Лаборатория судебно-экологической экспертизы

В рамках уголовного, арбитражного, гражданского и административного судопроизводства лаборатория занимается исследованием последствий негативного воздействия человека на окружающую среду.

Работники лаборатории обладают квалификацией и необходимой приборной базой для исследования экологического состояния всех компонентов окружающей среды: почв, растительности, животного мира, воды и воздуха

В результате экологического экспертного исследования правоприменители и иные заинтересованные лица получают ответы на ряд ключевых вопросов:

  • где и когда произошло экологическое нарушение?
  • в чем его источник или причина, каковы механизм и масштаб?
  • каким было состояние объекта до воздействия и какие изменения произошли?
  • был ли причинен вред окружающей среде и насколько значимый?
  • при каких обстоятельствах произошло нарушение природоохранного законодательства или условий эксплуатации потенциально опасных объектов?
  • возможно ли исправить причиненный окружающей среде вред и какие мероприятия для этого необходимы?
  • какова стоимость восстановительных мероприятий?

Наиболее типичные случаи нанесения ущерба объектам окружающей среды, которые исследует лаборатория:

  • вред (ущерб) почвам и растительному покрову, нарушение биоценозов при складировании грунта или твердых бытовых отходов;
  • причинение вреда (ущерба) объектам окружающей среды при разработке полезных ископаемых;
  • загрязнение воздуха в результате деятельности предприятий;
  • загрязнение рек и озер, гибель водных растений, рыб и других животных, загрязнение прибрежных территорий в результате деятельности предприятий;
  • загрязнение территории химическими веществами или нефтепродуктами;
  • порубки деревьев и кустарников, наносящие вред экологическому состоянию территории.

Фактически же лаборатория выполняет любые экспертные исследования, для проведения которых необходимы специальные знания, связанные с изучением животного и растительного мира, почв и других компонентов окружающей среды.

Заведующий лабораторией судебно-экологической экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России к.б.н. Кутузова Нина Дмитриевна.

www.sudexpert.ru

Судебно-экологическая экспертиза

В последние годы наблюдается устойчивый рост количества экологических правонарушений. К факторам, снижающим эффективность совместной деятельности правоохранительных и природоохранных органов, относится недостаточный уровень использования специальных знаний в области экологии и смежных естественных наук при выявлении и рассмотрении экологических правонарушений в целях установления фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. В качестве эффективного решения этой проблемы развивается судебно-экологическая экспертиза – новое направление судебно-экспертных исследований.

ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В широком смысле экспертиза – это любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных знаний (прежде всего научных, профессиональных, опытных) в государственных и негосударственных учреждениях. Особенности назначения и производства судебной экспертизы регламентированы УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ о ГСЭД).

К общим задачам судебно-экологической экспертизы относятся:

  • определение вида и местоположения источника негативного антропогенного воздействия;
  • характеристика негативного антропогенного воздействия на окружающую среду во времени и пространстве;
  • установление механизма негативного антропогенного воздействия;
  • определение масштабов, а также выявление условий и обстоятельств, способствующих усилению негативного антропогенного воздействия;
  • установление обстоятельств, связанных с нарушением природоохранного законодательства, условий эксплуатации потенциально опасных объектов и действиями (бездействием) специально уполномоченных лиц в области охраны окружающей среды и природопользования, которые способствовали причинению вреда здоровью человека (смерти человека) или иных тяжких последствий.

ДИАГНОСТИКА И ИДЕНТИФИКАЦИЯ

При производстве судебной экспертизы на разрешение эксперта ставятся вопросы диагностического и идентификационного характера. Так, диагностика в судебной экспертизе – это выявление механизма события, времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними, природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т. д. К диагностическим относятся вопросы определения масштабов и обстоятельств негативного антропогенного воздействия на почвенно-геологические объекты в результате разлива нефтепродуктов, установления механизма негативного радиоактивного воздействия.

Идентификация в судебной экспертизе – это процесс установления тождества индивидуально-определенного объекта, который является одним из средств установления истины в судопроизводстве. В качестве примеров идентификационных вопросов судебно-экологической экспертизы можно привести следующие: установление источника негативного антропогенного воздействия на почвенно-геологические объекты; установление конкретного потенциально опасного объекта, явившегося местом возникновения негативного радиоактивного воздействия. В уголовных, гражданских и арбитражных судах идентификационное заключение эксперта является одним из самых важных доказательственных аргументов.

Объектами исследований являются локальный земельный участок, где обнаружены признаки негативного антропогенного воздействия; пробы атмосферного воздуха, воды, почвы, отобранные в пределах антропогенно-нарушенного объекта окружающей среды; образцы флоры и фауны, подвергшиеся негативному антропогенному воздействию; механизмы, оборудование или детали с места, где произошло рассматриваемое событие; сведения из технической документации и актов проверки экологического состояния объектов; результаты обследования объектов окружающей среды санитарно-эпидемиологическими, природоохранными и иными специально уполномоченными органами.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ СУДЕБНЫМ ЭКСПЕРТОМ-ЭКОЛОГОМ

В Российском федеральном центре судебных экспертиз (РФЦСЭ) при Минюсте России создан отдел судебно-экологической экспертизы. В соответствии с приказом Минюста России от 12 сентября 2005 г. № 169 судебно-экологическая экспертиза определена самостоятельным родом судебных экспертиз, который в настоящее время разделен на следующие виды: исследование экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения; исследование экологического состояния естественных и искусственных биоценозов и исследование радиационной обстановки. Государственными судебными экспертами в области судебно-экологической экспертизы могут быть специалисты, имеющие высшее экологическое, биологическое, географическое, почвенно-агрохимическое или техническое образование, прошедшие специальную подготовку, получившие свидетельство о праве самостоятельного производства экспертизы по экспертным экологическим специальностям и специализирующиеся в области исследования различных ее компонентов в целях отправления правосудия.

