Оглавление:

Платежи: оплата налогов и услуг ЖКХ, штрафы ГИБДД и услуги связи

Вы можете легко и удобно совершить оплату за услуги, которыми Вы пользуетесь ежедневно:

оплата услуг ЖКХ

Новые комфортные кассы ООО «Крона-Банк» — для удобства осуществления коммунальных платежей! Оплата услуг ЖКХ максимально проста – Вам не нужно самим вносить информацию и реквизиты в терминалы, за Вас все сделает кассир Банка. Осуществлять коммунальные платежи с ООО Крона-Банк» еще и выгодно из-за удобства расположения отделений Банка и низкой комиссии.

оплата услуг связи

Оплата услуг связи осуществляется мгновенно!

оплата за Интернет, кабельное и спутниковое телевидение

С ООО «Крона-Банк» оплата за Интернет, а также иные средства телекоммуникации, не представляет никакой сложности. Пользуясь услугами нашего Банка, Вы можете вносить оплату за Интернет и иные телекоммуникационные услуги в самые короткие сроки!

оплата налогов

Своевременная и быстрая оплата налогов теперь не проблема! Пользуясь услугами ООО «Крона-Банк» оплата налогов не потребует у Вас много времени: с нами Вы получаете возможность осуществления мгновенного платежа без комиссии.

оплата штрафов ГИБДД

Самый простой способ проверить и оплатить штрафы ГИБДД – сделать это через ООО «Крона-Банк»!
Для оплаты штрафа Вам необходимо сообщить сотруднику Банка только номер постановления, все остальное за Вас сделаем мы!
Оплата с ООО «Крона-Банк» просто, удобно и быстро!

ООО «Крона-Банк» выступает в качестве партнера Федеральной Системы «Город».

Преимущества:

  • все расчеты автоматизированы: не нужно тратить время на заполнение квитанций
  • экономия времени – достаточно пары минут для любого платежа
  • автоматический учет действующих льгот при выполнении оплаты услуг ЖКХ

www.krona-bank.ru

Какие налоги платить, если я сдаю комнату за плату по счетам ЖКХ?

11 октября 2017 г.

— Сдана комната в аренду в коммунальной квартире. По договору арендатор платит только за коммунальные услуги по расчету, предоставленному управляющей компанией. Какую сумму дохода указывать в декларации для налоговой инспекции? Либо нужно предоставлять нулевую декларацию без указания суммы дохода, так как оплату арендатор производит по расчету самостоятельно через банк?

Отвечает заместитель директора ООО «Центр правового обслуживания» Лариса Науменко:

Необходимость уплаты НДФЛ за коммунальные платежи зависит от способа учета коммунальных платежей, который прописан в договоре.

Первый способ — когда оплата за коммунальные услуги производится непосредственно самим арендатором напрямую управляющей компании, а также случаи, когда собственник сначала сам фактически оплачивает счета за потребленные арендатором коммунальные услуги (затем арендатор возмещает понесенные расходы). В таких обстоятельствах у собственника не возникает экономической выгоды, так как нет дохода, и, значит, нет обязанности уплачивать НДФЛ.

Второй способ — когда коммунальные платежи прописаны как плата за пользование арендуемым помещением. В этом случае, как указано в письме Минфина РФ от 15.03.2017 № 03-04-05/1528, коммунальные платежи в составе полученной арендной платы физического лица (не ИП) не уменьшают НДФЛ. Получение коммунальных платежей рассматривается в таком случае как доход в целом и является объектом обложения НДФЛ.

Таким образом, рекомендуется воспользоваться первым способом, чтобы у Вас не возникало обязанности платить налог. Обращаем также Ваше внимание, что у граждан при отсутствии дохода нет обязанности предоставлять в налоговую нулевую декларацию.

Отвечает финансовый директор ООО «Би-Консалтинг» Майя Зиновьева:

Оплата коммунальных услуг арендатором является компенсацией расходов по содержанию квартиры. При такой форме аренды Вы не получаете дохода, подлежащего обложению НДФЛ. В соответствии с п.4 ст. 229 Налогового Кодекса РФ, Вы имеете право не отражать в декларации доходы, не подлежащие или освобожденные от уплаты НДФЛ. Так как у Вас нет дохода, облагаемого НДФЛ, то можно не заполнять декларацию в отношении арендной платы.

