ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС — Глава 9. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

Статья 59. Признание права на земельный участок
1. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.2. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
1. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
1. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.2. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 62. Возмещение убытков
1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Статья 63. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.2. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.3. Расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.4. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

Статья 64. Рассмотрение земельных споров
1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

www.zemkodeks.ru

Нарушение и защита прав собственника земельного участка

Нарушение права собственности на земельный участок – это противоправное деяние, посягающее на интересы государства, общества и личную собственность граждан, причиняющее ущерб земельным угодьям, окружающему природному микроклимату и здоровью людей. Актуальность вопроса выражается в максимальном количестве судебных споров в сфере защиты и восстановления нарушенного права на земельное имущество, а также ситуации изъятия его из неправомерного владения и устранения причин, препятствующих его использованию.

Случаи нарушения прав собственности на землю

Законодательством четко определены ситуации, которые регламентируются как на нарушение правомочий владельца на землю:

  • Самовольный захват угодий;
  • Издание нормативных актов органами власти регионов РФ или муниципалитетами, повлекшие несоблюдение положений земельного законодательства;
  • Замусоривание земельного имущества;
  • Ликвидация знаков на территории, устанавливающих её границы либо содержащих определенную информацию;
  • Загрязнение либо уничтожение плодородного слоя почвы.

При обнаружений таких ситуаций все права владельцев подлежат восстановлению.

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Защита своих правомочий на землю

Правовая база России предусматривает различные механизмы, способные защитить частные наделы владельца. К ним относятся:

  1. Признание правомочий на земельный объект в судебном порядке. Решение оформляется в виде постановления суда.
  2. Восстановление прав в состоянии, в котором они находились до совершения нарушения.
  3. Пресечение действий, направленных на несоблюдение правомочий владельца. Производится это в ходе судебного процесса, которым должна признаваться недействительность актов, изданных соответствующими органами власти, в связи с нарушением положений законодательства.
  4. Изъятие земли из противозаконного владения заинтересованных сторон. Решается при подаче негаторного иска. Его представление допустимо, если:
  • Хозяином спорного предмета и заинтересованными субъектами не были документально установлены обязательства в отношении него;
  • В результате противоправных действий не были прекращены субъективные правомочия владельца.

Нарушения прекращаются с подачей иска в суд. Помимо этого, виновником должны устранятся препоны к использованию, которые возникли, за счет собственных средств.

ВНИМАНИЕ! При нанесении собственнику ущерба в ходе несоблюдения его прав они должны быть компенсированы лицами, виновными в совершении нарушения.

Земельные споры рассматриваются в зависимости от спорящих субъектов:

  • В суде общей юрисдикции, когда сторонами являются физические лица;
  • В арбитражном суде, если участниками процесса выступают организации либо индивидуальные предприниматели.

Перед представлением заявления в судебные органы стоит проверить наличие необходимой документации, подтверждающей правомочия собственника на угодья. Помимо этого, необходимо представить обоснования нарушенных прав и доказательства, подтверждающие это.

Случаи изъятия земельных объектов из пользования правонарушителя

Иногда возникают ситуации, когда виновником является сам владелец земельной недвижимости. Это могут быть случаи, когда имущество используется не по назначению или совсем не эксплуатируется на протяжении длительного временного периода. В основном это касается ситуаций, когда владелец имеет земли сельхозназначения.

При этом они могут принудительно изыматься из распоряжения граждан и компаний. Однако они могут не использоваться по стечению обстоятельств, под воздействием внешних факторов, учитывая нестабильность экономики в стране. Причинами могут послужить инфляционные процессы, отсутствие необходимой инфраструктуры в местности расположения, некомфортные климатические условия. Собственник объекта вправе рассчитывать на изменение его целевого предназначения при наличии грамотного обоснования.

Изъятие земли из частной собственности могут производить надзорные органы, при наличии у них соответствующий полномочий. Для максимальной сохранности земельного имущества, при появлении различных предпосылок лучше сразу стабилизировать ситуацию, обратившись в органы, обладающих охранной компетенцией.

Кроме того, права на земельный объект можно передавать заинтересованным субъектам или государству. В этом случае владелец вправе рассчитывать на компенсацию.

ВАЖНО! Решение об изъятии земли из личного владения может быть обжаловано в суде.

