Защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов

О Службе Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг

Руководитель — Мамута Михаил Валерьевич

Центральный аппарат Службы

    • Управление поведенческого надзора в сфере рынка ценных бумаг, коллективных инвестиций и корпоративных отношений;
    • Управление поведенческого надзора в сфере финансовых услуг;
    • Управление поведенческого надзора в сфере за деятельностью профессиональных кредиторов;
    • Управление методологии поведенческого надзора;
    • Информационно-аналитическое управление;
    • Управление финансовой грамотности;
    • Управление регулирования;
    • Отдел методологии и анализа рисков финансовой доступности (на правах Управления).

В целях ускорения процесса работы с обращениями граждан созданы Управление по обработке обращений в г. Саратов и Управление по обработке обращений в г. Владимир.

Управления и отделы по территориям

Шесть управлений, осуществляющих защиту прав потребителей финансовых услуг в семи федеральных округах Российской Федерации: Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Сибирском, Уральском и Южном. В Центральном федеральном округе деятельность по защите прав потребителей финансовых услуг осуществляет центральный аппарат. В составе есть также Отделы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в г.Казань, в г.Орёл и в Республике Крым

В Центральном федеральном округе деятельность по защите прав потребителей финансовых услуг осуществляет центральный аппарат.

Взаимодействие с международными организациями в части защиты прав потребителей финансовых услуг

В январе 2017 года Банк России вступил в Международную организацию по защите прав потребителей финансовых услуг (FinCoNet), ответственным подразделением по взаимодействию с которой была назначена Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

С 2015 года Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг принимает участие в работе Комитета по розничным инвесторам (Комитет 8) Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) .

Контактная информация

Центральный аппарат Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров

Адрес для направления корреспонденции: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12.

Телефоны контактного центра Банка России:
8 800 250-40-72 (для бесплатных звонков из регионов России);
+7 495 771-91-00 (круглосуточно, по рабочим дням).

  • О сайте
  • Архив
  • Поиск и карта сайта
  • Другие ресурсы
  • Версия для слабовидящих Обычная версия

Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016

Телефоны: 8 800 250-40-72 (для бесплатных звонков из регионов России), +7 495 771-91-00 (круглосуточно, по рабочим дням), факс: +7 495 621-64-65

www.cbr.ru

1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов

7 апреля 1992 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей». В настоящее время действует Федеральный закон «О защите прав потребителей» c изменениями от 17 декабря 1999 года. Согласно п.1 ст.1 этого закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами (далее — законами) и правовыми актами РФ. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие «российское законодательство о защите прав потребителей» не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским, Уголовным кодексами, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.

Наибольшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. В частности, ст. 30, 37, 40, 41, 42, 43 Конституции РФ не только закрепляют права человека на общественные объединения, право на отдых, на жилище, на здоровье и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование и т. д., но и устанавливают гарантии осуществления этих прав (ст. 45, 46, 47, 48 и т. д.).

Гражданский кодекс РФ имеет большую юридическую силу при регулировании правоотношений, затрагивающих гражданский оборот. Часть первая ГК устанавливает юридические основания участия граждан, предпринимателей, юридических лиц в процессе гражданского оборота, раскрывает понятия «моральный вред», «защита чести и достоинства» физических и юридических лиц, определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров и т. д. Часть вторая ГК раскрывает содержание норм, определяющих особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров, например договор купли-продажи, договор — перевозки, договор — подряда и др. Из содержания ст.1 Закона вытекает, что Гражданский кодекс РФ является основополагающим законом для регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях,осуществляющих защиту его прав и т.д.

Нормы административного и уголовного законодательства защищают потребителя от наиболее существенных нарушений. Так, в Кодексе об административных правонарушениях глава 14 защищает интересы потребителя и определяет ответственность за административные правонарушения в области торговли и финансов. В зависимости от вида правонарушения назначается мера административного наказания (предупреждение, штраф, конфискация). Ст. 14.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 200 Уголовного кодекса РФ содержит примерный перечень способов обмана потребителей и предусматривает ответственность за содеянное правонарушение. Субъекты административной и уголовной ответственности — это должностные лица, которые обязаны в силу своего рода деятельности обеспечивать соблюдение правил по охране прав потребителей.

Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно-правовыми актами. К ним относятся, например, законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О рекламе», «О страховании», «Об общественных объединениях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т. д. В ст. 1 Закона закреплен его приоритетный характер по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей: другие законы должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить, а при коллизии должны действовать нормы Закона.

