Налоговая система виды налогов и функции

15. Налоги, их виды и функции

Налогиэто обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспечивают до 9/10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств.

В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

Фискальная функция налогов заключается в том что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства.

Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровне между сферами хозяйства и различными группами населения.

Некоторые ученые-экономисты объединяют регулирующую и распределительную функции налогов в одну общую функцию — экономическую.

Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъектом налога, или налогоплательщиком, называется физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога — это предмет (доход имущество, товар), подлежащий налогообложению. Часто название налога является производным от его объекта (например, земельный налог).

Под источником налога понимается доход субьекта налога (зарплата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Иногда источник и объект налога могут совпадать (например, налог на прибыль).

Единицей обложения является единица измерения объекта налога (по земельному налогу такой единицей может быть, например, гектар).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговым окладом называется сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.

Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги — это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).

Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т. е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.

По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные, направляемые государством только на заранее определенные цели.

В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.

Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода — на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.

Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую став ку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конеч-ном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.

В Российской Федерации формирование современной налоговой системы после 1991 г. шло в сложных условиях экономического спада, инфляции и кризиса государственных финансов. В 1992 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ.

Как и в большинстве крупных государств, в РФ действует трехуровневая система налогообложения.

Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономных областей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот.

Третий уровень — это местные налоги, т. е. налоги городов, поселков и т. п. Они устанавливаются местными представительными органами власти. Причем представительные органы власти Москвы и Санкт-

Петербурга имеют право устанавливать как местные налоги, так и налоги субъекта Федерации.

Недостатки современной системы налогообложения в РФ очевидны: большое количество налогов и сложность их подсчета, высокий уровень налогообложения, а также постоянные изменения в налоговом законодательстве. С целью устранения этих недостатков в настоящее время федеральные органы власти пытаются провести налоговую реформу в стране.

www.e-reading.mobi

Налоги и налоговая система

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Налоговый кодекс РФ

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критерии качества налоговой системы:

  • сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Основные тенденции развития налоговой системы:

  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

www.grandars.ru

Налоги (признаки, виды, способы взимания, функции, характеристики)

НАЛОГ — это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.

Признаки налога:

1-ый признак. Императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада в бюджетный фонд.

2 -ой признак. Смена формы собственности.

Посредством налогов часть собственности физического или юридического лица в денежной форме переходит в государственную. Суммы налогов поступают в бюджет, где обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов.

3 -ий признак. Безвозвратность и безвозмездность.

Оклад налога никогда не возвращается плательщику и индивидуально он ничего не получает взамен. Этот признак отделяет пошлину от налога.

Определение налога (согласно 1 части НГ РФ): налог — это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Функции налогов:

  1. Фискальная. Ее суть в обеспечении государства необходимыми ему для выполнения своих функций финансовыми ресурсами.
  2. Экономическая (регулирования). Реализуется путем создания некоторых налоговых преимуществ(снижения «обычных» ставок налогов) отдельным отраслям и территориям, стимулируя определенные виды деятельности для достижения не фискальных, а социальных целей.
  3. Контрольная

Способы взимания налогов

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.

  1. Кадастровый (на основе кадастра). Кадастр — это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино). При этом способе используется установление среднего дохода, подлежащего обложению.
  2. Изъятие у источника выплаты дохода (изъятие налога до получения субъектом дохода). Пример — исчисление и удержание бухгалтерией налога на доходы физических лиц. Главное достоинство — практическая невозможность уклонения от уплаты налога.
  3. Декларационный. Плательщик представляет в налоговые органы декларацию о всех полученных годовых доходах. Исходя их декларации, налоговые органы исчисляют сумму платежей по налогу. Данный способ взимания возник в связи с ростом многообразия личных доходов граждан.
  4. Изъятие в момент расходования доходов (НДС, налог с продаж, акцизы, импортная торговая пошлина). Данные виды налогов непосредственно оплачиваются покупателями, которые становятся носителями налога.
  5. Изъятие в процессе потребления. Например, дорожные сборы с автовладельцев при пользовании платными дорогами.
  6. Административный способ.

Налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход).

Классификация налогов

В основу классификации налогов могут быть положены различные признаки (критерии).

  1. По видам налогоплательщиков — налоги с юридических и физическихлиц.
  2. В зависимости от механизма изъятия различают:

2.1 Прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ)

Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика.

2.2 Косвенные налоги (акцизы, НДС, экспортная таможенная пошлина и. т. д.) Косвенные налоги в виде фиксированной добавки к цене перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги. Продавец товара выступает при этом субъектом налога — налогоплательщиком.

3. По объекту обложения налоги разделяются на налоги:

  1. с дохода;
  2. с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);
  3. за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сделки купли — продажи, займа и др.);
  4. рентные (НДПИ);
  5. на потребление (НДС);
  6. на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные пошлины).

4. По порядку отражения в бухгалтерском учете налоги делятся на :

  1. относимые на себестоимость (издержки) продукции (ЕСН);
  2. относимые на увеличение цены товара, то есть косвенные налоги;
  3. относимые на финансовые результаты (с чистой прибыли, с доходов от капитала, с доходов физических лиц).

5. В зависимости от уровня власти налоги делятся на :

  1. Федеральные налоги и сборы
  2. налог на добавленную стоимость (НДС);
  3. акцизы;
  4. налог на доходы с физических лиц (НДФЛ);
  5. единый социальный налог (ЕСН);
  6. налог на прибыль;
  7. налог на добычу полезных ископаемых;
  8. водный налог;
  9. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  10. государственная пошлина.

6. Региональные налоги

  1. налог на имущество предприятий;
  2. транспортный налог.
  3. налог на игорный бизнес.

7 Местные налоги

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Закрепленные и разделяющиеся (расщепляющиеся, регулирующие) налоги

В некоторых федеративных государствах практикуется система закрепленных и разделяющихся налогов (ФРГ, Россия).

Закрепленные — это налоги, которые на длительный срок (период) полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (например, таможенные пошлины являются источником доходов Федерального бюджета).

Разделяющиеся (регулирующие) налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней (например, акцизы). Пропорции распределения этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год.

Взаимоотношения бюджетов по формированию доходов

В федеративных государствах существует три модели взаимоотношений бюджетов различных уровней.

1. «Разные налоги».

При этой форме каждый уровень власти имеет право вводить свои налоги. Существует два варианта этой формы: полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов.

Классический образец данного типа – американская модель финансового федерализма.

2. «Разные ставки».

В этом варианте основные правила взимания и перечень налогов устанавливает федеральная власть, а региональные и местные власти определяют ставки, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный (региональный или местный) бюджет

Пример – канадская модель финансового федерализма.

3. «Разные доходы».

При этой модели свобода региональных властей минимальна. Порядок и условия разделения бюджетных доходов устанавливаются центром (федеральной властью) либо по потребностям конкретных регионов, либо по каким-то установленным нормативам (численность населения, объем налоговых поступлений или другое). Чаще всего при построении налоговых систем используется комбинация этих форм.

Российская бюджетная система – типичный образец данного типа взаимоотношений центра и субъектов федерации.

Желательные характеристики любой налоговой системы

Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.

Поведенческий эффект налогообложения.

Большую часть результатов налогообложения трудно оценить. Налогообложение доходов может изменить срок пребывания человека в школе, сказываясь на выборе места работы, на посленалоговой отдаче от образования (так как в некоторых сферах труда большая часть дохода оказывается в форме не подлежащих налогообложению доходов). Налогообложение влияет на желание человека иметь вторую работу, на сумму сбережений и их форму (выбор между банковским счетом или ценными бумагами), на решение человека об уходе на пенсию.

Прирост капитала (увеличение стоимости акций), дивиденды и процент облагаются разными налогами, что оказывает влияние на инвестиционных решениях как физических лиц, так и корпораций (о возможном финансировании инвестиций за счет заемного капитала или выпуска новых акций).

Искажающее и неискажающее налогообложение

Любая налоговая система оказывает влияние на поведение людей. Когда мы говорим, что хотим, чтобы налоговая система не была искажающей, мы не подразумеваем, что при этом индивидуум вообще не будет затронут.

Налог является неискажающим тогда и только тогда, если человек не может предпринять что-либо, чтобы изменить свои налоговые обязательства. Экономисты называют неискажающие налоги паушальными налогами. Искажения связаны с попытками человека изменить свои налоговые обязательства.

Подушный налог — налог, который каждый платит независимо от дохода или состояния, — паушальный налог. Налог, который зависит от неменяемых характеристик (возраст, пол), — также паушальный налог. Любой налог на товар — искажающий: человек может изменить свои налоговые обязательства, просто сократив покупки соответствующего товара. Также и любой налог на доход: сократить его можно, просто меньше работая или сберегая.

Иногда налогообложение может использоваться в положительном смысле — для исправления несовершенств рынка. Такого рода налоги называются корректирующими. Они одновременно и увеличивают поступления, и улучшают эффективность распределения ресурсов.

2.Административные издержки

Существуют значительные издержки, связанные с функционированием налоговой системы. Различаются прямые издержки — издержки содержания самой налоговой системы и косвенные издержки, относимые на счет налогоплательщиков.

Эти издержки принимают разные формы: затраты времени, нужного для выпуска соответствующих форм, затраты на ведение учета, затраты на бухгалтеров и юристов.

3. Гибкость

Изменения в экономических условиях требуют изменения в налоговых ставках. Для некоторых налогов такие корректировки просты, для других требуются изменения в законодательстве, а для каких-то все делается автоматически.

В период экономического кризиса может быть весьма желательным уменьшение поступлений в бюджет, поскольку это может создать необходимые стимулы для экономики. Когда экономика и цены стабильны, «автоматическая» стабилизация может обеспечиваться прогрессивной налоговой системой.

Поскольку в результате кризиса доходы всех субъектов экономического пространства сокращаются, должна уменьшаться и средняя налоговая ставка. С другой стороны, с возрастанием доходов автоматическая стабилизация обеспечивает рост налоговых ставок.

Наконец, важный аспект «гибкости» налоговой системы — согласованность действий: скорость, с которой изменения в налоговых законах могут быть приняты, и скорость, с которой проявляются последствия этих изменений, могут приводить к временным разрывам в сборе налоговых доходов.

4. Справедливость

Основная критика налоговых систем начинается, как правило, с указания на их несправедливость. Проблема в том, что очень трудно определить, что справедливо, а что нет. В экономике государственного сектора существует два различных понятия справедливости: горизонтальная равенство (справедливость) вертикальное равенство (справедливость).

Горизонтальное равенство.

Налоговая система называется горизонтально равной, если люди, одинаковые во всех отношениях, облагаются налогом одинаково. Налоговая система не должна дискриминировать людей по признаку расы, цвета кожи или вероисповедования. (Принцип горизонтального равенства настолько важен, что он содержится в Конституции США как 14-я поправка (статья о равной защите)).

Вертикальное равенство.

Если принцип горизонтального равенства утверждает, что, по сути, одинаковые люди должны иметь одинаковый подход к себе, принцип вертикального равенства гласит о том, что некоторые люди по положению платят более высокие налоги, чем другие, и что они должны делать это.

economics-konspect.org

Это интересно:

  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Производные основные правила Найти производную: алгоритм и примеры решений Операция отыскания производной называется дифференцированием. В результате решения задач об отыскании производных у самых простых (и не очень простых) функций по определению производной […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Налог на имущество организаций сроки оплаты Сроки уплаты налога на имущество организаций в 2017-2018 годах Сроки уплаты налога на имущество организаций определяют региональные законодательные органы. Рубрика «Уплата налога на имущество организаций» призвана помочь вам […]
  • Налог на прибыль организации нк рф ставки Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Приказ на должность бригадира Приказ на должность бригадира Приказ о назначении на должность входит в проект приказов по личному составу. Он является основным документом, который определяет служебное положение сотрудников организации. Приказ о назначении служит […]