Похвала и наказание что это

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИКА
разработана на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Субтест 4 — обобщение

Описание заданий раздела 4 и образцы решений

В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае — двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания.

Ответ: 1. зерновые, т. к. это слово точно передает общий смысл обоих слов, объединяя их этим общим смыслом.

Ответ: 2. пища, т. к. это слово правильно выражает общий смысл обоих названных слов.

Стимульный материал. Раздел 4. Задания 61-76.

61. Яблоко, земляника — ?

62. Сигарета, кофе — ?

63. Часы, термометр — ?

66. Картина, басня — ?

72. Муравей, осина — ?

73. Нож, проволока — ?

74. Наверху, внизу — ?

75. Благословение, проклятие —?

76. Похвала, наказание —?

Обработка результатов

Обработка результатов производится по приведенному ключу. Затем проводится интерпретация результатов согласно комментарию к методике и на основе построения профиля структуры интеллекта.

Ключ к субтест у 4 :

61 — плоды; 62 — наркотические возбуждающие средства; 63 — приборы; 64 — органы чувств; 65 — отражение; 66 — произведение искусства; 67 — сила; 68 — зародыши; 69 — символы; 70 — водные животные; 71 — органические потребности; 72 — живые организмы; 73 — металлические изделия; 74 — положение в пространстве; 75 — пожелания (санкции); 76 — меры воспитания.

Совпадение с ключом — 2 балла. Аналогичное, но неполное значение слова — 1 балл. Несовпадение с ключом и вообще далекое от смысла слова понятие — 0 баллов.

Интерпретация субтест а 4

Испытуемому предлагаются два слова. Он должен определить, что общего между ними. При этом если испытуемый называет в качестве общих второстепенные, несущественные признаки, ему присваивается меньшее количество баллов по сравнению с теми ответами, в которых он выделил существенные признаки предметов.

Данный субтест диагностирует уровень развития операции абстрагирования. При решении задач субтеста необходимо определить абстрактные свойства предметов посредством тех взаимоотношений, в которые эти предметы вступают.

Задание выполняются в два этапа. На первом этапе центральным звеном является обнаружение и выделение некоторого устойчивого и повторяющегося элемента, характерного для данной совокупности предметов и их отношений. Здесь необходимо сопоставлять и варьировать члены этой совокупности так, чтобы выделить в них нечто устойчивое и существенное.

Хороших результатов при решении данного субтеста добиваются испытуемые, имеющие большой словарный запас. На результаты этого субтеста большое влияние оказывает культурный уровень в семье, а также более широком окружении, а также школа.

Таким образом, по результатам выполнения данного субтеста можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарного запаса.

met.emissia.org

Похвала и наказание что это

Почти у каждого, наверное, найдется друг или знакомый, который не любит кататься на коньках. И он или она даже согласен оставаться дома, пока все остальные целыми семьями, с детьми (в том числе и оставшихся дома) проводят время на катке. Если кто-то из компании, забывшись, говорит: «Да поехали с нами — это же здорово!», человек реагирует совершенно неадекватно. Так, как будто ему предлагают в качестве развлечения грузить уголь или, например, валить лес. Потому что на самом деле он пробовал кататься на коньках, даже несколько раз. В возрасте шести лет он твердо решил кататься на коньках, и мама отвела его в школу фигурного катания.
На первом занятии ему очень понравилось — и новые коньки, и то, что теперь он самый настоящий фигурист. А потом. Потом что-то не сложилось. Он никак не мог научиться правильно падать и подниматься, и тренер накричал «поставил на нем крест». Накричал так, что даже и другие дети в группе испугались и заплакали. Может быть, у человека действительно не хватало способностей. Или, может, выражение «Каким местом ты слушаешь, коряга? Ты же всех покалечишь!» — особый метод тренерской работы, и если бы он это понял и потерпел, то все было бы хорошо. Но он не понял — и коньки не надевал больше вообще.

