О строительном контроле и организации строительства

Статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.

Согласно пункту 3 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), а также застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (заказчик).

Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц его осуществляющих устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Также согласно СНиП 12-01-2004 лицо, осуществляющее строительство, в том числе капитальный ремонт, проводит контроль за качеством строительства, выполняя следующие действия:

— входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);

— приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

— входной контроль применяемых материалов, изделий;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;

— оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными после начала выполнения последующих работ.

Статья 749 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика на привлечение специалиста либо организации к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу – специалисту: инженеру или инженерной организации. Необходимо отметить, что в случае привлечения профессиональной организации для осуществления строительного контроля, она должна соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим данные виды работ, оказание услуг.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации дано определение такому физическому лицу, действующему на профессиональной основе, или юридическому лицу, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливать задания на выполнение указанных видов работ, предоставлять лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждать проектную документацию, подписывать документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществлять иные функции, предусмотренные градостроительным законодательством, – технический заказчик. При этом застройщику также оставлено право осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

В соответствии с пунктом 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624 (далее – Перечень), для выполнения работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, такая организация (индивидуальный предприниматель) обязана иметь свидетельство о допуске на данный вид работ, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Если работы по осуществлению строительного контроля выполняются заказчиком или застройщиком лично (при наличии необходимых специалистов в штате организации), т. е. силами заказчика или застройщика, вступление в саморегулируемую организацию и получение свидетельства о допуске для выполнения работ по осуществлению строительного контроля не требуется, за исключением случаев, когда работы выполняются на объектах использования атомной энергии (пункт 34 Перечня).

Отдельно хотелось бы обратить внимание на такой вид работы, как «организация строительства» (пункт 33 Перечня).

Согласно пункту 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. При этом пунктом 3.1 данной статьи установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее – работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Вид работ «организация строительства» включает в себя вопросы, связанные с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, осуществляемых в рамках разрешения на строительство. Таким образом, подрядчику, который координирует весь процесс выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимо получить свидетельство о допуске к работам по организации строительства независимо от того, привлекает он субподрядчиков или выполняет все работы самостоятельно.

Согласно пункту 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для выполнения работ по строительству объекта капитального строительства, стоимость которого составляет более десяти миллионов рублей, члену саморегулируемой организации требуется внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По мнению Национального объединения строителей, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей, и планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору будет превышать десять миллионов рублей и более, то такой организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и получить соответствующее свидетельство о допуске к таким работам взамен ранее выданному.

Источник: Организационно-правовое управление Национального объединения строителей

www.nostroy.ru

Документы, определяющие полномочия, права и ответственность заявленных сотрудников

В качестве документов определяющих полномочия, права и ответственность заявленных сотрудников могут быть предоставлены :

Вариант №1. Приказ о назначении заявленных сотрудников ответственными лицами :

а) За осуществление строительного контроля (для 32 вида перечня работ (в ред. Приказа Минрегиона РФ от 30.10.2009 N 624)) (далее ПЕРЕЧНЯ).

б) За осуществление каждой функции генподрядчика (для 33 вида работ ПЕРЕЧНЯ)

Вариант №2. Должностные инструкции заявляемых работников

В должностных инструкциях должны быть :

а) Указана обязанность по проведению строительного контроля (для 32 вида рвбот)

б) Указана обязанность выполнения работ по осуществлению всех функций генерального подрядчика (для 33 вида работ)

Вариант №3. Положения о структурных подразделениях.

а) должны быть представлены приказы о назначении заявленных сотрудников руководителями данных подразделений.

б) в функциях структурных подразделений должны быть.

— Указана функция проведения строительного контроля (для 32 вида работ)

— Указаны все функции генерального подрядчика (для 33 вида работ)

Вариант №4. Любая (взаимодополняющая) комбинация вариантов №№ 1, 2, 3.

Разъяснения терминов и определений, содержащихся в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 г. № 624, смотрите в разделе сайта «Законодательная база».

Первая Национальная Организация Строителей
Все права защищены 2007-2018 год

Тел: (495) 601-95-34
101000, г. Москва, Потаповский переулок,
дом 5, строение 4

1nostr.ru

32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1-3, 5-7, 9-14)

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ДОПУСКЕ К РАБОТАМ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ ПРИВЛЕКАЕМЫМ ЗАСТРОЙЩИКОМ ИЛИ ЗАКАЗЧИКОМ, НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОСОБО ОПАСНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (КРОМЕ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ)

(п.32.1 Перечня видов работ, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.12.2009г. №624)

1. Общие положения.

