Оглавление:

«Платон» в законе

Но КС запретил компании-оператору самовольно повышать тарифы

31.05.2016 в 19:49, просмотров: 2905

Дальнобойщики с утра пикетировали здание Конституционного суда в Питере, но это не помогло. КС РФ признал существование «Платона», который обязует платить водителей большегрузов за каждый километр дороги, совершенно законным.

«Ты знаешь, если бы я точно знал, что эти деньги уходят в бюджет государству, а не на чей-то личный счет, то я бы согласился платить. Тем более когда сейчас в стране такой экономический кризис, — выступает один из участников движения по имени Андрей. — Но понимать, что все деньги идут в карман частного оператора — компании Игоря Ротенберга! Разве это справедливо?»

В то же время КС признал, что механизм взаимодействия владельцев системы с дальнобойщиками должен устанавливаться исключительно государством, а не каким-то частным оператором. Повышать самовольно тарифы будет нельзя тоже.

«Решение общественно значимых задач на основе государственно-частного партнерства с передачей хозяйствующим субъектам определенных государственных полномочий является конституционно допустимым», — конкретно, но весьма расплывчато говорится в постановление суда.

Ранее с жалобой на «Платон» в Конституционный суд обратились 92 депутата Государственной думы от фракции КПРФ, которые сочли, что плата через систему «Платон» противоречит Налоговому кодексу и не отвечает конституционным требованиям справедливости. Сами дальнобойщики говорят, что не инициировали это выступление и никак не поддерживают его, — мол, коммунисты выступают от своего имени и ради выборов. «А мы ни к кому не хотим и не будем присоединяться», — утверждал в беседе с «МК» один из лидеров движения перевозчиков Андрей Бажутин.

Система «Платон» действует с 15 ноября 2015 года. В ее рамках за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей с массой более 12 т взимается специальная плата, призванная частично возместить наносимый ими ущерб дорогам. Сборы идут в Дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжеловесными автомобилями.

Введение этой системы спровоцировало несанкционированные митинги дальнобойщиков. После этого Правительство РФ в конце февраля продлило льготный тариф (1,53 рубля) в рамках «Платона». Ранее предполагалось, что 1 марта 2016 года тариф будет увеличен до 3,06 рубля за 1 км.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Илья Шаблинский, доктор юридических наук, член Совета по правам человека:

— Я занимаюсь как раз проблемами дальнобойщиков, и когда их автопробег проходил через Москву, я встречался с ними. Сказать честно, я разочарован этим решением Конституционного суда, хотя мог представить, что оно будет именно таким. Безусловно, в нем присутствует политический мотив. Если бы эта норма была признана неконституционной, тогда последствия были бы весьма серьезными, пришлось бы аннулировать концессионное соглашение с компанией, обслуживающей «Платон».

У меня остается слабая надежда лишь на то, что ставку по тарифам какое-то время хотя бы не повысят. КС намекнул на это. Кстати, эта тема обсуждалась уже один раз у нас на Совете по правам человека, но к общему мнению не пришли; надеюсь, что удастся еще раз поставить ее на повестку дня.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27115 от 1 июня 2016 Тэги: Суд, Выборы, Кризис, Митинг, Компенсации Организации: КПРФ Государственная Дума РФ Правительство РФ Места: Москва

www.mk.ru

КС признал систему «Платон» соответствующей Конституции

КС признал систему «Платон» соответствующей Конституции

В Петербурге завершилось слушание, напрямую касающееся владельцев и водителей большегрузов. Конституционный суд решал, законна ли плата, которую берут с них за пользование федеральными трассами по системе «Платон», благодаря которой за полгода удалось собрать 8,5 миллиарда рублей. Первые деньги пошли на ремонт дорог. Однако противники сбора все это время финансовые аргументы во внимание не принимали и продолжали добиваться отмены платы.

Сегодня Конституционный суд огласил постановление по делу, связанному с системой «Платон». Речь идет о взимании с большегрузных автомобилей платы за проезд по федеральным трассам. И это постановление требует вдумчивого чтения и подробного разбора.

