Оглавление:

Новый закон о иностранцах

Новая редакция Закона о пребывании иностранцев в Чешской Республике вызвала множество споров и протестов еще до своего принятия и до того, как появилась возможность ознакомиться с ее окончательным видом. Теперь, наконец,такая возможность есть, и можно трезво оценить труды чешских законодательных органов.

Заранее следует отметить, что по многим пунктам произошло то, что принято называть ужесточением закона. В данном случае правила игры устанавливает государство, исходя из собственных нужд. В сегодняшней ситуации на эти нужды воздействует рост безработицы, экономический кризис, исходящая из этого необходимость снижать расходы на содержание государственных служащих и, не в последнюю очередь, директивы и правила ЕС.
Однако, как однажды отметила в переписке с автором пресс-служба миграционной полиции, «никто не имеет безоговорочного права на получение чешской визы, можно только претендовать на нее», — успешно или безуспешно, добавим мы от себя. В данном случае правила игры устанавливает государство, исходя из собственных нужд. В сегодняшней ситуации на эти нужды воздействует рост безработицы, экономический кризис, исходящая из этого необходимость снижать расходы на содержание государственных служащих и, не в последнюю очередь, директивы и правила ЕС.

Изменения в предоставлении долгосрочных виз

Заявление о выдаче долгосрочной визы, как и ранее, нужно подавать в консульское отделение Чехии. Однако вступило в силу положение, что иностранец может подать заявление только в консульстве в государстве своего происхождения — формально, в государстве, гражданином которого он является, выдавшем ему заграничный паспорт, или в государстве, где иностранец имеет долговременное или постоянное местожительства.
Консульство ЧР имеет право потребовать от иностранца, чтобы он предварительно установил срок подачи документов на долгосрочную визу (фактически — записать его на прием). Проситель должен пройти собеседование, если это будет необходимо консульскому отделению. Если иностранец просит о выдаче визы с целью ведения предпринимательской деятельности, он должен пройти собеседование в обязательном порядке.
Решение о предоставлении долгосрочной визы принимает Министерство внутренних дел, которое в случае отказа обязано пояснить причины отказа в письменной форме. Иностранец имеет право в срок до 15 дней с момента получения решения просить о новой экспертизе причин невыдачи визы. И самое главное в этом разделе: сокращается срок действия долгосрочной визы. С этого года долгосрочная виза выдается не более чем на шесть месяцев. Если основание на пребывание на территории ЧР требует срока, превышающего полгода, иностранец должен не ранее чем за 90 дней и не позже, чем за 14 дней до окончания срока действия своей визы подать заявление на выдачу разрешения на долгосрочное проживание (ВНЖ). Это заявление иностранец должен подать лично в региональном отделении МВД.
Говоря русским языком, за границей ЧР можно получить визу для жительства в ЧР максимум на полгода. Продлить ее действие можно уже в Чехии, получив взамен ВНЖ (сроком до двух лет). Подать документы в МВД теперь можно только лично, без посредника.

Новый вид документов ВНЖ и ПМЖ

С мая 2011 года гражданам третьих стран (это не касается ни граждан Евросоюза, ни членов их семей) будут выдаваться удостоверения с биометрическими данными. Ранее выданные (наклеенные в паспорт или отдельные) у д о с т о в е р е н и я остаются действительными до указанного в них срока.
Если иностранец подает заявление на выдачу ВНЖ или ПМЖ в консульском отделе за пределами Чехии и его просьба удовлетворена, он обязан лично явиться в определенное региональное отделение МВД для снятия биометрических данных, а именно — изображения лица и отпечатков пальцев, не более чем через три дня после пересечения границы ЧР.
После снятия биометри- ческих данных и изготовления удостоверения Министерство внутренних дел вызовет иностранца для получения удостоверения. Если иностранец не получит в указанный срок удостоверение о долгосрочном жительстве (ВНЖ), документ и само разрешение на ВНЖ будут аннулированы. В аналогичной ситуации с ПМЖ иностранца ждет штраф в размере до 10 000 крон.
При продлении срока действия удостоверения или осуществлении изменений в указанных в нем данных выдается новое удостоверение. В следующих выпусках мы продолжим разбирать изменения в Законе об иностранцах.

www.cztour.eu

ИММИГРАЦИЯ в ЧЕРНОГОРИЮ

BALKAN EXPERT — Ваш персональный консультант по иммиграции в Черногорию

Новый закон об иностранцах в Черногории 2018 г.

