Совершенствование подоходного налога в Республике Бларусь

Бурак Т. В., Шикуло О. С., научный руководитель Зорина Н.Н.

Полесский государственный университет

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь, из которой впоследствии идет финансирование расходов на развитие народного хозяйства, оборону страны и прочие затраты. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в Республике Беларусь облагаются такими видами налогов, как подоходный налог, налог на недвижимость, земельный налог, и иными налогами.

Действующая система налогообложения доходов граждан в Республике Беларусь представлена основным налогом — подоходным. Он не только занимает ведущее место в системе налогов с населения, но и оказывает значительное влияние на формирование местных бюджетов, так как относится к разряду собственных (закрепленных) налогов и полностью оседает на территории местных Советов. К тому же подоходный налог обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста доходов граждан

Так в течение 2010-2012 гг. наблюдается рост поступлений по подоходному налогу в бюджет. В 2012 его сумма составила 19 318 млрд. р. по сравнению с 2011 г. поступления увеличились на 10 002,5 млрд. р или на 107%. Темп роста к 2010 году составил 359,1% Основными причинами можно назвать увеличение доходной базы плательщиков, увеличение количества плательщиков, состоящих на налоговом учете. Так налоговые декларации о доходах за 2012 год в Беларуси подали свыше 25 тысяч граждан, по сравнению с прошедшем годом налоговые декларации о доходах за 2011 год в Беларуси подали 24,8 тыс. физических лиц. Если рассматривать долю подоходного налога в совокупности денежных доходов населения в 2012 г., то она увеличилась на 1% и составила 6%, по сравнению с 2010 г., что наглядно видно на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика роста налоговой нагрузки на физических лиц за 2010-2012 гг,%

Для снижение уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь на физических лиц в течение последних лет Беларусь активно реформирует налоговую систему, так было упразднено ряд налоговых платежей, произошло сокращение объектов налогообложения и исключение отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, проиндексированы стандартные налоговые вычеты.

Как показала практика данные мероприятия не принесли ожидаемых результатов. Поэтому, с целью дальнейшего совершенствования, необходимо внести предложение об уменьшении ставки подоходного налога на 1–2%, как, например, в Казахстане, где она составляет 10%.

Данная преференция с одной стороны позволит населению оставить в распоряжении дополнительные суммы денежных средств, с другой стороны это будет сопряжено с потерями для доходной части бюджета, особенно местных, где доля подоходного налога достигает 50%. Поэтому стремясь к снижению налоговой нагрузки, уменьшая ставку, государству надо чем-то компенсировать выпадающие доходы казны, например, за счет косвенных налогов. Например, имея на руках часть зарплаты, физическое лицо потратит ее в магазинах на товары отечественного производителя, в отпускную цену которых уже включены налог на добавленную стоимость и акциз.

Необходимо отметить и тот факт, что при снижении налоговой ставки государство будет стимулировать работодателей легально выплачивать зарплаты. Это принесет дополнительные поступления в бюджет, так как часть дохода выйдет из тени.

Что касается дальнейшего совершенствования налогообложения физических лиц в целом, то в ближайшей перспективе необходимо расширить ряд новых электронных сервисов и услуг, в том числе направление физическим лицам извещений об уплате имущественных налогов и об объектах налогообложения; уплату налогов с использованием интернет-банкинга.

Таким образом, для совершенствования налогообложения физических лиц необходимо уменьшать налоговую нагрузку на доходы облагаемые подоходным налогом путем снижения налоговой ставки на 1-2%. Соответственно снижая налоговую нагрузку, предоставляя плательщикам преференции и оставив тем самым в распоряжении плательщиков дополнительные суммы денежных средств, государство вправе ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет косвенного налогообложения и выход из тени части дохода физических лиц.

1. Киреева, Е. Ф. Налоги и налогооблажение: учеб. пособие/ Е. Ф. Киреева. – Минск БГЭУ, 2012 г. -417с.

