Как уйти от грядущей бедности на пенсии?

Бывают времена, когда медленно накапливающиеся перемены приводят к тому, что изменяется сразу весь уклад жизни. И прежде всего – те вещи, которые казались незыблемыми, были основой бытия. Одна из них – пенсия по старости, обязанность государства регулярно выплачивать гражданам, достигшим определенного возраста и имеющим должное количество лет трудового стажа, суммы, достаточные для их нормальной жизни. И вот эта привычная вещь, на которой основан быт десятков миллионов человек, вскоре может остаться в прошлом. Посмотрим же, почему это произойдет, и главное – где искать выходы из складывающейся ситуации.

Пенсии по старости – изобретение сравнительно недавнее. Впервые ввели их во Франции в 1790 году, в рамках мер по ликвидации феодального строя. Так называемый Феодальный комитет, проводивший реформы, нуждался в лояльности чиновников, которым предстояло проводить в жизнь его решения. Поэтому-то и был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста (отметим, что средняя продолжительность жизни тогда двигалась от 30 к 40 годам).

Всеобщее и массовое пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в ходе реформ Бисмарка. В Российской империи пенсии получали только военные, чиновники и народные учителя. В СССР в 1930 году было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», содержащее многочисленные ограничения на получение пенсий – лицам «которые не имеют права по конституциям союзных республик выбирать в советы» (классово чуждые), «вычищенным» из советских и кооперативных органов (коррупционеры по нынешнему), имеющим судимость… Именно то Положение установило действующий ныне возраст выхода на пенсию – 60 лет мужчинам и 55 женщинам.

60 лет мужчинам и 55 женщинам – а в 1940 году, по данным профессора НИУ ВШЭ Олега Будницкого в РСФСР продолжительность жизни мужчин составляла 37,5 лет, у женщин – 41,9 года. То есть дожить до пенсии было уделом счастливцев… Советский закон «О государственных пенсиях» 1956 года, первый всеобщий, эти возраста сохранил – в тот год продолжительность жизни мужчин достигла 60,1 года, а женщин 68,2 года – появилась возможность бабушкам пожить на пенсии… К 1964 году ожидаемая продолжительность жизни мужчин достигла 64,9 лет – на пенсии могли пожить и дедушки…

Реформы девяностых обрушили среднеожидаемую продолжительность жизни: с 1993 до 1997 и с 1999 по 2005 год она у мужчин была ниже 60 лет, достигая минимума в 57,4 года в 1994 году. В 2014 году ожидаемая продолжительность жизни у мужчин оценивалась в 65,3 года и в 76,5 – у женщин. Есть время пожить на старости… Только вот какое дело – все существующие в мире государственные пенсионные системы – ну, разве что у Саудитов она работает на нефтяной ренте – основываются на введенном Бисмарком принципе «солидарности поколений».

Молодые, работающие, платят взносы социального страхования, из которых выплачиваются пенсии нынешним старикам. Платят, надеясь, что все в мире стабильно и в свое время, став пожилыми, они тоже станут получать пенсии от тогдашней молодежи. Но мир меняется. Прежде всего, растет продолжительность жизни. Если в 1956 году средняя женщина могла прожить на пенсии 13,2 года, а мужчина 0,1 год, то в 2014 году эти цифры составляют 21,5 и 5,3 года. То есть пенсии надо платить дольшее время.

Но есть и вторая сторона проблемы, индустриальный урбанистический и постиндустриальный демографические переходы. У сельского населения детей много. Потом оно идет в город, к станку. Тут рождаемость падает первый раз, это индустриально-урбанистический переход. А потом общество переходит в постиндустриальную эпоху, где все больше труда требует образования, длящегося десятилетиями. Рожают позднее, в России сейчас средний возраст первых родов 27,2 года, тогда как в 1980-м, на закате индустриальной эры, был 23 года. То есть пенсионеров становится больше, а молодежи все меньше…

В 1959 году на 13,8 млн пенсионеров приходилось 68,6 млн работающих. Пенсия, как правило, устанавливалась в 55% от средней зарплаты до нее и ограничивалась максимумом в 1200 тогдашних рублей. В 1979 году пенсионеров стало 22,4 млн, а трудящихся 82,9 млн. Тут платить пенсии стало трудней, но решало проблему то, что зарплаты выросли относительно ограничения в 120 рублей в месяц. А вот 2009 год – пенсионеров 30,9 млн, а трудоспособных – 89,2 млн. Обратим внимание – трудоспособных, а не трудящихся. В 2015 году вице-премьер РФ Ольга Голодец сообщила, что из 75 миллионов человек трудоспособного населения официально трудоустроены и платят налоги, в том числе и в Пенсионный фонд, только 48 миллионов.

