Оглавление:

Неуплата налогов организациями. Особенности преступления

Современное положение экономики российского государства заставляет некоторые организации прибегать к сокрытию прибылей и неуплате налогов. Налоги – это один из основных источников наполнения государственного бюджета Российской Федерации. Неуплата налогов организациями влечет уменьшение бюджета, и соответственно, приводит к дефициту денежных средств.

Коммерческие правонарушения относятся к преступлениям в сфере экономической деятельности. Одним из их наиболее распространенных примеров является неуплата налогов организациями. Среди объектов преступлений в сфере экономической деятельности выступают интересы участников предпринимательской деятельности, в нашем случае, это организации, заинтересованные в сокрытии и неуплате налогов. Данное нарушение законодательства входит в сферу финансовых интересов государства и контролируется статьями 199 и 199.1 Уголовного Кодекса РФ.

На сегодняшний день данное преступление представляет собой реальную проблему для государства. Новые законопроекты, подготовленные к рассмотрению, предусматривают ужесточение наказания за неуплату налогов, как и за множество других правонарушений экономической сферы. Представители Государственной Думы убеждены в том, что выведение бизнеса из тени и уменьшение неуплаты организациями налогов положительно скажется на состоянии государственной экономики. За счет денег, недополученных бюджетом в предыдущих годах, из-за массового сокрытия финансового положения и отсутствия перечисления средств организациями, планировалось увеличить пособие по материнству и максимальный размер начисляемых больничных.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает наказание за данное преступление согласно ст. 199 УК РФ.

Рассматривая данную статью УК РФ, мы видим, что наказание осуществляется за уклонение от уплаты сборов и (или) налогов организациями. Уклонением так же считается непредставление налоговой декларации и других документов о налогах и сборах в соответствующие органы. Уклонением может считаться включение в налоговую декларацию и другие документы заведомо ложной информации.
Помимо декларации в ст. 199 УК РФ упоминаются и другие документы, к ним относятся: расчеты по уплате налога, бухгалтерская отчетность.

Наказание, определенное в соответствии со ст. 199 УК РФ ограничивается штрафом в размере 100 — 300 тыс. руб., либо в размере дохода или заработной платы осужденного за период от 1 до 2 лет.
Главным критерием назначения суммы штрафа является то, что его размер не может быть меньше нанесенного государству ущерба в связи с неуплатой.
Помимо этого наказание может предусматривать арест на срок от 4 до 6 месяцев или лишение права занимать должности определенного ранга на срок от 3 до 5 лет.

Пункт 2 ст. 199 УК РФ содержит в себе информацию о наказании за совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупных размерах. Экономическое преступление с такими критериями считается более тяжким, и поэтому штраф, накладываемый на виновных, значительно выше, а именно: 200-500 тыс. руб. или размер дохода или заработной платы осужденных за 1-3 года. В наказании предусмотрено также лишение свободы на срок от 3 до 6 лет, с условием или без него: лишение права занимать должности определенного ранга на срок до 3 лет.

Ст. 199 УК РФ имеет два примечания, которые касаются условий наказания и установления крупного размера неуплаты налогов организацией.
Крупным размером неуплаты налогов и (или) сборов согласно ст. 199 УК РФ признается сумма более 3 миллионов рублей, которая накопилась за идущие подряд три финансовых года, если доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % рубеж, подлежащих уплате, или же превышает шесть миллионов рублей.

Особо крупный размер – сумма, более 10 миллионов рублей, которая накопилась за три идущих подряд финансовых года, если доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% от подлежащих уплате или же превышает тридцать миллионов рублей.

Согласно второму примечанию ст. 199 УК РФ лицо, которое впервые совершило преступление по неуплате налогов и (или) сборов, может быть освобождено от уголовной ответственности при условии, что все неуплаченные налоги, штрафы и пени полностью погашены.

Отметим, что неуплата взносов во внебюджетные фонды не является прямым уклонение от уплаты налогов организациями. К таким фондам относятся:

  • фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • фонд обязательного пенсионного страхования.

Единственным решением проблемы неуплаты налогов организациями, является неукоснительное следование срокам сдачи отчетности. Что бы избежать подачи заведомо ложных сведений в декларации и бухгалтерской отчетности, руководителю компании необходимо четко следить за ее заполнением и ни в коем случае не допускать преступной деятельности на своем предприятии.

