Разложение первобытного общества, возникновение частной собственности и государства

1. Предпосылки разложения родового строя

2. Изменения в социальной структуре и брачно-семейных отношениях

3. Возникновение частной собственности и эксплуатации

4. Становление государства

5. Первобытное общество и цивилизация

На протяжении позднего неолита, а также на разных стадиях эпохи раннего металла в первобытных обществах начинают проявляться симптомы разложения. Это были не единичные быстротечные явления, а сложные длительные процессы, затрагивающие все аспекты действительности.

Получают развитие интенсивные формы земледелия, в частности ирригационное и пашенное. Выводятся новые сорта съедобных растений, развивается садоводство. В связи с усложнение земледельческой техники увеличивается доля мужского труда, появляется необходимость в организации достаточно масштабных общественных работ, повышается урожайность.

С дальнейшим развитием скотоводства связано появление молочного хозяйства и шерстоткачества. Одомашнивание таких животных, как осел, верблюд и лошадь, а также появление колесных повозок способствует эффективному решению транспортных проблем. В некоторых областях создаются предпосылки для возникновения кочевнического хозяйства.

Значительный подъем производства был связан с развитием обработки металлов. Использование самородных металлов, известное еще в каменном веке, сменяется плавкой рудной меди, затем появлением бронзы. Хотя эти металлы и уступали кремнию в твердости, зато обладали большей пластичностью. Дальнейшее развитие металлургии связано с обработкой железа. По сравнению с цветными металлами он обладало большей твердостью, было значительно шире распространено, хорошо поддавалось ковке. Правда, отличалось более высокой температурой плавления – 1530 o (бронза – 750-900 о ), что требовало изобретения доменных печей.

Появление металлургии способствовало выделению ремесла в отдельную отрасль хозяйства. Вслед за кузнецами, от сельского хозяйства начинают отделяться гончарство, ткачество и др. Как правило, ремесленники играли в обществе более значимую роль, чем земледельцы. Развитие ремесел способствовало развитию обмена и, хотя натуральный характер преобладал, «первобытные деньги» получали все более широкое распространение. Развитие обмена, в свою очередь, нередко вело к появлению неравенства и скоплению в руках верхушки племени наиболее престижных предметов.

Процесс разложения первобытного общества чаще всего происходил в форме перехода к патриархату. Больше всего данные изменения коснулись брачно-семейных отношений. Кросскузенный брак сменяется ортокузенным, экзогамия постепенно уступает место эндогамии. Парный брак постепенно трансформируется в моногамный, роль женщины в семейной и общественной жизни понижается. Смена материнского рода отцовским характеризовался таким явлениями, как авункулат, кувада, компромиссные формы счета родства и т.д.

Основной хозяйственной ячейкой становится большая семья, объединение родственных больших семей получило название патронимия. Род по-прежнему остается верховным собственником земли, хотя фактически она поделена между семьями. Еще одной формой, характеризующей переход к патриархату, становятся мужские тайные союзы, фактически контролировавшие жизнь общества.

Другой формой разложения родоплеменных отношений был поздний матриархат. В области семейных отношений он выразился в большем ослаблении связей между супругами и укреплении большесемейных материнских коллективов. Статус женщин здесь оставалось достаточно высоким.

Родовая община постепенно сменяется первобытной соседской общиной, состоящей из объединенных общей территорией и ведущих самостоятельное хозяйство больших семей.

Экономика данного периода характеризовалась возрастанием роли распределительных процессов. Редистрибуция создавала условия для имущественного неравенства, а в дальнейшем – отношений зависимости и эксплуатации. Несмотря на различные способы решения проблем нарушения первобытного коллективизма, постепенно происходит обособление родо-племенной верхушки, превращения ее в нетрудовую часть населения. Одним из главных препятствий окончательного закрепления частной собственности была коллективная собственность на землю.

Среди форм ранней эксплуатации можно назвать рабство, внутриобщинную эксплуатацию (расходы на содержание вождей, аренда и т. д.) и данничество. Как правило, на ранних ступенях становления государства параллельно развиваются все три формы, а впоследствии одна из них становится ведущей.

