Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности

Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности

1. Статья 18 комментируемого Закона содержит перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ. По своей структуре ст. 18 комментируемого Закона состоит из двух частей, в первой из которых перечислены 11 полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Первым полномочием органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности является нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции. Обратим внимание, что сходное полномочие есть и у федеральных органов государственной власти, однако последние принуждены определять государственную политику в области пожарной безопасности и принимать правовые акты для ее реализации, тогда как регионам отведено лишь нормативное регулирование. Конституция РФ в ст. 71 и 72 не содержит такого вопроса ведения как пожарная безопасность. Имеется подп. «з» п. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому к ведению субъектов РФ относится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. Можно сказать, что пожары близки к катастрофам и распространить данное положение на них. В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В каждом регионе принимаются свои нормативно-правовые акты. В некоторых они носят силу закона, в некоторых — подзаконных актов. Например, постановлением Правительства Саратовской области N 89-П от 21 марта 2005 г. утверждено Положение об организации тушения пожаров на территории Саратовской области.

Вторым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности. Данное полномочие отсутствует в числе полномочий федеральных органов государственной власти. Таким образом, действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности целиком возложены на регионы.

Третьим полномочием органов государственной власти субъектов РФ является разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны. Основные положения разработки и утверждения бюджетов субъектов РФ аналогичны разработке и утверждению бюджета РФ и регулируются, прежде всего, Бюджетным кодексом РФ. Подробно об этом говорится при комментировании ст. 16 Закона.

Четвертым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности. Данные правоотношения регулируются ст. 25 комментируемого Закона. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Подробно эти вопросы рассмотрены при комментировании положений ст. 25 этого закона.

Пятым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ. Аналогичное положение имеется в ст. 16 комментируемого Закона применительно к федеральным целевым программам. Субъекты РФ вправе самостоятельно разрабатывать региональные программы и реализовывать их с обеспечением достаточного финансирования и обеспечения.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления. Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы; наименование заказчика указанной программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам; другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения. Заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ.

Шестым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами. Применительно к федеральным органам государственной власти данное полномочие отсутствует. Законодатель допускает два вида стимулирования обеспечения пожарной безопасности: социальное и экономическое. Социальное стимулирование ставит во главу угла не экономические, финансовые факторы, а морально-нравственные, пропагандистские и т.д. На примере вопросов, особо выделяемых законодателем, — производства и закупок продукции, участия населения, социальное стимулирования главным образом следует отнести ко второму. Здесь немаловажным побудительным мотивам будет разъяснение, что участие людей в предотвращении и борьбе с пожарами отвечают их же интересам, делают безопаснее то место, где они проживают, позволяют сохранить жизнь, здоровье и имущество как самих участников, так и других людей.

Экономическое стимулирование более применимо к деятельности хозяйствующих субъектов по техническому перевооружению предприятий новейшими средствами обнаружения и тушения пожаров, средствами спасения людей и т.д. Оно может выражаться в установлении льгот по уплате региональных налогов и сборов предприятиям, отвечающим определенным требованиям по такому перевооружению, предоставлении беспроцентных кредитов из регионального бюджета на закупку такой техники, установлении преимущественного права на заключение контрактов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг при прочих равных условиях для предприятий и организаций, осуществивших такое перевооружение.

Седьмым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, и членов их семей. В целом данные правоотношения регулируются положениями ст. 8 комментируемого закона, более подробно этот вопрос рассматривался при комментировании указанной статьи.

Восьмым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов РФ. Аналогичное полномочие имеется и у федеральных органов государственной власти, только применительно к органам управления и подразделениям, содержащимся за счет федерального бюджета.

Девятым полномочием является организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей). Организация тушения пожаров на объектах, составляющих исключение, относится к компетенции федеральных органов государственной власти в соответствии с положениями ст. 16 комментируемого Закона. Такая организация осуществляется в основном административными методами, однако возможно принятие нормативно-правовых актов, регулирующих такой порядок.