В конце февраля 2018 г. в силу вступил новый закон об иностранцах в Черногории. Он содержит ряд важных изменений, связанных с вопросами получения ВНЖ и ПМЖ в Черногории.

Прежде всего, исполнительные директора черногорских компаний, одновременно являющиеся и их учредителями, получили возможность продлевать свой временный вид на жительство без прерыва в случае, если доля участия в уставном капитале составляет более 51 %. Это означает, что директорам-владельцам компаний таким образом вернули возможность непрерывного продления «боравка«, чтобы в последующем претендовать на получение ПМЖ и черногорского гражданства. К сожалению, для обычных сотрудников-иностранцев, ситуация не изменилась и для них закон предусматривает обязательный прерыв временного вида на жительство в Черногории по прошествии 3-х лет.

Также новый закон об иностранцах в Черногории дал «зеленый свет» соответствующим изменениями закона о яхтах от 2016 г. , предусматривающим возможность получения ВНЖ владельцам яхт и их экипажам в случае подписания договора на обслуживание на срок более 90 дней с одной из яхтенных марин в Черногории. При этом к обладателям «яхтенного боравка» не будут применяться предусмотренные законом санкции в случае их отсутствия в Черногории свыше 3-х месяцев в году.

ВНЖ на основании учебы, наконец, будет засчитываться при подсчете количества лет проживания в Черногории при подаче документов на ПМЖ. Годовой ВНЖ по основанию обучения будет учитываться как полугодовой «боравак». В случае, если обучение продлится 5 лет, в зачет ВНЖ пойдет лишь 2,5 года. Ранее «боравак» по учебе в принципе не учитывался.

Закон 2018 г. предусматривает новшества, связанные с предоставлением права на работу иностранцам-студентам, имеющим ВНЖ по основанию обучения. Это нововведение является крайне важным, так как до нынешнего момента иностранные студенты не имели права работать.

Право на работу также смогут получить члены семей иностранцев, имеющих ВНЖ по трудоустройству в рамках научно-исследовательской деятельности или в рамках черногорского представительства зарубежной компании. Прежде такая возможность предоставлялась только членам семей черногорских граждан или иностранцев, имеющих ПМЖ. Важно отметить, что право на работу указанным категориям лиц будет доступно лишь через год после получения первого «боравка».

В законе также добавлены 2 новых пункта-основания для получения ВНЖ: волонтерские программы ЕС и лица без гражданства. Внесено много новых положений, касающихся обладателей паспортов ЕС и ПМЖ ЕС, которые вступят в силу только после вступления Черногории в Евросоюз.

И, наконец, для получения гражданства Черногории теперь необходимо сдавать экзамен по сербскому языку. Впрочем, это обычная практика для получения гражданства во многих государствах.

mneconsult.ru

Новый закон о иностранцах

Изменения направлены, прежде всего, на реализацию Директивы Европейского парламента и Совета ЕС об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран (не являющихся членами ЕС) в рамках перевода внутри предприятия. Кроме того, Закон улучшает правовую базу, позволяющую управлять миграцией в Польше. Поправки к Закону об иностранцах вступят в силу 12 февраля 2018 года.

Для реализации Директивы (2014/66/UE), относящейся к Закону об иностранцах, были введены два новых вида разрешения на временное пребывание:

  1. с целью выполнения работы в рамках перевода внутри предприятия;
  2. с целью использования долгосрочной мобильности, также в рамках перевода внутри предприятия.

Кроме того, были добавлены положения, являющиеся основой для пребывания и выполнения работы в Польше в рамках так называемой краткосрочной мобильности иностранцев, имеющих документы, дающие право на пребывание, выданные другими государствами-членами Европейского союза, с примечанием «ICT».

Цель пребывания иностранца, который имеет одно из таких разрешений или использует краткосрочную мобильность, будет заключаться в выполнении работы в качестве сотрудника руководящего персонала, специалиста или сотрудника, проходящего стажировку в так называемом принимающем подразделении с главным офисом на территории Польши. Данное лицо будет временно направленно в это подразделение основным работодателем, имеющим главный офис за пределами государств-членов Европейского союза, Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), государств-сторон Соглашения о Европейском экономическом пространстве или Швейцарской Конфедерации.

