Оглавление:

Земельный налог в 2018 году в России

В 2018 году налоговая ставка земельного налога значительно увеличилась по сравнению с 2017 г. Кроме того, прогнозируется дальнейшее повышение ставки вплоть до 2020 года. Разумеется, предусмотрены льготы по земельному налогу для отдельных категорий граждан. Рассмотрим этот вопрос более детально.

Кто платит

Земельный налог для физических лиц — это вид местного налогообложения, средства которого перечисляются в муниципальный бюджет.

Земельный налог для юридических лиц выплачивается на протяжении всей деятельности предприятия , начиная с момента образования и заканчивая закрытием. Выплаты предусмотрены на законодательном уровне и распространяются на весь период предпринимательской деятельности, когда ИП или организация получает коммерческую выгоду.

Налоговые выплаты на право владения земельным участком распространяются на следующие категории граждан:

  • лица, владеющие землёй на основании права собственности;
  • наследники с правом пожизненного владения;
  • граждане, владеющие землёй на основании бессрочного пользования.

Нужно пояснить, что физлица, получившие земельный участок в безвозмездное срочное пользование или являющиеся арендаторами освобождаются от уплаты земельного налога.

Важно! Сроки выплат земельного налога установлены на законодательном уровне, поэтому положенные перечисления должны поступить в муниципальный бюджет не позднее 1 декабря.

Изменения в 2018 году

Ключевым изменением, которое произошло с налогом на землю, считается порядок расчетов .

В частности, раньше за основу бралась балансовая стоимость участка, сейчас это кадастровая стоимость. Ознакомиться с основополагающей суммой для налогообложения можно на сайте Росреестра .

Эти правила расчета вступили в силу с января 2017 года. Нужно отметить, что изменения коснулись всего 29 субъектов РФ. Это своеобразная проба пера, после успешного завершения которой будет выведена оптимальная формула расчетов .

Новый принцип взыскания земельного налога пока не идеален, поэтому будут вноситься дальнейшие доработки и изменения. Одно известно точно, планируется ежегодное увеличение ставки в течение 5 лет. Таким образом, окончательная сумма будет установлена в 2020 году.

Пример расчета на 2017 год

Земельный налог вычисляется по следующей формуле: Н = К * Д * С * Кф .

Расшифровка определений выглядит так:

  • Н — налог на землю;
  • К — кадастровая стоимость участка, взятая с официального ресурса Росреестра ;
  • Д — размер долевой собственности;
  • Ставка — индивидуальна для каждого региона, узнать можно на сайте ФНС : nalog.ru ;
  • Кф — коэффициент владения, применяемый в тех случаях, когда участок находится в собственности менее календарного года.

Пример

Иванов И. И является собственником земельного надела, кадастровая стоимость которого составляет 2 400 385 руб.

Земля находится в московской области, поэтому ставка для налогообложения равняется 0.3%.

Подставив значения в формулу, получаем следующее:

В итоге сумма земельного налога составит 7 201 руб.

Если участок находится в собственности неполный год, учитывается коэффициент владения.

Беря во внимание предыдущий пример, подставляем переменную: Иванов И. И владеет землёй 3 месяца, это коэффициент 0.25 от календарного года.

Подставив это число в формулу, получаем окончательную сумму в 1 801 руб.

Ставки налога

Налоговая ставка определяется территориальными органами власти или городами федерального значения. Однако размер строго регламентирован статьёй 394 Налогового Кодекса РФ.

На примере Москвы и области это будет выглядеть так.

ipprof.ru

Налог на землю в 2018 году

В 2018 году вступают в действие очередные изменения, которые затрагивают принципы расчета налога на землю. Местные власти продолжат увеличивать размер налога, при этом сумма платежа будет определяться на основании кадастровой оценки участка. В некоторых случаях представители бизнеса могут оспорить сумму платежа.

Налог на землю: основные изменения в 2018 году

Использование кадастровой оценки позволяет увеличить поступления в местные бюджеты, что стало особенно актуальным после начала кризиса. Правительство остановилось на поэтапном переходе на новый принцип расчета, рассчитанном на 5 лет. На переходном этапе к итоговой сумме налога применяется поправочный коэффициент, который позволяет снизить сумму платежа. Ежегодно коэффициент корректируется, пока не достигнет единицы в 2020 году. Главное нововведение при расчете налога на землю в 2018 году – очередное увеличение платежа на 20%.

