросов инвестирования и денежного вознаграждения руководителей.

Управляющий совет проводит регулярные заседания под руководством председателя, избранного членами совета. Управляющий совет избирает из своего числа, а также из числа работников образовательной организации и внешних экспертов, комиссии по рассмотрению ключевых вопросов (оценки деятельности организации, вознаграждения сотрудников и руководителей и т.д.). По результатам заседания совета принимаются обязательные для руководства образовательной организации решения, которые фиксируются в документах совета. Документы публикуются для рассмотрения заинтересованными сторонами и общественностью (письмо Минобрнауки России от 4 февраля 2011 г. N 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования»).

Ресурсное обеспечение деятельности управляющего совета образовательной организации может осуществляться как за счет средств самой организации, так и за счет средств заинтересованных сторон, представители которых вошли в управляющий совет.

В образовательной организации могут создаваться также иные коллегиальные органы управления, как правило, с совещательными, рекомендательными полномочиями — финансовый комитет, координирующий принимаемые в рамках образовательной организации решения по формированию и использованию финансовых ресурсов; учебно-методический совет, координирующий деятельность структурных подразделений образовательной организации по подготовке и совершенствованию учебных планов, программ, учебно-методических материалов, выработке критериев оценки знаний обучающихся и т.д.; ректорат — совещательный орган, создаваемый при руководителе организации высшего образования, на заседаниях которого оперативно рассматриваются вопросы текущей деятельности образовательной организации, и решения которого носят рекомендательный характер, и т.д.

Наблюдательный совет является выборным представительным и коллегиальным органом государственно-общественного управления образовательной организации, осуществляющим в соответствии с уставом этой организации решение отдельных вопросов, относящихся к его компетенции.

В отношении образовательных организаций, созданных в форме автономных учреждений, порядок формирования наблюдательного совета, его компетенция, порядок проведения заседаний установлены в Федеральном законе от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» .

СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

Наблюдательный совет рассматривает (ст. 11 Федерального закона об автономных учреждениях):

1) предложения о внесении изменений в устав;

2) предложения о создании и ликвидации филиалов, об открытии и о закрытии его представительств;

3) предложения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

4) предложения об изъятии имущества, закрепленного на праве оперативного управления;

5) предложения об участии в других юридических лицах в качестве учредителя или участника;

6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности;

7) проекты отчетов о деятельности организации и об использовании ее имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность;

8) предложения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым организация не вправе распоряжаться самостоятельно;

9) предложения о совершении крупных сделок;

10) предложения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

11) предложения о выборе кредитных организаций, в которых организация может открыть банковские счета;

12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и утверждения аудиторской организации.

При этом вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение других органов образовательной организации.

По вопросам, указанным в п. п. 1 — 4, а также в п. 8, наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета.

По вопросу, указанному в п. 6, наблюдательный совет дает заключение, копия которого направляется учредителю.

По вопросам, указанным в п. п. 5 и 11, наблюдательный совет дает заключение. Руководитель организации принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений наблюдательного совета.

Документы, представляемые в соответствии с п. 7, утверждаются наблюдательным советом. Копии этих документов направляются учредителю.

Наконец, по вопросам, указанным в п. п. 9, 10 и 12, наблюдательный совет автономного учреждения принимает решения, обязательные для руководителя организации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона об автономных учреждениях наблюдательный совет создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета входят представители учредителя, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников данной организации. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя данной организации. Количество представителей работников организации не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета.

Срок полномочий наблюдательного совета устанавливается уставом организации, но не может быть более чем пять лет.

Руководитель организации и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета. Руководитель организации может участвовать в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса.

Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем образовательной организации (например, Приказ Росстандарта от 23 марта 2012 г. N 171 «Об утверждении состава Наблюдательного совета федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» , распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2011 г. N 923-р «О членах наблюдательного совета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ).

Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2012. N 5.

СЗ РФ. 2011. N 23. Ст. 3335.

Заседания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В заседании наблюдательного совета вправе участвовать руководитель образовательной организации.

Заседание наблюдательного совета является правомочным, если все члены наблюдательного совета извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета.

Уставом организации может предусматриваться возможность учета представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении наличия кворума и результатов голосования, а также возможность принятия решений наблюдательным советом автономного учреждения путем проведения заочного голосования. Указанный порядок не может применяться при принятии решений по предложениям о совершении крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 12 Федерального закона об автономных учреждениях).

Если попечительский совет, управляющий совет и наблюдательный совет в своей деятельности выражают общие интересы всех участников образовательного процесса в рамках данной образовательной организации, то для представления и защиты интересов отдельных групп участников образовательного процесса создаются советы обучающихся и советы родителей, а также действуют профессиональные союзы (представительные органы) обучающихся и работников.

В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся и работников создаются и действуют в целях учета мнения обучающихся, родителей и педагогических работников образовательной организации по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы.