Действие ст. 199 УК РФ начинается с установления факта правонарушения. Такой факт признается на следующий день после окончания срока уплаты налогов. Согласно Законодательству РФ преступлением не является несвоевременная уплата налога, это может лишь привести к назначению пени за задержку.

В экономических преступлениях главным признаком вины, является личная заинтересованность нарушителя законодательства, доказать которую не всегда представляется возможным.

Ссылаясь на такие факты, как отсутствие личной заинтересованности, так и на трактовку Налогового Кодекса РФ о не признании просрочки платежа налогов преступлением, можно выиграть некоторое время для решения финансовых проблем. Найти средства и оплатить налоговую задолженность – главная задача руководителя организации.

В ситуации совершения уголовно-наказуемых экономических преступлений наиболее правильным решением будет своевременно обратиться за помощью адвоката по уголовным делам .

Адвокат по уголовным делам Виктория Державина

www.legalneed.ru

Неуплата налогов юридическим лицом. Ответственность в 2017-2018 году

Содержание

Для предпринимателей и юридических лиц любой формы собственности установлена обязанность по уплате налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ. Состав налоговых обязательств будет зависеть от видов деятельности организаций и ИП, а в ряде случаев и от выбранной схемы налогообложения.

В представленном материале можно узнать, что грозит за неуплату налогов юридическим лицом или предпринимателем.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с некплатой налогов, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Что грозит ИП за неуплату налогов?

Если предприниматель или юридическое лицо официально зарегистрированы в ИФНС, у них возникает обязанность уплачивать различные виды налогов, либо перечислять единый платеж при выборе специальных налоговых режимов (ЕНВД, патент и т.д.). За нарушение порядка и сроков представления отчетности и уплаты налогов грозит налоговая, уголовная или административная ответственность.

Закон выделяет следующие основания, по которым может наступать ответственность за неуплату налогов ИП в 2017 году:

  • непредставление налоговых деклараций и иных аналогичных документов в срок, установленный в законе;
  • искажения сведений в отчетных документах, которые повлекли занижение налоговой базы и суммы начисленного налога;
  • неуплата или неполная уплата начисленного налога в срок, установленный в законе.

Рассмотрим основания и порядок привлечения к ответственности, если юридическим лицом нарушены сроки или порядок уплаты налогов.

Штрафные санкции

Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом определяются исходя из положений статей 69 и 122 НК РФ. Прежде всего, неуплата налогов порождает ответственность юридических лиц в виде пени, которые рассчитываются исходя из 1/300 ставки Центробанка РФ за каждый день просрочки. Уплата пени не устраняет обязанность по оплате основной суммы налогового обязательства.

Ответственность за неуплату налогов юридическим лицом в виде штрафа наступает с учетом следующих особенностей:

  • штраф в размере 20% от суммы налога грозит при установлении факта занижения налоговой базы или неправильного исчисления налога;
  • штраф в размере 40% за неуплату налога юридическим лицом в виду умышленных действий по занижению налоговой базы или неправильного расчета.

Аналогичный порядок наложения штрафных санкций предусмотрен в отношении индивидуальных предпринимателей.

Порядок привлечения к ответственности

Если налоговым органом выявлена неуплата налогов юридическим лицом или ИП, ответственность будет наступать только при соблюдении процедуры, регламентированной НК РФ. Установление факта правонарушения происходит в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, которые могут проводиться по итогам каждого отчетного периода, а также по специальному распоряжению налогового органа.

Алгоритм действий для привлечения к ответственности за неуплату налога выглядит следующим образом:

  • проведение камеральной или налоговой проверки и составление акта о выявленном правонарушении;
  • вынесение решения о привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату или неполную уплату налогов;
  • вынесение постановления о взыскании штрафа.

На каждом этапе привлечения к ответственности у налогоплательщика есть право предъявлять возражения по факту выявленных нарушений, а также оспаривать действия и решения налоговых органов.

Административная ответственность за неуплату

В главе 15 КоАП РФ содержится несколько составов правонарушений, связанных с нарушением обязанностей налогоплательщика или налогового агента. В этот перечень входят:

  • нарушение установленных сроков для представления деклараций и/или расчетов по страховым взносам;
  • непредставление или отказ от представления документов и сведений, необходимых для налогового контроля.