Ну а численность пенсионеров в 2015 году достигла 41,456 млн, а в 2016 году – 42,729 млн. То есть если в 1959 году на одного плательщика соцстраха приходилось по 4,971 работающему, то в в 2015 году по 1,158 работающего… И это – в статическом режиме, без учета того, что пенсии эти надлежит платить дольше. И «напрашивающееся» решение вывести из тени, включить в ряды плательщиков соцстраха «неучтенных» граждан вряд ли даст плоды – кто-то из этих граждан уже свалился в бездомность. Кто-то злоупотребляет спиртным, и если его из этого болота не вытащить, вряд ли пригоден для работы. А еще огромное число гаражников работает «в серую», поскольку «белой» работы в их моногородах нет…

И вот из этой-то суровой реальности и исходит прогноз Минэкономразвития на период до 2035 года. Число пенсионеров к 2035 году сокращается на 23%, или на 7 млн человек, в сравнении с 2017 годом. Почему сокращается? Да потому, что намечено повышение пенсионного возраста – до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Без этого при данной демографической ситуации пенсионная система просто не сможет функционировать, так как количество пенсионеров без реформы вырастет на 5,4 млн человек…

Но намеченное повышение пенсионного возраста сопровождается резким падением уровня пенсий: их отношение к зарплате (коэффициент замещения) падает с текущих 35% до 22%. То есть и выходить на пенсию придется позже. И будет эта пенсия в отношении к средней зарплате более чем в полтора раза меньше чем у нынешних, и без того не жирующих пенсионеров. И это не клевета злобной оппозиции, это прогноз Минэкономразвития, самых компетентных в этой тематике госслужащих, имеющих к тому же все необходимые для анализа данные.

И вот, из этого серьезного анализа они делают вывод, что даже если рост экономики достигнет к 2026 году запланированных 3,5%, то пенсии в реальном исчислении вырастут к 2035 году всего на 2,55 от нынешнего уровня, оставшись на 4% ниже уровня 2013 года. В пересчете на сегодняшние рубли средняя страховая пенсия в 2035 г. составит, как и ныне, чуть более 13 000 руб. Прогноз в высшей степени неутешительный, чиновникам, любящим радовать начальство хорошими вестями и простыми путями решения проблем, видимо, его писать было нелегко… А политикам, обязанным проходить через процедуру выборов и завоевание любви масс, говорить о нем будет совсем тяжело.

Но тем не менее – такова реальность. Люди живут дольше, а молодежи становится меньше. В ЕС на пенсию уходят в среднем в 65 лет, а 2010 году Еврокомиссия рекомендовала повысить пенсионный возраст до 70 лет. В Германии получают пенсию по возрасту с 67 лет… Так что работать следующим поколениям однозначно придется дольше. А выйдя на пенсию – получать меньше. И что же с этой ситуацией делать?

Прежде всего – осознать ее неизбежность. И уже сейчас принимать меры подготовки к ней. Да, важно помочь нынешним пенсионерам, подарить им дрова, завезти хлеба, который в гипермаркете втрое дешевле, чем в автолавке. Важно попытаться остановить сползание неустроенных сограждан в алкоголизм и бездомность – это ведь потенциальные работники, плательщики налогов, кормильцы стариков. Но еще важнее помочь приготовиться к неизбежному – к жизни на поздней и небольшой пенсии – целым поколениям благонравных граждан.