Поскольку судебные экспертизы проводятся экспертами соответствующих экспертных учреждений либо иными специалистами, назначенными следователем или дознавателем, прокурором, судом, то действующее законодательство предусматривает производство судебной экспертизы как государственными, так и негосударственными судебно-экспертными учреждениями. В настоящее время основная доля экспертиз, связанных с необходимостью установления фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, выполняется сотрудниками неэкспертных учреждений или негосударственными судебными экспертами.

Часто для производства данных экспертиз привлекаются сотрудники специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Основные отличия судебно-экологической экспертизы от государственной экологической экспертизы заключаются в объектах, субъектах, предмете и задачах. Производство государственной экологической экспертизы в соответствии со ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает соответствие планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологического законодательства. Порядок проведения государственной экологической экспертизы регламентируется соответствующим положением. Производство судебно-экологической экспертизы осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством и ФЗ о ГСЭД, связано с судопроизводством и требует использования специальных знаний в области экологии и смежных естественных наук для установления фактических обстоятельств рассматриваемого события.

Проведение сертификации негосударственных судебных экспертов позволит в ближайшее время сформировать корпус судебных экспертов-экологов, которые качественно и в требуемые судопроизводством сроки будут проводить судебные экспертизы в области экологической безопасности. Для повышения качества судебных экспертиз, выполняемых негосударственными судебными экспертами, при специальной подготовке экспертов (независимо от места работы) следует использовать программы, разработанные и утвержденные Минюстом России, а при производстве экспертиз применять экспертные методики, внесенные в Реестр методического обеспечения судебной экспертизы (далее – Реестр). В экспертных заключениях, в том числе выполненных негосударственными судебными экспертами, рекомендуется ссылаться на регистрационный номер экспертной методики в Реестре. Решение данной проблемы весьма актуально в случае возникновения спорных моментов при производстве дополнительных или повторных экспертиз.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ-ЭКОЛОГОВ

Рассмотрим особенности подготовки экспертов, специализирующихся на производстве судебно-экологической экспертизы. По нашему мнению, курс обучения экспертов должен состоять из общих и специальных дисциплин. Самостоятельная подготовка предусматривает освоение дисциплин «Основы криминалистики», «Основы судебной экспертизы» и «Основы судебно-экологической экспертизы», общих для всех экспертных специальностей, связанных с оценкой экологического состояния окружающей среды. Затем предполагается изучение экспертами конкретной специальной дисциплины (например, «Исследование экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения»), котораясоставлена с учетом освоения экспертами вышеназванных базовых программ.

Специальную подготовку экспертов в области судебно-экологической экспертизы, на наш взгляд, можно осуществлять тремя способами.

Во-первых, традиционно – самостоятельной подготовкой сотрудников государственных судебно-экспертных учреждений в течение года, участием совместно с наставником в производстве экспертиз и исследований, рецензированием указанных материалов, сдачей экзамена и аттестацией в установленном порядке.

Во-вторых, при получении второго высшего образования по специальности «Судебный эксперт» в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Судебная экспертиза» на базе высших образовательных учреждений, которые готовят специалистов в области экологии в качестве базового образования, например, в Московском институте коммунального хозяйства и строительства (МИКХиС).

В-третьих, возможно повышение квалификации сотрудников государственных и негосударственных экспертных учреждений, работников правоохранительных органов, специалистов в сфере природопользования и охраны окружающей среды и других заинтересованных лиц, имеющих высшее образование, по конкретной экспертной экологической специальности. Представляется целесообразной организация первоначальных стажировок сотрудников судебно-экспертных учреждений по освоению методик исследования экологического состояния объектов окружающей среды в Институте повышения квалификации (ИПК) РФЦСЭ при Минюсте России, на экологическом факультете Российского университета дружбы народов, в МИКХиС, других вузах. При подготовке необходимо использовать программы специальной подготовки, утвержденные Минюстом России, и предоставлять в порядке научно-методического сотрудничества соответствующую методическую литературу.

Последний вариант подготовки на современном этапе представляется наиболее перспективным. При подготовке изучаются юридические дисциплины «Основы криминалистики» и «Основы судебной экспертизы», которые являются общепрофессиональными. Для их изучения предусмотрено по 20 ч (всего 40 ч). Далее осуществляется обучение специальным дисциплинам (112 часов), которое заключается в подготовке экспертов по курсу «Основы судебно-экологической экспертизы» (20 ч) и по конкретной – экспертной экологической – специальности (92 ч).

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ

В последние годы актуальным является исследование экологического состояния объектов городской среды. В соответствии с Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» осуществляется постоянный контроль качества окружающей среды в городах и иных населенных пунктах. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы принимаются решения о планах социально-экономического развития, реализации различных проектов, о строительстве и эксплуатации объектов промышленности, городского и коммунального хозяйства. Результаты экологического мониторинга и санитарно-эпидемиологического обследования позволяют определить правомочность хозяйственной и иной деятельности объектов городской среды.