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, принят Палатой представителей 1. 01.2009 г.; одобр. Советом Республики 18. 01. 2009 г. с учетом изменений, вступающих в силу 01.01.2011 // Консультант Плюс: Бела­русь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Дата доступа: 20.04.2013.

www.konspekt.biz

Рассылка новостей журнала «Заработная плата»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 3, март 2010

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Стандартные налоговые вычеты с 1 января 2010 года по подоходному налогу с физических лиц

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

Л.Т. КУХТИК, экономист

Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее — Закон о введении Особенной части НК), вступившим в силу со дня его официального опубликования , введена в действие с 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2010 г. № 71-З (далее — ОсНК) (ст. 1 Закона о введении Особенной части НК).

Согласно ст. 2 Закона о введении в действие Особенной части НК, ОсНК применяется к отношениям, регулируемым налоговым законодательством и возникшим с 1 января 2010 г.

По отношениям, регулируемым налоговым законодательством, возникшим до 1 января 2010 г., ОсНК применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Кроме того, согласно ст. 3 Закона о введении Особенной части НК до приведения в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь акты законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат Налоговому кодексу Республики Беларусь, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (с изменениями и дополнениями) налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы могут быть установлены в виде дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины).

С 1 января 2010 г. п. 3 ст. 156 гл. 16 ОсНК (Подоходный налог с физических лиц) установлено, что для доходов, в отношении которых ставки подоходного налога с физических лиц установлены пунктами 1 (ставка налога 12 %), 3 (ставка налога 9 %) и 4 (ставка налога 15 %) ст. 173 настоящего Кодекса, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст. 164-166 и 168 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных гл. 16 ОсНК.

Так, в соответствии со ст. 164 гл. 16 ОсНК при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты:

  • в размере 270 000 руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 635 000 руб. в месяц (подп. 1.1 ст. 164 ОсНК). В 2009 г. стандартный налоговый вычет предоставлялся в размере 250 000 руб. при получении дохода в сумме, не превышающей 1 500 000 руб. в месяц;
  • в размере 75 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2. ст. 164 ОсНК). В 2009 г. такой вычет предоставлялся в размере 70 000 руб. в месяц.

Иждивенцами для целей настоящего Кодекса признаются:

  • несовершеннолетние, на содержание которых по решению суда или распоряжению физического лица удерживаются суммы в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов, — для родителя этих несовершеннолетних, выплачивающего указанные суммы;
  • физические лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, — для супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии — для физического лица, в установленном порядке признанного родителем ребенка, из доходов которого по решению суда или распоряжению физического лица удерживаются суммы на содержание данного иждивенца в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов. В случае, если в таком отпуске при наличии родителей (родителя) находится физическое лицо из числа лиц, определенных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, не являющееся родителем ребенка и не имеющее супруга (супруги), оно признается иждивенцем для одного из родителей ребенка;
  • студенты и учащиеся дневной формы обучения старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, — для их родителей;
  • несовершеннолетние, над которыми установлены опека или попечительство, — для опекунов или попечителей этих несовершеннолетних.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 3 (51), март 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

zp.by

В Беларуси проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов.

Стандартные налоговые вычеты — это льгота, предоставляемая гражданам в виде полного освобождения от уплаты подоходного налога определенной суммы дохода. С 1 января 2012 года размер предоставляемого плательщикам стандартного налогового вычета проиндексирован. Так, с 1 января 2012 года стандартный налоговый вычет по месту основной работы граждан, ежемесячные доходы которых не превышают Br2 млн. 680 тыс., составит Br440 тыс. В 2011 году такой вычет предоставлялся в размере Br292 тыс. тем гражданам, доходы которых в месяц не превышали Br1 млн. 766 тыс. «Таким образом, увеличение размера стандартного налогового вычета приведет к уменьшению суммы дохода, с которого исчисляется подоходный налог, и, соответственно, уменьшается сама сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет», — отметили специалисты министерства.

Также проиндексированы и другие стандартные налоговые вычеты. Вычет на детей до 18 лет и иждивенцев увеличен с Br81 тыс. до Br123 тыс., а для лиц, имеющих право на получение такого вычета в повышенном размере (вдовы, вдовцы, одинокие родители, опекуны, попечители и др.), — с Br162 тыс. до Br246 тыс. Вычет отдельным категориям плательщиков (инвалидам первой и второй групп, инвалидам с детства, участникам ВОВ и др.) увеличен с Br410 тыс. до Br623 тыс.

