Изменения в процедуре третейского разбирательства

С 1 сентября 2016 г. вступили в силу Федеральный закон от 29.12.2015 №382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29.12.2015 №409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона « О саморегулируемых организациях в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Законом №382-ФЗ регулируются процедура формирования и порядок деятельности третейских судов, постоянно действующих арбитражных учреждений и арбитража (третейского разбирательства) на территории России. Споры между сторонами в гражданско-правовых отношениях по соглашению сторон могут быть переданы в арбитраж (третейское разбирательство), если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Законом даны четкие определения понятий: арбитр или третейский судья, арбитраж или третейское разбирательство, администрирование арбитража, правила арбитража, прямое соглашение и другие. Кроме этого, регламентируются: арбитражное соглашение и его формы; состав третейского суда и его компетенция; порядок ведения арбитража и его принципы; порядок принятия арбитражных решений, прекращения арбитража, оспаривания и исполнения его решений. Также законом установлены: порядок образования и принципы работы постоянно действующих арбитражных учреждений; соотношение процедур арбитража и медиации.

Утратившими силу признаны глава 7 «Оспаривание решения третейского суда» и глава 8 «Исполнение решения третейского суда» Федерального закона от 24.07.2002 №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

По мнению специалистов, принятые законы окажут значительное влияние на процедуру третейского разбирательства и порядок внесения записей в государственные реестры. На практике это будет означать, что:

  • с 1 сентября Федеральный закон от 24.07.2002 №102-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О третейских судах в Российской Федерации», не применяется. Исключение составляют случаи, когда арбитраж начат и не завершен до дня вступления в силу Закона №409-ФЗ;
  • понятия «третейское разбирательство» и «арбитраж» теперь имеют равное значение и обозначают процесс рассмотрения споров и принятия решений третейским судом, именуемых арбитражными решениями;
  • понятие «арбитраж» в международном коммерческом арбитраже теперь нельзя трактовать как равное по значению государственным арбитражным судам;
  • внесение записей в государственные реестры исключительно по решению третейского суда больше не возможно. Теперь для этого требуются исполнительные листы, выданные на основании судебного акта компетентного суда. Таким образом, арбитражное решение более не является основанием для включения сведений в ЕГРП, ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • в Закон о государственной регистрации прав на недвижимость внесены изменения, согласно которым основанием для государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней являются решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы. Эти требования распространяются также и на реестры владельцев именных ценных бумаг на территории РФ, при условии возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей после внесения в них записей;
  • в случаях перемены лица в обязательстве, применительно к которому заключено арбитражное соглашение, оно действует в отношении как первоначальных, так и новых кредитора и должника;
  • арбитражное соглашение, включенное в договор, распространяется на любые споры, связанные с его заключением, вступлением в силу, изменением или прекращением. Такое соглашение касается также споров, связанных с действительностью договора.

Учитывая масштабы работы арбитражных судов в России (Рисунок 1) невозможно недооценивать значимость вносимых изменений в процедуры арбитража и третейского разбирательства.

При этом доля завершенных производством дел о несостоятельности (банкротстве) составила в 2015 г. чуть более 2% от общего количества рассмотренных дел.

Рекомендуем ознакомиться с полными текстами Законов, опубликованными в открытых источниках информации.

credinform.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 137, 27.07.2002
  • «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3019

Статья 38. Прекращение третейского разбирательства

Третейский суд выносит определение о прекращении третейского разбирательства в случаях, если:

истец отказывается от своего требования, если только ответчик не заявит возражения против прекращения третейского разбирательства в связи с наличием у него законного интереса в разрешении спора по существу;

стороны достигли соглашения о прекращении третейского разбирательства;

третейский суд вынес определение об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор;

третейский суд принял решение об утверждении письменного мирового соглашения;

организация, являющаяся стороной третейского разбирательства, ликвидирована;

гражданин-предприниматель либо гражданин, являющийся стороной третейского разбирательства, умер либо объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим;

имеется вступившее в законную силу, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда.

zakonbase.ru

Третейский суд – альтернативный способ разрешения спора или «карманный суд»?

Согласно ст. 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (в данном случае Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации») согласно которых, третейские суды находятся за пределами судебной системы Российской Федерации и не являются каким-либо самостоятельным элементом государственной власти.
Законодательством Российской Федерации также допускается осуществление правосудия посредством третейских судов.
Ранее деятельность третейских судов регулировалась Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».
С 1 сентября 2016 года данный закон утратил силу и его нормы не будут больше применяться, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее закон об Арбитраже).

