ФНС: функции и полномочия

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

ФНС (расшифровка – Федеральная налоговая служба) – это федеральный орган исполнительной власти. К функциям ФНС относятся (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • контроль и надзор за производством и оборотом табачной продукции;
  • контроль и надзор за применением ККТ;
  • функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

О полномочиях ФНС расскажем в нашей консультации.

Задачи ФНС

На 2017-2021 гг. Службой (ФНС) разработана Стратегическая карта ведомства, включающая в себя цели, задачи и необходимые мероприятия для их достижения.

К задачам ФНС на ближайшие 5 лет отнесены, в частности, следующие:

  • противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов;
  • обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами и развитие системы досудебного урегулирования споров;
  • сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности (отчетности по страховым взносам) налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов);
  • расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания;
  • совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;
  • сближение налогового и бухгалтерского учетов;
  • развитие информационной открытости.

Полномочия ФНС

Полномочия налоговых органов – это совокупность их прав и обязанностей, предусмотренных ст.ст. 31-32 НК РФ. Полномочия ФНС представлены в разделе II Положения о ФНС (утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506), где указаны, в частности, следующие полномочия ФНС:

glavkniga.ru

Полномочия налоговых органов

Ссылка ИМНС на позицию КС РФ о праве налоговых органов предъявлять в арбитражные суды требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это указано в п. 11 ст. 7 Закона N 943-1 (п. 3 Определение КС РФ от 25.07.2001 N 138-О) несостоятельна.

Суд считает неправомерной попытку налогового органа придать правовой позиции КС РФ по конкретному делу значение нормы права без четкого уяснения правового значения этой позиции. По смыслу п. 3 названного Определения речь в нем идет об обязанности налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ, а не о приоритетном значении п. 11 ст. 7 Закона N 943-1 по сравнению с нормами НК РФ.

То есть при определении объема процессуальной правосубъектности налоговых органов следует исходить из приоритетного значения норм, содержащихся в НК РФ.

Таким образом, с 17.08.1999 г. налоговые органы не имеют права на предъявление в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков о признании сделок недействительными в связи с тем, что пп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ, в редакции Закона от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ, не предусмотрено соответствующего права налоговых органов (Постановление ФАС СЗО от 29.04.2002 N 5813).

Налоговые органы не имеют права отменять дополнительные льготы, предоставленные налогоплательщику ЗАТО, так как согласно п. 7 пост. Правительства РФ от 15.06.98 N 595 налоговые органы должны только проинформировать МНС РФ, а те Минфин для принятия решения о пересмотре размера дотаций (Постановление ФАС МО от 20.11.2000 N КА-А41/5212-00).

В иске о взыскании штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета налоговой инспекции было отказано, т.к. законодательством не предусмотрено права налогового органа заявлять такие иски (Постановление ФАС СЗО от 09.10.2001 N А05-4263/01-227/14).

В компетенцию налоговых органов, даже при осуществлении налоговых проверок, не входит обмер (измерение) площадей, занимаемых налогоплательщиком. В данном случае, фактическое проведение технической инвентаризации объектов градостроения, входит в компетенцию БТИ. Налоговые органы могут только запросить соответствующие документы у налогоплательщика в установленном порядке (Постановление ФАС ВСО от 29.04.2002 N А19-10582/01-44-Ф02-1019/02-С1).

Право налогового органа подавать иски в арбитражный суд об обязывании налогоплательщика встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, не указано в п. 16 ст. 31 НК РФ, а также в гл. 14 НК РФ (ст.ст. 83 и 84). Такой иск заявлен налоговым органом с превышением предоставленных ему прав и удовлетворению не подлежит (Постановление ФАС МО от 10.07.2001 N КА-А41/3645-01).

Выручка от реализации продукции материнского предприятия-должника перед бюджетом зачислялась на счета дочернего предприятия. Суд, руководствуясь подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ, взыскал с дочернего предприятия задолженность основного предприятия по НДС (Постановление ФАС ВСО от 24.01.2002 N А33-11585/00-C3-Ф02-3489/01-С1).

Приостановление операций по счету налогоплательщика как обеспечительная мера, должно быть соразмерно содеянному. В этой связи, неуплата налога в местный бюджет в размере 98 руб., в условиях, когда налоговая инспекция должным образом не уведомила организацию о ставках местных налогов, не может являться основанием для приостановления операций по счету (Постановление ФАС ВСО от 21.02.2002 N А33-9798/01-C3а-Ф02-225/02-С1).

