Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Жизнь столицы Достоевский рисовал как яркое, резкое и «фантастическое» воплощение всех противооечий русской жизни в целом. История преступления Родиона Роскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века.

Картины нищего Петербурга в романе «Преступление и наказание» пронизаны глубокой болью за человека. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти.

Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он слышит разговор студента и офицера о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе , безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается Раскольников.

В романе изображены центр торговли тогдашнего Петербурга — Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой». Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда — с раннего утра и до позднего вечера — толпился народ. В двух шагах от Сенной Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков. Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя внимания и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя. Раскольников — один из этой толпы.

В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Запахи из «канавы», из дворов, с помоек, пыль и духота — все это вызывает у Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения» и делает его мысли еще более кошмарными.

В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь». Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли.

Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок. Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую». Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было». Его одолевали мысли о том, как в обществе «обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за жалкое существование.

Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его.

В романе «Униженные и оскорбленные» Петербург также предстает мрачным и недоброжелательным. Глазами героев мы видим «туманную перспективу улицы, освещенную слабо мерцающими в сырой мгле фонарями», «грязные дома», «сверкающие от сырости плиты тротуаров», «угрюмых, сердитых и промокших прохожих», «всю эту картину, которую обхватывал черный, как будто залитый тушью купол петербургского неба».

Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произведения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием «Петербург Дот стоевского».

www.yaklass.ru

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах

Петербург является местом основных событий в романе «Преступление и наказание».

Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах

На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и «прогрессивного населения» набирал популярность нигилизм, «модное безверие» (Раскольников), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (Лебезятников), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти явления нашли отражение в романе «Преступление и наказание».

Многие небогатые жители Петербурга селятся в больших многоквартирных домах (что-то вроде «коммуналок»). . Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимаю жилье в «доходном доме» Амалии Ивановны Липпевехзель.

В подобных «доходных домах» жилье сдается без кухни, поэтому квартиранты не готовят себе еду. Обычно хозяева дома сами обеспечивают жильцов обедами. Так, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже лишается питания из-за долгов за квартиру. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:
«. (как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч.). « «Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать. « «Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.»

Это был цитатный образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах.

www.alldostoevsky.ru

Описание улиц Петербурга пейзаж (Достоевский Ф. М.)

Автор также выделяет в романе мотив грязи – это грязь на улицах Петербурга, грязь в обществе и в душах людей. Вообще, Петербург изображен в произведении как город контрастов: с одной стороны – пыль, грязь, теснота и вонь, а с другой – величественные здания, роскошная обстановка, прекрасные фонтаны. Когда Раскольников идет на убийство, его не случайно посещает мысль о фонтанах, которые дают очищающую и живительную влагу.

Ее так недостает в пыльном, душном городе. Раскольников, возможно, надеется, что убийство станет для него самого и близких ему людей таким вот спасительным фонтаном.

Вместе с урбанистическим пейзажем входят в роман картины пьянства, нищеты, бедствий

и лишений низших слоев общества. В произведении автор поднимает проблемы наиболее актуальные для Петербурга той эпохи и дает им при помощи теории главного героя иное освещение, отличное от официального. В самом тяжелом положении оказывается семья Мармеладовых. Здесь остро стоят проблемы пьянства, проституции, голода и нищеты. Свидригайлов оканчивает жизнь самоубийством, другие герои романа неосознанно делают такие же попытки. Мармеладов пьяным погибает под колесами экипажа, Соня «пошла по желтому билету», Дуня собиралась сделать практически то же самое, Катерина Ивановна заставляет своих детей просить подаяние.

Все эти люди со своими проблемами являются непосредственным окружением Раскольникова. Именно в такой «благодатной» среде появляется и находит себе применение философская концепция главного героя о неравенстве людей. Петербург становится сценой, на которой разворачиваются события романа. Жизнь героев протекает на пыльных улицах столицы. Главный герой приходит на Сенную для открытого покаяния, а до этого Раскольников много бродит по улицам Петербурга, видит удручающие картины жизни бедных людей, переживает и сочувствует обездоленным.