Что же изменилось с принятием нового закона? Рассмотрим более подробно.

По ранее действующему законодательству требования к третейскому суду всегда были скромными, что привело к существованию «карманных» судов, а это, в свою очередь, лишало стороны права на справедливое и объективное судебное разбирательство. Но с принятием закона об Арбитраже все должно измениться в лучшую сторону. В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» постоянно действующий третейский суд считался образованным, когда юридическое лицо принимало решение о его организации и утверждало как положение о нем, так и список третейских судей.
Такой подход к образованию третейских судов привел к тому, что вместо объективного, независимого и беспристрастного судебного разбирательства все, кто хотел и мог, создали собственные третейские суды, которые могли не находиться по своему юридическому адресу, а председателя, секретаря и судью представлял один сотрудник, который мог и вовсе не иметь юридического образования. Третейские суды могли создать любые бизнес-структуры и прописать подсудность в таком третейском суде, решение которого обязательно к выполнению и обжалованию не подлежит. Таким образом, третейский суд превращался в инструмент решения любого спора в свою пользу.
Законодатель решил пресечь эту порочную практику, приняв закон об Арбитраже, который будет регулировать порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).
Этот более совершенный Закон содержит новый понятийный аппарат в сфере третейского разбирательства, более основательную и детальную проработку арбитражного соглашения, процедуры введения арбитража, а также процедуры создания постоянно действующих третейских судов.
Закон об арбитраже вводит новые понятия и корректирует уже существующие (ст. 2 Закона об арбитраже). Например, понятия «арбитраж» и «третейское разбирательство» указаны в нем как синонимы и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). Важно отметить, что теперь третейским судом будет называться единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров.
Планируется, что с сентября 2016 года все третейские суды в России заменят арбитражные учреждения. Именно они будут на постоянной основе обеспечивать арбитраж, в том числе по выбору, назначению или отводу арбитров, ведению делопроизводства и распределению арбитражных сборов.
Главная интрига и новелла Закона об арбитраже — новая процедура создания постоянно действующего арбитражного учреждения, которое можно будет создать только при некоммерческих организациях — НКО (ранее это могло быть и просто ООО или любая коммерческая организация). Образовать одно арбитражное учреждение при двух и более НКО нельзя.
Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства РФ, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации совета по совершенствованию третейского разбирательства.
Ранее отсутствие контроля за третейскими судами со стороны государства привело к тому, что этот правовой институт полностью дискредитирован и не способен эффективно применяться для решения многих вопросов бизнеса.
Закон об Арбитраже вводит полноценный институт единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража: такие функции будут выполняться государственными судами Российской Федерации. В соответствии с поправками в АПК РФ и ГПК РФ сторонам третейского разбирательства предоставлено право обращения в государственные суды РФ за разрешением вопросов:
— о назначении арбитра по заявлению любой стороны;
— о рассмотрении заявления об отводе арбитра;
— о рассмотрении заявления о прекращении полномочий арбитра.
При этом определение, вынесенное государственным судом РФ в рамках оказания содействия третейским судам, является окончательным и обжалованию не подлежит. Государственные суды по-прежнему будут рассматривать дела об оспаривании арбитражных решений, если только стороны заранее соглашением не предусмотрели, что оно является окончательным, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное их исполнение.
Кроме того, в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейский суд или сторона с его согласия могут обратиться в компетентный суд с запросом об оказании содействия в получении доказательств (ст. 30 Закона об арбитраже).
Третейские суды, создаваемые для рассмотрения конкретного дела, будут сохранены, но они не будут заниматься корпоративными спорами. Корпоративные споры, на которые есть указание в Законе об арбитраже, могут рассматриваться в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением.
Закон об Арбитраже прямо устанавливает арбитрабельность споров, которые связаны с созданием юридического лица в РФ, управлением им или участием в юридическом лице, сторонами которых являются учредители, участники, члены юридического лица и само юридическое лицо за некоторыми исключениями.
Очень надеемся, что с принятием нового Закона об Арбитраже, третейский суд станет истинно альтернативным способом разрешения спора, который даст сторонам уверенность в получении справедливого и беспристрастного решения, разгрузит государственные суды и исключит возможность «карманности» третейских судов в интересах недобросовестных участников гражданских правоотношений.
Екатерина Чернядьева,
директор ООО ЮК «Правовой Стандартъ» (г. Киров)

sibadvokat.ru

102 ФЗ о третейских судах с последними изменениями

Третейский суд выполняет функции саморегулирования общества посредством решения споров, связанных с гражданско-правовыми отношениями. Особенности формирования данного судебного учреждения и его деятельность регулируется федеральным законом № 102-ФЗ.

