Оглавление:

Не облагаемые НДС товары: список товаров, медицинские товары, операции не подлежащие налогообложению

Рассмотрим подробнее не облагаемые НДС товары, услуги, операции. Также рассмотрим медицинские товары, которые не подлежат налогообложению.

Налог на добавленную стоимость: общая информация

НДС признается одним из самых непростых фискальных инструментов налогового законодательства. Он сложен как для учета, так и для исчисления налога для перечисления в бюджет. Но не все организации обязаны заниматься учетом данного налога. Существуют специальные режимы, которые полностью освобождают плательщиков от обязательств по учету и выплатам.

В рамках поддержки малого и среднего бизнеса наше правительство предоставляет особые преференции конкретным направлениям бизнеса. Список видов деятельности по каждому из специальных налоговых режимов утвержден налоговым законодательством на федеральном уровне, местные органы власти имеют полное право вносить свои коррективы в части определения видов деятельности, ставок и т.д. Но единственное что объединяет все специальные режимы это полное освобождение от уплаты НДС. Что дает конкурентное преимущество перед крупными компаниями, которые могут легко вытеснить малых конкурентов за счет экономии на масштабе.

Данный налог относится к группе косвенных налогов, что говорит о том, что вся налоговая нагрузка падает на обычных потребителей. Предприятия увеличивают конечную цену товара или услуги на ставку налога. Читайте также статью: → «Операции не подлежащие налогообложению НДС. Список»

Под систему налогообложения подпадают:

  • продажа товаров, работ, услуг;
  • ввоз товаров на территорию РФ.

Учет входящего налога на добавленную стоимость

Одним из способов уменьшить налог, уплачиваемый в бюджет, для организаций является зачет входящего налога. Для этого должны быть выполнены следующие требования:

  • продукция приобретена для использования в операциях, в дальнейшем облагаемых налогом;
  • приобретенная продукция принята к учету;
  • у организации есть все подтверждающие приобретение документы (счет-фактура, акт сверки, все необходимые первичные документы);
  • не истекли 3 года с момента принятия товаров на учет.

Стоит обратить внимание, что в некоторых случаях нельзя принимать к зачету входящий налог:

  • деятельность покупателя не облагается НДС;
  • товары приобретены для применения деятельности, освобожденной от уплаты налога, либо для импортнаправленных операций.

Тогда этот налог отражается в стоимости приобретенной продукции или списывается на расход. Читайте также статью: → «Что облагается НДС в 2018? Плательщики налога»

Существующие ставки НДС

В российском законодательстве приняты три ставки по данному налогу. Чтобы разобраться какую ставку необходимо применить организации нужно просто посмотреть в кодексе, может ли их направление бизнеса использовать пониженные ставки. Во всех остальных случаях применяются стандартная ставка.

Расчетные ставки, принятые в системе НДС

Законодательством предусмотрены случаи, при которых исчисление налога ведется не по обычным ставкам, а по расчетным. Исчисляются они как отношение обычной ставки налога к увеличенной налоговой базе, которая выглядит как сумма 100 % и обычной ставки. Схема выглядит примерно:

Расчетная ставка = Ставка налога / (100 + Ставка налога)

Случаи применения расчетных ставок налога:

  • Получение денежных средств при продаже продукции, а также получение аванса;
  • Передача имущественных прав;
  • Продажа автомобилей;
  • Продажа сельскохозяйственной продукции и т.д.

Бухгалтерские проводки для учета НДС

Рассмотрим подробнее бухгалтерские проводки для учета НДС.

Условия освобождения от уплаты НДС

Существует ряд условий, при выполнении одного из которых организация или предприниматель имеет право снять с себя обязательство по уплате налога на срок, не превышающий один год:

  • Подтвердить право на применение спецрежимов;
  • Подтвердить статус участника инновационного кластера «Сколково»;
  • Предоставить в соответствующую службу подтверждение о сумме выручки за три календарных месяца не превышающую 2 миллиона рублей;
  • Подтвердить деятельность, подпадающую под законодательство в части освобождения от уплаты налога.