Налоговые органы не вправе осуществлять бесспорное списание сумм штрафа на основании решения комитета цен, так как это противоречит Постановлению КС РФ от 17.12.96 N 20-П, а также ст.ст. 30, 31 НК РФ (Постановление ФАС ВСО от 19.04.2001 N А19-6114/00-15-Ф02-475/01-С1).

НК РФ не содержит конкретной нормы, предоставляющей налоговым органам право внесения изменения в принятое решение. Решение о привлечении к ответственности является итоговым документом налогового контроля и его дальнейшая корректировка, переквалификация действий налогоплательщика, тем более в сторону ужесточения ответственности, не основана на законе. Отменить или изменить решение налогового органа может только вышестоящий налоговый орган в порядке ст. 140 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 20.02.2002 N А56-29802/01, Постановление ФАС ВСО от 28.06.2001 N А10-612/01-9/ФО2-1356/2001-С1, Постановление ФАС УО от 03.07.2002 N Ф09-1371/02-АК).

НК РФ не предусматривает право руководителя или заместителя руководителя налогового органа приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Решение о приостановлении выездной налоговой проверки признано недействительным (Постановление ФАС ЦО от 27.05.2002 N А62-4121/2001).

В случае ненаправления в порядке ст. 52 НК РФ налоговым органом налогоплательщику-предпринимателю уведомления по установленной форме, содержащего данные о размере взноса в ПФ РФ, подлежащего уплате, а также сроке его уплаты, у налогового органа отсутствуют правовые основания для направления требования в порядке ст. 70 НК РФ и предъявления иска (Постановление ФАС СЗО от 04.06.2002 N А05-623/02-192/12, от 20.05.2002 N А05-641/02-34/19, от 20.05.2002 N А05-640/02-32/19, от 20.05.2002 N А05-616/02-38/19, от 20.05.2002 N А05-586/02-39/18, от 20.05.2002 N 5817).

В соответствии с НК РФ налоговые органы не имеют права вносить изменения в ранее принятое решение без проведения дополнительных мероприятий и отмены предыдущего решения (Постановление ФАС УО от 03.07.2002 N Ф09-1371/02-АК).

Ст. 88 НК РФ наделяет налоговые органы полномочиями по проверке правомерности исчисления налогов в соответствии с представленными декларациями, однако не предоставляет им права отказать налогоплательщику в принятии уточненной декларации (расчета) (Постановление ФАС СЗО от 22.04.2002 N А56-30359/01).

В случае непредставления документов по требованию налоговых органов в период камеральной проверки, последние не вправе приостанавливать операции по счетам в банке, так как подобное не предусмотрено НК РФ, а положения п. 6 ст. 7 Закона о налоговых органах, которыми ранее налоговым органам предоставлялось такое право, после 01.01.1999 г. не подлежат применению (Постановление ФАС СЗО от 01.07.2002 N А56-7136/02).

НК РФ не содержит ограничений в части количества принятых решений по одному акту выездной налоговой проверки, поэтому должностное лицо вправе вынести дополнительное (изменяющее) решение о привлечении к ответственности по эпизоду, по которому первоначально решение не принято (Постановление ФАС ВСО от 16.07.2002 N А33-17414/01-С3(а)-Ф02-1864/2002-С1).

У налоговых органов отсутствует право изменять принятую налогоплательщиком совокупность способов ведения бухгалтерского учета — учетную политику предприятия (ст. 31 НК РФ) (Постановление ФАС СЗО от 10.10.2002 N А52/771/02/2).

В административно-властных отношениях, к каковым относятся и налоговые правоотношения, компетенция государственных органов ограничена конкретными и не допускающими широкого толкования предписаниями закона (Постановление ФАС СЗО от 27.06.2002 N А56-4782/02).

Право на обращение с иском о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, предоставленное налоговым органам в силу п. 11 ст. 7 Закона о налоговых органах, утрачено последними с 01.01.1999 г. (Постановление ФАС ЦО от 18.09.2002 N А68-22/7-02, Постановление ФАС ЗСО от 15.10.2002 N Ф04/3855-1170/А27-2002).

