Можно ли план эвакуации при пожаре сделать самому?

Это один из самых популярных поисковых запросов, и людей, которые задаются этим вопросом можно понять. Конечно, очень соблазнительно не оставлять кучу денег за план эвакуации, а нарисовать его самому.

И на самом деле мы нисколько не сомневаемся, что это выполнимо. Почему нет? Поэтому ответ на вопрос: можно ли план эвакуации при пожаре сделать самому – безусловно «да», можно. А вот ответ на вопрос будет ли он отвечать своим целям и задачам и (для многих это главное) удовлетворит ли он органы прокуратуры и МЧС – это вопрос более сложный. На него так просто не ответишь.

Можно даже не учитывать теорию движения людских потоков для того, чтобы разработать самостоятельно схему движения людей. Хотя как сформулировали ведущие специалисты по эвакуации пожарной академии в первом учебном пособии, посвященном непосредственно этой теме, именно такая эвакуационная схема, учитывающая последние научные разработки в этой сфере будет крайне полезна, мы опустим это, не будем обращать на это внимание. Нужно быть более реалистичными: ближайшие десять-пятнадцать лет на основе строгих математических расчетов никто не будет вычерчивать на схеме помещения маршруты движения. Но ведь остается еще один важный момент. То, что мы разрабатываем должно соответствовать пожарным нормам. И сегодня нам бы хотелось представить вниманию тех, кому хочется план эвакуации при пожаре сделать самому, информацию о том, как это делать правильно и дать им пищу для размышлений: а нужно ли это брать на себя эту ответственность или правильнее обратиться к специалистам.

В этой и этой статьях мы уже затрагивали вопрос о необходимости проверки двери для эвакуации при пожаре при указании её на схеме. Но мы в основном касались требований нормативных документов, которые в современной системе гибкого нормирования вполне могут быть.

Сегодня мы хотим поговорить о требованиях Федерального закона. Эти требования также базируются на параметрах движения людей. Они достаточно однозначны, но, тем не менее, практика показывает, что схема организующая движение людей при пожаре, призвана служить, в том числе и тестом, проверкой соответствия используемых для того, чтобы уйти от пожара проема требованиям законодательства, не всегда выполняет эту функцию.

Согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009 указание эвакуационных выходов обязательно. Это очень глупый пункт, так как по соответствующему определению любая дверь почти из любого помещения эвакуационная для этого помещения, и если мы будем выполнять это требование буквально, то план эвакуации будет выглядеть так:

Это в очередной раз показывает, что бывает, когда за разработку документа, регулирующего пожарную безопасность, берутся сторонние структуры, а не специализированные организации пожарной охраны. В данном пункте, следовало бы указать какие именно дверные проемы необходимо обозначать специальным знаком – например: с этажа в лестничную клетку или непосредственно наружу и т.п.

В данном пункте есть то, что не нужно, но нет того, что нужно. Вернее не то, чтобы совсем нет, сказано об этом нужном слишком «тонко», «завуалировано». На схемах нужно указывать именно дверь для эвакуации, следовательно, каждый выход должен оцениваться как эвакуационный по тем требованиям закона, которые позволяют оценить возможность его использования для безопасного движения людей из здания при пожаре. И если современная система нормирования допускает принимать путем расчета индивидуального пожарного риска, что самый узкий выход вполне себе соответствует законодательству, то некоторые на первый взгляд нормальные себе дверные проемы та же система таковыми никогда не признает, даже если они будут широкими и их геометрия позволит пройти целой роте солдат.

Это происходит даже несмотря на то, что фактически «незаконные» выходы менее опасны, чем признаваемые законными по причине заведомо недостоверных расчетов индивидуального риска выходы неправильных размеров.

Федеральный закон не содержит требований к геометрии выхода, обозначение которого обязательно должно быть на схеме, зато содержит требования к объемно-планировочным решениям, влияющим на безопасность людей.

Мы проанализировали эти выходы и свели их в таблицу на уровне соответствует или не соответствует планировка Федеральному закону. После каждого такого анализа мы попробовали порассуждать, в чем физический смысл такого требования.

