Статья 19. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и военных оркестрах

Статья 19. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и военных оркестрах

1. Добровольная подготовка граждан к военной службе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 г. N 1441 может осуществляться в виде обучения по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. В соответствии с комментируемым пунктом к учебным заведениям среднего (полного) общего образования, в которых несовершеннолетние граждане могут реализовывать данное право, относятся:

— суворовские военные училища;

— нахимовские военно-морские училища;

— иные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

При этом, особо оговорена исключительная компетенция Правительства Российской Федерации в области создания указанных образовательных учреждений и утверждения положений о них.

2. Правовое регулирование обучения граждан в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 696.

Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища осуществляют образовательный процесс в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, предусматривающими военную подготовку обучающихся и обеспечивающими их поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования (далее — военные образовательные учреждения) федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся училища. Кадетские (морские кадетские) корпуса осуществляют образовательный процесс в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, предусматривающими раннюю профессиональную ориентацию обучающихся по профилю конкретного вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и обеспечивающими их поступление в военные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся корпуса.

Основными задачами суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ и кадетских (морских кадетских) корпусов (далее — училища) являются:

— подготовка лиц, обучающихся в училищах (далее — обучающиеся), к поступлению в военные образовательные учреждения;

— обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, получения ими среднего (полного) общего образования;

— получение обучающимися первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в военных образовательных учреждениях и замещения в них, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений;

— воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;

— формирование и развитие у обучающихся чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;

— развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Прием в училища несовершеннолетних граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья, имеющих соответствующие правилам приема уровень образования и возраст и изъявившим желание обучаться в училище, проводится на конкурсной основе и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся училища. В суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса со сроком обучения 2, 3 и 7 лет могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте не старше 16, 15 и 11 лет соответственно (по состоянию на 31 декабря года поступления), окончившие 9-й, 8-й или 4-й класс общеобразовательного учреждения соответственно в году поступления, годные по состоянию здоровья, отвечающие требованиям профессионального психологического отбора и физической подготовленности. Правом внеконкурсного зачисления в училище пользуются:

— дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 20 лет и более;

— дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 20 лет и более;

— дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

— дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов;

— дети военнослужащих, воспитывающиеся без матери (отца);

— дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.

Порядок зачисления в училища установлен Инструкцией по организации и проведению приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морские кадетские, музыкальные кадетские) корпуса, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 25.

В организации деятельности училищ учитываются требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также указания командующих войсками военных округов (флотов), на территориях которых они дислоцируются. Военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительным программам, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся училища. Подробно регламентация образовательного процесса в училищах закреплена в Инструкции по организации и планированию образовательного процесса в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусах, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 25.

Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся. При этом, основные задачи его реализуются в процессе повседневной жизни обучающихся, в совместной учебной и других видах деятельности обучающихся, преподавателей и командиров подразделений.

За время учебы обучающиеся могут привлекаться для выполнения обязанностей дежурного и дневального по роте, наведения порядка в учебных классах и других помещениях, благоустройства территории, закрепленной за училищем, а на старших курсах — и для выполнения обязанностей других лиц суточного наряда под руководством офицеров и прапорщиков.

Распределение и направление выпускников училищ осуществляются преимущественно в военные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся училища, с учетом потребности в военных кадрах, их деловых, индивидуальных психологических качеств, уровня общеобразовательной, военной и физической подготовки, состояния здоровья, дисциплинированности и желания выпускников.

Следует отметить, что обучение в данных образовательных учреждениях не является прохождением военной службы, а статус суворовца (нахимовца, воспитанника) не аналогичен статусу курсанта до принятия им Военной присяги, поэтому время обучения в суворовских, нахимовских и военно-музыкальных у училищах не включается в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим (решение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 13 июля 2001 г. N ВКПИ 01-53).

3. Деятельность государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с военно-музыкальной направленностью обучения и воспитания несовершеннолетних граждан мужского пола — военно-музыкальных училищ и музыкальных кадетских корпусов, создаваемых Правительством Российской Федерации, регулируется Положением о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 696.

Училища осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем профессиональной образовательной программы среднего профессионального (музыкального) образования и по дополнительным программам, обеспечивающим подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в Московскую военную консерваторию (военный институт). Их основными задачами являются:

— подготовка несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в военную консерваторию и военной службе в военных оркестрах;

— удовлетворение обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получение ими среднего профессионального (музыкального) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения в военной консерватории и в военных образовательных учреждениях, а также замещения в них должностей младших командиров;

— воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;

— формирование и развитие у обучающихся чувства верности конституционному и воинскому долгу, высокого правосознания, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и любви к военной службе;

— воспитание у обучающихся общей культуры, развитие высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Порядок приема в военно-музыкальные училища установлен Инструкцией по организации и проведению приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морские кадетские, музыкальные кадетские) корпуса, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 25.

