Оглавление:

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Парадный Петербург

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое».

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

obrazovaka.ru

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского (на примере одного из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

  1. Место образа Петербурга в романе «Преступление и наказание».
  2. Петербург в изображении Ф. М. Достоевского.
  3. Цветовая гамма Петербурга.
  4. В чем видит Достоевский спасение для жителей Петербурга?

. Разлетится. гнилой, склизлый город, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется Финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник.
Ф. М. Достоевский

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из величайших про-изведений мировой литературы, «роман-трагедия», как писали о нем критики. Как и в большинстве других произведениях Достоевского, в центре этого романа находится личность, тайну которой и пытается постичь автор. В данном случае на протяжении всего повествования писатель разгадывает тайну личности Родиона Раскольникова — недоучившегося студента, любящего сына и брата, хладнокровного убийцы. Кто он такой этот Раскольников? Чем живет? О чем думает? Что толкнуло его на преступление? Ответить на эти вопросы невозможно, если не представлять себе в точности той действительности, в которой пришлось жить Расколь-никову, не знать тех реалий жизни, которые сами по себе могли дать толчок идеям, приведшим главного героя к преступлению.

Место действия романа «Преступление и наказание» — Петербург середины 60-х годов. В изображении Достоевского — это душная, зловонная клоака, каменный мешок, мертвый и безликий. Действие романа разворачивается в середине лета. Однако ни на одной странице невозможно найти ярких красок, присущих этому времени года. Вонь, грязь, духота царят повсюду: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня. и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу». Не случайно приехавшая в Петербург мать Раскольникова, Пульхе-рия Александровна, сразу установила связь между психическим неблагополучием сына и жизненной средой, его окружающей: «пусть пройдется, — говорит она о сыне, — воздухом хоть подышит. ужас у него душно. а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город. »

Но отвратительны не только улицы и переулки. Не менее ужасны и те «клетки», в которых ютятся герои романа. В душных и тесных комнатах люди голодают, страдают, в их умах зарождаются страшные преступления. Жилище самого Раскольникова — это «крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Здесь он задумывается над своей теорией, которая приводит его к убийству. Как позднее герой признается, «квартира много способствовала» тому, что он совершил преступление.

Человек в таком городе до крайности одинок. Люди здесь — толпа, ничего не слышащая и не понимающая. Особенно ярко это выражено в эпизоде гибели Мар-меладова. Только что люди «кричали, ахали», но через несколько минут «суета и любопытство» стихли. Кучер был «не очень уныл и испуган»: экипаж принадлежал богатому хозяину. Полицейские были довольны, узнав имя раздавленного: бедняк и горький пьяница.

Преступление против человека — обычное дело в этом городе. Лебезятников избивает Катерину Ивановну, Лужин клевещет на Соню, обвиняя ее в воровстве, старуха-процентщица обирает несчастных бедняков, попавших ей в лапы. «За нищету, — говорит Мармеладов, — даже не палкой выгоняют, а метлой выметают. чтобы оскорбительнее было». «Униженным и оскорбленным» нет места в этом городе.

В описании Петербурга и его обитателей Достоевский использует в основном желтый цвет. Однако это не цвет солнечного утра или золота осенних листьев. Желтизна в романе «Преступление и наказание» — это символ убогости, нищеты, болезни: дешевый «желтый сахар», ржавая «желтая вода», старые «желтые обои». Этот цвет в описании обстановки гармонирует с болезненной желтизной героев романа. Он присутствует в портретных характеристиках Раскольникова, Марме-ладова, Порфирия Петровича. Однако с этим цветом связаны представления не только о физической болезни человека, но и о его психическом разладе с самим собой. Ведь «желтыми домами» в народе издавна называли больницы для душевнобольных. Этот цвет сопровождает героев в самые страшные минуты их жизни: желтые обои в комнате Алены Ивановны, дома, выкрашенные желтой краской, видит перед самоубийством Свидригайлов. Создается впечатление, что Петербург — это город, населенный людьми с изломанной психикой, полусумасшедшими.