Десятым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов РФ. Речь идет о предприятиях, учреждениях и организациях, деятельность которых критична для сфер управления, экономики, культуры, транспорта, связи. Статьей 16 закона предусмотрено такое полномочие для федеральных органов государственной власти. Соответственно, последние формируют перечень таких объектов, исходя из их значимости для Российской Федерации, а органы власти регионов — для соответствующих субъектов РФ.

Одиннадцатым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций. Таким федеральным органом исполнительной власти на основании п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868, является указанное министерство. В соответствии с п. 3 указанного Положения территориальными органами министерства являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с Положением о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном приказом МЧС РФ от 1 октября 2004 г. N 458, в субъектах РФ создаются главные управления МЧС РФ по соответствующему субъекту.

2. Согласно ч. 2 ст. 18 комментируемого Закона вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1, 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

base.garant.ru

Полномочия субъектов Российской Федерации

Основные полномочия, которые затрагивают промышленные пред­приятия в наибольшей степени, — это полномочия по предоставле­нию водного объекта в пользование и полномочия по контролю и над­зору за соблюдением водного законодательства.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недра­ми, водными и другими природны­ми ресурсами находятся в совмест­ном ведении Российской Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ). На практике совместное ведение означает, что Российская Федерация устанавливает правила и рамки, в ко­торых может осуществлять свою дея­тельность по предмет совместного ведения субъект Федерации. Если эти рамки не установлены или по каким-то вопросам нет ответов в федераль­ном законодательстве, то субъект вправе дать ответ собственным нор­мотворчеством. Нормы субъекта Фе­дерации будут действующими до тех пор, пока Федерация не примет свою норму’, регулирующую то же самое правоотношение иным способом.

Водное законодательство кодифицировано. Это значит, что нормы, регулирующие водные правоотноше­ния, должны быть собраны в одном федеральном законе. Этот закон -Водный кодекс РФ. Именно этот документ устанавливает полный пере­чень полномочий субъектов Россий­ской Федерации в отношении водных объектов. Под водными объектами в данном случае понимаются только поверхностные водные объекты, под­земные воды относятся к недрополь­зованию.

Полномочия субъектов Россий­ской Федерации определены ст. 25 Водного кодекса РФ:

  • И Владение, пользование, распоря­жение водными объектами, находя­щимися в собственности субъектов Российской Федерации.
  • В собственности субъекта Феде­рации может быть только пруд или обводнённый карьер, которые рас­положены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, если иное не установлено федераль­ными законами (и. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ). Иные федеральные за­коны говорят о собственности на земельные участки и не вступают в противоречие с данной нормой.
  • Субъект Федерации реализует полномо­чия собственника водного объекта в от­ношении указанной категории водных объектов в пределах, установленных во­дным законодательством для любого соб­ственника водного объекта.
  • Установление ставок платы за поль­зование водными объектами, находящи­мися в собственности субъектов Федерации, порядка расчёта и взимания такой квоты. Участие в деятельности бассейновых советов. В соответствии с постановлением правительства РФ от 3011.2006 № 727 «О порядке создания и деятельности бассейновых советов» представитель субъекта Федерации в бассейновом совете может участвовать в разработке рекомендаций по таким аспектам, как: » порядок установления и определения целевых показателей качества воды в во-IX объектах;
  • формирование перечня водохозяй­ственных мероприятий и мероприятий по не водных объектов;
  • определение лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и ли­митов сброса сточных вод, соответствую­щих нормативам качества, в границах реч­ных бассейнов и подбассейнов с учетом различных условий водности;
  • определение квот забора (изъятия) во­дных ресурсов из водных объектов и сбро­са сточных вод, соответствующих норма­тивам качества, в границах речных бассей­нов и подбассейнов в отношении своего5 -субъекта;
  • обеспечение безопасной эксплуатации водохозяйственных систем;
  • определение основных целевых пока­зателей уменьшения негативных послед­ствий наводнений и других видов негатив­ного воздействия вод, а также формирова­ние перечня мероприятий, направленных
  • достижение этих показателей;
  • финансирование намеченных меро­приятий за счёт различных источников информирование механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий;
  • осуществление иных мероприятий, направленных на рациональное использо­вание и охрану водных объектов.