Текст подготовила Мария Гуреева

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне на адрес: [email protected] Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Не пропустите:

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

www.domofond.ru

Как изменится плата за ЖКХ с 1 июля

За футболом и дискуссиями вокруг пенсионного возраста незаметно приблизилось 1 июля — с этой даты у нас традиционно вырастает плата за коммунальные услуги. В этом году рост должен в среднем по стране уложиться в 4%. Но это не значит, что конкретно ваш платеж увеличится именно на этот процент — он может вырасти и больше, и меньше. Как так и как понять, законно ли вам подняли плату не на 4%, а на все 10%? Давайте разберемся.

1. Что именно и на сколько подорожает?

С 1 июля в соответствии с распоряжением правительства дорожают именно коммунальные услуги — вода, канализация, свет, газ, отопление.

— Имеются в виду те вода или свет, которые потребляются внутри квартиры, — пояснила на Радио « КП » (fm.kp.ru) член Общественной палаты, исполнительный директор « ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева . — Поскольку еще мы платим за общедомовые услуги — то есть, например, за освещение лестничной клетки — и эта плата в «потолке» в 4% не учитывается (она сейчас включается в жилищные, а не коммунальные услуги. — Ред.).

Теперь разберемся с процентами. Плата за «коммуналку» у нас регулируется государством. Но правительством устанавливаются не конкретные тарифы (они утверждаются на местах), а именно предельный процент, в который должно уложиться подорожание. Нынче это 4%. Это еще не все сложности. На обещанные 4% «коммуналка» должна подорожать в среднем по стране, но в конкретных регионах эти проценты будут разными — где-то больше, где-то меньше. Для каждого региона «потолок» опять-таки устанавливается распоряжением правительства (см. графику).

При этом разные услуги могут подорожать по-разному. Скажем, электричество — на 7%, а вода — на 2%, притом что «потолок» подорожания для региона установлен в 5%. Смысл в том, что среднеарифметический рост по всем услугам должен уложиться в «потолок».

2. Почему по регионам рост тарифов разный?

Теоретически это объясняется экономической целесообразностью. Где-то тарифы были изначально занижены, а коммунальные сети — в аварийном состоянии. На приведение их в порядок нужны деньги. А где-то уже прошла модернизация, затраты на содержание сетей не столь высоки — и тарифы могут расти помедленнее. На деле, однако, коммунальное ценообразование зачастую вызывает недоумение даже у отраслевых экспертов.

— У нас опережающими темпами растут тарифы в Москве и Санкт- Петербурге , где состояние сетей — далеко не самое худшее по стране. А на Северном Кавказе , где теплосети разваливаются, а нечистоты сливаются прямо в Каспийское море, тарифы остаются низкими, — говорит Светлана Разворотнева.

Но при этом, как поясняют эксперты, та же Москва более активно помогает социально незащищенным категориям граждан. Здесь более низкий порог получения субсидии на оплату услуг ЖКХ — не 22%, как в большинстве регионов, а 10% (если расходы на ЖКХ превышают этот процент от общего дохода семьи, полагается субсидия из бюджета).

Иными словами, «экономическая целесообразность» в наших условиях скорее определяется особенностями платежеспособности населения в том или ином регионе.

3. Будет ли дорожать капремонт и содержание жилья?

Изменение тарифов на эти услуги к 1 июля никак не привязано. То есть в зависимости от местных особенностей они могут подорожать как с этой, так и с любой другой даты. И в средних 4% (или, скажем, 5,5% для Москвы) рост этих тарифов не учитывается.

— Но в любом случае такие изменения не должны стать неожиданностью. Недавно вышло постановление правительства, по которому управляющая компания, если она планирует повышение жилищных тарифов, обязана не менее чем за 30 дней известить об этом жильцов , — напоминает Разворотнева.

4. Как проверить, не накрутили ли лишнего?