Не так страшны ошибки детей, как реакция на них взрослых. Ведь ребенок сам не может оценить свои действия — он ждет, что ему скажут. И именно так формируется самооценка. От взрослых зависит, будет ребенок считать себя умным, умелым, самостоятельным или, наоборот, неловким и неспособным. От взрослых зависит уверенность в своих силах и стремление к росту. Все эти качества закладываются в раннем детстве, сохраняются по большей части всю жизнь и определяют успешность человека. Что вы говорите своим детям в случае неудач? Это очень важно.

«Ты умница!» — это замечательные слова, и каждый ребенок должен слышать их очень часто. Совсем маленького стоит поощрять и хвалить во всех случаях, когда он проявил инициативу — независимо от результатов. Надел носок задом наперед — умница. Стал сам мыть руки и залил водой всю одежду — умница. Но по мере взросления, примерно с двух лет , оценки должны становиться все более дифференцированными. Ребенок должен видеть свои ошибки и стремиться их исправить. Важен уже не только факт стремления к самостоятельности, но и умения. Восторг родителей по поводу любого поступка в возрасте четырех-пяти лет уже неуместен.

Он, во-первых, тормозит развитие — ведь стимула к достижениям при уверенности, что я и так самый-самый, не возникает. Во-вторых, формирует завышенную самооценку. От других людей ребенок тоже будет ждать бесконечного восхищения собой и своими успехами. Для примера возьмем девочку по имени Света. Она была долгожданным и поздним ребенком в семье, к тому же болезненным. Ради нее мама оставила работу, ради нее семья переехала в другой город. С четырех лет Света занималась подготовкой к школе с приглашенными педагогами и психологами, потому что обычный садик был, по мнению мамы, «для обычных детей». И школу выбрали не простую — гимназию для одаренных и творческих детей.

Но в классе там было 16 человек, и все они были такими же, как Света, — способными. И это было для нее не просто открытием, а самым настоящим шоком. Когда же на новогоднем празднике Свету не выбрали Снегурочкой, то она вообще отказалась ходить в школу и полгода была на домашнем обучении, пока учителя не убедили маму в необходимости коллективного обучения. Неумеренный восторг ребенком, отсутствие адекватной оценки сказывается и на характере. Формируются демонстративные и экзальтированные черты — когда человек старается привлечь к себе внимание любой ценой.

«Перестань, ты еще мал ДЛЯ ЭТОГО. » Это совсем не для тебя — не стоит и пытаться. Родители, которые так успокаивают своего ребенка, обычно тоже его очень любят. Но при этом несколько снисходительно относятся к его способностям, умениям, в глубине души предпочитая, чтобы он как можно дольше оставался малышом. «А почему ваш Сережа не участвует в школьном спектакле?» — «Да что вы! Там же все дети такие шустрые, а наш двух строчек выучить не может»; «Может, Саше тоже начать заниматься футболом?» — «Нет-нет, его там запинают — он такой медлительный!» Родители наделяют ребенка совсем не позитивными качествами и дают ему совсем неподходящие прозвища, но делают это очень ласково.

Скорее всего, взрослые сами не уверены в своих силах и способностях и переносят этот страх на ребенка. Они боятся ошибок — возможно, пережив негативный опыт в собственном детстве, — и теперь хотят оградить от этого своих детей. А дети очень быстро такую позицию усваивают. Она на самом деле очень удобна — снимает ответственность, снижает планку достижений. Говоря «У тебя ничего не получится, потому что ты мал и неспособен», мы внушаем ребенку страх перед самостоятельностью и желание оставаться маленьким как можно дольше. Подрастающий ребенок, может, и хотел бы большей свободы и активности, но не знает, с чего начать. Инфантильность становится препятствием не только для развития умений, но и для общения.

Особенно это касается мальчиков — ведь по законам мужского коллектива ценность участника игр определяется его умелостью и силой. И действует такое правило практически с детского сада. Помощь родителей бывает очень своевременной. Совсем маленькому ребенку она дает чувство уверенности, стабильности: «Что бы ни случилось, рядом со мной надежные люди, которые справятся со всеми проблемами». Со временем это ощущение должно смениться верой в собственные силы. Поэтому, со временем, родители должны помогать своему ребенку все меньше — ребенок делает все больше, вплоть до того момента, когда помощь родителей будет не нужна. Если же так и продолжать помогать, и успокаивать, и разбираться во всех ситуациях, то момент наступления самостоятельности отложится очень надолго.