В целях дальнейшего снижения налоговой нагрузки с 1 января 2012 года освобождены от подоходного налога доходы граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи, в том числе проведении операций, полученные ими в виде безвозмездной (спонсорской) помощи от белорусских организаций и граждан Беларуси. Такие доходы полностью освобождаются от подоходного налога при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, устанавливаемом Минздравом Беларуси. «В 2011 году такие доходы освобождались в пределах до 1 тыс. базовых величин в год, т.е. в размере Br35 млн.», — отметили в Министерстве по налогам и сборам.

Кроме того, с 1 января 2012 года введена льгота в отношении доходов, получаемых в виде оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Беларуси, приобретенных для детей белорусскими организациями или индивидуальными предпринимателями. Такие доходы освобождаются от уплаты подоходного налога в пределах Br1 млн. 750 тыс.

Также увеличен размер необлагаемых подоходным налогом доходов, не связанных с выполнением трудовых обязанностей, включая материальную помощь, подарки, призы, оплату стоимости путевок, страховых услуг. Для граждан, получающих такие доходы по месту основной работы (службы, учебы), размер необлагаемого подоходным налогом дохода увеличен с Br5 млн. 250 тыс. до Br8 млн. в год, а при получении указанных доходов от иных организаций и индивидуальных предпринимателей — с Br350 тыс. до Br530 тыс. в год.

С 2012 года родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет, предоставлено право получения стандартного налогового вычета на детей в повышенном размере — Br246 тыс. в месяц. Ранее такое право предоставлялось родителям при условии наличия у них трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Для упрощения налогового администрирования с 1 января 2012 года налоговые агенты освобождены от обязанности перечисления подоходного налога за счет собственных средств при выдаче ими займов индивидуальным предпринимателям или частным нотариусам.

Кроме того, упрощен порядок налогообложения доходов предпринимателей — плательщиков единого налога. Так, с 1 января 2012 года облагаются единым налогом доходы от продажи товаров из розничной торговой сети субъектам хозяйствования. В связи с этим исключается необходимость ведения такими предпринимателями раздельного учета доходов и применения одновременно различных систем налогообложения. Ранее такие доходы облагались либо в рамках общеустановленного порядка, либо упрощенной системы налогообложения, уточнили в МНС.

Внесены изменения и в правила исчисления единого налога. Так, повышающий коэффициент 2 к ставке единого налога теперь применяется при розничной торговле товарами, на которые у предпринимателя отсутствуют документы, подтверждающие их приобретение. При этом не имеет значения, являются ли такие товары иностранными или отечественными. Ранее коэффициент 2 применялся только при реализации иностранных товаров, независимо от наличия документов на такие товары.

www.centr-cen.by

Рассылка новостей журнала «Заработная плата»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 4, апрель 2008

Другие
наши издания

Рубрики в номере

О порядке применения ставок подоходного налога

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

ЮРИЙ ВЕРЕМЕЙКО, юрист

Основной целью работы любого физического лица является получение заработной платы. В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) трудовой договор — соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

Как и многие другие доходы, заработная плата, получаемая работниками от работы по найму, облагается подоходным налогом. Так, ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. №1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон) предусмотрено, что плательщиками подоходного налога с физических лиц являются физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с п. 6 ст. 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

Согласно ст. 2 Закона объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками:

  • от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь — для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь;
  • от источников в Республике Беларусь — для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

Таким образом, доходы в виде заработной платы, получаемой от нанимателей Республики Беларусь, подлежат налогообложению подоходным налогом в Республике Беларусь.

В то же время налогообложение доходов физических лиц может производиться по-разному, а именно, Закон предусматривает различные ставки подоходного налога.

Так, по общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 18 Закона, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено ст. 18 Закона (см. таблицу).

zp.by

Налоговые вычеты по подоходному налогу в 2011 году

О.А. МИСИЛЮК ,

С 1 января 2011 года вступят в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Изменения в налоговом законодательстве коснутся как субъектов хозяйствования, так и физических лиц. В частности, с целью снижения налоговой нагрузки на граждан с 2011 года изменен порядок предоставления налоговых вычетов из заработной платы.