Налог на землю в различных регионах может отличаться. Местные власти могут по своему усмотрению устанавливать ставку налога в пределах 0,1-1,5%. При этом регионы могут применять дифференцированный подход, предоставляя льготы для отдельных видов деятельности.

Дополнительные поступления помогут местным властям профинансировать модернизацию объектов инфраструктуры. В нынешних условиях регионы испытывают острый дефицит финансовых ресурсов, с трудом выполняя взятые на себя обязательства. Без повышения налогов власти не смогут обеспечить развитие инфраструктуры, подчеркивают эксперты.

Переход на кадастровую оценку станет новым испытанием для представителей бизнеса. Согласно оценкам экспертов, в некоторых регионах платежи в бюджет увеличатся в 7-8 раз. При этом основной проблемой остается методика, по которой чиновники определяли кадастровую стоимость.

Проблемная оценка

Основная цель перехода на кадастровую оценку – рассчитывать сумму налога по стоимости, которая соответствует реальной цене земельного надела. Для определения оценки каждого участка были системно проанализированы существующие предложения о продаже земли. Чтобы определить, какой будет сумма налога на землю в 2018 году, достаточно найти стоимость конкретного участка на сайте Росреестра и умножить ее на ставку налога с учетом корректирующего коэффициента.

Эксперты считают, что выбранная методика определения кадастровой оценки имеет существенные недостатки. Власти взяли за основу цену продавца, которая может значительно превышать реальную сумму сделки.

Дополнительные факторы, которые не берутся в учет для конкретных участков – расположение, инфраструктура и транспортная развязка. В результате стоимость участков с различной удаленностью от населенных пунктов практически не отличается, что приводит к некорректной оценке.

Если собственник участка считает кадастровую оценку завышенной, то он имеет право обратиться в суд для ее пересмотра. Действующая судебная практика доказывает эффективность данной меры для отстаивания своих интересов. В результате новый принцип расчета налога на землю, который останется актуальным в 2018 году, вызывает критику со стороны экспертов.

Слабые и сильные стороны нововведений

Повышение налоговой нагрузки в нынешних условиях абсолютно необходимо, уверены эксперты. Однако властям необходимо разработать комплексный подход, направленный на стимулирование экономического роста. Пример реформирования налога на землю демонстрирует, что чиновники намерены решать краткосрочные задачи.

Критика экспертов связана с поспешностью и несовершенством методики при определении кадастровой оценки. В результате было спровоцировано огромное количество судебных процессов, чего можно было бы избежать при более взвешенном подходе.

При этом широкие полномочия регионов при определении итоговой суммы налога будут иметь положительное воздействие. В результате будет учтена местная специфика, что позволит избежать негативных последствий для бизнеса.

В 2018 году произойдет очередное повышение налога на землю. В рамках переходного периода, власти увеличат налог на 20%. При этом полноценный размер налога будет оплачиваться в местные бюджета только в 2020 году. Кроме того, регионы могут использовать дифференцированный подход для различных секторов экономики.

Новый принцип расчета налога предполагает использование кадастровой оценки, которая вызывает критику экспертов. Если стоимость участка завышена, собственник может скорректировать оценку в судебном порядке.

2018god.net

Земельный налог для пенсионеров в 2018 году — предусмотренные федеральные и региональные льготы

Очередные изменения по расчету налога на землю вступают в действие в ближайшем году. Власти продолжают увеличивать сумму платежа, опираясь на кадастровую оценку. Максимальная ставка в пределах 0,3% от стоимости земельного участка зарегистрирована в Налоговом кодексе. Для многих выплата в несколько тысяч в год весьма внушительна. Государственный земельный налог для пенсионеров в 2018 году можно оспорить, существуют определенные льготы, позволяющие уменьшить налоговую ставку и даже освободиться от оплаты за участок.

Что такое налог на землю

Земельный налог – обязательный платеж, взимается со всех граждан, обладающих правом пользования землей. Является местной пошлиной, все собранные средства используются для нужд муниципальных образований. Нормы налогообложения граждан, имеющих землю в собственности, действуют на основании ФЗ от 29.11.2004 N 141-ФЗ. Сумма налога рассчитывается государственными органами, опирается на:

  • Кадастровую стоимость участка земли.
  • Ставку земельного налога, размер которой связан с типом территории налогоплательщика. Законодатель устанавливает ставку, которая составляет 0,3% от цены за дачный или садовый участок, земли огородничества, сельского хозяйства, животноводства.