2. Документы, представляемые для получения свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами.

3. Требования к численности работников юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее – заявитель).

4. Квалификационные требования к работникам юридического лица, работникам индивидуального предпринимателя, индивидуальному предпринимателю для получения свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами.

5. Требования к наличию системы аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам, устанавливаемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) *.

6. Требования к имуществу, необходимому для выполнения работ по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами.

7. Требования к контролю качества работ по осуществлению строительного контроля.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Требования к выдаче свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01.12.2007г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2011г. № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов», приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» с изменениями, внесенными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.06.2010г. № 294, а также Уставом Ассоциации «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» (далее – Ассоциация), прочими актами Ассоциации и являются обязательными для членов Ассоциации.

1.2. Проверка документов на предмет соответствия требованиям к выдаче свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами (далее – свидетельство о допуске) производится только в отношении членов Ассоциации, либо юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), подавших заявление для вступления в члены Ассоциации.

1.3. Заявителю, которому отказано в приеме в члены Ассоциации, свидетельство о допуске не выдается.

2. Документы, представляемые для получения свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами

Для получения свидетельства о допуске заявитель представляет следующие документы:

а) заявление на имя Президента Ассоциации о вступлении в Ассоциацию и намерении получить свидетельство о допуске;

б) информационный лист заявителя;

в) копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, в случае членства в другой саморегулируемой организации, заверенная печатью заявителя;

г) копия свидетельства, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о регистрации заявителя, заверенная нотариально;

д) копия(и) листа(ов) записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя (в слу­чае, если имеется), заверенная нотариально;

е) копии учредительных документов (для юридического лица), заверенные нотариально; надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного юридического лица);

ж) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, заверенная нотариально;

з) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), заверенная нотариально или подлинник;

и) сведения о наличии и об уровне квалификации руководителей и работников заявителя с приложением копий документов об уровне образования, заверенных печатью заявителя, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям, изложенным в разделе 4 настоящих Требований;

к) копии документов работников заявителя о прохождении ими повышения квалификации, заверенные печатью заявителя;

л) документы, подтверждающие наличие системы аттестации работников заявителя, подлежащих аттестации по правилам, устанавливаемым Ростехнадзором;

м) копии документов, подтверждающих аттестацию руководителей и специалистов заявителя по правилам, устанавливаемым Ростехнадзором, заверенные печатью заявителя;

н) информация о наличии у заявителя имущества (зданий, помещений, оборудования и инвентаря), необходимого для выполнения соответствующих работ;

о) документы, подтверждающие наличие у заявителя системы контроля качества;

п) копии соответствующих лицензий или иных разрешительных документов, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

3. Требования к численности работников заявителя для получения свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами

3.1. Для допуска к работам по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами юридическое лицо должно иметь в штате:

— не менее 2-х руководителей (генеральный директор (директор), технический директор (главный инженер), их заместители);

— не менее 5-и специалистов.

3.2. Для допуска к работам по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами индивидуальный предприниматель обязан иметь в штате не менее 5-и специалистов.

4. Квалификационные требования к работникам юридического лица, работникам индивидуального предпринимателя, индивидуальному предпринимателю для получения свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами

4.1.Квалификационные требования к работникам юридического лица и работникам индивидуального предпринимателя

4.1.1. К руководителям юридического лица:

— Генеральный директор (директор), технический директор (главный инженер), их заместители:

Высшее профессиональное образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», или «Строительство», или «Гидротехническое строительство», или «Транспортное строительство», или «Теплогазоснабжение и вентиляция», или «Водоснабжение и водоотведение», или «Городское строительство и хозяйство», или «Энергообеспечение предприятий», или «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений», или «Электроэнергетика», или «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», или «Сети связи и системы коммутации», или профильная специализация.

Стаж работы в области строительства не менее 7 лет.

При несоответствии должна быть профессиональная переподготовка (свыше 500 часов) по соответствующему направлению выполняемых работ.

Прохождение повышения квалификации в области строительства объектов капитального строительства не реже одного раза в 5 лет с проведением аттестации.

Наличие (при необходимости) соответствующей аттестации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. раздел 5).