Мы рассмотрели и проанализировали только двери первого этажа. Знаком «+» обозначено соответствие требованиям, знаком «-» не соответствие указанной норме Федерального закона

подпункт а) пункта 1) части 3 статьи 89 ФЗ-123

Отсутствует выход, соответствующий требованиям законодательства из помещения №1.Если проем в наружной стене из помещения первого этажа ведет сразу наружу, то он считается безопасным. Любой другой выход (в лестничную клетку не имеющую дверей в наружных стенах или на лестницу 2-го типа – внутреннюю открытую или наружу, но не непосредственно, а на лестницу 3-го типа (мы встречали первый этаж, расположенные на уровне 2,5 метров от уровня земли, что могло бы привести и к такому проектному решению) – не отвечает требованиям Федерального закона (хотя это тема для отдельной статьи и здесь мы ее подробно рассматривать не будем). Отдельно нужно упомянуть о проходе непосредственно наружу через тамбур. Пункт 6.9* СНиП 21-01-97 предусматривал возможность оборудовать двери тамбуром, в том числе и двойным. Из системы технического регулирования это исключено, что делает возможным для особо въедливых инспекторов или экспертов запретить тамбур перед эвакуационным выходом. Пока мы на практике не встречались с такого рода запрещениями и ориентируемся именно на старый СНиП, но о возможности такого экспертного мнения нужно знать и быть к нему готовыми.

подпункт а) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123​

Рассматриваемый норматив обусловлен необходимостью избежать лабиринта из помещений, в которых люди могут заблудиться. Исключение сделано только для помещений с функциональным назначением «коридор» и «вестибюль (фойе)», это будет понятно из анализа следующих нормативов.

подпункт б) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123

Так как к эксплуатации коридоров предъявляются повышенные требования пожарной безопасности (запрещение размещать шкафы и т.п.) то несмотря на то, что планировка абсолютно идентична рассмотренной в предыдущем примере и признанной не соответствующей законодательству, в таком варианте она вполне приемлема. Мы видим, что в данном случае пространство №3 обеспечено безопасным выходом в соседнюю комнату обеспеченную выходом наружу через коридор. Аналогично движение при пожаре через вестибюль (фойе)

подпункт б) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123

Так как к эксплуатации коридоров предъявляются повышенные требования пожарной безопасности (запрещение размещать шкафы и т.п.) то несмотря на то, что планировка абсолютно идентична рассмотренной в предыдущем примере и признанной не соответствующей законодательству, в таком варианте она вполне приемлема. Мы видим, что в данном случае пространство №3 обеспечено безопасным выходом в соседнюю комнату обеспеченную выходом наружу через коридор. Аналогично движение при пожаре через вестибюль (фойе)

подпункт в) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123

Объяснить эту норму тоже не так сложно. Вестибюль, как и коридор – помещение относительно безопасное, поэтому закон допускает и такую эвакуационную схему. И, следующий вариант, тоже допустим. Обратите внимание здесь он – «несоответствующий», а в следующем примере – вполне себе ничего, стоит опять же «обозвать» комнату № 2 «коридором» и волшебным образом из помещения №4 появляется отвечающий закону выход, которого раньше не было.

подпункт д) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123​

Измените название – и все станет соответствовать закону. Это так, но только на первый взгляд. Меняется не название, меняется функциональное назначение. И тот кому очень хочется план эвакуации при пожаре сделать самому, должен понимать, что помимо изменения названия, необходимо обеспечить и соответствующую нофому функциональному назначению эксплуатацию, и это тоже часть действий по разработке плана. Коллегам же из надзорных ораганов следует в таком случае проверить, соблюдены ли при изменении функционального назначения соответствующие параметры пожаробезопасной эксплуатации – и отделение коридора противопожарными преградами, если высота здания более 28 метров, и геометрия маршрутов, по которым при пожаре будут двигаться люди, и правила эксплутации, и внесение изменений в декларацию пожарной безопасности. Без этого, простое переименование помещений бессмысленно. Следующий норматив – лестничная клетка