Еще более возрастает роль военных конфликтов, что приводит к появлению союзов племен и такому явлению, как вождество. Согласно этнографическим данным, можно говорить о трех путях политогенеза: военный (наиболее распространенный), аристократический и плутократический (самый ранний). Обоснование происходящих в обществе перемен нередко происходило с помощью сакрализации власти. Окончательное становление государства характеризовалось появлением аппарата управления, налогообложения, законодательства, административного деления и рядом других признаков.

Неравномерное развитие всемирно-исторического процесса вело к тому, что первые государства фактически были маленькими островками в океане множества обществ, находящихся на разных ступенях разложения родоплеменных отношений. Контакты первобытной периферии и классовых обществ могли носить хозяйственный, политический, социальный и духовно-идеологический характер. Пережитки первобытности, сохранялись на протяжении долгого времени, некоторые из них сохранились до сих пор. Сюда можно отнести такие остаточные структуры и представления, как племя, соседская община, семейная община, тайные союзы, искусственное родство, кровная месть, семейно-брачные отношения, суеверия и традиции.

Термины:

Авункулат, агнатное родство, аталычество, бигмен, билинейность, билокальность, военная демократия, данничество, дислокальность, избыточный продукт, когнатное родство, кувада, моногамный брак, матронимия, ортокузенный брак, патриархат, патронимия, плутократия, политогенез, потлач, редистрибуция, соседская община, тайные союзы, филиация, эндогамия.

1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

2. Первобытная периферия классовых обществ до начала великих географических открытий. М., 1978

3. Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. М., 1974.

4. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995

5. Черных Е.Н. Металл – человек – время. М., 1972.

6. Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б. Металлургические провинции и радиоуглеродная хронология. М., 2000.

studopedia.ru

Возникновение общественного разделения труда и обмена, частной собственности и классов

Разложение и гибель первобытнообщинного строя

На известной ступени развития первобытнообщинного строя, особенно с развитием скотоводства и земледелия, возникло общественное разделение труда. Сначала различные общины, а затем и отдельные члены внутри общины стали заниматься разнородными видами производственной деятельности, что способствовало значительному росту производительной силы труда. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» указывает, что с выделением пастушеских племен из общей массы первобытных племен произошло первое крупное общественное разделение труда. В результате этого сложились благоприятные условия для увеличения производства продуктов и возникновения регулярного обмена между скотоводческими и земледельческими общинами.

Наряду с земледелием и скотоводством начало развиваться ремесленное производство. Появилось гончарное ремесло, ткачество, производство металлических орудий труда (соха с железным лемехом, железный топор) и оружия. Изделия ремесленников (кузнецов, оружейников, гончаров и т. д.) все чаще поступали в обмен. Сфера обмена расширялась.

С появлением новых, более совершенных орудий труда производственные отношения первобытного общества перестали соответствовать новым производительным силам. Так, если раньше для обработки поля требовался коллективный труд десятков людей, то с развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья в состоянии была обработать участок земли и обеспечить себя необходимыми средствами существования. Если кол- лективный труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд обусловил зарождение частной собственности.

Появление частной собственности вело к разложению родового строя. Лица, занимавшие в родовой общине должности старейшин, военных вождей, жрецов, использовали свое положение в целях личного обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности и все более богатели. Масса же общинников нищала и попадала в экономическую зависимость от богатой и знатной верхушки.

С ростом производительных сил человек стал создавать своим трудом больше средств существования, чем необходимо было для поддержания его жизни. Возникли прибавочный труд и прибавочный продукт, а следовательно, и возможность присвоения их другими людьми.

При таких условиях оказалось выгодным не убивать пленных, как это делалось раньше, а заставлять работать, превращая их в рабов.

По мере усиления имущественного неравенства богачи превращали в рабов не только пленных, но и своих членов общины, попадавших в долговую кабалу. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуатация человека человеком.