Общие сведения

Федеральный закон № 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 21 июня 2002 года и одобрен Советом Федерации 10 июля того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 24 июля 2002 года.

ФЗ-102 устанавливает порядок формирования и особенности работы третейских судов. В указанные инстанции, по соглашению сторон спора, могут направляться любые дела, касающиеся гражданских правоотношений. Исключение составляют дела, связанные с международным коммерческим арбитражем.

Настоящее законодательство состоит из 47 статей и 9 глав, регулирующих следующие положения:

  • Глава 1 устанавливают сферу деятельности закона, предусматривает порядок создания и осуществления деятельности третейских судов, а также правила направления в данные суды споров и нормы, которые применяются ими для решения конфликтов;
  • Глава 2 предусматривает требования к форме и содержанию третейского соглашения;
  • Глава 3 определяет правила формирования состава судебной коллегии, число судей, а также приводит перечень требований к арбитражному исполнителю и устанавливает его полномочия;
  • Глава 4 описывает особенности распределения расходов на разрешение споров;
  • Глава 5 устанавливает порядок осуществления арбитражного разбирательства;
  • Глава 6 предусматривает требования к принятию решений третейскими инстанциями;
  • Главы 7 и 8 были признаны утратившими силу;
  • Глава 9 содержит заключительные положения о вступлении законодательства в силу.

Решение споров в третейских судах производится на основании следующих принципов:

  • законность;
  • конфиденциальность;
  • независимость;
  • беспристрастность;
  • диспозитивность;
  • равноправие.

Статьёй 17 настоящего законодательства устанавливаются следующие компетенции третейского суда:

  • Суд вправе самостоятельно принимать решение о наличии или отсутствии компетенций для решения направленного ему спора;
  • Одна из сторон спора вправе подавать заявление об отсутствии полномочий арбитражного суда на решение направленного ему дела;
  • Стороны разбирательства могут заявлять о превышении компетенций посреднического суда, если в ходе решения спора были затронуты вопросы, которые выходят за рамки полномочий указанной судебной инстанции;
  • Если суду поступает заявление, указанное в предыдущих пунктах, он обязан рассмотреть его и принять соответствующее решение. Если в результате определяется, что решение спора выходит за рамки юрисдикции третейского суда, он отказывает в рассмотрении вопроса по существу.

Стороны спора могут самостоятельно выбирать нечётное количество судей для решения их вопроса. Однако если они не договорились по поводу данного положения, число судей устанавливается по умолчанию в количестве трёх человек..

Третейский судья должен соответствовать следующим требованиям:

  • беспристрастность и незаинтересованность в исходе разбирательства;
  • наличие высшего юридического образования;
  • соответствие требованиям квалификации, предъявляемым по согласованию сторон или правилами судебного учреждения;
  • отсутствие привлечений к уголовной ответственности;

Также в качестве третейского судьи не может выступать физическое лицо, которое было лишено полномочий работника исполнительных или правоохранительных органов вследствие нарушений, которые несовместимы с профессиональной деятельностью.

Последние изменения, внесенные в 102 ФЗ

Последние поправки в настоящее законодательство были внесены 29 декабря 2015 года. В ходе изменений статьи 7 и 8 были признаны утратившими силу.

Статьи 7 и 8, регулирующие порядок оспаривания решений третейских судов и порядок их исполнения соответственно, были упразднены в связи со вступлением в силу федерального закона № 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве)”.

С началом действия нового законодательства об арбитраже, им осуществляется регулирование гражданско-правовых разбирательств, а ФЗ-102 был признан частично утратившим силу. Исключения составляет арбитраж, который начался и не окончился до момента вступления в силу ФЗ-382.