В указанных случаях административный штраф будет взыскан независимо от применения иных видов ответственности за совершение налогового правонарушения.

Уголовная ответственность за неуплату

Наиболее серьезные последствия влечет уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом. Необходимо учитывать, что обвиняемым по таким делам будут выступать конкретные должностные лица, по чьей вине было допущено противоправное деяние.

Согласно УК РФ, неуплата налогов юридическим лицом может повлечь уголовные санкции за следующие виды правонарушений:

  • уклонение от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ);
  • неисполнение обязанности налогового агента (например, ответственность за неуплату НДФЛ за работников юридических лиц) — ст. 199.1 УК РФ;
  • сокрытие денежных средств либо имущественных активов, за счет которых должно производиться взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ).

Обратите внимание! По каждому из рассматриваемых составов должен быть доказан умысел на совершение противоправных действий, направленных на уклонение от исполнения налоговых обязательств. Например, уголовное дело за неуплату налогов ООО будет возбуждено только в случае, когда ответственное должностное лицо, имеющее возможность выполнить обязательство, не произвело платеж в установленные сроки.

Неуплата налогов юридическим лицом будет являться основанием для ответственности по нормам УК РФ только при установлении крупного или особо крупного размера. Крупным признается размер неуплаты налога в сумме более 5 000 000 рублей в пределах трех лет, при этом доля неуплаченных налогов не может быть менее 25% от общего налогового обязательства.

Ответственность за неуплату взносов

Различные виды ответственности наступают не только при нарушении порядка и сроков оплаты налогов, но и отдельных видов обязательных взносов. В их число входят страховых взносы в ПФР РФ на обязательное пенсионное страхование, а также в Фонд социального страхования.

Порядок привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов регламентируется нормами, что и нарушение условий оплаты налогов. При этом к неплательщику взносов применяются в равной степени санкции в виде штрафов и пени, а также уголовные виды наказания, перечисленные в статьях 199 и 199.2 УК РФ.

В случае возникновения претензий налоговых органов, которые грозят привлечением к различным видам ответственности, рекомендуем обратиться за помощью к нашим специалистам. Мы окажем правовую поддержку в процессе камеральных и выездных проверок налоговых органов, а также на каждом этапе привлечения к ответственности.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

opravdaem.ru

Кому в организации грозит уголовная ответственность за неуплату налогов

Н аиболее применяемой из имеющихся на сегодняшний день налоговых составов преступлений является статья 199 УК РФ. Из общего числа зарегистрированных в 2011 году преступлений по ней расследовано 95 процентов. Направлено в суд менее 23 процентов от расследованных. В 2012 году соответствующие показатели составили 91,5 и 22 процента.

Рассмотрим, какие факторы могут помешать довести до суда возбужденное уголовное дело. Для этого необходимо в общих чертах определиться с общими правилами наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации. В этом поможет анализ названной статьи и постановление Пленума ВС РФ от 28.12.06 №64. В данном документе раскрыты признаки, особенности и иные содержательные характеристики налоговых преступлений.

Без состава преступления его нет – нет и уголовной ответственности

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы сложился состав преступления. Это четыре кита, на которых держится уголовное дело: субъект, субъективная сторона, объективная сторона и объект. При отсутствии хотя бы одного из них лицо не может быть признано виновным. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание при оценке обстоятельств дела.

Объектом преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, является налоговая система государства. А именно правоотношения, возникающие в связи с исчислением и уплатой в бюджеты налогов и сборов с организаций. При этом имеет значение то, что данные налоги и сборы должны быть установлены в соответствии с законодательством РФ.

В данном случае следует обратить внимание на то, что при определении состава преступления в расчет принимаются только те налоги и сборы, налоговые ставки и их размеры, которые были установлены законодательством для конкретного налогового периода. Если законом были отменены налоги или сборы либо снижены размеры их ставок, расчет должен производиться с учетом этого нового обстоятельства, если соответствующему акту придана обратная сила (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Объективная сторона – это признаки, которые характеризуют преступление с внешней стороны. Комментируемая статья предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленных налогов и сборов в нарушение закрепленных в законодательстве правил.