В военно-музыкальные училища, музыкальные кадетские корпуса могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте не старше 16 лет (по состоянию на 31 декабря года поступления), имеющие основное общее образование, музыкальную подготовку в объеме детской музыкальной школы, владеющие, как правило, одним из духовых или ударными музыкальными инструментами, годные по состоянию здоровья и отвечающие требованиям профессионального психологического отбора. Заявление (рапорт) о приеме несовершеннолетних граждан мужского пола в училище подается ежегодно с 1 по 25 июня родителями (лицами, их заменяющими), являющимися:

— гражданами Российской Федерации, проживающими на ее территории, на имя районного (городского) военного комиссара по месту жительства;

— гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу или работающими за пределами Российской Федерации, — на имя командира воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации или руководителя предприятия, организации, учреждения Российской Федерации.

В заявлении оговаривается согласие родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся на направление их после окончания училища для дальнейшего обучения преимущественно в военную консерваторию.

Обучение в училищах проводится по типовым программам среднего профессионального образования, обеспечивающим выполнение государственных образовательных стандартов. Военная, физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительным программам, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся училища.

Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации. Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся. При этом, основные задачи его реализуются в процессе повседневной жизни обучающихся, в совместной учебной и других видах деятельности обучающихся, преподавателей и командиров подразделений.

Распределение и направление выпускников училищ осуществляются преимущественно в военную консерваторию и в военные образовательные учреждения с учетом потребности в военных кадрах, их деловых, индивидуальных психологических качеств, уровня общеобразовательной, военной и физической подготовки, состояния здоровья, дисциплинированности и желания выпускников. Выпускники училищ направляются в военную консерваторию и в военные образовательные учреждения в установленной для обучающихся форме одежды.

Государственные экзамены по специальному инструменту и дирижированию и итоговые экзамены по сольфеджио и гармонии на выпускном курсе училищ засчитываются в качестве вступительных экзаменов в военную консерваторию.

Выпускники училищ, отвечающие требованиям профессионального отбора и успешно сдавшие государственные и итоговые экзамены, зачисляются в военную консерваторию без сдачи вступительных экзаменов по общеобразовательным предметам.

Выпускники училищ, не изъявившие желания учиться в военной консерватории, не отвечающие требованиям профессионального отбора, не выдержавшие конкурсных вступительных экзаменов в военную консерваторию или не прошедшие по конкурсу в военную консерваторию, а также не зачисленные в военную консерваторию вследствие недисциплинированности, направляются в военные оркестры для прохождения военной службы по призыву.

4. В целях стимулирования добровольной подготовки граждан в вышеуказанных учебных заведениях приказом министра обороны Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 471 для отличников учебы суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов (далее — училища) на одно учебное полугодие (семестр) по итогам предыдущего учреждены поощрительные стипендии Министерства обороны Российской Федерации по две на каждое училище в размере 300 руб. каждая.

Кроме того, для награждения суворовского военного, военно-музыкального, нахимовского военно-морского училища или кадетского (морского кадетского, музыкального кадетского) корпуса Министерства обороны Российской Федерации (далее — училище (кадетский корпус), добившегося лучших результатов за истекший учебный год, приказом министра обороны Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 85 учрежден почетный переходящий приз Министерства обороны Российской Федерации «Лучшему училищу (кадетскому корпусу) Министерства обороны Российской Федерации» в виде Вымпела Министерства обороны Российской Федерации. Согласно Положению о Вымпеле (приложение N 1 к названному приказу) он вручается перед строем училища (кадетского корпуса) в соответствии с требованиями приложения N 2 к ст. 75 УВС ВС РФ.

5. Иными образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в системе Министерства обороны Российской Федерации являются:

— Омский кадетский корпус (постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1999 г. N 851);

— Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус;

— Кронштадтский морской кадетский корпус (распоряжение Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 73-рп);

— Военно-космический кадетский корпус (распоряжение Президента Российской Федерации от 11 апреля 1996 г. N 178-рп);

— Военно-технический кадетский корпус города Тольятти (Указ Президента Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 1027);

— Оренбургский авиационный кадетский корпус (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1996 г. N 1675-р);

— Кадетский корпус радиоэлектроники города Кемерово (постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 1999 г. N 66).