Что же может спасти людей в этом страшном городе? Ф. М. Достоевский отвечает на этот вопрос с помощью образа Сони Мармеладовой. Людям нужны не Наполеоны и индивидуалисты, которые возвышаются над ними, а простые человеческие чувства: душевная чистота, самопожертвование, любовь. Петербургская площадь, землю которой Раскольников целует «с наслаждением и счастьем», становится символом раскаяния и возрождения человека

sochineniya-referati.ru

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к образу Петербурга (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А. Блок, А. Ахматова), воспевали его. Но только у Достоевского Петербург приобретает несколько иной смысл: это, прежде всего, город, связанный с трагическими судьбами его героев.

Попадая в Петербург Достоевского, мы оказываемся в очень необычном духовном пространстве: жестоком, фантастическом и реальном одновременно. Трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, убогие закоулки, темные комнаты, черные лестницы – вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии многих произведений Достоевского.

В романе «Преступление и наказание» писатель также подробно исследует закоулки этого города. Здесь внутренняя драма героев вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие постоянно перебрасывается из душных убогих комнат в шум столичных кварталов: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка…».

В то же время городской пейзаж в романе – пейзаж психологический. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душеным состоянием. Пейзаж порождает преступный замысел Раскольникова и предопределяет его мучительную внутреннюю борьбу. Писатель показывает, что в Петербурге жизнь приобретает фантастические, уродливые формы. Реальное кажется подчас кошмарным видением.

Многие блуждания главного героя происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Несоответствующей географическому расположению Петербурга описана летняя жара, которая усиливает вонь распивочных. Лето только усиливает ее гнетущее воздействие на душу.

Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе. В душных, темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье. На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна.

Петербург в «Преступлении и наказании» – это город одиночества. Здесь нигде нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Такое состояние ломает героев, приводит их к отчаянию.

Достоевский считал, что большой город имеет пагубное влияние на душу человека. Я думаю, что совершенно справедливы слова Н. Бердяева, который говорил, что «город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве. В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы».

students-library.com

План. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского

I Идейно – художественные особенности романа

— необходимость борьбы с миропорядком, который

разделил общество на «униженных» и «унижающих»

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

— униженный, придавленный человек

— образ преступного мира – всё это вело к конфликту человека

— роман идеологический, философский

II «Реальности» Петербурга «униженных и оскорблённых», воссозданные в произведении.

Улицы, по которым бродил Раскольников:

а) внешний облик людей;

— Раскольников, Мармеладов, старуха – процентщица , пьяная девочка, Катерина Ивановна

— остаётся ощущение «чего – то грязного,

б) описания трактира, комнат Раскольникова, Мармеладова;

в) отношения людей друг к другу;

г ) немая духота берега Невы.

— особенность пейзажа Достоевского — секрет сильного воздействия на чувства читателей

— пейзажные зарисовки кратки, они заканчиваются тем , как он влияет на чувства человека

— у Достоевского «пейзаж – это не только впечатления, но и пейзаж выражения» (Н. М. Чирков)

— мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, чего – то неправильного, безобразного

— человек задыхается в Петербурге Достоевского

— всё несёт на себе печать общей неустроенности , скудности человеческого существования

Картины жизни и смерти униженных и оскорблённых:

а) письмо матери Раскольникова (часть I , гл.3);

б) сцена смерти Мармеладова (часть II , гл. 7);

в) Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. V ,гл.5);

г) сон Раскольникова о забитой клячонке.

— страшная нищета, надругательство над человеком

— сон – безобразные кошмары самой действительности

— связь сна с эпизодами из жизни бедных людей

— картины эти проникнуты тоской по гуманности

— пробуждается и сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может

— герои бессильны разрешить противоречия и «тупики», в которые ставит их жизнь

— неразрешимость противоречий зависит не от воли людей, а от состояния общества

Типичные обстоятельства, подчёркивающие сложность и трагичность ситуаций:

а) положение Сонечки;

б) решение Дуни Раскольниковой;

в) тупик Катерины Ивановны.

— естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе

— любовь к людям может проявиться только в форме самоотрицания, понятия «добра» и «зла» принципиально нерасчленимы

— люди вынуждены переступать моральные нормы, чтобы купить право на существование

Человеку «некуда пойти»:

а) честный труд для Мармеладова – возможен ли?