Разработка, утверждение и реализа­ция программ субъектов Федерации по ис­пользованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на терри­ториях субъектов Федерации.

Резервирование источников питьево­го и хозяйственно-бытового водоснабже­ния. Данные полномочия осуществляются в соответствии с постановлением Прави­тельства РФ от 20.11.2006 № 703 (в ред. от 04.03.2009) «Об утверждении Правил ре­зервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».

Осуществление регионального госу­дарственного контроля и надзора за ис­пользованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подле­жащих федеральному государственному контролю и надзору.

9 Утверждение правил пользования во­дными объектами для плавания на мало­мерных судах.

Утверждение правил охраны жизни людей па водных объектах.

Участие в организации и осуществле­нии государственного мониторинга во­дных объектов,

10 Осуществление мер по предотвраще­нию негативного воздействия вод и ликви­дации его последствий в отношении во­дных объектов, находящихся в собствен­ности субъекта Федерации. 11 Осуществление мер по охране во­дных объектов, находящихся в собствен­ности субъектов Федерации.

12 Утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государ­ственному контролю и надзору за исполь­зованием и охраной водных объектов. Осуществляется на основании постанов­ления Правительства РФ от 04.11.2006 № 640 (в ред. от 22.04.2009) «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежа­щим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и регионально­му государственному контролю и надзо­ру за использованием и охраной водных объектов».

13 Установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный го­сударственный контроль и надзор за ис­пользованием и охраной водных объектов. В соответствии со ст. 26 Водного ко­декса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъек­тов Федерации следующие полномочия:

1Q Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Федерации, в поль­зование на основании договоров водо­пользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исклю­чением предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственно­сти, в пользование для обеспечения оборо­ны страны и безопасности государства, и водоёмов (70 водохранилищ, Онежское озеро и Байкал), которые используются для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Федерации. Перечень таких во­доёмов утверждён распоряжением Прави­тельства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоёмов, которые полностью расположены на территорияхсоответствующих субъектов Россий­ской Федерации и использование во­дных ресурсов которых осуществля­ется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабже-ния двух и более субъектов Россий­ской Федерации».

Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, нахо­дящихся в федеральной собственно­сти и расположенных на территориях субъектов Федерации.

Осуществление мер по предот­вращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находя­щихся в федеральной собственности и полностью расположенных на тер­ритории субъекта Федерации.

Уполномоченный орган субъек­та Федерации вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты пре­доставления государственных услуг и исполнения государственных функ­ций в сфере переданных полномочий, а также издавать, обязательные для исполнения методические указа­ния и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной пасти субъектов Федерации.

Передаваемые полномочия обе­спечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемого бюджетам субъектов Федера­ции в виде субвенций.

Таким образом, полномочия субъектов Федерации в сфере водных правоотношений, затрагивающие интересы промышленных пред­приятий, в целом сводятся к выполнению функций стороны, которая представляет орган власти при за­ключении договора водопользования или предоставлении решения о водопользовании в отношении обо­значенных выше водных объектов, а также к установлению ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъ­ектов Федерации, и к исполнению контрольно-надзорных функций в отношении водных объектов, опреде­лённых перечнем объектов, подлежа­щих региональному государственно­му контролю и надзору за использо­ванием и охраной водных объектов.

Кроме того, у субъекта Федера­ции есть полномочия «рекомендо­вать», которые реализуются через уча­стие представителей субъектов Феде­рации в бассейновых и иных советах, рабочих группах, правительственных и экспертных комиссиях и подоб­ных образованиях и через подготовку экспертных заключений на проекты правовых актов, целевых программ и иных документов и проектов деятель­ности, способной оказать воздействие на водный объект. В частности, субъ­ект Федерации обладает полномочи­ями по организации и проведению государственной и государственной экологической экспертиз региональ­ного уровня, что тоже можно рассма­тривать как косвенные полномочия субъекта Федерации в сфере водных отношений.