подпункт е) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123

В данном случае помещение № 3 не обеспечено проемом отвечающим требованиям закона также, из за того что ведет через несколько помещений. И простым переименованием помещения №1 в коридор, это нессответствие закону не устранить, так как следующий норматив включает странное понятие «рекреационная площадка». Признаться (и это еще один «привет» тем, кто думает, что возможно план эвакуации при пожаре сделать самому, без помощи специалиста) что даже пожарные инженеры и профессионалы архитекторы не могут понять, что такое эта самая «рекреационная площадка». В пожарной энциклопедии мы разместили соответствующую статью, в дальше приведм пример того, как это выглядет на планировке.

подпункт е) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123

Подытожим: тот кому нужно план эвакуации сделать самостоятельно, должен быть готов провести такого рода анализ. Но, это был описан только анализ соответствия пожарным нормам помещений первого этажа. Без учета категорий этих помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, без анализа геометрии безопасных маршрутов движения людей. Все, о чем написано в этой статье – это только объемно-планировочные решения. Только по одному этажу. Анализ подобных решений из помещений цокольного этажа гораздо сложнее. Речь не идет о каких-либо инженерных расчетах, только банальное сравнение планировки с требованиями всего одной статьи Федерального закона!

Поэтому мы все-таки рекомендуем избавиться от иллюзии о возможности самостоятельной разработки и изготовления плана эвакуации, ведь если план сделан неправильно, то самостоятельная разработка его может закончиться для разработчика ответственностью, в том числе и уголовной, по 219 статье Уголовного Кодекса России.

fireevacuationplan.ru

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2015 г. N Ф09-1955/15 по делу N А47-95/2014 (ключевые темы: план эвакуации — пожарная безопасность — руководитель юридического лица — нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты)

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кравцовой Е.А.,

судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Тандер» (далее — общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.11.2014 по делу N А47-95/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества — Гриднева А.Ф. (доверенность от 05.05.2015).

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее — управление), отделу надзорной деятельности по г. Бугуруслану и Бугурусланскому району Управления надзорной деятельности по Оренбургской области с заявлением о признании недействительным предписания от 23.09.2013 N 273/1/9 в части пунктов 1-5, 8, 9 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 10.11.2014 (судья Шабанова Т.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое предписание признано недействительным в части п. 1, 2, 3, 9. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 (судьи Малышев М.Б., Толкунов В.М., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты изменить, п. 5 предписания управления от 23.09.2013 N 273/1/9 признать недействительным, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Общество указывает на то, что требования об изготовлении планов эвакуации в фотолюминисцентном исполнении и обязательном их применении фактически исключены из перечня документов по пожарной безопасности, соблюдение этих требований осуществляется на добровольной основе. Планы эвакуации при пожаре могут быть выполнены на обычных (несветящихся) материалах. Заявитель кассационной жалобы полагает, что представленный в ходе проведения проверки план эвакуации является необходимым и достаточным условием для соблюдения требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании распоряжения от 09.08.2013 N 273 плановой выездной проверки общества, по месту осуществления деятельности в магазинах, расположенных в г. Бугуруслане, 2 МКР, д. 33 А, заинтересованным лицом был составлен акт от 23.09.2013 N 273 и выдано предписание от 23.09.2013 N 273/1/9, п. 5 которого, обществу предписано обеспечить в срок 01.07.2014, соблюдение требований п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее — ППР), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, п. 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009, применительно к плану эвакуации людей при пожаре.

Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суды исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания ненормативного акта недействительным является совокупность двух обстоятельств: ненормативный акт должен быть незаконным и нарушать права и законные интересы лица, в отношении которого он принят.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон N 69-ФЗ), подп. «е» п. 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В ст. 37 Закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 названного закона).

В соответствии со ст. 1, 2 упомянутого Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля (далее — ГОСТ Р 12.2.143-2009) распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее — ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации, устанавливает требования к ФЭС, процессам ее проектирования, монтажа и технического обслуживания.