К владельцам других видов земли применяется ставка 1,5% от кадастровой цены территориальной границы. Нюансы:

  • Это максимально возможные ставки по земельному налогу.
  • Муниципальные образования имеют полное законное право устанавливать меньшую налоговую сумму, завышать эти значения – нет.

Изменения при расчете земельного налога в 2018 году

Налог на землю в 2018 году будет определяться по государственной кадастровой оценке земельных владений. Этот принцип расчета не новый, он поэтапно запускается правительством после начала кризиса с 2015-2016 гг. и рассчитан на 5 лет. Все налоги поступают в местные бюджеты, а использование кадастровой оценки значительно повысило итоговые суммы.

К окончательной сумме налога на переходном этапе действует поправочный коэффициент для снижения размера платежа. Коэффициент по стоимости ежегодно корректируется до достижения единицы через планируемые 5 лет. Важное нововведение для расчета земельного налога к 2018 году – очередной рост суммы на 20%.

Преимущества кадастровой оценки для региональных

По отдельным регионам налог на землю допускается изменять. Местные власти вправе устанавливать норму ставки налога от 0,1 до 1,5%. Регионы имеют возможность предоставлять земельные льготы для отдельных видов граждан и их видов деятельности. Как подчеркивают эксперты, без увеличения налогов муниципальные органы не способны обеспечить модернизацию инфраструктуры.

Регионы претерпевают дефицит финансирования, с трудом выполняют взятые обязательства. Переход на кадастровую оценку – новое испытание для владельцев бизнеса. По оценкам экспертов, региональные платежи увеличат государственный бюджет до 8 единиц. Основная проблема остается в методике определения государственной кадастровой стоимости земли.

Кому предоставляется льгота в 2018 году

На основании Налогового кодекса РФ и физические лица, и предприятия – собственники земли – являются налогоплательщиками. Граждане, которые арендуют землю на определенный срок, и лица, обладающие правом безвозмездного пользования – от налогов освобождаются. В НК РФ имеется перечень категорий населения с правом льготы или полного освобождения от налогообложения, изложен он приблизительно так:

  • Представители народов севера, пользующиеся землей с целью сохранения традиционного образа жизни и народных промыслов.
  • Малочисленные представители коренных народностей Севера, Дальнего Востока, Сибири.
  • В законодательстве других категорий льготников не упомянуто. Земельный налог для пенсионеров обязателен в 2018 году – это позиция федерального государственного законодательства.

Снижение налоговой нагрузки

На местном уровне власть имеет законные основания вводить свои нормы льгот по налогообложению, решение передается муниципальным ведомствам. Категории граждан РФ, для которых снижают налог на 10000 р., это:

  • Ветераны Великой Отечественной войны.
  • Герои военных действий, званий Герои Советского Союза, Герои России, кавалеры ордена Славы.
  • Ветераны боевых действий всех силовых структур.
  • Инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды детства, Ветераны Великой Отечественной войны.
  • Граждане, пострадавшие от техногенных катастроф.
  • Граждане-инвалиды, получившие лучевую болезнь при ядерных испытаниях.

Исходя из положений федерального законодательства, власти регионов должны внести обязательным пунктом послабление налогообложения землепользования для перечисленных выше категорий граждан. Муниципалитет имеет право затребовать для предоставления льготы соответствующие справки, подтверждающие статус. Пенсионер уточняет перечень заранее сам, обратившись к специальным инстанциям.

Льготы для пенсионеров силовых структур

Еще льготы на земельный налог пенсионерам в 2018 году применяются для категории граждан военных силовых структур: Вооружённые Силы РФ, МЧС и др. Предоставляется компенсация земельного налога для пенсионеров МВД в 2018 году, с выслугой 20 лет и более. Получить компенсацию можно по налогам, уплаченным до 2015 года, – это ограничение устанавливает ст. 20 ФЗ № 247 от 19.07.2011 г. Обратившись за компенсационной выплатой 2016 года, получить средства офицерам пенсионерам можно только за 2013 и 2014 годы, а собрав документы 2018 года – только за 2014 год и т.д.