Простых решений тут не будет – их нашли бы и без нас. Все, о чем пойдет речь – будет очень и очень серьезно. Увеличат пенсионный возраст – так надо сохранить работоспособность до этих самых 63-65 лет! Из этого вытекает сразу целый спектр мер заботы о здоровье, своем и окружающих. Пенсия будет относительно меньше – так значит, значительной части придется работать и после формального достижения пенсионного возраста. А следовательно – поддерживать необходимую квалификацию, следить за новшествами – ведь работать предстоит в постоянно обновляющемся мире.

Привычная работа может стать слишком трудной – надо помогать людям загодя овладевать профессиями, требующими меньше сил и больше опыта. Есть в какие-то периоды жизни избыток средств – так надо их грамотно инвестировать, так, чтобы они приносили доход в старости; но это непросто – в быстро меняющемся мире, с нулевыми, а то и с отрицательными процентными ставками. Придется жить на небольшие деньги – надо учить людей, как можно рационализировать быт, сократить расходы денег и физических сил с минимальным ущербом для здоровья и комфорта. Разговоров и дел тут – на многие годы, и для активных граждан, и для их организаций!

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

gosvopros.ru

Пособие по бедности вместо пенсии: выход ли это из тупика?

Все истинно верующие да разбивают яйца с того конца,

с какого удобнее. Решение же вопроса: какой конец

признать более удобным, по моему скромному разумению,

должно быть предоставлено совести каждого.

Джонатан Свифт, Путешествие Гулливера, гл. IV

Дискуссия о пенсионной стратегии завершилась тем, чем и была должна. Соперников развели по разные стороны ринга, каждый уверен, что прав. Но положение неравное: одни участвуют в пенсионных дискуссиях и готовят аналитические доклады, а другие проводят законопроекты в Госдуме.

Через пару дней после слов Дмитрия Медведева, что разногласия по пенсионной стратегии в прошлом, Минтруд внес ее в правительство. Разумеется, так и не договорившись с тремя экономическими ведомствами по ключевым вопросам. Новая версия стратегии не опубликована. Обсуждать важный документ предпринимателям и экспертам разрешили, но знать, какие замечания учтены, им не обязательно.

Президенту правительство сдало доклад о законах, нужных для реализации стратегии. Что в нем — неизвестно. Радость дискуссии с несговорчивым Минтрудом была омрачена и зрелищем утверждения Госдумой законопроектов, вводящих с 2013 года дополнительные взносы за работников, занятых на вредных производствах.

Результатов большой пенсионной дискуссии немного, они противоречивы:

1) снижение накопительного взноса с 6% до 2% перенесено с 2013 на 2014 год,

2) желающие продолжат накапливать 6%,

3) стаж для получения максимальной пенсии составит 35, а не 40 лет,

4) тариф для самозанятых после 2-кратного роста в 2013 году расти не будет.

Тем временем Институт экономической политики им. Гайдара (ИЭП) выпустил доклад о том, как надо поменять пенсионную систему. Он вызвал большой интерес СМИ, хотя в огромной степени совпадает со статьей, опубликованной в начале сентября в «Вопросах экономики» ключевым автором доклада Владимиром Назаровым. ИЭП предложил радикально упростить пенсионную систему, трансформировав пенсию в пособие по бедности при утрате трудоспособности.

Каковы аргументы в пользу этого варианта?

Необходимость реформы. Пенсионные тарифы в России на 31%, а расходы на пенсионное обеспечение — на 21% выше, чем в ОЭСР. Повышать нагрузку на зарплаты нельзя. Но отношение числа пенсионеров к работникам из-за раннего выхода на пенсию, низких требований к стажу и пенсионного возраста, неформальной занятости — всего 1/1,3. Через 20 лет оно почти достигнет 1/1.

Коэффициент замещения. Сейчас отношение средней пенсии к зарплате составляет 35%. На знамени сторонников распределительной системы вышита рекомендация МОТ: коэффициент не ниже 40%. Но этот показатель в России рассчитывается некорректно. Не учитывается, что с пенсий не берется подоходный налог. Сравниваются, в отличие от развитых стран, средние, а не медианные выплаты. Поскольку пенсии варьируются меньше зарплат, сравнение средних дает меньший коэффициент, чем сравнение медиан. Наконец, МОТ говорит о пенсионере, на иждивении которого находится супруг.