Тарифы как на коммунальные, так и на жилищные услуги — отнюдь не тайная информация. Их публикуют местные органы власти, либо эти сведения можно запросить у своей управляющей компании. Еще вариант — зайти на сайт ГИС ЖКХ (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства) dom.gosuslugi.ru, там в разделе «Информация для граждан» вы найдете тарифы по любому региону и муниципалитету, а также те самые предельные индексы повышения платы за «коммуналку» по своему региону, о которых мы говорили выше. Их можно сверить с теми тарифами, которые прописаны в вашей платежке за ЖКХ (они там должны быть указаны по всем услугам в обязательном порядке).

Но, как предупреждают специалисты, обслуживающие компании сейчас редко дурят с тарифами — их размер слишком легко проверить. Накручивают же плату чаще за счет того, что завышают объем потребленных услуг. Скажем, приписывают лишние кубометры воды. Потому в более выгодном положении те, у кого установлены квартирные счетчики, — проверить, что вы там реально потребили, в этом случае значительно легче.

НА ЗАМЕТКУ

Что делать, если коммунальщики вас обсчитали

— Если вы заподозрили, что вам начислили лишнего, надо обратиться в ту организацию, которая начислила вам платеж. В течение двух дней вам должны дать разъяснения. Если признают, что вы правы, помните: вы имеете право не только на перерасчет, но и на штраф, который берется с управляющей организации в вашу пользу — 50% от лишней суммы, — инструктирует Светлана Разворотнева. — Правда, эти деньги живыми вам не выплатят, но их зачтут в платеж за следующий месяц.

Если миром разобраться со своей управляющей компанией не удается, следующая инстанция — жилищная инспекция. Пишите обращение туда, инспектора обязаны по запросам граждан проверять правильность начисления жилищно-коммунальных услуг.

Читайте также

Дмитрий Песков: Путин поручил кабмину проработать «письмо Белоусова»

В Кремле прокомментировали предложение увеличить налоговую нагрузку на крупные компании

От «Бурана» до «Авито»: почему оборонное предприятие продается на онлайн-барахолке

Тушинский машиностроительный создавал космические корабли и самолеты, а сейчас ищет хозяина по объявлению в интернете

Названы регионы с самым доступным бензином

Больше всего топлива на зарплату могут купить жители столицы и Крайнего Севера [инфографика]

Курс доллара поднялся выше 66 рублей — что будет с ним дальше

Валюта дорожает на слухах о новой волне западных санкций

Минтранс рассчитал максимальную стоимость парковки в городах

В Москве она должна стоить не более 138 рублей, а в некоторых регионах и вовсе быть бесплатной

Отмену роуминга для Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии обсудят в сентябре

А пока антимонопольщики дожали мобильных операторов только по России

Россияне стали экономическими пессимистами

Потребительские настроения граждан резко снизились

Налог на квартиры и дачи будет расти медленнее

А исправлять ошибки в кадастровой стоимости станут быстрее [радиопередача]

«КП» выяснила в ФАС: к осени бензин может начать дешеветь

Тем временем в Госдуму внесен законопроект об ограничении цен на топливо

Денис Мантуров: Для многих россиян качество продуктов важнее цены

Министр промышленности и торговли ответил на вопросы «Комсомольской правды» о том, как навести порядок на АЗС и на прилавках, о работе для пенсионеров, школьной форме и многом другом

Скоро колбаса может подорожать на 20%

Производители жалуются на рост стоимости мяса

Получать посылки можно уже и без паспорта

Достаточно лишь мобильного телефона

Прибыль «Роснефти» превзошла все прогнозы

В первом полугодии компания получила прибыль 228 миллиардов рублей – в четыре раза больше, чем за тот же период 2017 года. Это позволяет ожидать дивиденды за I полугодие порядка 14,6 руб. на акцию

Входящие звонки в роуминге станут бесплатными

Новое правило будет действовать только для поездок по России

Роскачество нашло нарушения у 60% школьных брюк. Это прогресс. Раньше было еще хуже

Во время предыдущей проверки брак и обман присутствовал в 4 образцах из 5

Хозяев заправок будут штрафовать за недолив бензина

По данным полиции, подворовывают топливо на 15% АЗС

Хроники «FOOTYBALLа»: обанкротившаяся сеть спортивных школ должна родителям и инвесторам около 1 млрд рублей

Едва закончился мундиаль, а «будущее российского футбола» уже под угрозой

Возрастная категория сайта 18+

m.kp.ru

Минфин: коммунальные платежи – это налогооблагаемый доход ТСЖ

Минфин в своем письме № 03-03-07/82225 от 11.12.2017 в очередной раз разъяснил порядок налогообложения поступлений от жильцов в ТСЖ.

