§10. Пиратство (ст. 227 УК)

Слово «пиратство» происходит от греческого « peirates » — гра­битель, разбойник. В международном праве пиратство означает незаконный захват, ограбление или потопление торговых и других гражданских судов, совершаемые в открытом море частновладель­ческими или государственными судами. Исторически пиратство возникло одновременно с развитием мореплавания и существует до сих пор. Пиратство является преступлением международного характера. Нормы международного права о борьбе с этим преступ­лением содержатся в Конвенции об открытом море 1958 г. (ст.14) и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 101—107).*

* См.: Бирюков П.И. Международное право. М., 1998. С. 261-262.

Объект преступления: основной — основы общественной без­опасности. В качестве дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье личности, а также отношения собственности. Предмет преступления — морские, речные суда, чужое имущество.

Объективная сторона преступления — нападение на морское или речное судно, совершаемое с применением насилия либо с уг­розой его применения.

Нападение представляет собой агрессивные действия, нося­щие, как правило, неожиданный, внезапный характер, которые могут выражаться в захвате судна, его обстреле, затоплении. На­падение должно сочетаться с применением насилия или угрозой его применения, которые могут быть обращены как на членов эки­пажа, обслуживающий персонал, так и на пассажиров. Состав рас­сматриваемого преступления охватывает нанесение побоев, при­чинение легкого, средней тяжести, а также тяжкого (ч. 1,2ст. 111 УК) вреда здоровью потерпевшего. Нанесение более тяжкого вреда и убийство подлежат дополнительной самостоятельной квалифи­кации. Состав преступления формальный, оно окончено в момент нападения.

Субъективная сторона пиратства характеризуется виной в виде прямого умысла и целью завладения чужим имуществом. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицируют пиратство в соответствии с ч. 2 ст. 227 УК совершение его неоднократно либо с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Пиратство является особо квалифицированным (ч. 3 ст. 227 УК), если оно совершено организованной группой либо повлекло по не­осторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия — понятие оценочное, к ним может быть отнесено: причинение крупного имущественного ущерба, на­несение вреда здоровью большого числа людей, существенное по­вреждение судна, его затопление и т.д.

www.bibliotekar.ru

§ 4. ПИРАТСТВО

Борьба с пиратством регулируется Женевской конвенцией об открытом море 1958 г. и Международной морской конвенцией 1982 г. До их принятия пиратство уже считалось преступлением по международному обычному праву, но толковалось оно по-разному.

В соответствии с Конвенциями, пиратством признается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частного судна или летательного аппарата и направленный в открытом море или в другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства – против другого судна или летательного аппарата или против находящихся на их борту лиц и имущества.

Как видно, Конвенции дают достаточно широкое определение пиратства.

Раньше пиратство было связано лишь с морем. Пираты жили на берегах морей и океанов (вспомним их живописные поселения на Адриатике, в Средиземноморье или близ Китая, Индонезии, Филиппин, Японии). Женевская конвенция 1958г. признает пиратством и нападения, совершаемые с помощью летательных аппаратов.

Пиратство, т. е. морской разбой, дезорганизовывало торговлю между государствами, наносило ущерб владельцам перевозимых грузов, от рук пиратов погибло немало людей. В прежние времена пираты нередко действовали в сговоре с работорговцами. Ныне они вступают в контакты с торговцами оружием, чем способствуют разжиганию конфликтов и локальных войн. В качестве пиратов всегда выступали владельцы частных судов. Это — отличительный признак пиратства как преступления. В то же время надо иметь в виду, что пиратов нередко поддерживали правительства многих стран, например Англии, которая отнюдь не без их помощи завоевала славу «владычицы морей». Один из самых легендарных пиратов, капитан Дрейк, «дослужился» до высших знаков отличия английского королевства.

Истории известны случаи, когда военные суда различных государств занимались морским разбоем, например до и во время второй мировой войны суда немецкого и итальянского фашистских флотов. В 1937 г., как реакция на эти разбойные нападения, было подписано Лионское соглашение, установившее, что нападение на нейтральное судно должно рассматриваться как пиратство. Именно тогда государства договорились распространить принципы этого Соглашения на нападения, совершенные подводными судами и самолетами. Однако Соглашение не получило всеобщего одобрения, да и из текста его не очень ясно, какие именно суда (самолеты) должны признаваться пиратствующими.

Представляется, что действие военных судов, принадлежащих флотам государств, не следует приравнивать к пиратству. Такие действия могут оказаться, например, актом агрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В подобных случаях государства должны нести политическую, материальную, дипломатическую ответственность, а конкретные виновники преступлений — уголовную. Следует иметь в виду, что пиратство — не обычное уголовное преступление, а преступление международного характера.

Женевская конвенция 1958 г. признает пиратством «любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа». Однако на практике и в литературе объективные характеристики преступления рассматриваются гораздо шире.

Способами совершения пиратства считают, помимо того, что указано в Женевском соглашении, потопление судна, обстрел, бомбардировку с воздуха, убийство членов экипажа или пассажиров подвергнувшегося нападению корабля. Пиратство — это и сам факт неправомерного задержания судна и находящихся на нем людей, главным образом с целью грабежа. Здесь возникает вопрос: достаточно ли точно в Конвенции, Соглашении и на практике трактуется пиратство, не имеем ли мы дело с расширительным толкованием этого преступления? Например, в случае, когда пиратством признается бомбардировка с воздуха.