С ноября за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей берется специальная плата. Владельцы фур обязаны зарегистрировать автомобили в системе «Платон», установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту. Несоблюдение этих правил влечет административную ответственность. Группа депутатов Госдумы обратилась в Конституционный суд с заявлением, в котором говорится, что данная плата является дополнительным налогом и в целом нарушает принципы Конституции.

Сегодня оглашено постановление Конституционного суда. Государство обязано поддерживать федеральные трассы в надлежащем состоянии. Это не исключает возможности возложения дополнительной финансовой нагрузки на тех, кто этими дорогами активно пользуется. Конституция допускает, что для решения таких задач государство может привлекать частные предприятия. Но в законе должно быть четко и подробно прописано, каким образом взимаются средства, в каком объеме, а также должны быть указаны критерии, которым должно соответствовать частное предприятие.

По мнению Конституционного суда, оператор, в данном случае отвечающий за систему «Платон», не имеет права произвольно менять размер платы, создавать свои нормы закона, и, следовательно, применять к плательщикам какие-либо меры принудительного характера. Также при наложении штрафов, должно приниматься во внимание наличие или отсутствие вины водителя.

Как передает корреспондент НТВ Илья Федосов, переводя это на простой язык, получается, что само существование системы «Платон» законно и конституционно, но вот полномочия, которые по факту она получила, выходят за пределы позволеннных конституцией.

Евгений Тарибо, начальник управления конституционных основ публичного права Конституционного суда РФ: «Это полномочия, которые связаны с возможностью этого оператора принимать нормативные акты, которые имеют властно-распорядительный характер, в том числе акты, которыми регулируется порядок движения денежных средств, внесения и возврата этой платы. Такого рода акты должны приниматься Правительством Российской Федерации».

Представители оператора сразу же прокомментировали решение Конституционного суда.

Михаил Попов, директор по правовым вопросам оператора системы платежей «Платон»: «Решение выглядит крайне сбалансированным, замечательно написанным и устраняющим все непонятные вопросы, если таковые оставались. Конституционный суд не только дал оценку конституционности норм, но и дал толкование этих норм для того, чтобы устранить всякие споры и дискуссии относительно того, как существующие нормы должны применяться. Мы, безусловно, приветствуем появление настолько подробного акта».

При этом Конституционный суд указал Думе и правительству на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей сходными по цели платежами и поддержал идею о зачете суммы, внесенной в систему «Платон», при расчете транспортного налога. Более того, даже подчеркнул недопустимость произвольного отказа от подобных мер, пусть даже и заявленных как временные.

www.ntv.ru

Решение по системе взимания платы КС примет в течение месяца

Конституционный суд рассмотрел запрос депутатов Госдумы от КПРФ на вызвавшее массовые протесты дальнобойщиков введение системы «Платон». Депутаты утверждали, что плата является налогом, но введена не федеральным законом, а постановлением правительства и это противоречит 57-й статье Конституции.

Что такое система «Платон»

«Платон» — российская система взимания платы с грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Название системы является сокращением от выражения «плати за тонну». Предполагается, что деньги взимаются с перевозчиков в счет возмещения вреда, который грузовики наносят дорожному покрытию.

Управление системой обеспечивает компания-концессионер: она собирает с владельцев грузовиков плату за проезд, направляет ее в бюджет РФ, а взамен получает от государства средства для компенсации понесенных на запуск и эксплуатацию системы расходов.

Вышли на трассу

Распоряжением правительства от 29 августа 2014 года концессионером стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). 50% РТИТС принадлежит Игорю Ротенбергу, 50% — «РТ-Инвест», инвестиционной компании госкорпорации «Ростех». Система была запущена 15 ноября 2015 года. За первые четыре месяца работы «Платон» собрал в российский дорожный фонд около 4,8 млрд руб., а в системе было зарегистрировано 665 тыс. транспортных средств, принадлежащих 225 тыс. владельцев.

На первом этапе работы над системой (2013–2014 годы) Росавтодор планировал провести конкурс и даже начал сбор заявок — в 2014 году среди участников были, например, французская компания Vinci, итальянская Autostrade, немецкая Siemens и словацкая SkyToll. Как поясняли представители Росавтодора, от конкурса было решено отказаться в связи со «сменой геополитической обстановки» и «соображениями национальной безопасности».