Городская среда подвергается воздействию многочисленных негативных процессов природного и антропогенного характера. Среди них следует выделить загрязнение объектов городской среды экологически опасными веществами, повышение уровня вредного физического воздействия, в том числе шумового, вибрационного, электромагнитного, уменьшение озеленненности территории, увеличение площади антропогенно-нарушенных земель, нарушение водного баланса (подтопление или иссушение). Объекты городской среды подвергаются одновременному воздействию нескольких негативных процессов, что часто приводит к усилению последствий в результате их взаимодействия.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам охраны и оздоровления городской среды, а также решению проблем обеспечения эколого-технологической и антитеррористической безопасности. Тем не менее, следует констатировать, что реализация комплекса мероприятий (в том числе использование высокоэффективных газо- и пылеулавливающих устройств, применение безотходных технологий, переход на экологически чистые виды топлива, озеленение территории) не всегда приводит к желаемому результату. Несмотря на законодательное обеспечение учета экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции объектов городской среды, в большинстве населенных пунктов отмечается превышающее установленные нормы негативное антропогенное воздействие транспорта, промышленных и жилищно-коммунальных предприятий на объекты городской среды. Актуально решение проблем загрязнения окружающей среды отходами жизнедеятельности и бытовым мусором. Решение вышеуказанных задач свидетельствует о необходимости формирования самостоятельного направления судебно-экологических исследований, а именно судебно-экологической экспертизы объектов городской среды.

ДАНО. НАДО ДОКАЗАТЬ

Для иллюстрации возможностей комплексного экспертного исследования табачных изделий, имеющих различные торговые марки, с целью установления общего источника происхождения приведем следующий пример.

Дано. На территории сквера засохли 20 лип. По мнению жильцов домов, расположенных рядом со сквером, причиной гибели растений являлась деятельность АЗС, находящейся в 500 м от сквера. После составления протокола осмотра сотрудниками экологической милиции дело было направлено в суд. Администрация АЗС категорически возражала против привлечения ее в качестве ответчика по делу. Для установления причинной связи между усыханием деревьев и деятельностью предприятия назначена эколого-почвоведческая экспертиза.

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

Доказать, является ли причиной усыхания деревьев загрязнение почвенного покрова сквера экологически опасными веществами? Если да, то какими?

Где находится источник негативного антропогенного воздействия, деятельность которого могла привести к загрязнению почвы на территории сквера?

В ходе производства экспертизы был проведен экспертный осмотр почвенного покрова сквера и территории АЗС. При осмотре установлено, что усохшие деревья составляют 40% общего древостоя поврежденного участка. Травянистый покров местами вытоптан. Площадь нарушения составляет 85 кв. м. Проективное покрытие травой составляет 80%. Поверхность почвенного покрова имеет уклон 1 – 5о в сторону пруда. Местами имеются западины. По границе сквера установлен металлический забор с бетонным основанием и проложена ливневая канализация.

Отбор проб осуществлен на участке сквера, где росли деревья, на территории, прилегающей к АЗС. Контрольные участки для отбора проб были выбраны также на территории сквера, где не было засохших лип.

В районе имеется ряд источников, которые могли стать причиной загрязнения почвенного покрова сквера, повлекшего гибель древостоя. К данным источникам относятся автотранспортные магистрали и гаражный комплекс на западной границе сквера (транспортные выбросы включают свинец, сажу, оксиды азота, диоксид серы, альдегиды, непредельные углеводороды; антигололедные составы на основе хлористого натрия), а также АЗС, расположенная в 500 м к западу от места рассматриваемого события (возможное загрязнение за счет транспортных выбросов, разливов и испарения топлива и ГСМ).

Учитывая особенности ландшафта и обустройства территории (бордюры, забор, ливневая канализация), из числа возможных путей загрязнения следует исключить поступление токсикантов с поверхностным стоком. Легкий гранулометрический состав и естественное дренирование территории исключает возможность загрязнения почв капиллярным путем из подземных вод.

Исследование почвенного покрова участка проводили в соответствии с общепринятыми методиками в аналитической лаборатории, аккредитованной Госстандартом России. Проведение химических анализов объектов городской среды не входит в компетенцию эксперта-эколога, который на основе данных, полученных экспертами других экспертных специальностей, проводит исследование экологического состояния объектов окружающей среды.

В рассматриваемом случае результаты исследования почвенно-экологической обстановки свидетельствуют о том, что почвенный покров участка характеризуется повышенным (по сравнению с фоновым значением) содержанием тяжелых металлов (ртути, кадмия, свинца, цинка, меди, никеля, хрома), а также нефтепродуктов. В то же время концентрации данных веществ находятся значительно ниже уровня фитотоксичности для растений. Следовательно, загрязнение почвенного покрова вышеназванными загрязнителями не является причиной усыхания древостоя.