Чего достигает (или хочет достичь) «пират», когда совершает налет на какой-либо объект с воздуха и уничтожает его? Сходство с классическим понятием пиратства лишь в том, что действие происходит в открытом море. Ну, а если на суше? На наш взгляд, такие действия пиратством не являются. Действия преступников, уничтожающих корабль и людей, на нем находящихся, путем налета с воздуха, следует квалифицировать как террористический акт.

По сложившейся практике ответственность за пиратство наступает по нормам национальных уголовных законов. Но не все страны ввели этот состав в свое законодательство. В таких случаях они могут преследовать пиратов по статьям, предусматривающим ответственность за разбой, бандитизм, убийство и т. д. Однако с позиций уголовного права гораздо точнее закрепить в законодательстве самостоятельный состав преступления пиратство.

В новом Уголовном кодексе (УК) РФ имеется статья о пиратстве (227). Однако ее диспозиция сформулирована несколько иначе, чем определение пиратства в Конвенциях. Так, она говорит о нападениях только на морское или речное судно, не упоминая о летательных аппаратах. Вместе с тем она не называет субъектов пиратства. Это дает основание полагать, что возможно нападение на корабль не только с моря, но и с суши, и с воздуха.

Субъектом пиратства должно быть частное лицо. Ответственность по законодательству любой страны несет в равной степени как гражданин этой страны, так и иностранец.

www.pravo.vuzlib.su

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Факторы пиратства в международном праве

Факторы пиратства в международном праве

Проблематика международного пиратства давно является предметом изучения как отечественных, так и зарубежных юристов.

На рубеже ХХ–XXI вв. проблема морского пиратства приобрела глобальное значение и нападения пиратов распространились по всем регионам мира.
Статус пиратства как международного уголовного преступления, а также правовые основы борьбы с ним были закреплены в решениях Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

Правовые модели этого преступления сегодня отражены в универсальных международных договорах. Признание суверенитета прибрежных государств на внутренние воды и территориальное море означает, что пиратскими могут определяться только действия, которые осуществляются за пределами территориального моря, то есть на международной территории.

Определение пиратства содержится в ст. 101 Конвенции ООН по морско­му праву 1982 г, где под пиратством имеется в виду следующее:
а) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый в личных целях экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата, лиц или против лип или имущества, находящегося на их борту, или вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;
в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, указанного выше.

Данное определение восходит к ст. 15 Конвенции 1958 г, и по сути его копирует.

Определение пиратства в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. не является исчерпывающим и сводится только к действиям, совершаемым в грабительских целях частновладельческими судами. Ряд деяний, которые напоминают пиратство и также совершаются в открытом море, предусмотрены также Римской конвенцией 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, а также Протоколом о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

Данные деяния иногда в литературе называются «способами совершения морского разбоя».

Уголовно наказуемо пиратство и по законам РФ, что предусмотрено в ст. 227 УК РФ. Пиратством считается нападение на судно в целях завладения имуществом. Термин «нападение» как способ совершения преступления описывается в других статьях УК (162, 209, 227), причем в этих статьях понятие «нападение» трактуется широко и к нему относятся также угрозы применения насилия. В связи с этим для признания преступления пиратством необязательно, чтобы реально применялось физическое насилие, достаточно, чтобы угроза применения насилия была реальной, либо применялись любые другие силовые меры воздействия. Если при осуществлении пиратства были убиты люди, это рассматривается по ст. 105 УК и не входит в состав пиратства.

В то же время практика применения данной статьи УК РФ отсутствует, а также отсутствует возможность практического осуществления уголовного преследования иностранных граждан, которые совершили пиратские действия, не направленные против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства.

Пиратство является преступлением в праве европейских стран. Так, в Великобритании до 1998 года пиратство было одним из немногих преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь (по Закону о пиратстве 1837 г.).

По мнению Дж. Мо (Гонконг), «современное морское пиратство являет незаконным актом высадки на морское или воздушное судно с целью сове шения криминального акта, как это определено международным договором или национальным законодательством против морского или воздушного судна, имущества или лиц, находящихся на борту морского или воздушного суд лицом или лицами, которые применяют или могут применить силу во время совершения криминального акта».

В Конвенциях 1958 и 1982 гг. речь идет о нападении на другое судно, однако в литературе иногда не ограничивают состав пиратства судном. В частности, А.И.Коробеев, ссылаясь на законодательство других стран, и в частности на законодательство США, пишет: «Морским пиратством необходимо признать как нападение с целью захвата другого судна, лиц, имущества, находящегося на его борту, так и завладение (попытку завладения) данного судна его пассажирами или членами экипажа».

Мы согласны с определением К.А.Бекяшева, который говорит, что «пиратство – это неправомерный акт насилия, задержания или грабежа частновладельческим судном любого судна в открытом море или вне юрисдикции государства (т.е., как я полагаю, за пределами террито­риального моря). Если пиратство совершается в территориальном море, то такой неправомерный акт в соответствии с современным международным правом считается морским вооруженным разбоем и наказывается в соответ­ствие с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. и Протоколом 2005 г. к этой Кон­венции».