Арбитраж дал дорогу

В апреле 2016 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск блогера Алексея Навального и предпринимателя Ивана Жданова к компании РТИТС. Истцы утверждали, что принятие концессионного соглашения между Росавтодором и РТИТС без проведения необходимых конкурсных процедур было незаконным. По мнению ответчиков, чью сторону принял суд, соглашение было подписано на основании специального распоряжения правительства России, предоставляющего право определения концессионера без конкурса.

Во сколько обходится «Платон» дальнобойщикам

Действующий тариф — 1,53 руб. за километр. Ранее планировалось, что он вырастет до 3,06 руб./км уже с 1 марта, однако в феврале правительство продлило действие текущего тарифа. Кроме того, было продлено действие льготного периода до 30 июня 2017 года: до этой даты тарифы не будут индексироваться в соответствии с инфляцией.

За первое нарушение порядка оплаты нужно заплатить 5 тыс. руб., за повторное — 10 тыс. руб. Штраф накладывается на собственников транспортных средств, за исключением тех случаев, когда грузовик принадлежит иностранному перевозчику: в таком случае штраф оплачивает водитель. Изначально штрафы составляли от 5 тыс. до 1 млн руб., однако были пересмотрены Госдумой в связи с массовыми протестами дальнобойщиков.

Водители могут вносить плату в систему двумя способами: через покупку маршрутной карты или использование специального бортового устройства. В первом случае водитель заранее определяет и оплачивает маршрут своей поездки. При использовании бортового устройства пройденное грузовиком расстояние определяется с помощью навигационных систем GPS/ГЛОНАСС, а средства списываются со счета владельца автоматически.

Кто получает деньги от «Платона»

Концессионное соглашение Росавтодора с РТИТС было заключено на 13 лет. Согласно договору, государство выплачивает РТИТС фиксированную сумму в 10,6 млрд руб. в год за эксплуатацию системы. Предполагается, что эти деньги будут составлять лишь часть от собранных «Платоном» средств и не станут нагрузкой для государственного бюджета.

По утверждению генерального директора РТИТС Александра Советникова, в разработку системы было вложено более 29 млрд руб., из которых 27 млрд руб.— кредит Газпромбанка, а остальное — собственные средства акционеров. Перед запуском системы планировалось, что «Платон» позволит пополнить дорожные фонды на 50–60 млрд руб. в год. Однако снижение первоначально установленных тарифов (с 3,73 руб. до 1,53 руб. за километр) значительно снижает потенциальные доходы от системы.

Кроме того, в феврале Минтранс и Минфин предложили законопроект, разрешающий засчитывать плату, внесенную в систему «Платон», в счет транспортного налога, что также может снизить совокупное количество средств, получаемых бюджетом (напомним, что региональные дорожные фонды формируются в том числе за счет транспортного налога).

Протесты против «Платона»

Введение системы «Платон» вызвало массовое недовольство и протесты дальнобойщиков. Первые протесты начались еще до старта системы, 11 ноября 2015 года, и активно продолжались в течение ноября и декабря. Недовольство вызывали как высокие тарифы и штрафы, так и тот факт, что деньги собирает частная компания, а не государство.

«Платон» — не друг

Дальнобойщики выезжали на дороги, намеренно тормозя поток машин. В Перми протестующие сформировали колонну из 90 машин и ехали со скоростью 40 км/ч, образовав шестикилометровую пробку. В Екатеринбурге около 200 дальнобойщиков собрали пробку длиной 8–10 км на кольцевой автодороге. Водители грузовиков из Петербурга, в свою очередь, спровоцировали пробку на Московском шоссе и Кольцевой автодороге, двигаясь со скоростью 5–10 км/ч. Забастовка в Тверской области закончилась трагедией: 19 ноября в толпу протестующих вдоль трассы М10 въехал тягач с прицепом, один человек погиб, а три были госпитализированы.