Должен ли пенсионер платить налог на землю

В 90-х годах пенсионеры полностью освобождались от земельных налогов. С 2005 года льготу отменили. На данный момент отдельных пунктов для граждан пенсионного возраста НК не предусматривает. Не произошло изменений в законодательстве федерального уровня по предоставлению льгот и по итогу 2018 года. По последним законодательным изменениям, земельный налог для пенсионеров в 2018 году полностью не отменяется.

Согласно неоспоримому факту, пожилые люди относятся к малоимущим гражданам – из-за невысоких размеров пенсионных выплат. На большинство налогов для них действуют льготы. По ошибке налог на землю называют имущественным взносом, относят к платежам за недвижимость в собственности. За имущество пенсионеры денежных средств не платят. Налог на землю для пенсионеров существует. И это разные вещи: собственность и земля у налоговиков разделены.

Не стоит путать земельный платеж и имущественный. Пенсионеры платят земельный налог в 2018 году на общих основаниях. Законные льготы по земельному налогообложению для такой категории существуют. Но это платежи регионального и местного значения. Все вопросы рекомендуется уточнять только у местных органов законодательной власти.

Льготы пенсионерам по земельному налогу в регионах

Единых льгот на земельный налог для пенсионеров по закону не существует. По регионам есть особые случаи, которые снижают финансовую нагрузку. По отдельным городам действуют так:

  • Санкт Петербург. Имеющие участок до 25 соток от выплат освобождаются.
  • Сызрань. Налог на землю может быть снижен до 50%.
  • Одинцово. Для пользования льготой нельзя иметь другие источники дохода.
  • Самара. Освобождаются от налоговых выплат на гараж площадью до 24 кв метров и участок земли до 6 соток.
  • Большинство крупных регионов снижают процент, сумма оплаты за счет этого становится меньше. Чтобы узнать подробнее всю информацию нужно посетить отделение ФНС, предоставить удостоверения пенсионера.

Освобождаются ли пенсионеры от уплаты земельного налога в Москве и Московской области

По Москве от уплаты обязательного земельного налога лица пенсионного возраста не освобождаются, по области льготы могут быть предусмотрены. Законодательства устанавливаются местным муниципалитетом. Рассматривать отдельный город Московской области нецелесообразно, для каждого района существуют свои определенные условия. Всю дополнительную информацию необходимо узнавать только по адресу проживания.

Уплата земельного налога пенсионерами в 2018 году

Пенсионеры платят земельный налог в 2018 году на общих основаниях, но каждый пенсионер вправе на перерасчет с учетом уступки. К ним относятся:

  1. Льгота, установленная на муниципальных местных уровнях.
  2. Освобождение от обязательной пошлины.
  3. Снижение нагрузки на 10000 рублей с суммы начисления выплаты.

Должностное лицо налоговой инспекции после приема документов, занимается проверкой достоверности и подлинности информации. Налоговая инспекция выносит вердикт по одной из видов льгот, оповещает заявителя. С момента вынесения окончательного решения начинает действовать закон для льготника, происходит перерасчет выплаты согласно назначенному послаблению.

Порядок получения льгот

Как сообщалось выше, предоставляемая надбавка полностью зависит от региона проживания. Порядок получения льготы одинаковый, поступать рекомендуется по схеме:

  • Обратиться к местному налоговому органу или администрацию, узнать о предоставляемых земельных льготах.
  • Если льготы предоставляются, необходимо с соответствующими документами обратиться в налоговую.

С каждым годом ситуация всё более неустойчивая. Важно знать, если льгота не предоставляется пенсионеру в этом году, следующий год может все изменить. Местные власти сами назначают сумму, срок оплаты и период действия. Земля, не внесенная в кадастровый реестр, налогу не подлежит. Оплатить налог необходимо после соответствующего уведомления из налоговой по адресу владельца земли. Уведомление содержит всю информацию, в том числе куда производить платеж.

Как правильно оформить заявление в налоговую

Следует обратиться в налоговую по месту регистрации земельного участка. По образцу надо заполнить специальный бланк-заявление, где прописываются следующие сведения:

  • ФИО заявляющего лица;
  • адрес прописки;
  • сведения гражданского документа;
  • ИНН;
  • адрес отделения;
  • дата, подпись.