Принимающее подразделение должно оставаться в определенных капитальных и организационных отношениях с данной единицей – в частности, являться филиалом или представительством основного работодателя или принадлежать к той же группе предприятий, что и основной работодатель. Понятие „группы предприятий” отдельно определено в Законе.

Одной из характерных особенностей новых видов разрешений на временное пребывание будет условие, согласно которому только принимающее подразделение, в котором должен работать иностранец, сможет ходатайствовать о предоставлении такого разрешения. Также данная единица будет единственной стороной в процедуре выдачи такого разрешения. Предусмотрен отдельный образец формуляра заявления, адаптированный к специфике нового вида разрешений. В случае разрешения на временное пребывание с целью выполнения работы в рамках перевода внутри предприятия иностранец должен будет находиться за пределами территории государств-членов Европейского союза. После предоставления разрешения он сможет получить визу с целью выполнения предмета разрешения, а после прибытия в Польшу получит вид на жительство с примечанием «ICT».

Получение в Польше разрешения на временное пребывание с целью выполнения работы в рамках перевода внутри предприятия предоставит иностранцу право выполнять работу в рамках мобильности (как сотруднику управляющего персонала, специалисту или сотруднику, проходящему стажировку) в других принимающих подразделениях в других государствах-членах ЕС. Данная возможность будет существовать в течение срока действия разрешения.

Предусмотрены две формы мобильности: краткосрочная – до 90 дней в любой 180-дневный период для каждого государства-члена ЕС, и долгосрочная – в течение срока, превышающего 90 дней в данном государстве-члене ЕС. Действие вышеупомянутых форм мобильности будет возможно в государствах-членах ЕС, применяющих Директиву 2014/66/UE (не используется Великобританией, Ирландией и Данией). Способ использования мобильности в отдельных государствах-членах ЕС будет зависеть от решений, реализующих данную Директиву, принятых в этих странах.

Аналогичным образом, при наличии документа с примечанием «ICT», дающего право на пребывание, выданного другим государством-членом Европейского союза, иностранец сможет пользоваться мобильностью на территории Польши в течение периода, не превышающего срок действия разрешения. Условием использования краткосрочной мобильности (до 90 дней в любой 180-дневный период) на территории Польши будет являться предварительное уведомление главы Управления по делам иностранцев о намерении использовать данную форму мобильности. Информация будет предоставляться принимающим подразделением из так называемого первого государства-члена ЕС, которое выдало документ с примечанием «ICT». Управление по делам иностранцев будет выполнять функцию национального контактного пункта с целью использования мобильности. Использование долгосрочной мобильности в Польше потребует получения нового вида разрешения на временное пребывание с целью использования долгосрочной мобильности.

Поправки также вносят ряд изменений в положения Закона об иностранцах, которые призваны усовершенствовать процедуры, частично изменить требования к предоставлению отдельных разрешений на пребывание или уточнить положения, формулировка которых до этого могла вызывать сомнения на практике. Например:

  • отменяется формальное требование приложения к заявлению так называемой информации от главы района о невозможности удовлетворить кадровые потребности работодателя на основе реестров безработных и лиц, ищущих работу, или об отрицательном результате найма, организованного для работодателя. Данный документ может быть предоставлен в ходе процедуры. Вышеизложенное изменение касается заявок на предоставление разрешения на временное пребывание и работу, а также на предоставление разрешения на временное пребывание с целью выполнения работы в профессии, требующей высокой квалификации.
  • с целью усовершенствования процедур вводятся положения, ограничивающие каталог сторон отдельных процедур, проводимых на основании положений Закона об иностранцах.
  • отменяется требование о наличии источника стабильного и регулярного дохода, достаточного для покрытия расходов на содержание себя и членов семьи, при ходатайстве о разрешении на временное пребывание для выпускника польского высшего учебного заведения, ищущего работу. Потребуется, например, наличие финансовых средств на содержание.
  • к требованиям предоставления разрешения на пребывание долгосрочного резидента Европейского союза добавляется обязательное наличие подтвержденного знания польского языка на уровне не ниже B1. Данное требование не будет применяться к несовершеннолетним, которым до даты составления заявки на разрешение на пребывание долгосрочного резидента Европейского союза не исполнилось 16 лет.