В пробах, отобранных на участке сквера, где росли засохшие деревья, обнаружено повышенное содержание натрия, которое не характерно для местных почв. В почвах городов основным источником поступления легкорастворимых солей являются антигололедные составы, представляющие собой смесь песка и соли (в основном NaCl). Известно, что повышенные концентрации легкорастворимых солей в почвах угнетающе действуют на растения, в том числе способствуют усыханию древостоя. Следует принять во внимание, что натрий является подвижным элементом, который легко вымывается из почв легкого гранулометрического состава в периоды повышенного увлажнения (апрель – май). Выявление высоких концентраций данного элемента на участке с поврежденным древостоем в июле, когда проводился экспертный осмотр, свидетельствует о его значительном поступлении в зимний период с грязным снегом и талыми водами. В то же время почвенный покров на участке сквера с неповрежденным древостоем характеризуется низкой концентрацией натрия.

ЧТО УСТАНОВЛЕНО, КТО ВИНОВАТ

В результате экспертного исследования установлено, что в почвах поврежденного участка сквера тяжелые металлы и нефтепродукты находятся в концентрациях, не являющихся фитотоксичными, хотя их влияние может суммироваться с другими негативными факторами. Усыхание деревьев может быть вызвано повышенными концентрациями в почве легкорастворимых солей, являющихся одной из основных причин усыхания деревьев и поступающих на территорию сквера с грязным снегом от проезжей части, обрабатываемой антигололедными составами. Кроме того, возможно прямое воздействие на деревья газовых выбросов, поступающих в атмосферный воздух от транспорта и промышленных предприятий района и города, однако оценить последствия их влияния на древостой в рамках данной экспертизы не представляется возможным. Усилению негативного воздействия на почву сквера способствовало уплотнение и вытаптывание почвенного покрова сквера, ведущее к ослаблению фильтрации и застою талых вод с высокими концентрациями легкорастворимых солей, в результате чего длительность их воздействия на древостой увеличивается. Признаков негативного воздействия на почвенный покров сквера в результате деятельности АЗС в ходе производства экспертизы не установлено. Значит, причинной связи между усыханием деревьев и деятельностью данного предприятия не обнаружено.

О КОМПЛЕКСНОЙ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Понятия «комплексное исследование», «комплекс исследований в рамках одной специальности», «комплексная экспертиза» и «комплекс экспертиз» указывают на реализацию комплексного подхода к решению экспертной задачи. Комплексной экспертизой не является исследование одних и тех же объектов представителями разных экспертных специальностей, которые самостоятельно решают экспертные задачи и составляют отдельные заключения.

Комплексная судебная экспертиза представляет собой понятие процессуальное.

Предметом комплексной судебной экспертизы является установление фактических обстоятельств интеграционного характера по рассматриваемому делу, в том числе связанному с негативным антропогенным воздействием на окружающую среду в результате исследования различных ее компонентов. Комплексный характер экспертиз обусловлен необходимостью определения закономерностей изменения совокупности диагностических и идентификационных признаков объектов окружающей среды, изучение которых позволяет делать обоснованные экспертные заключения.

Таким образом, основными путями развития судебно-экологической экспертизы являются разработка и утверждение единых экспертных методик для использования государственными и негосударственными судебными экспертами,осуществление аттестации государственных экспертов и сертификации негосударственных экспертов, прошедших специальную подготовку по стандартным программам, утвержденным Минюстом России, а также использование системы контроля качества производства экспертиз.

Судебно-экологическая экспертиза – это практическая деятельность, состоящая в исследовании негативного антропогенного воздействия на конкретные (локальные) объекты окружающей среды и осуществляемая в процессе уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

В современных условиях требуется объединение усилий от сотрудников государственных судебно-экспертных учреждений в целях выработки единого научно-методического подхода к производству судебных экспертиз. Для обеспечения реализации данного подхода государственными и негосударственными экспертами в марте 2005 г. создана Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы, зарегистрированная Госстандартом России.

Судебно-экологическая экспертиза позволяет установить важные фактические обстоятельства экологических правонарушений. Поэтому если вас беспокоит, например, существенное ухудшение состояния деревьев в сквере, радиационная обстановка на объекте строительства, качество воздуха во дворе, несанкционированная свалка на близлежащем земельном участке и вы готовы подать исковое заявление в суд, то в этом случае понадобится помощь судебных экспертов-экологов, которые проведут все необходимые экологические исследования.

Судебными экспертами-экологами не рождаются, ими становятся. Причем обучение экспертов включает не только теоретический курс, но и практические занятия по осмотру участков в целях выявления признаков негативного антропогенного воздействия. Будущие судебные эксперты-экологи учатся правильно отбирать образцы (пробы) и работать с материалами, полученными при обследовании объектов окружающей среды. При подготовке к экзамену специалист выполняет пять учебных экологических экспертиз. После успешной сдачи экзамена ему выдается сертификат, подтверждающий компетентность при производстве определенного вида судебно-экологической экспертизы объектов. Сертификация проводится в РФЦСЭ при Минюсте России.

Недавно подготовку и сертификацию прошли 19 ведущих специалистов в области экологии. Среди них – руководители НИиПИ экологии города. Так, д. г. н. А. С. Курбатова, к. т. н. М. С. Мягков и к. г. н. Д. С. Савин получили сертификат, подтверждающий компетентность по экспертной специальности «Исследование экологического состояния естественных и искусственных биоценозов», к. г. н. С. В. Маршев и к. б. н. О. Ф. Неглядюк – по специальности «Исследование экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения».

Предмет судебно-экологической экспертизы городской среды – фактические обстоятельства, свидетельствующие о негативном антропогенном воздействии на конкретные объекты городской среды, в том числе здания, сооружения и функционально связанные с ними территории, которые устанавливаются на основе использования специальных знаний в области экологии и смежных наук в процессе уголовного, гражданского и адмистративного судопроизводства.