Повышение пенсионного возраста. Система разбалансирована, и, казалось бы, это лучшее лекарство. Но в крупных дозах оно залечивает пациента до общественного недовольства, а в малых — помогает нескоро и несильно. Чтобы волнений не было, повышение пенсионного порога надо начать с госслужащих и бюджетников. Его можно «разменять» на повышение зарплат (предложив это и части досрочников). Но возможность стремительно уходит: рост зарплат чиновников и бюджетников запланирован на ближайшие годы, а об изъятии пенсионной льготы они еще не знают.

Повышение порога для остальных может быть постепенным, растянутым на долгие годы (по 1-2 месяца в год). Или (другой вариант) более резким, но только для молодежи (в обмен на резкое снижение ее взносов в распределительную систему). Тогда придется чем-то замещать выпадающие доходы. А медленное повышение порога сделает эффект отсроченным и слабым. Особенно если дать работникам, как предлагает ИЭП, выбор: получать меньшую пенсию в нынешние сроки или большую, но позже. Действуя по принципу «избиратель не должен чувствовать себя ущемленным», сэкономить на повышении пенсионного порога невозможно. А политической воли на непопулярные шаги нет. Значит, нужен отход от классической модели пенсионной системы.

Пороки классической системы. Классическая пенсионная модель стимулирует ранний выход на пенсию, сокращение личных сбережений, пренебрежение к здоровью, образованию и квалификации, популизм (население стареет и голосует за увеличение распределительных выплат). Унифицированная пенсионная система любого типа далека от оптимальности: одним мешает копить на дорогостоящую операцию, другим — расплатиться по ипотечному кредиту. Все риски концентрируются на государстве. Обрушились акции, работники перешли в неформальный сектор, снизился ВВП — пенсионерам не объяснишь, почему пенсии упали.

Выход — вернуть людям отобранную у них около 120 лет назад Отто фон Бисмарком ответственность за обеспечение старости. Они лучше государства знают, сколько им надо будет денег, откуда их взять. Тем более что в постиндустриальной экономике пенсионерам будет проще повысить и получить новую квалификацию, найти оплачиваемое занятие, сохранить здоровье.

Новая модель. Взамен сложной, четырехуровневой пенсионной системы, дизайн которой для «нормального» человека непостижим, а каждая подсистема обложена множеством правил и ограничений, снижающих ее эффективность, предлагается трансформировать пенсию в пособие по бедности в случае нетрудоспособности. Все, что сверх, — добровольные инвестиции. Такой подход устраняет и противоестественное принуждение к убыточным инвестициям, (см. здесь и здесь), и завышенные распределительные ожидания.

Тупо- и остроконечники получают, как сестры, по серьгам. Одни — возможность накапливать на пенсию и пониженное фискальное бремя. Другие — прогрессивное по доходам пособие: богатым оно не назначается (проводится проверка нуждаемости). Пособие может финансироваться из обычных налогов и призвано довести доходы получателей до прожиточного минимума пенсионера (см. монографию Назарова). Сейчас средняя пенсия (9176 рублей в октябре 2012) выше прожиточного минимума на 65%. Отдельно финансируются самые крупные расходы пожилых людей — медицинские.

Нет нужды привязывать это пособие к определенному возрасту: нетрудоспособность может наступить в 70, а может — в 30 лет. А главный противник такой системы — ПФР, ведь потребность в его услугах устраняется полностью. Налоги администрирует ФНС, а пособия распределяет соцстрах.

Шаги к новой модели. Увы, переход от сложной модели к простой при отсутствии политической воли очень сложен. Это самая проблемная часть доклада. Первая мера — замедление индексации пенсий. Шаг совершенно необходимый: нынешние проблемы вызваны многократным волюнтаристским повышением базовой пенсии (начиная с монетизации льгот). Но возможность в любой момент, в угоду электоральным потребностям повысить пенсии на 10-15% обесценивает любое правило индексации. Нужна защита от властного популизма, а ее предложить в рамках пенсионных альтернатив невозможно.

