ПБУ и изменения в N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Вопрос: Коммерческая организация — субъект малого предпринимательства (СМП), не являющаяся эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту, не применяет отдельные Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 18/02, 8/2010 и др.), а также применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для СМП (кассовый метод учета доходов и расходов — ПБУ 9/99, 10/99, упрощенный порядок исправления ошибок — ПБУ 22/2010 и др.) на основании права, предоставленного этими ПБУ. Обязана ли организация начать применять все ПБУ в полном объеме, без учета указанных упрощений для СМП, после вступления в силу с 16.11.2014 г. изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ в ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»?

Ответ: Если коммерческая организация — субъект малого предпринимательства (СМП), не являющаяся эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту, не применяет отдельные Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 18/02, 8/2010 и др.), а также применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для СМП (кассовый метод учета доходов и расходов — ПБУ 9/99, 10/99, упрощенный порядок исправления ошибок — ПБУ22/2010 и др.) на основании права, предоставленного этими ПБУ, то, по нашему мнению, она обязана начать применять все ПБУ в полном объеме, без учета указанных упрощений для СМП, после вступления в силу с 16.11.2014 г. изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ в ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ч. 5 введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ (далее — Закон N 344-ФЗ) и вступила в силу с 16.11.2014 г.) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ.

В Информационном сообщении Минфина России от 17.11.2014 г., изданном в связи с принятием Закона N344-ФЗ, указано, что перечень допустимых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета приведен в Информационном материале ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для СМП».

Из указанного Информационного материала следует, что неприменение СМП отдельных ПБУ и применение СМП упрощенных правил, предусмотренных ПБУ, относится к упрощенным способам ведения бухгалтерского учета.

На основании изложенного полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация — СМП, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту, после вступления в силу с 16.11.2014 г. изменений, внесенных Законом N 344-ФЗ в ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и, следовательно, обязана начать применять все ПБУ в полном объеме, без учета указанных упрощений для СМП.

Подтверждением приведенной позиции является Приказ Минфина России от 06.04.2015 N 57н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

Лазутин С.М. –
ведущий налоговый консультант
компании «М-СТАЙЛ»

vashseminar.ru

ПБУ приравнены к федеральным стандартам бухгалтерского учета

Минфин РФ в своем сообщении от 26.07.2017 № ИС-учет-8 уточнил статус положений по бухгалтерскому учету в связи с принятием поправок Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Напомним, Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ установил, что Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином с 1 октября 1998 года до 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Таким образом, федеральными стандартами бухгалтерского учета считаются:

  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»,
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»,
  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»,
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,
  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»,
  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»,
  • ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»,
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»,
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»,
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»,
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»,
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»,
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»,
  • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»,
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»,
  • ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»,
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»,
  • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»,
  • ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»,
  • ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»,
  • ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»,
  • ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»,
  • ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов».

Кроме того, закон о бухучете предусматривает, что отраслевые стандарты бухгалтерского учета не должны противоречить федеральным стандартам бухгалтерского учета.

Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ предусмотрено исключение из данного правила. Оно не действует в отношении положений по бухучету, признанных федеральными стандартами, а также в отношении утвержденных ЦБ РФ отраслевых стандартов бухучета и иных нормативных актов, регулирующих учет в финансовых организациях.

buh.ru

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Уточнен статус положений по бухгалтерскому учету

Исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» до утверждения Минфином России федеральных стандартов бухгалтерского учета обязательному применению подлежат положения по бухгалтерскому учету и иные нормативные правовые акты, утвержденные Минфином России до 1 января 2013 г.

Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» уточнен статус указанных положений по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 г. до 1 января 2013 г., признаны федеральными стандартами бухгалтерского учета. Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2017 г. № 160-ФЗ следующие положения по бухгалтерскому учету считаются федеральными стандартами бухгалтерского учета:

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»,

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»,

ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»,

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»,

ПБУ 6/01 «Учет основных средств»,

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»,

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,

ПБУ 9/99 «Доходы организации»,

ПБУ 10/99 «Расходы организации»,

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»,

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»,

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»,

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»,

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»,

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»,

ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»,

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»,

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»,

ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»,

ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»,

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»,

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»,

ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов».