Преступные действия могут выражаться в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным. А также путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Обязательным признаком преступления является наличие материального ущерба в виде неуплаченных налогов или сборов. При этом основанием для уголовной ответственности является неуплата налогов и сборов в крупном размере. Крупный размер определяется двумя числовыми критериями. Во-первых, это сумма налогов и сборов, превышающая 2 млн рублей, но при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 10 процентов от общей суммы, подлежащей уплате за тот же период. Или это сумма, превышающая 6 млн рублей за период.

Имеют значение так называемые квалифицирующие признаки преступления. В данном случае они определены в части 2 статьи 199 УК РФ. Повышенную общественную опасность, по мнению законодателя, составляют преступления, совершенные:

  • группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК РФ);
  • в особо крупном размере (прим.1 ч. 2 ст. 199 УК РФ).

Предварительный сговор предполагает участие лиц, которые заранее договорились о совместном совершении преступления. Наказание за такое деяние значительно серьезнее.

Поэтому, сумев избежать обвинений в сговоре, удастся уменьшить ответственность за преступление. Так, совершение каждым из должностных лиц отдельных преступлений не будет являться преступным сговором. А разграничение их по суммам неуплаченных налогов и сборов, возможно, позволит избежать обвинения в уклонении от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере.

Особо крупным размером является сумма, превышающая 30 млн рублей. Либо составляющая более 10 млн рублей, но при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм.

При определении временных рамок, за которые определяется сумма недоимки, могут быть взяты как указанные в статье 199 УК РФ три финансовых года подряд, так и отдельный налоговый период, установленный НК РФ. Достаточно, чтобы уклонение от уплаты одного или нескольких налогов и сборов составило крупный или особо крупный размер.

При исчислении размера уклонения от уплаты налогов и сборов все недоимки суммируются за взятый период. Но при этом учитываются лишь суммы тех налогов и сборов, сроки уплаты по которым, установленные налоговым законодательством, истекли.

Субъект , прежде всего, это физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Согласно постановлению Пленума, к уголовной ответственности могут быть привлечены не только руководитель и главный бухгалтер (при его отсутствии – бухгалтер) компании, но и иные лица. К ним относятся все лица, уполномоченные на подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а также фактически исполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера.

Иные служащие компании могут быть привлечены к уголовной ответственности только как пособники данного преступления. Ими могут оказаться лица, оформляющие первичные документы, участвующие в операциях по обналичке средств.

В случае участия учредителей в совершении налоговых преступлений они могут привлекаться к уголовной ответственности в качестве соучастников. Если учредитель одновременно является генеральным директором или главным бухгалтером, такое лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях.

Отдельно следует выделить лиц, которые организуют совершение преступления, склоняют к нему или содействуют его совершению. Содействие может выражаться в советах, указаниях. Такие лица несут ответственность в зависимости от содеянного ими как организатор, подстрекатель или пособник (ст. 33, 199 УК РФ).

В некоторых случаях ответственность назначается по совокупности преступления. Такое возможно, например, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков. Это влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 199 и 327 УК РФ. «Двойное» применение статьи 199 УК РФ происходит, если лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и сборов.

Следует помнить, что юридические лица не являются субъектами уголовной ответственности. Хотя подобные предложения по изменению законодательства периодически возникают.

Субъективная сторона налогового преступления характеризуется наличием прямого умысла (ч. 2 ст. 25 УК РФ). В данном случае умысел заключается в поставленной цели избежать уплаты законно установленных налогов и сборов. В постановлении КС РФ от 27.05.03 № 09-П разъяснено, что на это указывает использование в диспозиции статьи 199 УК РФ термина «уклонение».

Об уклонении от уплаты налогов свидетельствуют такие действия, как сокрытие выручки, имущества, фальсификация документов, участие в схемах по обналичиванию денежных средств, использование реквизитов фиктивных организаций и целый ряд других. Под включением в налоговую декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений понимается умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных. Это могут быть показатели, характеризующие объект налогообложения, уменьшение доходов или завышение расходов, незаконное применение налоговых льгот или вычетов. В целом это искажение любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

Умысел всегда необходимо отличать от допущенных ошибок при составлении документов. Поэтому в первую очередь следует опасаться документов и фактов, которые могут свидетельствовать о его наличии.