Вторая мера — добровольное откладывание выхода на пенсию на 5 лет (с возможностью в любой момент войти в программу и выйти из нее) в обмен на повышение пенсии на 15-25% относительно базового уровня за каждый год участия в программе. Отложив выход на пенсию на 5 лет, ИЭП предлагает людям получать вдвое большую пенсию. Довольно щедрая программа для тех, кто собирается жить долго. Но она дает системе экономию лишь на несколько лет. И психологический эффект подготовки к повышению пенсионного возраста сомнителен: граждане согласятся на него лишь в обмен на увеличенную пенсию.

Систему досрочных пенсий ИЭП предлагает заменить страхованием утраты здоровья и заработка. Его тариф будет зависеть от оценки риска заболеть из-за работы на «вредном» месте. Шаг разумный, но потребует недюжинной бюрократической работы, которую можно делать годами, и непрост в администрировании. А балансировать систему досрочных пенсий ИЭП предлагает медленнее, чем правительство. В 2018 году, по варианту ИЭП, тариф составит 2-4%, а одобренный Госдумой закон предписывает довести их до 6-9% в 2015 году. Изложенная в докладе позиция — компромисс, выработанный совместно с РСПП, цитирует «Газета.ру» Александра Шохина (до сих пор союз был против повышения взносов).

К избыточному усложнению системы ведет и повышение требований к стажу, необходимому для выхода на пенсию. За ним легко просматривается повышение пенсионного возраста. Многокритериальность выплат (они зависят и от того, сколько человек проработал, и от того, сколько взносов заплатил) запутает население. Разумнее повышать страховой компонент пенсий. Но для этого снова нужен запрет увеличения пенсий по политическим мотивам.

Главная проблема перехода к новой модели – из чего платить пенсии по старым правилам, когда все больше работников будет выплачивать в систему пониженные взносы и копить самостоятельно. Понимая выплаты нынешним пенсионерам как выполнение социального долга, ИЭП предлагает делать это за счет нефтегазовых доходов, приватизации, а в случае крайней нужды поднять НДС и газовый НДПИ. На такое самоотречение политическое руководство страны едва ли пойдет: на что тогда проводить Олимпиаду, футбольный чемпионат, повышать зарплаты силовикам, отстраивать Сколково, развивать госэнергохолдинги?

Многозадачная среда. В итоге ИЭП предлагает сложную, многозадачную систему. Для людей старшего возраста — не снижать пенсии, увеличить расходы на соц- и медобслуживание, их эффективность. «Молодым» пенсионерам и людям предпенсионного возраста — предложить добровольный поздний выход на пенсию. Средним и младшим возрастам — усложнить вход в распределительную систему (повысить стаж и пенсионный возраст), повысить эффективность накоплений. А тем, кто еще не вошел на рынок труда, — предложить новую систему: снизить фискальное бремя, свести госгарантии к страхованию от бедности и стимулировать добровольные инвестиции.

Многозадачность такой реформы превышает нынешние способности бюрократического аппарата. Он может бороться за что-то одно — и против чего-то другого. Поэтому и накопительная система осталась нелюбимым пасынком: у государства уже была «родная» распределительная. Реформу по данному сценарию можно провести в небольшой развитой демократии. Сложность возникла из стремления Назарова сделать переход от бездумного патернализма к системе, ориентированной на человеческую способность рассуждать и планировать, мягким и безболезненным. Возможно и это, но только под руководством бюрократа уровня Ли Куан Ю.

Впрочем, в Рим ведут все дороги. Можно прийти туда и двигаясь волею Минтруда в противоположном направлении. Это произойдет, когда пенсии снова опустятся к уровню прожиточного минимума пенсионера. При этом система, отягощенная льготниками, досрочниками и низким пенсионным возрастом, останется очень дорогой для налогоплательщиков. Но сманеврировать за счет нефтегазовых доходов тогда уже не получится: газ подешевеет, а запасы уйдут на масштабные инфраструктурные проекты.

www.forbes.ru

Пенсия по бедности

Распределительная пенсия в России может превратиться в пособие по бедности. Об этом в беседе с «Лентой.ру» заявил замдиректора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер.

По словам эксперта, такая ситуация возникнет, если обязательная накопительная система будет переведена в добровольный формат, при котором россиянам придется самостоятельно копить на будущую пенсию.

— Тех, кто воспользуется добровольными накоплениями, останется в лучшем случае 10, ну, от силы 15 процентов. Самостоятельное накопление может быть интересно только людям с высокими доходами. Остальные будут получать распределительную пенсию, которая будет небольшой, скорее похожей на пособие по бедности, — отметил Гонтмахер.

По его оценке, при таком раскладе в стране фактически сложатся две пенсионные системы: для богатых и для всех остальных.

— Самое главное, что в архаичной экономике очень мало хороших рабочих мест, позволяющих обеспечить человека достойной зарплатой, а значит, и достойной пенсией, — считает он.

Глава Минфина Антон Силуанов ранее предложил такую схему, при которой россияне смогут самостоятельно формировать свою будущую пенсию.

«Все эти деньги будут страховаться, наследоваться . Каждый гражданин сможет формировать себе пенсионный капитал, зная, что эти средства не пропадут, останутся в любом случае. Эти средства гражданин сможет направить не только на пенсию, но и на здравоохранение, и еще на целый ряд направлений», — подчеркнул министр.

Силуанов подчеркнул необходимость развития системы негосударственного пенсионного страхования. Он напомнил, что в последнее время принимались различные решения относительно накопительной части пенсии. Теперь экономисты решили дать россиянам возможность самостоятельно откладывать средства на обеспечение своей старости, накапливая деньги в негосударственных пенсионных фондах.

primpress.ru

Пенсия – пособие по бедности

Весной 2015 года мы с группой коллег летели из Копенгагена в Москву на большом «Боинге». Наша маленькая делегация российских журналистов потерялась среди китайских пассажиров. Пожилой стюард на хорошем английском объяснил нам, что это обычный «китайский» чартерный рейс Копенгаген – Москва. И на нём в основном летают на экскурсию в Европу китайские пенсионеры.

Это говорит о том, что уровень жизни в стране высокий, если в дорогую для нас, россиян, Европу летают чартеры китайских пенсионеров.

Эпизод мне вспомнился, когда на днях в Интернете появилась информация о том, что российские пенсии в ближайшие 20 лет будут падать. Наши пенсии уже сейчас, в реальном выражени, – это пособие по бедности! Но Министерство экономического развития нашей страны прогнозирует нулевой прирост пенсий до 2035 года. И это не просто прогноз, это государственная стратегия.

В целевой вариант макропрогноза (до 2035 года) вошли параметры экономического роста российской экономики до темпов выше среднемировых за счёт увеличения численности занятого населения, повышения производительности труда и повышения инвестиционной активности.

Внимание! Число пенсионеров к 2035 году, по прогнозу, сократится на 23%, или на 7 млн. человек, в сравнении с 2017 годом (а без намеченной реформы – увеличивается на 5,4 млн. человек) при росте числа занятых на 1 млн. (без реформы – сокращение на 3,2 млн). Рост занятого населения будет достигнут за счёт повышения пенсионного возраста. Понятно, что, став работающими, 7 миллионов российских пенсионеров начнут приносить государству хоть и небольшой, но всё же доход, хотя бы потому, что государство сэкономит на пенсионных выплатах.

По тому же макропрогнозу доходы населения за 20 следующих лет увеличатся на 55%, реальные зарплаты – на 56,5%, экономика – на 78%, а пенсии – всего на 2,5%. Их рост возобновится только в 2024 году. В Министерстве экономического развития совершенно серьёзно считают, что уменьшение пенсионных выплат и рост фонда оплаты труда простимулируют рост производительности в экономике и значительно оживят инвестиционный климат в стране. Так и хочется в этом месте поставить до слёз смеющийся смайлик! Получается, что пенсионеры станут «священной коровой», отданной на заклание для блага государства.

А государство сегодня делает всё для того, чтобы бедные беднели, а богатые богатели. Так и до революционной ситуации недалеко. Из школьных учебников мы знаем, что она возникает, когда низы не хотят быть рабами, или, читай, «священными коровами», а верхи не могут управлять и контролировать ситуацию в государстве.