При этом надо не забывать, что каждое из этих условий имеет ряд ограничений, которые детально описаны в кодексе. Читайте также статью: → «Раздельный учет НДС: учетная политика»

Последствия освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость

При наличии преференций по уплате налога организации и индивидуальные предприниматели:

  • освобождаются от ответственности по всем расчетам и выплатам в части НДС;
  • не заполняют и не передают декларации в части данного налога в соответствующие местные органы власти по месту регистрации бизнеса;
  • нет необходимости вести книгу покупок;
  • выставляют расчетные документы покупателям без указания налога, но при этом делается запись «Без налога (НДС)»;
  • при приобретении различной продукции, необходимой для основной деятельности, включают налог в стоимость или списывать на расходы.

Не облагаемые НДС товары

Так исторически сложилось, что налоговая система обладает одной из самых главных функций – это фискальная функция. Государство пополняет свой бюджет посредством сбора налогов для реализации различных государственных социально значимых проектов. Но есть ряд направлений деятельности, которые изначально не подпадают под эту функцию. Во первых это те же социально значимые направления, реализуемые товары которых не могут по каким-либо причинам вступать в правовую рыночную конкуренцию не влияя при этом на некоторые слои населения. А во вторых это те отрасли бизнеса, которые, по мнению нашего государства, именно в данный момент требуют поддержки для развития и становления. Очень яркий пример это реализация программы по импортозамещению, поддержка производителей для вытеснения иностранных производителей с внутреннего рынка.

online-buhuchet.ru

Товары, работы, услуги, не облагаемые налогом с продаж


Товары, работы, услуги, не облагаемые налогом с продаж

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

С 1 января 2002 года Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”» (далее — Закон N 148-ФЗ) введена в действие глава 27 «Налог с продаж» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс).

Особо хочется отметить, что согласно Закону N 148-ФЗ основные элементы обложения налогом с продаж (налогоплательщики, объекты налогообложения, максимальный размер ставки, операции, не подлежащие налогообложению, порядок исчисления налога), предусмотренные в ст. 1 и 2 данного Закона, действуют ограниченный период времени с 1 января 2002 года по 1 января 2004 года.

В ст. 350 главы 27 «Налог с продаж» НК РФ предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых физическим лицам не подлежат обложению налогом с продаж.

В этот перечень включены следующие товары (работы, услуги):

— хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, масло растительное, маргарин, мука, яйцо птицы, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания;

— детская одежда и обувь;

— лекарства, протезно-ортопедические изделия;

— жилищно-коммунальные услуги, услуги по сдаче внаем населению жилых помещений, а также услуги по предоставлению жилья в общежитиях;

— здания, сооружения, земельные участки и иные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, а также ценные бумаги;

— путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемые инвалидам;

— товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимые образовательными учреждениями;

— учебная и научная книжная продукция;

— периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

— услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями и организациями культуры и искусства [театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями (в том числе сельскими), библиотеками, цирками, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками] при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операций по реализации входных билетов и абонементов;

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

— услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

— услуги, оказываемые кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуги, оказываемые коллегиями адвокатов;

— ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуги по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;

— услуги, оказываемые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.

Данный перечень был сформирован в результате всестороннего рассмотрения вопроса о неприменении налога с продаж по социально значимым товарам (работам, услугам) в процессе подготовки главы 27 «Налог с продаж» НК РФ к принятию. При этом очевидно, что в перечень включены товары (работы, услуги) первой необходимости массового потребления, которые приобретаются населением в первую очередь.

Пунктом 2 ст. 350 главы 27 НК РФ предусмотрена норма, согласно которой если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 350 Кодекса, то он обязан вести раздельный учет таких операций.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в ранее действовавшем (до 1 января 2002 года) законодательстве по налогу с продаж, порядок применения которого регулировался Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”», также был предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не облагалась налогом с продаж.

При сопоставлении этих двух перечней товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом с продаж, очевидно, что они отличаются, хотя и незначительно.