Согласно части 15 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отраслевые стандарты бухгалтерского учета не должны противоречить федеральным стандартам бухгалтерского учета. Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 160-ФЗ предусмотрено исключение из данного правила: оно не действует в отношении положений по бухгалтерскому учету, признанных федеральными стандартами бухгалтерского учета, и утвержденных Банком России отраслевых стандартов бухгалтерского учета и иных нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в кредитных и некредитных финансовых организациях.

Данная норма вступает в силу с 19 июля 2017 г.

Новый вид документов регулирования бухгалтерского учета кредитных и некредитных финансовых организаций

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта (организации).

Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 160-ФЗ этот перечень документов дополнен еще одним видом документов — нормативные акты Банка России. При этом определено, что в сфере бухгалтерского учета нормативными актами Банка России устанавливаются для кредитных и некредитных финансовых организаций:

планы счетов бухгалтерского учета и порядок их применения;

порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности;

формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Указанные нормативные акты Банка России, также как отраслевые стандарты бухгалтерского учета, не должны противоречить федеральным стандартам бухгалтерского учета. В свою очередь, в сфере бухгалтерского учета кредитных и некредитных финансовых организаций соответствующие рекомендации и стандарты организации не должны противоречить не только федеральным и отраслевым стандартам бухгалтерского учета, но и названным нормативным актам Банка России.

Данная норма вступает в силу с 19 июля 2017 г.

Внесены изменения в статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» предусмотрены следующие новеллы:

1) отменено требование включать годовую консолидированную финансовую отчетность в состав ежеквартального отчета за второй квартал, а промежуточную консолидированную финансовую отчетность в состав ежеквартального отчета за третий квартал отчетного года (ранее — эмитент был обязан включать годовую консолидированную финансовую отчетность за предшествующий год в состав ежеквартального отчета за второй квартал, а консолидированную финансовую отчетность за шесть месяцев текущего года — в состав ежеквартального отчета за третий квартал);

2) в состав лиц, несущих ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в ежеквартальном отчете эмитента недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, дополнительно включены лица, подписавшие бухгалтерскую (финансовую) или консолидированную финансовую отчетность эмитента и лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента.

Нормы данного Федерального закона вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России

www.eg-online.ru

Все про изменения по федеральным стандартам и ПБУ по учетной политике

Что за федеральные стандарты

При этом федеральные стандарты устанавливают как общие требования к бухгалтерскому учету (которые должны применять все экономические субъекты независимо от вида экономической деятельности), так и специальные требования к учету в отдельных отраслях (ч. 3 и 4 ст. 21 Закона № 402‑ФЗ). К общим требованиям относятся, в частности:

  • определения и признаки объектов учета, порядок их классификации, условия их принятия к учету и списания в учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
  • требования к учетной политике (в том числе к определению условий ее изменения), инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту;
  • план счетов и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм этой отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим законом.

В свою очередь, особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности устанавливаются отраслевыми стандартами (ч. 5 ст. 21 Закона № 402‑ФЗ).

На момент введения в действие Закона № 402‑ФЗ (напомним, он применяется с 1 января 2013 года) не было утверждено ни одного федерального стандарта. Более того, и за прошедшие (с 2013-го) годы не были утверждены эти стандарты. У Минфина есть только планы по их утверждению, причем срок их ввода часто переносится.

Очередной перенос сроков введения новых федеральных стандартов был осуществлен недавним Приказом Минфина России от 07.06.2017 № 85н. В нем приведен предполагаемый график введения в действие федеральных стандартов (см. таблицу).

www.klerk.ru

Закон «О бухгалтерском учете». Практические вопросы применения

В целом рассматривать данную тему целесообразно в последовательности, заданной положениями Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ), но начать необходимо со ст. 30 «Особенности применения настоящего Федерального закона».