Бывает, что такая ситуация устраивает не всех взрослых в семье, и тогда применяется метод «бросок в воду». Сторонники этого метода считают, что ребенок сразу научится плавать, если заплыть с ним на лодке на середину реки и там бросить в воду. «Когда я училась во втором классе, мама уехала в другой город, и мы остались с папой вдвоем. Соседка приводила меня из школы — и все, дальше я была целый день одна. Я сама делала уроки, сама готовила себе еду, а вечером сама складывала портфель и даже стирала школьные вещи. Папа не проверял, как я сделала задания, и однажды я просто забыла выучить стихотворение. Учительница сказала: «Очень плохо, еще раз забудешь — и я поставлю тебе «2», а папа вечером отругал.

Сейчас я считаю себя очень самостоятельным человеком и всего добиваюсь сама. Но своим детям я таких испытаний устраивать не стала бы — очень хорошо помню, как мне не хватало заботы и просто присутствия взрослого человека». Большинство психологов метод броска не одобряют. Внезапная самостоятельность — сильный стресс, тем более когда ребенок еще не обладает элементарными умениями и знаниями. Да и отвечать за свои поступки маленькие дети еще не могут. За умение прогнозировать деятельность и за волевые качества отвечают лобные доли мозга, а они у ребенка еще только развиваются. Ему трудно планировать, запоминать и выполнять инструкции, трудно самому успокоиться. Даже семилетние дети в особо трудных ситуациях нуждаются в поддержке и помощи.

Порой странно видеть, как мама ругает упавшего на улице ребенка. Он же не специально упал, ему же и так больно. За что ругать? Конечно, дело не в ребенке, дело в раздражении, которое копилось, копилось и, наконец, вылилось по первому поводу. Если это произошло, один-два раза — ничего страшного. Если же злость по поводу действий ребенка обычное дело и родителей раздражает любая мелочь, то они, судя по всему, не очень любят малыша. Моральные нормы в обществе не позволяют говорить об этом открыто, а вот испытывать недовольство ошибками — явными и мнимыми — можно. «Мы же ему хотим добра, хотим, чтобы он научился» — так оправдывают взрослые свое постоянное недовольство.

Особенно драматичной бывает ситуация, когда один из детей в семье обласкан и любим, а второй (например, от неудачного брака) является «козлом отпущения». Как бы он ни старался, что бы ни делал, он никогда не слышит похвалы. Хорошо, если в садике или школе будет внимательный и чуткий воспитатель, способный рассмотреть проблему и откорректировать своим отношением. Иначе ни стремления к деятельности, ни желания достижения не возникает вообще. Хотя бывает и еще один вариант развития событий. Ребенок, подрастая, начинает бунтовать: «Вы считали, что я могу только плохое? Убедитесь — так и есть. Я даже хуже, чем вы думали».

Главное — терпение и труд, и тогда все получится. Это лозунг родителей, которые предъявляют ребенку повышенные требования. Не стоит завышать планку и требовать успеха во всех видах деятельности, лучше определить в чем ваш ребенок наиболее успешен и работать в этом направлении. Ошибка многих родителей в том, что для них достижение наилучшего результата становится обязательным в любом виде деятельности. Не умеешь рисовать кошку? Вот, посмотри, как надо, — а теперь рисуй, пока не получится. Не можешь прыгать через скакалку? Каждый день будем тренироваться. Желая увидеть успех ребенка, такие родители любое, самое интересное занятие могут сделать пыткой.

Но настоящие мучения ждут малыша в школе. Потому что теперь он будет сидеть до полуночи, пока не научится красиво писать все буквы. И ему будет совсем не радостно, даже если учительница похвалит за аккуратность, — слишком уж тяжело даются эти похвалы. Активность у таких детей тоже довольно низкая. Они не стремятся найти какое-нибудь интересное занятие — возможно, заранее знают, чем все это обернется. «Когда мне было семь лет, я сказала, что хочу играть на пианино. «Хорошее занятие для девочки», — сказал папа, и меня тут же отправили в музыкальную школу. Года через два учиться стало тяжеловато, а потом и вовсе надоело, но на все мои «не хочу» мне твердо отвечали, что надо доводить все до конца.