Происходило разложение производственных отношений первобытнообщинного строя. Общий труд уступал место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу и государству.

www.ard-checchi.kg

Появление собственности в первобытном обществе

Разделение человечества не окончилось с расообразованием. Оно продолжалось и позже, происходя в самой родовой общине. Это выражалось в разделении труда, в росте его производительности, в появлении регулярного избыточного продукта, что создавало возможность его отчуждения и накопления. Общинно-родовые отношения, препятствовавшие процессам разделения и отчуждения, отошли в прошлое.

В наиболее благоприятных экологических зонах (Месопотамия, Египет, бассейн Инда) процесс разложения первобытного общества закончился к III–II тыс. до н.э., в наименее благоприятных он не завершился и поныне. Основным содержанием эпохи разложения первобытного общества стало возникновение частной собственности, классов и государства.

Начало частной собственности было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в виде богатств. Появление такой собственности способствовало войнам. Грабёж давал возможность быстрого и лёгкого обогащения. Военное дело и трофеи ценились часто выше достатка, полученного мирным трудом. Боеспособные мужчины постепенно составили новую форму организации общества, которую называют военной демократией. 68

С появлением частной собственности возникло социальное неравенство. Использовался труд военнопленных, которых часто превращали в рабов. Но и самостоятельных общинников вынуждали отчислять из своего достатка на нужды общины, делать подношения и дары вождям и т.п.

Богатство и привилегии образовавшейся со временем знати нужно было охранять от посягательств со стороны неимущих и рабов. Это вело к сплочению знати, которая постепенно стала обладать реальной властью в родоплеменных общинах. Её тайные союзы всё больше отрывались от родоплеменной организации и превращались в самостоятельные органы господства и угнетения, их возникновение становилось возведением существовавшего неравенства в ранг закона. При этом всякий протест против неравенства объявлялся противозаконным и подавлялся. Так завершается становление государственного, или политического устройства общества.

www.e-reading.mobi

§ 4. Разложение первобытнообщинного строя и появление государства

Первостепенную роль в развитии экономики и переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда.

Мы уже знаем, что на ранней ступени первобытнообщинного строя разделение труда было естественным.

Первое крупное общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, приведшее к существенным переменам в первобытнообщинном строе.

Скотоводство, как никакая другая хозяйственная деятельность, стало источником накопления богатств, превращавшихся постепенно в обособленную собственность общин и семей. В новых экономических условиях семья или даже один человек могли не только обеспечить себя необходимым материальным достатком, но и произвести продукта сверх того количества, которое было необходимо для поддержания собственной жизни, т.е. создать «избыток», прибавочный продукт. Скот становился предметом обмена и приобретал функцию денег, что привело к постепенному вытеснению коллективной собственности и ВОЗ» никновению частного хозяйства, частной собственности на средства производства.

Таким образом, уже после первого крупного общественного разделения труда вследствие бурного развития производительных сил возникла частная собственность и общество раскололось на классы. «Из первого крупного общественного разделения труда, — писал Ф. Энгельс, — возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых»79.

История свидетельствует, что первыми рабовладельцами повсеместно были пастухи и скотоводы.

С возникновением частной собственности начался постепенный переход от парного брака к моногамии (единобрачию). Превращение мужчины-охотника в пастуха, появление пашенного земледелия, ставшего также делом мужчины, привели к тому, что домашняя работа- женщины утратила свое былое значение. Все это означало постепенное ниспровержение матриархата, установление единовластия мужчин, т.е. возникновение патриархата, при котором родство и наследование определялось по мужской линии. Род стал патриархальным.

Первым результатом этого нового этапа в развитии родового строя было образование патриархальной семьи или патриархальной домовой общины. Ее главная характерная черта — включение в состав кроме мужа, жены и детей иных лиц, подчиненных неограниченной власти отца как главы семьи.