Доходы, не учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 НК.

Так, например, не облагаются целевые поступления, поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, основные условия, при которых данные поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль у НКО, это их безвозмездное поступление на содержание и ведение уставной деятельности.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ имущество (работы, услуги) считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Как следует из положений статьи 155 ЖК РФ, членами ТСЖ вносятся обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ.

Обязанность внесения таких платежей возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.

Не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ, в том числе уплачивают взносы на капремонт.

Получая плату от членов ТСЖ и собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ, за коммунальные услуги и перечисляя ее ресурсоснабжающим организациям, ТСЖ оказывает жильцам услугу.

Указанная плата за коммунальные платежи не поименована в статье 251 НК РФ, следовательно, подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации услуг.

При этом и расходы, связанные с перечислением данных платежей ресурсоснабжающим организациям, также учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Таким образом, дополнительного налогообложения поступивших на расчетный счет ТСЖ средств за коммунальные услуги не происходит.

В случае если деятельность ТСЖ, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью (то есть закупка коммунальных услуг осуществляется по поручению собственников помещений в многоквартирном доме), то денежные средства за коммунальные услуги, поступившие на расчетный счет ТСЖ, а также расходы, связанные с перечислением ТСЖ данных платежей ресурсоснабжающим организациям, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В данном случае доходом ТСЖ будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

www.klerk.ru

Плата за жкх как налог

Коммунальные услуги и НДС

Представить жилище современного человека без обеспечения его холодной и горячей водой, электричеством, газом, отоплением и так далее, практически невозможно. Подавляющее большинство россиян является потребителями жилищно-коммунальных услуг. Их оказанием занимаются организации, которые принято называть организациями жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых имеет свою специфику в части налогообложения НДС. Об особенностях налога на добавленную стоимость при оказании коммунальных услуг, Вы узнаете из настоящего материала.

Начнем с того, что основным нормативным документом, регулирующим жилищные отношения, выступает Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Причем в силу пункта 2 статьи 4 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, сама Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования. Статьей 8 ЖК РФ определено, что к жилищным отношениям, связанным, в том числе с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

Заметим, что в соответствии с Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004, утвержденным Госстроем Российской Федерации, жилищно-коммунальные услуги представляют собой надежное и устойчивое обеспечение холодной и горячей водой, электрической энергией, газом, отоплением, отведения и очистки сточных вод, содержания и ремонта жилых домов, придомовой территории, а также благоустройства территории населенного пункта в соответствии с установленными стандартами, нормами и требованиями. Причем их потребителями выступают граждане, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться жилищно-коммунальными услугами для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с промышленным производством.

В свою очередь исполнителем жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) может выступать организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством Российской Федерации, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.

Для граждан, проживающих в многоквартирных домах (далее – МКД), исполнителями ЖКУ могут являться:

l для нанимателей – наймодатель (юридическое или физическое лицо), непосредственно либо в лице уполномоченной им организации, осуществляющей управление и обслуживание жилищного фонда;

l для собственника жилья – управляющая организация или организация, обслуживающая жилищный фонд.

Напоминаем, что с 1 сентября 2012 года коммунальные услуги предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно Правилам № 354 коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

При этом исполнителем может выступать организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Соответственно, действовавшее до вступления в силу Правил № 354 постановление Правительства Российской от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307) утратило силу, за исключением пунктов 15 – 28 Правил № 307 в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 – 4 Приложения № 2 к Правилам № 307 – в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 1 января 2015 года.

Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из социально-значимых сфер экономики, которым государство традиционно оказывает различные меры социальной поддержки. В качестве таковых можно рассматривать регулирование цен (тарифов) на оплату коммунальных услуг для населения, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг некоторым категориям граждан, а также предоставление налоговых льгот для субъектов, работающих в данной сфере. Понятно, что все перечисленные меры в той или иной степени оказывают влияние на деятельность организаций ЖКХ.

Для справки: к организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ). Такой перечень организаций ЖКХ содержат Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденные Приказом Росстата от 31 января 2013 года № 41.