4.1.2. К работникам юридического лица, работникам индивидуального предпринимателя:

— начальник службы строительного контроля:

Высшее профессиональное образование соответствующего профиля по специальности «Промышленное и гражданское строительство», или «Строительство», или «Гидротехническое строительство», или «Транспортное строительство», или «Теплогазоснабжение и вентиляция», или «Водоснабжение и водоотведение», или «Городское строительство и хозяйство», или «Энергообеспечение предприятий», или «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений», или «Электроэнергетика», или «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», или «Сети связи и системы коммутации», или профильная специализация.

Стаж работы в области строительства не менее 5 лет.

При несоответствии должна быть профессиональная переподготовка (свыше 500 часов) по соответствующему направлению выполняемых работ.

Прохождение повышения квалификации в области строительства объектов капитального строительства не реже одного раза в 5 лет с проведением аттестации.

Наличие (при необходимости) соответствующей аттестации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. раздел 5).

— специалисты службы строительного контроля, в том числе по технике безопасности:

Высшее профессиональное образование по следующим специальностям:

— «Промышленное и гражданское строительство», или «Строительство», или «Гидротехническое строительство», или «Городское строительство и хозяйство», или «Транспортное строительство»;

— «Водоснабжение и водоотведение», или «Теплогазоснабжение и вентиляция»;

— «Энергообеспечение предприятий», или «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений», или «Электроэнергетика», или «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»;

— «Сети связи и системы коммутации», или «Многоканальная электросвязь», или «Радиосвязь и радиовещание».

Стаж работы в области строительства не мене 5 лет

При несоответствии должна быть профессиональная переподготовка (свыше 500 часов) по соответствующему направлению выполняемых работ.

Прохождение повышения квалификации в области строительства объектов капитального строительства не реже одного раза в 5 лет с проведением аттестации.

Наличие (при необходимости) соответствующей аттестации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. раздел 5).

4.2. Квалификационные требования к индивидуальному предпринимателю:

Высшее профессиональное образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», или «Строительство», или «Городское строительство и хозяйство», или «Теплогазоснабжение и вентиляция», или «Водоснабжение и водоотведение», или «Гидротехническое строительство», или «Транспортное строительство», или «Энергообеспечение предприятий», или «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений», или «Электроэнергетика», или «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», или «Сети связи и системы коммутации», или профильная специализация.

Стаж работы в области строительства не менее 7 лет.

При несоответствии должна быть профессиональная переподготовка (свыше 500 часов) по соответствующему направлению выполняемых работ.

Прохождение повышения квалификации в области строительства объектов капитального строительства не реже одного раза в 5 лет с проведением аттестации.

Наличие (при необходимости) соответствующей аттестации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. раздел 5).

5. Требования к наличию системы аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам, устанавливаемым Ростехнадзором *

Представление внутренних документов заявителя, подтверждающих наличие системы аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам, устанавливаемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, в случае, когда в штатное расписание заявителя включены должности, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор Ростехнадзором (перечень должностей, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор Ростехнадзором; приказ о создании аттестационной комиссии организации; Положение о порядке аттестации работников; графики аттестации и пр.).

Замещение должностей аттестованных по правилам, установленным Ростехнадзором, работников, в отношении выполняемых работ которыми осуществляется надзор указанной Службой, допускается только работниками, прошедшими такую аттестацию, — при наличии в штатном расписании заявителя указанных должностей.

* см. «Требования к системе аттестации работников, подлежащих аттестации, по правилам, устанавливаемым Ростехнадзором».

6. Требования к имуществу, необходимому для выполнения работ

Наличие принадлежащих на праве собственности и (или) ином законном основании зданий и сооружений, средств обеспечения промышленной безопасности (техники безопасности), средств контроля и измерений в составе и количестве, необходимом для выполнения работ по осуществлению строительного контроля за общестроительными работами.

7. Требования к контролю качества выполняемых работ

Представление внутренних документов заявителя, подтверждающих наличие системы контроля качества работ по осуществлению строительного контроля (Положение о службе строительного контроля, приказ о назначении ответственных лиц по осуществлению строительного контроля и пр.).

Многоканальный телефон:
+7 (495) 775 81 11

Факс:
+7 (495) 517 92 35
Телефон доверия:
+7 (905) 757 66 99
E-mail: [email protected]
617948085 — консультация вступающим и членам СРО

www.srogen.ru

Строительный контроль: виды работ и порядок проведения

Проведение строительного аудита может выявить завышение стоимости строительства, объем выполненных работ, а также нецелевое использование ресурсов.