Для меня лакмусовой бумажкой, что государство и гарант Конституции Президент слабо контролируют ситуацию в стране, стали два коррупционных скандала: на строительстве космодрома «Восточный» (а это престиж страны) и на строительстве скандального стадиона «Зенит Арена». В объекты вложены огромные бюджетные деньги! В том числе, конечно же, деньги, которые могли бы пойти на повышение пенсий. Кстати, и мои деньги тоже!

Я сегодня понимаю, что нас как государство разрушат не внешние санкции, а разъест внутренняя коррупционная ржавчина. Коррупция есть везде, даже в странах благополучной Европы. Но там работает веками отшлифованная система сдерживающих условий. У нас коррупция беспредельничает! Замыкающие в «пищевой цепочке» – пенсионеры и социально незащищённые слои населения.

А в стране, наращивающей военный потенциал, народ беднеет. Демонизированный на Западе президент Путин без крепкой экономики – колосс на глиняных ногах. За ним есть только мы – народ, который за последние пять лет обнищал на 70%, но всё равно 82% россиян, а это почти каждый, готовы прямо сейчас проголосовать за Путина…

А пока… Звонит подруга и плачет в трубку: «Скажи, как прожить на пенсию 12 тысяч?» Она ещё не знает про прогнозы Минэкономразвития. Или уже знает и поэтому плачет…

Когда в Европу на экскурсию будут летать чартеры с российскими пенсионерами, можно будет говорить, что в стране всё хорошо и с фондом оплаты труда, и с повышением производительности труда, и с инвестиционной привлекательностью. Верхи управляют, а низы довольны. Мечта!

dobryanka.net

Путин потребовал вдвое сократить уровень бедности и увеличить пенсии выше инфляции

Также президент поручил решить проблему с местами в ясельных группах детсадов

МОСКВА, 7 мая. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин потребовал обеспечить увеличение пенсий выше уровня инфляции.

Как говорится в указе главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», правительству РФ надлежит обеспечить «устойчивый рост реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции». Еще одной задачей названо «снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации».

Документ опубликован на сайте Кремля.

Помимо этого глава РФ поручил до 2021 года обеспечить 100-процентную доступность мест в ясельных группах детсадов.

«Правительству РФ при разработке национальной программы в сфере демографического развития исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности к 2021 году дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет», — говорится в документе.

К 2024 году кабмину поручено обеспечить увеличение показателя ожидаемой продолжительности здоровой жизни граждан до 67 лет, суммарного коэффициента рождаемости до 1,7, доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Кроме того, правительство должно будет внедрить механизм финансовой поддержки семей при рождении детей, разработать и реализовать программу системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

Среди других задач правительства в указе определено формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. Помимо этого, для всех категорий и групп населения президент поручил создать условия для занятий физической культурой и спортом, повысить уровень обеспеченности населения объектами спорта, а также обеспечить подготовку спортивного резерва.

tass.ru

Это интересно:

  • Приказ минтранса 299 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 13 октября 2015 г. N 299 г. Москва "О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, […]
  • Сайт городского суда череповца Череповецкий городской суд Вологодской области Народный суд 1 участка города Череповца был создан не позднее 1918 года (точная дата образования не установлена, так как отсутствуют документы за ранние годы его существования). […]
  • Федеральный закон 4520-1 Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним […]
  • Воры в законе вики Понятие "вор в законе" - история, правила, коронация, блатные санкции Воры в законе - это специфическое для СССР (в дальнейшем для России и стран СНГ) преступное объединение, не имеющее аналогов в мировой криминальной практике, […]
  • Кызылский районный суд Кызылский районный суд Республики Тыва Датой образования судебной власти республики принято считать 1930 год, когда в Тувинской народной республике была создана единая судебная система: в январе 1930 года был образован Верховный […]
  • Кто после брежнева правил страной Георгий Максимилианович Маленков Маленков Георгий Максимилианович (26.12.1901, Оренбург — 14.1.1988, Москва), партийный и государственный деятель, генерал-лейтенант (1943), Герой Социалистического Труда (сент. 1943). Сын служащего. […]