О необходимости стабильности в эпоху перемен

Значимость приведенного положения трудно переоценить. Смысл его в том, что какими бы «отсталыми» с точки зрения МСФО ни были действующие сегодня российские ПБУ, они тем не менее должны до их отмены или замены неукоснительно выполняться и отчетность должна составляться именно в соответствии с их требованиями. Напомним, что:

во-первых, достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная по правилам, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.07.99 г. № 43н, далее – ПБУ 4/99). Безусловно, имеются в виду российские нормативные акты;

во-вторых, в аудиторском заключении должно быть указано, в соответствии с какими установленными правилами составлена бухгалтерская отчетность. Например: «в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности», «в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Употребление в аудиторском заключении слов «в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности» недопустимо (п. 7 письма Минфина России от 24.01.11 г. № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год»).

Указывая на то, что отчетность аудируемой организации составлена в соответствии с российскими правилами, аудиторы берут на себя соответствующую ответственность перед пользователями отчетности.

Поэтому при наличии применяемых российских правил использовать при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, игнорируя их, МСФО неправомерно.

Обратим также внимание на то, что в п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ речь идет о продолжении применения не нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, а именно правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Потому что, как увидим ниже, с одной стороны, в силу исторических причин в указанных актах содержатся и небухгалтерские нормы, к которым ст. 30 Закона № 402-ФЗ не относится, а с другой – далеко не во всех нормативных актах по бухгалтерскому учету содержатся правила в строгом понимании этого слова.

Что есть противоречие Закону

В связи с этим необходимо определить, в какой из двух возможных ситуаций нужно считать, что положения нормативных актов по бухгалтерскому учету, сформулированные в соответствии с утратившим силу Федеральным законом от 26.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ), противоречат Закону № 402-ФЗ:

в Законе № 402-ФЗ сказано иное, чем в нормативном акте;

в Законе № 402-ФЗ ничего не сказано по данному вопросу, а в нормативном акте соответствующее положение имеется.

Первая ситуация не вызывает сомнений в том, что противоречие налицо, и применяться, безусловно, должно правило, установленное Законом № 402-ФЗ. А вот считать противоречием второй случай, аргументируя тем, что нормативный акт предоставляет не предусмотренные Законом № 402-ФЗ права или налагает не установленные им обязанности, было бы, думается, нелогичным. Противоречие предполагает наличие как минимум двух сторон, элементов, аспектов, между которыми оно и возникает. Здесь же есть только одна сторона (элемент) – положение нормативного акта, и чему же оно противоречит? Как-то не вяжется со здравым смыслом!

Таким же пониманием второй ситуации, как видится, руководствуется и Минфин России. Об этом свидетельствует, например, указание в Информации № ПЗ-10/2012 на то, что руководителем экономического субъекта должен утверждаться перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Такая норма, содержавшаяся в п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в Законе № 402-ФЗ отсутствует, но сохранилась в п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета). Считая дальнейшее применение данной нормы вполне возможным, Минфин России тем самым рассматривает ее как не противоречащую Закону № 402-ФЗ.

Отчетность организаций, применяющих «упрощенку»

Вопрос о том, должны ли быть в бухгалтерской отчетности организаций – «упрощенцев», составляемой в 2013 г., сравнительные данные за предыдущие периоды, решается на основе норм ПБУ 4/99. Эти нормы требуют, чтобы бухгалтерская отчетность давала достоверное и полное представление в том числе об изменениях в финансовом положении организации, что достигается путем приведения по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, данных минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному (пп. 6, 10 ПБУ 4/99).

Может ли организация, которая на основании п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ прежде не составляла бухгалтерскую отчетность, считать, что для нее 2013 г. является первым отчетным периодом и соответственно не приводить в отчетности сравнительные данные? Вопрос неоднозначный.

С одной стороны, согласно обоим законам «О бухгалтерском учете» истекший год может не считаться первым отчетным периодом только у организаций, созданных в IV квартале (пп. 1, 2 ст. 14 Закона № 129-ФЗ, пп. 1, 2 ст. 15 Закона № 402-ФЗ). С другой, если организация не должна была ранее составлять бухгалтерскую отчетность, то, возможно, для нее первым отчетным периодом будет считаться год, когда такая обязанность возникла.

