Налоги субъектов РФ

Актуально на: 8 июня 2017 г.

Налоговым законодательством РФ предусмотрены налоги и сборы 3 видов: федеральные, региональные и местные. Региональные налоги также часто именуются налогами субъектов РФ. Подробнее о них расскажем в нашей консультации.

Какие налоги региональные?

Региональными налогами является налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ, на территориях которых такие налоги становятся обязательными к уплате (п. 3 ст. 12 НК РФ).

В НК РФ предусмотрено 3 вида налогов субъектов РФ (ст. 14 НК РФ):

Власти регионов при установлении налогов субъектов РФ могут устанавливать в рамках своей компетенции, ограниченной нормами главы НК РФ о конкретном региональном налоге (п. 3 ст. 12 НК РФ):

  • особенности определения налоговой базы;
  • налоговые ставки;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения;
  • порядок и сроки уплаты налогов.

Налоги в бюджет субъектов РФ

Рассматривая в отдельном материале федеральные налоги и сборы мы отмечали, что федеральные налоги и налоги федерального бюджета – не одно и то же. Но ситуация с региональными налогам иная. Все 3 налога субъекта РФ в соответствии с бюджетным законодательством зачисляются в бюджеты субъектов РФ в размере 100% (п. 1 ст. 56 БК РФ).

Кроме того, в бюджеты субъектов РФ идут и некоторые федеральные налоги (полностью или частично) (п. 2 ст. 56 БК РФ).

В бюджеты субъектов РФ поступают, к примеру, следующие федеральные налоги (п. 2 ст. 56 БК РФ):

  • региональная часть налога на прибыль, исчисляемая в 2017-2020 гг. по налоговой ставке 17% (п. 1 ст. 284 НК РФ, ст. 2 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ );
  • 85% перечисленного налоговым органам НДФЛ;
  • 100% акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно;
  • 100% налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых.

glavkniga.ru

Поступление налогов от малого бизнеса в бюджет Москвы выросло почти на треть

Объем налоговых перечислений от предприятий малого бизнеса в бюджет Москвы значительно вырос по итогам первого квартала 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го и продолжает расти стабильными темпами, сообщили в городском Департаменте финансов.

С января по май бюджет Москвы получил 45,9 миллиарда рублей по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения. Рост поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 27 процентов.

В частности, за пять месяцев этого года налоговые перечисления от индивидуальных предпринимателей выросли на 33,8 процента, а от организаций — на 22,6 процента. В отраслевом разрезе наибольший рост поступлений показали предприятия сферы информационных технологий и связи (31,9 процента) и общественного питания (30,9 процента).

В целом налоговые доходы поступили в городской бюджет в объеме 822,7 миллиарда рублей, продемонстрировав за пять месяцев 2018-го рост на 7,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Роль малого и среднего бизнеса для городского бюджета ежегодно растет. Совокупный вклад этого сектора в налоговые доходы бюджета Москвы с учетом поступлений от индивидуальных предпринимателей увеличился за четыре последних года — с 17 процентов в 2014 году до 23 процентов в 2017 году», — сказала Елена Зяббарова, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов.

Помимо упрощенной системы налогообложения, для начинающих предпринимателей предусмотрены налоговые каникулы и возмещение части затрат по договорам аренды и кредитным договорам. Им также компенсируют затраты на участие в конгресcно-выставочных мероприятиях.

Столичные предприниматели покупают все больше патентов. Этот рост стал возможен благодаря политике поддержки городом малого бизнеса. В частности, положительную динамику в этом вопросе демонстрируют сферы общественного питания, бытовых услуг и социального предпринимательства.

www.mos.ru

АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ

Региональная налоговая политика является элементом налоговой политики государства: каждый субъект федеративного государства заинтересован в полноценном развитии своего хозяйственного комплекса, обеспечения своей финансовой самодостаточности и укреплении доходной базы бюджета. Субъекты Российской Федерации имеют различия по структуре взимаемых налогов, отношению жителей к государственным программам и другим показателям, однако каждый регион стремится найти индивидуальную позицию в налоговой политике, построить собственный комплекс стратегий и инструментов реализации данной политики, объективно оценить свои налоговые ресурсы.

В среднем на долю региональных налогов в структуре налоговых доходов региональных бюджетов приходится от 10 до 15%. Еще меньшая доля (3-5%) формируется за счет местных налогов в местных бюджетах. Это можно объяснить их низкой фискальной значимостью, а также ограниченным числом местных и региональных налогов. Основное место в группе налоговых доходов территориальных бюджетов отведено отчислениям от федеральных доходов.