Субъект Федерации участвует в формировании водных правоотно­шений посредством создания право­вых норм в рамках обрисованных выше полномочий, а также реализуя свое право законодательной инициа­тивы. Субъект Федерации вправе направлять разработанные им проекты федеральных законов в Государствен­ную Думу Федерального Собрания РФ, где проекты подлежат обязатель­ному рассмотрению в порядке, уста­новленном законодательством для за­конопроектной деятельности.

upeb-eco.ru

Проведена инвентаризация полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Минюстом России в рамках инвентаризации полномочий Российской Федерации, переданных федеральными законами для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, подготовлен перечень указанных полномочий по состоянию на июль 2015 года.

Данный перечень проработан совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и сформирован по отраслевому принципу. Он содержит 20 сфер правоотношений, 117 наименований переданных полномочий с указанием информации о возможности их субделегирования органам местного самоуправления. Также в перечне представлены сведения о наличии субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных федеральных полномочий, в том числе информация о включении соответствующей субвенции в единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на 2015 – 2017 годы.

Имеются сферы правоотношений, для которых не осуществляется финансовое обеспечение переданных полномочий, – в областях градостроительства и архитектуры, экологической экспертизы, ветеринарии, управления в сфере научной и научно-технической деятельности, в сфере управления земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

В ходе инвентаризации полномочий выявлены случаи возложения на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочий без необходимого финансового обеспечения, надлежащее осуществление которых требует принятия или увеличения субъектами Российской Федерации своих расходных обязательств либо влечет рост объемов рабочей нагрузки и штатной численности указанных органов. Перечень таких полномочий в настоящее время формируется Минфином России совместно с Минюстом России.

minjust.ru

Перечень прав и полномочий, предоставляемых субъектам РФ в порядке совершенствования разграничения полномочий

Правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий», внесенный в Госдуму около месяца назад, готовится к рассмотрению в первом чтении в ноябре. Комитет по делам Федерации и региональной политике в своем заключении на проект федерального закона отмечает, что концептуально он проработан слабо, содержит много неопределенных положений и формулировок. В частности, депутаты заметили, что преимущественно речь идет о возможном делегировании прав и гораздо меньшей части полномочий. Тем не менее, законопроект рекомендован к принятию в первом чтении.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

1. Создание условий для устойчивого функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, принятия мер по предупреждению (предотвращению) ситуаций нарушения функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, носящих массовый характер, и ликвидации их последствий.

2. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях, отнесенных федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации.

3. Государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия регионального значения, сохранение и использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

4. Организация и обеспечение охраны исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

5. Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

7. Организация и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными учреждениями и организациями субъектов РФ (новая редакция).

8. Предоставление начального среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях) (новая редакция).

9. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной адресной поддержки отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

10. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости подростков.

В сфере образования.

11. Организуют обеспечение образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, за исключением федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

12. Организуют предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждениях).

13. Организуют предоставление дополнительного профессионального образования в государственных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения.

14. Создают, реорганизуют и ликвидируют образовательные учреждения субъектов Российской Федерации, а также осуществляют лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации.

15. Организуют проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений, а также государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования).

16. Проводят аттестацию педагогических работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

17. Имеют право осуществления надзора и контроля в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов за муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями вне зависимости от форм собственности, за исключением федеральных образовательных учреждений.

В сфере культуры.

18. Государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия регионального значения, сохранение и использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

В сфере ветеринарии.

19. Участвуют в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации.

20. Организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.

21. Защищают население от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

22. Регистрируют специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью.

23. Контролируют деятельность специалистов в области ветеринарии.

24. Решают иные вопросы в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В сфере охраны здоровья граждан.

25. Имеют право устанавливать региональные стандарты медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

26. Участвуют в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

27. Устанавливают тарифы на условия по передаче тепловой энергии.

28. Устанавливают плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям.

29. Осуществляют в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в тарифы, регулируемые государством.

В сфере охраны и использования объектов животного мира.

30. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с настоящей статьей, а также контролируют их исполнение.

31. Учреждают и ведут Красную книгу субъекта Российской Федерации.