Я проучилась 8 лет, ненавидя школу, рояль и гаммы. А на предложение родителей поступить в музыкальное училище просто рассмеялась. Я повар, и недавно получила международный приз за новый рецепт. Я счастлива. Ну зачем мне нужно было потратить столько времени на музыку?!» Самую лучшую помощь ребенку оказывают те родители, которые ведут себя непоследовательно . Они часто хвалят — но иногда могут сказать: «Ой, что это за безобразие?» Они предлагают помощь, но уверяют, что ребенок и сам со всем справится. Они говорят, что ничего невозможного нет и при желании всего можно добиться — но в то же время внушают трезвый взгляд на жизнь.

Правда, при всем этом ведут они себя очень доброжелательно. Делать замечания и ругать тоже ведь можно по-разному. Дети при таких отношениях бывают очень открыты, всегда рассказывают родителям о своих неудачах и переживаниях. Даже у самых маленьких чувствуется позитивное отношение к жизни и широкий круг интересов. Они уверены в себе и не боятся ошибок. «Ничего страшного, со всеми такое может быть», — оптимистично говорят они, расценивая неудачи как временные трудности, а не как несчастье, которое все испортит. В общем, они обладают всеми качествами настоящего оптимиста и успешного человека. И эти качества, заложенные родителями с детства, будут самой лучшей поддержкой на всю жизнь.

www.sekret-znakomstva.ru

Тема урока: «Поощрение и наказание»

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходится без этих методов. Действительно, ведь воспитание – это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые к нему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: “Как же добиться исполнения требований?” Вот тут-то воспитатель и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.

Чаще всего объектами воспитания становятся дети, и это правильно. Родители обязаны воспитывать своих детей, то есть, заложив в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания. К сожалению, чаще родители используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой-либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения или наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых.

Использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходится всем родителям, в любых семьях. Без использования этих методов невозможно воспитать полноценного члена общества, нравственного человека. Поэтому смело можно сказать, что тема работы важна, и не может быть не актуальна, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное руководство детьми.

Цель работы состоит в том, чтобы дать характеристику поощрения и Наказания, как методов воспитания, рассмотреть ситуации, в которых Целесообразно использовать эти методы, а также дать конкретные Рекомендации по использованию этих методов в процессе воспитания.

Я глубоко убеждена, что нельзя использовать поощрение и наказание бессистемно, необходимо видеть конечную цель воспитания, то есть чётко представлять конечный результат деятельности по формированию у ребёнка тех или иных качеств личности. Необходимо грамотное использование различных методов воспитания, в том числе поощрения и наказания, что подразумевает комплексное использование различных методов без злоупотребления, либо полного отрицания какого-либо из них. Ведь от воспитания одной личности зависит, каким будет человеческое общество в целом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ КАК МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания — это способы воздействия родителя на сознание, волю и чувства ребёнка в целях формирования у него убеждений и навыков определённого поведения. Посредством методов воспитания можно достигнуть любых воспитательных целей, которые ставит перед собой воспитатель. Методы поощрения и наказания относятся к методам стимулирования (побуждения) к деятельности.

Поощрение – метод, который поддерживает и усиливает положительные побуждения и эмоции. Основное значение метода в том, что ребёнок испытывает чувство радости, гордости, особенно в младшем возрасте.

К поощрению предъявляется ряд требований:

  1. Поощрение должно быть справедливым;
  2. Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается;
  3. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;
  4. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать;
  5. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

Наказание – воздействие на личность ребёнка с целью затормозить нежелательные поступки поведения, осудить отдельные действия и поступки. Наказание – оружие очень острое и использовать его нужно крайне осторожно.

К наказанию также предъявляют ряд требований:

  1. Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться “героем дня”, жертвой, и наказание не достигает цели;
  2. Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите;
  3. Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;
  4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.