Достижения в промышленной деятельности, особенно изобретение ткацкого станка и успехи в плавке и обработке металлов, прежде всего железа, привели к развитию ремесла. Увеличилось и производство продукции земледелия. Столь разнообразная деятельность не могла, естественно, осуществляться одними и теми же лицами, в силу чего ремесло отделилось от земледелия. Это было второе крупное общественное разделение труда.

Развитие скотоводства, земледелия, ремесла как самостоятельных отраслей хозяйства вело ко все большему накоплению прибавочного продукта. Появилось производство непосредственно для обмена — товарное производство, а вместе с ним и торговля, которая велась не только внутри племени, но и с другими племенами.

На последующем этапе общественного развития возникшие виды разделения труда упрочиваются, особенно вследствие углубления противоположности между городом и деревней. К этим видам присоединяется третье крупное общественное разделение труда, имеющее решающее значение: возникает класс, занимающийся уже не производством, а только обменом продуктов, — класс купцов.

Таким образом, мы видим, что развитие производительных сил в условиях первобытнообщинного строя привело к трем крупным общественным разделениям труда, а это в свою очередь дало мощный толчок дальнейшему развитию производства, значительно повысило производительность труда. В результате люди получили возможность, производить продуктов больше, чем было необходимо для поддержания их жизни. Появился прибавочный продукт, и постепенно на смену коллективной собственности пришла частная собственность на средства производства, что породило имущественное неравенство. Общество раскололось на классы, возникла эксплуатация человека человеком.

Первой классической формой эксплуатации, угнетения и социального неравенства было рабство — результат крушения первобытного общества и образования новой рабовладельческой общественно-экономической формации. Переворот в общественной жизни, выразившийся в переходе от бесклассового общества к классовому, сопровождался глубокими изменениями, происходившими в органах родового строя, во всей родоплеменной организации. Процесс формирования частной собственности и связанное с ним превращение парного брака в моногамный создали трещину в древнем родовом строе: семья стала хозяйственной единицей общества, силой, угрожающе противостоящей роду.

Постепенно первобытная демократия пришла в упадок. Органы родового строя постепенно оторвались от своих корней в народе. Организация, выражавшая общую волю и служившая общим интересам, трансформировалась в организацию господства и угнетения, направленную про- тив собственного народа. Род как общественная ячейка исчез, функционирование его органов прекратилось. Возникла объективная необходимость в таком учреждении, которое могло бы защищать частную собственность, интересы класса имущих. Таким учреждением и стало государство. Три главные причины обусловили появление государства: 1.

Общественное разделение труда. 2.

Возникновение частной собственности. 3.

Раскол общества на классы.

Следовательно, вместе с расколом общества на классы, с переходом от первобытного общества к рабовладельческому происходит и смена типов власти — общественная власть первобытнообщинного строя, воплощенная в родовой организации, заменяется государственной властью, сконцентрированной в руках экономически господствующего класса рабовладельцев.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенностей.

Возникновение государства в Афинах представляет собой самую «чистую» классическую форму. Здесь оно появилось непосредственно из классовых противоречий, развивающихся внутри самого родового общества, без воздействия каких-либо внешних или иных привходящих факторов.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью — патрициями. Плебеи были лично свободными людьми, происходившими из населения покоренных территорий, однако стояли вне римских родов, не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, но были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться римскими землями.

Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных родовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развилась параллельно с функциями управления земледельческими работами. Благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) в глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен !.

Однако общий вывод, что производящее хозяйство вело к разделению труда, к социальному неравенству, в том числе к классовой дифференциации, остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям.

В первом тысячелетии нашей эры в Европе разложение родового строя вело к возникновению феодальной формации.

На образование государства у древних германцев активно повлияли завоевания ими огромных территорий Римской империи. Германские племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью родоплемен- ных организаций управлять римскими провинциями: понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Простой верховный военачальник превращался в настоящего монарха, а народное достояние — в королевское имущество; органы родового строя были преобразованы в государственные органы.

Отличительной чертой образования государства у древних германцев явилось и то, что оно возникло не как рабовладельческое, а как раннефеодальное.