Дальнобойщики бастуют по всей стране

Одна из самых крупных акций протеста прошла в Дагестане: сами протестующие заявляли об участии более 17 тыс. человек, а местные СМИ сообщали о том, что грузовики растянулись вдоль трасс на 57 км. В ноябре дальнобойщики угрожали пойти маршем на Москву — помимо дагестанских водителей в акции приняли участие активисты из 16 регионов. 4 декабря протестующие частично перекрыли МКАД, оставив для движения легковых автомобилей лишь одну полосу. После этого дальнобойщики организовали протестный лагерь на парковке торгового центра «Мега-Химки», где в январе 2016 года находилось до 40 дальнобойщиков на своих автомобилях.

Протесты позволили дальнобойщикам добиться некоторых послаблений: в ноябре Минтранс согласился снизить тариф с 3,73 руб. до 1,53 руб. за километр, а также временно освободил водителей от уплаты штрафов. В декабре 2015 года Владимир Путин заявил, что система «Платон» не будет ликвидирована, однако призвал освободить грузовики от транспортного налога.

В апреле 2016 года дальнобойщики провели еще одну акцию протеста: на площади Яузские Ворота в Москве прошел митинг, поддержанный КПРФ. По данным организаторов, в нем приняло участие около 250 человек.

Как защищали «Платон»

14 декабря 2015 года Минтранс на своем сайте ответил на рекомендации Совета по правам человека при президенте России относительно «Платона». По мнению ведомства, «плата с грузовиков массой более 12 тонн является адресной и взимается только с тех, кто, во-первых, пользуется дорогами как средством получения прибыли, во-вторых, наносит максимальный вред, и, в-третьих, фактически выезжает на федеральные трассы в коммерческих целях».

Президент Владимир Путин, отвечая 17 декабря 2015 года на ежегодной пресс-конференции на вопрос про систему, отметил, что «все сборы, которые поступают от так называемой системы “Платон”, все 100% идут не кому-то в карман, они идут 100% в дорожный фонд Российской Федерации, до последней копейки. И оттуда все эти сборы до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах Российской Федерации».

В тот же день до пресс-конференции его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что «компания-оператор не принадлежит сыну Аркадия Ротенберга. Это совместное предприятие. Собственно, ставя свою подпись под документом, который вы упомянули, конечно, президент детально разобрался в этой теме».

10 марта 2016 года бизнес-омбудсмен Борис Титов на заседании совета по предпринимательству при президенте Татарстана выразил свою точку зрения. «Сейчас никто не говорит об отмене “Платона”, вероятность отмены “Платона” — одна миллионная. Система пошла, она внедрена, затрачены очень серьезные деньги. Когда мы начали этим заниматься, мы поняли, что обратной дороги не будет»,— отметил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей.

Минфин: система «Платон» не противоречит Конституции России

14 апреля 2016 года РБК сообщила об отзыве Минфина в Конституционный суд на систему. По мнению представителей ведомства, для платы за проезд характерна свобода выбора, не свойственная налоговому платежу. Налоги платить нужно в обязательном порядке, а перевозчики могут выбрать любой способ перевозки, а также отказаться от использования большегрузных автомобилей и, следовательно, не платить сбор, отмечают в министерстве.

Аналоги «Платона» в других странах

Системы, аналогичные «Платону», функционируют и в других странах. В Германии оператором программы является частная компания Toll Collect: плата взимается с грузовиков массой более 7,5 тонны и зависит от количества осей транспортного средства и уровня выбросов: тарифы составляют от 8 до 22 евроцентов за километр (от 6 руб. до 16 руб.). Как и в России, оплата производится с помощью бортовых устройств или через оплату заранее выбранного маршрута.

В Австрии сбором платежей занимается компания ASFiNAG, принадлежащая государству. За каждый километр пути австрийские дальнобойщики должны платить от 15 до 44 евроцентов (от 11 руб. до 33 руб.). В 2015 году ASFiNAG инвестировала около €500 млн в постройку новых дорог и около €485 млн в ремонт уже существующих трасс и поддержание инфраструктуры для сбора средств с грузовиков. В 2010 году ASFiNAG и Toll Collect запустили сервис TOLL2GO, предназначенный для тех, кто использует грузовой транспорт в обеих странах.