В силу п. 4.5.1, 6.2.7 ГОСТ планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанным на плане. Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.

В соответствии с Приказом Росстандарта от 23.07.2009 N 260-ст «Об утверждении национального стандарта», ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п. 203) утвержден для добровольного применения, однако в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ указанный ГОСТ относится к нормативным документам по пожарной безопасности, применение которого обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что требование об обязательном изготовлении планов эвакуации с применением только фотолюминесцентных материалов не противоречит Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является требованием, установленным нормативным документом федерального органа исполнительной власти, соответственно, подлежит обязательному исполнению.

Ссылка общества на письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 23.01.2012 N 11-2-02/253 подлежит отклонению, поскольку данные разъяснения не относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.

Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены при должной правовой оценке.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кроме того, в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1500 руб.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.11.2014 по делу N А47-95/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО «Тандер» — без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета ЗАО «Тандер» государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную платежным поручением N 2853 от 20.02.2015.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

www.garant.ru

Какие нормы применяются к планам эвакуации?

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее — ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.»

  • В ИЮЛЕ 2010 года был введен в действие ГОСТ Р 12.2.143-2009, заменивший ранее действовавший ГОСТ Р 12.2.143-2002, согласно п.4.5 Планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений, транспортных средств и объектов в соответствии с требованиями п.6.2 настоящего стандарта. п.6.2 Требования к планам эвакуации:

Звоните прямо сейчас и заказывайте изготовление планов эвакуации:

+7(812) 339-93-52 или +7 (921) 919-45-85

Лучшая цена! Разработка и изготовление — 2500 руб.!

6.2.1 Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими)

Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать

— если площадь этажа более 1000 м;

— при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;

— при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;

— при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению, транспортному средству или объекту, включают в сводный (общий) план эвакуации для здания, сооружения, транспортного средства или объекта в целом.

Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.

Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).

6.2.2 При проведении работ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения, транспортного средства, объекта в план эвакуации купить должны быть внесены соответствующие изменения.

6.2.3 Планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:

а) путей эвакуации;

б) эвакуационных выходов и (или) мест размещения спасательных средств;

в) аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.;

г) места размещения самого плана эвакуации в здании, сооружении, транспортном средстве, объекте;

д) мест размещения спасательных средств, обозначаемых знаками безопасности и символами ИМО;

е) мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности и символами ИМО.

Цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026, Резолюций ИМО А.654 (16) [4], А.760 (18) [3] и нормативным документам отраслевого назначения.

Знаки безопасности и символы допускается дополнять цифровыми, буквенными или буквенно-цифровыми обозначениями.

Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм, на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.

При необходимости конкретизации признаков (технических характеристик) средств противопожарной защиты, обозначаемых на планах эвакуации, допускается применять условные графические обозначения по ГОСТ 28130.

Для знаков безопасности, символов и условных графических обозначений должны быть даны пояснения их смыслового значения в текстовой части плана эвакуации.

На этажных планах эвакуации в графической части должен быть указан номер этажа.

В текстовой части следует излагать:

— способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.);

— порядок и последовательность эвакуации людей;

— обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.;

— порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.

— порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики.

Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации (при пожаре, аварии и т.п.), дополненные для наглядности знаками безопасности и символами.

6.2.4 Размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:

600х400 мм — для этажных и секционных планов эвакуации;

400х300 мм — для локальных планов эвакуации.

6.2.5 Пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам, следует обозначать сплошной линией зеленого цвета с указанием направления движения.

6.2.6 Пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам, следует обозначать штриховой линией зеленого цвета с указанием направления движения.

6.2.7 Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.

6.2.8 Фон плана эвакуации должен быть желтовато-белым или белым для фотолюминесцентных материалов.

6.2.9 Надписи и графические изображения на плане эвакуации (кроме знаков безопасности и символов) должны быть черного цвета независимо от фона.

Шрифт надписей на плане эвакуации — по ГОСТ Р 12.4.026. Высота шрифта — не менее 5 мм.

6.2.10 Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.