Возьмем, к примеру, государственное регулирование цен у поставщиков коммунальных услуг, которых принято называть ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО).

Если РСО реализует свой товар не по свободной цене, а по цене, установленной государством или по цене с учетом льгот, то его деятельность, как правило, связана с убытком. Чтобы избежать появления отрицательного финансового результата государство покрывает «выпадающие» доходы РСО путем выплаты им компенсаций из бюджетов различных уровней. Получение таких компенсационных сумм оказывает влияние на порядок налогообложения НДС, ведь подавляющее число российских организаций, в том числе организаций ЖКХ, являются его плательщиком.

Напомним, что в соответствии с нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) в Российской Федерации представляет собой объект обложения налогом на добавленную стоимость, причем источник оплаты значения не имеет.

Следовательно, у поставщика коммунальных услуг при их реализации по цене, установленной государством или по цене с учетом льгот, также возникает обязанность по исчислению НДС.

Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ в общем случае при реализации товаров (работ, услуг) налог исчисляется налогоплательщиком исходя из стоимости товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен (без включения НДС).

Напоминаем, что в отношении сделок, доходы и расходы по которым по правилам главы 25 НК РФ признаются в учете после 1 января 2012 года, используется понятие рыночной цены, установленное статьей 105.3 НК РФ.

Для справки: в силу пункта 1 статьи 105.3 НК РФ рыночной признается цена сделки, заключенной между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми. Критерии признания лиц взаимозависимыми установлены статьей 105.1 НК РФ.

При этом нормами статьи 153 НК РФ прямо закреплено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком с учетом особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Особенностью реализации коммунальных услуг в данном случае выступает применение государственных цен или льгот.

Пунктом 13 статьи 40 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Это в свою очередь вполне согласуется с особенностями определения налоговой базы налогоплательщиками, применяющими государственные регулируемые цены, установленными пунктом 2 статьи 154 НК РФ.

Как следует из пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Иначе говоря, сумму налога такой налогоплательщик исчисляет из той цены, которая взимается им с покупателя, то есть, с цены, установленной государством. Вроде бы сложностей нет, как в части определения самой налоговой базы, так и в части налогообложения получаемых компенсаций, выплачиваемых в форме субсидий.

Напомним, что в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к субсидиям относятся средства, выделяемые организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Причем в силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

l из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

l из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

l из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Заметим, что пунктом 2 статьи 154 НК РФ прямо закреплено, что суммы субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Вместе с тем, определенные сложности у налогоплательщиков, работающих в субсидируемых видах деятельности, вызывает статья 162 НК РФ, которая, как известно, обязывает налогоплательщика НДС увеличивать свою налоговую базу на суммы средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В связи с чем, у РСО, отпускающей свой «товар» населению по государственным тарифам или с учетом льгот возникает законный вопрос, увеличивают ли суммы полученных субсидий его налоговую базу?

Ответ на данный вопрос зависит от направления использования полученных бюджетных средств.

Если денежные средства получены РСО на компенсацию расходов по оплате приобретаемых ею материальных ресурсов (работ, услуг) или же на покрытие убытка, образовавшегося в результате отпуска по государственным тарифам или с учетом льгот, то полученные субсидии не облагаются налогом. На это Минфин Российской Федерации не раз указывал в своих разъяснениях и о том, что его позиция не изменилась и сейчас, говорит, например, письмо Минфин Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 03-03-06/4/20240.

Такого же подхода придерживаются и региональные суды, о чем свидетельствует, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 марта 2013 года по делу № А38-6048/2011, в котором арбитры удовлетворили требования налогоплательщика о признании недействительным решения налоговиков в части доначисления сумм НДС. Рассматривая материалы дела, суд отметил, что суммы, компенсирующие расходы налогоплательщика, связанные с применением государственных регулируемых цен или с учетом льгот, не облагаются НДС.

Аналогичные выводы сделаны правозащитниками в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2012 года по делу № А22-926/201, постановление ФАС Поволжского округа от 17 июня 2011 года по делу № А06-5554/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 октября 2011 года по делу № А21-1134/2011 и ряде других.