Закон также вводит ряд изменений в процедуры, относящиеся к обязательству иностранца к возвращению, с целью их улучшения, а также в положения, касающиеся:

  • определения затрат, связанных с выдачей и осуществлением решения об обязательстве иностранца к возвращению,
  • задержания, размещения в охраняемых центрах для иностранцев и содержания иностранцев под стражей,
  • социальной, медицинской и психологической помощи для лиц, освобожденных из охраняемых центров или центров содержания иностранцев под стражей, или для лиц, не помещенных в охраняемые центры и центры содержания иностранцев под стражей по состоянию здоровья.

Более того, Закон о внесение поправок дает особую основу для предоставления разрешения на временное пребывание и работу иностранцу, целью пребывания которого является выполнение работы в профессии, желательной для польской экономики. Эти профессии могут быть указаны в постановлении министра, ответственного за трудовые вопросы, по согласованию с министром, ответственным за вопросы экономики. В случае данного разрешения не будет использоваться требование подтверждения, что субъект, поручающий выполнение работы, не в состоянии удовлетворить кадровые потребности на местном рынке труда. Аналогично разрешению на временное пребывание с целью выполнения работы в профессии, требующей высокой квалификации, иностранец, имеющий данное специальное разрешение на временное пребывание и работу, будет защищен от его отмены в случае безработицы. Будет создана особая основа для предоставления разрешения на постоянное пребывание для иностранцев, имеющих данные разрешения, после 4 лет их постоянного пребывания на территории Польши. Положения, касающиеся этого особого вида разрешения на временное пребывание и работу, вступят в силу 1 января 2019 года и будут использоваться при определении профессий, желательных для польской экономики, в форме постановления к Закону.

Новый закон также вводит правовую основу для факультативного определения лимитов, предоставляемых на конкретный календарный год:

  • разрешений на временное пребывание и работу,
  • разрешений на временное пребывание с целью выполнения работы в профессии, требующей высокой квалификации,
  • разрешений на временное пребывание с целью выполнения работы в рамках перевода внутри предприятия,
  • разрешений на временное пребывание с целью ведения экономической деятельности для иностранца, выполняющего работу в качестве члена правления в компании, акциями или долями которой он владеет, или в качестве прокуриста или полного члена в коммандитном или коммандитно-акционерном товариществе.

Эти положения будут взаимодополняться аналогичными им на основании разрешений на работу, разрешений на сезонную работу и уведомлений о поручении выполнения работы в Законе о содействии занятости и институтах рынка труда. Они позволят гибко определить в постановлении один или множество лимитов, с возможным учётом разделения на воеводства, профессии, виды договоров, на основе которых будет выполняться работа, а также виды деятельности, проводимой субъектом, поручающим выполнение работ. Это позволит в будущем, развивая когнитивные инструменты в отношении ситуации на польском рынке труда, эффективно противодействовать негативным явлениям на рынке труда. Данные положения вступят в силу 1 января 2019 года.

Закон от 24 ноября 2017 года о внесении изменений в Закон об иностранцах и некоторые другие законы (Законодательный Вестник 2018 г., поз. 107) является первой столь обширной поправкой к Закону от 12 декабря 2013 года об иностранцах (Законодательный Вестник 2017 г., поз. 2206, с внесенными в него поправками), который действует с 1 мая 2014 года.

udsc.gov.pl

Новые крепостные

8 июля миллионы мигрантов и студентов-иностранцев в России разом лишатся права на свободное передвижение: что происходит?

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

27 июня Владимир Путин подписал Федеральный закон №163-ФЗ, в котором уточняются понятия миграционного учета в России. Согласно новому тексту, более четкие формулировки получают термины «место пребывания иностранного гражданина» и «сторона, принимающая иностранного гражданина». Большая часть СМИ описали это событие как облегчение жизни мигрантов, поскольку в документе говорится о том, что можно регистрировать иностранных работников в вагончиках, — и это вызвало ворчание среди жителей толерантной России: понаедут еще, займут все наши вагончики.