Решение экспертных задач подразумевает участие экспертов разных специальностей. В этой связи судебно-экологическая экспертиза, как правило, носит комплексный характер и проводится разными экспертными специалистами, формулирующими общий вывод.

Экспертная специальность – это фактическая область специальных знаний, которыми владеет данный судебный эксперт.

В соответствии с действующим законодательством комплексной является судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, формулирующих общий вывод. При возникновении разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, оформляет отдельное заключение. Проведение комплексной экспертизы регламентируется ст. 201 УПК РФ, ст. 82 ГПК РФ, ст. 85 АПК РФ и ст. 23 ФЗ о ГСЭД.

ОМЕЛЬЯНЮК Георгий Георгиевич, заведующий отделом судебно-экологической экспертизы РФЦ судебной экспертизы при Минюсте России, доктор юридических наук, кандидат биологических наук

terraplan.ru

Особенности назначения и производства судебно-экологических экспертиз

Судебно-экологическая экспертиза относится к разряду новых, формирующихся классов судебных экспертиз. Ее методическое обеспечение находится пока в стадии разработки. Немногочисленны и кадры судебных экспертов-экологов.

Государственными судебными экспертами в области судебно-экологической экспертизы могут быть специалисты, имеющие высшее экологическое, биологическое, географическое, почвенно-агрохимическое или техническое образование, прошедшие специальную подготовку, получившие свидетельство о праве самостоятельного производства экспертиз по специальностям, сопряженным с оценкой экологического состояния окружающей среды, и специализирующихся в области исследования различных ее компонентов в целях отправления правосудия.

Следует подчеркнуть, что государственные судебные эксперты при самостоятельном выполнении судебно-экологической экспертизы должны в обязательном порядке пройти курс специальной подготовки по программе «Основы судебно-экологической экспертизы» (обшей для всех судебно-экологических экспертных специальностей) и по соответствующей экспертной специальности, а также аттестацию на право самостоятельного производства судебно-экологических экспертиз.

В РФЦСЭ при Минюсте России создана лаборатория судебно-экологической экспертизы. Положительный опыт при производстве судебно-экологических экспертиз накоплен в Приволжском региональном центре судебной экспертизы Минюста России, а также в Краснодарской лаборатории судебной экспертизы Минюста России.

Поскольку судебные экспертизы производятся экспертами соответствующих экспертных учреждений либо иными специалистами, назначенными судом, то действующее законодательство предусматривает производство судебной экспертизы как государственными, так и негосударственными судебно-экспертными учреждениями. В настоящее время основная доля экспертиз, связанных с необходимостью установления фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, выполняется негосударственными судебными экспертами.

Часто для производства данных экспертиз привлекаются сотрудники специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Следует подчеркнуть, что природоохранные и санитарно-эпидемиологические органы не являются субъектами судебно-экспертной деятельности. Тем не менее в соответствии с процессуальным законодательством и Законом о судебно-экспертной деятельности сотрудники указанных органов могут привлекаться в качестве негосударственных судебных экспертов.

Основные отличия между государственной экологической экспертизой, с одной стороны, и судебно-экологической экспертизой, с другой стороны, заключаются в различии объектов, субъектов, предмета и задач. Производство государственной экологической экспертизы в соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает соответствие планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологического законодательства. Порядок проведения государственной экологической экспертизы регламентируется соответствующим положением. Производство судебно-экологической экспертизы осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством и Законом о судебно-экспертной деятельности, связано с судопроизводством и требует использования специальных знаний в области экологии и смежных естественных наук для установления фактических обстоятельств рассматриваемого события.

Эксперт не вправе выходить за пределы своей специальной компетенции, т.е. давать заключение по вопросам, которые не могут быть разрешены на основе его специальных знаний. В связи с этим правовая оценка фактических обстоятельств дела является исключительным правом следователя, дознавателя, прокурора и суда. Например, судебно-экологическая экспертиза не определяет правовые нормы, которые нарушены в результате негативного антропогенного воздействия, а позволяет получить доказательственную базу для определения его источника, характеристики, механизма, масштаба влияния на окружающую среду. Вместе с тем в заключении эксперта могут быть указаны отдельные нормы, касающиеся предмета экспертизы (например, нормы, устанавливающие предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ, и т.д.).

В настоящее время эксперты в области судебно-экологической экспертизы не определяют суммы ущерба, причиненного природной среде негативным антропогенным воздействием. Решение данного вопроса выходит за пределы специальных знаний эксперта-эколога и может быть осуществлено в рамках комплексной судебно-экологической и судебно-экономической экспертизы. В дальнейшем предполагается формирование нового вида судебно-экологической экспертизы — судебной экспертизы объектов окружающей среды в нолях установления стоимости их восстановления. Данный вид экспертизы представляет собой процессуальное действие, проводимое специалистами в области экологии и смежных естественных наук, а также в области экономики, которые дают заключение о размере причиненного окружающей среде вреда на основе установления стоимости восстановительных мероприятий. При этом к данным мероприятиям можно отнести рекультивацию земель, восстановление растительного и почвенного покрова и др.

При производстве комиссионной судебно-экологической экспертизы, выполняемой комиссией экспертов одной специальности (например, в области исследования радиационной обстановки), задачи исследования для всех членов комиссии определяются судом.