Пиратство на море является преступлением международного характера. Поэтому мы присоединяемся ко мнению К.А.Бекяшева о том, что в борьбе с ним главную роль должны сыграть нормы между­народного права. В то же время, иногда высказывается мнение о том, что эффективным средством борьбы с пиратством являются технические средства, например, акустические пушки, которые создают пронзительный звук, похожий на вой пожарной сирены. Еще более эффективными средствами, по его мнению, могут быть микроволновые пушки, которые будут поражать пиратов кипятком. Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка справедливо обра­тил внимание на то, что «государствам следует принять дополнительные ме­ры на международном уровне, направленные на эффективную поимку, уго­ловное преследование и предание суду любых лиц, виновных в морском пи­ратстве, особенно тех, кто организует и финансирует такие действия». По его мнению, «следует признать необходимость комплексного международно-правового ответа на пиратские акты». Возможно использовать и действующие институты, например, Международный трибунал по морскому праву.

По завершении операции с освобождением танкера «Московский универ­ситет» Д.А. Медведев 6 мая 2010 г. заявил: «Все мы знаем, что пиратство – зло, и никак не можем договориться, как с ним бороться. В результате, с точки зрения правовых и политических средств, эта ситуация очень плохая. Нужно создать правовую основу для того, чтобы все человечество смогло дать ответ на эту угрозу». Президент РФ полагает, что необходимо вернуться к идее соз­дания международного суда и других юридических инструментов. «До тех пор, пока этого не будет, нам придется поступать так, как поступали наши предки, когда встречали пиратов», – заключил Д.А. Медведев.

Пиратство следует дифференцировать с международным терроризмом, к которому относятся действия с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти. Если нападения совершаются с этими целями, то перед нами терроризм, а если с целью захвата судна или имущества, то это пиратство.

В специальной литературе преобладает мнение, что пиратство осуществляется только частным судном, в случае же, когда нападению осуществляет военный корабль какого-либо государства, то такие действия считаются агрессией со стороны государства, которому данные судна принадлежат.
Еще в 1972 г., Л.Н.Галенская писала: «Невозможно оспаривать противоправность нападений государственных судов и военных кораблей на суда других стран в открытом море. Однако бороться с такими действиями надо не путем подведения их под понятие пиратства: а квалифицируя их как опаснейшее международное преступление, чреватое угрозой миру и безопасности народов».

По нашему мнению, следует согласиться с авторами, ограничивающими субъектный состав пиратства частными лицами. Данная точка зрения присутствует в международном праве, где в ст. 16 Женевской конвенции 1958 г. и ст. 102 Конвенции ООН 1982 г. экипаж военного корабля рассматривают как пиратский, только если он захватил перед этим судно. Кроме того, как верно пишет А.И.Коробеев, и военными и государственными судами руководят люди, которые находятся на государственной службе и, следовательно, представляют интересы государства и выполняют его волю.

В ХХ в. возник новый вид пиратства, к которому прибегали – «государственный», хотя об этом не принято было говорить. Например, морские нападения совершал Германия во время Первой мировой войны. Немецкие и итальянские фашистские подлодки топили суда, которые направлялись с грузом продовольствия и оружия в республиканскую Испанию во время установления режима генерала Франко. Соединенные Штаты топили корабли Северной Кореи во время войны 1950–1953 гг.

Польский исследователь К. Кубияка выделяет такие регионы распространения современного морского пиратства: пиратство в Карибском регионе, главным связано с транзитом наркотиков; пиратство у берегов Колумбии связано с активной деятельностью наркокартелей; портовый пиратство в Южной Америке, особенно в портах Бразилии; пиратство в Адриатическом море, связанное с конфликтами на Балканах и в основном с нападениями на суда, перевозящие сигареты; торговое пиратство в Гвинейском заливе; сомалийское пиратство; пиратство у берегов Индии и Бангладеша; пиратство в Малаккском проливе и в Южно-Китайском море.

Основные пиратские регионы современности:
– Сомали и северо-западная часть Индийского океана (сомалийские пираты);
– Гвинейский залив (нигерийские пираты);
– Юго-восточная Азия и Индонезия;
– Бангладеш;
– Северо-восточное и севере западное побережье Южной Африки;
– Районы Карибского бассейна (Перу, Бра зилия, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Гаити, Венесуэла и др.).

По целям и методам, которые используют морские преступники, современное морское пиратство можно условно разделить на два вида: «индонезийское» и «сомалийский». К первому относятся обычные банды, вооруженные холодным и огнестрельным оружием. Используя фактор внезапности, «сомалийские» пираты нападают на торговые суда в открытом море или в акватории портов. Сомалийские пираты в основном имеют целью увлечь не груз кораблей, а команду и получить выкуп. Это, как правило, молодые, хорошо­ организованные и обученные люди. Их профессиональные действия подтверждают, что они получили надлежащую подготовку на флоте или в береговой охране.

Второй вид – «индонезийское» пиратство, предполагает оснащение банды автоматами, гранатометами и крупнокалиберными пулеметами. Целью «индонезийских» пиратов является касса и часть груза.

Большая часть пиратских нападений в последние годы совершается сомалийскими и нигерийскими пиратами. Атаки в основном совершаются ночью: на вахте мало моряков, скорость ниже.

Основные типы атак:
Хищение денег – корабельный сейф и кошельки команды.

Хищение как денег, так и грузов: операция требует либо швартовки в пиратской гавани или в подконтрольном пиратам порту. Доходность данной операции много выше, чем простого хищения денег.