Если же бюджетные деньги выделены на иные цели (например, на покрытие разницы в ценах), то полученные суммы субсидий рассматриваются контролирующими органами как суммы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги). Вследствие чего, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ Минфин Российской Федерации и налоговые органы настаивают на включении сумм полученных субсидий в налоговую базу налогоплательщика. А это означает, что с полученных сумм компенсаций налогоплательщик должен исчислить налог и уплатить его в бюджет.

Такая точка зрения финансистов по поводу налогообложения субсидий, направленных на покрытие разницы в ценах, содержится в письмах Минфина Российской Федерации от 17 августа 2011 года № 03-07-11/227, от 30 мая 2011 года № 03-07-11/15, от 6 сентября 2007 года № 03-07-11/389 и других. Согласны с мнением финансистов и налоговые органы, на что указывает письмо УФНС Российской Федерации по городу Москве от 18 декабря 2007 года № 19-11/120978.

Работа в субсидируемом виде деятельности связана у налогоплательщика не только с особенностями исчисления сумм исходящего налога, но и с применением вычетов по НДС.

Так, если приобретаемые РСО товары (работы, услуги) оплачиваются за счет средств федерального бюджета, то налогоплательщик не вправе пользоваться вычетом по сумме «входного» налога, в противном случае имеет место повторное возмещение налога из бюджета. Такие разъяснения на этот счет дает Минфин Российской Федерации в своих письмах от 8 февраля 2013 года № 03-07-11/3144, от 8 августа 2011 года № 03-03-06/4/92 и других.

Поэтому если РСО приняла «входной» налог к вычету, то его придется восстановить. С 1 октября 2011 года это прямо предусмотрено подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, согласно которому при получении налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога суммы «входного» налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению.

Заметим, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком получена субсидия. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.

Обращаем Ваше внимание на то, что подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ распространяется исключительно на субсидии федерального бюджета, на что указывает и Минфин Российской Федерации в своем письме от 21 октября 2009 года № 03-07-11/260.

Следовательно, при оплате приобретенных ресурсов за счет субсидий, полученных из региональных и местных бюджетов, обязанность по восстановлению сумм НДС не возникает. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся в письме Минфина Российской Федерации от 10 декабря 2010 года № 03-07-11/486.

Помимо государственного регулирования цен, специфика исчисления НДС в жилищно-коммунальной сфере связана с применением налоговых льгот, установленных статьей 149 НК РФ.

Напомним, что указанная статья содержит исчерпывающий перечень льгот по НДС, часть из которых являются обязательными, а часть – добровольными, применяемыми по желанию налогоплательщика. Обязательные льготы, от которых налогоплательщик отказаться не вправе, поименованы в пунктах 1 и 2 статьи 149 НК РФ, а добровольным льготам посвящен пункт 3 указанной статьи.

К обязательным налоговым преференциям в сфере ЖКХ относится льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, освобождающая от НДС услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Для применения данной льготы важно понимать, что собственно в статье 149 НК РФ понимается под услугами по предоставлению в пользование жилых помещений. Сам НК РФ не расшифровывает понятия «жилого помещения», как не уточняет и того, что понимается под «жилым фондом». Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ налогоплательщик НДС вправе использовать термины ЖК РФ.

В статье 15 ЖК РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со статьей 19 ЖК РФ совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет ее жилищный фонд.

Причем, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

– частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

– государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности ее субъектам;

– муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из статьи 671 ГК РФ, жилые помещения могут предоставляться во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма, а юридическим лицам – на основании договора аренды или иного соглашения. Причем организации вправе использовать жилые помещения исключительно для проживания граждан.

В силу пункта 1 статьи 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Структура платы за жилье определена статьей 154 ЖК РФ, в соответствии с которой для собственника жилья цена договора по найму жилого помещения включает в себя:

– плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– взнос на капитальный ремонт;

– плату за коммунальные услуги.

При этом, как разъясняет пункт 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Для нанимателя жилого помещения в цену договора найма, помимо названных составляющих, за исключением взносов на капитальный ремонт имущества в многоквартирном доме, включается еще и плата за пользование жилым помещением (плата за наем).

Отметим, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года № 163, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений (код 041100) представляют собой самостоятельный вид деятельности хозяйствующего субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, распространяется лишь на плату за пользование жилым помещением (плату за наем). Подтверждает эту точку зрения и Минфин Российской Федерации в своем письме от 21 октября 2011 года № 03-07-07/63.