Следствием из ограниченного объема доходных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований является невозможность расходов территориальных бюджетов полностью обеспечиваться за счет налоговых и неналоговых доходов. Их недостаток восполняется за счет межбюджетных трансферт, которые выделяют регионам из федерального бюджета; из регионального бюджета трансферты выделяются муниципалитетам. В конечном итоге удельный вес налоговых и неналоговых доходов составляет около ¾ общей величины доходных поступлений консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим собственные налоговые доходы субъектов РФ в разрезе нескольких субъектов центрального федерального округа РФ по состоянию на 01.04.2016 г. (таблица 1).[1]

Таблица 1 – Собственные налоговые доходы субъектов РФ (млн.руб.)

Региональные налоги и сборы, всего, млн. руб.

имущество организаций, млн.руб.

Транспортный налог, млн.руб.

Центральный федеральный округ:

Данные таблицы 1 показывают, что Московской области принадлежит наибольшая доля собственных налоговых поступлений регионального бюджета. Затем по показателям идут Воронежская область, Белгородская область, Тверская область и другие регионы. В Орловской и Костромской областях наблюдается наименьший положительный показатель.

На примере Орловской области, в которой показатель собственных доходов наименьший, рассмотрим структуру налоговых доходов за январь-август 2016 г (таблица 2).

Таблица 2. Структура поступлений основных администрируемых налоговых доходов Орловской области за январь-август 2016 года[2]

1) налог на прибыль организаций

2) налог на доходы физических лиц

4) налог на имущество физических лиц

5) налог на имущество организаций

6) земельный налог

7) транспортный налог

5) налог на добычу полезных ископаемых

6)Остальные налоги и сборы

Показатели дают понять, что поступления от региональных налогов малы и составляют в общей структуре налоговых доходов бюджета не более 14%. Доля основных налоговых источников формирования бюджета орловской области в налоговых доходах составляет 71,2%, этими источниками являются поступления от федеральных налогов: НДФЛ, налог на прибыль организаций.

Таблица 3 показывает статистические данные по налоговым поступлениям в региональный бюджет города Москвы за январь-август 2016г. по видам налогов. Поскольку в Москве доля поступления региональных налогов превалирует, на этом примере рассмотрим структуру налоговых поступлений бюджета с целью выявления основных источников дохода.

Таблица 3 – Структура доходов бюджета г. Москвы по видам налогов за январь- август 2016г.[3]

Налоговые доходы регионального бюджета, млн. руб.

Доля НП в региональном бюджете, %

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц

Налог на добычу полезных ископаемых

Остальные налоги и сборы

На основании данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что основную часть регионального бюджета также формируют два вида федерального налога: налог на прибыль организаций (38,6%) и налог на доходы физических лиц (45,3%). Большинство регионов не случайно использует регулирующие возможности налога на прибыль организаций. Другие налоги имеют существенно меньший вес в совокупных налоговых поступлениях регионального бюджета города Москвы. Поскольку для выявления основных видов налогов недостаточно рассмотрения среза статистических данных за один период, рассмотрим динамику налоговых поступлений в региональный бюджет по видам налогов г. Москвы за период, начиная с 2011 по 2016 гг. Ниже в таблице 4 показаны данные по темпам роста налоговых поступлений в разрезе видов налогов.

Таблица 4 — Темпы роста налоговых поступлений регионального бюджета г. Москвы по видам налогов, 2012-2016 гг., в % к 2011 г.[4]

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц

Налог на добычу полезных

Остальные налоги и сборы

Данные таблицы 4 говорят о том, что на 01.01.2016 прослеживается положительная динамика налоговых поступлений почти по всем видам налогов. Для наглядности построим график динамики изменения темпов роста налоговых поступлений региональных налогов за рассматриваемый период времени в бюджет г. Москвы (график 1)
Данный график показывает положительную тенденцию поступлений транспортного налога в течение периода 2012-2014 гг., однако на 01.01.2016г. поступления от транспортного налога заметно сократились; за весь рассматриваемый период положительной динамикой обладали поступления налога на имущество организаций.

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что в России существенны роль и значение налогов на имущество. Тем не менее, за последний двадцать лет их доля в доходах государства снизилась, что обуславливается сокращением состава объектов налогообложения, а также увеличением изношенности оборудовании и возросшей долей иных налогов. В частности, в 2012 году доля налога на имущество организации в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ снизилась до 4,16%, тогда как в 2001 году она составляла около 11%. Роль имущественных налогов заключается не только в ее фискальном значении, но и в том, что они при качественном налоговом администрировании содержат элементы экономического стимула, являясь механизмом регулирования экономических отношений.