Задерживается корабль с грузом, команда и пассажиры берутся в заложники, у судовладельца берется выкуп. В настоящее время непопулярно, так как правила регистрации судов ужесточились. Однако в 1990-е данный тип нападения был распространен: команда убивается, документы подделываются, судно заново регистрируется и затем либо продается, либо получает заказ на перевозку груза и исчезает.

Есть ряд факторов, которые влияют на возникновение пиратства как международного и социального явления. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.

Основными внутренними факторами являются: политическая нестабильность, отсутствие правительственного контроля, сложная экономическая, социальная и криминогенная ситуация в стране, благоприятные физико-географические условия.

К внешним факторам, которые способствуют пиратству, следует отнести: отсутствие общепризнанной эффективной договорной базы в области борьбы с пиратством, низкий уровень научно-технического сотрудничества государств в создании единой системы противодействия пиратству в регионе, отсутствие единых подходов в борьбе с пиратством на международном и государственном уровнях; недостаточно эффективное участие международных организаций в поддержании правопорядка на море и т.д..

Противозаконным захватом судов также способствуют: небольшая скорость грузовых судов, низкий надводный борт, ограниченное количество экипажа и отсутствие эффективных средств, чтобы защищаться от атак морских разбойников.

В табличном виде факторы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Факторы, способствующие развитию пиратства

Внутренние Внешние Низкая безопасность судна
политическая нестабильность отсутствие общепризнанной эффективной договорной базы в области борьбы с пиратством небольшая скорость грузовых судов
отсутствие правительственного контроля низкий уровень научно-технического сотрудничества государств в создании единой системы противодействия пиратству в регионе низкий надводный борт
сложная экономическая ситуация в конкретной стране отсутствие единых подходов в борьбе с пиратством на международном и государственном уровнях Маленький экипаж
Высокий уровень преступности в конкретной стране отсутствие единых подходов в борьбе с пиратством на международном и государственном уровнях Отсутствие средств защиты на судне
благоприятные физико-географические условия для пиратства в ряде регионов (проливы и т.п.) недостаточно эффективное участие международных организаций в поддержании правопорядка на море

Таким образом, Конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. и последние Резолюции Совета Безопасности ООН предоставляют мировому сообществу не только достаточно прав, но и возлагают на них обязанности в вопросе борьбы с пиратством.

Согласно исследованиям, в настоящее время наибольший ущерб наносят мировой экономике пираты, действующие у побережья Сомали. Другими опасными с точки зрения морского пиратства названы прибрежные воды Нигерии, Гвинейский залив и Малаккский пролив.

По сложившейся практике ответственность за пиратство наступает по нормам национальных уголовных законов. Но не все страны ввели этот состав в свое законодательство. В таких случаях они могут преследовать пиратов по статьям, предусматривающим ответственность за разбой, бандитизм, убийство и т. д. Однако с позиций уголовного права гораздо точнее закрепить в законодательстве самостоятельный состав преступления «пиратство». Поэтому, на наш взгляд, в качестве наиболее очевидного вывода должно выступать предложение ввести самостоятельный состав пиратства во все уголовные кодексы национальных государств.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 6 (61) 2013

www.eurasialegal.info

Пиратство как преступление международного характера

История морского пиратства. Причины внимания мирового сообщества к пиратству. Регламентация борьбы с пиратством в международном праве. Международное и национально-правовое закрепление юридической конструкции морского пиратства и мер по его пресечению.

Подобные документы

Уровень компьютерного пиратства в мире и причины его распространения. Оборот и популярность контрафактной продукции. Российский рынок пиратской продукции. Классификация видов пиратства, меры по его пресечению. Возможные потери от пиратства для экономики.

реферат, добавлен 17.12.2009

История возникновения пиратства как преступления. Правовой анализ пиратства по уголовному законодательству РФ. Использование возможностей ООН в области борьбы с преступностью. Перспективы создания правовой защиты против транснациональной преступности.

курсовая работа, добавлен 12.03.2011

Характеристика преступлений против общественной безопасности. Законодательное регулирование пиратства. Уголовно-правовая характеристика пиратства в законодательстве Российской Федерации. Законодательство зарубежных стран об ответственности за пиратство.

курсовая работа, добавлен 03.10.2014

Характерные особенности пиратства по Уголовному кодексу Российской Федерации. Исследование основ правового регулирования борьбы с морским разбоем. Международная система битвы с криминальным бизнесом, создаваемым опасность торговому мореплаванию.

курсовая работа, добавлен 16.09.2017

Сущность национальной политики ведущих морских держав и государств мирового сообщества. Пределы действия норм международного морского права. Развитие сотрудничества между правительствами и проведение мероприятий в различных областях освоения океана.

реферат, добавлен 15.06.2016

Отличие понятия пиратства в отечественном уголовном законодательстве, его отличие от разбоя. Объект и субъект преступления, признаки объективной и субъективной стороны. Порядок назначения наказания за пиратство судом и факторы, принимаемые во внимание.

курсовая работа, добавлен 11.12.2012

Понятие, принципы и источники международного морского права. Правовой режим внутренних морских вод, территориального и открытого моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, международных проливов и каналов, дна Мирового океана.