В редакции ст. 1 Закона 1999 г. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ не входят с состав понятия «законодательство». Эти акты должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. Указы Президента РФ могут быть изданы по любому вопросу как в области гражданского права, так и в области защиты прав потребителей, за исключением тех отношений, регулирование которых осуществляется только федеральными законами: органичение и перемещение товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных материальных благ(прав и свобод человека). Правительство РФ имеет право принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона «О защите прав потребителей» Правительство РФ утверждает правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, перечень непродовольственного товара надлежащего качества, который не подлежит обмену, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении товара в пользование на время ремонта и т. д.

Одно из главных требований к иным нормативно-правовым актам, защищающим интересы и права потребителей, заключается в том, что они должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не должны им противоречить. В п.2 ст. 1 Закона говорится о том, что Правительство РФ не вправе поручать никаким другим субъектам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Таким образом, субъекты Российской Федерации не имеют права устанавливать какие — то ни было правила в сфере защиты прав потребителей.
Законодательство о защите прав потребителей является целостной системой, включающей в себя различные нормативно-правовые акты, направленные на защиту прав потребителей и определяющие правовой механизм их реализации.
(к содержанию)

2. Основные понятия закона РФ
«О защите прав потребителей»

17 декабря 1999 года действует Федеральный закон № 212-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». В Закон внесены уточнения касающиеся его основных понятий. В преамбуле к закону дается перечень понятий, которыми оперирует данный нормативно-правовой акт.

Данное определение «потребителя» указывает на то, что гражданин — это физическое лицо, им могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства, согласно ст. 2 ГК РФ. Закон не распространяется на потребителей — юридических лиц, а также и на потребителей — физических лиц, если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения своих нужд.

В преамбуле к Закону дается понятие «недостатка товара (работы, услуги)». Под товаром с недостатком следует понимать товар ненадлежащего качества. Недостатки могут быть явные, которые можно обнаружить при осмотре, проверке товара (работы, услуги), и скрытые, то есть такие, которые проявляются в ходе эксплуатации, употребления, хранения товара (работы, услуги). В тексте закона определение «недостаток» делится на простой недостаток и существенный недостаток. Именно от того, каким будет недостаток, зависят и права потребителя.

Реализуемые товары, выполненные работы, оказанные услуги должны обладать не только качеством, но и безопасностью. Государственный страндарт РФ ГОСТ Р.1. 0-92 определяет безопасность как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

tsput.ru

Обеспечение защиты прав потребителей в рф

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых российских законов. Важность закона не вызывает сомнения, его невозможно недооценить. Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары. Также не следует забывать о том, что многие отношения, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации N 2300-1, регулируются специальными законами. В настоящей статье мы рассмотрим уровни правового регулирования отношений, возникающих в области защиты прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является ГК РФ.
Статья 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает общее для всех видов гражданско — правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

www.referent.ru

Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем — гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли — продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) — с другой стороны.

Одним из признаков отнесения гражданина под понятие «потребитель» является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Термин «прибыль» надо понимать в соответствии со статьей 2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.

Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является ГК РФ.

Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 года №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №15-ФЗ) устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

В преамбуле названного Закона указывается, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей ГК РФ (статья 4 Федерального закона №15-ФЗ.

Закон о защите прав потребителей применяется независимо от того, есть на него или нет ссылка в ГК РФ в случаях, если Закон о защите прав потребителей:

— конкретизирует и детализирует положения ГК РФ (например, статьи 8 — 10 Закона о защите прав потребителей);

— регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ (например, пункт 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей);

— предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, пункт 1 статьи 394 ГК РФ).

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.

При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли — продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что, исходя из пункта 3 статьи 492 и пункта 3 статьи 730 ГК РФ, к отношениям по указанным договорам применяются положения ГК РФ об этих видах договоров (статьи 492 — 505 и 730 — 739 ГК РФ), общие положения ГК РФ о договорах купли — продажи и подряда, если иное не предусмотрено параграфом 2 главы 30 и параграфом 2 главы 37 ГК РФ (пункт 5 статьи 454, пункт 2 статьи 702 ГК РФ), а также положения Закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной ГК РФ.

Исходя из Закона о защите прав потребителей, в частности из определений понятий «потребитель», «продавец», «исполнитель», отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров купли — продажи, в том числе розничной купли — продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения, найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (пункт 2 статьи 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); проката; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя — гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов — граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; договоров возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных) и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

Исходя из смысла статьи 39 Закона о защите прав потребителей в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие главы III Закона о защите прав потребителей, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные не главой III Закона о защите прав потребителей, а ГК РФ и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относится договор банковского вклада, договор страхования.

Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, в соответствии с пунктом 2 статьи 834 ГК РФ признается публичным договором. Это возмездный договор, содержание которого — оказание банком услуги вкладчику. Следовательно, отношения, вытекающие из договора банковского вклада с участием гражданина, регулируются Законом о защите прав потребителей.

Не регулируются также законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

К таким отношениям, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и так далее), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом ДСК предусмотрена обязанность кооператива, обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно — распорядительные полномочия, в частности:

— отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленной законом процессуальной форме.

— отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий.

В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом 11 февраля 1993 года №4462-1, нотариат в Российской Федерации обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренными законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Указанная деятельность не является услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и другие).

— Отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно — распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и другое) (Приказ Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 года №160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ГК РФ на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1, пункты 2 и 4 статьи 5, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона о защите прав потребителей).

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.

В частности, в соответствии со статьями 26, 38 Закона о защите прав потребителей Правительство Российской Федерации вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли — продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

Примерами названных нормативных актов могут служить следующие: Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 года №569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», от 21 июля 1997 года №918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам», от 23 января 2006 года №32 «Об утверждении правил оказания услуг связи по передаче данных», от 15 августа 1997 года №1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – Правила №1025) и так далее.

Законом о защите прав потребителей (статья 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно статье 2 Закона о защите прав потребителей, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Данное правило согласуется с положениями статьи 15 Конституции Российской Федерации, которой установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Органом государственной власти, осуществляющим надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор).

Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

— осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

1. государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2. контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3. аккредитацию испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4. государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

5. государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

1. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

2. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

— осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Защита прав потребителей».

www.audit-it.ru

Обеспечение защиты прав потребителей в рф

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Защита прав потребителей. Издание 2. ›
  • Обеспечение защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания

Обеспечение защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания

Вопросы защиты прав потребителей приобретают особое значение в сфере туристского обслуживания. Во многом это обусловлено желанием выстоять в конкурентной борьбе и завоевать своего потребителя. В данной статье речь пойдет о правовых основах защиты прав потребителей, правах потребителя туристских услуг, а также последствиях нарушения таких прав.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В сфере защиты прав потребителей туристских услуг таким документом, в частности, являются Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (далее – Правила № 452).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 года № 162 утверждены Правила оказания экстренной помощи туристам и Правила финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда. Данные Правила определяют порядок оказания некоммерческой организацией, имеющей статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма, экстренной помощи туристу, туристам, организованной группе туристов.

Закон № 2300-1 регулирует отношения между потребителями и исполнителями при оказании туристских услуг.

Потребителем признается гражданин, который имеет намерение приобрести или заказать либо который заказывает, приобретает товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Исполнителями, согласно преамбуле Закона № 2300-1 являются организация, индивидуальный предприниматель, оказывающие туристские услуги потребителям по возмездному договору. Согласно пункту 2 Правил № 452 под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) и ГК РФ.

Права потребителей на информацию

Согласно статье 8 Закона № 2300-1 потребитель вправе требовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах. Для туристских организаций перечень такой информации и порядок ее доведения до потребителей содержатся в Законе № 2300-1 и в Правилах № 452.

Так в соответствии с ними потребителю должна быть предоставлена следующая информация:

1) Информация об исполнителе. На вывеске должны быть указаны фирменное наименование (наименование) организации, ее место нахождения (почтовый адрес) и режим работы. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2) Информация о режиме работы. Следует отметить, что режим работы, по общему правилу, устанавливается исполнителями самостоятельно. Информация о нем указывается на вывеске организации. Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному, то есть если на вывеске указано, что турфирма работает до 20.00, то ее нельзя закрыть даже на 10 минут раньше, также нельзя ограничивать вход клиентов за несколько минут до закрытия.

Если возникает потребность временно приостановить работу фирмы, то согласно пункту 4 Правил № 452 необходимо предоставить потребителю информацию о сроках временного приостановления деятельности.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которую должен предоставить потребителю по его требованию (пункт 6 Правил № 452).

3) Информация о туристском продукте, которую исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю, что обеспечит возможность его правильного выбора. Согласно пункту 7 Правил № 452 информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:

– о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта – программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;

– об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта;

– о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт, если это имеет значение, исходя из характера туристского продукта;

– о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

– об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

– об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

– о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

– об опасностях, с которыми потребитель может встретиться при совершении путешествия, о необходимости проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если потребитель предполагает совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;

– о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие);

– о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

– о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые потребитель может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу потребителя;

– об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних граждан в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних граждан без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

– о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2013 года № 254 «О внесении изменений в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» расширен перечень информации о туристском продукте, которую туроператор и турагент должны предоставить потребителю при заключении договора.