Так, в действующем перечне товаров, не облагаемых налогом с продаж, в группе продовольственных товаров первой необходимости дополнительно предусмотрены такие товары, как мука и яйца птицы.

Кроме того, согласно ст. 350 НК РФ с 1 января 2002 года освобождаются от обложения налогом с продаж операции по реализации учебной и научной книжной продукции, а также периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного и эротического характера.

При рассмотрении вышеназванных позиций продукции средств массовой информации, не облагаемых налогом с продаж, целесообразно отметить, что с 1 января 2002 года на такие товары установлена пониженная ставка НДС в размере 10 %.

Данная норма по НДС установлена п. 2 ст. 164 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (в ред. от 28.12.2001 N 179-ФЗ), согласно которой с 1 января 2002 года при реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, а также учебной и научной книжной продукции, обложение НДС производится по ставке в размере 10 %. При этом в целях налогообложения под периодическими печатными изданиями понимаются газеты, журналы, альманахи, бюллетени или иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год.

Согласно п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов данной продукции средств массовой информации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

Поскольку в настоящее время коды на вышеназванную продукцию средств массовой информации не утверждены Правительством РФ, то МНС России подготовило указание по применению 10 %-й ставки НДС на данную продукцию.

В соответствии с письмом МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 «Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию» до утверждения Правительством РФ вышеназванных кодов с 1 января 2002 года при реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, в целях применения ставки НДС в размере 10 % следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в п. 1 письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 «Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции», зарегистрированного в Минюсте России 14.06.1996 N 1106.

Таким образом, принимая во внимание, что ряд позиций по продукции средств массовой информации, освобождаемой от налога с продаж, совпадает с наименованиями продукции средств массовой информации, на которую установлена пониженная ставка НДС в размере 10 %, то при рассмотрении вопроса об определении круга периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, освобождаемых от налога с продаж, целесообразно руководствоваться вышеуказанными разъяснениями МНС России по применению кодов Общероссийского классификатора продукции.

Рассматривая перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налога с продаж, следует обратить внимание на еще одно отличие данной нормы от ранее действовавшей. Так, согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 150-ФЗ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог с продаж, имели право устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождалась от налога с продаж.

В настоящее время в соответствии с главой 27 НК РФ при установлении налога с продаж с 1 января 2002 года субъекты Российской Федерации больше не имеют права устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом с продаж, по отношению к перечню, утвержденному ст. 350 Кодекса.

Таким образом, перечень товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, утвержденный главой 27 НК РФ, является единым и исчерпывающим для всех субъектов Российской Федерации, на территории которых налог с продаж будет введен в действие в соответствии с Кодексом.

Несомненно, что установление единого для всех регионов Российской Федерации перечня товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, будет способствовать ликвидации неравных конкурентных условий для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в разных регионах Российской Федерации.

При введении в действие законов субъектов Российской Федерации о налоге с продаж в целях унификации применения норм ст. 350 НК РФ целесообразно руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 и Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93.

Заслуживает особого внимания вопрос установления индивидуальных налоговых льгот по налогу с продаж для отдельных категорий налогоплательщиков.

Известно, что согласно ст. 12 «Виды налогов и сборов в Российской Федерации» НК РФ при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Вместе с тем в настоящее время ст. 12 НК РФ не действует. В соответствии со ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» данная статья Кодекса вводится в действие только со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 56 «Установление и использование льгот по налогам и сборам» НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Главой 27 «Налог с продаж» НК РФ утвержден перечень операций, не подлежащих обложению налогом с продаж, и установлено право субъектов Российской Федерации утверждать размер ставки налога.

Так, согласно ст. 353 НК РФ налоговая ставка по налогу с продаж устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 %. При этом установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах установленной налоговой ставки, а также установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг), не допускается.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что устанавливать льготы по налогу с продаж в отношении отдельных категорий налогоплательщиков законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право не предоставлено.

www.nalvest.com

Статья 150 НК РФ. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

Текст статьи.