Судебно-экологическое исследование объектов окружающей среды, как правило, носит комплексный характер и производится комиссией экспертов разных экспертных специальностей (биологов, материаловедов, почвоведов), формулирующих общий вывод. Ведущий эксперт (эксперт-организатор) конкретизирует экспертную задачу для каждого члена комиссии, например эксперт в области эколого-биологической экспертизы определяет способность высаженных при рекультивации земель, жизнеспособность растений, а эксперт-материаловед — классификационную принадлежность загрязняющих почву веществ. Результаты этих исследований оформляются как частные выводы с указанием фамилии конкретного эксперта и используются в дальнейшем при подготовке синтезирующей части и формулировании общего вывода. Предметом комплексной судебной экспертизы является установление фактических обстоятельств интеграционного характера по рассматриваемому делу, в том числе связанному с негативным антропогенным воздействием на окружающую среду в результате исследовании различных ее компонентов. Комплексный характер судебно-экологических экспертиз обусловлен необходимостью определения закономерностей изменения совокупности диагностических и идентификационных признаков объектов окружающей среды, изучение которых позволяет делать обоснованные экспертные заключения.

В качестве примера комплексной судебной экспертизы и оценки заключения эксперта судом приведем результаты экспертизы по факту нарушения экологического состояния почвенного и растительного покрова, вызванного устранением последствий аварии на трубопроводе, принадлежащем одной из топливозаправочных компаний. Эта судебная экспертиза выполнена в РФЦСЭ при Минюсте России для разрешения арбитражного спора.

В лесном массиве была обнаружена утечка керосина из топливопровода, проложенного под землей и предназначенного для подачи авиационного топлива. В целях ее устранения работниками топливозаправочной компании проложена просека и расчищена площадка для ремонтных работ. В связи с проведением указанных работ должностными лицами лесхоза составлен протокол о лесонарушении с указанием нарушений в виде уничтожения лесной подстилки и плодородного слоя лесных почв, повреждения деревьев до прекращения роста, а также в соответствии с лесным законодательством подана претензия с указанием суммы ущерба.

Для решения вопросов о площади нарушения почвенного и растительного покрова в рамках производства экспертизы осуществлен выезд экспертов на место, где произошло рассматриваемое событие. В процессе исследования проводилась фотосъемка и составление плана-схемы замеров. Графические и иллюстративные материалы были приобщены к заключению эксперта. Описание растительности и почв проведено непосредственно на месте утечки керосина (локализуемые объекты) и вне места происшествия (локализующие объекты)1. В ходе экспертного исследования проведен подсчет площадей и обсуждение результатов обследования местности. В результате установлено, что общая площадь уничтоженного плодородного слоя, включая лесную подстилку, составляет 1929,38 кв. м, что практически в два раза меньше по сравнению с площадью, рассчитанной должностным лицом лесхоза. Для восстановления поврежденного лесного массива экспертами предложен перечень землеустроительных мероприятий, рекомендуемых для устранения последствий лесонарушения.

Арбитражный суд г. Москвы, рассмотрев иск лесхоза к топливозаправочной компании о возмещении причиненного ущерба, установил, что представленный иск подлежит удовлетворению частично. Основанием для данного решения послужило изучение заключения эксперта. В судебном заседании истец не представил каких-либо доказательств, опровергающих выводы проведенной судебной экспертизы, и не заявил ходатайство о необходимости проведения другой экспертизы.

Судебно-экспертные экологические исследования могут быть проведены в процессуальной и непроцессуальной форме. Процессуальным основанием производства судебно-экологической экспертизы служит определение суда о ее проведении, вынесенное в соответствии со ст. 80 ГПК, ст. 78, 79, 155 АПК. Вместе с тем результаты судебно-экспертного исследования почвенно-геологических объектов не могут быть оформлены протоколами отбора образцов (ст. 58, 75, 81, 184 ГПК. ст. 78, 79, 155 АПК). Порядок назначения экспертизы регламентируется ст. 79 ГПК, ст. 82 АПК.

Поскольку многие экологические экспертизы выполняются сотрудниками неэкспертных учреждений, следует подчеркнуть, одно из существенных различий между экспертными и неэкспертными учреждениями заключается 14 том. что мри производстве эксперт 5 в государственных, а также в некоторых негосударственных судебно-экспертных учреждениях со стороны их руководителей осуществляется контроль за сроками и качеством экспертиз. При выполнении экспертизы сотрудниками неэкспертных учреждений (государственных или негосударственных), а также частными экспертами обязанность данного контроля возложена на суд, назначивший экспертизу.

При производстве судебно-экологической экспертизы сотрудником неэкспертного учреждения или частным экспертом суду предстоит самостоятельно решить вопрос о необходимой и достаточной квалификации лица, выбираемого ими в качестве эксперта для производства экспертиз. Наличие высшего профессионального образования по указанным выше специальностям недостаточно, так как при производстве судебных экспертиз, как правило, эксперту необходимо использовать знания в области судебной экологической экспертизы, а также основ материального и процессуального права.

Следует отметить, что судебно-экологическое исследование имеет свою специфику, заключающуюся в необходимости исследования не только вещественных доказательств, но и локализуемых (сравнительных) и локализующих (контрольных) образцов (проб), отобранных вокруг места происшествия в целях его локализации.