Технический надзор от имени заказчика на строительной площадке может обеспечить исполнение условий договора.

Независимые консультанты могут проверить как ход строительства всего объекта в целом, так и конкретный объем работ, в отношении которого возникли сомнения.

Стоимость проведения экспертизы сметной документации зависит от ее объема и срочности.

Любое крупное строительство — сложный процесс, в котором участвуют несколько организаций, множество людей и часто возникают спорные моменты. Основная задача при строительстве — реализовать проект в полном соответствии с документацией без перерасхода денежных средств и в установленный срок. Поэтому особое значение приобретает контроль со стороны заказчика на всех этапах процесса — от составления сметной документации до приемки объекта с оценкой качества и объема выполненных работ. Наш дальнейший обзор сопровождает сквозной пример из практики капитального строительства и реально проведенного строительного аудита.

Зачем нужен строительный контроль и кто его может осуществлять?

О необходимости строительного контроля и надзора за строительством напрямую говорится в пункте 7.1 СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004». Согласно этому документу на участников строительства и в частности на застройщика (заказчика) возлагается обязанность, продиктованная российским законодательством о градостроительной деятельности, осуществлять строительный контроль «с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания или сооружения требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации».

В части 2 статьи 53 ГрК РФ также сказано, что на основании договора строительного подряда строительный контроль может осуществляться:

  • застройщиком;
  • техническим заказчиком;
  • лицом, ответственным за эксплуатацию здания (сооружения);
  • региональным оператором;
  • привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Тезисы о праве заказчика строительства доверить третьему лицу контроль и надзор над выполнением работ, а также принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком, содержатся в статье 749 ГК РФ.

Таким образом, осуществление строительного контроля заказчик может провести двумя способами — самостоятельно или с помощью аутсорсера. Конечно, если компания постоянно занимается ведением строительных проектов, имеет смысл организовать собственную службу строительного контроля. Но и в этом случае иногда рекомендуется привлекать строительных аудиторов в качестве независимых экспертов. Например, при строительстве фундаментов практикуется сторонний лабораторный контроль качества используемого бетона, несмотря на то, что весь бетон имеет паспорт качества производителя. Нередко с помощью независимых экспертов удается выявить случаи корпоративного мошенничества и сэкономить компании немалые деньги.

В том случае, когда компания сталкивается с необходимостью строительства не слишком часто, привлечение строительных контролеров и аудиторов со стороны — оптимальное решение, способное избавить от целого комплекса проблем, среди которых:

  • неграмотные или неоптимальные проекты;
  • низкое качество строительства;
  • строительство не в соответствии с проектом;
  • срыв сроков;
  • использование низкокачественных материалов;
  • использование стройматериалов, не соответствующих тем, что предусмотрены проектной документацией;
  • использование материалов иной ценовой категории, чем указано в смете.

Кейс из практики строительного аудита. Часть 1

Компания-производитель шоколадных конфет решила расширить линейку выпускаемой продукции. Для этого на территории завода следовало спроектировать и построить еще один цех. Это сложное дело поручили заместителю директора по производству Михаилу, который зарекомендовал себя как хороший специалист и ответственный работник. Он с энтузиазмом взялся за новый проект — сформировал техническое задание, разработал конкурсную документацию и выставил ее на торговую площадку B2B.

Через месяц конкурс выиграла строительная компания ООО «Лютик Строй», которая предложила цену — 136 млн руб. Организация имела опыт в создании и реализации похожих проектов, все необходимые допуски, квалификационный состав, машины и механизмы в собственности. Проект обещал быть простым и интересным.

Проектирование прошло быстро и без проблем, начался строительный процесс. Михаил решил, что для контроля качества строительных работ следует взять в штат дополнительного сотрудника. Исходя из собственных представлений, он на рекрутинговых сайтах нашел десять резюме, провел собеседование, выбрал бойкого молодого специалиста Сергея.

(Продолжение следует…)

Виды работ в рамках строительного контроля и требования к его проведению

В части 8 статьи 53 ГрК РФ сказано, что порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации. В их числе следует выделить:

  • Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468, которое включает «Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;
  • приказ Минстроя России от 19 февраля 2016 года № 98/пр «Об утверждении свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», который включает СП 246.1325800.2016 (Свод правил пока еще не включен в перечень документов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений);
  • приказ Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 года № 781, утвердивший СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (Свод правил включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений).