Такого же мнения придерживаются и служители закона. Так, в пункте 1 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 5 октября 2007 года № 57 арбитры указали, что льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, применяется лишь в отношении платы за пользование жилым помещением.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 13 марта 2007 года № 9593/06 по делу № А40-1941/06-99-15, в постановлении ФАС Поволжского округа от 26 июля 2011 года по делу № А55-21074/2010, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11 октября 2010 года по делу № А56-4367/2010, в постановлении ФАС Московского округа от 18 марта 2009 года № КА-А41/1429-09 по делу № А41-7079/08 и в ряде других.

Заметим, что суды считают возможным применение данной льготы в отношении услуг по предоставлению комнат в общежитиях. В частности, такой вывод позволяет сделать постановление ФАС Поволжского округа от 25 марта 2010 года по делу № А12-3432/2009 или постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 октября 2010 года по делу № А32-16661/2009-34/240-59/719-11/1191. Однако контролирующие органы с этим не согласны. По разъяснениям, данным в письме Минфина Российской Федерации от 22 августа 2012 года № 03-07-07/88, в случае оказания услуг по предоставление в пользование части комнаты в общежитии освобождение от налогообложения НДС не применяется.

Итак, на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения освобождается только плата за наем жилья и плата за предоставление жилых помещений в пользование юридическим лицам по договору аренды.

В тоже время у налогоплательщика НДС может возникнуть вопрос о налогообложении стоимости коммунальных услуг, если в соответствии с договором в арендную плату включена стоимость «коммуналки», ведь ГК РФ этого не запрещает.

Подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не дает ответа на данный вопрос. Однако, по мнению налоговиков, изложенному в письме ФНС Российской Федерации от 16 марта 2005 года № 03-4-02/371/28, коммунальные услуги, входящие в состав арендной платы, в соответствии с договором аренды, облагаются налогом в общем порядке.

Аналогичные разъяснения дают и специалисты финансового ведомства в письмах Минфина Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 04-03-09/13 и от 10 июня 2004 года № 03-03-09/17.

О том, что применение льготы в части платы за коммунальные и иные услуги не является правомерным, говорят и некоторые региональные суды. В качестве доказательства можно привести постановление ФАС Поволжского округа от 26 июля 2011 года по делу № А55-21074/2010 или постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 года по делу № А56-12400/2006.

Вместе с тем, есть и такие судебные решения, в которых суды считают вполне возможным использование льготы и в части платы за коммунальные и иные услуги. При этом суды исходят из положений пункта 2 статьи 676 ГК РФ, а именно из того, что услуга по предоставлению в пользование жилых помещений в соответствии с ГК РФ представляет собой именно совокупность услуг по найму жилого помещения, по содержанию и ремонту жилого помещения.

На это указывает постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 12 июля 2006 года № 1689/06 по делу № А40-10841/05-114-67, такой же вывод содержится в постановлении ФАС Центрального округа от 3 сентября 2007 года по делу № А54-66/2007С4 и в других.

Учитывая то, что налогообложение коммунальных и иных видов услуг при найме жилья не является однозначным, можно сказать, что использование льготы в отношении платы за «коммуналку» и иные виды услуг содержит для налогоплательщика НДС повышенные налоговые риски.

Ну и, наконец, добровольные льготы, имеющие непосредственное отношение к исполнителям жилищно-коммунальных услуг в МКД. В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. То есть, исполнителем ЖКУ могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Как Вы уже, наверное, догадались, речь идет о применении льгот, установленных подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ в отношении указанных налогоплательщиков.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

На основании подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ в льготном налоговом режиме может осуществляться:

l реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);

l реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с ЖК РФ, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных ЖК РФ.

В части указанных льгот, имеющих непосредственное отношение к сфере ЖКХ, нужно отметить один нюанс. При оказании коммунальных услуг льготный налоговый режим является правомерным лишь в том случае, если указанные категории налогоплательщиков приобретают коммунальные услуги у организаций коммунального комплекса или ресурсоснабжающих организаций и реализуют их по той же цене. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 06-05-17/11844, от 5 марта 2013 года № 03-07-14/6462. Согласны с этим и правозащитники, о чем свидетельствует постановление ФАС Уральского округа от 19 апреля 2012 года № Ф09-2727/12 по делу № А60-18770/11.