В Законе о судебно-экспертной деятельности, УПК, ГПК и АПК отсутствует понятие «проба». Многими учеными и практиками в области криминалистики и судебной экспертизы понятия «образец» и «проба» считаются синонимами. Однако при производстве судебно-экологических экспертиз чаще всего отбираются именно пробы, а не образцы. Например, при производстве эколого-почвоведческой экспертизы представляются средние пробы (50-200 г), отобранные с различной глубины и из разных мест локализуемого и локализующего участков (из всех углов и из центра) с учетом характера загрязнения, его интенсивности, погодных условий и т.д. Технология отбора проб принципиально отличается от порядка отбора образцов.

На наш взгляд, проба, предназначенная для судебно-экспертных исследований, состоит из индивидуально-отобранных образцов и является представительной к объединенной выборке или разовой выборке идентификационного периода. В большинстве случаев проба (50-200 г) образуется путем смешивания нескольких индивидуально-отобранных образцов в целях получения информации об объекте судебной экспертизы1.

Органу (лицу), назначившему экспертизу, следует указывать факт представления индивидуально-отобранных образцов или смешанных проб в качестве локализуемых (сравнительных) и локализующих (контрольных) объектов. В случае, когда на экспертное исследование представлены индивидуально-отобранные образцы и смешанные пробы, сравнение их между собой недопустимо.

Если получение образцов для сравнительного исследования является частью судебной экспертизы, то оно производится экспертом. Сведения об этом эксперт отражает в своем заключении. О результатах выезда на место, где произошло рассматриваемое событие, в ходе производства судебно-экологической экспертизы в заключении эксперта делается соответствующая запись, в частности, указываются факты отбора образцов (проб), приводятся описания особенностей участка и специфических признаков, например наличия загрязнений почвы, конкретных видов растений и т.п., а также схема отбора образцов (проб). Если какие-либо исследования осуществлены на месте, то факт их проведения отражают во вводной части заключения, а результаты исследований — в исследовательской части.

В случае необходимости экспертного исследования объектов, которые по каким-либо причинам не могут быть доставлены в судебно-экспертное учреждение (например, участки земной поверхности), орган или лицо, назначившие экспертизу, обязаны обеспечить эксперту возможность для работы с ними. Если лица, в распоряжении которых находятся эти объекты, отказывают в доступе к объектам такого рода, то орган или лицо, назначившие экспертизу, должны использовать предоставленные им законом полномочия и принять все необходимые меры для обеспечения беспрепятственного доступа к объекту и возможности его исследования. К лицам, препятствующим доступу к объектам, могут быть применены санкции, предусмотренные процессуальным законодательством.

К отбору образцов и проб следует подходить творчески, учитывая особенности ландшафтной системы (рельеф, характер растительности и т.д.) и пространственную неоднородность биогеоценозов. В ходе производства судебно-экологической экспертизы при выезде на место, где произошло рассматриваемое событие, в целях отбора проб следует обращать внимание на естественные и искусственные понижения, где может происходить аккумуляция загрязняющих веществ. Последнее обстоятельство важно учитывать в случаях осмотра через несколько дней или недель после возникновения негативного антропогенного воздействия.

Действия, связанные с упаковкой объектов и их направлением на экспертизу, проводят в соответствии с требованиями процессуального законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов. К постановлению рекомендуется приложить план места происшествия и указать места отбора локализуемых и локализующих (контрольных) образцов (проб). В качестве дополнительной следует указывать информацию о характере почвенного покрова, растительности, рельефа, погодных условиях и т.д.

Временной период между правонарушением и отбором объектов для производства судебно-экологической экспертизы должен быть минимальным. Это обусловлено тем, что состав и свойства объектов судебно-экологической экспертизы, отобранных на месте рассматриваемого события, и окружающей данное место территории подвержены изменению во времени под влиянием условий окружающей среды, эксплуатации и хранения. Прежде всего наблюдается динамика биологических характеристик. Если в ходе экспертного исследования часть объектов, изъятых с места происшествия, удается объединить в одну группу, то образцы (пробы) этой группы могут быть отнесены к локализуемым (сравнительным), а отличающиеся от них — к локализующим (контрольным).

На допустимость объектов судебно-экологической экспертизы помимо соблюдения процессуального порядка их получения влияет продолжительность и условия хранения изъятых объектов. Следует учитывать, что при хранении исследуемых объектов (особенно в неблагоприятных условиях, например при переувлажнении) могут изменяться криминалистически значимые признаки. При невозможности своевременного назначения и производства экспертизы наиболее целесообразным является хранение всех отобранных объектов в одинаковых и наиболее благоприятных условиях. При повышенной влажности объекты судебно-экологической экспертизы высушивают. При хранении объектов должна быть исключена возможность их соприкосновения. Когда факт раздельного хранения такого рода объектов подвергается сомнению, заключение эксперта может быть лишено доказательственного значения.

При осмотре мест происшествия, связанных с уничтожением зеленых насаждений, отравлением животных или людей в результате негативного антропогенного воздействия (загрязнения пестицидами и иными экологически опасными веществами), отбор образцов (проб) осуществляют при строгом соблюдении необходимых мер предосторожности. Для предотвращения несчастных случаев изъятие объектов проводят в присутствии другого лица (лиц). В этом случае отбор образцов (проб) с загрязненного участка местности следует проводить в противогазе или с марлевой повязкой на лице, в резиновых перчатках и сапогах1.