На процесс возникновения государственности существенное влияние оказывала и религия. В первобытнообщинном строе каждый род поклонялся своим богам, имел своего идола. При объединении племен религиозные нормы способствовали укреплению власти «царей» или военных вождей.

Династии властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами: в Древней Индии (Артхаша- стра), культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте и т. п.

Власть связывалась с передачей ее от бога и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем — пожизненно и наследственно (например, род инков)

Таким образом, наряду с производственным прогрессом, имущественной и социальной, в том числе классовой дифференциации как причины становления цивилизованного общества и образования государства, наука также признает такие причины преобразования родовой общины в семью, как усиления войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племени в один народ, укрепление верховной государственной власти и некоторые другие.

knigi.link

25 Возникновение частной собственности

ТРЕТИЙ ВОПРОС . По поводу возникновения частной собственности есть несколько теорий:

1) Теория естественного происхождения институтов: частная собственность вырастает из личной, а государственная власть – из органов родового самоуправления. Все это идет медленно и естественным путем.

2) Теория насилия: государство и классы возникли из завоевания одного племени другим.

3) Марксистская теория: классовое общество возникло на основе увеличения производительности труда и появлении избыточного продукта.

Вряд ли можно говорить, что одна из теорий правильная или неправильная. В разных обществах играют роль разные факторы. Мы уже говорили, что даже экономика позднеродовой общины носит престижный характер – излишки появляются уже там. Теперь, с дальнейшим развитием с/х. и скотоводства, появление излишком увеличивается, и внутри общины идет перераспределение – или регистрибуция – избыточного продукта. Как правило, сначала это все поступает к руководителям (старейшинам, вождям), а потом идет на нужды всего коллектива, часть остается как страховой фонд, часть – остается на нужды малоимущим членам общества. Часть уходит на культовые цели. В итоге, при регистрибуции какая-то часть избыточного продукта оседает в руках тех, кто занимается перераспределением. Соответственно, это способствует появлению имущественного неравенства. Первоначально, реальное положение дел противоречит положениям коллективизма. Это противоречие пытались преодолеть: например, на севере Сибири до 18 века семья могла иметь стадо коров в сто голов, а избыток отбирался. Или, например, могли уничтожить богатство человека после смерти собственника. Был еще один вариант – сознательное перераспределение накопленных богатств самими владельцами. Самый известный метод – праздник потлач (Северная Америка). Его суть в том, что устроитель представлял на всеобщее обозрение накопленные богатства, а потом раздавал их пришедшим. Похожие праздники устраивались в Меланезии – на пире съедали все, что человек накопил за полгода. С одной стороны, поддерживались традиции коллективизма. С другой стороны, человек мог возместить потерянное на празднике соседей. С третей стороны, чем больше ты кормишь соседей, тем выше твои шансы занять пост вождя или старейшины. Постепенно все начинают складываться отношения частной собственности и богатства.

Долгое время складыванию частной собственности мешала коллективная собственность на землю. Земля принадлежит роду. Впрочем, старейшина может распределять участки земли, а с другой стороны, постепенно появляется частная собственность на другие, новые земли. Эта земля начинает становиться частой собственностью этой семьи, к ней род не имеет отношения. Рассмотренные выше явления способствовали появлению такого явления, как эксплуатация. Такому явлению способствовала тенденция превращения верхушки племени в нетрудовую часть населения. Первоначально это могло выступать в неофициальных формах: старейшина, например, просит помочь сородичей в обработке земли, потом это уже официально оформляется. Три основных вида первобытной эксплуатации:

1) Рабство. На первых порах, патриархальное рабство, домашнее. Для первобытного общества характерно непроизводительное употребление рабов: ни в с/х., ни в ремесле. Постепенно использование рабов в с/х. увеличивается, рабство становится наследственным, появляется покупное и долговое рабство.

2) Внутриобщинные формы эксплуатации – эксплуатация рядовых общинников, лично свободных, но зависимых по каким-то причинам. Ростовщичество – давать в долг, а потом требовать отработки. Формы аренды.