Аналогичные правила касаются и применения льготы, установленной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, что подтверждается письмом Минфина Российской Федерации от 15 июля 2011 года № 03-07-07/34 и постановлением ФАС Поволжского округа от 31 июля 2012 года по делу № А55-22229/2011.

Особо следует отметить, что льготный режим, предусмотренный подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не распространяется на ресурсоснабжающие организации, даже на те, которые по тем или иным причинам являются для потребителей исполнителями коммунальных услуг. На это указывает как письмо Минфина Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 03-07-14/28681, так и письмо ФНС Российской Федерации от 20 февраля 2013 года № ЕД-3-3/[email protected]

Мы не случайно отметили, что применение этих льгот дело добровольное, если налогоплательщик решит, что применение льготы для него является невыгодным, то он вправе отказаться от использования льготного режима налогообложения.

Напоминаем, что в целях отказа от льготного режима налогоплательщик должен представить в свою налоговую инспекцию соответствующее заявление, подать которое нужно не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такие правила установлены пунктом 5 статьи 149 НК РФ. Так как форма заявления на отказ не утверждена законом, то подать его можно в произвольной форме.

Если максимально возможный срок подачи заявления на отказ от льготы выпадает на выходной или праздничный день, то заявление следует представить в налоговую инспекцию в первый рабочий день после выходных или праздников. Подтверждают это и налоговики своим письмом от 26 августа 2010 года № ШС-37-3/10064.

Отказаться от использования льготы, можно как в отношении одной льготы, предусмотренной любым подпунктом пункта 3 статьи 149 НК РФ, так и в отношении нескольких. Но при этом следует иметь в виду, что, отказ от льготы возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций. Закон запрещает применять или не применять льготный режим налогообложения выборочно – в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Имейте в виду, что отказаться от льготы на срок менее года нельзя, запрет на такие действия установлен самим пунктом 5 статьи 149 НК РФ.

После того, как налогоплательщик отказался от льготы, налогообложение таких операций и налоговые вычеты по соответствующим ресурсам, приобретаемым для их осуществления, производятся в общеустановленном порядке. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 03-07-15/169.

Тем же, кто принял решение работать с применением указанных льгот, нужно помнить о том, что их применение будет признано правомерным, только при одновременном выполнении следующих условий:

– исполнитель услуг относится к категории организаций, прямо перечисленных в подпункте 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ;

– соответствующая услуга приобретена налогоплательщиком у третьих лиц – у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или у фирм и коммерсантов, непосредственно выполняющих (оказывающих) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД реализуются потребителям по цене приобретения, в том числе с учетом налога.

По вопросам налогообложения коммунальных услуг в части отношений между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, следует особо обратить внимание на постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 72.

Мы уже отметили, что цены на «коммуналку» регулируется государством, на что указывает пункт 2 статьи 424 ГК РФ. Причем тарифы, устанавливаемые регулирующими органами, могут включать в себя сумму налога или же устанавливаться без учета налога. Порядок формирования тарифов накладывает свой отпечаток и на порядок расчетов между РСО и исполнителями коммунальных услуг, в качестве которых сегодня в основном выступают ТСЖ или управляющие компании.

В указанном постановлении арбитры высшей инстанции разъяснили, что при рассмотрении споров, возникающих между РСО и исполнителями коммунальных услуг необходимо первоначально проанализировать, учтен в размере тарифа НДС или нет. В том случае, если тариф на оплату коммунальных услуг установлен без учета налога, то при предъявлении счета за коммунальные услуги, РСО вправе предъявить исполнителю коммунальных услуг сумму налога сверх тарифа. В том случае, если тариф уже включает в себя НДС, то такие действия РСО являются неправомерными, а суммы налога, предъявленные исполнителю услуг к оплате, рассматриваются в качестве неосновательного обогащения РСО и подлежат возврату исполнителю коммунальных услуг. О том, что данная позиция Пленума ВАС принята региональными судами на вооружение говорит постановление ФАС Поволжского округа от 29 февраля 2012 года по делу № А65-14104/2011.

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]