Комментарии к статье

Облагается ли НДС гуманитарная помощь, ввозимая в Россию религиозной организацией, если эта организация применяет УСН?

По ст 146 НК РФ ввоз товаров на территорию нашей страны облагается НДС.

Организации, находящиеся на УСН, от НДС освобождаются, но не при ввозе товаров из-за границы в РФ.

Религиозные организации признаются некоммерческими, но при этом для них не предусматривается каких-либо льгот, касающихся ввоза товаров в страну. Поэтому, ввозя товары в РФ, такие организации, уплачивают НДС в общем порядке.

Однако всё же есть некоторые исключения. Освобождаются от НДС некоторые товары, ввозимые в РФ. Виды таких товаров перечислены в ст 80 ТК ТС (Таможенного кодекса Таможенного союза) и в ст 150 НК РФ.

Статья 150 НК РФ в пункте 1 содержит, в частности, следующую информацию. Освобождается от НДС ввоз в Россию товаров в качестве безвозмездной помощи. Порядок предоставления такой безвозмездной помощи регулируется ФЗ №95 от 04.05.1999.В этом законе указано, что предоставление гуманитарной помощи на безвозмездной основе должно подтверждаться документами. Гуманитарную помощь могут оказывать международные и иностранные учреждения, а также некоммерческие организации. Форма специальных удостоверений, подтверждающих, что эта помощь безвозмездна, установлена Правительством РФ.

Поэтому, если ввозимые религиозной организации товары могут быть охарактеризованы как безвозмездная гуманитарная помощь, то она может рассчитывать на освобождения от “ввозного” НДС. При этом у организации обязательно должно быть удостоверение, заполненное по утвержденной Правительством форме, которое подтверждает, что помощь оказана на безвозмездной основе.

Вправе ли фирма использовать льготу по НДС при ввозе товара, если не указала в декларации свое право на неё?

По ст 70 ТК ТС к прочим таможенным платежам относится также и НДС при ввозе продукции в РФ.

Льготы по уплате “внутреннего” и “ввозного” НДС устанавливаются ст 149 и ст 150 НК РФ.

Несмотря на то, что в ТК ТС упоминается указание в декларации сведений о таможенных платежах и льготах по их уплате, нигде не закреплено, что не указание таких сведений влечёт отмену льгот.

Поэтому сама возможность применения льготы по НДС никак не связана с указанием сведений о её применении при таможенном декларировании.

Фирма, не включившая в декларацию сведения о своем праве на льготу, не лишается права ею воспользоваться.

Если ввозимые товары не облагаются НДС по ст 149 или ст 150 НК РФ, то льгота применима. Чтобы воспользоваться ею, организации нужно подать в должном порядке заявление о возврате излишне уплаченного налога. К такому заявлению нужно приложить документы, подтверждающие право на освобождение от НДС.

Таким образом, НДС при ввозе все же будет уплачен, но потом организация вправе его вернуть. Право на льготу по налогу не ограничивается только сведениями, указанными в декларации. Организация может подтвердить его и другими документами. В частности, товары, не облагаемые НДС при ввозе должны иметь соответствующие удостоверения.

Применяется ли льгота при ввозе иностранцем в РФ имущества в качестве паевого взноса в потребительский кооператив? Может ли быть освобожден от НДС ввоз иностранцем в Россию имущества как паевого взноса в кооператив?

По ст 150 НК РФ можно ввезти в РФ оборудование как вклад в уставной капитал фирмы без обложения налогом.

По закону о таможенном тарифе от 21.05.1993 N 5003-1 от пошлин освобождены товары, ввезенные как вклад иностранного инвестора в уставной капитал фирмы с иностранными инвестициями.

Однако нужно разобраться, что такое уставной капитал и паевой взнос, и понять, тождественные ли это понятия. Для этого обратимся к Гражданскому кодексу.

По ГК РФ уставной капитал складывается при образовании общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, общества с доп. ответственностью и хозяйственного товарищества. А за счёт паевых взносов формируется только собственность потребительских кооперативов (обществ). Так, ГК РФ разграничивает понятия уставного капитала и паевого взноса.