Налоговая инспекция была не вправе проводить до 01.07.02 (т.е. до введения в силу нового КоАП) проверки соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Налоговые органы не вправе обращаться с исками в суд о взыскании с организаций штрафов за нарушение порядка ведения кассовых операций на основании данных проверок налоговой полиции (Постановление ФАС СЗО от 18.11.2002 N А56-19538/02).

Заявителем было оспорено право МНС РФ утверждать форму налоговой декларации по налогу на землю (это было произведено МНС РФ Приказом от 20.08.1999 N АП-3-04/273), так как в Законе РФ «О плате за землю» законодателем использован термин «расчет», а не «налоговая декларация». ВАС в удовлетворении заявления отказал, указав, что термин «расчет» по своему содержанию фактически является налоговой декларацией, а новая терминология, использованная МНС РФ в Приказе от 20.08.1999 N АП-3-04/273, обусловлена принятием НК РФ (Решение ВАС РФ от 20.03.2003 N 1426/03).

В случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе — в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов — осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ».

В то же время, обращаясь с иском о признании следки недействительной в порядке ст. 169 ГК РФ (сделка, совершенная с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности) налоговый орган в обоснование своих требований должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии соответствующего умысла у обеих или одной из сторон сделки, а также доказательства того, что спорная сделка нарушает требования правовых норм, обеспечивающих основы правопорядка. Основы правопорядка содержаться в нормах Уголовного кодекса РФ (Постановление ФАС ВСО от 11.11.2003 N А33-3630/03-С1-Ф02-3949/03-С2, от 11.11.2003 N А33-3171/03-С1-Ф02-3907/03-С2).

Основанием к принятию решения о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислении налогов в и пени за 1999, 2000 годы явилось непредставление обществом в ИМНС для проведения выездной проверки по запросу в течение более двух месяцев необходимых первичных. В связи с указанным выше обстоятельством, ИМНС применила положения подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Удовлетворяя заявление налогоплательщика, суд I инстанции принял его доводы в связи с отсутствием законодательно установленной методики расчетного метода определения налогов, несоответствия выбранного в качестве аналога предприятия заявителю.

Отменяя вышеуказанное решение, суд кассационной инстанции указал, что свою обязанность по предоставлению налоговому органу для проверки необходимых для исчисления и уплаты налогов документов организация не исполнила. Данной обязанности налогоплательщика корреспондирует право налогового органа (в случае ее неисполнения), установленное в пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, определять суммы налогов расчетным путем.

При этом, Закон, не устанавливая четких критериев (методики) расчетного метода исчисления налогов, содержит своего рода санкцию за неисполнение обязанности, установленной в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. При реализации данной нормы налоговым органом закон не нарушен, в связи с чем, основания для признания недействительным решения налогового органа отсутствуют (Постановление ФАС УО от 12.11.2003 N Ф09-3781/03-АК).

Налоговые органы вправе приостанавливать действие лицензии, выданной организации на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.01.2004 N 12257/03).

Исходя из буквального толкования норм НК РФ и Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.01 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», следует, что вынесение налоговым органом решения о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках не является формой налогового контроля.

Таким образом, налоговый орган не обладает полномочиями на вынесение решения о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств плательщика на счетах в банках, так как их взыскание производится судом на основании соответствующих заявлений органов ПФ РФ (Постановление ФАС ВСО от 17.02.2004 N А33-6971/03-С3с-Ф02-269/04-С1).

Налоговые органы, при предоставлении взыскателю-организации информации, касающейся имущественного положения должника (в соответствии с Порядком предоставления налоговыми органами информации взыскателю (утв. Приказом МНС РФ от 23.01.2003 N БГ-3-28/23)), связаны предписаниями статей 32 и 102 НК РФ и обязаны не разглашать сведения, являющиеся налоговой тайной (Решение ВАС РФ от 23.06.2003 N 7264/03).

Поскольку законодательство не содержит запрета на применение упрощенной системы налогообложения предприятием, созданным в период с 01 по 31 декабря 2002 года, то налоговый орган не вправе в одностороннем порядке осуществлять перевод таких предприятий с упрощенной на общую систему налогообложения (Постановление ФАС УО 07.05.2004 N Ф09-1761/04-АК).

В случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе — в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов — осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступления налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства все полученного по таким сделкам (Определение КС РФ 08.06.2004 N 226-О).

По мнению налогового органа, Межрайонная налоговая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам не является правопреемником городской инспекции, поэтому не обязана начислять проценты за несвоевременный возврат налога, допущенный городской налоговой инспекцией. Однако суд указал, что налогоплательщик состоит на учете в межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, следовательно, с заявлением о взыскании процентов за несвоевременный возврат налога общество правомерно обратилось в данный налоговый орган (Постановление ФАС ЗСО от 13.10.2004 N Ф04-7661/2004(5342-А27-31).

Налоговые органы не вправе доначислять и взыскивать арендную плату за пользование лесным фондом, так как данная плата не относится к налоговым платежам и ее взыскание не регламентируется нормами НК РФ (Постановление ФАС ДО от 09.07.2004 N Ф03-А73/04-2/1359).

Согласно подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ иск о признании сделки недействительной не относится к числу требований, с которыми налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд. Следовательно, МНС РФ не обосновало право на обращение в суд с иском о признании неправомерным возмещение НДС на основании ничтожности сделки (Постановление ФАС МО от 12.08.2004 N КА-А40/6200-04).

Налоговый орган провел проверку исполнения предпринимателем ФЗ «О применении ККМ» путем приобретения работниками налогового органа в личное пользование коробки конфет. В ходе данной проверки было выявлено неприменение ККМ. На этом основании предприниматель была привлечена налоговым органом к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Суд указал, что законодатель не наделил налоговый орган при проведении им проверок использования ККМ правом контрольного закупа. Поскольку судом первой инстанции этот вопрос не исследовался и оценка данному обстоятельству не давалась, дело направлено на новое рассмотрение (Постановление ФАС ДО от 30.08.2004 N Ф03-А51/04-2/2128).

www.platinalog.ru

Полномочия налоговых органов

Полномочия налоговых органов существенно расширены за последние годы. Предприниматели вполне обоснованно говорят о том, что действия налоговиков наносят убытки предприятиям.

На сайте Бухгалтерия.ру мы провели опрос на тему «Превышают ли налоговые органы свои полномочия». Почти 50% участников опроса, ответили: «да». Безусловно, мы не можем утверждать, что в 50% случаев было превышение полномочий, которые даны налоговикам
по законодательству. Но мы можем сказать, что директора и бухгалтера предприятий испытывали давление со стороны налоговиков, уровень доверия между бизнесом и налоговой крайне низкий.

Только 25% участников опроса сказали о том, что действия налоговой были в рамках полномочий.

Налоговые органы имеют право:

  1. Проверять документы (в т. ч. в электронной форме), служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, а также документы, необходимые
    для контроля за исчислением и уплатой налогов.
  2. Проверять, как используется ККТ, порядок её регистрации и применение при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, налагать штрафы.
  3. Получать справки и документы, касающиеся хозяйственной деятельности предприятия
    или гражданина, необходимые для налогообложения.
  4. Проводить налоговые проверки.
  5. Производить выемку документов (при угрозе их уничтожения, изменения, замены, сокрытия) и осматривать территорию и помещения.
  6. Определять сумму налога, подлежащую к уплате, расчетным путем, если налогоплательщик: не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений; более двух месяцев не представляет требуемые от него документы; не ведет учета объектов налогообложения или ведет его с такими нарушениями, что рассчитать налог невозможно.
  7. Требовать от руководителей предприятий и граждан устранить выявленные налоговые нарушения.
  8. Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков.
  9. Вызывать руководителей предприятий и граждан дачи пояснений по поводу уплаты налогов.
  10. Арестовывать имущество налогоплательщиков.
  11. Взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы.
  12. Вызывать в качестве свидетелей лиц, обладающих информацией, которая необходима налоговым органам для контроля за налогоплательщиками, привлекать экспертов
    и переводчиков.
  13. Изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижение прибыли (дохода)
    или о сокрытии иных объектов от налогообложения.
  14. Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  15. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
  16. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:
  • о ликвидации предприятия;
  • о признании регистрации предприятия;
  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  • о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.
  1. Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты
    в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением.