От правильности представленных исходных данных во многом зависит степень обоснованности заключения эксперта, ряд существенных вопросов которой решается с учетом сообщаемых эксперту сведений, например о времени возникновения негативного антропогенного воздействия на объекты окружающей среды, погодных условиях и т.д. Эксперт не вправе оценивать правильность исходных данных, которые устанавливаются в ходе судопроизводства, например путем осмотра места, где произошло рассматриваемое событие. Если в процессе рассмотрения дела выясняется, что сообщенные эксперту исходные сведения неверны, то его заключение будет признано недостоверным. Опытные эксперты формулируют так называемый альтернативный вывод, в котором указывают, что та или иная ситуация может возникать при тех или иных исходных данных.

Выводы эксперта формулируются на основе всестороннего, глубокого и объективного анализа и синтеза результатов, полученных при исследовании вещественных доказательств. Они представляют собой ответы на поставленные вопросы, или эксперт указывает на невозможность их решения. Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. Анализ практики производства по таким сложным судебным экспертизам, какими являются судебно-экологические, показывает, что суд зачастую обращает внимание только на выводы экспертов. Изучение и вдумчивая оценка других разделов заключения эксперта-эколога проводится только в случае противоречия выводов экспертизы другим доказательствам по делу, а также в случае несогласия с ними сторон.

При проведении судебных экологических экспертиз используются специальные знания, которыми судьи и адвокаты, как правило, не располагают. Поэтому для облегчения восприятия заключения участниками судебного разбирательства по возможности следует подробно обосновывать выводы и избегать чрезмерного употребления сложной научной терминологии.

В целях реализации единой государственной политики в области судебной экспертизы, повышения ее качества, регулирования деятельности негосударственных судебных экспертов ведущие судебно-экспертные организации: РФЦСЭ при Минюсте России и Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России учредили некоммерческое партнерство «Палата судебных экспертов» (НП «СУДЭКС»). Среди основных направлений деятельности данной палаты — организация сертификации судебных экспертов, экспертных методик и средств измерения в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы, созданной в РФЦСЭ при Минюсте России. Эта система прошла регистрацию в Ростехрегулировании как «Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы — РОСС Яи.В 175.04ОЭ00 от 02.03.2005».

Для повышения качества судебных экспертиз, выполняемых негосударственными судебными экспертами, при специальной подготовке экспертов (независимо от места работы) следует использовать программы, разработанные и утвержденные Минюстом России, а при производстве экспертиз применять экспертные методики, внесенные в Единый реестр методического обеспечения судебной экспертизы2. В экспертных заключениях, в том числе выполненных негосударственными судебными экспертами, рекомендуется ссылаться на регистрационный номер экспертной методики в Реестре методического обеспечения судебной экспертизы. Решение данной проблемы весьма актуально в случае возникновения спорных моментов при производстве дополнительных или повторных экспертиз.

И в заключение следует остановиться на весьма важной для данной сферы экспертной профилактике, которая представляет собой деятельность по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению экологических правонарушений, и разработке мер по их устранению3. Экспертная профилактика экологических правонарушений проводится на основе процессуального законодательства и в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Минюстом России1. Она осуществляется: во-первых, в процессуальной форме при производстве судебно-экологической экспертизы по конкретному делу; во-вторых, в непроцессуальной форме на основе обобщений экспертной и судебной практики, научных исследований.

В области судебно-экологической экспертизы профилактическая деятельность состоит в следующем:

— в заключении эксперта указываются обстоятельства, способствующие совершению экологического правонарушения, например, эксперт составляет уведомление об обстоятельствах, способствовавших нарушению экологических требований при рекультивации земель, или профилактические рекомендации;

— эксперт может подготовить сообщение компетентным органам о выявленных в результате обобщения практики и (или) научных исследований обстоятельствах, способствовавших совершению экологических правонарушений, и возможных мерах по их устранению, а также (или) участвовать в разъяснении возможностей производства судебных экспертиз по делам, связанным с негативным воздействием на окружающую среду.

Экспертная профилактика экологических правонарушений состоит в выявлении обстоятельств (и условий), свидетельствующих о нарушении нормативных правовых и нормативно-технических актов в данной области, об отступлении от требований правил проведения работ по предотвращению загрязнения окружающей среды или ликвидации его последствий, а также в выявлении случаев непринятия необходимых мер к восстановлению экологического равновесия на антропогенно-нарушенных участках.

В целом практическая реализация обозначенных выше подходов при рассмотрении гражданских дел, в том числе арбитражных споров, позволит в кратчайшие сроки сформировать высокоэффективный самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан, а также интересов государства с помощью проведения судебно-экологических экспертиз.

studme.org

Это интересно:

  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Уменьшаем налог усн 6 Уменьшение налога на взносы при УСН Актуально на: 29 июня 2016 г. Выбранный объект налогообложения на УСН влияет на право упрощенца учитывать свои расходы при определении налоговой базы. Но даже при объекте «доходы 6%» упрощенец […]
  • Налог на прибыль организации нк рф ставки Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Рассрочку по уплате налога Как получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов для физических лиц? При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения […]
  • Охлаждать какое правило Интенсивное охлаждение Температура и качество продукции Температура является наиболее важным фактором, контролирующим послеуборочную жизнь свежих продуктов. Хранение продукции при максимально низкой безопасной температуре позволит […]