В Словакии аналог «Платона» управляется частной компанией SkyToll: сбор взимается с грузовиков массой более 3,5 тонны, однако действует лишь на некоторых дорогах. Тарифы составляют от 9 до 24 евроцентов за километр пути (от 7 руб. до 18 руб.) в зависимости от массы грузовика и соответствия экологическим стандартам.

Александр Журавлев, Ольга Дорохина, Дмитрий Шелковников

www.kommersant.ru

Платон в законах о конституции

Судьи Конституционного суда (КС) во вторник признали законным введение нового сбора за проезд по федеральным дорогам по системе «Платон» для дальнобойщиков. Оглашая решения, КС указал, что федеральные трассы являются «главными транспортными артериями страны». Хоть они и находятся в публичной собственности и должны содержаться за счет средств федерального бюджета, законодатель имеет право устанавливать дополнительные сборы за их использование, следует из решения суда.

Такие платежи могут касаться тех, чья экономическая деятельность напрямую связана с использованием дорог, а также ускоряет их износ, пришли к выводу судьи. КС указал, что новый сбор не является дополнительным налогом и не нарушает права водителей.

Суд при этом установил, что водители не должны нести ответственность за нарушение порядка оплаты, если оно было вызвано «независящими от них обстоятельствами», например состоянием инфраструктуры. «Если у вас объективные причины, по которым вы не имели возможности произвести плату, то административная ответственность может быть обжалована», — пояснил РБК решение судей директор по правовым вопросам «РТ-Инвест Транспортные cистемы» Михаил Попов.

Для адаптации водителей сейчас закон разрешает применять отсрочку платежей по системе «Платон», указал КС. А правительство в апреле внесло в Госдуму законопроект, предполагающий зачет нового сбора при оплате транспортного налога, отметил КС.

«Установленные платежи не должны быть избыточными и слишком обременительными для водителей. Правительство уже признало необходимость их оптимизации», — подчеркнули судьи. Судьи истолковали правительственный законопроект как действия правительства по оптимизации размера бремени, говорит Попов.

Также КС установил, что повышение платы не допускается без внесения изменений в федеральные законы. Деньги же, которые платят дальнобойщики операторам, должны перечисляться в федеральный бюджет.

КПРФ против

Поводом для рассмотрения дела стала жалоба 92 депутатов Госдумы от КПРФ. Они требовали признать неконституционным работу новой системы сборов «Платон».

С ноября 2015 года каждый большегрузный автомобиль (весом более 12 т) должен быть зарегистрирован в системе «Платон» (плата за тонну). Перед отправлением в рейс дальнобойщикам необходимо установить на автомобиль дополнительное оборудование, оформить маршрутную карту и платить пока по льготному тарифу по 1,5 руб. за каждый километр. Нарушение же этого порядка влечет административные штрафы от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Сбором средств занимается оператор «РТ-Инвест Транспортные системы», принадлежащая бизнесменам Игорю Ротенбергу, Андрею Шипелову и структурам «Ростеха».

Введение дополнительной платы за проезд осенью прошлого года вызвали протесты дальнобойщиков в 40 регионах.

В поддержку экологии

Депутат Юрий Синельщиков, поддерживающий жалобу на заседании КС, настаивал, что новый сбор был введен с нарушением закона и дублирует действующие налоги — например дорожный налог. Он отмечал, что все налоги вводятся федеральными законами, а не постановлениями правительства, как это произошло с внедрением «Платона». А сборами оплаты должны заниматься государственные, а не коммерческие структуры. Сами платежи с дальнобойщиков сейчас никак не дифференцируются: автомобили весом 12 т и 48 т будут платить одинаковые суммы, указывал депутат.

Против доводов заявителей выступали представители Совета Федерации, президента, правительства и Генпрокуратуры. Они настаивали, что новый сбор не является налогом, так как он оплачивается на возмездной основе — водитель получает право на проезд по федеральным дорогам.