  • Любой план пожарной эвакуации призван быть интуитивно понятным любому посетителю объекта, в котором разработан этот план эвакуации. Человек, посмотревший на обозначения и карту-схему, должен понять, где он находится и как действовать при возникновении пожара. План не должен вызывать у человека вопросов. Таким образом, план должен составляться в первую очередь для людей, а не для инспекторов ГПН — грамотно, чётко, понятно.

Наши специалисты имеют опыт работы по разработке, составлению и изготовлению планов пожарной безопасности. Для Вас мы составим план эвакуации при пожаре любой сложности.

gosgroup.ru

Нормативные правовые акты и нормативные документы, регламентирующие разработку и изготовление планов эвакуации

В настоящей главе мы свели в одну таблицу выдержки из всех известных нам нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности по разработке и изготовлению планов эвакуации. При этом с полными текстами наиболее значимых документов (например, ГОСТ Р.12.2.143-2009) можно ознакомиться по приведенным ссылкам.

В таблице приведены как действующие, так и утратившие силу (выделены красным) документы, что позволит специалисту сравнить нормативные требования, проследить их эволюцию, оценить степень изменения документов и сделать выводы о том, как развивается нормативная база.

Требования пожарной безопасности к планам эвакуации,
содержащиеся в нормативных правовых актах и нормативных документах

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.

Руководитель организации обеспечивает разработку плана эвакуации экспонатов и других ценностей из музея, картинной галереи, а также разработку плана эвакуации животных из цирка и зоопарка в случае пожара.

Руководитель организации в отношении помещений для хранения (стоянки) транспорта в количестве более 25 единиц, расположенных на объектах транспортной инфраструктуры, обеспечивает разработку плана расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре, а также оснащение указанных помещений и площадок открытого хранения транспортных средств (кроме индивидуальных) буксирными тросами и штангами из расчета 1 трос (штанга) на 10 единиц техники.

Руководитель организации обеспечивает наличие на каждой станции метрополитена оперативного плана пожаротушения, инструкции о мерах пожарной безопасности, плана эвакуации пассажиров, инструкции о порядке действия работников метрополитена при работе шахт тоннельной вентиляции в случае задымления или пожара.

план эвакуации: План (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.

Планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений, транспортных средств и объектов в соответствии с требованиями 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил пожарной безопасности федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море [2], [3], [4] и других нормативных документов, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.

Разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения, в том числе в фотолюминесцентном исполнении, и вывешивания на видных местах.

Планы эвакуации следует использовать для:

  • систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации;
  • привлечения внимания к путям эвакуации и ориентации людей, находящихся в здании, сооружении, транспортном средстве или объекте [в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.], в целях организации эвакуации и спасания при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.

К указательным элементам ФЭС относят:

  • эвакуационные знаки безопасности и знаки безопасности медицинского и санитарного назначения по ГОСТ Р 12.4.026;
  • знаки пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.4.026;
  • символы ИМО, относящиеся к схемам противопожарной защиты в соотвествии с Резолюцией ИМО А.654 (16) [4];
  • символы ИМО, относящиеся к спасательным средствам и устройствам, в соответствии с Резолюцией ИМО А.760 (18) [3];
  • планы эвакуации;
  • .

6.2.1 Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими).

Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать:

  • если площадь этажа более 1000 м кв.;
  • при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;
  • при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;
  • при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению, транспортному средству или объекту, включают в сводный (общий) план эвакуации для здания, сооружения, транспортного средства или объекта в целом.

Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.

Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).

6.2.2 При проведении работ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения, транспортного средства, объекта в план эвакуации должны быть внесены соответствующие изменения.

6.2.3 Планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:

  • а) путей эвакуации;
  • б) эвакуационных выходов и (или) мест размещения спасательных средств;
  • в) аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.;
  • г) места размещения самого плана эвакуации в здании, сооружении, транспортном средстве, объекте;
  • д) мест размещения спасательных средств, обозначаемых знаками безопасности и символами ИМО;
  • е) мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности и символами ИМО.

Цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026, Резолюций ИМО А.654 (16) [4], А.760 (18) [3] и нормативным документам отраслевого назначения.

Знаки безопасности и символы допускается дополнять цифровыми, буквенными или буквенно-цифровыми обозначениями.

Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм, на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.

При необходимости конкретизации признаков (технических характеристик) средств противопожарной защиты, обозначаемых на планах эвакуации, допускается применять условные графические обозначения по ГОСТ 28130. Для знаков безопасности, символов и условных графических обозначений должны быть даны пояснения их смыслового значения в текстовой части плана эвакуации.

На этажных планах эвакуации в графической части должен быть указан номер этажа.

В текстовой части следует излагать:

  • способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.);
  • порядок и последовательность эвакуации людей;
  • обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.;
  • порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.
  • порядок ручного (дублирующею) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики.

Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации (при пожаре, аварии и т.п.), дополненные для наглядности знаками безопасности и символами.

6.2.4 Размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:

  • 600×400 мм — для этажных и секционных планов эвакуации;
  • 400×300 мм — для локальных планов эвакуации.

6.2.5 Пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам, следует обозначать сплошной линией зеленого цвета с указанием направления движения.

6.2.6 Пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам, следует обозначать штриховой линией зеленого цвета с указанием направления движения.

6.2.7 Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.

6.2.8 Фон плана эвакуации должен быть желтовато-белым или белым для фотолюминесцентных материалов.

6.2.9 Надписи и графические изображения на плане эвакуации (кроме знаков безопасности и символов) должны быть черного цвета независимо от фона.

Шрифт надписей на плане эвакуации — по ГОСТ Р 12.4.026. Высота шрифта — не менее 5 мм.

6.2.10 Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.

СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1)

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т. п.).

В лечебных и детских дошкольных учреждениях, а также спальных корпусах школ-интернатов оповещается только обслуживающий персонал.

Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.

В номерах гостиниц, кемпингов, мотелей и общежитий должны быть вывешены планы эвакуации на случай пожара.

В музеях и картинных галереях должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках — план эвакуации животных.

Для помещений хранения транспорта в количестве более 25 ед. должен быть разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара.

На каждой станции должны быть: оперативный план пожаротушения, инструкция о мерах пожарной безопасности, план эвакуации пассажиров, инструкция о порядке действия работников метрополитена при работе шахт тоннельной вентиляции в случае задымления или пожара. Эти документы должны храниться в помещении дежурного по станции. Второй экземпляр оперативного плана пожаротушения должен храниться в кассе у старшего кассира и выдаваться по первому требованию руководителя тушения пожара.

Для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться следующая документация:
.
план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой;
.

В зданиях АЗК на видных местах должны быть вывешены схематические планы эвакуации с обозначением помещений, эвакуационных выходов и путей движения к ним, мест размещения средств пожаротушения и сигнализации. Эти планы должны иметь необходимые пояснительные тексты.

При возникновении загорания или пожара в помещении с наличием аварийной вентиляции во избежание распространения пожара необходимо выключить работающие вентиляторы аварийной вентиляции.

В цехах большой площади, где выключение аварийной вентиляции может быть связано с загазованностью путей эвакуации или со взрывом в помещении, порядок выключения аварийной вентиляции должен быть согласован с планом эвакуации людей в случае возникновения пожара.

Для гаражей должны быть разработаны планы эвакуации при пожаре автомобилей, тракторов и других транспортных средств, а места их стоянки должны быть обеспечены буксирными тросами (штангами) из минимального расчета одно буксирное устройство на 10 механизмов.

В автотранспортных хозяйствах с числом автомобилей более 25 должен быть разработан и утвержден специальный план расстановки автомобилей с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре. Этим планом должно быть предусмотрено дежурство шоферов в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.

Действия персонала по эвакуации автотранспортных средств при пожаре следует отрабатывать в ходе противопожарных тренировок, но не реже одного раза в год.

Безопасность людей должна обеспечиваться:

.
ознакомлением всех работающих с основными требованиями пожарной безопасности и мерами личной предосторожности, которые необходимо соблюдать при возникновении пожара, а также планом эвакуации людей из помещений;
.