Предусмотрено, что информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения:

– об обеспечении экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого исполнителем – членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

– о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи.

– об иных особенностях путешествия.

Кроме того, исполнитель обязан предоставить потребителю информацию (пункт 8 Правил № 452):

– о внесении сведений о туроператоре, сформировавшем реализуемый туристский продукт, в единый федеральный реестр туроператоров;

– о наличии у него действительного договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, предусмотренных Законом № 132-ФЗ.

При заключении договора о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта исполнитель обязан проинформировать в письменной форме заказчика туристского продукта:

– о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма;

– о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты и других сведений);

– о переходе к объединению туроператоров в сфере выездного туризма принадлежащего туристу права требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии в пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма при оказании экстренной помощи туристу.

Если исполнителем является турагент, то он обязан сообщить потребителю наряду с вышеуказанной информацией, сведения:

– о полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта;

– о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, а также о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 Закона № 132-ФЗ, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору договор страхования ответственности туроператора или банковскую гарантию (если в соответствии с договором, заключенным между туроператором и турагентом, турагенту поручается от своего имени реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором);

– об условиях действия пункта 14 Правил № 452, которые устанавливают существенные условия заключаемого договора.

Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации.

Если реализация туристского продукта осуществляется вне постоянного места нахождения исполнителя и его структурных подразделений, во временных помещениях, на специализированных выставках и ярмарках, то исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме.

Указанная информация доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме путем ее размещения в каталогах, справочниках, описаниях туристского продукта, а также иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации (пункт 10 Правил № 452).

4) Информация о существенных условиях договора. В соответствии со статьей 429 ГК РФ до заключения договора о реализации туристского продукта исполнитель и потребитель вправе в письменной форме заключить предварительный договор о реализации туристского продукта. В этом предварительном договоре указываются условия, позволяющие установить предмет, другие существенные условия договора о реализации туристского продукта, а также срок, в который стороны обязуются его заключить.

Согласно пункту 12 Правил № 452 договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и потребителем, относятся:

– полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

– размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

– сведения о туристе, а также об ином заказчике туристского продукта и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

– общая цена туристского продукта в рублях;

– информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта – программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;

– права, обязанности и ответственность сторон;

– условия изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта;

– сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта;

– сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии.

Иные условия договора о реализации туристского продукта, в том числе срок оказания входящих в туристский продукт услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность), определяются по соглашению сторон.

Не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, Правилами № 452 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Если договор о реализации туристского продукта заключается между турагентом и потребителем, то к существенным условиям, наряду с условиями, предусмотренными пунктом 13 Правил № 452, относятся:

– полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;

– информация о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, а также о способах связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», адрес электронной почты);

– информация о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 Закона № 132-ФЗ, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

5) Иная информация. Исполнитель обязан также предоставить потребителю информацию о правилах оказания услуг по реализации туристского продукта. Текст таких Правил необходимо разместить в доступном для ознакомления месте.

Право потребителей на свободу выбора

Согласно пункту 16 Правил № 452 потребитель обязан оплатить общую цену туристского продукта в порядке и в сроки, которые установлены в договоре о реализации туристского продукта.

А исполнитель, в свою очередь, не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы на основании пункта 3 статьи 16 Закона № 2300-1 и пункта 16 Правил № 452.

Свобода выбора потребителя также заключается в том, что он согласно статье 32 Закона № 2300-1 вправе в любой момент отказаться от туристского продукта при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Право потребителей на надлежащее качество услуг

Согласно пункту 17 Правил № 452 потребитель имеет право на получение туристского продукта, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта.

Качественной признается услуга, которая соответствует критериям, указанным в статье 4 Закона № 2300-1. Прежде всего, она должна соответствовать условиям и требованиям договора о реализации туристского продукта.

Если федеральными законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к определенного рода туристскому продукту и (или) услугам, входящим в такой туристский продукт, то исполнитель обязан оказать услуги, соответствующие этим требованиям.

Если исполнитель при заключении договора о реализации туристского продукта был поставлен потребителем в известность о конкретных целях туристского продукта, необходимого потребителю, то исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта.

Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество туристского продукта, то исполнителю лучше отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта, потребовав полного возмещения убытков, потому что он будет нести ответственность за некачественные услуги независимо от выполнения указаний потребителя.