Дифференцировать плату для грузовиков разного веса пока невозможно, указывал представитель правительства Михаил Барщевский. Он ссылался на европейский опыт и указывал, что западные страны уже давно внедрили аналогичные системы, но устанавливают плату по разным критериям. В России же установлен самый низкий сбор, поддерживала его представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева. «Эта система стимулирует использовать более дешевые и менее вредные способы перевозки. Железные дороги, например, экономически более чистый транспорт», — говорил Барщевский.

Для принятия решений судьям потребовалось полтора месяца.

www.rbc.ru

«Платон» в законе: КС РФ назвал законной систему сборов с перевозчиков

Конституционный суд России отклонил очередную жалобу дальнобойщиков на систему «Платон» и подтвердил ее законность. За ходом заседания следила корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.

Решение судья зачитывал более часа. На Сенатской площади постановили, что сборы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам не противоречат конституции страны. Правда, обратили внимание на существенные недостатки закона, в частности, в разделе о штрафах.

«Конституционный суд подчеркнул, что здесь автоматизма быть не должно. Необходимо выяснять был ли виноват (дальнобойщик, которому выписывают штраф), были ли какие-то обстоятельства исключающие виновность, какая-то дорожная обстановка, неисправность системы техническая, невозможность дозвониться до оператора», — заметил начальник управления конституционных основ публичного права КС РФ Евгений Тарибо.

Сейчас грузоперевозчики платят 1.5 рубля за километр. Согласно заключению суда, прежде чем повышать тариф, законодатель должен предусмотреть время на адаптацию.

Дальнобойщики, однако, намерены и дальше бороться, по их словам, им нечего терять.

«С того момента как систему ввели я понес убыток полностью. У меня сейчас машины сейчас стоят и не работают, я сейчас сам не работаю, моя семья сейчас в полном крахе. Пока мы стояли в Химках, у нас произошло три развода и я сейчас на грани развода», — рассказывает председатель Союза транспортников Северо-Запада Сергей Владимиров.

Владимиров одним из первых влился в протестное движение. Митинговал в Москве и Петербурге, когда большегрузы двигались по федеральным трассам со скоростью улитки.

Сейчас он руководит новой протестной акцией, автопробегом по российскому бездорожью. Дальнобойщики в сети продемонстрируют состояние дорог за пределами столичного региона.

Все собранные материалы, участники пробега обобщат и отправят в Минтранс, а через год проверят, как изменилось качество покрытия на пройденных маршрутах.

По данным Интерфакс, система «Платон» уже собрала с большегрузов порядка восьми с половиной миллиардов рублей.

mir24.tv

Это интересно:

  • Указ о назначении судей районных судов Указ Президента РФ от 02.03.2018 N 92 "О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации" ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О […]
  • Заявление о сокращении рабочего времени образец Правила заполнения и образец заявления на сокращенный рабочий день Организация режима неполного рабочего времени достаточно редкое событие, даже специалисты по кадрам иногда ищут образец заявления на сокращенный рабочий день. Чтобы […]
  • Мгтс отдел жалоб Тема: Жалоба на МГТС Опции темы Жалоба на МГТС Предыстория Живет себе челочек, 22-го года рождения. Одна. С ее слов, в июне месяце, по ее месту жительства (г. Москва, ул. Б. Филевская 27), пришел некий субъект от компании МГТС и […]
  • Расписка можно ли напечатать Расписка - писать/печатать? 92 / 10572 Допускается ли печатный вариант текста расписки, распечатанный на принтере, если например продавцу тяжело писать самому, чтобы он только поставил фамилию-имя-отчество и подпись от руки?Или […]
  • Зарплата прокурора рф Доход генпрокурора России Чайки в 2016 году превысил 9,2 миллиона рублей МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. Доход генерального прокурора РФ Юрия Чайки за 2016 год превысил 9,2 миллиона рублей, что примерно на 400 тысяч больше, чем его […]
  • Образцы заявления на аккредитацию школы Аккредитация школы: процедура и особенности проведения Статьи по теме Все школы российской федерации проходят обязательную аккредитацию. Под аккредитацией школы принято понимать процесс признания качества, соответствия стандартам, […]