Непосредственно контроль качества строительно-монтажных работ осуществляется путем технического (строительного) надзора. Он является частью строительного контроля и его основная цель — поиск нарушений и отхода от технического задания и проекта, норм и правил, установленного плана работ. Такой надзор помогает избежать демонтажа уже возведенных объектов или их переделок, о стоимости которого можно лишь строить предположения. Осуществляется надзор в процессе поэтапного наблюдения за ходом всех работ и составлением актов на дополнительные затраты. Перечень таких затрат должен быть заблаговременно согласован и утвержден заказчиком. При осуществлении технадзора специалисты регулярно посещают объект и определяют реальное качество строительных работ и их соответствие всем требованиям. В частности, проводятся:

  • выявление нарушений в хранении и складировании строительных материалов, оборудования, инструментов;
  • проверка отчетов о выполненных работах, их сверка с фактическим объемом работ;
  • контроль сроков выполнения работ, согласно календарному плану;
  • анализ смет;
  • проверка наличия необходимых сертификатов и документов на строительные материалы, инструменты, технику;
  • контроль над устранением выявленных нарушений.

Если в ходе технадзора выявляются недочеты или нарушения, эксперт составляет акт, подписанный всеми заинтересованными сторонами, и передает его заказчику.

Напомним, осуществлять технический надзор могут только специалисты с высшим образованием соответствующего профиля, имеющие стаж проведения строительного контроля не менее трех лет, прошедшие подготовку и аттестацию.

Проведение строительного контроля целесообразно на всех стадиях и этапах строительства и включает в себя следующие виды работ:

  1. Входной контроль. На этом этапе стройматериалы, изделия и оборудование проверяют на соответствие ГОСТам, ТУ, требованиям проекта, сертификатам, паспортам. При входном контроле проектно-сметной документации проверяется комплектность и достаточность содержащейся в ней технической информации для производства строительных работ. Кроме того, проводится финансовый контроль сметной документации.
  2. Операционный контроль. Осуществляется непосредственно в ходе строительства, обеспечивает своевременное выявление дефектов и их устранение. При операционном контроле в обязательном порядке проверяется соблюдение выполнения технологии строительно-монтажных процессов и проводится оценка соответствия работ проектным чертежам, строительным нормам, правилам и стандартам.
  3. Лабораторный контроль. Проводится для выявления некачественных строительных материалов в процессе строительства и принятия мер по их замене.
  4. Геодезический контроль. Необходим для подтверждения точности геометрических параметров строительной площадки или строительных конструкций. Он заключается в геодезической проверке соответствия положения конструкций и их частей и элементов проектным требованиям в процессе монтажа и временного закрепления, а также в исполнительной геодезической съемке этих же конструкций, постоянно закрепленных после завершения монтажа.
  5. Приемочный контроль. В его ходе проверяется качество всех выполненных строительно-монтажных работ.
  6. Контроль нормативной базы. Он включает в себя проверку наличия всех строительных нормативов, стандартов и правил, хранения проектной документации, актов приемки выполненных работ, исполнительных схем и чертежей и т.д.

Кейс из практики строительного аудита. Часть 2

Итак, Михаил решил поручить организацию строительного контроля в компании новому сотруднику Сергею, а сам занялся подбором оборудования для нового цеха. На одной из выставок он познакомился с менеджером по продажам японского оборудования Иваном. Иван рекомендовал Михаилу тщательно проверить качество бетона на фундаментах под оборудование, поскольку к фундаментам предъявлялись жесткие требования.

Михаил прислушался к совету Ивана, но решил дополнительно проверить также качество всех строительных конструкций. Самостоятельно заказал сторонних строительных аудиторов, которые и провели независимую проверку.

Входной контроль проектной документации показал, что документация до конца не проработана и многие проектные решения принимаются «на бегу». Операционный контроль выявил, что объемы, указанные в отчетах, выше реально выполненных, но не превышают смету. Лабораторный контроль обнаружил следующие проблемы:

  • марка бетона на фундаментах не соответствует проектной;
  • строительные металлические конструкции изготовлены с нарушением ГОСТа на сварные соединения.

Геодезический контроль показал, что, несмотря на «сырую» проектную документацию, строительная площадка правильно вынесена на местность, геометрические параметры здания соблюдены.