Видео: Глеб Лиманский / «Новая газета»

На деле ситуация совершенно другая. Новые правила поставили под удар всех законопослушных трудовых мигрантов и почти всех студентов из других стран. Вне закона может оказаться любое юридическое лицо, пытающееся позвать к себе на работу или на обучение представителя другой страны.

Вне правового поля окажутся даже те люди, у кого уже есть все разрешающие пребывание в России документы.

Закон от восьмого-седьмого

Когда иностранный гражданин приезжает в Россию, он обязан встать на миграционный учет и зарегистрироваться. Сам он зарегистрироваться при этом не может: обязанность возлагается на принимающую сторону. В случае частного визита — это хозяин арендуемой квартиры или гостиница, в случае учебы — вуз, в случае работы — фирма, в которой работает иностранец (последнее вариативно, поскольку на учет компания сотрудника ставить обязана, а регистрировать можно вроде как по желанию). С частниками разговор отдельный, а вот юридические лица поступали просто: закон допускал зарегистрировать студента или сотрудника просто на адрес главного здания вуза или компании. Сам иностранец при этом мог жить в другом месте, но подразумевается, что, если полиция или другие компетентные органы будут его искать, связаться с ним можно через тот адрес, где он зарегистрирован.

У такой схемы были свои преимущества и недостатки. «Есть фирмы, у которых в штате пять-шесть тысяч иностранных сотрудников. Им удобно регистрировать людей на свой адрес, чтобы отслеживать своевременность выплат трудовых патентов и вовремя продлевать работникам сроки пребывания», — рассказывает миграционный эксперт Светлана Саламова. Обратная сторона медали кроется в условиях жизни таких работников (не всех: чаще всего это относится к мигрантам из Средней Азии). «Иногда работодатель селил сотрудников в вагончики по 15 человек, в тяжелые условия для проживания. К тому же найти людей по юридическому адресу часто очень сложно», — объясняет правозащитник Андрей Бабушкин.

Чтобы решить в том числе и эти проблемы, были изменены формулировки терминов в миграционных законах. Вот только по факту положение мигрантов и их работодателей в России существенно ухудшилось, а не улучшилось. Подписанные 28 июня поправки гласят, что местом пребывания иностранного гражданина является жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха). Если его регистрирует организация, иностранец должен фактически жить в принадлежащем компании помещении — при этом само помещение должно быть оборудовано под обычную жизнь.

теперь иностранный работник, если он хочет, чтобы его регистрировала компания, обязан все время жить в жилых помещениях этой компании.

Загвоздка в том, что у большинства юридических лиц просто нет жилых помещений. Проще всего будет строительным компаниям — они действительно теперь могут регистрировать работников в вагончиках и бытовках, — а всем остальным фирмам разместить своих сотрудников из других стран негде. Диван и микроволновка не являются показателем того, что помещение — жилое. «С точки зрения законодательства жилым помещением является то, которое зарегистрировано в таком статусе, — говорит Светлана Саламова. — Кабинет с диваном — это помещение нежилое, но если компания позволит там поставить свои чемоданы, плиту, холодильник, то теоретически вас там на учет поставить можно. Однако в таком случае сотрудник кадровой службы, который будет регистрировать вас в МВД, должен предоставить органам миграционного контроля документ о том, что это помещение зарегистрировано как жилое».

Будут ли компании заниматься этим и отдавать свои кабинеты под спальни? Ответ очевиден.

Крупные агентства, работающие в сфере аудита и консалтинга (в этой отрасли много иностранцев — не только экспатов, но и выпускников российских вузов с паспортами стран СНГ), уже начали предупреждать своих сотрудников о необходимости искать место, где их могут зарегистрировать. Директор по маркетингу и PR компании AT Consulting Виктория Плотинская рассказала «Новой», что иностранные сотрудники организации должны до 9 июля зарегистрироваться по месту своего фактического проживания (раньше их регистрировала фирма на свой юридический адрес), а сама компания готова «помогать юридическими консультациями». Как полагает Плотинская, сложностей у их сотрудников возникнуть не должно, поскольку зарегистрироваться в арендуемой квартире — «не проблема».