3) Данничество – дань, взимаемая племенем-победителем у племени побежденного.

Изначально присутствовали все формы эксплуатации, но потом одна из них становилась ведущей.

13.12. ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Мы уже говорили, что в конце позднеродовой общины появляются новые общественные структуры – родовые союзы племен (конфедерации). Причем, такое объединение могло представлять собой племенной союз, где все племена пользуются равными правами, а может иметь место вариант, ведущий к неравноправному племенному союзу. Такие неравноправные союзы могли складываться в результате завоевания, добровольного подчинения ослабевшего племени более мощному.

За счет традиционных органов племенного управления постепенно формируется особая политическая организация – государство (особая орган6изация общества, обхъединенная общими социально-культурными интересами, имеющая территорию, систему управления, безопасности и обладающая суверенитетом). Этот процесс традиционно принято называть политогенезом. Мы можем увидеть три пути политогенеза:

1) Наиболее частый военный путь. Связан он с тем, что вйона обретает все большее значение, и военный вождь постепенно начинает играть ведущую роль в племени. Если раньше военные вожди были должностью выборной, теперь военный вождь оттесняет на задний план совет старейшин. Появляются люди, которые занимаются только военным делом, и группируются они вокреуг самых удачливых военных вождей. Складывается система, когда во главе племени стоит военный вождь, который опирается на свою дружину, при этом сохраняется, но занимает низкоподчиненное положение совет старейшин, но сохраняется в несколько измененном виде народное собрание, в которое входят уже не все взрослые мужчины и женщины, а все свободные мужчины. Фактически, народное собран6ие приравнивается к народному ополчению. Такая система получила название военная (вождь – военный) демократия (сохраняется народное собрание и совет старейшин). В дальнейшем такая система могла перерасти в ограниченную монархию. Иногда военная демократия усиливалась. Положение вождя усиливалось, совет старейшин ослаблялся, и создавалась новая аристократия из военачальников, семей вождей, и такую систему называют военная иерархия. Власть целиком в руках вождя, и, в итоге, такая форма может перерасти в неограниченную монархию.

2) Второй путь – аристократический. Тут военный вождь и совет старейшин фактически находятся на одном уровне влияния, в итоге во главе складывающегося государства возникает родоплеменная аристократия. В дальнейшем такой вариант мог перерасти в аристократическую республику. Римская республика, например.

3) Третий путь самый древний, но тоже редкий – плутократический. Когда во главе государства оказываются наиболее богатые, которые регулярно устраивают потлачи, кормят своих сторонников. Такой вариант был в Меланезии, в Новой Гвинее, в Юго-Восточной Азии. В Меланезии во главе страны оказывались бигмены – богачи, которые делали праздники. Где-то бигменов было несколько, и должность не была наследственной. Такой вариант мог перерасти в олигархическую республику.

Обоснование происходящих в обществе перемен происходило с помощью сакрализации власти – верховный правитель воспринимался как сын, наместник бога в царстве. Также правитель мог выполнять функции верховного вождя и верховного жреца. Для окончательного становления государства необходимо было появление еще нескольких признаков. Во-первых, появление налогообложения. Во-вторых, складывание аппарата управления (стражники, тюремщики, палачи, чиновники). Переход к территориальному делению, складывание административной структуры. В-третьих, превращение первобытной соседской общины просто в соседскую. Ходя, еще остается определенный уровень самоуправления, но он четко подчинен иерархии. И, наконец, городская революция – появление складывания городских центров. Еще такие признаки, как развитие денежного обращения, ремесел.

Скажем еще, что политогенез протекал с разнойц скоростью в разныхт районах мира: Месопотамия, Египет – островки среди огромного мира.