Если заявление пишется от руки, формат остается стандартным:

  • кому, от кого (правый верхний угол);
  • «Заявление» (посредине листа с заглавной буквы);
  • текст с описанием просьбы (свободная форма);
  • дата, подпись заявителя.

Иногда помимо обязательных полей просят указать дату и период необходимого пособия. Заявление вместе с соответствующей документацией направляется на рассмотрение. Службы самоуправления изучают обращение о перерасчете, сообщают решение. Действия занимают определенное количество времени. Для предотвращения задержек рекомендуется подавать документы сразу, так начисления произойдут безошибочно. Если пенсионер задерживает своевременную подачу заявления, перерасчет может затянуться до 2 лет.

Какие документы нужны

Точный список пакета документов по оформлению льготы зависит от региона. Конкретный перечень уточняется в территориальных отделениях. Обязательный реестр документов для гражданина, находящегося в пенсионном возрасте, следующий:

  • паспорт гражданина РФ;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство правовладения земельным участком;
  • заявление.

Когда вся документация оформлена, государственная налоговая служба РФ одобряет или дает аргументированный отказ. Согласно конституции РФ за гражданином всегда остается право по обжалованию. Требование по оспариванию направляется письменно. Описывается суть жалобы с указанием обоснованных фактов. Органы самоуправления рассматривают жалобное письмо, выносится окончательное решение.

sovets.net

Земельный налог в 2018 году

Не обошли стороной изменения в законодательстве налог на землю в 2018 году (гл. 31 НК РФ). В том числе и форму отчётной декларации по нему. Даём обзор всех новшеств.

Новый порядок расчёта при смене категории земли

Существенные поправки по земельному налогу в 2018 году внёс в Налоговый кодекс РФ Закон от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ.

С 1 января 2018 года при расчете налога за землю берут кадастровая стоимость, которая определена на дату регистрации её изменения в ЕГРН – едином государственном реестре недвижимости, который ведёт Росреестр. Данное новое правило касается тех участков земли, у которых в течение года поменялась:

  • категория;
  • вид разрешенного использования.

С учётом нового порядка величину налога определяют согласно коэффициенту владения (Кв). Он представляет собой:

Вообще базу по земельному налогу определяют по каждому участку по его кадастровой стоимости именно на 1 января года. Её изменение в течение года не берут во внимание при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ). Но это общее правило.

Но на практике текущая кадастровая оценка может меняться по причине изменения вида разрешенного использования земельного участка и/или его перевода из одной категории земель в другую. Теперь этот важный фактор учитывают при расчёте налога со дня внесения в ЕГРН обновлённых сведений о стоимости земли.

Отметим, что до 2018 года отсутствие данного исключения приводило к тому, что изменение стоимости по кадастру можно было учитывать только со следующего налогового периода по земельному налогу (письмо Минфина России от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593). Очевидно, что это был несправедливый подход по отношению и к плательщикам, и к казне.

Какой будет ставка земельного налога на 2018 год, решают местные органы власти. Поэтому нужно смотреть изменения в соответствующем законе муниципальной территории.

Новый порядок подтверждения права на льготу

Также изменения по земельному налогу с 2018 года затронули порядок заявления права на льготу (Закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ с изменениями в НК РФ).

Можно говорить о том, что теперь для получения льготы сдавать в ИФНС подтверждающие документы совсем необязательно. Дело в том, что с 01.01.2018 начинает действовать приказ ФНС России от 14 ноября 2017 года № ММВ-7-21/897, который утвердил новый бланк заявления о предоставлении льготы по трём налогам на имущество физлиц. В том числе земельному налогу:

С 2018 года форма этого заявления больше похожа на налоговую декларацию. Во всяком случае, структура и принцип заполнения стали схожи.

В связи с новой формой заявления плательщик земельного налога с 2018 года может выбирать из двух вариантов:

1. Сдать в ИФНС документы, обосновывающие право на льготу.

2. Только указать реквизиты этих документов.

Во втором случае налоговики сами сделают запрос в те органы/организации, которые выдали указанные в заявлении документы-основания на льготу. А потом физлицо получит решение о земельном налоге на 2018 год – дали льготу или нет. Если такие данные ИФНС не получит, плательщику сообщат о необходимости всё же самому сдать подтверждающие документы.