— Кадетский корпус Железнодорожных войск Российской Федерации города Санкт-Петербург (постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 1999 г. N 300).

6. Кроме того, во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации «О создании общеобразовательных учреждений — кадетских школ (школ-интернатов)» от 9 апреля 1997 г. N 118-рп Правительством Российской Федерации принято постановление «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)» от 15 ноября 1997 г. N 1427, в соответствии с которым статус учредителей определяет организационно-правовую форму кадетской школы и кадетской школы-интерната.

Учредителями государственной кадетской школы и кадетской школы-интерната могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципальной кадетской школы и кадетской школы-интерната являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство кадетской школы и кадетской школы-интерната.

В справке о роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования с рекомендациями по организации их деятельности, утвержденной письмом Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2002 г. N 01-50-841/32-05, отмечалось, что заметным явлением в системе российского образования стал новый вид общеобразовательных учреждений — кадетские школы, кадетские школы-интернаты (далее — интернаты). Важную роль в развитии кадетских общеобразовательных учреждений сыграло возрождение лучших традиций и обычаев прошлого. За небольшой период кадетские школы (интернаты) не только заняли достойное место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и оказывают влияние на ее развитие.

7. Кадетские общеобразовательные учреждения стремятся создать уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.

Основными отличительными особенностями кадетских школ (интернатов) являются:

— кадетская школа (интернат) — форма военизированного, но не военного образовательного учреждения;

— форма одежды; символы, которые разрабатываются каждым кадетским учреждением персонально с учетом специфики учреждения (морских, казачьих, сухопутных, ракетных войск и др.) и утверждаются геральдической службой при Администрации Президента Российской Федерации;

— реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, с учетом специфики учреждения;

— проведение практических полевых занятий для кадет 6-10-х классов (по окончании учебного года);

— специфический уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); широкое использование ритуалов в общении, принятых в военной среде; вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки (например, созданный в 1994 г. Кубанский казачий кадетский корпус, реализуя указанные особенности в образовании и воспитании с учетом регионально-культурного компонента, заполнил образовавшийся вакуум военно-патриотического воспитания на юге России. До сих пор он остается флагманом кадетского образования Кубани, подготавливая выпускников для поступления в ВВУЗы Министерства обороны Российской Федерации, ФСБ России, образовательные учреждения МВД России, ФТС России, к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и др.);

— оформление кадетских учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (основ безопасности жизнедеятельности, предпрофессиональной военной подготовки и др.), школьного тира, школьного музея; особенности обустройства территории школьного двора (учебный самолет «Альбатрос» в Волжской кадетской школе, три танка в Новосибирской кадетской школе-интернате и др.);

— работа с кадетами офицеров-воспитателей (эти военные специалисты призваны организовать особую систему отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики данного образовательного учреждения).

В настоящее время в России существуют: кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты. Они отличаются друг от друга:

а) по ведомственной принадлежности: кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации, МВД России, ФПС России, других ведомств готовят юношей для поступления в вузы конкретного вида и рода войск; кадетские школы, кадетские школы-интернаты системы Министерства образования Российской Федерации создают основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;

б) по организационно-правовой форме (государственные, негосударственные);

в) по источникам финансирования (кадетские корпуса военных ведомств полностью финансируются государством; кадетские школы, кадетские школы-интернаты — из бюджета субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также средств родителей);

г) по продолжительности обучения (от 3 до 7, 11 лет обучения). Всего в системе Министерства образования Российской Федерации на 5 сентября 2001 г. функционировало 43 кадетских учреждения, в которых обучалось 15 031 кадет; из них — 30 кадетских школ-интернатов с контингентом воспитанников 8 895 человек. В кадетских школах, кадетских школах-интернатах преимущественно обучаются дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей (отцов), дети, находящиеся под опекой (попечительством).

8. Согласно Типовому положению о кадетской школе (кадетской школе-интернате) основными целями кадетской школы и кадетской школы-интерната являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Кадетская школа осуществляет образовательный процесс с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, и в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

— 1-я ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — четыре года);

— 2-я ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — пять лет);

— 3-я ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — два года).

Кадетская школа-интернат осуществляет образовательный процесс с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, и в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

— 2-я ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — пять лет);

— 3-я ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — два года).

По окончании учебного года для кадет 6-10-х классов устанавливаются практические полевые занятия, которые проводятся в рамках дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку.

Режим дня кадетской школы регламентируется правилами внутреннего распорядка кадетской школы. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, военной подготовки, труда и отдыха в кадетской школе-интернате, составляется с учетом круглосуточного пребывания кадет.