Например, в одном из уголовных дел из первичных документов, представленных экспортером сухого молока, следовало, что за налоговый период им было закуплено продукции больше, чем произведено всеми производителями в стране происхождения этого продукта (Республика Беларусь) за тот же период времени. Дальше доказательство вины было уже делом техники. Встречные запросы, направленные в органы прокуратуры Республики Беларусь, показали, что установить местонахождение юридических лиц – поставщиков сухого молока не представилось возможным. А экспертно-криминалистические исследования документов подтвердили, что они выполнены на одном принтере и заверены недействительной печатью таможенного органа.

При решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать обстоятельства, указанные в статье 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении. По сути все они свидетельствуют о том, что подозреваемое лицо не имело умысла. Такими обстоятельствами признаются:

  • совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • совершение деяния лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или сбора или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Эти разъяснения должны быть даны ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти;
  • иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Суды предпочитают штрафовать правонарушителей

Статья 199 УК РФ предусматривает несколько видов ответственности. Мера определяется тяжестью совершенного преступления и наличием квалифицирующих признаков. В общем случае преступление наказывается одним из следующих способов:

  • штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительными работами на срок до двух лет;
  • арестом на срок до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до двух лет.

Принудительные работы и лишение свободы могут быть сопряжены с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При наличии квалифицирующих признаков сумма штрафа возрастает от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Также увеличиваются периоды наказаний, указанных выше. Период, за который осужденный может быть лишен дохода, – до трех лет, для принудительных работ – до пяти лет, для лишения свободы – до шести лет.

Статистическое исследование видов наказаний, назначенных российскими судами по статье 199 УК РФ (как первой, так и второй частей) за 2010, 2011 и первую половину 2012 года, позволило выявить некоторые тенденции. К реальному лишению свободы приговорены чуть больше 6 процентов осужденных. Более 43 процентов осуждены условно. Почти половина подсудимых приговорены к уплате штрафов. И около процента оправданы.

Таким образом, судебная практика по налоговым преступлениям идет по пути превалирования штрафных санкций и условного осуждения. Отметим также, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статье 199 УК РФ, может быть освобождено от уголовной ответственности. Для этого ему или организации (уклонение от уплаты налогов и сборов с которой вменяется в вину данному лицу) необходимо полностью уплатить суммы недоимки, пеней и штрафов.

Организационная неустроенность помогает правонарушителям

Следует признать, что схемы выявления преступления по уклонению от уплаты налогов и сборов излишне зарегулированы и неэффективны. Основная причина этого видится в ликвидации отдельного направления по борьбе с налоговыми преступлениями, произошедшей в ходе реформирования органов внутренних дел. Сегодняшний «механизм» противодействия налоговой преступности – это разрозненные остатки некогда единой системы, единого цикла от выявления налогового преступления до направления дела в суд. При этом не удалось разделить должным образом полномочия между налоговой службой, полицией и следственным ведомством.

Уголовное дело можно возбудить только на основании материалов налоговых органов. Но они формируются посредством контрольной работы. В них не проработаны вопросы установления умысла, противоправной схемы, соучастия иных лиц, сокрытия следов противоправного деяния и выявления прочих признаков, наличие которых обязательно для возбуждения уголовного дела.

В то же время существуют ограничения в полномочиях налоговых органов по проведению повторных налоговых проверок одной и той же организации. Это практически не позволяет учитывать выявленные оперативным или следственным путем новые эпизоды противоправных деяний в сфере налогообложения и соответственно корректировать итоговую сумму крупного или особо крупного размера уклонения.

Следует отметить, что Правительством РФ издано распоряжение от 03.12.12 №2250-р, которым утвержден План мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов. Данный документ предусматривает принятие актов, которые должны способствовать усилению контроля за соблюдением законности и предотвращению и выявлению налоговых преступлений. Будут определены порядок взыскания задолженности по налогам и сборам, образовавшейся после принятия организацией решения о своей ликвидации, понятия «налоговый резидент – организация», «фактический получатель дохода», порядок налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний.