Приемочный контроль и контроль нормативной базы осуществлял Сергей. Исполнительная документация, акты скрытых работ, акты промежуточной приемки ответственных конструкций были в наличии, но вот качество этих конструкций не соответствовало требованиям проекта.

(Продолжение следует…)

Строительный аудит как один из вариантов строительного контроля

Строительный аудит (или строительный контроль с привлечением независимых оценщиков-аудиторов) — это комплексная оценка экономической, технической и правовой деятельности подрядчика, которая помогает заказчику правильно сформировать бюджет строительства, предотвратив его завышение, оценить экономическую целесообразность объемов финансирования и выявить нецелевое использование ресурсов.

Строительный аудит отличается от других видов аудита некоторыми специфичными чертами, обусловленными длительным периодом строительства, сезонностью работ, их многоэтапностью и многообразием. Кроме того, возможны длительные технологические перерывы в строительстве с консервацией объектов. Основные задачи строительного аудита — гарантировать заказчику соблюдение технологии строительства для обеспечения безопасности и надежности возводимого объекта и осуществление учета и защиты финансовых средств от нецелевого использования в ходе работ.

Что касается квалификации аудиторов — для проведения проверки аудитор должен иметь знания и навыки сразу в нескольких областях:

  • строительство;
  • менеджмент качества;
  • управление проектами;
  • управление персоналом;
  • управление материально-техническими ресурсами.

Кроме этого, аудитор должен разбираться в особенностях документооборота в строительной отрасли, в нормативных документах, основах обеспечения безопасности и экологического законодательства. А поскольку каждый вид работ в строительстве имеет свою специфику, то от аудитора нередко требуются и узкоспециальные знания.

Аудит строительных работ можно проводить двумя способами:

  • регулярно, на протяжении всех этапов строительства, через определенные промежутки времени до самого его завершения;
  • разово, когда комплекс процедур проводится по окончании строительства или на определенной стадии работ.

Независимо от того, какой способ выбран, в процессе работ всегда проводится проверка всей документации, контроль составления сметы, проведение технической оценки объекта строительства и полный финансовый аудит.

Кейс из практики строительного аудита. Часть 3

Финансовая экспертиза сметной документации, проведенная независимыми аудиторами, показала, что цены на материалы и некоторые работы были на 50% выше рыночных, также имелось «задвоение» работ в смете. Например, в смете было указано, что строительная компания ООО «Лютик Строй» организует строительный городок и подъездные пути, а также место складирования материалов за 3 млн руб. В то же время в конце сметы был введен коэффициент 1,8% от суммы сметы на временные здания и сооружения, что составляет 2,448 млн руб. Также в смете была статья расходов «погрузка-разгрузка строительных материалов» в размере 950 тыс. руб., и наряду с этим был введен коэффициент в 2% от суммы материалов на товарно-заготовительские расходы, что составляло 1,36 млн руб.

Таким образом, «задвоение» работ по смете, увеличение стоимости работ и материалов прибавили к конечной стоимости работ еще 5 млн руб. Сергей оказался профессионалом в деле «стройки», он выявил все ошибки и «задвоения» в смете, но решил это использовать не на благо компании, а в корыстных целях, поэтому пропускал завышенные объемы и «задвоения». Это можно было сделать, вступив в сговор с компанией-подрядчиком.

Строительство цеха шло по графику, не превышало бюджет, одновременно при этом росла и «расцветала» новая дача Сергея. Правда, качество строительства цеха страдало, и впоследствии ситуация могла бы обернуться дополнительными затратами при эксплуатации цеха, а в худшем случае — поломкой дорогостоящего оборудования или человеческими жертвами, не говоря уже про юридические последствия для заказчика строительства объекта.

На завершение проекта Михаил привлек сторонних консультантов, оформил с ними договор подряда, зафиксировал жесткий бюджет строительства и качества работ, а также юридические санкции за нарушение проектных решений, сроков строительства и его качества.

В результате использование сторонних консультантов оказалось дешевле. Заработная плата Сергея составляла 150 тыс. руб./мес. Кроме того, организация платила отчисления в социальный и пенсионные фонды в размере 30% от зарплаты, что составляло еще 50 тыс. руб. К тому же работодатель оплачивал Сергею добровольную медицинскую страховку, корпоративную сотовую связь, возмещал затраты на использование личного автотранспорта в служебных целях. Работа сотрудника обходилась фирме в 220 тыс. руб./мес.