Право потребителей на безопасность услуги

Согласно статье 7 Закона № 2300-1 потребитель имеет право на безопасность оказываемых услуг для его жизни, здоровья, имущества, окружающей среды. Пунктом 18 Правил № 452 также установлено, что услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также не причинять ущерба материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.

При возникновении обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания потребителей угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, потребитель и (или) исполнитель вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств потребителю возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных потребителю услуг.

Исполнитель в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» принимает необходимые меры по обеспечению безопасности информации о полученных исполнителем в процессе оказания услуг персональных данных потребителя, в том числе при их обработке и использовании.

В случае если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования наличия гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, исполнитель обязан обеспечить предоставление таких гарантий в форме страхового медицинского полиса. По требованию потребителя исполнитель оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков (в том числе при совершении путешествий, связанных с прохождением потребителями маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья).

Последствия нарушения прав потребителей

Если рассмотренные выше права потребителя были нарушены, то он вправе обратиться к туристской организации с ниже перечисленными требованиями.

Согласно пункту 21 Правил № 452 претензии в связи с нарушением условий договора о реализации туристского продукта предъявляются потребителем исполнителю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ГК РФ, Законом № 132-ФЗ и Законом № 2300-1.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

В соответствии с положениями Закона № 2300-1 исполнитель несет ответственность:

– за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации;

– за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта;

– за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта;

– за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, Правилами № 452 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта.

Потребитель, если ему не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора о реализации туристского продукта информацию о туристском продукте, вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения указанного договора, а если данный договор заключен – в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков.

Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации о туристском продукте, несет согласно пункту 1 статьи 29 Закона № 2300-1 ответственность за недостатки туристского продукта, выявленные после оказания услуг потребителю вследствие отсутствия у потребителя такой информации.

Последствия нарушения исполнителем сроков оказания услуг, а также сроки устранения недостатков таких услуг и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со статьями 28, 30 и 31 Закона № 2300-1. Права потребителя при обнаружении недостатков туристского продукта и право потребителя на отказ от исполнения договора о реализации туристского продукта – в соответствии со статьями 29 и 32 Закона № 2300-1. Так, согласно статье 29 Закона № 2300-1 при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:

– безвозмездного устранения недостатков, а если они не будут устранены в согласованный срок – отказаться от заказа;

– соответствующего уменьшения цены;

– безвозмездного повторного оказания услуги;

– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или с помощью третьих лиц;

– расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки исполнения услуги или иные существенные отступления от условий договора. Существенным признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, а также выявляющийся неоднократно или проявляющийся вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед потребителем, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами (пункт 22 Правил № 452).

В случае нарушения исполнителем Правил № 452 исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 23 Правил № 452).

Следовательно, кроме гражданско-правовой ответственности, предусмотренной Законом № 2300-1, за нарушение прав потребителя на исполнителя также может быть возложена административно-правовая и уголовная ответственность.

Так, например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность должностных и юридических лиц:

– за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (статья 14.4 КоАП РФ);

– за обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ);

– за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ);

– за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленных Законом № 2300-1 (часть 2 статьи 14.8 КоАП РФ);

– за непредставление потребителю льгот и преимуществ, установленных Законом РФ № 2300-1, (часть 3 статьи 14.8 КоАП РФ);

– за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (часть 4 статьи 14.8 КоАП РФ).

– за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности (статья 14.51 КоАП РФ).

За оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.

Контроль и надзор за соблюдением Правил № 452 осуществляют федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Таким образом, Законом № 2300-1 предусмотрено достаточное количество механизмов защиты прав потребителей. Однако в любом случае спор до суда лучше не доводить. Если судом будет установлено, что права потребителя действительно нарушены, то у исполнителя могут возникнуть дополнительные неблагоприятные последствия, которых можно избежать, удовлетворив требования потребителя добровольно.

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

Это интересно:

  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Уменьшаем налог усн 6 Уменьшение налога на взносы при УСН Актуально на: 29 июня 2016 г. Выбранный объект налогообложения на УСН влияет на право упрощенца учитывать свои расходы при определении налоговой базы. Но даже при объекте «доходы 6%» упрощенец […]
  • Налог на прибыль организации нк рф ставки Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Рассрочку по уплате налога Как получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов для физических лиц? При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения […]
  • Охлаждать какое правило Интенсивное охлаждение Температура и качество продукции Температура является наиболее важным фактором, контролирующим послеуборочную жизнь свежих продуктов. Хранение продукции при максимально низкой безопасной температуре позволит […]