Поощрение и наказание хотя и являются противоположными методами, но тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, поощрение стимулирует правильную линию в поведении, а наказание тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и другие отрицательные качества, в этом противоположность этих методов. Ну а взаимосвязь проявляется в том, что эти методы помогают ребёнку осознать свои достоинства или недостатки, стимулируют или тормозят поведение, приучают к самоконтролю.

А. С. Макаренко сформулировал даже правила к требованиям родителей, при соблюдении которых может исчезнуть необходимость использования наказаний:

  1. Требование не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание;
  2. Оно должно быть посильным для ребёнка не требовать от него слишком трудного напряжения;
  3. Оно должно быть разумным и не должно противоречить здравому смыслу;
  4. Требование не должно противоречить другому распоряжению, данному самим же родителем или другим взрослым.

СИТУАЦИЯ НАКАЗАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ

Ситуация наказания возникает при нарушении психологического контакта, взаимопонимания между ребёнком и взрослым в процессе воспитания, когда в деятельности ребёнка возникает дефицит внутренних побуждений к определённой деятельности, на которой настаивает взрослый. При возникновении такой ситуации ребёнок становиться непослушным, и взрослый утрачивает контроль над его повелением. На “надо” взрослого ребёнок начинает твердить “не хочу”. Такая ситуация становится предпосылкой использования взрослым тактики наказания (поощрения).

Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся предпосылок использования наказания:

  1. “Надо-не хочу” – состоит в том, что то поведение, которое требует от ребёнка взрослый, само по себе не привлекательно для ребёнка, поэтому ребёнок пытается избежать его.
  2. Непослушание может состоять и в том, что взрослый пытается создать побуждения, которые смогли бы преодолеть тенденцию к избежанию ребёнком требуемого поведения. Эти побуждения не связаны с деятельностью ребёнка, которую он осуществлял до возникновения ситуации “надо-не хочу”. Наказание в данном случае является там самым побуждением.
  3. Кроме того побуждения ребёнка могут вступать в конфликт с создаваемыми побуждениями взрослого. В этом случае появляются беспричинные капризы, слёзы, аффективные переживания, и как следствие, острые конфликты между взрослым и ребёнком.
  4. Конфликты, создаваемые в общении. Ребёнок стремится сохранить хорошие отношения со взрослыми и одновременно сохранить свой интерес к той деятельности, в которой он был занят и которая ему интересна на данный момент. Взрослые пытаются внести разлад в деятельность ребёнка, стремятся заставить ребёнка выполнить требуемое, применяя различные наказания.

При использовании взрослыми наказания ребёнок оказывается как бы между двумя отрицательными мотивами. С одной стороны, он не хочет выполнять действия, требуемые взрослым, а с другой стороны стремится избежать возможного наказания. И для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослого, им создаются различные психологические барьеры. Это может быть наказание с использованием физических преград (ребёнка могут закрыть в комнате до тех пор, пока он не выполнит предъявляемые требования), либо без физических преград (ребёнок может стоять в углу без присутствия взрослого, и никакие видимые физические преграды не удерживают его от бегства).

Чтобы наказание было действенным, взрослый должен соблюдать определённую тактику наказания. Прежде всего, барьеры, создаваемые взрослым, должны быть сплошными, в них не должно быть “дыр” и слабых мест. Прочность этих барьеров должна быть тем больше, чем сильнее наказание, чем сильнее конфликт между взрослым и ребёнком. Только тогда возникает ситуация вынужденности, в которой ребёнок вынужден делать то, что требует от него взрослый. И чем меньшей свободой располагает ребёнок в ситуации наказания, тем эффективней и сильнее это наказание действует. Например, совсем по-разному будут действовать наказания, если ребёнка оставить подумать над своим поведением, или запереть его для этого.

Очень важно правильно общаться взрослому и ребёнку в ситуации наказания. Инициатором наказания всегда выступает взрослый, поэтому все действия ребёнка направлены на борьбу с взрослым. Особенности борьбы ребёнка и взрослого в ситуации наказания сильно изменяются в зависимости от настроения ребёнка или взрослого, от предъявляемых требований, наказаний, барьеров. Ребёнок может бороться с взрослым самыми разными способами: он будет продумывать массу трудностей при исполнении требований (вдруг будут пропадать ручки, тетради, карандаши, внезапно возникнет головная боль, болезни, усталость). Подобные симуляции являются хорошим средством борьбы против наказаний, так как взрослые в подобных ситуациях смягчаются или вообще снимают свои требования.