Удельный вес налога на имущество организаций за 2015 год составил 69%.[5] По статистическим данным этот налог обеспечивает около 8,5% доходов бюджетов субъектов РФ, что дает право утверждать, что он занимает центральное место в системе имущественных налогов, несмотря на снижение общей доли налогов с объектов имущества в доходах российского государства.

Поступления транспортного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2012 году составили 90,16 миллиардов рублей, что на 8%, или на 6,9 миллиардов больше, чем в 2011 году. Увеличение ставок налога в соответствии с законами субъектов РФ, а также рост количества транспортных средств, находящихся в собственности, оказали влияние на рост поступлений транспортного налога в 2012 году. В 2013 году поступления по транспортному налогу увеличился на 18% по сравнению за аналогичный период 2012 года, его поступления составили 81 миллиард рублей. Верификация баз данных налоговых органов и органов ГИБДД МВД России обуславливает рост этих поступлений. По ее итогам увеличилось количество транспортных средств, которые вовлекаются в налоговый оборот по транспортному налогу на 1,6 миллионов объектов. Это позволило дополнительно привлечь к уплате транспортного налога порядка 1 миллиона налогоплательщиков. Однако данные за 2015- 2016г. показывают, что поступления от транспортного налога сократились вдвое, его собираемость в настоящее время не превышает порога в 40%.

Региональные власти не имеют нужного объема налоговых полномочий, поэтому не могут полностью обеспечить свои расходные обязательства. Это объясняет низкую долю собственных налоговых доходов региональных бюджетов. Подобное распределение доходов вытекает из существующего сейчас разделения налоговых доходов между различными уровнями власти, которое характеризуется существенными недостатками. К их числу можно отнести два наиболее значимых по своим фискальным последствиям.

Во-первых, в состав федеральных налогов и сборов включены наиболее значимые по объему и устойчивые по поступлению виды налогов, тогда как к региональным налогам отнесены налоги, отличающиеся низким фискальным потенциалом. Достаточно сказать, что в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ преобладают федеральные налоги и сборы, на долю которых приходится 92,2% общей величины налоговых поступлений, тогда как удельный вес региональных налогов составляет 5,6%.[6]

Во-вторых, состав налогоплательщиков и элементы налогообложения по региональным налогам устанавливаются федеральным законодательством, в то время как органы государственной власти субъектов РФ обладают ограниченными права по их регулированию. В результате субъекты РФ не могут оказать существенного влияния на объем региональных налогов, поступающих в их бюджет.

Таким образом, отсутствие возможностей принятия самостоятельных законодательных решений в сфере налогов и сборов, а также проведения определенной налоговой политики в области налогового контроля и перераспределение налоговых доходов через федеральный бюджет являются факторами, негативно сказывающимися на соблюдении регионами налогового законодательства. Требуется обсуждение возможности предоставления региональным и местным органам власти более широких налоговых полномочий, а также последующее законодательное решение. Получение права самостоятельно устанавливать отдельные налоги и сборы позволит субъектам РФ не только развиваться за счет собственной налоговой базы, но и повысит их ответственность за развитие экономики и проводимую налоговую политику. Разумеется, размеры этих налогов и сборов должны быть предельно продуманы и обоснованы. Однако интерес бюджетного пополнения не должен превышать пределы разумного, как это было в 90-х годах.

Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Отчет по форме 1 – НОМ//URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6092076/ (дата обращения 11.10.2016)

2 Официальный сайт Федеральной Налоговой службы информационно-аналитический раздел URL:https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 17.10.2016г.)

3 Официальный сайт Федеральной Налоговой службы информационно-аналитический раздел URL:https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 17.10.2016г.)

4 Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:http://www.nalog.ru (дата обращения 18.10.2016)

5 Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015,541 с.

6 Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015,541 с.

Список литературы

1. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества /М.Ю.Березин – М.:Инфотропик Медиа, 2011;

2. Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге»;

3. Кузнецова А.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности/А.В.Кузнецова – М.:Либроком, 2015;

4. Малис Н.И. Совершенствование налогового механизма — путь к повышению доходов бюджета/Н.И.Малис – М.: Финансы, 2014;

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117- ФЗ;

izron.ru

Всероссийский муниципальный форум

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    В том, что касается перечня местных доходов, законодательство на протяжении последних лет практически неизменно. Поэтому сумма налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований остается относительно постоянной величиной. Не претерпевает серьезных изменений и структура доходов. Стабильность налогового законодательства дает возможность прогнозировать ежедневные поступления в городской бюджет.

    Владимир Николаевич БОГДАНЦЕВ,
    начальник финансового управления администрации города Орска Оренбургской области

    Сегодня в обязанности руководства муниципалитета входит координация деятельности по взиманию недоимки с налогоплательщиков территории во все уровни бюджетов бюджетной системы. В городе Орске создана и успешно работает межведомственная комиссия по стабилизации экономики. В состав данной комиссии входят представители администрации города, инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску, внебюджетных фондов, федеральных служб. По итогам работы комиссии в бюджеты всех уровней ежегодно поступает дополнительно порядка 1% от всех налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории города. Аналогичные комиссии созданы и в той или иной мере успешно функционируют во многих регионах и муниципалитетах. Поэтому сделаем акцент не на работе по взысканию недоимки, а на обеспечении точности прогнозирования объема поступлений налоговых и неналоговых платежей в бюджет и оперативности получения информации о поступивших доходах, что является определяющим фактором качественной организации бюджетного процесса.

    Контролировать исполнение бюджета можно ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежеквартально, но необходимо выстроить такую систему анализа, с помощью которой можно было бы более точно спрогнозировать поступление доходов в бюджет в текущем финансовом году с целью оценки возможности исполнения принятых обязательств. Это стало возможным благодаря межведомственному взаимодействию между структурами, участвующими в процессе исполнения бюджета. В соответствии с приказом Минфина России от 18 декабря 2013 года № 125 финансовые органы могут получать ранее недоступную для анализа информацию от Федерального казначейства о фактически уплаченных суммах налоговых и неналоговых платежей в разрезе плательщиков.

    На основе данных налоговой службы о количестве налогоплательщиков с разбивкой по видам деятельности, суммах налога, полученного от той или иной категории плательщиков, и информации Федерального казначейства мы по каждому доходному источнику разработали индивидуальную аналитическую таблицу.

    К основным налоговым источникам, определяющим объем доходной части муниципального бюджета, относятся налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, налоги на имущество. Из перечисленных платежей меньше всего на изменения экономической ситуации реагируют имущественные налоги, поскольку для каждого плательщика они имеют фиксированную налогооблагаемую базу и ставку. А вот налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход тесно связаны с состоянием экономики. Поэтому остановлюсь подробнее только на этих крупных доходных источниках.

    Необходимо отметить, что анализ проводился в два этапа: на первом использовался общий подход ко всем налогам, на втором рассматривались особенности уплаты налогов в зависимости от категории налогоплательщиков. Задачей первого этапа являлось более точное формирование кассового плана по доходам на очередной финансовый год. Для этого были использованы данные о фактически уплаченных суммах в местный бюджет по каждому налогу начиная с 2012 года. Мы сделали помесячную разбивку поступлений по каждому налоговому источнику, вывели средний ежемесячный процент поступлений за последние три года. Это позволило более точно спрогнозировать кассовый план поступления доходов по месяцам. Итоги 2015 и 2016 годов показали, что такой подход дает низкую погрешность. На втором этапе был проведен более детальный анализ.

    Налог на доходы физических лиц

    Первоначально мы разбили плательщиков НДФЛ на три основные группы:

    • крупные предприятия города;
    • государственные и муниципальные учреждения и предприятия, находящиеся на территории города;
    • прочие налогоплательщики (в нашем случае это в основном малый и средний бизнес).

    Затем провели оценку удельного веса каждой группы в структуре НДФЛ. По каждой группе ежемесячно формируются данные о фактически уплаченных суммах в бюджет города Орска (таблица 1). Анализ фактических поступлений по каждой группе на предмет изменения (рост или снижение) суммы уплаты налога по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, расчет удельного веса группы в составе налога позволили более точно спрогнозировать ожидаемые поступления НДФЛ в текущем финансовом году как по каждой группе, так и в целом по налогоплательщикам.

    Кроме того, изучение поступлений по каждой группе показало, как состояние экономики влияет на работу каждого крупного предприятия: оно полноценно живет и продолжает развиваться или же пытается выжить и переждать экономический кризис. Отпала необходимость обращаться непосредственно на предприятия (руководство которых неохотно предоставляет информацию о своих планах) для того, чтобы определить влияние тенденции изменения фонда труда на объем НДФЛ. Ежемесячно исходя из имеющихся данных и с учетом данных статистической отчетности мы можем просчитать корректировки ожидаемых поступлений налога по соответствующей категории налогоплательщиков.

    Анализ позволил определить уровень защищенности работников бюджетной сферы, изменение размера заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях города, оценить, как выполняются майские указы Президента РФ. Мы смогли узнать и уровень стабильности заработной платы, выплачиваемой в сфере среднего и малого бизнеса, проследить влияние экономической ситуации на этот показатель, увидеть, как выживает субъект малого и среднего предпринимательства, экономит ли на выплате заработной платы своим работникам. В итоге при объединении результатов анализа по всем этим направлениям мы получили реальную картину по ожидаемым поступлениям в текущем финансовом году налога на доходы физических лиц.

    Налоги на совокупный доход

    При проведении анализа по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (таблица 2), использовались данные о ежемесячных фактических поступлениях налога в городской бюджет и данные отчетности налоговой службы в разрезе налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Для анализа поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, также использовались данные о ежемесячных фактических поступлениях налогов в городской бюджет (таблица 3). Подход ко всем категориям налогоплательщиков единый. Из отчетности налоговой службы выбираются сведения о количестве налогоплательщиков по каждому налогу и сумме фактически уплаченного налога. Все вместе это позволяет определить сумму налоговой массы, приходящейся на одного плательщика, и проследить ее изменение, характеризующее снижение или увеличение налогового бремени на одного налогоплательщика в течение анализируемого периода. Также мы запрашиваем информацию у налогового органа о фактически уплаченных суммах налога по основным видам предпринимательской деятельности (таблица 4).

    Систематизация данной информации позволяет отслеживать направление развития малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования в зависимости от экономической ситуации. Мы получаем ответ на вопрос, какой вид деятельности развивается, а какой идет на спад, и возможность спрогнозировать отклонение поступлений налогов на совокупный доход в текущем году от запланированных ранее показателей при формировании бюджета.

    Анализ показал, что в нынешних экономических условиях прослеживается тенденция перехода налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, с объекта налогообложения «доходы» на объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Подтверждать расходы стало значительно легче, потому что они существенно увеличились в денежном выражении.

    Результат проводимого анализа позволил:

    • оценить ситуацию по отдельным видам деятельности среднего и малого бизнеса;
    • более точно прогнозировать поступление доходов в бюджет по данному источнику.

    Подробный анализ фактических поступлений дает возможность ежемесячно видеть реальную картину поступлений платежей в бюджет и понимать причины их снижения. Ведь не всегда уменьшение поступлений по доходам в каком-то месяце можно рассматривать как катастрофу — возможно, следующий месяц восполнит эти потери. Такой принцип анализа по рассмотренным налогам можно адаптировать и на другие налоговые и неналоговые платежи.

    Взаимодействие с налоговой службой

    Проведенная работа по анализу доходов местного бюджета стала возможной во многом благодаря сотрудничеству администрации города Орска и инспекции ФНС по городу Орску. Сотрудники налоговой службы принимают активное участие в разработке проектов решений городского Совета депутатов, касающихся налогов, оперативно предоставляют информацию о поступлениях налогов в городской бюджет и их возврате, о задолженности, а также отвечают на вопросы, возникающие в процессе исполнения бюджета города.

    Большая практическая помощь со стороны ИФНС была оказана при разработке и принятии проекта решения городского Совета об установлении налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов. Специалисты ИФНС провели анализ налогооблагаемой базы, в результате которого не только были установлены налоговые ставки, но и выявлены проблемы, которые возникнут при исчислении налога в новых условиях. Также в настоящее время Федеральной налоговой службой разработано и внедряется программное обеспечение «Анализ имущественных налогов». Данный программный продукт предоставляет информацию для следующих целей:

    • анализа качества и полноты сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории конкретных муниципальных образований, для принятия административных решений по их вовлечению в налоговый оборот;
    • анализа и прогнозирования налоговых поступлений по местным налогам с физических лиц, в том числе с учетом моделирования ставок и льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;
    • моделирования поступлений налога на имущество физических лиц и земельного налога после получения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества от органов Росреестра.

    Таблица 1. Анализ налога на доходы физических лиц

    bujet.ru

    Кризис лишает доходов: нефтяники и гидроэнергетики снизили налоговые отчисления в бюджет

    Виражи курса валют, падение цен на нефть, убытки железнодорожников, уменьшение средней зарплаты в области и низкая водность рек привели к снижению налоговых доходов в консолидированный бюджет Амурской области по итогам первого квартала этого года. Если отчисления в федеральную казну и бюджеты городов и районов повысились, то областной «кошелек» заметно опустел. В региональный бюджет налогоплательщики перечислили более 5,7 миллиарда рублей — на 148 миллионов меньше по сравнению с январем — мартом прошлого года. Все это — следствие кризиса в экономике. АП выяснила, кто сегодня наполняет бюджет и какова динамика налоговых платежей, за счет которых живет область.

    Фотогалерея

    О мероприятиях по повышению поступлений налоговых доходов в бюджет Амурской области и сокращению задолженности шла речь на заседании общественного совета при региональном управлении ФНС. В целом в стране темпы роста налогов в консолидированный бюджет РФ в реальном выражении превышают рост экономики: за квартал — 105,1 процента, и это при отрицательном прогнозе роста ВВП — до минус 3 процентов на 2015 год. Но амурская экономика пока не может продемонстрировать радужных показателей. Хотя за январь — март этого года с территории Приамурья в бюджетную систему РФ перечислено налогов и сборов на 78 миллионов рублей больше — в целом свыше 8,5 миллиарда. Это 101 процент к уровню января — марта 2014 года.

    — Такой темп роста в основном объясняется показателями экономики, индекс промышленного производства за январь — март составил всего 84 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то есть показатель снижается, — пояснила заместитель руководителя управления ФНС России по Амурской области Ирина Бутовец. — Если рассматривать в разрезе бюджетов, то в федеральную казну поступления составили 890 миллионов рублей, это рост на 9 процентов, или 110 миллионов. Это объясняется тем, что более чем на 500 миллионов рублей снизился возврат НДС. Внедрение автоматизированной программы, которая позволяет нам выбирать налогоплательщиков для камерального контроля, побудило некоторые предприятия вообще не заявлять НДС к возмещению.

    280

    миллионов рублей налогов перечислили в бюджеты всех уровней за I квартал 2015 года компании, ведущие строительство космодрома Восточный (за квартал 2014 года — 207 млн). Из них в консолидированный бюджет области поступили 110 млн. (было 70 млн.), в том числе 15 — в казну Свободненского района, 12 — Углегорска

    В консолидированный бюджет Приамурья, который состоит из областной казны и бюджетов городов и районов, всего собрано 7,2 миллиарда рублей — это 99,6 процента от поступлений января — марта прошлого года (снижение на 32 миллиона). В региональный бюджет области налогоплательщики перечислили более 5,7 миллиарда рублей, что составляет лишь 97 процентов к аналогичному периоду 2014 года.

    — Снижение объясняется главным образом сокращением поступлений от налога на прибыль — по нему собрано меньше на 770 миллионов рублей, — пояснила Ирина Бутовец. — Если рассматривать структуру налогоплательщиков, которые платят налог на прибыль, то 56 процентов из них — это компании, которые осуществляют деятельность на территории области через обособленные подразделения, 44 процента — это амурские предприятия. В первом квартале так называемые «не наши» налогоплательщики снизили свои отчисления на миллиард.

    Несмотря на то что амурские организации и предприятия заплатили в целом налога на прибыль больше, чем за этот же период 2014 года, они не смогут перекрыть недополученные деньги от этих федеральных игроков. В частности, львиную долю налога на прибыль в областной бюджет приносил нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». Как поясняют экономисты, из‑за снижения цен на черное золото и ослабления курса рубля нефтяные компании несут потери прибыли. Не исключение и Приамурье — консолидированная группа «Транснефть» в этом квартале уменьшила отчисления почти в 40 раз. С момента строительства нефтепровода налоги только стабильно росли, со вводом второй очереди прибыль нефтяников заметно увеличилась. Также «минус» по налогу на прибыль продемонстрировали подразделения РЖД и «РусГидро».

    Догнать прошлый год

    Впрочем, гидроэнергетики не связали это с кризисными явлениями, несмотря на то что за первый квартал наметился спад производства электроэнергии амурскими ГЭС. По данным ОДУ Востока, Зейская и Бурейская ГЭС выработали 2,2 млрд. киловатт-часов — на 44,2 процента меньше, чем в январе — марте 2014 года. Совокупный размер налогов, уплаченных двумя станциями в бюджет области в первом квартале, составил 438,7 миллиона рублей против 675 миллионов за три месяца прошлого года, сообщили в «РусГидро». В частности, это связано с тем, что фактически уплаченные авансовые платежи в 2014 году значительно превышали сумму начисленного налога на прибыль. Несмотря на планы заработать больше, вмешались погодные условия.

    — В первом квартале 2015 года была зачтена ранее накопленная переплата налогов за прошлые периоды на 130 миллионов рублей, — рассказали в пресс-службе ОАО «РусГидро». — Кроме того, снижение налогов связано с низкой водностью рек, где размещаются ГЭС, и, соответственно, снижением прибыльности в 2014 году по сравнению с 2013‑м, ведь уплата налогов в первом квартале нынешнего года производится на основе расчетов за 2014-й. По предварительным планам, мы ожидаем объем налоговых выплат в целом в 2015 году на уровне прошлого года, когда было перечислено более двух миллиардов рублей.

    Что касается РЖД, то, как стало известно АП из достоверных источников, снижение налога на прибыль составило 240 миллионов рублей. Железнодорожники платят его исходя из стоимости основных средств производства на каждой территории. Однако в последние годы активы сокращаются, выводятся в другие регионы, поэтому в Приамурье подразделения РЖД фиксируют убытки.

    Зарплата под ударом

    В кризис многие предприятия начинают экономить и на сотрудниках, уменьшая оклады, премии и бонусы. Поэтому второй налог, который недополучил региональный бюджет Приамурья, — НДФЛ. Именно его удерживают работодатели с нашей зарплаты. Снижение поступлений составило 116 миллионов рублей. Если ранее средняя зарплата амурчан только росла, то с начала 2015 года ситуация изменилась.

    — Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций Амурской области, включая субъекты малого предпринимательства, в январе — феврале этого года сложилась в размере 28 тысяч 982 рубля и уменьшилась на 3,6 процента по сравнению с тем же периодом 2014 года, — приводят данные в Амурстате. — В феврале зарплата насчитывала 28 тысяч 781 рубль и снизилась по сравнению с февралем 2014 года на 4,2 процента, с январем 2015 года — на 1,4 процента.

    В первом квартале «не наши» налогоплательщики снизили свои отчисления на миллиард. Амурские предприятия заплатили налога на прибыль больше, чем за этот же период 2014 года, но они не смогут перекрыть недополученные деньги от федеральных игроков.

    Реальная же заработная плата, если учесть галопирующую инфляцию, в январе — феврале текущего года составила 84,2 процента от уровня января — февраля 2014 года.

    Сосчитать тех, кто перестал платить 13 процентов подоходного налога с жалования своих сотрудников, амурские налоговики не могут: отчётности, которая позволяла бы выявить задолженность, нет. Инспекции анализируют лишь фактическое перечисление, в случае снижения работают с налогоплательщиками индивидуально, приглашают руководителей, выясняют причины. Так, например, в связи с тяжелым финансовым положением одна из крупных строительных компаний области накопила только по НДФЛ задолженность на сумму 30 миллионов рублей.

    Все остальные налоги, которые питают доходы областного бюджета, имеют положительную динамику. Увеличение поступлений также наблюдается по специальным режимам налогообложения, которые использует средний и малый бизнес Приамурья.

    Учитывая, что отчётность сдается один раз в год и срок предоставления истекает 30 марта, даже если налогоплательщики не платили в течение года (в 2014 году было невыполнение бюджетных назначений по «упрощенке»), то к концу квартала предприниматели всегда стараются исполнить свои обязательства, зная, что за нарушение начисляются пени и штрафы.

    Как отмечают в амурском УФНС, первый квартал не показательный, по полугодию ситуация может выровняться. Например, если «РусГидро» и РЖД уже полностью использовали свои переплаты налогов и текущие отчисления вырастут.

    Те, кто не спит спокойно, задолжали 2 миллиарда

    Основным резервом для повышения доходности бюджета является работа с должниками. По оценке налоговой службы, на 1 апреля задолженность в региональную казну составляет 2 миллиарда рублей. «531 миллион рублей — это недоплата, которую налоговые органы вправе взыскивать, — рассказали в УФНС области. — Налогоплательщики, в отношении которых введены процедуры банкротства, не перечислили 441 миллион рублей — эта сумма приостановлена к взысканию. Документы о взыскании 387 миллионов переданы судебным приставам. Еще 354 миллиона — это задолженность отсутствующих должников. То есть налогоплательщики, которые прекратили осуществлять свою деятельность, но не ликвидируются, не имеют имущества и не предоставляют отчетность более года. Законодательно их нельзя не облагать налогом. Еще 240 миллионов — это просроченная задолженность, то есть недоплата тех, у кого закончились соглашения о рассрочке платежей. И 134 миллиона рублей — долги, которые приостановлены к взысканию по решению суда».

    1,5

    миллиарда рублей поступило в доходы местных бюджетов за первый квартал этого года, рост на 8,7 процентов или 110 миллионов по сравнению с аналогичным периодом 2014-го

    За первые три месяца года задолженность налогоплательщиков выросла на 137 миллионов рублей. Причина — неуплата налогов, которые начислены за 2014 год и которые необходимо было заплатить до конца марта. То есть налоговики пока не имели возможности поработать с должниками — применить меры принудительного взыскания. Напомним, для начала нерадивому налогоплательщику посылается требование о необходимости исполнить свою обязанность — устанавливается еще один срок. В случае, если опять нет реакции, налоговики пытаются взыскать долги принудительно. Это ограничение движения денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банках или за счет иного имущества. В результате мер принудительного взыскания налоговикам удалось заставить должников выплатить в первом квартале этого года 250 миллионов рублей.

    Также идет работа с долгами рядовых амурчан, на 5 ноября 2014 года физлица не заплатили имущественных налогов на общую сумму 230 миллионов рублей. На сегодня задолженность удалось снизить на 80 миллионов.

    Пока налоговики ожидают некоторое снижение налоговых доходов в консолидированный бюджет Приамурья по итогам года, впрочем, прогнозы меняются в зависимости от ситуации в стране и данных от налогоплательщиков. Например, гидроэнергетики обещают увеличить отчисления налогов в бюджет Амурской области от строящейся Нижне-Бурейской ГЭС. По предварительным оценкам, их размер составит 35,6 миллиона рублей. В 2014 году этот филиал «РусГидро» заплатил 27,3 млн, в 2013-м — 10,9 млн рублей. Это связано с постепенным вводом построенных объектов станции и соответствующим ростом налога на имущество. После пуска ГЭС в эксплуатацию отчисления в бюджет значительно увеличатся, заверили в пресс-службе энергохолдинга.

    Львиную долю налога на прибыль в бюджет области приносил нефтепровод ВСТО, в этом квартале Транснефть уменьшила отчисления почти в 40 раз.

    МНЕНИЕ

    Татьяна Фарафонтова, председатель комитета по бюджету, налогам, экономике и собственности Заксобрания

    — Мы ждем, когда налоговая служба соберет отчетность от налогоплательщиков. К 1 мая, когда появятся цифры, можно будет говорить о перспективах, и мы будем думать уточнять ли бюджет в части доходов. Сегодня это очень трудно просчитать. Пока курс доллара перестал сильно расти, события развиваются более предсказуемо. Но мы еще не видим насколько предприятия снизят фонды оплаты труда — первоначально были перспективы хоть и незначительного, но повышения. Не ясно упадут ли объёмы работы, которые выполняют амурские предприятия. Большие надежды и перспективы связаны с планами Газпрома. Безусловно его приход создаст дополнительную нагрузку для наших предприятий.

    Структура и объемы налоговых платежей в федеральный бюджет (руб.) — см. инфографику 1

    Структура и объемы налоговых платежей в областной бюджет Приамурья (руб.) —см. инфографику 2

    Структура и объемы налоговых платежей в местный бюджет Приамурья (руб.) — см. инфографику 3

    ampravda.ru

    Это интересно:

    • О ежемесячном пособии на ребенка в рб С 1 февраля 2018 года увеличиваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей С 1 февраля 2018 г. увеличиваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Так, в связи с увеличением […]
    • Правила проведения капитального ремонта в многоквартирном доме Как проводится капитальный ремонт жилых домов? Капитальный ремонт проводится в случаях, когда конструкции или оборудование дома изношены, неисправны, повреждены, не соответствуют требованиям безопасности и их необходимо восстановить […]
    • Предприниматель налоги 2012 Когда предприниматель освобождается от взносов «за себя» Уважительные и не очень причины для освобождения Как известно, в этом году размер фиксированных страховых взносов у ИП существенно возро с ч. 1, 1.1, 1.2 ст. 14 Закона от […]
    • Закон на получение ипотеки ФЗ об ипотеке, залоге недвижимости: последняя редакция Новый закон об ипотеке с нетерпением ждали, те кто планирует взять ипотечный кредит в 2017 году. Какие обновления были приняты на текущий год в законе, и какой прогноз ставок на […]
    • Правила по пожарной безопасности на рабочем месте Инструкция по пожарной безопасности 1. Общие требования пожарной безопасности 2. Требования безопасности перед началом работы 3. Требования безопасности во время работы 4. Требования безопасности по окончании работы 5. Действие […]
    • Пособия в псо Пособия в псо Понятие и классификация пособий по ПСО Понятие и классификация пособий по ПСО Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам в установленных законом случаях в целях возмещения им утраченного заработка либо […]