Данные органы, как отмечается в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2015 г. № 08-1729 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования»)[1], не принимают управленческих решений, одной обеспечивают учет мнения определенных участников образовательных отношений в рамках управления образовательной организацией.

Создание данных органов отражает на уровне управления образовательной организацией принцип государственного-общественного управления, который опосредованно выражен в комментируемой статье, где провозглашены принципы единоначалия и коллегиальности в управление, при это разделяя коллегиальные органоы управления образовательной организацией и органы, имеющие право на участие в управлении образовательной организацией посредством выражения позиции той или иной группы участников образовательных отношений.

Советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей представляют собой коллегиальные органы управления образовательной организации и формируется по инициативе самих обучающихся и их родителей. Они действуют на основании положения о соответствующем совете, принимаемого на конференции обучающихся образовательной организации или на собрании студенческих объединений образовательных организаций, на общем собрании (конференции) родителей или иным установленным способом. При этом наличие двух и более советов обучающихся (то же в отношении советов родителей) в одной образовательной организации не допускается.

Минобрнауки России оказывает методическую помощь по организации органов ученического и студенческого самоуправления (письмо Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N ВК-262/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» ).

Официальные документы в образовании. 2014. Апрель. N 11.

Советы обучающихся и родителей наделены различными полномочиями, позволяющими им реализовать себя в процессе управления образовательной организацией.

Так, совет обучающихся имеет право:

— участвовать в разработке и обсуждении проектов локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся образовательной организации;

— готовить и вносить предложения в органы управления образовательной организации по оптимизации образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся, корректировке расписания учебных занятий, графика проведения зачетов, экзаменов, организации производственной практики, организации быта и отдыха обучающихся;

— выражать обязательное к учету мнение при принятии локальных нормативных актов образовательной организации, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом об образовании;

— участвовать в рассмотрении и выражать мнение по вопросам, связанным с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка образовательной организации;

— участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности;

— участвовать в организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

— вносить предложения по решению вопросов использования материально-технической базы и помещений образовательной организации.

Осуществляя свои полномочия, совет обучающихся запрашивает у органов управления образовательной организации необходимую для деятельности совета информацию, информирует обучающихся о деятельности образовательной организации, рассматривает обращения, поступившие в совет обучающихся, и т.д.

Случаи, когда советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся и работников формируют свое мнение, которое учитывается руководством образовательной организации при принятии управленческого решения, локального нормативного акта, перечислены в Федеральном законе об образовании.

По общему правилу, советы обучающихся, советы родителей, представительные организации обучающихся и работников формируют мнение, которое учитывается при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы.

Кроме того, они формируют свое мнение в следующих случаях, помянутых в Федеральном законе об образовании:

— при принятии локальных нормативных актов по вопросам выплаты материальной поддержки обучающимся (ч. 15 ст. 36);

— при принятии локальных нормативных актов по вопросам установления требований к одежде обучающихся и правил ее ношения (ч. 1 ст. 38);

— при принятии локальных нормативных актов по вопросам установления платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся (ч. 4 ст. 39);

— при принятии локальных нормативных актов по вопросам комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ч. 6 ст. 45).

[1] Документ опубликован не был. Доступ из СПС “КонсультантПлюс”.

Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2106 года

www.lexed.ru

Это интересно:

  • Пособия для военнослужащих при рождении ребенка Выплаты и пособия военнослужащим при рождении ребенка в 2018 году Государство поддерживает молодые семьи, в частности, обеспечивает минимальное материальное обеспечения малолетнего. Пособие по уходу за малышом в возрасте до 1,5 лет […]
  • Налоги и отчетность в 2014 году 15 налоговых изменений в 2015 году Уходящий год был достаточно богат на изменения в налоговом законодательстве. Мы подготовили обзор самых важных и интересных законов, которые вступят в силу с 1 января 2015 года. Республика Крым и […]
  • Как в pdf заполнить заявление Как заполнить PDF-анкету на визу в Грецию на компьютере самостоятельные путешествия, дешевые авиабилеты, виза самостоятельно, отзывы туристов, погода на курортах, аренда авто, туристическая страховка, маршруты […]
  • Приказ минфина россии 135н от 22 октября 2012 Приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных […]
  • Как написать расписку что претензий не имею Расписка об отсутствии претензий Прекращение любого обязательства должно быть подтверждено, например, таким документом, как расписка об отсутствии претензий. Подписание такого документа может значительно снизить вероятность подачи […]
  • Оплатить штраф гибдд без реквизитов Оплатить штраф ГИБДД без квитанции легко Потеря квитанции для оплаты штрафа ГИБДД — это довольно распространённая ситуация, которая возникает из-за невнимательности водителя. Впоследствии проведение платежей может сопрягаться с […]