Планируется, что налоговым органам будет предоставлено право истребовать информацию, касающуюся деятельности лиц, с участием которых проверяемым налогоплательщиком совершаются сделки. Также будет прописан порядок определения налоговых последствий сделок, совершенных с участием организаций, имеющих признаки однодневок. Планируется введение обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам организации в банке в случае отсутствия ее по местонахождению, указанному в ЕГРЮЛ. Предполагается усовершенствование процедуры камеральной налоговой проверки.

www.5nalog.ru

Неуплата налогов и сборов с физического лица или организации

Главная > Реферат >Государство и право

Неуплата налогов и сборов с физического лица или организации

В УК РФ предусмотрены две статьи, содержащие наказание за данное преступление. В одной из них (ст. 198 УК РФ) предусмотрено наказание за уклонение от уплаты налогов с физических лиц, в другой (ст. 199 УК РФ) — за уклонение от уплаты налогов с организаций.

Кто может быть наказан

Применительно к физическим лицам к ответственности может быть привлечено любое физическое дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Обратите внимание, что физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, также несут ответственность по этой статье УК РФ. Однако если физическое лицо не удержало и не уплатило налог в качестве налогового агента, то ст. 198 НК РФ к нему не применяется, он в этом случае подлежит наказанию в соответствии со ст. 199.1 УК РФ.

Применительно к организациям ответственность несут руководитель организации и ее главный бухгалтер, а также иные служащие организации, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.

За что предусмотрено наказание

Сразу надо отметить, что ограничений по видам налогов и сборов, за уклонение от уплаты которых предусмотрено уголовное наказание, не предусмотрено. Фактически статьи 198, 199 УК РФ применяются к любым налогам с прибыли (налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых), с оборота (НДС, акцизы), с имущества (налог на имущество организаций и физических лиц, транспортный налог), с фонда оплаты труда (ЕСН и взносы в ПФР).

Применительно как к организациям, так и к физическим лицам наказание предусмотрено за уклонение от уплаты налогов или сборов.

УК РФ предусматривает, что существует два способа совершения данных преступлений:

— непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным;

— включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Соответственно, если лицо не представило указанные документы либо включило в них заведомо ложную информацию, хотя должно было представить такие документы либо включить в них достоверную информацию, оно будет нести уголовную ответственность по ст. 198 УК РФ либо по ст. 199 УК РФ соответственно.

Основания для привлечения к ответственности возникнут, если преступлением причинен ущерб в крупном или особо крупном размере.

Критерии крупного и особо крупного размера различаются в зависимости от того, о ком идет речь — о физическом лице или об организации.

Применительно к физическим лицам преступлениями, причинившими ущерб в крупном размере, являются: неуплата налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб. При этом доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна быть не менее 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Пример. Допустим, некий предприниматель в течение предыдущих трех лет получил налогооблагаемый доход в размере 770 000 руб. и не уплатил с этого дохода НДФЛ. Соответственно сумма неуплаченного налога составила 100 100 руб., что дает основание для привлечение его к уголовной ответственности. Если бы он уплатил в бюджет хотя бы 200 руб. налога, то основания для привлечения его к ответственности отсутствовали бы.

Представим теперь, что налогооблагаемый доход составил 7 700 000 руб. Величина НДФЛ по ставке 13% составит 1 001 000 руб. При условии, что в бюджет уплачено 91% от суммы налога, т.е. 910 910 руб., сумма неуплаты составит менее 10% от суммы налога (90 090 руб.). Соответственно, привлечение к уголовной ответственности становится невозможным; неуплата налогов и (или) сборов, превышающая 300 000 руб.

В этом случае трехгодичного ограничения нет. Поэтому даже если сумма неуплаченных налогов, превышающая 300 000 руб., образовалась за период, превышающий три финансовых года, то физическое лицо все равно может быть привлечено к уголовной ответственности.

Пример. Если в условиях предыдущего примера с дохода в размере 7700000 руб. вся сумма налога 1001000 руб. не была уплачена, то предприниматель подлежит уголовной ответственности.

У организаций под преступлениями, причинившими ущерб в крупном размере, понимаются: неуплата налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб. В данном случае доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна быть не менее 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Пример. Если компания в течение трех лет получила совокупную прибыль в размере 2 100 000 руб., но не уплатила причитающийся по ставке 24% налог на прибыль (504 000 руб.), то ее руководители привлекаются к уголовной ответственности.