Второй вариант возможен только в случае, если полагать правомерным использование организациями, применяющими «упрощенку», п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ. Минфин России считал это неправомерным (письмо от 7.06.12 г. № 03-04-06/3-157 и др.), поэтому с его точки зрения 2013 г. не может считаться для указанных организаций законным первым отчетным периодом. При противоположном подходе (отраженном, например, в письме ФНС России от 15.07.09 г. № ШС-22-3/[email protected] «Об отсутствии обязанности по представлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения», ссылающимся, в частности, на Определение Конституционного суда РФ от 13.06.06 г. № 319-О) 2013 г. может считаться для организаций-«упрощенцев» первым отчетным годом, а значит, впервые в составляемой бухгалтерской отчетности могут отсутствовать «входящие» данные за предшествующие отчетные периоды.

По нашему мнению, предпочтение следует отдать второй позиции. Единственное правило, на основании которого можно было бы решить коллизию между приведенными нормами Закона № 129-ФЗ и корпоративного законодательства, – это правило приоритета специальных норм перед общими, и оно, как представляется, свидетельствует в пользу первенства положений Закона № 129-ФЗ (Минфин России, напротив, специальными, а следовательно, и приоритетными называет нормы корпоративного законодательства – письма от 6.11.09 г. № 07-02-06/231, от 20.04.09 г. № 03-11-06/2/67).

Отметим, что никто не собирается заставлять небольшие организации (а именно они используют упрощенную систему налогообложения) применять в полной мере все действительно непростые правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО, которые уже содержатся и будут в ускоренном темпе появляться в российских стандартах в ближайшие два года . Уже сейчас во многих ПБУ имеются нормы о возможности неприменения субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями отдельных положений или всего ПБУ целиком. Сводный список этих возможностей представлен Минфином России в Информации № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (с учетом дальнейших не отраженных в нем нововведений).

Предполагается, что План Министерства финансов Российской Федерации на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденный приказом Минфина России от 11.11.11 г. № 440 (далее – План по развитию бухгалтерского учета), будет выполнен в основном в 2013–2014 гг.

Кроме того, приказами Минфина России от 17.08.12 г. № 113н и от 04.12.2012 № 154н субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям дано право составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по упрощенным (укрупненным) формам. Микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации могут вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи) (приказ Минфина России от 18.12.12 г. № 164н). И в Информации № ПЗ-10/2012 Минфин России всячески «успокаивает» небольшие организации: для применяющих упрощенную систему налогообложения допустимым является применение для регистрации и накопления информации о всех фактах хозяйственной жизни только одного регистра бухгалтерского учета – книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни.

Наконец, в Законе № 402-ФЗ в качестве одного из принципов регулирования бухгалтерского учета установлено упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций (п. 3 ст. 20) .

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства и микропредприятиям содержатся в п.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с учетом постановления Правительства РФ от 9.02.13 г. № 101), к социально ориентированным некоммерческим организациям – в п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Особая роль Отчета о движении денежных средств

Таким образом, теперь Отчет о движении денежных средств (ОДДС) законодательно приравнен по своей значимости к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. От этого ОДДС не перестал быть частью приложений к двум первым отчетам (п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, пп. 2, 4 приказа Минфина России от 2.07.10 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»), но из всех приложений он один назван в Законе № 402-ФЗ отдельно.

Чем это обусловлено, понятно: баланс и отчет о финансовых результатах составляются «по начислению», вследствие чего стандартной является ситуация, когда бухгалтерская прибыль есть, а денег нет, и для выплаты дивидендов приходится брать заем или кредит. Может быть и наоборот: прибыли нет, а оборотных денежных средств достаточно. Поэтому, чтобы пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности имел более полное и точное представление о финансово-экономической ситуации, в которой находится отчитывающаяся организация, важно дополнить данные, сформированные на основе принципа начисления, информацией, составленной «по оплате».

Поэтому и в РСБУ, и в МСФО есть отдельный стандарт, посвященный ОДДС, – Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утвержденное приказом Минфина России от 2.02.11 г. № 11н, и МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств».

Практический вывод из сказанного будет следующим. В позапрошлом году при первом применении ПБУ 23/2011 многие организации не смогли полностью реализовать все его требования, например по свернутому отражению денежных потоков, связанных с НДС (п.п. «б» п. 16). И аудиторы вынуждены были иногда смотреть на это сквозь пальцы. С вступлением в силу Закона № 402-ФЗ, подчеркнувшим особую значимость ОДДС, такие вольности и поблажки должны уйти в прошлое.