Если Налоговым кодексом не предусматривается иное, то термины и понятия гражданского права к налоговым отношениям также применимы.

Статьей 150 НК РФ закреплены льготы лишь в отношении вклада иностранца в уставной капитал фирмы. А ГК РФ не уравнивает понятие уставного капитала и паевого взноса в потребительский кооператив. Поэтому платежи по налогам при ввозе иностранцем в РФ имущества как паевого взноса будут уплачиваться в общем порядке. Льгота при этом не применяется.

Может ли морское судно как вклад в уставной капитал фирмы быть освобождено от обложения НДС по п 7 ст 150 НК РФ при ввозе в РФ?

Не облагается налогом ввоз в страну технологического оборудования и его комплектующих как вклада в уставной капитал российских фирм.

Государственный таможенный комитет РФ разработал инструкцию по применению российской таможней льгот по налогообложению ввозимых товаров. Эта инструкция содержит список того, что относится к оборудованию и его комплектующим. Морских судов (кораблей) в этом списке нет.

Технологическое оборудование как понятие в рамках ст 150 НК РФ толкуется следующим образом. Это совокупность механизмов и устройств, необходимых для переработки материалов в конкретной производственной области. Морские суда под такое определение не подходят.

Поэтому ввоз в РФ в качестве вклада в уставной капитал фирмы морского судна будет облагаться налогом в общем порядке, без применения льготы.

m.ppt.ru

Дорогие посылки: почему покупки в интернете хотят обложить налогом

Прямо сейчас в России действует один из самых высоких в мире порог беспошлинной трансграничной торговли. Это означает, что без уплаты пошлин российские покупатели в месяц могут приобретать в иностранных интернет-магазинах товары на сумму до €1000 (76 тысяч рублей по текущему курсу ЦБ) или весом до 31 кг.

Такой порог установили в 2010 году и с тех пор не меняли. Покупки на сумму выше €1000 облагаются пошлиной в размере 30% от суммы покупки. Для сравнения, в Евросоюзе порог установлен на уровне €22, в Белоруссии — те же €22, в Китае — €7, а в некоторых странах любые покупки облагаются пошлинами. Россия готова последовать примеру других стран и либо ввести налог на добавленную стоимость (НДС) для зарубежных онлайн-площадок, либо заметно снизить порог беспошлинного ввоза.

Китайское превосходство

В правительстве уже как минимум пять лет обсуждает тему снижения порога беспошлинной торговли. Глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Марков в январе этого года оценил потери российского бюджета от высокого порога в 130 млрд рублей за 2017 год. В феврале премьер-министр Дмитрий Медведев рассказал, как именно планируется снижать порог беспошлинной торговли. По словам политика, с 1 января 2019 года стоимость бесплатно ввозимых в России товаров снизят до €500, а с 2020 года до €200.

Замминистра финансов Илья Трунин позднее уточнил, что речь идет о взимании пошлин за каждое почтовое отправление, а не за объем покупок в месяц. А в апреле СМИ написали, что Минфин предлагает не дожидаться нового года, а снизить порог беспошлинной торговли до €500 уже с 1 июля 2018 года.

По идее, эти меры призваны помочь российским интернет-магазинам конкурировать с зарубежными. Тем не менее, снижение порога беспошлинной торговли до 500 или даже до €200 вряд ли кардинально изменит ситуацию. По данным Ассоциации компаний интернет-магазинов (АКИТ), 61,4% интернет-покупок в зарубежных интернет-магазинах не превышает €22, еще 22,2% приходятся на покупки в диапазоне €22-50. На покупки дороже €150 приходится менее 5%.

Если учесть, что в средняя зарплата по России составляет чуть больше 35000 рублей до вычета подоходного налога, то становится понятно, что даже за один месяц траты в €500 (более 38 тысяч рублей по курсу ЦБ) на зарубежные товары для подавляющего большинства российских покупателей останутся недоступными. Иными словами, предложенные пошлины почти не затронут отрасль и не приведут к существенным поступлениям в бюджет.