б) другой вариант судьбы Сонечки…;

в) был ли выход у Катерины Ивановны?

— «Ему некуда пойти, как человеку, поднявшемуся

над бессмысленным существованием штифтика

в бюрократической «машине»

— противоречия от социальных обстоятельств, миропорядка

Приёмы, используемые Ф. Достоевским при создании образа Петербурга:

  • Пыстина Лидия Митрофановна
  • 717
  • 15.11.2017

К учебнику: Литература. 10 класс. В 2 ч. Лебедев Ю.В. 3-е изд. — М.: 2016. Ч.1 — 367с.

Номер материала: ДБ-868065

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Петербург в романе фМ достоевского преступление и наказание

Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе «Преступ­ление и наказание» Достоевский не описывает архитек­турных красот города и уделяет мало внимания его обли­ку. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу го­рода, ощущения людей, живущих в нем.

Сдавленное пространство примыкающих к Сенной пло-щади кварталов, темные дворы, черные лестницы — таков Петербург Раскольникова. Герой просто не замечает горо­да, он слишком поглощен своими тяжелыми мыслями.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский по­казал жизнь в Петербурге «маленького» человека, задав­ленного нищетой. Ведь в произведении даже не упомина­ется знаменитый Невский проспект — бедноте там нет места. А где обитают обездоленные? Мы видим, как, по­лучив от Алены Ивановны деньги, Раскольников направ­ляется в распивочную, расположенную в каком-то подва­ле. Отвратительная еда, смрад, и «все это до того пропи­тано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно сделаться пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, чья жизнь загублена нищетой и пьян­ством: «А коли не к кому, коли пойти больше некуда?».

Действительно некуда, потому что условия, в которых живут эти люди, вряд ли можно назвать нормальными. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Рас-кольниковым: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; даже духом немым и глу­хим полна была для него эта пышная картина». Здесь Петербург уже выступает как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила.

Под вечер парного июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой ка­морки «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Школь­ников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Пре­ступление и наказание». Уже в самом начале произведе­ния автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия.

С этого момента — без передышки, без покоя и отды­ха, в исступлении и задумчивости, в бреду и страхе — мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоев­ского Родион Раскольников. И все это время мы не пере­стаем ощущать присутствие рядом с ним неживого персо­нажа — огромного города.

Действие романа погружено в эпоху, прозванную «же­лезным веком». И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.

Ведь было два Петербурга. Один — город, созданный руками архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворо­тов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас сво­им великолепием и сегодня. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург — го­род, в котором люди живут в «клетушках», в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, прово­дят время в маленьких душных мастерских или в смер­дящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и- большинство знакомых нам героев Достоевского.

Первый Петербург был воспет многими поэтами-лири­ками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державноетеченье, Береговой ее гранит.

А вот как описан второй Петербург, увиденный Дос­тоевским: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня всюду. Мрачен Петербург Достоевско­го. «. Духота, толкотня, всюду известна, леса, кирпич, пыль и. особая летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — так описывает Достоевский царившую в городе атмосфе­ру, — все это разом потрясло и без того уже расстроен­ные нервы юноши».

Эти два Петербурга несравнимы: Петербург трущоб как будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого несправедливо­го деления, в среднем мы получили бы посредственный, серый город, который не смог бы вдохновить собой писа­телей и поэтов, опутывая их своей магической философи­ей «двуличности».

При всем этом Петербург еще и поразительно замк­нут. Живущий в нем «закрыт от солнца» и от других людей, каждый — в своем «шкафу», в своей каморке. Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка создает у человека чувство без­выходности и озлобления. Она стимулирует возникнове­ние самых невероятных и фантастических теорий: «Я тогда, как паук, в себе в угол забился. Я любил лежать и думать».

Город — прекрасный материал для раздумий, он под­талкивает мысль в определенном направлении и заража­ет человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаем зараженного «болезнью большого города», является навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук», каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, мебель из желтого отполированного дерева в кабинете Порфирия Петровича. Эти детали под­черкивают безысходную атмосферу существования глав­ных действующих лиц романа, являются предвестница­ми недобрых событий.