Во-первых, увеличен размер стандартного вычета с 270 тыс. до 292 тыс. руб. при получении дохода, не превышающего 1 766 тыс. руб. (до 2011 г. величина этого дохода не должна была превышать 1 635 тыс. руб.).

На каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца стандартный налоговый вычет увеличен с 75 тыс. до 81 тыс. руб. в месяц. Для категорий плательщиков, имеющих право на стандартный налоговый вычет в размере 150 тыс. руб., его размер увеличен до 162 тыс. руб. на каждого ребенка в месяц.

Для категорий плательщиков, имеющих в 2010 году право на стандартный налоговый вычет в размере 380 тыс. руб., в 2011-м будет применяться вычет в размере 410 тыс. руб.

Обращаем внимание, что ставка подоходного налога с физических лиц в 2011 г. останется прежней — 12%.

Например, в 2011 г. заработная плата работника организации за месяц составит 1 700 000 руб. При этом у работника два ребенка в возрасте до 18 лет.

Так как сумма начисленного дохода не превышает 1 766 тыс. руб., работнику предоставляется стандартный налоговый вычет в сумме 292 тыс. руб. На каждого ребенка предоставляется стандартный налоговый вычет в сумме 81 тыс. руб.

Таким образом, сумма подоходного налога составит:

(1 700 000 — 292 000 — 81 000 х 2) х 12% = 149 520 руб.

Во-вторых, с 2011 г. одиноким родителем также будет признаваться родитель, если второй родитель ребенка лишен родительских прав, и, соответственно, такая категория плательщиков будет иметь право на получение стандартного налогового вычета на детей и (или) иждивенцев в двойном размере — 162 тыс. руб. в месяц.

Для вдовцов (вдов), одиноких родителей стандартный вычет в размере 162 тыс. руб. будет предоставляться и в случае их вступления в брак, при условии что ребенок не усыновлен (удочерен) другим супругом. В 2010 г. такого права данная категория плательщиков не имела. Однако при усыновлении (удочерении) ребенка стандартный вычет указанной категории лиц будет предоставляться в размере 81 тыс. руб. (как на ребенка до 18 лет), при этом физическое лицо, усыновившее (удочерившее) ребенка, также будет иметь право на данный вычет.

Еще одним существенным изменением 2011 г. является расширение сферы применения социальных вычетов (по затратам, понесенным на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования) и имущественного вычета (по затратам, понесенным лицами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство или покупку жилья).

Такие вычеты, наряду с доходами по месту основной работы у нанимателя, можно будет получить и в налоговом органе по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации.

www.b-g.by

Это интересно:

  • Купля продажа оружия на ганза ру Объявления о продаже оружия и снаряжения Хотите продать охотничье или травматическое оружие? Просто добавьте объявление. На проекте GunsBroker размещаются бесплатные объявления о продаже б/у охотничьего оружия, оружия самообороны, […]
  • Решения суда о понуждении к заключению договора Решения суда о понуждении к заключению договора Деятельность суда Приемная суда У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д Судья Романова Г.Г. Дело №33-4112/2010 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. […]
  • Написать жалобу или заявление в прокуратура Как написать заявление в прокуратуру? Советы юриста Как известно, основной функцией прокуратуры РФ был и остается надзор за соблюдением действующего законодательства на всей территории страны. Обратиться за помощью в прокуратуру […]
  • Штраф гаи номер постановления Расшифровка, проверка и оплата штрафов ГИБДД по номеру постановления Любое нарушение норм, предписанных правилами дорожного движения, отражается в постановлении об административном правонарушении, которое является основанием для […]
  • Расчет платы за проживание Из платы за проживание в студенческом общежитии могут исключить плату за содержание и ремонт жилого помещения Госдума приняла в первом чтении законопроект об установлении порядка расчета платы за проживание в студенческом […]
  • О третейских судах в российской федерации 102-фз от 24072002 Изменения в процедуре третейского разбирательства С 1 сентября 2016 г. вступили в силу Федеральный закон от 29.12.2015 №382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29.12.2015 […]