При выявлении собственником нарушений правомочий на землю, даже малейших предпосылок и сомнений в правомерности действий третьих лиц, нужно в срочном порядке принимать все предусмотренные законодательством действия по охране своего недвижимого имущества и своевременно начать подготовку документации в судебные органы.

law03.ru

Нарушение права собственности на земельный участок

Здравствуйте.Вопрос у меня такой — оформил земельный участок в собственность,весь пакет документов на руках,районная администрация обратилась в суд,сначала с иском о признании не приобредшим права мной участка.Затем.о снятии его с учёта,суд вынес такое решение,участок сняли с учёта,но на руках все документы,а значит я являюсь собственником?Разве Конституция не защищает мои права?Тем более Государство зарегистрировало моё право.а потом сняло с учёта,при этом обвинив меня в нарушении?Куда я только не обращался!Все разводят руками.Решение суда — у нас свято.А вот гарантии частной собственности ,записанной к Конституции — нет!Парадокс!Спасибо за внимание.

Ответы юристов (5)

Сергей, я не до конца поняла — вы что хотите узнать от юристов? Являетесь ли вы собственником? Нет, не являетесь. Вместо свидетельства о собственности надо было выложить решение суда, тогда было бы о чем рассуждать — о прямом действии Конституции РФ и правильности решения. Без него никто ничего не скажет. Конституция защищает ваши права, но если вы ее внимательно прочтете, то увидите, что право частной собственности охраняется законом и не может быть прекращено, кроме как по решению суда. Выложите решение, тогда будет о чем говорить.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ.Но .. значит государство выдавая свидетельство о регистрации собственности разве не берёт на себя гарантии защиты моих прав?Почему я не являюсь собственником?!Ведь меня НИ КТО ре лишал прав собственника,а сняли участок с учёта.Кадастровая палата поставила на учёт,согласно закона она несёт ответственность за регистрацию,но ни как не я.Может я не прав?

05 Сентября 2015, 21:12

Есть вопрос к юристу?

Еще раз повторяю — я не готова обсуждать решение суда, не зная его текст. Предполагать и отвлеченно рассуждать можно все, что угодно, но это не приблизит меня к пониманию решения, а вас к готовности принять ответ. Потом, я вас не понимаю — что значит «сняли участок с учета»? С учета можно снять человека, машину. А в отношении участка отменяют регистрацию права собственности. Выложите уже решение, чтобы воздух не сотрясать.

Уточнение клиента

Здравствуйте,уважаемая Юлия,спасибо за внимание.Но после этого решения и после решения по уголовному делу,которое было в отношении пьяного,лишённого прав «водителя»,который сбил на смерть на тротуаре нашу дочь,которая в последний момент успела спасти свою трёхлетнюю дочь от смертельного удара, и получил за это 6 лет поселения,отбывает срок в национальном парке куршская коса , я понял,что действительно права поговорка — закон,что дышло . Извините за эмоции.

06 Сентября 2015, 23:57

Сергей, я вам сочувствую, но решение в отношении смерти вашей дочери не имеет отношения к спору о земле, который мы сейчас обсуждаем. Эмоции в юридическом деле — самый злой советник, поэтому, хоть вам и сложно, нужно от них отвлечься, тем более, у вас такая чудесная внучка.

Насколько я поняла, у вас в судебном заседании был представитель, который и должен был разъяснить вам суть решения суда. Не важно, по каким причинам он этого не сделал, разъясню вам я. Администрация района оспаривала самозахват вами территории. В судебном заседании установлено, что при проведении работ по установлению границ земельного участка вы ввели в заблуждение кадастрового инженера и нарушили установленную процедуру оформления в собственность земельного участка, а именно — не согласовали план земельного участка с администрацией района. Другое дело, что сейчас вам такой план никто не согласует, поскольку установлено, что вы фактически замежевали себе общий проезд. Но против передачи вам участка в собственность администрация не возражала, поэтому, свидетельство о праве собственности и не отменено. Опять же, свидетельство не отменено, но нет объекта, на которое зарегистрировано ваше право — сведения о нем исключены из ГКН. Значит, чтобы вновь попасть в ГКН надо вновь сформировать этот объект и зарегистрировать на него права. Кадастровый инженер вам в помощь.