Ещё одним способом борьбы против наказаний может быть аффективный взрыв, (ребёнок теряет контроль над собой, становиться импульсивным, затем наступает депрессивный спад, который сопровождается переживаниями горя, одиночества, вины).

Ребёнок может мысленно преобразовать наказание, превратить его в интересное для себя занятие. Он может начать играть, находясь в углу, тем самым освобождается от конфликта, и чувствует себя защищенным и свободным. Может случиться даже так, что ситуация наказания с помощью детского воображения превратиться в поощрение. Здесь опасность состоит в том, что воображение ребёнка носит часто мстительный, жестокий характер, что отрицательно сказывается на его характере.

Рассмотренные способы поведения ребёнка наблюдаются всегда, когда взрослый пытается заставить выполнить свои требования с помощью наказания. Из этого следует, что родители должны как следует подумать, прежде чем наказывать ребёнка, а если избежать наказания все же невозможно, то нужно очень тщательно продумать, какие последствия могут ожидать взрослого после такого воспитательного воздействия, не будет ли наказание во вред и ребёнку и взрослому.

А. С. Макаренко говорил, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания. В любом случае наказание должно быть исключительной мерой воздействия на ребёнка, всегда нужно стремиться избежать наказания, используя другие методы воспитательных воздействий.

СИТУАЦИЯ ПООЩРЕНИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Ситуация поощрения – это психологическая ситуация, в которой на ребёнка действуют различные побуждения, они могут быть как положительными, так и отрицательными. С одной стороны ребёнок не хочет выполнять требуемое взрослым, а с другой – хочет получить обещанное взрослым поощрение.

Поощрение отличается от наказания тем, что ребёнок стремится выполнить требования взрослых не из-за страха, а из-за желания получить обещанное поощрение. Ситуация поощрения не изолирует ребёнка от привычного окружения и не ограничивает его свободу. Ребёнок может делать что хочет, но он знает, что если не выполнит требований взрослого, то не получит и обещанного поощрения.

Ребёнок будет выполнять требования взрослого, если притягательность поощрения больше, чем нежелание выполнять требования взрослого. Так, если отец говорит ребёнку, что возьмет его на рыбалку, если тот исправит все “двойки” в школе, ребёнок будет стремиться исправить оценки только в том случае, если желание пойти на рыбалку будет более сильное, чем нежелание учить какой-либо предмет в школе. Кроме того, ребёнок должен быть твердо убежден в том, что обещание обязательно будет выполнено. Однако в такой ситуации есть скрытая опасность в том, что главным для ребёнка будет не столько усвоение учебного материала, сколько желание получить хорошую отметку (ребёнок может списать, а иногда даже попытаться “купить” нужную ему отметку). В таком случае ребёнок получает поощрение, фактически не выполнив требования взрослого.

Другой поведенческой ситуацией может быть отказ от поощрения. Обещание родителей сводить сына в зоопарк будет очень слабым для выполнения требований родителей, если ребёнок не интересуется животными. Родители очень часто совершают такую ошибку. Они предлагают в качестве поощрения ребёнку то, что будет для него интересным именно с точки зрения родителей, а не с точки зрения ребёнка. Не всегда родители могут правильно разгадать, что будет наиболее интересно ребёнку в качестве поощрения.

В ситуации поощрения взрослый должен правильно себя вести, ведь ребёнок хорошо понимает, что взрослый, обещая поощрение за выполненное требование, может в принципе и без этого предоставить желаемое, также взрослый может и не сдержать обещание. Взрослый может всё. Следовательно, если родители хотят, чтобы поощрение было действительно действенным методом воспитания, они должны четко придерживаться тех требований, о которых они говорят. Поощрять ребёнка только после того, как требование выполнено, и никогда не обманывать собственного ребёнка. Также не должно предъявлять двояких требований, которые могут быть поняты по-разному ребёнком и родителями, и нельзя одному родителю отменять требования другого, это может привести к снижению авторитета кого-либо из родителей, или даже обеих родителей, а также бабушек, дедушек и других родственников. Н. В. Шелгунов писал, что, делая уступки на каждом шагу, родители вводят в свои отношения к детям начало произвола, когда ребёнок увидит и поймет, что исполнение его желаний зависит от степени его настойчивости, он не будет уступать, и выполнять требований взрослых.