В каждом жилищно-бытовом помещении должны быть памятки о мерах пожарной безопасности и о порядке действий по тревогам, а также планы эвакуации на случай пожара.

Во всех учреждениях культуры должна быть инструкция о мерах пожарной безопасности (см. Приложение № 1), определяющая действия административно-технического, художественного и обслуживающего персонала в случае пожара, и план эвакуации людей и ценностей, которые должны быть изучены всем персоналом. План эвакуации и инструкция должны быть вывешены на видном месте в комнате главного администратора и в дежурном помещении пожарной охраны учреждения.

В музеях и картинных галереях, кроме того, должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках — план эвакуации животных.

ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ (ХРАНИТЕЛЬ) МУЗЕЯ, КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ, ПАМЯТНИКА КУЛЬТУРЫ [обязан]:
.
знать план эвакуации людей и экспонатов на случай возникновения пожара и обеспечить изучение и отработку его всеми работниками.

В производственных и административных зданиях должны быть разработаны планы эвакуации и распределены обязанности между работающими по соблюдению порядка на этажах при эвакуации людей и других действиях на случай возникновения пожара.

В автотранспортных хозяйствах с числом автомобилей более 25 для создания условий их эксплуатации при пожаре должен быть разработан и утвержден специальный план расстановки автомобилей с описанием очередности и порядка их эвакуации. В плане должен быть график дежурств шоферов в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.

[Руководители объектов обязаны: . ]

Организовать:
1) разработку планов эвакуации людей (согласно Приложению 1); инструкций и памяток о мерах пожарной безопасности, своевременную их корректировку при проведении массовых мероприятий, изменении планировки зданий, увеличении вместимости трибун, изменении назначения отдельных помещений и др., а также периодическую (не реже одного раза в год) практическую отработку этих планов;
.

На объектах, имеющих отступления от действующих строительных норм и правил, до начала, реконструкции на период проведения на них соревнований и других массовых мероприятий должны быть разработаны планы дополнительных противопожарных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей (организация дополнительных нарядов, подготовка служебных выходов для возможной эвакуации зрителей, соответствующая корректировка планов эвакуации людей и текстов оповещения и т.п.).

Помещения зданий и сооружений должны быть оборудованы системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Система оповещения о пожаре и управления эвакуацией должна обеспечивать реализацию разработанных планов эвакуации людей.

На каждом конноспортивном комплексе для успешной эвакуации лошадей из конюшен должен быть разработан план эвакуации животных на случай пожара.

В гаражах, где более 25 автомобилей, для создания условий их эвакуации должен быть разработан план расстановки автомобилей с описанием очередности и порядка их эвакуации, утвержденный руководителем гаража.

В плане должно быть предусмотрено дежурство водителей в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания. Стоянки для хранения автомобилей должны быть обеспечены буксировочными приспособлениями из расчета не менее одного на десять автомобилей.

На основании ранее разработанного плана эвакуации и сложившейся ситуации принять немедленные меры по организации эвакуации людей. Эвакуацию людей необходимо начинать из помещения, где возник пожар, и зрительного зала или открытых трибун, под которыми возник пожар, а также из помещений, которым угрожает опасность распространения огня и дыма.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА ЭВАКУАЦИИ

1. На всех спортивных объектах администрацией должны быть разработаны планы эвакуации людей на случай возникновения пожара.

Планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть включает в себя поэтажную или посекторную планировку здания или сооружения с указанием эвакуационных выходов (лестничных клеток,наружных открытых лестниц, выходов непосредственно наружу), маршрутов движения зрителей и обслуживающего персонала, а также символическое изображение мест расположения кнопок ручных пожарных извещателей, телефонных аппаратов, средств пожаротушения (пожарных кранов, огнетушителей и т.д.).

В текстовой части подробно излагается порядок и последовательность эвакуации людей, обязанности обслуживающего персонала, а также привлеченных сил по обслуживанию соревнования или культурно-зрелищного мероприятия по оповещению о пожаре и организации движения людей к эвакуационным выходам.