При пользовании услугами сторонних консультантов затраты составили 250 тыс. руб. в месяц + 20% от экономии финансового результата. Получилось так, что Михаил за те же деньги получил не только качественное строительство с соблюдением технологии и сроков, — он получил уверенность в отсутствии корпоративного мошенничества и экономию бюджета строительства.

Итог: цех достроен за полгода, консультанты получили вознаграждение 4,5 млн руб., а Михаил с их помощью уменьшил бюджет строительства на 15 млн руб.

Конечно, каким образом осуществлять строительный контроль — решает сам заказчик строительства. Но в некоторых случаях стремление сэкономить и обойтись собственными силами оборачивается проблемами и дополнительными затратами. И, наконец, далеко не всегда, а при правильном подходе — никогда, аудит строительства не обходится дороже собственных усилий контролировать процесс и результат работ.

Как выбрать аудиторско-консалтинговую компанию?

Если заказчик строительства решает пригласить для строительного консалтинга независимых специалистов, возникает вопрос, как правильно выбрать организацию, которая сделает это профессионально, то есть так, как должно быть, — без создания дополнительных проблем, затрат и разочарований. Об этом мы и поговорили с Аленой Моисеевой, ведущим инженером-сметчиком аудиторско-консалтинговой компании КСК групп.

«Процедура строительного контроля — достаточно сложное и длительное мероприятие, особенно если клиент заказывает не разовый аудит, а регулярный контроль всей деятельности подрядчика. Сегодня на рынке существуют десятки фирм, которые предлагают услугу проведения строительного аудита и консалтинга, и заказчику жизненно важно не ошибиться с выбором. Ошибка может стоить не просто дополнительных финансовых затрат, но повлечь за собой административную, а иногда и уголовную ответственность — в случае нарушения технологии строительства, вызвавшей, например, несчастный случай.

Прежде всего, при выборе обратите внимание на опыт компании. Не стоит слепо доверять столь ответственное дело новичкам, соблазнившись низкими расценками. Лучше, если стаж работы эксперта или группы экспертов на этом рынке составляет, по крайней мере, не менее трех лет. Что касается нашей компании, то КСК групп оказывает услуги подобного рода с 1994 года, и за это время мы накопили огромный опыт в самых разных областях и видах капитального строительства, предоставляя широчайший спектр профессиональных консультаций и выполнения работ для компаний различных отраслей реального сектора экономики.

Второе, на что следует обратить внимание, — квалификация сотрудников. В штате обязательно должны быть профессионалы различных направлений — от финансов до строительства. Если подрядчик на каждый проект приглашает сотрудников со стороны, это говорит о его недостаточно зрелом состоянии. Нашим преимуществом являются уникальные по составу группы специалистов, которые формируются из экспертов высочайшего класса в соответствии с конкретными задачами заказчика.

В результате партнерства с нами клиент получает полную прозрачность всех этапов строительства и возможность контроля над ними на протяжении всего процесса. Кроме того, мы даем полностью независимую экспертную оценку текущего состояния дел на объекте строительства и реально помогаем сэкономить средства. Строительный контроль с участием специалистов КСК групп подразумевает комплексный анализ документации с составлением подробного отчета и рекомендаций, с помощью которых — в случае необходимости — можно урегулировать отношения между заказчиком и подрядчиком в досудебном или судебном порядке и не допустить серьезных нарушений при строительстве».

www.kp.ru

Это интересно:

  • Установление отцовства отцом через суд Установление отцовства Юридические права и обязанности между родителями и детьми возникают только на основе государственной регистрации происхождения ребенка. Дети, рожденные в зарегистрированном браке и рожденные во внебрачных […]
  • Законы о призывниках 2018 Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" 2018 Закон о воинской обязанности в последней действующей редакции от 3 августа 2018 года. закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 31 января 2019 года. Сравнить […]
  • Приказа минобрнауки россии от 17072018 n 734 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам […]
  • Роль адвоката в уголовном судебном процессе Обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних Гарантией конституционного права несовершеннолетнего на защиту является обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый (обвиняемый) является […]
  • Приказ по итогам каникул Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 ноября 2013 г. N 1258 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам […]
  • Получения пенсии по инвалидности Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? Существует три вида пенсий по инвалидности (п. 2 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 3, 5 п. 1, п. 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ): страховая пенсия по […]