ПЯТЫЙ ВОПРОС. В этот период значительные достижения были сделаны в области рациональных знаний. Например, в области астрономии проходят различные расчеты, появляются сначала лунные, потом солнечные календари. Это было связан с установлением производящего хозяйства. Продолжается развитие математики, математических знаний, появляются расчеты, основанные на больших числах (десятки тысяч). Для фиксации больших чисел используются шнуры с узелками, бирки. Счетные бирки позволяли фиксировать результаты вычислений. Начинает развиваться биология и медицина: известно, что в Древнем Китае, Египте, в Индии медийцина достигла высокого уровня, в ходу лекарственные растения, в керамической посуде готовят лекарственные отвары. Медицина получила набор хирургических инструментов. Если учесть, что военные столкновения участились, то еще на этом основывалась медицина. В не которых цивилизованных государствах сохранялась точка зрения, что дикие племена знают больше секретов медицины. Развитие торговых отношений расширяло горизонты географических знаний: появляются карты, вычерченные на коже. Жители маршалловых островов могли точно объяснить расстояние между островами, пути сообщения, площадь каждого острова. Создавались кокнретные торговые маршруты. Были проложены торговые пути: неаиболее известный – это путь из Италии в Центральную Европу. Он пролегает по 50-километровой равнине, и на скалах до сих пор встречаются изображения колесниц. Примерно с этого времени берет начало история, она переплеталась с мифологией: хроники начинались с сотворения мира, со сказаний о богах. Большую роль играла генеалогия вождей, родов. Продолжает развиваться искусство, идет расцвет декоративного искусство. Берет начало торефтика – художественный орнамент металла (чеканка, гравировка). Интересно, что в художественном твторчестве в это время проичходит деление на женские и мужскуие сферы. У чукчей, например, мужчины занимались изготовлением мелкой пластики, вырезанием из кости, ремеслом, а женщины – бисероплетением, ткачеством. Продолжает развиваться мифология, и из традиционных мифов появляются новые жанры (героический эпос, в котором боги могли принимать участие, но героями были люди или полубоги, и часть эпоса перемежалась с историческим событием; рассказывалось о создании государства, войны). Еще один новый жанр – сказка. Первыми появляются сказки о животных, волшебные сказки. Интересно, что в отличие от мифа, сказка могла от жиз6ни почти не отличаться. Сказка была предназначена для развлечения, а миф имел истинность и сокральность. Эпос теряет только сокральность. С этой эпохой связана история монументальной архитектуры. В частности, здесь можно назвать из самых простых мегалитических сооружений менгиры – отдельно стоящие высокие камни. Камент мог быть остатком сооружения, мог обозначать какое-то место. Из расставленных кругом менгиров появлялся кромлех (Стоунхендж). Он не единственный кромлех. Менгиры, расставленные параллельными рядами, называются алиньеманы. В Британии, например, в Карнаке они тянутся на несколько километров. Последний вариант – это «домик с крышей» – дольмен. Могли быть и целые лабиринты такого типа. Более высокий уровень архитектурного строения – циклопические постройки, это первые монументальные храмы на платформах. В этот период появляется монументальная скульптура. К таким скульптурам можно отнести скифских каменных баб.

В религиозной сфере в этот период Тотемизм уходит на задний план. В некоторых местах тотемизмом сменяется индивидуальным тотемизмом, нагуализмом – культом личных покровителей. Большую роль начинает играть культ вождя и его предков. Вождь воспринимался как сакральная фигура. Происхордит дальнейшая антропоморфизация богов: сначала боги в виде животных, потом боги в виде полулюдей-полуживотных, а потом боги – люди, а животные – их спутники. Складываются пантеоны богов: боги начинают играть главенствующую роль, другие становятся второстепенными. Выделяется в качестве отдельной категории населения жречество, у каждого бога жрецы свои. И в это время постепенно происходит выделение первых профессионалов умственного труда: выделяются художники, танцоры, знахари сказители, певцы. Завершая разговор, скажем, что на стадии позднеродовой общины появляется пиктография, и теперь пиктографическое письмо превращается в идеографическое, когда отдельные слова передаются знаками. Постепенно идеография превращается в слоговое письмо, и появляются иероглифы. И, наконец, алфавитная письменность. Опять же, где-то алфавитное письмо приобретает распространение, где-то нет.

baumanki.net

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]