Таким образом, с 2018 года плательщик вправе выбирать – подавать документы в ИФНС на льготу по земле или нет.

Все сведения по рассмотрению заявки на льготу плательщик получит через личный кабинет на сайте ФНС России. Если таковой не подключён, можно выбрать способ информирования:

  • в налоговой инспекции;
  • МФЦ («Мои документы»), через который подано заявление;
  • по почте.

Подать заявление на льготу по земельному налогу можно в любую ИФНС, а также через личный кабинет физлица на сайте ФНС России.

Проясним правовую суть случившихся изменений. Некоторые категории физлиц (в т. ч. ИП) могут уменьшать облагаемую базу по земельному налогу на вычет в 10 000 рублей. Это касается земли в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (п. 5 ст. 391 НК РФ). До 2018 года п. 6 ст. 391 НК РФ устанавливал, что уменьшение облагаемой базы возможно на основании подтверждающих документов, которые сдают в ИФНС. Но с 01 января 2018 года это правило исключено из НК РФ, поскольку в новой редакции изложено в п. 10 ст. 396 НК РФ. Причём новый порядок распространен на все льготы по налогу на землю физлицам, а не только в виде уменьшения облагаемой базы.

Новые запреты на освобождение от налога

Новый пункт 2 ст. 395 НК РФ, который введен Законом от 27 ноября 2017 года № 353-ФЗ, регламентирует ситуацию, когда при разделе или объединении земельных участков к возникшим объектам освобождение от налога неприменимо. Это касается только следующих категорий плательщиков:

  • резиденты особой экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 5 лет);
  • судостроительные предприятия – резиденты промышленно-производственной ОЭЗ (не будет освобождения от налога на первые 10 лет);
  • участники свободной экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 3 года).

Действует новый бланк декларации

Новшество по земельному налогу для юридических лиц с 2018 года касается сдачи декларации за период 2017 года по новой форме, формату. Они, а также порядок заполнения закреплены теперь приказом ФНС от 10 мая 2017 года № ММВ-7-21/347.

Далее в таблице перечислены основные коррективы, которые произошли в форме декларации по налогу за землю для юридических лиц с 2018 года:

buhguru.com

Поправки по земельному налогу с 01.01.2018

Автор: Казаков Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки в НК РФ в отношении разных налогов. В том числе два изменения коснулись земельного налога.

Закон опубликован на портале www.pravo.gov.ru 01.10.2017 и действует в целом с 01.01.2018.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Ранее мы сообщили читателям, как сложилась высшая арбитражная практика в отношении определения облагаемой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода. Очевидно, такой же подход применяется и при изменении нормативной стоимости земли в течение налогового периода, что важно для крымских и севастопольских налогоплательщиков.

В общем случае облагаемая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Только в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Специально указано, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, хотя до сих пор было предусмотрено два исключения из данного правила.

Так, если обнаружено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка, то при ее исправлении происходит изменение этой стоимости. Оно учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно рассчитанная кадастровая стоимость.

Другой случай – изменение кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при расчете налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Изменение вида использования или категории земельного участка

Однако на практике нередко случается, что кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Но, как видим, в ст. 391 НК РФ ничего не говорится о том, как учитывать это изменение.

Получается, что при таком изменении кадастровой стоимости надо применять общее ограничение и не учитывать его при расчете земельного налога за налоговый период, когда произошло изменение.

Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О подтвердил, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшим в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.

За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.

Законодатели определились по-другому

Но, как оказалось, подобный вывод относится только к изменениям кадастровой стоимости по названной причине, произошедшим только в 2017 году или ранее. Федеральным законом № 286-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ добавлено еще одно исключение, связанное как раз с таким изменением.

С 01.01.2018 если изменение кадастровой стоимости случилось вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости этого земельного участка.

К сведению: согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

То есть расчет земельного налога в данной ситуации схож с тем, который установлен для вновь созданного земельного участка, поскольку при этом налоговая база должна быть определена с учетом остатка налогового периода после дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с этим в п. 7 ст. 396 НК РФ указывается, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента.

Аналогично будет рассчитываться коэффициент и при изменении кадастровой стоимости вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, о чем говорится в новом п. 7.1 ст. 396 НК РФ.