Бухгалтерский стандарт – прежние прерогативы

Что такое способ учета, определяется в п.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 6.10.08 г. № 106н. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Как видим, методологической основой способа учета являются способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов. Способы группировки фактов хозяйственной жизни, т.е. их квалификации (например, еще незавершенные капитальные вложения или уже основное средство) определяются тем, что в каждом ПБУ названо условиями признания. Способы погашения можно считать частью оценки, поскольку тем самым устанавливается, по какой нетто-стоимости будут показаны в балансе погашаемые активы и обязательства.

Значит, никакой другой документ, кроме ПБУ (стандарта), регулировать эти вопросы – условия признания и оценка – не имел права.

Не изменилась эта ситуация и с вступлением в силу Закона № 402-ФЗ. В нем установлено, что стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3), к которым относятся те же условия признания и оценка: определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия их принятия и списания в бухгалтерском учете, допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета, порядок пересчета их стоимости, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета (п.п. 1–3 п. 2 ст. 21).

Практическое значение изложенного заключается в том, что оно дает ключ к решению целого ряда спорных вопросов формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе остающейся актуальной, как показывает аудиторская практика, проблеме расходов будущих периодов.

Факт шире и «влиятельнее» операции

Определение сделки дается в ст. 153 ГК РФ: сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В свете этой дефиниции открытым остается вопрос о том, имелось ли в виду в Законе № 402-ФЗ то, что в перспективе в бухгалтерском учете и отчетности должно будет отражаться одно лишь заключение гражданско-правовых договоров, поскольку они в соответствии с рассматриваемым определением способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Событием, по-видимому, должно считаться то, что происходит независимо от желания и воли организации. Примеры таких фактов хозяйственной деятельности приведены в приложении 1 к Положению по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденному приказом Минфин России от 25.11.98 г. № 56н (далее – ПБУ 7/98).

Тогда на долю операции остаются такие, скажем, действия, как создание различных резервов, которые, с одной стороны, не являются сделками (не меняют права и обязанности организации) или событиями (предпринимаются по воле организации), а, с другой, оказывают влияние на финансовое положение (стоимость актива в балансе показывается за вычетом резерва) и финансовый результат деятельности организации (сумма резерва отражается в прочих расходах).

Вместе с тем внутреннее перемещение ценностей, даже отражаемое по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», не является операцией, поскольку влияния ни на что перечисленное не оказывает. В качестве примера сделки, не оказывающей в соответствии с правилами бухгалтерского учета влияния на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации, укажем ситуацию, предусмотренную п. 21 проекта нового ПБУ «Доходы организации», размещенного на официальном сайте Минфина России: выручка не признается в бухгалтерском учете в случае обмена продукции, товаров, работ, услуг на сходные по характеру использования в деятельности организации и стоимости продукцию, товары, работы, услуги.

Актив и имущество: в чем различие

Имущество – категория не бухгалтерская, а гражданско-правовая, означающая вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права (ст. 128 ГК РФ). В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 132 ГК РФ).С имуществом неразрывно связан вопрос о правах на него, при этом для вещной части имущества основным из этих прав является право собственности: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 209 НК РФ).

Из связки «имущество – собственность» неизбежно следовало, что и имущественная обособленность организации («мое» – на балансе, «не мое» – за балансом) определялась Законом № 129-ФЗ через сугубо правовой признак права собственности: имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации (п. 2 ст. 8). А это в свою очередь препятствовало реализации в полной мере требования приоритета содержания перед формой, в соответствии с которым отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности должно производиться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Причем само это требование было введено в российский бухгалтерский учет почти 20 лет назад (п. 2.3 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденного приказом Минфина России от 28.07.94 г. № 100).