Если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором формирования познавательной активности у детей, особенно в младшем возрасте, когда у ребёнка мал жизненный опыт, или его нет вовсе, не сформировано самосознание, слабы психические процессы. Положительные эмоции очень сильно способствуют активизации любой деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому ребёнок в любом возрасте нуждается в одобрении и признании, так как чувство удовлетворения, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство обиды и раздражения, вызванного наказанием. Поощрение побуждает ребёнка к активной дальнейшей деятельности.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ

Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, столько и спорят о данной проблеме. Одни боятся захвалить и воспитать ребёнка чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу, как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребёнке личность и вызвать целый ряд негативных явлений – страх, ненависть к родителям. Разумеется, однозначно выразить мнение по этому вопросу нельзя, но можно дать ряд советов, которые помогут родителям сформировать собственное мнение.

Родители должны всегда представлять себя на месте ребёнка. Нравится ли взрослым похвала и поощрения? Приятно ли получать премии, надбавки, похвала руководителя? Где приятнее услышать похвалу: наедине, или при свидетелях? Наверное, второе более приятно? А ребёнку нужно ещё больше, он должен каждый час слышать, что он молодец, умница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не “правильно, хорошо выполнил”, а “отлично, великолепно, чудесно, превосходно”. Не скупитесь на похвалу, а за особые заслуги – помыл свои туфли, быстро оделся и т. д. – что-либо подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово “рыбка”, сказанное секретно доверительно на ушко (дети это очень любят). Если ребёнку все время говорить “Ты – свинья”, “Ты – клоун”, то это может сформировать комплекс неполноценности, озлобленности против родителей и окружающего мира.

Не нужно хвалить ежеминутно, так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.

Можно дать ребёнку второе имя – существительное, но не производное от первого. Это может быть “рыбка”, “зайчик”, “ласточка”. Поскольку дети любят ушами, и им нравится такое к себе обращение, можно его использовать в качестве похвалы – легкого поощрения. Можно чередовать и производное от имени, например, Наташа – Натусенька, Наточка, Таточка, Наталочка, Натали, Натулечка и т. д. Можно обратиться к ребёнку ласково и в зависимости от его пола: доченька, дочка, дочурка, внучка, внученька, внучёк, сынок, сыночек и т. п.

Поощрения могут быть материального и нематериального порядка. К поощрениям нематериального порядка относятся: пожатие руки, объятие вблизи и на расстоянии, поцелуй, ласковое слово, сказанное на ушко или при всех, воздушный поцелуй, различные жесты, мимика, показы пальцами рук, глазами, особые обещания не материального характера (поход в гости, на рыбалку и т. п. ).

К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребёнок забудет) поощрение материального плана (купить любимую игрушку, мороженое и др. )

Переходя к наказаниям, важно сказать, как категорически нельзя наказывать. Нельзя называть едой, сильно бить, обзывать бранными словами (в том числе вульгаризмами и жаргонизмами), нельзя кричать, ставить в угол надолго, наказывать в публичном месте, повторять свои требования множество раз.

П. А. Блонский возражал против телесного наказания, мотивирую это тем, что наказание апеллирует к животному страху, вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают, делает ребёнка забитым, а потому ничтожным, освобождает от угрызений совести. Впоследствии такие дети делаются нечувствительными и становятся материальными циниками. Телесные наказания вредно воздействуют на половую сферу ребёнка, вызывая приток крови к половым органам. Также наказание развращает воспитателя.

Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:

  • терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;
  • объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;
  • отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется;
  • неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка – подождите, пока поступок повториться;
  • научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;
  • обратитесь к ребёнку по-деловому – Илья (а не Илюша);
  • измените, тон общения, решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе (т. е. родителе), выражение лица – нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;
  • используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру “Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша” или “Целый день я не буду тебя обнимать”, а психологи считают, что для нормального психического развития ребёнку необходимо, чтобы его в течение дня обняли не менее восьми раз;
  • лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: “Скучает сегодня наша кукла”;
  • проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме “Что я сегодня сделал не так”;
  • хвалите других детей или друзей, но к месту;
  • организуйте дома “Уголок необдуманных поступков”, где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть (без ничего).

Но после любого наказания обязательно обговорите, за что, почему наказан ребёнок, а потом – всегда приласкайте и покажите ему, что он желанный и любимый.

В своем докладе я пыталась, как можно подробнее рассмотреть методы поощрения и наказания, раскрыть их сущность и особенности применения. Я надеюсь, что все, что изложено выше, поможет родителям правильно воспитывать своих детей, правильно использовать в своей практике методы поощрения и наказания.

Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и ребёнок сам себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка и самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые.

Вместе с тем А. С. Макаренко считал, что система поощрение – наказание необходима и законна. Она закаляет человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.

В. А. Сухомлинский считал, что можно вообще обойтись без наказания, он говорил, что детей можно воспитывать только добром, только лаской. Главным условием воспитания без наказания он считал высокую личностную культуру воспитателя (родителя), умение общаться с детьми, согласованность воспитательных воздействий семьи, школы и общества в целом.

Поощрение и наказание – это оценка деятельности ребёнка, положительная (поощрение), иди отрицательная (наказание). А оценки всегда вызывают побочные действия, например, вызывают больше внимания к собственной персоне, нежели необходимо, развивают эгоизм. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными оценками (поощрениями), так и отрицательными (наказаниями).

Методы поощрения и наказания несут многообразие воздействий на личность ребёнка через книги, беседы, диалоги, убеждения, аргументы, договоры между ребёнком и взрослым, то есть поощрение и наказание могут быть использованы опосредованно, и иногда такое воздействие даже более действенно, нежели непосредственный контакт.

В заключение хочется отметить, что во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь именно родители, как никто другой, знают своего ребёнка, знают, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно всегда стремиться к золотой середине, не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Это интересно:

  • Кассир вахтой с проживанием Кассир вахтой с проживанием Деловой Город • Москва Гросс/год: 65 000 руб. Продавец-кассир (вахта) Наши Люди • Москва Гросс/год: 64 000 руб. Продавец-кассир (вахта) Деловой Город • Москва Гросс/год: 65 000 руб. Продавец-кассир в […]
  • Пуэ-7 правила устройства электроустановок раздел 2 ПУЭ: правила устройства электроустановок Предисловие Правила устройства электроустановок (ПУЭ) седьмого издания в связи с длительным сроком переработки (не менее двух лет) будет выпускаться и вводиться в действие отдельными разделами […]
  • Рассчитать пенсию для женщины 1959 года рождения Правительство повысило пенсионный возраст: калькулятор, когда вы выйдете на пенсию Расчет был произведен по годам рождения граждан 14.06.2018 в 15:44, просмотров: 403175 Правительство приняло решение о схеме повышения пенсионного […]
  • Статья 158 часть 3 уголовный кодекс Какой может быть максимальный срок по статье 158 часть 3? Добрый вечер!Какой грозит максимальный срок моему мужу(он первоход),без принятия особого порядка по ст 158 ч.3 П.а и в 28 Декабря 2015, 18:44 Анна, г. Москва Ответы юристов […]
  • Ошибка в трудовой дата приказа Ошибка? Приказ о приеме вписан на одном уровне с названием организации Здравствуйте, уважаемые кадровики! Запись приказа о приеме на работу в четвертой графе сделана на одной строке с назывнием организации. Сначала ведь надо […]
  • Пенсия для мужчин 1960 года рождения Стоп пенсия! Что стоит за повышением пенсионного возраста Премьер-министр Дмитрий Медведев официально дал старт пенсионной реформе, объявив о повышении возрастной планки. В правительстве решили, что мужчины будут выходить на […]