Таким образом, Достоевскому удалось создать в романе уникальный и необычный образ Петербурга: с одной стороны – это конкретный город со своими социально-бытовыми условиями жизни; с другой – это город символов, наполненных глубоким философским смыслом. Конечно, причина преступления Раскольникова заключается не в мрачной и удручающей обстановке города, но эта среда, в которой ему довелось существовать, несомненно подтолкнула главного героя к совершению убийства.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Петербург Ф. М. Достоевского

При упоминании Петербурга кто-то видит россыпь фонтанов и вели коленные дворцы, кто-то вспоминает Петра Великого, основавшего столицу Российской империи. Но в моей памяти всплывают строки из романа “Преступление и наказание”.
Петербург Достоевского производит довольно мрачное, угнетающее впечатление. В романе вы не встретите описаний светского города с его блестящими балами, пышными приемами. Более того — в произведении нет упоминаний о величии, красоте, архитектурной и исторической значимости города; лишь только жизнь низов, жаркая пыль летних “серединных петербургских улиц и переулков ”, нищенское существование студентов и торговцев, мелких чиновников и ремесленников, тяжким трудом добывающих гроши на кусок хлеба себе и своим детям.
На Петербург мы смотрим глазами голодного бедняка, бедного студента Родиона Романовича Раскольникова. Перед нами возникает грустный и печальный, грязный и больной городской пейзаж, хотя время действия — лето, и погода стоит жаркая: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. ”
Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке у Сенной площади щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная, полубезумная вдова на улице истекает кровью. Эти уличные сцены дополняются и другими, мимолетными, но не менее ужасными эпизодами. Это и сцена с девочкой на бульваре, и сцена с утопленницей, и удар кнутом, и многое другое. Жесток был мир петербургских улиц.
Если мы покинем улицы Петербурга и попадем в дома, где обитают герои романа, то мы увидим не менее грязные и убогие квартиры. Обычно это квартиры в доходных домах, столь типичных для Петербурга того времени. Мы видим грязные дворы, темные и узкие лестницы, залитые помоями, душные, пыльные коридоры и, наконец, комнаты. Они рисуются в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или мерцающим огарком свечи. Ф. М. Достоевский очень точно дополняет описания комнат, сравнивая их с сундуком, шкафом и даже гробом.
Автор обращает внимание не только на обстановку, но и на цвета и запахи. В описании летнего Петербурга не используются зеленые, яркие и свежие тона. В основном, все серого и желтого цвета: серые дома, желтые обои в комнате старухи-процентщицы, желтый камень в перстне Лужина и так далее. Тема “желтого” Петербурга проходит через весь роман — это цвет болезни, гниения, даже смерти (желтые лица Мармеладова, утопленницы).
Страшна призрачная жизнь, протекающая на этих петербургских улицах, в петербургских трущобах. Мы видим крайнюю степень страдания и нищеты, отчаяния и бедствия человека. Именно в этом мире живут Раскольниковы, Мармеладовы, именно в этих условиях у бывшего студента юридического факультета возникает чудовищная теория о праве сильной личности на преступление. Именно в этих условиях спивается и погибает Мармеладов, а Катерина Ивановна сходит с ума, Соня продает себя, желая помочь детям Катерины Ивановны и отцу.
Люди, живущие в этом городе, обречены на муки и унижения. Оскорбления преследуют их всю жизнь; они понимают это и ищут выход, порой найдя его, еще больше принижают себя (как Мармеладов, нашедший этот выход в пьянстве).
Ф. М. Достоевский изображает петербургскую жизнь как страшную, противоестественную, губительную для личности: человек в этом враждебном мире задыхается. Страдание и смерть — вот удел тех людей, с кем сводит судьба Раскольникова. Всех этих людей окружает атмосфера злости и ненависти. В городе Достоевского человек теряет себя окончательно, перестает ощущать реальность. Петербург неотъемлем от драмы героев.
Писатель поселил своего героя, Родиона Раскольникова, в той части города, где когда-то сам снимал квартиру — в Сенном переулке. И так же, как и Раскольникову, Достоевскому был чужд холодный монументальный Петербург, “сия великолепная и украшенная многочисленными памятниками столица”. Читая “Преступление и наказание”, отчетливо видишь, что в нашей литературе существуют два Петербурга. Один — город Дворцовой набережной, город Пушкина — “полнощных стран краса и диво”. А другой — “дома без всякой архитектуры”, бедность, душевная задавленность — Петербург Достоевского.