Однако насколько известно «Новой»,

некоторые сотрудники крупных компаний уже подумывают об увольнении или переводе в свои страны

в связи с тем, что регистрировать их хозяева квартир не намерены.

«Компании теряют возможность контролировать миграционный учет своих иностранных работников, а иностранные граждане, проживающие в арендованных квартирах, будут вынуждены договариваться с собственниками жилых помещений о постановке на учет, — констатирует директор отдела налогов и юридических услуг Ernst & Young Роман Гусев (эта компания сокращений персонала не планирует). — На практике мы видим, что многие арендодатели отказывают в этой процедуре, не желая брать дополнительную административную нагрузку. В таких случаях иностранцам придется в срочном порядке искать новое жилье. Те же арендодатели, которые согласятся выполнять новые требования, будут вынуждены жестко контролировать все въезды своих иностранных жильцов на территорию Российской Федерации, поскольку ставить их на миграционный учет необходимо после каждого такого въезда.

Читайте также

Что приходится пережить мигранту, чтобы добраться до России и получить здесь все необходимые документы. Исследование

И здесь есть риски для добросовестных арендодателей — если иностранец въедет на территорию РФ и забудет сообщить об этом арендодателю, то последний окажется нарушителем закона, сам того не подозревая. С другой стороны, иностранцы также могут оказаться в затруднительном положении, если арендодатель вдруг откажется ставить их на миграционный учет или не сможет физически выполнить требования закона, например, по причине отъезда».

Плохо то, что у новых правил, судя по всему, есть обратная сила. То есть все, у кого текущая регистрация на юридический адрес действует и после 8 июля, с ближайшего понедельника становятся вне закона.

Если, конечно, не смогут в срочном порядке уговорить хозяев квартир зарегистрировать себя. Но в этом случае никто не гарантирует, что арендодатель будет делать это бесплатно: договор аренды предполагает, что за сдачу жилья хозяин платит налоги, а регистрация и аренда «по дружбе», вне налогового поля, может привести к тому, что цены на съем квартиры для иностранцев в России вырастут.

Формально об обратной силе закона в подписанных Путиным поправках ничего не сказано, однако еще до 8 июля правозащитники получают сигналы о попытках депортации мигрантов за то, что они живут не там, где зарегистрированы. По сути, такое право теперь закреплено за МВД официально: если человек с нероссийским паспортом будет обнаружен инспектором не по месту регистрации (вечером в другой квартире), это уже может стать причиной депортации.

Фото: Виталий Кавтарадзе, специально для проекта «Москвичи» / «Новая газета»

Так произошло 4 июля с гражданами Узбекистана в Омской области, рассказывает правозащитник Валентина Чупик. Иностранцы пришли в миграционный центр с регистрацией у посредника-легализатора, а их отправили на депортацию, поскольку они якобы не живут там, где зарегистрированы.

по новому закону мигрант не имеет права даже ночевать там, где он не зарегистрирован.

Отметим также, что по Конституции закон обратной силы не имеет — об этом говорит 54-я статья, и на это, в частности, напирают специалисты компании Alliance Legal Migration с офисом в Петербурге. Так что, по идее, все регистрации, сделанные до 8 июля, должны действовать и далее до окончания срока действия. Однако доказать это можно только через суд, а он на сторону мигрантов встает в редчайших случаях.

еще по теме

Заложники общежитий

Сотрудники российских фирм с паспортами другой страны — это полбеды: они в крайнем случае могут доплатить арендодателям за регистрацию. Под ударом оказываются все иностранные студенты в России. Раньше их регистрировали вузы на свои главные корпуса. Теперь всех иностранных студентов учебные заведения обязаны будут регистрировать в здании общежитий. Но количество мест в них не соответствует количеству иностранных студентов (в общежитиях к тому же должны жить и иногородние россияне), а к тому же есть люди, которые не хотят жить в общежитиях и могут снимать квартиры, — те же студенты с детьми, например. Раньше они могли надеяться на регистрацию от вуза, теперь же о регистрации им придется позаботиться самостоятельно.

Это действует и в отношении тех студентов, которые уехали на каникулы домой, не зная, что осенью им придется въезжать по новым условиям. Кроме того,

зарегистрированные в общежитиях студенты становятся, по сути, их заложниками.