32. Разрабатывают и реализуют региональные программы по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

33. Организуют охрану, воспроизводство и регулирование численности объектов животного мира, охрану среды их обитания, вводят ограничения (лимиты, нормативы) на использование и предоставление прав пользования на объекты животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

34. Участвуют в осуществлении государственного контроля за использованием объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

35. Организуют и ведут государственный учет численности, государственный мониторинг и государственный кадастр объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

36. Участвуют в разработке и реализации федеральных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

37. Участие в реализации международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В сфере естественных монополий.

38. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

39. Органы регулирования естественных монополий вправе устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий.

40. Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать в досудебном порядке споры и разногласия, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий. Порядок досудебного рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий утверждается Правительством Российской Федерации.

В сфере использования и охраны водных объектов.

41. Имеют права владения, пользования, распоряжения обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

42. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, а также контролируют их исполнение.

43. Готовят и осуществляют противопаводковые мероприятия на территории субъекта Российской Федерации.

44. Устанавливают водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и режимы их использования на водных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

45. Заключают договоры пользования водным объектом, соответствующих условиям лицензий на водопользование и согласованных с иными заинтересованными органами исполнительной власти.

46. Участвуют в разработке и реализации федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод.

47. Разрабатывают, утверждают и реализуют государственные программы субъектов Российской Федерации по использованию, восстановлению и охране водных объектов, находящихся в государственной собственности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

48. Участвуют в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

49. Участвуют в разработке и согласовании схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации.

50. Осуществляют государственный региональный контроль за использованием и охраной водных объектов на территории субъекта Российской Федерации.

51. Согласуют лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) гражданам и юридическим лицам в пределах лимитов, установленные субъекту Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, устанавливают лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) в отношении обособленных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

52. Участвуют в работе межведомственных групп по регулированию режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах.

53. Обращаются в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и запрещении эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на обособленные водные объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации.

54. Обращаются в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и запрещении использования обособленных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

55. Резервируют источники питьевого водоснабжения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

56. Разрешают в исключительных случаях использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения населения или иных целей по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области управления курортами, а по подземным водным объектам, содержащим природные лечебные ресурсы, — и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр.

57. Утверждают правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах.

58. Утверждают правила охраны жизни людей на воде.

59. Организуют и обеспечивают охрану исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов при использовании водных объектов.

В сфере экологической экспертизы.

60. Субъекты Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу регионального уровня. Перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, которая может организовываться и проводиться субъектами Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

В сфере социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

61. Имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.

62. Имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

63. Имеют право участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий.

64. Имеют право разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в обществе, осуществления контроля за их реализацией.

65. Имеют право осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о предоставлении мер государственной социальной помощи инвалидам.

66. Имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

67. Имеют право содействия трудовой занятости инвалидов, включая создание специальных рабочих мест для их трудоустройства.

68. Имеют право осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов.

69. Имеют право финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов.

70. Имеют право оказания содействия общественным объединениям инвалидов.

В сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

71. Имеют право осуществлять управление, реорганизацию и ликвидацию высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 года. Реорганизация и ликвидация указанных высших учебных заведений осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

72. Утверждать соответствующим органом исполнительной власти в создаваемом федеральном или реорганизуемом государственном высшем учебном заведении до формирования ученого совета устав государственного высшего учебного заведения на срок не более чем один год. С ректором такого высшего учебного заведения заключается трудовой договор (контракт) на тот же срок.

В сфере государственной поддержки кинематографии.

73. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут участвовать в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии.

В сфере науки и государственной научно-технической политики.

74. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают уставы государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.

75. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать для государственных научных организаций субъектов Российской Федерации государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

76. Имеют право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по осуществлению их деятельности в научной и (или) научно-технической сфере.

77. Имеют право создания, управления, реорганизации, ликвидации государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.

78. Имеют право принятия и реализации научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации.

79. Организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

80. Вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации финансировать осуществление региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе создание и деятельность государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.

В сфере мобилизационной подготовки и мобилизации граждан.