Скачать закон о третейских судах в Российской Федерации

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 102-ФЗ от 24.07.2002 “О третейских судах в Российской Федерации” рекомендуется скачать документ по ссылке.

lawlinks.ru

Пробелы федерального законодательства о третейских судах

Прокуратурой области проведен анализ практики создания и деятельности третейских судов, изучены вопросы законности принятия решений об образовании третейских судов в рамках Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ).

Анализ свидетельствует о том, что в России образованы и действуют третейские суды, имеющие различные наименования. Так, в наименовании одних указывается регион деятельности суда (третейский суд Кемеровской области) или используется слово «арбитраж» (межрегиональный арбитражный суд (Краснодарский край). В названии других указывается, что в качестве третейского суда выступает сама организация (третейский суд предприятий ФПГ «Уральские заводы») или обозначается собственное наименование суда (третейский суд «Санкт-Петербургский экономический арбитраж»). Имеются случаи обозначения третейского суда в форме юридического лица (автономная некоммерческая организация «Третейский суд строительных организаций города Москвы»).

В этой связи актуален вопрос о допустимости столь различных наименований третейских судов. Употребляемые в наименованиях таких судов слова «федеральный», «региональный», «арбитраж» и т.п. не имеют правового обоснования и вводят стороны в заблуждение. Такое расширительное толкование Федерального закона № 102-ФЗ приводит к фактическому смешиванию наименований третейских и государственных судов.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2 Федерального закона № 102-ФЗ третейским судом является постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора. В силу части 2 статьи 3 названного Федерального закона постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами и их объединениями, действуют при этих организациях.

Таким образом, третейские суды не являются юридическими лицами по смыслу статьи 48 Гражданского кодекса РФ, органами юридического лица, исходя из понимания положений статьи 53 Гражданского кодекса РФ, либо обособленными подразделениями юридических лиц (статья 55 Гражданского кодекса РФ), а являются по своей сути структурными подразделениями при юридических лицах. Третейский суд не является и субъектом гражданско-правовых отношений. Следовательно, такой суд не должен иметь наименование, отличное от наименования юридического лица.

Статьей 40 Федерального закона № 102-ФЗ установлено, что решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд (в порядке главы 46 ГПК РФ, главы 30 АПК РФ). Решение третейского суда может быть оспорено только в случае, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Однако данные нормы могут привести к нарушению прав и интересов третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения.

Более того, в Федеральном законе № 102-ФЗ не содержится данных об органах, осуществляющих контроль за деятельностью третейских судов. Частью 4 статьи 3 этого Федерального закона регламентирован уведомительный порядок начала осуществления деятельности третейского суда путем направления юридическим лицом, его образовавшим, в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих о его образовании.

Для эффективной совместной работы государственных и третейских судов важным является механизм контроля за соблюдением прав сторон в третейском разбирательстве, позволяющий учитывать частные и публичные интересы. Таким механизмом является контроль государственных судов, означающий их право по заявлению стороны рассмотреть и вынести решение о принципиальных вопросах третейского разбирательства. Однако судебный контроль является ограниченным, так как связан пределами, установленными законом.

Кроме того, в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 102-ФЗ третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников. Третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

В связи с этим при поступлении обращений граждан и юридических лиц в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы проведение проверок по доводам, изложенным заявителями, чьи права нарушены, будет затруднено. В то же время частью 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокуратурой области в Генеральную прокуратуру РФ направлена информация об указанных пробелах законодательства в сфере деятельности третейских судов для инициирования внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации».

www.prokuror-rostov.ru

Это интересно:

  • Федерального закона об ипотеке залоге недвижимости 102-фз от 16071998 Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге недвижимости)" С изменениями и дополнениями от: 9 ноября […]
  • Закон 149-фз от 27 июля 2006 г Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и […]
  • Закон рф от 05042013 44 Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и […]
  • Реквизиты для возврата ндфл Образец заявления на возврат НДФЛ Закажите у нас подготовку пакета документов для получения вычета по разумной цене Перечни документов для получения налоговых вычетов Письмом ФНС от 22.11.2012 № ЕД-4-3/[email protected] утверждены следующие […]
  • Федеральный закон от 12 января 1996 года n 8-фз Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ"О погребении и похоронном деле" С изменениями и дополнениями от: 28 июня 1997 […]
  • Закон о автономных организациях Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ"Об автономных учреждениях" С изменениями и дополнениями от: 24 июля, 18 октября […]