Любое университетское нарушение или, например, поход на митинги создает для руководства университетов возможность лишать регистрации «неудобных» иностранных студентов, что автоматически означает нарушение режима пребывания и депортацию на родину. Учитывая, что многие иностранные студенты с крепостным правом никогда не сталкивались, они себя ведут как свободные люди. Теперь их свобода будет резко ограничена часами закрытия входной двери в общежитие.

Сами вузы, кажется, еще не знают, что им теперь делать: для большинства из них новые правила стали большой неожиданностью, а главный вопрос, который им предстоит решать, как теперь принимать иностранных студентов, если всех их зарегистрировать по закону будет невозможно.

В РУДН «Новой» отказались комментировать измененные правила. В Высшей школе экономики заявили, что находятся «в процессе отработки механизма учета по новым правилам» (при этом в распоряжении «Новой» есть переписка студентов с миграционным отделом ВШЭ: там в категорической форме заявляется, что регистрация может быть только по месту фактического проживания). В МГУ «Новой» заявили, что «вопросы организации своевременной постановки на миграционный учет и продления визы иностранным обучающимся, проживающим на съемных квартирах, в настоящее время прорабатывается руководством Московского университета с целью поиска оптимального решения». «Никаких ограничений по приему иностранных абитуриентов в связи с принятием 163-ФЗ от 27.06.2018 Московский университет не рассматривает», — добавили в МГУ. Другие учебные заведения к моменту сдачи материала в печать на запросы «Новой» не ответили.

Фото: Юрий Козырев, специально для проекта «Москвичи» / «Новая газета»

«Если у вуза нет общежития или его не хватает, студент может попросить у учебного заведения ходатайство для арендодателя, что вуз просит поставить его на учет по месту фактического проживания. И тогда хозяин квартиры может, если захочет, его зарегистрировать», — объясняет миграционный эксперт Светлана Саламова.

Все под колпаком

Не стоит думать, что все вышеперечисленное — головная боль иностранцев, которая вас не коснется.

По новым правилам россияне, которые сдают квартиру иностранцам, автоматически становятся «принимающей стороной» — то есть они обязаны зарегистрировать их на своей жилплощади и несут за них ответственность.

«Для тех, кто сдает квартиры иностранцам, тоже будут повышенные проверки и штрафы в случае несоблюдения законов», — прогнозирует Саламова. Справедливости ради эти штрафы существовали и раньше, однако они почти никогда не выписывались. По информации «Новой», сразу после окончания чемпионата мира полиция начнет усиленно обходить дома на предмет незарегистрированных иностранцев.

Более того, сейчас россиянин несет ответственность за иностранного гражданина, даже если тот уехал, но миграционный учет еще действует. В Госдуме готовится ко второму чтению законопроект от Ирины Яровой, по которому можно снять мигранта с учета самостоятельно и мгновенно через интернет. Но этот же законопроект фактически позволит арендодателям в любой момент снять жильца с учета по своему собственному желанию (например, утверждая, что с мигрантом «потерян контакт»). В этом случае человек просто будет привязан к прихоти хозяина: тот может повысить арендную плату просто так, угрожая в противном случае лишить иностранца регистрации. К тому же если мигрант не живет в той квартире, в которой он зарегистрирован, он может оказаться без документов в любой момент, поскольку, согласно еще одной поправке, мигранта можно выписать из квартиры без его собственного ведома. В таком случае постовые на улице могут, остановив иностранца, автоматически его оштрафовать и депортировать.

Читайте также

Кулаки и погоны. Ксенофобия и коррупция делают Россию все менее привлекательной для мигрантов из Средней Азии

В середине июня в Госдуме одобрили во втором чтении еще один законопроект. По нему организация, пригласившая иностранца, несет за его поступки полную ответственность: например, если он помимо этой организации работает где-то еще или «промышляет темными делишками» (цитата депутата Госдумы Виктора Карамышева), придут потом к первичной организации. Кроме того, компании же должны будут позаботиться о том, чтобы мигрант после окончания срока трудового договора мгновенно выехал из страны — в противном случае сама организация будет оштрафована.

Тогда же был одобрен новый перечень штрафов за несоблюдение всех этих правил и со стороны организаций, и со стороны простых россиян.