реферат, добавлен 15.02.2011

Понятие международного морского права, классификация морских пространств, урегулирование споров. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права, международные морские организации.

реферат, добавлен 01.04.2003

Исследование положений современной науки международного морского права. Делимитация морских пространств и разрешение связанных с этими вопросами межгосударственных споров. Наиболее известные персоналии, школы и возможности международного морского права.

статья, добавлен 07.08.2017

Основные институты и понятия международного авторского права. Основные международные соглашения об авторском праве. Искоренение пиратства — задача практически невыполнимая. Законодательная база для охраны и регулирования вопросов авторства.

контрольная работа, добавлен 12.09.2006

allbest.ru

Пиратство относится к одному из древнейших видов преступлений, возникновение которого связано с выходом человека в море для торговли и завоевания новых территорий. Как отмечают исследователи этого явления, есть основания полагать, что в тот день, когда первый морской торговец нагрузил свою лодку товарами, вслед за ним отправился и первый морской разбойник [1] .

В разные периоды истории отношение к пиратству складывалось неоднозначно: в древности пиратство было побочным занятием приморских племен, в античные времена их объявляли врагами человечества и нещадно уничтожали, в средние века появилась разновидность легального морского разбоя, каперство. Каперский патент действовал только во время войны и подтверждал предоставленное государством право нападения на торговые суда неприятеля и получения части захваченного имущества.

В целом же до конца XVIII в. разница между торговыми и пиратскими флотами была очень незначительна. Едва ли не каждое судно в ту пору было вооружено, и любой мирный торговый корабль, встретив в море такое же нагруженное товарами судно, брал его на абордаж. Добыча доставалась более проворному и лучше вооруженному [2] .

Между тем, поскольку пиратство негативно влияло на развитие морской торговли, страны, страдающие от нападений на море, были заинтересованы в принятии согласованных мер по противодействию этому явлению. В 1856 г. был принят один из первых международных актов Нового времени в области безопасности морского судоходства – Парижская декларация о принципах морского международного права [3] . Основным достижением этого документа, подписанного представителями Австрии, Франции, Великобритании, Пруссии, России, Сардинии и Турции, стала полная отмена каперства.

В XX в. пиратство обрело новые формы и существовало в основном в форме рейдерства, представлявшего собой захват военными кораблями транспортных и торговых судов противника. Главной целью рейдеров, в отличие от каперов, была нс нажива, а причинение убытков противнику. Поэтому для рейдерства характерно уничтожение, зачастую без грабежа, вражеского судна.

В 1930-е гг. нападения военных судов распространились и на суда нейтральных стран. С целью обезопасить свой флот от разбойных нападений представители СССР, Англии, Франции, Турции, Греции, Югославии, Румынии, Болгарии и Египта в 1937 г. подписали Нионское соглашение, по которому нападения на торговые суда нейтральных стран квалифицировались как пиратство [4] .

Новый всплеск пиратских нападений произошел в начале XXI в. На сегодняшний день случаи пиратства отмечаются в Карибском бассейне, у берегов Юго-Восточной Азии и Южной Америки, однако наиболее пораженными этим явлением регионами являются воды Западной и Восточной Африки. К 2008 г. самым опасным местом для судоходства стал Аденский залив, в котором ежегодно фиксируется несколько сотен нападений на гражданские суда. По сведениям Международного морского бюро, из 445 пиратских атак на суда, совершенных в 2010 г., 92% произошло у берегов Сомали.

Для наведения порядка в этом регионе Советом безопасности ООН был принят ряд резолюций [5] , направленных на решение проблемы пиратства и предусматривающих меры по пресечению нападений па суда, как в открытом море, так и в пределах территориальных вод Сомали. В результате предпринятых международными организациями и заинтересованными государствами действий по патрулированию морских торговых путей у побережья Сомали и сопровождению судов вооруженной охраной удалось существенно сократить число пиратских атак в Аденском заливе [6] .

Между тем, несмотря на предпринимаемые усилия, нападения на море продолжают представлять серьезную угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью людей на море, причинять значительный ущерб экономике многих стран. Высокая общественная опасность пиратства обусловила отнесение указанного деяния к преступлениям международного характера.

Впервые признаки пиратства были закреплены в Женевской конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 г. [7] , которая рассматривала его как:

1) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту в открытом море или за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства;

2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если тот, кто этот акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат являются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом;

3) любое действие, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в п. 1 или 2 ст. 15 данной Конвенции.

Указанное определение пиратства не претерпело изменений и в принятой в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву. Закрепление в указанных конвенциях признаков, раскрывающих содержание пиратства, позволяет всем странам – участницам названных соглашений при определении национальных механизмов борьбы с пиратством исходить из одинакового понимания сущности этого явления, а также осуществлять согласованные меры по его предотвращению.

Из приведенного определения видно, что пиратство представляет собой многоплановое явление. Посягая на отношения в сфере обеспечения свободы и безопасности морского судоходства, оно может причинять вред жизни, здоровью, свободе, личной неприкосновенности, собственности, окружающей природной среде.

Конвенция об открытом море 1958 г., так же как и Конвенция ООН но морскому праву 1982 г., исчерпывающим образом определили предмет посягательства при пиратском нападении. В частности, как пиратство может быть квалифицирован только акт нападения на водное судно, летательный аппарат или лиц и имущество, находящееся на борту.

