Обучение детей о законом

от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ

О социальной защите инвалидов

в Российской Федерации

С изменениями от 22.12.2008 г.

Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Еще важный документ по теме:

Закон РФ «Об образовании»

от 10.07.1992 N 3266-1

С изменениями от 25.12.2008 г.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Смотреть дополнительно об организации индивидуального обучения больных детей на дому:

psychiatr-spb.narod.ru

Обучение детей о законом

Для обучения детей Закону Божьему потребуется письменное согласие родителей и чиновников

Дабы исключить насильственное введение уроков религиозного образования, механизм организации таких занятий пропишут законодательно. Проект 22 января был внесен в Госдуму.

Действующий закон запрещает обучение малолетних детей религии вопреки их воле и без согласия родителей или опекунов. Кроме того, Закон Божий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может преподаваться только при одновременном согласии детей, наличии просьб родителей и по согласованию с органом местного самоуправления.

В то же время законодательно не определен механизм реализации таких гарантий – как должны оформлять эти согласия и просьбы. На практике это приводит к привлечению детей к религиозному воспитанию при «пассивном» согласии родителей, а также введению соответствующих курсов по якобы многочисленным их просьбам.

Кроме того, по мнению инициаторов представленного законопроекта – парламентариев Кабардино-Балкарской Республики, отсутствие действенных инструментов «создает псевдорелигиозным организациям благоприятную среду для насаждения идей религиозного фанатизма и экстремизма, пропаганды асоциального поведения, отрицания конституционных обязанностей, нанесения ущерба нравственному, психическому и физическому здоровью членов этих организаций, в первую очередь, детей и молодежи».

Для решения этого вопроса предлагается прописать в федеральном законе процедуру получения соответствующих согласований. Так, родители должны будут выражать свое желание на обучение их ребенка Закону Божьему оформлением совместного письменного заявления, а органы опеки и попечительства отдельным актом фиксировать волеизъявление самого ребенка.

За нарушение законодательства о свободе совести, в том числе воспрепятствование принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, на граждан может быть наложен административный штраф в сумме до 300 рублей, на должностных лиц – до 800 рублей.

Стоит отметить, что действующее российское законодательство предусматривает более жесткие механизмы защиты детей от влияния религиозных общин, нежели даже право многих европейских стран. Например, в Германии религиозное обучение организуется в школе за счет региональных бюджетов. Выбор конфессии осуществляется исходя из религиозной «приписки» родителей (она же определяет процедуру уплаты церковного налога, которые составляет от 7 до 9%). Для отказа от обучения родителям нужно официально выйти из соответствующей конфессии.

m.fontanka.ru

Минобрнауки РФ: запрет на обучение детей госчиновников за рубежом противоречит закону

В министерстве добавили, что поддерживают развитие международного образования

МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Внесенный депутатом от КПРФ в Госдуму законопроект, запрещающий детям чиновников проходить обучение за границей, может ограничить конституционные права детей на получение образования. Об этом в понедельник заявили ТАСС в пресс-службе Минобрнауки РФ.

Депутат Рашкин предложил запретить чиновникам посылать детей учиться за рубеж

«Описываемый законопроект не поступал для рассмотрения в Минобрнауки России, хотя мы регулярно общаемся с фракцией КПРФ, они нам ничего не присылали, — отметили в пресс-службе. — По имеющейся информации из открытых источников, речь идет об ограничении прав на получение образования, предусмотренных российским законодательством».

В министерстве добавили, что поддерживают развитие международного образования. «Есть российские студенты, которые хотят учиться за границей, есть иностранные студенты, которые приезжают к нам. Все это положительно сказывается на повышении престижа российской высшей школы в мире», — подчеркнули в ведомстве.

Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева в своем программном интервью ТАСС уже затрагивала вопрос обучения детей госчиновников за границей. «Право на получение образования по Конституции есть у каждого жителя нашей страны. У российских граждан сфера образования всегда была одним из приоритетов, включая получение образования в иностранных образовательных организациях», — сказала тогда министр.

О законопроекте

14 ноября депутат от КПРФ Валерий Рашкин внес в Госдуму законопроект, который предлагает запретить лицам, замещающим государственные должности, посылать своих несовершеннолетних детей учиться за рубеж. Изменения предлагается внести в том числе в закон «О противодействии коррупции».

Запрет касается лиц, «замещающих государственные должности РФ», «замещающих государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе». Согласно документу, они не вправе «допускать получение своими несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными и подопечными, образования в иностранных образовательных организациях на территории иностранных государств».

Исключения предусмотрены только для должностных лиц, которые исполняют свои обязанности на территории иностранного государства (от года и более). Законопроектом предполагается, что нормы вступают в силу с 1 января 2017 года.

Ранее депутаты КПРФ уже вносили в Госдуму аналогичные инициативы. В частности, в 2013 году коммунист Олег Смолин предлагал запретить получение образования несовершеннолетним детям чиновников в иностранных организациях, находящихся за пределами РФ, за исключением кратковременного обучения в порядке образовательных обменов. Однако Госдума не поддержала этот законопроект.

tass.ru

Закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей»

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон регулирует ответственность родителей и лиц, их заменяющих (далее — родители) за обучение и воспитание детей.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется в отношении граждан Республики Таджикистан, независимо от места их проживания, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в Республике Таджикистан и юридических лиц Республики Таджикистан, независимо от места их расположения, если международными правовыми актами, признанными Таджикистаном, не установлен иной порядок.

Статьи 3.
Законодательство Республики Таджикистан об ответственности родителем за обучение и воспитание детей

Законодательство Республики Таджикистан об ответственности родителей за обучение и воспитание детей основывается на Конституции Республики Таджикистан, состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.

Статья 4 . Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

дети (ребёнок) — лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста;

лица, заменяющие родителей — опекун, попечитель, усыновители, лица, которые на основе договора воспитывают ребенка, другие его иконные представители, учреждения и другие организации, в которых ребенок находится на обучении и воспитании (далее — образовательные учреждения);

опекун и попечитель — лица, назначенные органами опекун попечительства в соответствии с законодательством Республики Таджикистан в целях защиты прав и интересов недееспособных ограниченно дееспособных граждан;

обучение — совместная деятельность родителей, педагога образовательного учреждения по развитию личности, таланта, умеш умственных и физических способностей ребенка;

воспитание — целенаправленный процесс формирования развития зрелости ребёнка родителями, образовательным учреждение обществом и подготовка его к самостоятельной жизни;

развлекательные центры — вечерние клубы, дискоклубы, интерне кафе, компьютерные центры, букмекерские конторы и азартные игровь центры, рестораны и другие физические и юридические лица, которь занимаются организацией и проведением досуговых и развлекательны мероприятий;

ночное время — с 1 апреля до 30 сентября — с 22:00 до 06:00 часов и 1 октября до 31 марта — с 20:00 до 06:00 часов.

Статья 5. Задачи родителей, педагога, государства и общества » обучении и воспитании детей

Обучение и воспитание детей является задачей родителей, педагога, государства и общества.

Задача родителей заключается в создании материальных, финансовых, духовных и психологических условий правильного обучения и воспитания детей.

Государство заботится об обучении, воспитании, защите детей- сирот и инвалидов и создает для этого соответствующие условия.

ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Статья 6. Равенство прав и обязанностей родителей

Родители, независимо от совместного или отдельного проживания, имеют равные права и обязанности по обучению и воспитанию детей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

Статья 7. Права родителей но обучению и воспитанию детей

Родители имеют следующие права по обучению и воспитанию детей:

— защищать права и интересы детей;

— выбирать формы, виды и методы обучения и образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, при условии, что если эти формы, виды и методы не влияют отрицательно на состояние здоровья и духовное развитие детей;

— принимать участие и содействовать в процессе обучения и воспитания, в том числе, в контроле над уровнем качества обучения и успеваемости ребенка в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;

— обращаться и представлять в соответствующие органы рекомендации по улучшению уровня и качества обучения и воспитания детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;

— вступать в правовые отношения как законные представители своего ребенка;

требовать соблюдения прав ребенка в процессе обучения на основе государственных стандартов образования;

— содействовать деятельности образовательного учреждения, в котором обучается их ребенок;

— знакомиться с процессом обучения и воспитания, содержанием обучения, посещаемостью, уровнем и качеством успеваемости ребенка;

— реализовывать другие права, установленные законодательством Республики Таджикистан.

Статья 8. Обязанности родителей по воспитанию детей

Родители имеют следующие обязанности по воспитанию детей:

— дать ребенку достойное имя, в соответствии с национальными ценностями;

— после рождения ребенка в течение трёх месяцев провести государственную регистрацию записи акта гражданского состояния;

— создавать условия для охраны здоровья, физического, духовного, нравственного и морального формирования ребёнка;

— готовить ребёнка к самостоятельной жизни;

— воспитывать ребёнка в духе уважения к Родине, закону, национальным и общечеловеческим ценностям;

— не допускать появления ребёнка до шести лет без сопровождения лиц, достигших четырнадцатилетнего возраста на улице и в других общественных местах;

— уважать честь и достоинство детей и не допускать в отношении их жестокого обращения;

— обеспечивать, невзирая на пол, возраст, интеллектуальное, физическое и психическое состояние ребёнка, равное отношение к нему;

— не допускать присутствия детей, не достигших двадцатилетнего возраста, в ночное время в развлекательных центрах;

— предотвращать антиобщественные поступки детей, их грубое отношение к окружающим, нарушение ими общественного спокойствия, сквернословие и грубое поведение на улицах, проспектах, площадях, местах досуга, в транспорте, общежитиях, по месту жительства и в других общественных местах, а также вредительства детей в отношении окружающей среды;

— запрещать детям дошкольного возраста и детям, обучающимся в общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учреждениях образования, независимо от организационно-правовых форм, приносить и использовать мобильные телефоны;

— запрещать детям просмотр порнографических фильмов и фильмов, содержащих насилие, экстремистские и террористические проявления;

— запрещать детям чтение и распространение электронных записей (в том числе посредством мобильных телефонов), книг, листовок, газет, журналов и других печатных материалов, содержащих порнографию, насилие, экстремизм и терроризм;

не допускать участия детей в деятельности религиозных объединений, за исключением детей, официально обучающихся в религиозных учреждениях;

— запрещать детям, не достигших двадцатилетнего возраста, употребление спиртных напитков (в том числе пива), наркотических средств и психотропных веществ, табачных изделий (в том числе наса) и использование сильнодействующих средств;

— не допускать участия детей в не рекомендованных им мероприятиях;

— не разрешать детям получение водительских прав и управление автомобилем;

— не допускать бродяжничества детей и других антинравственных действий;

— не допускать привлечения детей к опасному и тяжёлому труду, наносящему вред здоровью ребёнка, а также к другим работам, препятствующим нормальному физическому и психологическому развитию ребёнка;

— не привлекать детей к предпринимательской деятельности и купле- продаже, за исключением случаев, которые разрешены законодательством Республики Таджикистан;

запрещать появление детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, без сопровождения совершеннолетних лиц на территории технических сооружений, в подвалах, чердаках жилых и промышленных зданий, предприятий и учреждений, других организаций, на территориях точек торговли горючими материалами, на территории вокшлов. аэропортов и автовокзалов;

— запрещать детям делать надписи, загрязнять и наносить прел в общественных местах;

пресекать доступ детей к горючим и взрывоопасным веществам;

— запрещать детям ношение ювелирных украшении, других и.-ипых вещей (за исключением одной пары серёжек для девочек) и образовательных учреждениях, а также нанесение татуировок детям;

— не допускать поломку и осквернения со стороны детей оград, надгробных камней, памятников, бюстов, мест погребения и других оформлений надгробий на кладбищах и историко-культурных местах;

— выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.

Статья 9. Обязанности родителей по обучению детей

При обучении детей на родителей возлагаются следующие обязанности:

— создавать условия для детей до шести лет для получения дошкольного обучения и воспитания;

— обеспечивать охватом обучения детей и не препятствовать их обучению а средних общеобразовательных учреждениях;

— обеспечивать детей необходимыми школьными принадлежностями и создавать соответствующие условия для их обучения;

— обеспечивать соблюдение детьми школьной формы на всех ступенях образования и контролировать её ношение;

— обеспечивать условия для обучения и профессиональной ориентации детям с физическими и психическими отклонениями, не скрывать их физические и психические отклонения, и в случае отсутствия условий для обучения этих детей обращаться в соответствующие государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения;

— быть в курсе состояния своих детей, обучающихся и воспитывающихся в школах-интернатах и других специализированных учреждениях, независимо от организационно-правовой формы, сотрудничать с ними и контролировать процесс их обучения и воспитания;

— контролировать освоение знаний и участие детей в процессе обучения, систематически сотрудничать с педагогами, персоналом и руководством образовательного учреждения по вопросам обучения и воспитания детей;

— участвовать в соответствии с порядком, установленным в уставе учреждения и других нормативных правовых актах, в родительских собраниях и других школьных мероприятиях по приглашению администрации образовательного учреждения;

— выполнять требования устава образовательного учреждения, в котором обучаются их дети;

— запрещать вовлечение детей для получения ими образования в незаконных образовательных учреждениях или у отдельных лиц, осуществляющих деятельность без лицензии;

— не допускать обучения детей за пределами страны без разрешения уполномоченных государственных органов;

— выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.

ГЛАВА 3. ОБЯЗАННОСТИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ТРУДОСПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ ПО УХОДУ И СОДЕРЖАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 10. Обязанности совершеннолетних и трудоспособных детей по уходу и содержанию родителей

1. Совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны обеспечивать родителей и осуществлять уход за ними, а также поддерживать их материально и духовно.

2. В случае невыполнения указанных обязанностей совершеннолетние и трудоспособные дети несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

ГЛАВА 4. ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБУЧЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

Статья 11. Уполномоченные государственные органы регулирования ответственности родителей за обучение и воспитание детей

Регулирование вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей, осуществляется уполномоченными государственными органами, определяемыми Президентом Республики Таджикистан, местными исполнительными органами государственной власти, органами самоуправления посёлков и сёл, правоохранительными органами, органами образования, культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, по делам религии, по работе с женщинами и семьей, по работе с молодёжью, спорту и туризму, общественными объединениями, учреждениями и другими отраслевыми организациями.

Статья 12. Обязанности педагога, государственных органов, учреждений и других организаций, регулирующих вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей

1. На государственные органы, учреждения и другие организации, регулирующие вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей, возлагаются следующие обязанности:

способствовать процессу обучения и воспитания в системе общего и дополнительного образования;

— пропагандировать здоровый образ жизни и поддерживать одарённых детей;

— стимулировать детей, внесших вклад в предупреждение правонарушений;

— стимулировать материально и морально родителей, успешно выполняющих свои права и обязанности по обучению и воспитанию детей;

— принимать меры по профилактике правонарушений со стороны детей;

— обращаться в установленном порядке в правоохранительные органы, согласно законодательству Республики Таджикистан, в случае нарушения со стороны родителей требований устава соответствующего образовательного учреждения и обязанностей, которые определены настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами;

— организовывать в учреждениях образования «Дней родителей» в целях оказания педагогической, психологической и методической помощи родителям;

— организовывать и проводить другие мероприятия по вопросам обучения и воспитания детей, защиты их прав и интересов;

— выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.

2. Обязанности педагога по обучению и воспитанию детей определяются в соответствии с законодательством в сфере образования Республики Таджикистан.

Статья 13. Обязанности физических и юридических лиц по защите прав я интересов детей

В случаях, когда ребенок не охвачен обучением и воспитанием, при совершении им противоправных действий, а также при определении обстоятельств, угрожающих его жизни и здоровью, физические и юридические лица обязаны предупредить соответствующие государственные органы.

ГЛАВА 5. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Статья 14. Профилактические меры за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по обучению и воспитанию детей

Родители, которые в связи с состоянием здоровья или материальным положением не могут выполнять свои обязанности по обучению и воспитанию детей частично или полностью, обеспечиваются местными исполнительными органами государственной власти лечением, работой, и содержание их детей осуществляется за счет полученных ими средств.

Статья 15. Ответственность родителей и педагога за обучение и воспитание детей

В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по обучению и воспитанию детей, предусмотренных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, родители и педагог привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Родители несут равную ответственность за обучение и воспитание детей в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Родители, не проживающие совместно с ребенком, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 16. Ответственность государственных органов, учреждений, других организаций я их должностных лиц, регулирующих вопросы, связанных с обучением и воспитанием детей

Ответственность государственных органов, учреждений, других организаций и их должностных лиц, регулирующих вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей, устанавливается законодательством Республики Таджикистан.

ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон ввести в действие со дня его официального опубликования.

baznica.info

Когда начинать учить детей Закону Божию?

Материнские заметки

Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним… заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний.
Святитель Иоанн Златоуст [1]

Воспитывать детей в учении и наставлении Господнем. Учить детей основам православной культуры. Учить детей Священному Писанию. Учить детей Закону Божию… Все это примерно одно и то же. Но вот как подступиться к этому делу – важному, важнейшему делу родительства? В конце концов, когда именно подступаться, с какого возраста начинать? Когда начинать чтение Библии, Евангелия с детьми? Когда начинать готовить детей к церковным праздникам, когда рассказывать им о том или ином событии в жизни Церкви? Когда начинать рассказывать об устройстве храма, богослужения?

Обучение Закону Божию вообще

Закон Божий – предмет особый. Конечно, это и собственно учебный предмет, набор неких знаний. Но ведь в первую очередь это нечто большее – образ жизни. Это вообще жизнь такая. Жизнь внутри православной культуры. Жизнь по Божию Закону. И в эту жизнь, по идее, мы и должны привести своих детей. В теории и на практике, словом и делом. Или, как говорили древние, βίον και λόγον – обучая «жизнью и словом» [2] .

Если условно, то обучение детей Закону Божию можно представить в виде таких частей.

Словесное обучение-наставление

Получение информации, знаний; теория. Это как раз собственно учебный предмет. Например, изучение текстов Священного Писания, последовательное описание библейских событий и их объяснение. Или, например, описание храма, его устройство. Литургика, агиография и прочие высокие слова тоже сюда относятся.

Формирование среды жизни в Законе Божием, жизни внутри изучаемой культуры

Это когда мы соединяем слово с делом. Когда обучение связывается с жизнью ученика. Короче и проще: когда мы устраиваем свой дом, жизнь своей семьи так, чтобы это была жизнь внутри православной культуры. Все: отношения между папой и мамой, распорядок дня и недели, праздники, посты – все это строится на том самом Законе Божием, который еще и как предмет, как теория нами всеми изучается.

Между прочим, вот это и есть уникальная возможность семейного обучения. Возможность связать теорию с практикой. Возможность сделать образование ребенка не кусочком, не фрагментом, а полнотой жизни.

Когда мы создаем подобную «обучающую среду», «воспитывающую среду» в своем доме, то мы значительно облегчаем себе задачу. С такой практикой обучение теории оказывается естественным, легким, буквально встроенным в жизнь ребенка.

А еще, когда мы вот так практически учим детей Закону Божию, когда мы строим свою семью как «среду» православной культуры, мы получаем возможность поймать таинственную, эфемерную и такую драгоценную вещь: построить свой дом как малую Церковь. Ведь это собственно и есть малая Церковь – когда семья живет, старается по крайней мере жить, как раз в Законе Божием, как раз в православной культуре.

Жизнь в Церкви

Вершина обучения Закону Божию – жизнь в Церкви. Участие в таинствах. Жизнь в ритме церковного года. Учение в этой нашей главной школе – в нашем духовном училище, в Церкви, где наши учителя – это священники, епископы. Отцы Церкви, которые учили и продолжают нас учить вот уже больше двух тысяч лет.

Здесь теория как раз превращается в практику. Собственно, мы изучаем теорию Закона Божия именно для того, чтобы войти в Церковь, чтобы понять, чтобы узнать, чтобы осознать жизнь Церкви.

Так теоретическое изучение Закона Божия оказывается ступенькой, подготовкой к жизни в Церкви. Так и семья – малая Церковь – оказывается включенной в эту Церковь великую. Воспитание и образование в такой семье оказывается подготовкой (а потом и закреплением) воспитания и образования церковного.

Все это вместе – единый, неразрывный процесс. Это все вместе взятое и есть «обучение детей Закону Божию». Причем все эти элементы «обучения» существуют параллельно, одновременно. Не так, что сначала что-то «изучили», потом домашней жизнью «освоили», потом в Церкви «закрепили». Здесь то одно, то другое, без конца и начала, окутывает, формирует-образовывает. И наших детей, и нас самих, и весь наш дом.

Начало обучения

Когда мы сами начинаем жить церковной жизнью, когда мы сами участвуем в церковных таинствах, когда сами что-то изучаем, читаем святых отцов – так мы уже начинаем учить своих детей Закону Божию. Даже если детей у нас еще нет. Потому что так мы готовим самих себя как воспитателей и учителей для своих детей. Хитрый такой изворот: получается, что наше самообразование – это формирование личности воспитателя своих собственных детей.

Когда мы начинаем строить свою семью, свой брак – мы готовим ту самую «культурную среду», в которой предстоит зачинаться, рождаться и воспитываться нашим детям. С того, на каких основаниях папа и мама строят свои отношения, свой брак, – вот с этого и начинается обучение ребенка Закону Божию. В эти отношения, в эту систему ценностей мы родим – приведем – своего ребенка-ученика.

Еще нет малыша или он еще только в животике у мамы – но культура семьи уже формируется. Например, папа и мама уже начинают и заканчивают свой день молитвой. Уже по воскресеньям ходят в храм. Уже причащаются. Уже стараются построить самих себя и свои отношения на Законе Божием, на учении Церкви. Так «от чрева матери своея» наш малыш и начинает «обучаться Закону Божию».

Малыш еще не родился, но уже в храме, где его мама причащается. И папа уже молится о нем

Он еще в животике – но его мама уже причащается. И папа молится о нем и уже сейчас благословляет его перед сном. Первые смутные звуки, которые слышит малыш, – это в том числе звуки богослужения в храме.

Малыш только родился – но он каждое воскресенье бывает в храме. Он пока еще ничего не знает, но его подносят к иконам, помазывают святым маслом, причащают. Храм, хор, иконы, ладан, горящие свечи – все это часть его жизни, такая же органичная, как привычные прозаические вещи: нянюшка-соска, коляска, мамины волосы, родная люстра на потолке в спальне…

В этом во всем малыш растет. И таким образом воспитывается и уже обучается. Пока не вербально. Пока просто жизнью. Жизнью внутри православной культуры. Этой культурой он дышит, напитывается. Это становится частью его жизни. Это и есть его жизнь.

Но тут есть такой важный момент: чтобы семья как культурная среда, чтобы семья как малая Церковь действительно была пространством образования для наших детей, чтобы вся эта система максимально эффективно работала, дети должны жить внутри семьи. Жить именно в семье.

Не говорю: изолировать их от мира, не пускать в школы, запереть от друзей и родных – ничего подобного, ни в коем случае. Но чтобы семья имела образовательное значение, дом должен быть значимым местом в жизни ребенка. Не единственным – а именно значимым. Только значимая среда может иметь реальное влияние на формирование личности ребенка. Ребенок должен быть банально включен в жизнь родителей, в ее ритм. Иначе получается немного другая картина, другие условия задачи, другие подходы и способы реализации поставленных целей. И вообще получается совсем другая история.

Этапы обучения

Формировать в своем доме среду православной культуры мы можем всегда. И до рождения малыша, и во время, и после. А вот когда мы говорим собственно об обучении, здесь, конечно, придется как-то соотноситься с возрастом ученика. И даже не столько с возрастом, а с его способностью, готовностью что-то слышать, слушать, усваивать.

И здесь, кстати, у нас, у родителей, снова совершенно уникальная возможность: если мы внимательны к своим детям, если мы рядом с ними, то мы можем вовремя поймать этот неуловимый момент. Можем начать обучение наших деток именно тогда, когда они к этому готовы.

Когда именно, на каком этапе развития ребенка мы можем учить его Закону Божию? Здесь принцип простой. Все «обычные» этапы, занятия – все это может поворачиваться в сторону «религиозного» обучения. Точно так же, ровно параллельно.

Мы говорим малышу: «Смотри: птичка. Смотри: цветочек». Значит, мы можем уже сказать: «Смотри: храм. Смотри: крест, а на нем – наш Господь».

Малыш в состоянии разглядывать картинки? В состоянии найти в книжке царевну, домик, солнышко? Значит, мы можем показывать малышу и икону. Рассказывать, где что изображено. Своими словами, указывая на каждый предмет, объясняя. Можем попросить его показать: где на иконе Введения во храм маленькая Богородица? где Ее папа, где мама? где свечки.

Он уже явно осмысленно слушает сказки? Значит, может слушать и библейские рассказы

Малыш уже явно осмысленно слушает сказки, истории? Значит, он может слушать и библейские рассказы. После слушания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» уже может ответить на вопрос, как звали королевича? Значит, после рассказа о сотворении первых людей мы можем попросить ребенка назвать их имена.

Малыш научился рисовать, хоть как-то? Значит, он может проиллюстрировать услышанный библейский сюжет.

Малыш уже лепит из пластилина фигурки? Значит, в состоянии слепить какие-то поделки и на библейскую тему.

Ребенок научился писать, читать по-русски? Или даже только учится? Значит, он в состоянии осваивать и церковнославянский. На том же самом, примитивном уровне, что и современный русский язык.

Ребенок поет песни? Значит, может петь и молитвы. Даже если просто гудит невпопад – значит, может так погудеть и во время общей домашней службы.

Ребенок в состоянии повторить фразу? Значит, в состоянии читать короткую молитву

Ребенок в состоянии повторить фразу, выучить наизусть четверостишие? Значит, в состоянии читать какую-то короткую молитву.

И так всегда, и так во всем.

Например, если мы говорим об изучении текстов, сюжетов Священного Писания, то картина примерно такова. В 2–3 года малыш просто смотрит с папой картинки в детской Библии, разглядывает вместе с мамой фрески в храме. В 4–5 лет слушает библейские истории, отвечает на простейшие вопросы после таких рассказов, делает поделки на библейские темы – к церковным праздникам или как иллюстрацию-закрепление после изучения какого-то библейского сюжета. А потом ребенок будет в состоянии анализировать, сопоставлять…

Все – буквально все, – что умеет ребенок и что его интересует, будем поворачивать в сторону Закона Божия

В 3 годика малыш просто приходит в храм, знает, что такое купол и крест. А в 10 лет он в состоянии освоить тему устройства храма. Ведь он в состоянии был в школе изучить «круговорот воды в природе» и разбор предложения по составу.

Постепенно, спиралью на информацию, полученную «в детстве», будут нанизываться все новые и новые витки – в соответствии с интересами и развитием самого ребенка. Будем разбирать географию Библии, быт, другие интересные фактические сведения. Будем глубже знакомиться с текстами. Продвинемся в церковнославянском – дети будут читать и слушать Библию на этом языке. Хорошо освоят английский – будем с ними читать не только рассказы О’Генри на этом языке, но и тексты Священного Писания. А может быть, будем разбирать и греческий оригинал… Все – даже не в соответствии с возрастом, а именно с потребностями, со стремлениями самого ребенка. Все, что интересует наших детей в «обычной» жизни, все, что они умеют вообще, – все это – буквально все – каждый раз будем поворачивать в сторону Закона Божия.

Родители как учителя

Чем раньше мы начнем заниматься с детьми, учить их – именно учить, объяснять-рассказывать словами, – тем лучше. И здесь дело не в том, что поймут, что запомнят наши малыши. Мало что поймут и плохо запомнят. Мы будем повторять примерно одно и то же, но все сложнее и серьезнее год за годом, каждый год – и повторение станет матерью учения.

Но самое главное в «раннем обучении» вот что: если мы учим (сели, открыли книжку, показали, попросили повторить) детей с самого что ни на есть младенчества, то наши дети «с молоком матери» начинают воспринимать родителей как учителей. Принимают родительское учительство и свое обучение у родителей как часть жизни. И в таком случае обучение семилетнего, десятилетнего, тринадцатилетнего ребенка оказывается не революцией в отношениях между детьми и родителями, а органичной частью детско-родительских отношений.

Мы с самого начала детской жизни вводим в наш дом эти отношения – отношения образовательные. Когда папа – не только мастер по вождению автомобиля и вручатель карманных денег, не только ругатель за плохие отметки и подбрасыватель детей до потолка, но еще и учитель. Когда мама – не только специалист по приготовлению котлет, запрещатель круглосуточного просмотра мультиков и мойщик полов, но еще… еще один учитель. И эти роли уже сами собой разумеются. Потому что «так было всегда», с рождения.

В многодетной семье

Можно говорить о том, с какого возраста, когда, как и что рассказывать детям о Библии. Но это когда речь идет об одном-единственном ребенке. А на деле мы так настраиваемся только на первого нашего ребенка. Потом у нас рождается-подрастает следующий малыш. И мы уже учим их обоих. Потом появляется третий, четвертый, пятый малыш, а старшие растут… И получается, что наши занятия ориентированы и на трехлетнего детку, и на младших школьников, и на подростков.

Обучение в семье – это обучение в разновозрастной группе. Очень даже разновозрастной. Так, первый по счету ребенок у нас все получал «в соответствии со своим возрастом», мы его учили с учетом его личного развития. А вот пятый по счету малыш получает те же самые знания несколько иначе: он участвует в нашем домашнем уроке, слушая рассказ, ориентированный на средних детей семьи, с отсылками к старшему ребенку-подростку.

Видя, что все в семье читают и изучают Писание, малыш усвоит: это очень важно и интересно

Кто выиграл, кто проиграл? Все выиграли – и старшие, и младшие. Про старших, для которых все особенное, специально на них ориентированное, вроде понятно. А про младших получается вот что. Младшие получают такую вещь, как опережающее обучение, обучение с учетом зоны ближайшего развития и все такое прочее умное. При этом в общем и целом младшие наши ученики получают примерно все то же самое, что получали их старшие братья и сестры. Потому что Закон Божий – он один: и для младенца, и для отрока, и для пожилых людей.

А еще наши малыши, которые учатся вместе со своими старшими братьями и сестрами, получают особенный мощный бонус. Малыши видят, например, что Священное Писание изучают все. У них перед глазами пример старших братьев и сестер, которые слушают мамин рассказ о видении пророку Исаии. И эти старшие увлечены, они задают какие-то вопросы… Значит, это все важно, интересно, это стоит внимания. Оказывается, вот так устроена человеческая жизнь: мама с Библией в руках читает тексты, а дети все это слушают и разбирают…

Так старшие братья и сестры оказываются примером ученичества для младших. Так младшие дети в семье попадают в уже сформированную и организованную образовательную среду. И между прочим, этим не исчерпываются все плюсы разновозрастного обучения. Но это уже другая история.

Так получается, что в большой семье, где обучение детей Закону Божию встроено в жизнь семьи, «всегда было», вообще нет такой границы, как «начало обучения». Буквально с рождения этот малыш присутствует на домашних уроках. И по мере своего возрастания постепенно включается в это обучение. И, кстати, в этом случае еще легче заметить готовность малыша к тому или иному виду такого обучения. Например, все дети получили задание, что-то рисуют. И малыш из подражания тоже что-то рисует. Смотришь – а он действительно изобразил что-то по заданной теме. Значит, вот она, степень его личной готовности.

Как донести один урок – один рассказ, одно чтение – до каждого из наших детей? Как их всех включать в общую работу?

Например, по ходу рассказа можно задавать детям вопросы. То одному, то другому. Простые вопросы – малышу, сложные – страшим детям. Можно просить старших рассказать что-то младшим. В таком случае старшие дети получают роль учителя – а значит, сами вспоминают что-то, повторяют. Учатся формулировать, причем так, чтобы донести свою мысль до малышей. Часто рассказ старших детей оказывается несравненно понятнее для малышей, чем рассказ взрослого. Когда десятилетний ребенок рассказывает что-то пятилетнему, он не сюсюкает. И при этом не говорит слишком сложные вещи. Объясняет так, как нам, взрослым, и в голову не придет объяснять. Это мышление ребенка – незашоренное, образное, непосредственное.

Часто рассказ старших детей оказывается несравненно понятнее для малышей, чем рассказ взрослого

Если мы изучаем, скажем, сюжет о всемирном потопе, то мы все вместе – и «старые» четырнадцатилетние, и малые новорожденные – слушаем из папиных уст текст Библии. Потом обсуждаем – малые явно не обсуждают, в лучшем случае просто слушают. Со старшими детьми обсуждение может иногда переходить в самые дебри филологии, истории, географии и богословских толкований. А потом делаем поделки с малышами: лепим ковчег из пластилина, сажаем туда зверюшек. И подростки могут с восторгом включаться в эту лепку, а могут даже не посмотреть в сторону этой младенческой возни. Так получается, что в разных этапах одного урока участвуют разные дети. Но при этом урок остается один на всех.

Или вот еще. Готовим тропарь к двунадесятому празднику – на церковнославянском языке. А значит, в простейшем виде знакомимся с богослужением праздника. Знакомимся с учением Церкви о празднике. Готовимся к участию в службе, ведь когда дети выучат тропарь, они смогут понять и услышать этот текст на всенощной и за Литургией, смогут подпевать священникам и хору… А еще таким образом мы осваиваем церковнославянский язык. Да еще и готовим украшение для домашнего интерьера – ведь мы вешаем красиво подготовленный текст тропаря на стену около икон. Получается буквально все в одном – концентрированный и практический урок Закона Божия в семье. Об этом я много раз писала раньше.

Здесь скажем о том, как в этом «уроке» по изучению тропаря могут участвовать дети разных возрастов. Читаем тропарь вслух для всех детей, все вместе слушаем или смотрим запись этого тропаря в интернете. Затем ребенок, скажем, лет десяти пишет этот тропарь по-церковнославянски, красиво. Потом ребенок семи лет оформляет буквицу: большую первую букву тропаря делает особенной. А малыш лет пяти рисует – может быть, уже с маминой помощью – орнамент-рамку. На самом деле всегда все выходит по-разному. Так, текст тропаря, вроде бы самая трудная часть, готовится как раз малышом пяти-шести лет, который в таком случае просто обводит фломастером мамин текст. А вот оформлением занимаются старшие подростки, которые сами увлекаются рисованием и всем этим оформительством. И, по сложившейся у нас традиции, «вычленяют» образы праздника и запечатлевают эти образы на нашем плакате с тропарем. Например, к празднику Введения во храм изображают витиеватую лестницу.

Или еще вариант: один ребенок готовит сам, полностью, тропарь, другой – кондак, третий – величание. А старший пишет этот самый тропарь на греческом.

Здесь как раз соединяется общее и индивидуальное в разновозрастном обучении. Все делают примерно одно и то же, все мы вместе готовимся к одному празднику и изучаем для этого один и тот же материал. Но каждый при этом делает то, что ему под силу и что ему интересно в данный момент.

В общем, когда начинать обучение детей Закону Божию, этот вопрос решается сам собой. Практикой. В том случае, если мы с самого начала, с начала наших отношений в браке, строим свой дом как среду православной культуры. Если мы сразу же, с рождением первого ребенка, начинаем воспринимать себя как учителей и воспитателей своих детей. Если мы включаем обучение, учение о вере, учение о Церкви в жизнь своей семьи. В распорядок дня и недели. В свой собственный круг чтения, в свой собственный круг интересов. И если мы в это все такое образовательное, изучающее-обучающее вовлекаем своих детей. И при этом если мы внимательны к своим детям.

Тогда наши дети рождаются уже не только как любимые малыши, но и как наши новые ученики. И приходят в мир нашей семьи как в школу. Где обучение – не тягостная повинность, не кусочек жизни – а сама жизнь. Интересная. Особенная. Полная. Жизнь в учении и наставлении Господнем (Еф. 6: 4).

29 марта 2018 г.

[1] Иоанн Златоуст, святитель. In epistulam ad Ephesios XXI // PG. 62. 151; также Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 185.

[2] Под «руководством отца» (святого Василия Ритора) герой 43-го слова святителя Григория Богослова «чудный Василий обучается делу и слову (βίον και λόγον), которые вместе в нем возрастают и содействуют друг другу» (Gregorius Nazianzenus. Funebris oratio in laudem Basilii Magni… // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. Т. 1. С. 610). По-английски мы читаем «life and reason», то есть «жизнь и интеллект».

www.pravoslavie.ru

Это интересно:

  • Пенсия по инвалидность зрения Нарушение зрительных функций и инвалидность Установление инвалидности. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года 18-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной […]
  • Что нужно чтобы взять кредит под залог недвижимости Можно ли взять кредит под залог единственной квартиры? Сможете ли вы взять потребительский кредит под залог единственной квартиры залогодателя, причём с определёнными обременениями сказать не берусь, так как однозначного ответа на […]
  • Долги ип по суду Каким образом происходит взыскание долгов с ИП в случае его ликвидации? Мы одолжили один миллион рублей ИП, который занимается розничной торговлей. Одолжили на год под небольшие проценты на взаимовыгодных условиях. Но сейчас узнали, […]
  • Sltv правила Обсуждения Правила SLTV! 4 сообщения Правила и регламент 1. Общая информация о турниреКоличество участников – неограниченно Участие – бесплатное 1.1 Система проведения- Single Elimination: Все команды проведут между собой по одной […]
  • Бланк заявления для мсэ Что должно быть вписано в заявлении на медико-социальную экспертизу и как правильно заполнить посыльный лист? Оформление инвалидности — процесс сложный и длительный. Чтобы немного ускорить процесс и затратить меньшее количество […]
  • Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1991 Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I"О предприятиях и предпринимательской […]