Налоговые органы обязаны:

  1. Соблюдать законодательство о налогах и сборах.
  2. Осуществлять государственную регистрацию юридических и физических лиц, вести их учет и выдавать выписки из ЕГРЮЛ. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
  3. Вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
  4. Бесплатно информировать (в т. ч. письменно) налогоплательщиков о действующих налогах и сообщать им при регистрации реквизиты для заполнения платежных поручений
    на перечисление налогов, включая номера счетов Федерального казначейства.
  5. Представлять формы отчетности и разъяснять правила их заполнения. Возвращать или зачитывать излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, пени и штрафы.
  6. Соблюдать налоговую тайну.
  7. Направлять налогоплательщику: копии акта налоговой проверки и решения по ней; налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога, справки о состоянии расчетов (по запросу).
  8. При неуплате налоговых платежей, имеющей признаки преступления, направлять материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Энциклопедия учета, новости в рассылках, аналитика в журналах. Подписываться на бухгалтерские журналы отдельно больше не нужно.
Все можно получить сразу и по оптимальной цене.

www.buhgalteria.ru

8.2. Система и контрольные полномочия налоговых органов

Налоговые органы наделены правами по осуществлению налогового контроля и соответствующими ими обязанностями и несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют следующие права:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

проводить налоговые проверки;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, сви-детельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

осматривать (обследовать) любые используемые нал ого — плательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ;

определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогопла-тельщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам. Однако Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 104-ФЗ ст. 861—863 НК РФ, предусматривающие механизм контроля за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам, признаны утратившими силу;

требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогопла- телыциков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных деятельности;

создавать налоговые посты;

предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нару-шения законодательства о налогах и сборах;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющи-мися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги)

основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий) и др.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку согласно п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные Кодексом. Например, в ст. 40 предусмотрены права налоговых органов при определении (для целей налогообложения) цены товаров, работ и услуг; в ст. 42 — право участия при определении источников дохода; в ст. 73 — право быть залогодержателем; в ст. 78 — право осуществлять зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога.

Известно, что права государственных органов фактически одновременно являются и их обязанностями, поскольку государственный орган, как правило, не может отказаться от реализации своего права. Например, налоговый орган в случае нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах обязан воспользоваться своим правом и предъявить в суд иск о взыскании налоговой санкции. Тем не менее законодатель счи-тает необходимым отдельно определить обязанности налоговых органов. В ст. 32 НК РФ выделяются наиболее важные обязанности налоговых органов, а именно:

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

соблюдать налоговую тайну;

направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

Пунктом 3 ст. 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Законом установлена ответственность налоговых органов за несоблюдение налогового законодательства. Налоговые органы вследствие ненадлежащего осуществления возложенных на них обязанностей могут наносить ущерб, с одной стороны, государ-ственному бюджету, с другой — налогоплательщикам (организациям и физическим лицам).

Согласно ст. 35 НК РФ налоговые органы в полном объеме несут ответственность за убытки, включая упущенную выгоду (ст. 103), причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей, которые возмещаются из федерального бюджета. В частности, при неправомерном взыскании налога за счет имущества налогоплательщику возвращаются все неправомерно взысканные суммы плюс начисленные на них проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (ст. 79).

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством. В частности, за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну (ст. 102 НК РФ), возможна уголовная ответственность, хотя такой статьи в УК РФ пока нет.

В соответствии с действующим законодательством дисципли-нарная ответственность работников налоговых органов определяется в порядке подчиненности. Так как эти органы наделены правами юридического лица, то материальная ответственность работников налоговых органов определена нормами гражданского права.

Непосредственно налоговый контроль осуществляется долж-ностными лицами территориальных налоговых органов — налоговых инспекций.

В структуру Федеральной налоговой службы входят:

управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ;

межрегиональные налоговые инспекции;

межрайонные налоговые инспекции;

инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления;

Примерное положение об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации утверждено приказом Федеральной налоговой службы от 30 ноября 2004 г. № САЭ-3-15/ 142. Управление осуществляет функции по кон-тролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Особое место в системе ФНС России отводится межрегиональным налоговым инспекциям, которые работают с наиболее сложными в плане налогового администрирования налогоплательщиками. В настоящее время созданы и функционируют: межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральным округам, Межрегиональная государственная налоговая инспекция по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, Межрегиональная государственная налоговая инспекция по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, Межрегиональная инспекция по контролю за алкогольной и табачной продукцией, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональная инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных.