Российские покупатели могут вздохнуть спокойно: при снижении порога беспошлинной торговли даже до €200 (15000 рублей по текущему курсу ЦБ) за одно почтовое отправление большинство россиян по-прежнему смогут покупать дешевые товары из Китая без уплаты дополнительных пошлин. Не говоря уже о том, что китайского продавца всегда можно попросить указать нужную цену, чтобы не платить пошлины.

Выравниванию конкурентных условий для российских и зарубежных онлайн-магазинов это тоже не поможет. Интернет-магазин в России, как и любая компания, зарегистрированная в РФ, платит НДС в размере 18%, а также несет расходы в виде взносов в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования за каждого сотрудника (всего порядка 30% от оклада каждого работника), платит таможенные пошлины (в среднем 10%), содержит колл-центры в регионах и несет другие издержки. Кроме того, товары, продающиеся на территории России, подлежат обязательной сертификации, то есть покупатель, как минимум, может рассчитывать на какие-то гарантии качества и безопасности продукта и может быть уверен, что сможет вернуть товар, если не будет доволен его качеством.

Зарубежные интернет-магазины не платят никакие налоги и пошлины в России, не платят зарплаты российским сотрудникам. А товары, купленные в Китае, могут не иметь никаких сертификатов. Это приводит к заметной экономии иностранных игроков и, в конечном итоге, помогает им держать низкие цены.

Почему НДС – это не только цена

Ключевой вопрос для трансграничной торговли – это не снижение порога беспошлинной торговли, а введение НДС на товары, купленные в иностранных интернет-магазинах. Тема активно обсуждалась в прошлом году, и та же АКИТ, в которую входят крупнейшие российские интернет-ретейлеры, в сентябре 2017 года предлагала ввести НДС. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму, но решение еще не принято.

С точки зрения российских игроков, введение НДС кажется логичным. Это хоть как-то уравняет конкурентные условия для отечественных и зарубежных компаний. Скорее всего, иностранным интернет-магазинам придется повысить цены на 18% (то есть величину налога), что вряд ли понравится покупателям. После ожидаемого повышения цен в иностранных магазинах цены в российских станут конкурентоспособными – а именно цена является для покупателя определяющим фактором при выборе магазина.

Сейчас разница в ценах в российских и китайских магазинах не такая значительная. При этом сервис в России уже сейчас значительно лучше, чем у зарубежных магазинов: отечественный предприниматель вынужден выпрыгивать из штанов, чтобы в сложившейся ситуации хоть как-то конкурировать с иностранцами.

Но если спросить «среднестатистического россиянина», то вряд ли он одобрит введение НДС, которое спровоцирует рост цен и при этом поддержит российские компании, которые платят налоги, создают рабочие места и гарантируют качество товара. Скорее всего, рядовой покупатель товаров в интернете ответит, что низкие цены, конечно, лучше, а китайское качество его вполне устраивает. Обывателя можно понять: своя рубашка ближе к телу, а рассуждения об экономике и конкуренции слишком абстрактные материи.

Удивительно другое: аналогичную позицию можно услышать и от некоторых игроков рынка, считающих, что покупатель должен голосовать рублем. Что плохого в низких ценах? И посмотрите, как при таком положении вещей выросли с точки зрения качества сервиса российские интернет-магазины! Для покупателя вроде бы все отлично.

И все же, это не так. При сохранении статус-кво экономические реалии приведут к тому, что все больше российских интернет-магазинов будет закрываться. Особенно это коснется средних и мелких игроков, которые продают большое количество мелких товаров. Неравные условия, в которых одни игроки получают преференции, а другие вынуждены выживать, в итоге приведут к вымыванию игроков, появлению монополии и отсутствию конкуренции — а значит, и к снижению качества сервиса с повышением цен.