Под водным судном понимается сооружение, предназначенное для постоянной работы в плавучем состоянии в водной среде. При этом не имеют значения технические характеристики плавсредства, в том числе его водоизмещение, грузоподъемность и прочее, форма собственности, целевое назначение (военное, торговое, почтовое, спасательное, научное, учебное и др.). Вместе с тем нс признаются судами объекты, жестко закрепленные на морском дне, такие как стационарные платформы, нефтяные вышки, маяки.

Летательный аппарат представляет собой устройство для управляемого полета, поддерживаемое в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Поскольку в конвенционных нормах не указаны характеристики летательного аппарата, можно сделать вывод, что его видовые особенности и принадлежность не имеют значения для квалификации актов пиратства.

Исходя из конвенционных определений пиратства, предметом посягательства может быть только другое судно, которое подвергается нападению. Поднятие мятежа членами экипажа, попытки лиц, правомерно находящихся на судне, завладеть судном или грузом и другие подобные действия составом пиратства не охватываются.

К имуществу, находящемуся на борту, могут быть отнесены имеющиеся на суде машины и оборудование, запасы топлива, документация, перевозимый груз, а также имущество пассажиров и членов команды.

Согласно Конвенции об открытом море и Конвенции ООН по морскому праву пиратство может быть осуществлено в форме неправомерного акта насилия, задержания или грабежа.

Первая разновидность общественно опасного деяния представляет собой применение насилия в отношении экипажа или пассажиров суда. Насилие может иметь форму физического воздействия на потерпевшего, когда к лицу непосредственно применяется физическая сила. К этому виду насилия относится связывание потерпевшего, лишение его свободы передвижения, нанесение побоев, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, лишение жизни.

Психическое насилие образуют угрозы применения физической силы, в том числе угроза убийством, причинением вреда здоровью и другие формы психического воздействия на членов экипажа или пассажиров судна. В качестве психического насилия также может рассматриваться демонстрация оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Угроза может быть высказана потерпевшим непосредственно (при личном контакте, с использованием средств связи, через громкоговорящее устройство) или путем предупреждающих выстрелов. При любом способе оглашения угрозы у потерпевших должны иметься основания опасаться ее фактической реализации.

Как правило, насилие при пиратстве применяется для облегчения достижения нападающими своих целей. В связи с этим, несмотря на то что насилие названо в определении пиратства как самостоятельное действие, чаще всего оно представляет собой способ совершения посягательства, суть которого заключается в задержании или грабеже.

Задержание судна заключается в лишении его возможности свободного передвижения согласно избранному маршруту. Способы задержания в конвенционных нормах не конкретизированы. Это может быть блокирование его другими плавсредствами либо отстранение капитана от командования судном. Причем действия по задержанию судна могут нс сопровождаться применением физического насилия к экипажу, например при предупредительном обстреле судна, сбрасывании мин по курсу, взятии судна на абордаж, таране.

Задержанию могут быть подвергнуты также члены экипажа или пассажиры, находящиеся па борту судна. Задержание может сопровождаться применением физического или психического насилия. Вместе с тем не исключено ненасильственное задержание, заключающееся в ограничении или лишении свободы передвижения потерпевших.

В качестве грабежа следует рассматривать действия по изъятию имущества у лиц, находящихся на судне, и обращению его в пользу нападающих. Так же как и при задержании, в ходе грабежа к членам команды или пассажирам судна может быть применено насилие с причинением вреда здоровью любой степени тяжести. Наступление указанных последствий не влияет на квалификацию содеянного по нормам международного права.

Для признания пиратства оконченным преступлением достаточно установления факта совершения любого из перечисленных деяний: применения насилия, задержания или грабежа. Дальнейшие действия, связанные с установлением контроля над судном, перемещением его в пространстве с целью угона, выдвижением требований, касающихся судьбы судна и находящихся на борту лиц, остаются за рамками конвенционного состава пиратства.

Международно-правовое определение пиратства исходит из признания конструктивным признаком пиратства средства совершения преступления. Таковым является водное или воздушное судно, участвующее в совершении акта пиратства. Причем, как следует из содержания ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву, это может быть любое частновладельческое судно, отличное от судна, на которое совершается нападение, поскольку, как было отмечено, за рамками состава пиратства находятся нападения, совершаемые лицами, правомерно находящимися на судне.

Обязательным признаком пиратства является место совершения преступления. Согласно ст. 15 Конвенции об открытом море и ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву пиратством может быть признан только такой акт насилия, задержания или грабежа, который происходил в открытом море или в месте за пределами юрисдикции какого-либо государства.

При определении границ пространства, входящего в открытое море, следует обращаться к международным правовым актам, раскрывающим это понятие, в частности к Конвенции об открытом море и Конвенции ООН по морскому праву. Конвенция об открытом море относит к открытому морю все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. В Конвенции ООН по морскому праву открытое море понимается более узко, поскольку согласно ст. 86 названного документа к открытому морю помимо территориальных морей и внутренних вод не относятся также исключительные экономические зоны государств и архипелажные воды государств-архипелагов. Учитывая правила исчисления ширины территориального моря и исключительной экономической зоны, содержащиеся в ст. 3 и 57 Конвенции ООН по морскому праву, можно сделать вывод, что границы территориального моря и исключительной экономической зоны не только не совпадают, но и отстоят друг от друга на 188 морских миль. Вместе с тем точное определение места совершения преступления является необходимым условием квалификации пиратства как международного преступления.