В федеральных округах созданы межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы. Примерное положение о

Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу утверждено приказом ФНС России от 30 ноября 2004 г. № САЭ-3-15/142.

В соответствии с Положением о межрегиональной государственной налоговой инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, утвержденным приказом МНС России от 18 мая 1999 г. № ГБ-3-34/140, Межрегиональная государственная налоговая инспекция по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков (МГНИ по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков) находится в непосредственном подчинении МНС России. В данном случае проблемными признаются налогоплательщики — юридические и физические лица из числа крупных налогоплательщиков, в отношении которых имеются подлежащие проверке совместно с правоохранительными органами данные о возможном умышленном уклонении от уплаты налогов и сборов путем полного или частичного сокрытия объектов налогообложения, получении неконтролируемых налоговыми органами (теневых) доходов, а также признаки иных противоправных действий, препятствующих полному и своевременному внесению в бюджет и внебюджетные фонды соответствующих налоговых и иных обязательных платежей.

Межрегиональная инспекция по контролю за алкогольной и табачной продукцией создана и функционирует в соответствии с приказом МНС России от 21 июня 1999 г. № АП-3-20/186 «Об утверждении Положения о Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по контролю за алкогольной и табачной продукцией». Основной целью деятельности этого налогового органа является осуществление во взаимодействии с налоговыми, правоохранительными и иными контролирующими государственными органами целенаправленного государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции. Межрегиональная инспекция по контролю за алкогольной и табачной продукцией имеет аналогичный с рассмотренной выше межрегиональной инспекцией статус, отличие заключается лишь в их задачах и отдельных функциях.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных действует на основании Примерного положения, утвержденного приказом ФНС России от 30 ноября 2004 г. № Она является территори

альным органом, осуществляющим функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведению в установленном порядке федеральных информационных ресурсов и информационному обслуживанию деятельности ФНС России, органов государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщиков в соответ-ствии с действующим законодательством РФ и соглашениями.

Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам действуют на основании Примерного положения, утвержденного упомянутым приказом ФНС России.

Создание межрайонных инспекций по крупнейшим налогопла-тельщикам предусмотрено приказом МНС России от 5 апреля 2002 г. № БГ-3-30/179.

В районах, районах в городах, городах без районного деления действуют инспекции ФНС России. Помимо того, могут создаваться инспекции межрайонного уровня. Примерное положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня утверждено указанным выше приказом ФНС России.

Согласно п. 15 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе создавать налоговые посты.

knigi.news

Это интересно:

  • Штрафы за невыданный чек Штраф за невыдачу кассового чека Обновление: 13 марта 2017 г. Законодательство РФ предусматривает ответственность в виде штрафа за невыдачу кассового чека (в т.ч. в 2017 году). Рассмотрим нормативные положения, устанавливающие […]
  • Чуть суд В Липецке суд отпустил женщину, чуть не убившую подругу бутылкой 13.06.2018 в 16:02, просмотров: 1000 Сегодня, 13 июня, стало известно, чем завершилось уголовное дело в отношении жительницы города Металлургов, которая ранее […]
  • Документы необходимые для приема в гражданство рф в упрощенном порядке Какие документы необходимы для получения гражданства РФ в упрощенном порядке? Определенные категории иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть приняты в гражданство РФ в упрощенном порядке, который отличается от общего […]
  • Заявление о постановке на учёт енвд для ип Заявление о постановке ИП на учет ЕНВД Открытие ИП подразумевает автоматическое применение общей системы налогообложения, которая сулит достаточно крупные налоги (13% от дохода, налог на имущество) и уплату НДС. В большинстве случаев […]
  • Налог при продаже недвижимости 5 лет Налог с продажи недвижимости Нужно ли платить налог с продажи недвижимости в 2017 году в России? Этот вопрос волнует, как физических лиц, так и юрлиц при отчуждении своего имущества. Продав квартиру, дачный участок, землю, дом, или […]
  • Правила расчета больничных листов в 2018 году Калькулятор расчета больничного листа Сегодня 10 августа 2018 г., 13:33 При помощи калькулятора больничных листов в 2018 году вы сможете верно определить сумму больничного пособия, которую необходимо выплатить работнику, […]