По новым нормам КоАП за нарушения, связанные с мигрантами, физические лица будут платить до 4 тысяч рублей, должностные лица — до 50 тысяч, юридические лица — до 500 тысяч рублей.

Выгодополучатели

По большому счету, пакет законов, принятый и еще рассматриваемый (МВД, например, создает экспертную группу для разработки Миграционного кодекса), должен был быть как минимум отправлен на доработку, поскольку, как говорит правозащитник Андрей Бабушкин, «количество вреда от него превышает количество пользы». Но кулуарность принятия этих правил — не было ни общественной экспертизы новых правил, ни, насколько известно «Новой», даже консультаций с независимыми миграционными юристами — говорит о том, что новые репрессивные правила в отношении мигрантов выгодны именно в таком виде.

Вопрос — кому? К примеру, Ирина Яровая считает, что некоторые изменения — та же возможность снимать мигранта с учета самостоятельно — в интересах простых россиян: об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту, которую в ответ на просьбу «Новой» о комментарии прислали помощники депутата. Правозащитники же считают, что МВД, в ведение которого полностью перешла миграция, получило еще один инструмент для вымогательства взяток. Любого мигранта могут остановить на улице и угрожать ему депортацией (а откупиться проще), любого хозяина квартиры можно запугать штрафами.

К тому же угроза депортации — удобный инструмент для расправы с неугодными.

Фото: Виталий Кавтарадзе, специально для проекта «Москвичи» / «Новая газета»

«Новая» рассказывала о семье Гулчехры Алиевой, которую вместе с сыном закрыли на пять дней в отделении полиции в Раменках без еды и воды, выпуская раз в два дня в туалет. Полицейские, по словам Алиевых и правозащитников, вымогали деньги, в противном случае обещая депортировать их в связи с усилением мер перед чемпионатом мира по футболу. После вмешательства правозащитников Алиевых отпустили, и было даже заведено уголовное дело по факту пыток. «Однако когда их вызвали на допрос, выяснилось, что их намерены депортировать за то, что они зарегистрированы по месту работы, а не там, где живут на самом деле (закон при этом еще не начал действовать.«Новая»), — говорит Валентина Чупик. — Мы фактически спаслись из отделения бегством».

Читайте также

В зоне спортивного режима. Россия готовится к ЧМ по футболу: освящает арены, учится сбивать дроны, воюет с саранчой и мигрантами

Еще один бенефициар нового закона — спецслужбы. Как стало известно «Новой» от источника в университетской среде, сотрудники спецслужб имеют отношение к некоторым миграционным отделам в российских вузах.

По сути, это возвращение советской системы «работы» с иностранцами в университетах: при абсолютной неизбежности нарушений со стороны студентов-мигрантов их можно склонять к «дружбе» и «сотрудничеству» при необходимости.

Кроме того, иностранцы как таковые теперь без официальной регистрации просто не смогут сделать малейшего шага в стране. Под раздачу, правда, попадут дружественные Кыргызстан и Казахстан — но это уже побочные эффекты.

Читайте также

Фан или пропал. Студенты МГУ, не желавшие принимать у себя гостей футбольного праздника, столкнулись с прессингом руководства вуза и спецслужб

Наконец, выгоду от этого закона приобретут фиктивные регистраторы мигрантов, поскольку вся индустрия уйдет в теневой сектор. Уже сейчас мигранты, приезжающие в ММЦ в Сахарово, не могут там зарегистрироваться на время оформления других документов, того же патента (у ММЦ, говорят правозащитники, больше нет на это прав из-за нового закона). «Все идут толпой на Казанский вокзал, регистрироваться у тех, кто делает это фиктивно», — констатирует Валентина Чупик. В районе Казанского вокзала, насколько известно «Новой», крупнейшая точка таких «услуг»: при этом действуют люди фактически на глазах у представителей силовых структур, но те не делают ничего (возможно, знают нечто большее). Стоимость такой фиктивной регистрации составляет 7–8 тысяч рублей — значимые для мигрантов деньги.

МВД упорно продолжает молчать о том, как вообще будет действовать этот закон, — никаких официальных пояснений опубликовано не было. «Новая» отправила запрос в министерство, но к моменту публикации материала ответа от ведомства не поступило.

www.novayagazeta.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]