Уточнение клиента

Огромное спасибо вам за внимание и терпение,Юлия.У меня Вопросов по этому делу очень много осталось,Но не буду отвлекать Вас от работы,но хотелось бы услышать ответ на один вопрос — в ЧЁМ заключается МОЁ правонарушение?Ведь в суд ,согласно ГПК,обращаются лишь в том случае,если нарушены чьи то права.Но ведь я лишь заключил. кадастровыми инженерами договор и ВСЁ.Разве в этом есть правонарушение?Да и я так понимаю — Государство зарегистрировало участок,а администрация района против,хотя данные земли относятся к землям поселения.Выходит районная администрация может отменить решение Государства?Ещё раз успехов в работе .Спасибо.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется. А как же пункт о равноценном и предварительном возмещении.

09 Сентября 2015, 11:34

Сергей, у меня складывается впечатление, что вы просто сами не читали то решение, которое мне прислали. Ну, разве можно так — вам не нравится решение, значит вы отказываетесь его понимать — так, что ли, во-вашему? В решении суда подробнейшим образом расписано, каким образом вы нарушили право муниципального образования и права третьих лиц — вы просто самовольно произвели замену одного участка на другой (равноценный с вашей точки зрения), и без согласования плана размещения этого земельного участка замежевали его себе, произвели регистрацию прав. Нарушения процедуры согласования — это очень серьезное нарушение формального порядка установления прав. Ведь по сути, что получилось? Вы были владельцем двух земельных участков. Администрация не возражала против передачи вам права собственности на эти участки, но, поскольку, кадастровый план территории не сформирован или неполностью сформирован, то вам надо было обозначить на местности свои участки. Что вы сделали? Вы привели кадастрового инженера, который замерил именно там, где вы ему указали, а что он еще будет замерять, если руководствуется только вашими словами? То есть, вы упустили важный момент — не составили план расположения земельного участка и не согласовали его с администрацией района. Теперь получилось, что координаты исключены из сведений ГКН, участки НЕ СФОРМИРОВАНЫ, и нужно их заново формировать. А вы остались со своим пожизненным наследуемым владением, как и были.

И оставьте уже свои рассуждения о том, кто главнее. Нарушили порядок оформления прав на участок именно вы. Поэтому, объекта прав у вас теперь нет, как, собственно, и самих прав. Почему Росреестр зарегистрировал ваше право — лично мне не известно, за мысли работников этого органа я ответственности не несу. Ни о каком возмещении вам речи быть не может, потому что участок у вас не изъяли для государственных или муниципальных нужд, у вас отменили ваше право всвязи с нарушением процедуры установления этого права. И отменено ваше право на основании решения суда — все, как написано в Конституции. Вы, неужели, считаете, что любой человек, самовольно захвативший какое-либо имущество и зарегистрировавший на него права не может быть его лишен? Может, и еще как — если не будет установлено, что у него есть ОСНОВАНИЯ для установления права. У вас таких оснований в отношении спорного участка суд НЕ НАШЕЛ.

P.S. Мне сложно говорить с людьми, которые спрашивают, но не готовы слышать ответ. Закон есть закон — нравится он вам или не нравится. У вас в суде был представитель — обращайтесь за толкованием решения и дальнейшей судьбой ваших участков к нему.

Уточнение клиента

Большое спасибо за подробный ответ.Я слышу Вас.Но права на участки выданны государством ещё в 1992 году,когда не было ни администрации,ни кадастровой палаты.Я сам работаю вет врачём в госструктуре и знаю одно если я выдам докуметн на испорченную продукцию.то отвечать буду я,а не то лицо.которое испортил её.Имея на руках кадастровый план,свидетельство о регистрации .как можно говорить о самовольном захвате?Большое спасибо Вам за ваше терпение и больших успехов в работе.

09 Сентября 2015, 21:05

Вот именно потому, что вы заняли такую позицию, вы и проиграли суд. Вы имели на руках свидетельство о праве собственности, выданое вам без оснований. По причине неосновательного возникновения у вас права собственности, а именно — нарушения процедуры идентификации объекта права собственности — ваше право отменено судом.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Нарушение права пользования земельным участком

Мой вопрос про нарушение правил пользования земельным участком. Я купил участок в ТСЖ в 1998 г,в том же году поставил капитальный забор.Площадь участка соответствует документам купли-продажи,находится в границах ТСЖ по генплану.межевание участка не проводилось,право собственности на землю не зарегестрировано.В 2012 г земля с/х назначения за моим забором продана под коттеджное строительство.Новый сосед провел межевание ,в результате чего его участок частично наложился на мой участок.Документы по межеванию смежного участка были оформлены с нарушением норм: на проведение межевания я не был приглашен,акт установления согласования границ составлен без моего ведома и подписи.Владелец смежного участка обратился в суд с требованием устранить нарушение права пользования земельным участком-убрать мой забор с его территории.В связи с тем,что межевые работы проводились без моего ведома и подписи,могу ли я обратиться в суд с исковым заявлением о нарушении права на согласование границ земельного участка?

Ответы юристов (12)

Дмитрий, хотелось бы уточнить, что участок Вы наверно в СНТ имеете в виду.

На акте согласования границ должна быть Ваша подпись или Вы должны быть уведомлены и не явиться.

Такая практика, что эти акты составлены с нарушения встречается сплошь и рядом. Оспаривайте результаты межевания. Пусть суд запрашивает из межевого дела акт согласования границ и устанавливает, кто его подписал вместо Вас и почему Вас не уведомили о месте и времени его подписания.

Когда суд удовлетворит Ваши требования, а почти наверняка произойдет. Вызывайте геодезистов и делайте вынос участка в натуре (установка межевых знаков).

Есть вопрос к юристу?

Добрый день. Не можете. Точнее, юридически вы вправе это сделать, но это бессмысленно.

Для начала вам необходимо установить границы Вашего земельного участка и зарегистрировать свое право собственности на него. Для этого Вам нужно обратиться в суд с иском об установлении границ Вашего земельного участка. Можно попробовать оформить это встречным иском по данному делу, либо заявить ходатайство о приостановлении данного дела до рассмотрения вашего.

Ваш фактический сосед и не обязан был согласовывать с Вами свои границы, поскольку юридически у него соседей нет с вашей стороны.

Сделки купли-продажи недвижимого имущества, к которому относятся в том числе земельные участки, подлежат государственной регистрации. Право собственности на недвижимое имущество переходит именно в момент государственной регистрации. Поскольку у Вас переход права собственности не был зарегистрирован, юридически у Вас не возникло права собственности на купленный земельный участок, соответственно поэтому у Вас и не спрашивали согласия при межевании, поскольку отсутствует правообладатель на данный земельный участок в официальных документах. Поэтому предполагаю, что Ваше исковое заявление будет бесперспективным.

Добрый вечер, Дмитрий! Согласно правилам статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г., Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном
настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3
настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае выполнения
кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка
документов для представления в орган кадастрового учета заявления об
учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с
уточнением местоположения его границ.

Предметом данного статьи согласования с
заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате
которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган
кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений
земельного участка, является определение местоположения границы такого
земельного участка, одновременно являющейся границей другого
принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно
местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ
принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение
границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1)
собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные
участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,
предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное
(бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся
государственными или муниципальными учреждениями либо казенными
предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3)
постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если
такие смежные земельные участки предоставлены государственным или
муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам
государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное
(бессрочное) пользование);

4)
аренды (если такие смежные земельные участки находятся в
государственной или муниципальной собственности и соответствующий
договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

От имени вышеуказанных лиц в согласовании
местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в
силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности,
указании федерального закона либо акте уполномоченного на то
государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в
согласовании местоположения границ от имени собственников вправе
участвовать также представитель собственников помещений в
многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в
установленном федеральным законом порядке решением общего собрания
указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок
входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель
собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из
земель сельскохозяйственного назначения — решением общего собрания
собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный
участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и
находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
граждан — решением общего собрания членов данного некоммерческого
объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого
объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в
пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к
имуществу общего пользования).

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика
кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности
или без установления границ земельных участков на местности.Заинтересованное
лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их
установлением на местности. В этом случае такое согласование
осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за
исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

Согласование местоположения границ проводится без их установления на
местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1)
земельные участки, местоположение границ которых согласовывается,
являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо
охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель
сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления
традиционного природопользования коренными малочисленными народами
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2)
подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков
определено посредством указания на природные объекты или объекты
искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых
содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет
определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных
участков;

3)
подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков
определено местоположением на одном из таких земельных участков
линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера
проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или
согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Согласование местоположения границ посредством проведения собрания
заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на
местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах
которого расположены соответствующие земельные участки или который
является ближайшим населенным пунктом к месту расположения
соответствующих земельных участков, если иное место не определено
кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения
собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о
согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их
представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам
посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам
их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями,
предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего
Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в
порядке, установленном для официального опубликования муниципальных
правовых актов, иной официальной информации соответствующего
муниципального образования. Опубликование извещения о проведении
собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае,
если:

1)
в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом
адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о
проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное
заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о
невозможности его вручения;

2)
смежный земельный участок расположен в пределах территории
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и
относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель
сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем
пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме.

В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2)
сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие
кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной
почты и номер контактного телефона;

3)
кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого
выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и
адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов
указываются сведения о местоположении земельных участков);

4)
порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с
этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или
опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6)
сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными
лицами требований о проведении согласования местоположения границ с
установлением таких границ на местности и (или) возражений после
ознакомления с проектом межевого плана.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения
границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не
позднее чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания. При
этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может
составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным
лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения
устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере
кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять
извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ,
считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2)
обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их
представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать
необходимые разъяснения относительно его содержания;

3)
указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее
согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в
случае согласования местоположения границ с их установлением на
местности).

В 1998 году не было еще регистрационных палат, служб регистрации в областях и соответственно регистрацию в ЕГРП ( реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) никто не проводил, но это не отменяет действительности документов, если они были выданы по законодательству того времени.

Вам необходимо написать обстоятельные возражения на исковое заявление и в них же выразить ходатайство о проведении повторного межевания. Акт установления и согласования границ земельных участков без Вашей подписи нельзя считать действительным. При повторном межевании может оказаться, что граница Ваших участком определена соседом верно, но это уже будет с Вашего ведома. Дело в том, что в 1998 г., когда Вы покупали участок, закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ) еще не действовал и межевания участков проводились другими способами и поэтому проведенное межевание Вашего участка в те годы может не совпадать с теми результатами, что сделали соседу. Но в любом случае нужно провести повторное межевание в рамках рассматриваемого дела, поскольку иск заявлен.

Вы можете в судебном процессе который инициировал Ваш сосед заявлять свои возражения по поводу межевания земельного участка, т.к. являетесь стороной в процессе. В качестве возражений можете заявлять об отсутствии согласования границ участка, с Вами. В том числе Вы можете потребовать проведения повторного межевания участков. Также Вы можете заявлять встречный иск в этом судебном процессе. Подавать же новый иск в данной ситуации не имеет смысла.

«Площадь участка соответствует документам купли-продажи, находится в границах ТСЖ по генплану.Межевание участка не проводилось».

Здесь возникает вопрос: если межевание не проводилось, кто и когда устанавливал площадь купленного Вами участка, которая соответствует документам купли-продажи»?

Коллеги верно пишут, что поскольку Ваше право собственности не зарегистрировано, официально занимаемый Вами участок никому не принадлежит. Но, если ранее проводились межевые работы и границы по технологиям тех времен были установлены, Вам надо найти те документы. Иначе и в самом деле даже в суде не сможете предъявить какие-либо требования по причине отсутствия необходимых документов. Одного лишь договора купли-продажи недостаточно. Сделка должна была быть зарегистрирована.

Уточнение клиента

Договор купли-продажи зарегестрирован.Есть Свидетельство о праве собственности на землю и приложение к свидетельству-план на участок земли,передоваемый в собственность.План составлен по материалам обмера участка в натуре и соответствует генеральному плану застройки.

06 Декабря 2013, 10:26

В силу ст. 6 закона о гос. регистрац. прав на недвиж. и сделок

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

То есть, если у Вас есть документ ( договор, свид.) подтверждающий Ваше право собств. на зем. уч., то Вы являетесь законным владельцем указанной площади зем. уч.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О
государственном кадастре недвижимости»

. Местоположение границ земельных участков подлежит в
установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию
(далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные
лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение
границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие
кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных
участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с
заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение
местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся
границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного
участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно
местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ
принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ
на возмездной основе.

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами,
обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение,
постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся
государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями,
в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением
случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или
муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной
власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное)
пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в
государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор
аренды заключен на срок более чем пять лет).

В согласовании местоположения границ от имени органа
государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать
представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование
доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и
подписью руководителя данного органа.

То есть, при межевании земельных участков Ваших соседей, должны были согласовываться местоположения границ их зем. уч. с Вами.

Поэтому если Вы участвовали в процессе установл. границ, то межевание является недействительным.

Согласно п. 9 ст.38 закона

при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

То есть, при уточнении границ Вашего
земельного участка их местоположение будет установлено на основании Вашего договора купли-продажи на зем. уч. 1998г. и

Поэтому Вам следует подавать иск об утонении границ Вашего зем. уч.

Таким образом, сейчас Вам следует подавать Возражение на иск соседа и встречный иск об уточнении границ в суд.

Смогу оказать услугу по составлению иска и Возражения, а также проконсультировать по успешному решению
вопроса в Чате.

С уважением Ф. Тамара

П, С, Если сделка купли-продажи была до вступления в силу закона( 30 января 1998 г.) и у Вас есть документ ( договор, свид.) подтверждающий Ваше право собств. на
зем. уч., то Вы являетесь законным владельцем указанной площади зем. уч.

Однако, если Вы приобрели зем. Уч. после 30 января 1998 г., то Вы не являетесь
законным собственником зем. Уч. И Вам следует признавать свое право в судебном
порядке на основании приобретательной давности.

В таком случае, Ваше согласие при межевании не требовалось и следовательно требования соседа могут быть признаны обоснованными

Смогу проконсультировать по вопросу признания прав собственности в суде.

Договор купли-продажи зарегестрирован.Есть Свидетельство о праве собственности на землю и приложение к свидетельству-план на участок земли, передоваемый в собственность.План составлен по материалам обмера участка в натуре и соответствует генеральному плану застройки.

Что-то Вы сами себе противоречите. Если есть право собственности и выделение земли в кадастровом плане, это одно. Если этого нет — другое.

Дмитрий, Ваши права, судя по описанию зарегистрированы надлежащим образом, даже если сведений на сегодняшний день в росреестре нет ( их не может быть, потому что архивы не передавались). Вам следует оспорить в суде акт согласования границ. Если там нет Вашей подписи и Вы не были уведомлены о месте и времени согласования( в межевом деле должны быть корешки отправленных писем и /или публикация в местной газете) закон на Вашей стороне.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Это интересно:

  • Назначение максимального наказания Назначение максимального наказания Назначение наказания Общие начала назначение наказания - это требования, правила, которыми руководствуется суд, назначая наказание. Согласно ст. 60 УК, они заключаются в том, что: 1) справедливое […]
  • 208 статья ук рф Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем 1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким […]
  • Детское пособие в августе 2018 году Пенсии и детские пособия вырастут в Беларуси с 1 августа МИНСК, 25 июл — Sputnik. Вместе с бюджетом прожиточного минимума в Беларуси с 1 августа увеличатся минимальные трудовые и социальные пенсии, сообщили в Министерстве труда и […]
  • Заявление на ознакомление с делом в полицию Образец заявления об ознакомлении с материалами доследственной проверки Начальнику отдела МВД России по городу Энску от Петрова Вячеслава Александровича проживающего: город Энск, улица Энгельса 137 З а я в л е н и е По ранее […]
  • Оформить форму 088 Медико-социальная экспертиза 1. 80 лет2. Мужчина3. Тракторист4. 5.6. Вес 59 кг Такая ситуация - 1) Дед около 20 лет является диабетиком; около 3-х лет назад начались проблемы с онкологией (точно не скажу, но что-то вырезали и […]
  • Приказ мвд россии от 27012003 59 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 июня 2003 г. N 372 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (в ред. […]