Город, как зловещий демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в которые по­падают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные ловушки попадают герои романа: Мармеладов спивается в грязной распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в когти Дарьи Францевны, «женщины злонамеренной и полиции многократно известной». Рас­кольников, совершив свое преступление, пошел не только против человеческой морали и своей совеети, он невольно нанес рану и городу, обрубив одно из его щупалец.

Многие блуждания главного героя происходят на за­кате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Несоответ­ствующей географическому расположению Петербурга описана жара, которая усиливает вонь распивочных, лето не превращает столицу в город «Солнца», а только уси­ливает ее гнетущее воздействие на душу. Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе.

В душных темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье и рождаются зловещие теории, разрешающие «кровь по совести». На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ива­новна. Трагическое ощущение бессмысленности и враждеб­ности жизни отличает описание Петербурга — города одино­чества в романе «Преступлениеи наказание».

Нигде нет теплоты человеческого общества, домашне­го уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Рас­кольников. Несчастье обитателей Петербурга ломает судь­бы героев, приводит их к предельному отчаянию. Не слу­чайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву. Именно сном ка­жется автору эта неестественная, призрачная жизнь сто­лицы, так разительно не похожая на норму человеческо­го бытия. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно иной пейзаж возникает в эпилоге романа.

Это — иной, неведомый Расколышковумир, мир вечно обновляющейся Природы, и здесь, вместе с весною, охва­тывает его «необъятное ощущение полной и могучей жиз­ни». Начинается его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга — место, предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы, оказывается местом более пригодным для свободного проявления человечес­кой личности, чем реальная «воля» большого города.

Ф. М. Достоевский считал, что большой город — дья­вольское создание цивилизации — имеет на душу челове­ка пагубное влияние. Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мер­зость и смрад, запыленный городской камень, от которо­го нигде нет спасения. Город — трагическая судьба чело­века. Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, порожден человеком в его отще­пенстве и скитательстве.

История преступления и наказания Раскольникова про­исходит в Петербурге. И это не случайно: самый фантас­тический на свете город порождает самого фантастическо­го героя. В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют единое целое. Только в мрачном и таинственном Петербурге могла заро­диться «безобразная мечта» нищего студента, и Петер­бург здесь не просто место действия, не просто образ — Петербург участник преступления Раскольникова.

Это относится и к описанию Достоевским природы. Мир, окружающий человека, всегда дается как часть лич­ности этого человека, становится как бы внутренним пей­зажем человеческой души, в немалой степени определяет человеческие поступки. В душе Раскольникова-убийцы так же «холодно, темно и сыро», как в Петербурге, и «дух немой и глухой» города звучит в Раскольникове как тоскливая песня одинокой шарманки. Мир героев романа «Преступление и наказание» тре­вожно непривычен. Почти все центральные фигуры ро­мана — социально отверженные, главный герой и его избранница — это «убийца и блудница». Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.

В романе почти все — «бывшие». Раскольников — «быв­ший студент», Мармеладов — бывший чиновник, Соня -бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны — быв­шие «дворянские дети», которых нищета выгоняет на улицу просить милостыню. Вполне естественно, что герои Досто­евского отторгнуты, нет у них нормального семейного оча­га, своего крова, все люди в романе — осиротевшие облом­ки распавшихся семей. Все они Мармеладовы: Соня, Рас­кольников, Дуня, Пульхерия Александровна — существу­ют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на по­стое в номерах, в углах, на временном пристанище у зна­комых. Многие из них бывают изгнанными и с того слу­чайного места, почти все они вольные или невольные «веч­ные странники». Нет у них и душевного покоя. Настрой у большинства героев отрицательный.

Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот женщина бросается с моста в реку. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармеладов. Вот Кате­рина Ивановна с детьми на улице. Нищие, они вынужде­ны просить милостыню.

То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными.

Эти картины — неизбежная принадлежность петер­бургской жизни. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Зловещая тень города накрывает его обитателей -героев романа Достоевского, подавляет и порабощает их, заставляя жить по своим законам.

bolshoy-beysug.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]