Если останутся только крупные российские интернет-магазины, в которых цены все-таки выше, чем в небольших, и китайские гиганты, то как долго последние будут держать низкие цены? У них не будет для этого никаких причин, и довольно скоро они поднимут цены до российских среднерыночных. Ситуацию можно сравнить с операторами связи: когда Tele2 вышел на федеральный уровень, тарифы поползли вниз, снова началась конкуренция за абонентов. А теперь представьте, какими были бы тарифы, если бы на рынке был всего один оператор связи.

Поэтому НДС — вместе со снижением порога беспошлинной торговли — необходим, и необходим не только как протекционная мера, но и для поддержания здоровой ситуации на рынке, выгодной и продавцам, и покупателям. Правда, иногда можно услышать мнение, что поступить нужно еще жестче: беспошлинный порог максимально снизить или убрать вообще, налоги для иностранных магазинов сделать максимально высокими. Но тогда мы опять возвращаемся к проблеме конкуренции, которая неизбежно в таком случае снизится — со всеми негативными последствиями для покупателей. Кроме того, моментально расцветут черные схемы.

Самое главное — у покупателей должен быть выбор, который он должен делать исходя из собственных предпочтений, а не тот, к которому его подталкивают искусственно сформированные условия. А компании, российские и зарубежные, должны конкурировать за покупателей в равных условиях. Только в этом случае в России будет формироваться по-настоящему рыночная экономика.

www.forbes.ru

Какие не облагаемые НДС товары закреплены в Налоговом кодексе?

Отправить на почту

Не облагаемые НДС товары перечислены в ст. 149 НК РФ. Данный перечень имеет закрытый характер и не допускает дополнений. Споры налогоплательщиков с налоговыми органами возникают по вопросам внутреннего содержания освобожденных от налога операций. Рассмотрим их подробнее.

Что не облагается НДС

При внимательном изучении положений ст. 149 НК РФ можно сделать вывод, что на территории РФ НДС не облагается реализация следующих товаров:

  1. Медицинского оборудования и медицинских изделий по специальным перечням, утвержденным Правительством РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
  2. Технических средств, которые могут применяться для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности. Детальный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.
  1. Продуктов питания, произведенных столовыми медицинских и образовательных учреждений и реализуемых в таких учреждениях. Продуктов питания, произведенных на предприятиях общественного питания и реализованных столовым в медицинских и образовательных учреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/[email protected]). Отдельно Минфин России в письме от 14.09.2009 № 03-07-14/95 указал, что индивидуальным предпринимателям эту льготу применять нельзя, хотя арбитражные суды ранее неоднократно высказывали противоположную точку зрения (определение ВАС РФ от 07.02.2007 № 649/07, постановление ФАС Центрального округа от 20.05.2008 № А68-668/07-22/14).
  2. Товаров магазинов беспошлинной торговли, если такие товары помещены под таможенную процедуру (подп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ).
  3. Продукции собственного производства налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере производства сельхозпродукции, если удельный вес от ее реализации будет не менее 70%. В этом случае не облагается НДС продукция, выдаваемая в счет натуральной оплаты труда и реализуемая для организации общественного питания работников, занятых в сельскохозяйственных работах (подп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  4. Руды и концентратов ценных металлов, а также самих металлов (подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  5. Необработанных алмазов (подп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  6. Товаров, поставляемых в рамках оказания безвозмездной помощи РФ. Подакцизные товары в это число не включаются (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Подробнее о перечне, содержащемся в ст. 149 НК РФ, читайте в материале «Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы».

При продаже товаров, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ, вы можете отказаться от освобождения от НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). Отказ от НДС для операций с товарами из п. 2 ст. 149 НК РФ невозможен.

Отказаться от льготы по НДС можно путем направления заявления в территориальную ИФНС. Заявление составляется в произвольной форме. При этом следует уложиться до 1-го числа месяца того налогового периода, в котором компания собирается прекратить пользование данными привилегиями (с учетом рекомендаций, изложенных в письме ФНС России от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064).

Какие документы на поставляемые при безвозмездной помощи товары, не облагаемые НДС, надо подавать в инспекцию?

Подп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ определены документы, которые следует подавать в налоговый орган для освобождения от налогообложения товаров, поставляемых в рамках оказания безвозмездной помощи.

Если такие документы будут отсутствовать на момент определения налоговой базы, то НДС начислить придется обязательно. Сумму налога при этом организация будет уплачивать из собственных средств. Более того, НДС к вычету не будет принят, если документы будут поданы позже установленного срока (письмо ФНС России от 09.08.2006 № 03-4-03/[email protected]).

Кроме того, Минфин России в письме от 23.03.2010 № 03-07-07/08 указывает, что в случае реализации услуг при оказании технической помощи налогоплательщик должен быть указан как организация-поставщик в документе, удостоверяющем, что соответствующие товары, работы или услуги имеют прямое отношение к технической помощи. Если организация поименована как уполномоченная донором, то освобождение применить не удастся.

Медицинское оборудование, не облагаемое НДС

НДС не облагается реализация медицинских товаров, произведенных в России и за рубежом. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ в постановлении от 30.09.2015 № 1042 (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) и включает медицинские изделия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все перечни, действовавшие до постановления № 1042, отменены.

Чтобы получить право на освобождение от НДС, налогоплательщик должен представить в инспекцию регистрационное удостоверение.

При каких условиях правомерно включение в товары, не облагаемые НДС, принадлежностей к медицинским изделиям

По данному вопросу есть 2 противоположные точки зрения:

1. Точка зрения чиновников: реализация отдельных принадлежностей освобождается от НДС при наличии индивидуального регистрационного удостоверения.

Позиция чиновников заключается в том, что если принадлежности, входящие в комплект к медицинским изделиям, реализуются отдельно, то их реализация будет освобождена от НДС только при наличии отдельного регистрационного удостоверения.

Аргументы в пользу такого утверждения содержатся, например, в письмах Минфина России от 17.02.2017 № 03-07-14/9027, от 14.01.2016 № 03-07-07/540. Авторы писем утверждают, что в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается операция по реализации медицинских изделий, перечисленных в перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042, а при реализации принадлежностей, входящих в состав комплектов медицинских изделий, отдельно от этого комплекта освобождение от НДС применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные принадлежности с указанием кодов, предусмотренных перечнем.

2. Альтернативная точка зрения: по Налоговому кодексу весь комплект НДС не облагается, значит, и каждое отдельное изделие тоже обложению не подлежит.

Альтернативная позиция основана на утверждении, что при реализации даже отдельной части комплекта медицинских изделий для освобождения от НДС достаточно наличия регистрационного удостоверения на весь комплект.

В поддержку позиции свидетельствуют исключительно судебные решения. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2012 по делу № А56-8184/2011 указано, что НК РФ (ст. 149 и 150) не связывает предоставление льготы по НДС с соблюдением комплектности медицинских изделий. Отдельные части комплекта не утрачивают своей важности и жизненной необходимости только по той причине, что отделены от комплекта.

Аналогичные аргументы приведены в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 06.06.2007 № Ф08-3088/2007-1271А по делу № А32-8807/2006-57/306 и ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2005 № А56-19302/04.

Виды товаров, не облагаемых НДС, указаны в пп. 2 и 3 ст.149 НК РФ. Те из них, которые имеют отношение к медицинскому оборудованию, медицинским изделиям, средствам реабилитации инвалидов, предметно расшифровываются в специальном постановлении Правительства РФ. По этим товарам, а также продуктам питания, производимым и потребляемым в медицинских и образовательных учреждениях, необложение НДС является обязательным. По иным товарам, перечисленным в ст. 149 НК РФ, возможен отказ от применения льготы. Для отказа потребуется направить в ИФНС специальное заявление.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

nalog-nalog.ru

Это интересно:

  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Ненасильственные способы разрешения конфликтов Виды и типы конфликтов Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и […]
  • Налог с вклада как платить Налог на вклад. Платить или не платить налог с банковских вкладов? Налог на вклад — платить или нет? Налоги, за небольшим исключением, надо платить с любого дохода, и банковские вклады тоже подлежат налогообложению. Правда, на […]