81. Создавать призывную комиссию по мобилизации граждан с целью призыва граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени. Порядок ее создания, деятельности и порядок призыва определяется Правительством.

В сфере лесного кодекса.

82. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

83. Разрабатывают, утверждают и реализуют региональные государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

84. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется в лесах первой группы при переводе для строительства линейных объектов, а также в лесах второй и третьей групп.

85. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования.

86. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.

В сфере актов гражданского состояния

87. За субъектами РФ закрепляются полномочия на государственную регистрация актов гражданского состояния, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

88. Иные полномочия, возложенные на органы записи актов гражданского состояния нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В сфере обращения с отходами.

89. Участвуют в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

90. Принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением.

91. Осуществляют государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

92. Участвуют в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.

В сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

93. Принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, контроль за их соблюдением.

94. Разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за их реализацией.

95. Вводят и отменяют на территории субъекта Российской Федерации ограничительные мероприятия (карантин) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

96. Осуществляют меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни.

97. Обеспечивают своевременное информирование населения соответствующего субъекта Российской Федерации о возникновении или угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.

98. Участвуют в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.

В сфере охраны атмосферного воздуха.

99. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществляют контроль за их исполнением.

100. Участвуют в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта Российской Федерации.

101. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществляют контроль за их исполнением.

102. Принимают и реализуют региональные программы в области охраны атмосферного воздуха, в том числе с целью уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых загрязняет атмосферный воздух, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

103. Организуют и проводят государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

104. Вводят ограничения на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В сфере отношений с соотечественниками.

105. Разрабатывают и принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

106. Разрабатывают, принимают и реализуют программы субъектов Российской Федерации.

107. Осуществляют другие полномочия, определенные федеральными законами.

В сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

108. Принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

109. Разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

110. Осуществляют, в том числе совместно с соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, контроль и надзор, а также мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов.

В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

111. Участвуют в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

112. Участвуют в реализации государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

113. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральном законодательством, а также осуществляют контроль за их исполнением.

114. Принимают и реализуют региональные программы в области охраны окружающей среды.

115. Осуществляют в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг), в том числе формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

116. Осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

117. Утверждают перечень должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации).

118. Выдают разрешения на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов и установление лимитов на размещение отходов для объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

119. Организуют и развивают систему экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации.

120. Привлекают лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, к административной ответственности.

121. Обращаются в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

122. Предъявляют иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

123. Ведут учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации.

124. Контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. 125. Образуют особо охраняемые природные территории регионального значения, управляют и контролируют охрану и использование таких территорий.

126. Участвуют в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

127. Организуют проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду, осуществление экологической паспортизации территории.

128. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу регионального уровня за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов).

В сфере культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ

129. Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, находящихся в федеральной собственности.

130. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

131. Осуществляет выдачу разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, касающихся объектов культурного наследия федерального значения, за исключением особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов

132. Утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации. Осуществляет ведение реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства.

regnum.ru

Это интересно:

  • При сложении наказаний одному дню лишения свободы соответствует Порядок определения сроков наказаний при сложении наказаний. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания При назначении наказания как по совокупности преступлений, так и по совокупности приговоров суд руководствуется правилами ст. […]
  • Пуэ-7 правила устройства электроустановок раздел 2 ПУЭ: правила устройства электроустановок Предисловие Правила устройства электроустановок (ПУЭ) седьмого издания в связи с длительным сроком переработки (не менее двух лет) будет выпускаться и вводиться в действие отдельными разделами […]
  • Иностранные граждане в российской федерации не имеют права Статья 14. Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности Статья 14. Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам […]
  • Ставка налог на доходы физических лиц 2013 История НДФЛ в России За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. […]
  • Размер ежемесячной страховой выплаты при несчастном случае на производстве Страховые выплаты, связанные с трудовыми увечьями Страховые выплаты, связанные с трудовыми увечьями Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты, с 1 января 2017 года составляет 94 018 рублей. Максимальный […]
  • Приказ казначейства 72 от 15022012 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Казначейства РФ от 15.02.2012 N 72 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ […]