Оглавление:
Общая характеристика арбитражных СУДОВ РФ
1. Общая характеристика арбитражных судов РФ:
• арбитражные суды составляют особую подсистему, которая является составной частью единой судебной системы РФ;
• арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений;
• арбитражные суды осуществляют свою деятельность на основе тех же принципов правосудия, что и суды общей юрисдикции, и в своей рабо-те руководствуются федеральным законодательством и законодатель-ством субъектов РФ и иными нормативными актами, а также международными договорами РФ;
• процедура судопроизводства в арбитражных судах урегулирована Арбитражным процессуальным кодексом РФ;
• в арбитражные суды за защитой своих прав и законных интересов впра-ве обращаться граждане, индивидуальные предприниматели, юриди-ческие лица’ а в Уловленных законом случаях — образования, не име-ющие статуса юридического лица;
• в защиту государственных или общественных интересов в арбитражный суд могут прокурор, органы государственной власти и местного самоуправления;
• стороны вправе передать спор, подведомственный арбитражному суду, по обоюдному соглашению в третейский суд (постоянно действующий или специально создаваемый);
• Решения арбитражных судов имеют общеобязательную силу, то есть обязательны для всех государственных и негосударственных органов, должностных лиц, юридических лиц и граждан.
2. Арбитражным судам подведомственны :
• возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и ииые дела> связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
• возникающие из административных и иных публичных правоотноше-нии экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности о:
1) оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
• дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• дела об оспаривании решений третейских судей и о выдаче исполнительных листов на принудительной исполнение решений третейских судов;
• дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела:
• о несостоятельности (банкротстве);
• по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
• по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
• по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
• о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
opokar.peterlife.ru
Общая характеристика системы арбитражных судов РФ
Общая характеристика системы арбитражных судов.
Арбитражные суды- это федеральные суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции ФЗ по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Система арбитражных судов.
Субъекты арбитражного судопроизводства. Право на обращение в арбитражный суд имеют: юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, муниципальные образования и иные организации и образования, не имеющие статус юридического лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, граждане – физические лица по делам специальной подведомственности.
Подведомственность дел арбитражному суду (ст. 28 АРБПЦК) – экономические споры и иные дела, вытекающие из гражданских правоотношений в сфере предпринимательских отношений (исковое производство). 2 экономические споры и иные дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений: об оспаривании нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;. Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об административных правонарушениях; о взыскании с организации и граждан обязательных платежей, санкций и т.д. и иные дела.
3. об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. 4. О признании и приведение в исполнение решений иностранных судов по спорам, вытекающим из предпринимательской и иной экономической деятельности. 5. Дела специальной подведомственности – дела о несостоятельности и банкротстве, о создании, реорганизации и ликвидации предприятий; споры об отказе в регистрации юридического лица; споры между акционером и акционерным обществом, кроме трудовых споров; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
studopedia.org
Структура арбитражной системы РФ
Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.
Первый уровень арбитражных судов
Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.
Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.
Второй уровень арбитражных судов
Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Третий уровень арбитражных судов
Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.
Четвертый уровень арбитражных судов
В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.
Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.
Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.
arbitr.ru
Арбитражный суд Калужской области
Объявление об открытии конкурса на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Калужской области
Ушел из жизни Яковлев Вениамин Федорович
Назначение судьи
Система арбитражных судов Российской Федерации
В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.
Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.
Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
- арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
- арбитражные апелляционные суды;
- арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
- специализированные арбитражные суды.
Арбитражные суды округов
Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
Арбитражный суд округа действует в составе президиума арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Арбитражные апелляционные суды
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов округов определены в Главе III.1 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации».
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов Российской Федерации определены в Главе IV Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Система арбитражных судов Центрального федерального округа
kaluga.arbitr.ru
§1. Общая характеристика арбитражных судов в РФ
Термин «арбитраж» означает разрешение спорных вопросов арбитрами, третейским судом. Третейский суд не является органом государственной власти и образуется сторонами для разрешения конкретного спора либо действует на постоянной основе при организациях – юридических лицах.
соответствующих изменений в Конституцию России1. В этой связи под «иными арбитражными органами» в настоящей главе понимаются третейские суды, в т.ч. международный коммерческий арбитраж.
В настоящее время арбитражные суды – это специализированные
1 Кабатов В. Применимое право при разрешении споров в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ // Хозяйство и право. – 1998. — № 5, 6.
судебные органы, которые осуществляют правосудие путем разрешения дел по экономическим спорам с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.
Прообразом действующих арбитражных судов были существовавшие прежде в России коммерческие суды, рассматривавшие предпринимательские споры. В 1917 г. они были ликвидированы. В 1922 г. были созданы арбитражные комиссии для разрешения имущественных споров между государственными организациями. После свертывания НЭПа арбитражные комиссии были
упразднены, но уже в 1931 г. были созданы органы государственного арбитража, наделенные не только компетенцией по рассмотрению соответствующих споров,
но также контрольными и даже правотворческими функциям. Органы государственного арбитража могли вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций: возбуждать по своей инициативе дела, взыскивать штрафные
санкции и возмещение убытков в пользу одной из сторон и без просьбы о том последней, давать руководителям организаций различные предписания. Постепенно, в результате ряда реформ, органы государственного арбитража
обособились в самостоятельную систему, относительно независимую от органов государственного и местного управления. В 1991 г. они в соответствии с Концепцией судебной реформы были преобразованы в арбитражные суды.
Ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) определяет, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а
также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности;
справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
формирование уважительного отношения к закону и суду;
содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Арбитражные суды в России являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ в качестве самостоятельной подсистемы, непосредственно
не связанной с судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ, законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
Организация и деятельность арбитражных судов регламентируется в
настоящее время Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. и АПК РФ. Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ, утвержденным Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. №7 с последующими изменениями и дополнениями. Делопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной приказом председателя Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2004 г. №27.
Для того, чтобы понять специфику деятельности арбитражных судов необходимо провести разграничение подведомственности между арбитражными
судами и судами общей юрисдикции, так как и те и другие рассматривают дела,
вытекающие из гражданских и административных правоотношений.
Подведомственность дел арбитражным судам определяется по ряду признаков.
Во-первых, по персональному признаку, т.е. по статусу лиц, являющихся участниками спорного правоотношения, арбитражные суды рассматривают
экономические споры и иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (т.е. граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус
индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке), в т.ч. с участием иностранных и международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также, в
случаях, специально предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 27 АПК РФ).
Во-вторых, по предметному признаку, т.е. по характеру спорного правоотношения, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и дела, возникающие из административных и иных публичных
правоотношений. По этому признаку к подведомственности арбитражных судов отнесены следующие дела:
возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной
дела особого производства об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав
организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих
права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда и об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих
предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей (налогов, сборов и т.п.), а также санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений, вынесенных третейскими судами по спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической деятельности;
дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной
экономической деятельности (ст. 28 29 АПК РФ).
Кроме того, существует специальная подведомственность дел арбитражным судам, т.е. отнесение к их компетенции группы специфических дел
не на основе каких-либо общих критериев, а путем простого перечисления их в законе. К ним относятся следующие дела:
о несостоятельности (банкротстве);
по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Причем, в отличие от первых двух критериев подсудности, которые применяются не иначе как во взаимосвязи, перечисленные
категории дел, относящихся к специальной подведомственности арбитражных судов, рассматриваются ими независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, отнесенные к их подведомственности, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным
законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному
суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и
разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
lawbooks.news