Актив – понятие не гражданского законодательства, а бухгалтерского, и вопрос о праве собственности на актив не ставится, поэтому в Законе № 402-ФЗ данное право не упоминается. В то же время принцип имущественной обособленности остается незыблемым: согласно п. 5 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Однако определяться имущественная обособленность будет в дальнейшем на основе уже не права собственности, а, как это и делается в МСФО, перехода связанных с активом рисков (его утраты и повреждения, причинения им вреда) и выгод (возможности извлекать с его помощью доход).

На практике это возможно будет сделать только по мере включения условия о переходе рисков в федеральные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ) (условие о возможности извлечения дохода в них уже есть). До тех пор, пока условием признания выручки от реализации товаров является переход права собственности на них от организации-продавца к покупателю (п.п. «г» п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 32н), имущественная обособленность в силу п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ должна по-прежнему определяться на основе права собственности на вещную часть имущества организации.

Расходы будущих периодов

Внимательный читатель сразу отметит сходство приведенной формулировки с нормой п. 32 Положения по ведению бухгалтерского учета о том, что при составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется настоящим Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Именно на основе этой нормы в совокупности с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и решался в 2011–2012 гг. вопрос о представлении в бухгалтерском балансе расходов будущих периодов. С вступлением в силу Закона № 402-ФЗ этот подход не изменился, а только еще более утвердился посредством приведенной формулировки. Состоял он, напомним кратко, в следующем.

Расходы будущих периодов могут являться «законным», правомерным объектом бухгалтерского учета и отчетности (выделяемым при его существенности по отдельной строке баланса в составе группы статей «Запасы») только в случаях, когда они упоминаются в положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету. Таких случаев, как известно, два: п. 39 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом Минфина России от 27.12.07 г. № 153н, и пп. 16, 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного приказом Минфина России от 24.10.08 г. № 116н. Соответственно упоминание расходов будущих периодов в документах, не являющихся ПБУ (стандартами), например в п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н, не дает основания для автоматического появления такого объекта учета, как расходы будущих периодов, в бухгалтерском учете и отчетности.

Закон № 402-ФЗ эту позицию подтвердил и закрепил, поскольку четко обозначил, что только федеральные стандарты (к которым Методические указания не относятся) могут вводить или допускать иные объекты учета, чем активы. Причем именно те активы, условия признания которых, как сказано в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета, установлены нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если, конечно, при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности серьезно относиться к тому, что написано в законодательстве и не считать, что слова «федеральными стандартами» (а ранее – «положениями (стандартами)») являются лишь художественным образом, который каждый волен толковать по-своему.

Надо ли составлять промежуточную отчетность

В п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и в п. 51 ПБУ 4/99 однозначно сказано, что промежуточная отчетность составляться должна. Казалось бы, все ясно. Однако дело в том, что в обоих ПБУ и в Законе № 129-ФЗ наряду с приведенными нормами о составлении отчетности есть нормы и о ее представлении. В Законе № 402-ФЗ эти два вопроса как бы «слиты» в один, что вполне логично, ибо зачем составлять промежуточную отчетность, если ее не надо никому представлять. Поэтому для окончательного прояснения ситуации необходимо обратиться к нормам ПБУ о представлении отчетности.

Пункт 86 Положения по ведению бухгалтерского учета ничем помочь не может, поскольку в нем сказано, что организации обязаны представлять квартальную отчетность в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Круг замкнулся: Закон № 402-ФЗ отсылает к нормативным правовым актам, нормативный правовой акт апеллирует к законодательству о бухгалтерском учете, частью которого согласно ст. 4 Закона № 402-ФЗ являются нормативные правовые акты.

Зато п. 52 ПБУ 4/99, которым установлено, что представление промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации, дана подсказка: если вопрос о представлении промежуточной отчетности не решен на законодательном уровне, пусть организация решит его для себя самостоятельно. При этом следует иметь в виду, что принимать решение о необходимости и частоте составления промежуточной отчетности должен не главный бухгалтер, а единоличный или коллегиальный орган управления организации. Учитывая предстоящий пересмотр ПБУ 4/99, не обязательно закреплять это решение в учредительных документах.