Это означает, что фактически для такого налогового периода надо рассчитать два коэффициента. Один определяется как отношение числа полных месяцев со дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Назовем его К2.

Другой коэффициент (К1) определяется как отношение числа полных месяцев до дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую тоже к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (в общем случае – 12).

На основании п. 7 ст. 396 НК РФ можно также утверждать следующее. Если день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости имел место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц включается в число тех, которые участвуют в расчете коэффициента К2. Если же день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости был после 15-го числа соответствующего месяца, этот месяц участвует в расчете коэффициента К1.

В итоге расчет земельного налога будет произведен по следующей формуле:

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2), где:

ЗН – сумма земельного налога за год;

КС1 – кадастровая стоимость до изменения (на 1 января налогового периода);

СН1 – ставка земельного налога, установленная для категории, присвоенной земельному участку до изменения;

КС2 – кадастровая стоимость после изменения (на дату внесения сведений в ЕГРН);

СН2 – ставка земельного налога, установленная для категории земельного участка после изменения.

Льгота по земельному налогу – документы необязательны

В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ для некоторых категорий физических лиц (в том числе для индивидуальных предпринимателей) облагаемая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

До сих пор для того, чтобы получить данную льготу, налогоплательщику нужно было представить в налоговый орган по его выбору документы, подтверждающие его право на уменьшение налоговой базы. Об этом сказано в п. 6 ст. 391 НК РФ. Но с 01.01.2018 указанный пункт утратит силу.

Однако сохранится п. 10 ст. 396 НК РФ. А в нем также говорится, что плательщики земельного налога – физические лица, имеющие право на льготы, представляют подтверждающие данное право документы. Здесь, кроме того, сказано, что должно быть представлено и заявление о предоставлении льготы.

Налоговая служба в Письме от 16.11.2015 № БС-4-11/[email protected] направила рекомендуемую форму такого заявления. Но Федеральным законом № 286-ФЗ дополнен п. 10 ст. 396 НК РФ: налоговики должны теперь разработать названную форму как нормативный документ. Очевидно, они должны это сделать до наступления 2018 года.

В указанный пункт внесено еще одно изменение, важное для налогоплательщиков. С 01.01.2018 им необязательно будет представлять документы, подтверждающие право на льготу (хотя такой возможности их не лишают), достаточно только заявления.

Здесь же будет обозначено, что подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для льгот по транспортному налогу (применяется с 01.01.2018).

Согласно этому порядку налоговый орган, не имея подтверждающих документов, по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на нее, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются соответствующие сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о предоставлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно исполнить его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщить в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о том, что налогоплательщику все-таки необходимо направить подтверждающие документы в налоговый орган. Иначе льгота не будет предоставлена.

www.audit-it.ru

Это интересно:

  • Налоги при договоре мены земельного участка Надо ли платить налог по договору мены. Налоговый адвокат По договору мены я обменял принадлежащей мне около 2-х лет земельный участок на жилой дом. При подаче декларации по НДФЛ, работники налоговой инспекции сказали, что я должен […]
  • Постановка точки с запятой правила Постановка точки с запятой правила 1. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то […]
  • Сколько составляет пособие на ребенка до 18 лет Кому полагается пособие на ребенка до 18 лет в 2018 году? Большинство родителей, так или иначе, сталкиваются с определенными финансовыми трудностями во время воспитания своего чада. В конце концов, дети требуют не только внимания, но […]
  • Сколько получают алиментов Сколько положено алиментов на одного ребенка в 2018 году? Печальная статистика свидетельствует о том, что алименты на детей выплачивают более 13% мужчин и почти 2% матерей по всей России. Причем чаще всего алиментные выплаты […]
  • Узаконить перепланировку киев Как узаконить перепланировку квартиры Действующее законодательство Украины претерпело в последнее время серьезные изменения. Коснулись они и нормативных актов регламентирующих правовые вопросы, связанные с перепланировкой и […]
  • Налог на имущество срок уплаты 2014 для юридических лиц Налог на имущество 2014-2015: кто и когда платит Налог на имущество – это такой налог, который устанавливается на имущество предприятий, ИП или же физических лиц. Сразу нужно отметить, что налогообложение имущества для организаций и […]