Если же прибыль составила 21 000 000 руб., а налог — 5 040 000 руб., то при условии уплаты в бюджет 4 586 400 руб. (91% от налога) оснований для привлечения руководителей к уголовной ответственности не будет; неуплата налогов и (или) сборов, превышающая 1 500 000 руб. Период неуплаты в этом случае не имеет никакого значения.

Пример. Если в условиях предыдущего примера с прибыли в размере 21000000 руб., вся сумма налога 5040000 руб. не была уплачена, то руководители компании подлежат уголовной ответственности.

Преступлениями с причинением ущерба в особо крупном размере применительно к физическим лицам являются:

— неуплата налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб. При этом доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна быть не менее 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов;

— неуплата налогов и (или) сборов, превышающая 1 500 000 руб.

Для организаций преступлениями с ущербом в особо крупном размере являются:

— неуплата налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 500 000 руб. При этом доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна быть не менее 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов;

— неуплата налогов и (или) сборов, превышающая 7 500 000 руб.

Таким образом, если лицо не представило необходимые документы либо представило ложные сведения, но при этом уплатило соответствующие налоги, то оснований для привлечения к уголовной ответственности не возникает.

Также не возникает оснований для привлечения к ответственности и в случае, если лицо уплатило налоги частично, так, что неуплаты в крупном и особо крупном размере не возникло.

Наказание для физических лиц

Если уклонение от уплаты налогов и (или) сборов совершено в крупном размере, то судья по собственному усмотрению может установить следующие виды наказания:

— штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода физического лица за период от одного года до двух лет;

— арест на срок от четырех до шести месяцев;

— лишение свободы на срок до одного года.

Если уклонение от уплаты налогов и (или) сборов совершено в особо крупном размере, то судье предоставлен выбор между следующими видами наказания:

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода физического лица за период от восемнадцати месяцев до трех лет;

— лишение свободы на срок до трех лет.

Наказание для организаций

Если уклонение от уплаты налогов совершено в крупном размере, то возможны следующие виды наказания:

— штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода физического лица за период от одного года до двух лет;

— арест на срок от четырех до шести месяцев;

— лишение свободы на срок до двух лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если уклонение от уплаты налогов совершено в особо крупном размере, то возможны следующие виды наказания:

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода физического лица за период от одного года до трех лет;

— лишение свободы на срок до шести лет. Данный вид наказания также может сопровождаться лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Эти же виды наказания возможны в том случае, если уклонение от уплаты налогов совершено группой лиц по предварительному сговору. В этом случае каждому из них вменяется совершение преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, а наказание назначается по более жестким параметрам — как для преступлений, совершенных в особо крупном размере.

Налоговый кодекс Российской Федерации

Уголовный кодекс российской Федерации

Бобырев В.В. , Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Уклонения от уплаты налогов и их квалификация по Уголовному Кодексу Российской Федерации. // «Право и экономика», 2007, №9

Галахов А.В. Субъект преступления и его толкование в судебной практике. // «Российская юстиция», 2008г., №2

Дармаева В.Д., Двуреченская И.А., Демьянова Т.Н. «Уголовно-правовая характеристика преступлений в форме уклонения от уплаты налогов и сборов» // «Право и экономика», 2007, №3

works.doklad.ru

Это интересно:

  • Приказ рособразования 582 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРИКАЗ от 3 июня 2008 г. N 582 О ВЫДЕЛЕНИИ АССИГНОВАНИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ В 2008 ГОДУ ПО ИТОГАМ ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА […]
  • Дома ночного пребывания в москве «Все возможно, было бы желание» 27.12.1994 года в целях оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, в том числе освободившимся из мест лишения свободы, было принято постановление мэра города […]
  • Правила ссылок на диссертации Оформление ссылок на используемые источники и списка литературы в курсовых и выпускных квалификационных работах Все литературные источники, указанные в списке литературы, должны встречаться в тексте работы, и наоборот, фамилии […]
  • Транспортный налог за форд Транспортный налог за форд Посещая наш сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie-файлов, если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – измените настройки в браузере. Навигация по сайту Ford Навигация по сайту Ford от […]
  • Приказ на проведение обследования Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, […]
  • Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу СТ 192 БК РФ 1. Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в […]