Такова формальная сторона вопроса. На практике, как показывает зарубежный опыт, крупный и средний бизнес вряд ли откажется от ежеквартального составления промежуточной отчетности. Небольшим ООО с 2–3 учредителями (один из которых к тому же еще является и генеральным директором), которые «и так все знают» из данных оперативного управленческого учета, промежуточная отчетность, возможно, действительно не нужна. Тем более что в налоговые органы и в органы статистики надо представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 5 ст. 23 НК РФ, ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Нелегкая судьба Методических указаний

В настоящее время важно понимать, какие из действующих документов, регулирующих бухгалтерский учет, имеют статус нормативных актов по бухгалтерскому учету и содержат правила бухгалтерского учета. Прежде всего это касается Методических указаний, которых сейчас насчитывается пять .

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.03 г. № 91н, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфином России от 28.12.01 г. № 119н, Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.02 г. № 135н, Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденные приказом Минфина России от 17.02.97 г. № 15, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ Методические указания имели двойственный статус. С одной стороны, они были обязательны для исполнения, с другой – не являлись нормативными актами по бухгалтерскому учету, о чем говорилось в букве «и» в п.п. «в» данного пункта («другие нормативные акты и Методические указания по вопросам бухгалтерского учета»).

Таким образом, Методические указания не относились и не относятся к тем актам, которым должна была соответствовать бухгалтерская отчетность, чтобы быть достоверной.

Кроме того, на положения Методических указаний не распространяется норма п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ. Методические указания (и даже «другие нормативные акты») не были документами, устанавливающими правила бухгалтерского учета, поскольку эта функция Законом №129-ФЗ делегирована положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету (п.п. «б» п. 2 ст. 5). Не предусматривает таких документов, как Методические указания, и ст. 21 «Документы в области регулирования бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ.

По-видимому, правы те специалисты, которые полагают, что с формальной точки зрения с 1 января 2013 г. Методические указания утратили силу. Хотя в практическом отношении для целого ряда случаев это порождает трудноразрешимые проблемы, например для учета операций по договору лизинга.

Исходя из того, что согласно п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ правила бухгалтерского учета могли устанавливать только положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, требует отдельного анализа вопрос, распространяется ли норма п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ о действенности прежних правил бухгалтерского учета на положения не являющихся ПБУ и методическими указаниями «других нормативных актов по бухгалтерскому учету», которые не должны были содержать таких правил. Одним из наиболее актуальных примеров такого акта является приказ Минфина России от 2.07.10 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – приказ № 66н).

В продолжение публикации будут рассмотрены рекомендации Минфина России, изложенные в письме от 9.01.13 г. № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год».

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

www.klerk.ru

Это интересно:

  • Ростов-на-дону 15 апелляционный суд Арбитражный суд Ростовской области Полезные ссылки Видеоролики по сервисам ВАС РФ Правовые основы Указ Президента от 08 марта 2015 года № 120 Федеральный закон от 24.07.2002 №102-ФЗ от 21 июля 2010 года Приказ Судебного департамента […]
  • Развод мостов на 2014 Один из самых конструктивно сложных мостов Петербурга был основан в 1917 г. по проекту архитектора Пшеницкого. Строительство моста происходило очень медленно из-за империалистической войны начала XX в. К тому же мост должен был […]
  • Приказ фтс no 845 Отменена Телеграмма Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 16.11.2015 № ТФ-845 (места оформления бижутерии) Отменена Телеграмма Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 16.11.2015 № ТФ-845 (места […]
  • Земельный налог 2018 год льготы Земельный налог – 2018 zemelnyy_nalog_dlya_yurlic.jpg Похожие публикации Земельный налог в 2018 году, правила его расчета и уплаты в бюджет, относятся к сфере регулирования главы 31 НК РФ. Этот вид налогового обязательства возникает […]
  • Воры в законе сурен тавадов Задержан вор в законе Сурик Вор в законе Тавадов Сурен — Сурик Андижанский Сотрудниками МВД в Москве задержан 39 летний вор в законе, уроженец Средней Азии, Сурен Тавадов, известный в криминальных кругах под прозвищем Сурик. Как […]
  • Кто такие славянские воры в законе Славянские «воры в законе» начали войну У гангстеров возник новый серьезный конфликт: за последнее время были раскоронованы или даже убиты держатели крупных «общаков». Недавно были приостановлены воровские полномочия одного из […]