На устранение указанного противоречия при определении границ открытого моря направлено положение п. 2 ст. 58 Конвенции ООН по морскому праву, позволяющее применять ст. 88–115 этой Конвенции к исключительной экономической зоне, если это не противоречит нормам указанного документа, регламентирующим режим исключительной экономической зоны. Таким образом, все положения Конвенции ООН по морскому праву, посвященные противодействию незаконным действиям в открытом море, в полной мере распространяются на случаи совершения пиратства в исключительной экономической зоне, а все нападения на суда за пределами территориального моря могут быть квалифицированы как пиратство.

Аналогичным образом следует решать вопрос при оценке посягательства на воздушное судно – если неправомерные действия, подпадающие под признаки пиратства, имели место в воздушном пространстве над открытым морем, содеянное образует состав конвенционного пиратства и может преследоваться по нормам международного права.

Именно место совершения преступления превращает пиратство в преступление международного характера и предопределяет возможность установления в отношении таких посягательств универсальной юрисдикции. Статья 105 Конвенции ООН по морскому нраву закрепляет право всех государств – участников Конвенции осуществлять захват пиратского судна или пиратского летательного аппарата, арестовывать находящихся па нем лиц и имущество, преследовать пиратов в судебном порядке.

Совершение нападений на водное судно или летательный аппарат вне района открытого моря или в ином месте вне территории какого-либо государства изменяет квалификацию содеянного, поскольку такое деяние подпадает под национальную юрисдикцию отдельного государства, контролирующего водное и воздушное пространство. При совершении акта пиратства в территориальных или внутренних водах какого-либо государства, равно как и в его воздушном пространстве, исключается возможность пресечения нападения любым другим государством. Ограничение принципа исключительной юрисдикции прибрежных государств в их территориальных и внутренних водах допускается в отдельных случаях по решению Совета Безопасности ООН.

Такое отступление от фундаментального принципа международного права имело место для пресечения актов пиратства в прибрежных водах Сомали, где деятельность пиратов достигла огромных масштабов. Учитывая невозможность обеспечения безопасности территориальных вод для мореплавания и судоходства без вмешательства мирового сообщества, Совет Безопасности ООН удовлетворил просьбу правительства Сомали об оказании международной помощи в противодействии пиратству у берегов страны. Принятые Советом Безопасности резолюции в течение определенного периода предоставляли государствам, сотрудничающим с переходным правительством Сомали в борьбе с пиратством, право предпринимать необходимые меры для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на морс. На посягательства, совершаемые в пределах национальной юрисдикции Сомали, Совет Безопасности ООН распространил все положения международного права, касающиеся противодействия пиратству в открытом море. В частности, резолюция 1816 Совета Безопасности ООН от 2 июня 2008 г. разрешила указанным государствам для пресечения актов пиратства входить в территориальные воды Сомали, использовать в отношении актов пиратства согласно нормам международного права все необходимые средства сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении актов пиратства.

Действия, подпадающие под конвенционное определение пиратства, могут совершаться и за пределами открытого моря при выполнении лицами посреднических или подстрекательских функций. Так, п. «b» и «с» ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву относят к пиратству любой акт добровольного участия в использовании пиратского судна, а также подстрекательство к совершению акта пиратства.

Согласно конвенционным определениям конструктивным признаком пиратства является наличие личных целей. Содержание указанных целей в международных правовых актах не раскрывается, поэтому к таковым могут быть отнесены любые намерения, связанные с удовлетворением личного интереса. Доминирующей целью пиратства является корысть – именно ради стремления к наживе изымается груз, имущество пассажиров и само судно.

Однако пиратство не всегда совершается с намерением завладеть чужим имуществом, результатом нападения может быть потопление судна или уничтожение груза с целью мести или разорения конкурентов.

Цели совершения преступления позволяют отграничить пиратство от других схожих посягательств. Так, наличие политических целей при нападении на морские или воздушные суда не позволяет квалифицировать содеянное как пиратство, поскольку такие посягательства обладают признаками преступлений террористического характера.

Значимым признаком пиратства является характеристика субъектов посягательства, к которым конвенционные нормы относят членов экипажей или пассажиров частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата. При совершении нападения военным кораблем, государственным водным или воздушным судном содеянное не может рассматриваться как пиратство, так как представляет собой проявление агрессии со стороны государства.

На это прямо указано в резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООП от 14 декабря 1974 г., в которой нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства квалифицируется в качестве акта агрессии независимо от объявления войны (п. «d» ст. 3).

Как отмечает Л. Н. Галенская, бороться с нападениями государственных судов и военных кораблей на суда других стран в открытом море надо не путем подведения их под понятие пиратства, а квалифицируя как опаснейшее международное преступление, чреватое угрозой миру и безопасности народов [8] .

Члены экипажей военных кораблей или государственных судов признаются субъектами пиратства лишь в одном случае – при поднятии ими мятежа и захвате контроля над этим судном или летательным аппаратом. При выходе судна из-под контроля государства все решения, принимаемые лицами, захватившими управление судном, уже не являются отражением воли государства флага, а представляют собой проявление инициативы частных лиц. Именно поэтому ст. 102 Конвенции ООН по морскому праву приравнивает содеянное поднявшим мятеж экипажем военного или государственного судна к действиям, совершаемым частновладельческим судном.