2. При разработке плана эвакуации следует предусматривать несколько (3-5) вариантов эвакуации зрителей из сооружения или здания взависимости от наиболее вероятных мест возникновения пожара, возможного характера его развития, загруженности сооружения зрителями и наличия дополнительных сил, привлекаемых для проведения соревнований и культурно-зрелищных мероприятий.

В текстовой части планов эвакуации по каждому из вариантов следует отражать:

— организацию системы оповещения людей о пожаре (кто принимает решение о необходимости эвакуации, зоны оповещения и способы оповещения, контингент оповещаемых);

— количество лиц обслуживающего персонала, а также дополнительных сил, привлекаемых для эвакуации (порядок их сбора, места сбора, старшие по зонам и секторам, сигналы сбора);

— эвакуационные маршруты (их протяженность и направление, ответственные за маршруты, порядок движения при эвакуации, обязанности обслуживающего персонала и дополнительных сил, участвующих в процессе эвакуации);

— конечные пункты следования (порядок рассредоточения эвакуированных, оказание им при необходимости медицинской помощи);

— порядок использования для эвакуации зрителей запасных выходов, возможность использования специального оборудования, а также различной техники и инженерных систем для организации эвакуации и ее успешного проведения (систем дымоудаления, автоматических установок пожаротушения, внутренней телефонной связи, радиостанций и т.п.).

3. В графической части плана указываются маршруты движения людей при эвакуации (сплошной линией зеленого цвета со стрелками в направлении эвакуационных выходов). В случае нахождения в сооружении большого числа людей следует предусматривать эвакуационные зоны, обозначаемые на планах различными цветовыми оттенками, с указанием направления эвакуации из этих зон. На плане эвакуации могут быть указаны запасные пути эвакуации (пунктирной линией зеленого цвета).

4. План эвакуации (графическая и текстовая части) должен быть наглядно оформлен и находится на видном месте в помещениях пожарного поста или другого помещения с круглосуточным дежурством обслуживающего персонала, а также руководства объекта.

Расшифровку символов в графической части следует давать под планом эвакуации на русском и национальном языках.

5. Кроме общего плана эвакуации для сооружения в целом каждая зона (сектор, группа помещений) должна быть обеспечена выписками из общего плана эвакуации (различные варианты) с памяткой о мерах пожарной безопасности и правилах поведения в условиях пожара, которые должны находиться у ответственных дежурных по зонам, секторам и т.п.

На выписке из плана эвакуации должны быть показаны: лестничные клетки, лифты и лифтовые холлы, комнаты с обозначением дверных проемов, балконов, коридоров, наружных лестниц.

Помещение, для которого предназначена выписка из плана эвакуации, отмечают на поэтажном плане сектора, зоны надписью “Помещение, зона, где вы находитесь. ”. Путь эвакуации указывают на этой выписке сплошной линией зеленого цвета.

Линии, указывающие направление эвакуации, должны проводиться от рассматриваемого помещения до выхода в безопасное место или непосредственно наружу.

Выписку из плана эвакуации вывешивают в помещении на видном месте под стеклом (пленкой), размер выписки из плана не менее 20×30 см.

Под выпиской из плана эвакуации должна быть дана расшифровка использованных символов.

В текстовой части выписки указываются обязанности лиц и последовательность действий обслуживающего персонала, а также привлеченных сил, задействованных в эвакуации зрителей.

Текстовая часть выписки из общего плана эвакуации должна находиться у лица, ответственного за эвакуацию из зоны, сектора, помещения.

С содержанием выписки (под роспись) должен быть ознакомлен весь обслуживающий персонал, а также вспомогательные силы, задействованные в эвакуации зрителей.

Руководитель детского учреждения обязан обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара (примерный план эвакуации приведен в приложении 1). План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий. Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа — в начале каждой смены).

Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТ 12.1.114-82. Внешнее оформление и указательные знаки для определения мест расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76*.

Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) Обязан задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации.

fireevacuationplan.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]