27814 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург Достоевского

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Петербург Ф. М. Достоевского

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

www.litra.ru

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (2)

Школьное сочинение

Образ Петербурга занимает особое место в системе образов, возникающих на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича – слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…прежде всего!», «Воздуху пропустить свежего!». Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом». Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжелые думы Раскольников, созрела у него идея убийства, обоснованного его теорией.

Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы ее хозяйки, изображается комната Сони Мармеладовой. Ее комната «походила как будто на сарай», по форме напоминала уродливо неправильный четырехугольник, окна выходили на канаву. Потолок был низок, а двери наглухо заперты. Они имеют символическое значение по отношению к ее судьбе, ведь эта девушка достойна лучшей участи, но из-за нищеты и необходимости помогать Екатерине Ивановне и ее детям Соня вынуждена зарабатывать деньги унизительным и противным ей путем – единственным, который может предложить ей петербургская жизнь, расходившаяся с мировоззрением героини, но поглотившая ее.

На страницах романа Достоевского мы находим образ больного города. Ведь большинство его жителей больны или физически, или психически. Раскольников бесспорно страдает нервным расстройством, мучается кошмарами, чувствует сильное недомогание из-за лихорадки. Екатерина Ивановна умирает вследствие чахотки. Мать Раскольникова Пульхерия Александровна после ареста сына пребывала «не в здравом состоянии рассудка», потом у нее началась горячка, от которой она скончалась.

Характерной чертой, по которой читатель может узнать обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, нездоровый желтый цвет. У старухи-процентщицы была небольшая комната с желтыми обоями и очень старой мебелью желтого дерева. Комната Сони была обклеена «желтоватыми, обшмыганными и истасканными» обоями. В квартире у Порфирия Петровича также находилась мебель желтого дерева. О постоянном, непробудном пьянстве свидетельствовало желтое, даже слегка зеленоватое лицо Мармеладова и испитое, опять же с желтым оттенком лицо женщины-самоубийцы.

Подобные детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа.

Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую «напоили и обманули», то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались «отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу». Это происходит с ним в реальном времени. Но столь же правдоподобно рисуется и его бред: ему кажется, что он слышит «вой, вопли, скрежет, слезы, побои и ругательства», чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, что он не раз и наяву был свидетелем подобных сцен. Увидев страшный сон, герои романа не сразу осознают – было ли это на самом деле, или привиделось в кошмаре.

В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его «городом полусумасшедших». Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько «мрачных, резких и странных влияний на душу человека». Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

Перед всеми героями романа северная столица – это «немой и глухой» город, подавляющий все живое. В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.

www.ukrlib.com.ua

Это интересно:

  • Разрешение на квадрокоптер Нужно ли разрешение на квадрокоптер с камерой в России? Квадрокоптеры являются видами летательных аппаратов с четырьмя пропеллерами, которые с земли управляются ПДУ (пультом дистанционного управления). У некоторых моделей есть […]
  • Экзамен для эмигрантов в россии на патент Комплексный экзамен для мигрантов: инструкция по применению C 1 января 2015 года в России был введен обязательный комплексный экзамен для мигрантов, желающих получить разрешение на временное проживание (РВП) и трудоустройство, а […]
  • Назначение максимального наказания Назначение максимального наказания Назначение наказания Общие начала назначение наказания - это требования, правила, которыми руководствуется суд, назначая наказание. Согласно ст. 60 УК, они заключаются в том, что: 1) справедливое […]
  • Закон о пенсии лнр пенсионный возраст Народный Совет ЛНР снизил пенсионный возраст для женщин до 55 лет Депутаты Народного Совета сегодня рассмотрели и приняли во втором чтении закон, согласно которому пенсионный возраст для женщин в Республике снижается до 55 […]
  • Документ подтверждающий право на проживание в иностранном государстве РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О НАЛИЧИИ ВТОРОГО ГРАЖДАНСТВА Комментарии и информацию дает начальник отдела по вопросам гражданства Управления ФМС России по Краснодарскому краю Ирина Николаевна Ялынич: Вопрос: Ирина Николаевна, не могли бы Вы […]
  • Правила плавания маломерные суда Правила плавания маломерные суда Обучение судоводителей на права ГИМС скидка на НОВОМ САЙТЕ Обучение от 5000 руб. Судоводителям Санкт- Петербурга и Ленинградской области И нформация об обучении, запись на […]