Пиратские нападения следует отличать не только от акта агрессии, но и от преступлений террористического характера, к которым относятся захват заложников, незаконный захват воздушных судов и деяния, предусмотренные Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г.

Как проявления терроризма, угрожающие безопасности морского судоходства, рассматриваются действия лица, предусмотренные ст. 3 этой Конвенции (см. подробнее п. 6.12 настоящего учебника).

Несмотря на некоторые общие черты, преступления, перечисленные в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, отличаются от пиратства по объекту, предмету посягательства, признакам объективной стороны и субъективному содержанию.

Так, сравнение признаков объективной стороны указанных посягательств позволяет выделить следующие принципиальные различия. В объективную сторону пиратства не входят захват судна и установление над ним контроля. Эти действия при акте пиратства могут иметь место после нападения на судно, но на квалификацию не влияют.

Кроме того, если при пиратстве задержание судна является признаком оконченного состава, то при совершении любого акта, направленного против безопасности морского судоходства, задержание представляет собой лишь этап в достижении конечной цели посягательства, поскольку согласно положениям Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, момент окончания преступления связывается с захватом судна или установления над ним контроля.

Конструктивным признаком пиратства и незаконных актов, направленных против безопасности морского судоходства, выступает совершение акта насилия, однако Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, признает насилие преступным деянием только при наличии угрозы безопасному плаванию судна.

Еще одно отличие между пиратством и преступлениями, представляющими опасность для безопасности морского судоходства, заключается в том, что последние могут совершаться в таких специфических формах, несвойственных пиратству, как разрушение судна, нанесение судну или грузу повреждений, угрожающих безопасному плаванию данного судна, помещение на борт судна устройств или веществ, способных разрушить это судно, нанести ему повреждение, которое угрожает или может угрожать безопасному плаванию судна, разрушение морского навигационного оборудования, нанесение ему серьезных повреждений или создание серьезных помех его эксплуатации, а также сообщение заведомо ложных сведений, создающих угрозу безопасному плаванию судна.

Принципиальное отличие пиратства от незаконных действий, направленных против безопасности морского судоходства, заключается также в субъективной составляющей содеянного. Главной задачей морского терроризма, как и любой другой формы терроризма, является оказание воздействия на органы власти или международные организации. Причем для достижения поставленной цели используется устрашение, которое создает обстановку страха не на индивидуальном или узкогрупповом, а на социальном уровне.

По справедливому замечанию Л. А. Моджорян, уничтожение или повреждение судна, убийство членов его экипажа или пассажиров по политическим мотивам лишь внешне напоминают пиратские действия. По сути указанные деяния представляют большую общественную опасность и не укладываются в рамки пиратства, а охватываются понятием терроризма. Если для пиратов захватом судна и находящихся на нем людей и имущества преступная деятельность исчерпывается, то для террористов с этого момента преступные действия лишь начинаются, поскольку достижение их целей связано не с поведением жертв нападения в ходе насильственных действий, а с поведением третьих лиц, на которых и призвана оказать воздействие насильственная акция [9] .

Пиратство, напротив, не направлено на дестабилизацию политической обстановки, поскольку Конвенция ООН по морскому праву связывает возможность совершения пиратства только с личными целями. Причем виновные не рассчитывают на определенное поведение какой-либо третьей стороны, а достигают поставленных задач своими силами и средствами непосредственно в ходе самих актов насилия.

studme.org

Это интересно:

  • 205 объект преступления §3. Терроризм (ст. 205 УК) * См.: Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 3 июля 1998 г. // . Российская газета. 1998. 4 авг. Непосредственный объект преступления: основной — основы общественной безопасности. Совершение акта […]
  • В чём заключается физический смысл закона электромагнитной индукции Журнал "Квант" Лившиц М. Закон электромагнитной индукции или «правило потока»? //Квант. — 1998. — № 3. — С. 37-38. По специальной договоренности с редколлегией и редакцией журнала "Квант" В физике возможны (хотя и редко) ситуации, […]
  • Правила эксплуатации аммиачных холодильных Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 30 июня 1998 г. № 35 8. Требования к системам контроля уровня загазованности и оповещения об аварийных утечках аммиака 8.1. Система контроля уровня загазованности и оповещения об […]
  • Адвокат бубнова Адвокат Бубнов Иван комментирует на НТВ по теме гражданский брак: правовые последствия после расставания Метлицкий Андрей Евгеньевиччастное лицо Уважаемый Иван Михайлович, я благодарен коллективу вашего […]
  • Ооо юрист центр Организация ООО "ЮРИСТ-ЦЕНТР" Юридический адрес: 394030, Г ВОРОНЕЖ, УЛ РЕВОЛЮЦИИ 1905 ГОДА Д 66 ОКФС: 16 - Частная собственность ОКОГУ: 4210014 - Организации, учрежденные юридическими лицами или гражданами, или юридическими лицами […]
  • Тсж закон и порядок Организация ТСЖ "ЗАКОН И ПОРЯДОК" Юридический адрес: 357372, Ставропольский край, Предгорный р-н, п Ясная Поляна, ул Школьная, д 30 ОКФС: 16 - Частная собственность ОКОГУ: 4210014 - Организации, учрежденные юридическими лицами или […]