Правила приема в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат определяются учредителями кадетской школы и кадетской школы-интерната и закрепляются в уставах кадетской школы и кадетской школы-интерната. В кадетскую школу и кадетскую школу-интернат принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья и изъявившие желание обучаться в кадетской школе и кадетской школе-интернате.

Зачисление детей в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат производится по заявлению родителей (законных представителей). Преимущественным правом при зачислении в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат пользуются:

— дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов;

— дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей (отцов), дети, находящиеся под опекой (попечительством).

При приеме кадетская школа и кадетская школа-интернат обязаны ознакомить детей и их родителей (законных представителей) с уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Права и обязанности кадет в кадетской школе и кадетской школе-интернате, их родителей (законных представителей) определяются уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната и иными предусмотренными этими уставами актами.

Выпускникам кадетской школы и кадетской школы-интерната, имеющим государственную аккредитацию, после прохождения государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца о соответствующем образовании.

9. Помимо названных учреждений среднего (полного) общего образования, обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, осуществляется также в военных оркестрах.

Положение о воспитанниках военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации утверждено приказом министра обороны Российской Федерации «О военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации» 1996 г. N 417.

Названным документом предусмотрено содержание воспитанников военных оркестров вне штатной численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Им предоставлено право ношения военной формы одежды.

По субъектному составу воспитанниками военных оркестров могут быть несовершеннолетние граждане мужского пола в возрасте 14-17 лет, окончившие образовательные учреждения основного общего образования, годные по состоянию здоровья, имеющие музыкальную подготовку в объеме детской музыкальной школы или обладающие необходимыми данными для обучения игре на духовых и ударных инструментах.

Принятие в военные оркестры производится на основании заявления родителей (других законных представителей несовершеннолетнего). К заявлению прилагаются:

— личное заявление кандидата на имя командира воинской части о приеме в оркестр и желании стать военным музыкантом;

— свидетельство о рождении;

— аттестат об основном общем образовании;

— справка о состоянии здоровья;

— характеристика, подписанная классным руководителем и директором школы;

— справка с места работы или о характере трудовой деятельности родителей (лиц, их заменяющих).

При приеме кандидаты подвергаются медицинскому освидетельствованию и проверке музыкальных данных. Результаты приема оформляются приказом командира воинской части, зачисленным выдается удостоверение воспитанника военного оркестра.

Дополнительная образовательная программа по военной подготовке реализуется по средствам обучения воспитанников оркестров по программе боевой и специальной подготовки военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации. Получение знаний по общеобразовательным предметам предусматривается для воспитанников военных оркестров в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Во время обучения воспитанники военных оркестров обеспечиваются необходимыми видами материального довольствия в порядке и размерах, установленных приказами министра обороны Российской Федерации.

По достижении воспитанниками призывного возраста они через военный комиссариат подлежат призыву на военную службу в те же оркестры, где они были воспитанниками или в оркестры других воинских частей.

10. Предоставление и обеспечение органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.

Для непосредственной реализации данных мер правовой защиты указанных лиц в Российской Федерации действует Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в котором используются следующие понятия:

1) дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

4) опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст.ст. 32-33 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Осуществляя государственную поддержку данной социальной группы, законодатель установил в комментируемом пункте предписание, согласно которому несовершеннолетние граждане — сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, поступающие в образовательные учреждения, указанные в п. 1 комментируемой статьи, либо в военные оркестры, зачисляются в них без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Кроме того, на основании ст. 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

base.garant.ru

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о подготовке несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан

Москва, 14 декабря 2010 г.

(Москва, 14 декабря 2010 года)

Правительство Российской Федерации и Правительство Монголии, именуемые в дальнейшем Сторонами,

исходя из традиций дружественных отношений, взаимного доверия и сотрудничества между народами двух стран,

принимая во внимание Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о культурном и научном сотрудничестве от 5 апреля 1995 г. и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях от 1 июля 2003 года,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Приведенные ниже понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают;

«училища» — российские образовательные учреждения с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан (суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морские кадетские) корпуса), находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации:

«обучающиеся» — несовершеннолетние граждане, обучающиеся в училищах.

Статья 2

Уполномоченными органами Сторон по реализации настоящего Соглашения являются:

от Российской Стороны — Министерство обороны Российской Федерации;

от Монгольской Стороны — Министерство обороны Монголии.

Статья 3

Подготовка монгольских обучающихся осуществляется на основании контрактов по учебным планам и программам, разработанным для российских обучающихся:

совместно с российскими обучающимися;

раздельно, на специальных отделениях (в группах, классах или иных учебных подразделениях) училищ.

Подготовка монгольских обучающихся осуществляется по очной форме обучения на русском языке.

Статья 4

Подготовка монгольских обучающихся осуществляется на платной основе или по квотам, устанавливаемым Российской Стороной, на льготной или безвозмездной основе.

При подготовке на платной основе все расходы несет Монгольская Сторона.

При подготовке на льготной основе расходы по обучению несет Российская Сторона, по содержанию обучающихся — Монгольская Сторона.

При подготовке на безвозмездной основе расходы по обучению и содержанию обучающихся несет Российская Сторона.

Расходы на других граждан, направленных Монгольской Стороной для обеспечения подготовки монгольских обучающихся, несет Монгольская Сторона.

Статья 5

Уполномоченный орган Монгольской Стороны представляет заявки на обучение уполномоченному органу Российской Стороны до 15 января года начала обучения.

Уполномоченный орган Российской Стороны до 15 мая года начала обучения информирует уполномоченный орган Монгольской Стороны о количестве принимаемых на обучение несовершеннолетних граждан, в том числе по квотам подготовки на льготной и безвозмездной основе, с указанием училищ и количества предоставляемых в них мест.

Статья 6

Прием в училища осуществляется в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации.

Отбор кандидатов на обучение из числа несовершеннолетних граждан Монголии (далее — кандидаты) и их предварительное медицинское освидетельствование проводит уполномоченный орган Монгольской Стороны, исходя из условий приема в конкретное училище и рекомендаций уполномоченного органа Российской Стороны.

Медицинское освидетельствование и конкурсные вступительные испытания проводятся в училищах или при необходимости на территории Монголии с участием представителей уполномоченного органа Российской Стороны. Все расходы, связанные с командированием представителей уполномоченного органа Российской Стороны в Монголию для проведения указанных мероприятий несет Монгольская Сторона.

При необходимости для кандидатов могут организовываться подготовительные курсы для дополнительного изучения русского языка и общеобразовательных дисциплин.

Статья 7

Монгольские обучающиеся в период обучения должны подчиняться правилам внутреннего распорядка училищ и могут привлекаться для выполнения обязанностей дежурного и дневального по роте (группе, классу или иному учебному подразделению) наведения порядка в учебных классах и других помещениях, благоустройства территории, закрепленной за училищами, а на старших курсах (в старших классах) — для выполнения обязанностей лиц суточного наряда под руководством соответствующих должностных лиц училищ.

Статья 8

Вопросы, связанные с подготовкой монгольских обучающихся и не предусмотренные настоящим Соглашением, оговариваются в контрактах, заключаемых уполномоченными органами Сторон.

Статья 9

Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых являются Российская Федерация и Монголия.

Статья 10

В настоящее Соглашение могут вноситься изменения, которые оформляются отдельными протоколами и вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Соглашения.

Статья 11

Спорные вопросы между Сторонами, связанные с применением и толкованием настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между уполномоченными органами Сторон.

Статья 12

Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет, временно применяется с даты подписания и вступает в силу со дня получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.

По истечении указанного срока действие настоящего Соглашения автоматически продлевается каждый раз на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за шесть месяцев до истечения первоначального или очередного периода письменно не известит другую Сторону о намерении прекратить действие настоящего Соглашения.

Совершено в Москве 14 декабря 2010 г. в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и монгольском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Бюллетень международных договоров. 2011. № 10.

www.conventions.ru

Это интересно:

  • Инструкция о порядке применения правил допуска к управлению самоходными машинами Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 3 апреля 2013 г. № 163 “О внесении изменений в Инструкцию о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста - машиниста […]
  • Как создать федеральный закон Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 24-ФЗ "О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тверской области" Принят […]
  • Решения амурского областного суда Амурский областной суд 24 февраля 1920 года Исполком областного совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов рассмотрел проект, предложенный Комиссаром Юстиции Амурской области о полной реорганизации судебных […]
  • Размер ежемесячной страховой выплаты при несчастном случае на производстве Страховые выплаты, связанные с трудовыми увечьями Страховые выплаты, связанные с трудовыми увечьями Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты, с 1 января 2017 года составляет 94 018 рублей. Максимальный […]
  • Договор о порядке пребывания Статус Договора о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.) (по состоянию на 2 мая 2018 […]
  • Приказ 1247н от 31122010 минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2010 г. N 1247н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам […]