Тема 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

1.2. Классификация налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

— публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

— объект (доход, имущество, товар);

— величина налоговой ставки (квота);

— налоговый период (месяц, квартал, год);

— порядок и сроки уплаты налога.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

— прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

— косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

— пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

— прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

— дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.

3. По назначению различают:

а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

а) налоги, взимаемые с физических лиц;

б) налоги, взимаемые с юридических лиц.

5. По объекту налогообложения разделяют:

— ресурсные налоги (рентные платежи);

— налоги, взимаемые от выручки или дохода;

— налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

— налоги, относимые на индивидуальный доход;

— налоги, относимые на издержки производства и обращения;

— налоги, относимые на финансовые результаты;

— налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

а) собственные (закрепленные) налоги;

б) регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

Существуют 3 способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

www.aup.ru

Налоги в строительстве

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Классификация налогов по субъектам, объектам, источникам и способу налогообложения

По субъектам налогообложения:

  • — налоги с физических лиц;
  • — налоги с юридических лиц;
  • — смешанные, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.

По уровню бюджета, в который зачисляется налог (сбор):

  • — одноуровневые, т.е. налоговый платеж в полном объеме поступает в тот или иной бюджет (внебюджетный фонд);
  • — разноуровневые, т.е. в соответствии с заданной бюджетным законодательством пропорцией налог поступает одновременно в разные бюджеты;

По объектам обложения:

  • — налоги на имущество (на имущество физических лиц, юридических лиц);
  • — ресурсные налоги (земельный налог);
  • — налоги на доход или прибыль (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц);
  • — налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации — НДС, госпошлина за нотариальное удостоверение купли-продажи недвижимости);
  • — прочие, включающие разные сборы (налог на наследование недвижимости; налог на недвижимость, переходящую в порядке дарения).

По источникам обложения:

  • — себестоимость (издержки производства и обращения) — земельный налог, налог на пользователей автомобильных дорог;
  • — включаемые в продажную цену (и применительно к объектам недвижимости, увеличивающие их стоимость при оценке);
  • — относимые на финансовый результат (т.е. на прибыль до налогообложения) — это налог на рекламу, налог на имущество юридических лиц;
  • — прибыль, остающаяся в распоряжении налогоплательщика — налог на прибыль, налог на доходы по операциям с ценными бумагами;
  • — удерживаемые из доходов налогоплательщика — налог на доходы физических лиц.

По периодичности уплаты:

  • — срочные, связанные с моментом возникновения объекта обложения налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, земельный налог;
  • — периодично-календарные, которые исчисляются в течение срока установленного календарно (ежеквартальные, ежемесячные, ежегодные — налог на прибыль, НДС, налог на имущество юридических лиц);

По налоговой технике:

  • — твердые, устанавливаемые в абсолютной величине на единицу обложения;
  • — пропорциональные, устанавливаемые в одинаковом размере к объекту обложения без учета его величины;
  • — прогрессивные, предусматривающие рост ставки с увеличением объекта обложения;
  • — регрессивные, которые уменьшаются по мере роста дохода.

По способу обложения:

  • — «у источника», когда изъятие налога происходит до получения дохода его владельцем;
  • — «по декларации», когда взимание налога происходит после предъявления налогоплательщиком официального заявления (декларации) о полученных доходах;
  • — «по кадастру» — взимание налога по реестру, включающему перечень типичных объектов обложения.

web-konspekt.ru

Классификация российских налогов

Налоговая система Российской Федерации подразделяет налоги на три вида:

  1. федеральные;
  2. республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
  3. местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

Федеральные налоги

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; сбор за регистрацию банков и их филиалов; налог на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины; отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурсами; подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль с предприятий (подоходный налог); налоги, служащие источником образования дорожных фондов; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образовываемых на их основе слов и словосочетаний; транспортный налог с предприятий.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах 1-7 и 16, зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах 10 и 11, являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Республиканские налоги

Все республиканские налоги являются общеобязательными.

К налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие: налог на имущество предприятий (сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков); лесной налог; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Местные налоги

Из местных налогов (всего 22) общеобязательных только три: налог на имущество с физических лиц; земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

К местным налогам относятся следующие: налог на имущество физических лиц (сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения); земельный налог (порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле); регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации); налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли (устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти; уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет); целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организа-ционно-правовых форм, на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели (ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти, при этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения); налог на рекламу (уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе); налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров (устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки); сбор с владельцев собак (вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем VV установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год); лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями (вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению); лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты); сбор за выдачу ордера на квартиру (вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья); сбор за парковку автотранспорта (вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами власти); сбор за право использования местной символики (вносят производители продукции, на которой используется местная символика — гербы, виды городов и прочее, в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции); сбор за участие в бегах на ипподромах (вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на территории которых находится ипподром); сбор за выигрыш на бегах (вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме, в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша); сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме (вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы); сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами (вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки); сбор за право проведения кино- и телесъемок (вносят коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти); сбор за уборку территорий населенных пунктов (вносят юридические и физические лица в размере, установленном местными властями); налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т. д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах 7 и 8, 20 и 21, относятся на финансовые результаты деятельности предприятий; земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.

Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик. В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).

econtool.com

Классификация налогов

Классификация налогов это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками. Она позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование.

Существую различные признаки классификации налогов. Наиболее распространенными являются:

• по способу взимания;

• по объекту налогообложения;

• по субъекту налогообложения (по налогоплательщикам);

• по степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов;

• по принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней (в зависимости от адресности);

• по целевой направленности использования налоговых поступлений;

• по источнику уплаты налогов;

• по степени налогообложения;

• по времени действия;

• по времени уплаты налогов;

• по методу взимания налогов.

В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги это налоги, взимаемые с доходов или имущества налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога одно лицо. Величина прямого налога зависит от суммы дохода или стоимости имущества. К таким налогам относятся, например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и физических лиц и др. Косвенные налоги это налоги на товары (работы, услуги), установленные в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика.

Кроме того, плательщиком прямых налогов является лицо, которое получает доход или имеет в собственности имущество, а окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:

• налоги, взимаемые с доходов (выручки, прибыли (дохода) заработной платы), к числу которых относятся НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др;

• налог с имущества (организаций и граждан);

• налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности, налог на операции с ценными бумагами и др.

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:

• налоги, взимаемые только с физических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение и некоторые другие;

• налоги, взимаемые только с юридических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.;

• налоги, взимаемые как с физических, так и юридических лиц, единый социальный налог, налог на землю, транспортный налог, налог на операции с ценными бумагами и др.

По степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов они делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти РФ. Они взимаются на всей территории страны. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Например, к федеральным налогам и сборам, в соответствии со ст. 13 НК РФ, относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, таможенная пошлина и таможенные сборы, водный налог и др.; к региональным (ст. 14 НК РФ) налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.; к местным (ст. 15 НК РФ) налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение и др.

По принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленными называют налоги и сборы, поступления от которых на длительный период полностью или в частях закрепляются в качестве доходного источника конкретного бюджета (бюджетов). Например, к закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины и сборы, НДС и иные платежи, зачисляются в доходную часть федерального бюджета, а также большинство местных налогов и сборов.

Регулирующие это налоги и сборы, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты разных уровней, в целях перераспределения средств между бюджетами для покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативы отчислений должны устанавливаться не менее чем на три года. Распределение поступлений федеральных налогов и сборов по звеньям бюджетной системы устанавливается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

По целевой направленности использования налоговых поступлений налоги делятся на общие и целевые. Средства, поступающие от общих налогов могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, должны быть использованы на финансирование тех мероприятий, которые указаны в законе. Например, НДС, налог на прибыль это общие налоги, а единый социальный налог это целевой налог.

Целевые налоги могут вводиться государством также в особых случаях. Например, как это было с налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, средства которого расходовались на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, а также на оказание помощи многодетным семьям.

По источнику уплаты налогов они делятся на:

• налоги, включаемые в стоимость продукции (работ, услуг) и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

• налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (единый социальный налог, земельный налог, плата за пользование водными объектами в пределах установленных лимитов (водный налог) и др.);

• налоги, относимые на финансовый результат (налог на имущество организаций, налог на рекламу и др.);

• налоги, уплачиваемые за счет прибыли (дохода), налог на прибыль организаций. Плата за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, пени и штрафы за нарушение налогового законодательства уплачиваются за счет той части прибыли, которая поступает в распоряжение предприятий после уплаты налога на прибыль и др. обязательных платежей.

• налоги, уплачиваемые за счет заработной платы, налоги, взимаемые с физических лиц.

По степени налогообложения выделяют следующие группы налогов:

• пропорциональные налоги, когда тяжесть налогообложения изменяется пропорционально росту доходов или величины объекта. К этой группе налогов относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.;

• прогрессивные налоги, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или другого объекта налогообложения. К данной группе относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на наследование или дарение и др.;

• регрессивные налоги, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения, единый социальный налог.

По времени действия налоги бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным относятся такие налоги, которые действуют в течение длительного периода времени. При введении регулярных налогов как правило не оговаривается срок их действия (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.). К чрезвычайным налогам относятся налоги, введение которых вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств войны, стихийные бедствия и т.п. Обычно при введении таких налогов особо оговаривается либо период, в течение которого будет взиматься тот или иной налог, либо момент окончания чрезвычайного обстоятельства. Чрезвычайные налоги особо популярны были в нашей стране в периоды Первой и Второй мировых войн.

По времени уплаты налоги бывают периодические и разовые. Под периодическими налогами подразумеваются такие налоги, платежи по которым осуществляются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким либо видом деятельности, приносящей доход. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др. уплачиваются с определенной периодичностью. Кроме того, по периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с наступлением каких либо нерегулярных событий, не образующих систему. Например, к разовым налогам относится налог на наследование и дарение, разовые сборы.

Методы взимания налогов. В практике налогообложения применяется несколько методов взимания налогов:

• метод начисления (декларационный метод);

При использовании декларационного метода, налогоплательщик должен представить в налоговый орган налоговую декларацию. Налоговая декларация официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им доходах, наличии имущества и т.п. за определенный период времени. Этот метод получил наибольшее распространение при взимании налогов в РФ НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.

Второй метод взимания налога заключается в том, что он удерживается у источника выплаты дохода. Лицо (налоговый агент), выплачивающее доход другому лицу, обязано одновременно производить удержание налога. Метод удержания применяется при взимании налога на доходы физических лиц, при налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов, процентов. Данный метод облегчает осуществление контроля за правильностью исчисления налога и снижает риск уклонения от его уплаты.

При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра, который представляет собой документ, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, а также среднюю доходность объекта обложения. Например, этот метод используется при исчислении единого налога на вмененный доход.

www.lovege.ru

Виды налогов. По объектам налогообложения:

По объектам налогообложения:

По способу определения размера налога:

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на едини­цу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процент­ном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

По способу взимания:

• прямые (подоходный, поимущественный)

• косвенные (акцизы, таможенные пошлины)

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Несмотря на широкий спектр различий в области налогов в различных странах, налогообложение типичной развитой стра­ны может иметь следующую структуру:

· подоходный налог в отношении физических лиц;

· налог на прибыль корпораций;

· налог на сделки с капиталом;

· налог на добавленную стоимость;

Наибольшую часть бюджетных поступлений дают прежде всего индивидуальный подоходный налог, налоги на социаль­ное страхование, на прибыль корпораций и на прирост капита­ла. В сумме эти виды налогов в развитых странах составляют, как правило, более 50% всех налоговых поступлений.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

Среди косвенных налогов (косвенные налоги — налоги, ко­торые не всегда поступают из тех источников, которые офици­ально подлежат налогообложению, они могут перекладываться на других лиц) наибольшую фискальную нагрузку несут акци­зы (на бензин, табак, алкоголь), налог на добавленную стои­мость (НДС) и налоги с продаж. Экономисты спорят о том, ка­кие из них более эффективны, ведь у экономики каждой стра­ны своя специфика.

Например, в Соединенных Штатах считается, что слишком велики организационные сложности введения НДС, поэтому предпочтение отдано налогу с продаж (фиксированная надбав­ка к розничной цене большинства товаров и услуг, реализуе­мых на территории конкурентного штата), который дает около 50% налоговых поступлений штатов.

Большинство европейских стран, ис­пользуют в основном НДС, хотя многие экономисты считают этот налог малоэффективным и способствующим развитию инфляции.

Статистика развитых стран показывает: что больше доходов в бюджет в одних странах дают прямые налоги, а в других странах — косвенные. Например, в США и Японии заметен перевес прямых налогов, а в Великобритании и Франции — косвенных. В Германии прямые и косвенные налоги дают при­близительно равные доходы в бюджет.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует нало­говую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построе­ния и взимания налогов.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтраль­ности, справедливости и простоты расчета. Эти принципы не ут­ратили своей значимости до настоящего времени.

Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтраль­ности практически не существует. Широкая дифференциация на­логов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют об­щество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценно­го изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого платель­щика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и име­ющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внут­ренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

В современных условиях налоги выполняют две основные функ­ции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды.

Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и ус­луг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влия­ние на реальный процесс производства и инвестирования капи­тальных вложений.

studopedia.ru

Это интересно:

  • Возврат денег на карту юлмарт Как наилучшим образом оформить возврат товара в Юлмарт в течении 14 дней (2-х недель), по гарантии и каковы условия получения денен на карту обратно? Часто в нашей жизни бывает так, что совершив какую-то покупку, придя домой мы […]
  • Штрафы гибдд узнать задолженность владикавказ Гибдд владикавказ GMT+0600 Добрый База данных гибдд красноярского края онлайн 23Sep2013 GMT+0600 автомобилю "ВАЗ21063" под управлением односельчанина Гибдд владикавказ 1951 г.р. Соответствующую страницу на официальном сайте […]
  • Образец иска об обжаловании отказа завяление об оспаривании отказа нотариуса В Басманный районный суд г. Москвы Заявитель: ФИО 1 Проживающий по адресу: г. Москва, ул. ____________ Адрес для корреспонденции: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 11, стр. 3, ЮФ […]
  • Закон тишины в кемеровской области Тихий час: можно ли в Кузбассе отстоять право на тишину? Что такое «шумный сосед» знают все. А вот ответ на вопрос «как с этим бороться» мало кому известен. Давайте попробуем его найти. Редакция Сибдепо пообщалась с представителями […]
  • Методики расследования преступлений совершенных организованными группами Методики расследования преступлений совершенных организованными группами Студенты 👨‍🎓 и не только! Экономия на покупках в 2018 году 🛒 Узнать как ➡ Организованная преступная группа – устойчивое объединение […]
  • Следственный комитет береговая Береговая оборона На переправе в Крым растут цены, очереди и антисанитария Фото: «Новая газета» На переправе в Крым растут цены, очереди и антисанитария Непогода в Керченском проливе нарушила работу парома, который связывает порт […]