Раздел 3. Роль государства в экономике

Тема 2. Государственное регулирование экономики

Практическая работа 1

Целью данного практикума является закрепление вопросов формирования бюджетного дефицита (профицита), определение влияния государственного долга на экономику, усвоение теории А. Лаффера.

Задачами практикума являются:

  • во-первых, усвоение формулы расчета бюджетного дефицита (профицита);
  • во-вторых, выявление взаимосвязи бюджетного дефицита и государственного долга;
  • в-третьих, усвоение формул расчета налоговых мультипликаторов;
  • в-четвертых, выявление влияния государственного долга на показатели экономического развития.

Оглавление

Задачи на определение бюджетного дефицита (профицита)

Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.

Ответ: бюджет сбалансирован.

Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.

Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.

Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:

500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.

Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:

Структурный дефицит определяется по формуле

, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.

Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.

Задачи на взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга

Постановка задачи: Государственный долг страны на начало года составлял 2000 у. е., ставка уплачиваемого процента по гос. долгу составляет 8 % годовых. Расходы государства на ВНП за текущий год равнялись 1500 ден. ед., трансферты – 20 % ВНП. Доходы государственного бюджета равны 40 % ВНП. Определите бремя долга на конец года, если созданный в стране ВНП составляет 5000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется государственный долг на конец года. Для этого государственный долг на начало года складывается с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит составил: 0,4 * 5000 – (1500 + 0,2 * 5000 + 0,08 * 2000) = 2000 – 2660 = –660 у. е.

Следовательно, государственный долг возрастет на 660 у. е. и составит 2660 у. е.

Затем определяется бремя долга – отношение долга к ВНП.

Бремя долга = 2660: 5000 *100 % = 53,2 %.

Ответ: 53,2 %.

Постановка задачи: Функция налогов имеет вид: Т = 300 + 0,1Y, трансферты населению , государственные закупки составляют 400. Потенциальный объем производства Y* = 3000 у. е. Что произойдет с государственным долгом, если фактический объем национального производства соответствует потенциальному?

Технология решения задачи: Чтобы ответить на вопрос, надо определить состояние государственного бюджета, для чего надо сосчитать доходы и расходы бюджета. Доходы в данном случае равны налоговым поступлениям: Т = 300 + 0,1 * 3000 = 600 у. е. Расходы включают государственные закупки и трансферты:

400 + 400 – 0,2 * (3000 – 3000) = 800 у. е. Таким образом, расходы больше доходов, т. е. существует бюджетный дефицит в размере 200 у. е. На эту сумму увеличится государственный долг.

Ответ: государственный долг вырастет на 200 у. е.

Задачи на расчет налоговых мультипликаторов

Постановка задачи: Потребление определяется формулой С = 0,75у v + 400. Каким будет налоговый мультипликатор?

Технология решения задачи: Мультипликатор определяется по формуле: Предельная склонность к потреблению: (1 – Предельная склонность к потреблению). При этом мультипликатор имеет знак минус. Подставив значения, получим:

Ответ: –3.

Постановка задачи: Потребление задано функцией С = 0,75 Y v + 300, государственные расходы 200 у. е., налоги равны 0,4 Y, инвестиции равны 600. Определите национальный доход, потребление и налоговые платежи. Подсчитайте налоговый мультипликатор.

Технология решения задачи: Определим национальный доход: ;

0,55 Y = 1100, отсюда Y = 2000,

потребление С = 0,75 (2000 – 0,4 * 2000) + 300 = 1200;

налоги равны 0,4 * 2000 = 800. Чтобы определить налоговый мультипликатор, надо учесть пропорциональное налогообложение:

. Подставим значения в формулу

mналог = 0,75: [(1 – 0,75)* (1 – 0,4)] = 0,75: 0,15 = –5.

Ответ: Y = 2000, C = 1200, T = 800, mналог = –5.

Постановка задачи: На основе данных таблицы определите, какое налогообложение в данном случае действует (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). Вычислите налоговый мультипликатор, если потребляется 80 % дохода.

eos.ibi.spb.ru

В Госдуме предложили списать долги физлиц по состоянию на январь 2015 года

Законопроект касается и долгов индивидуальных предпринимателей

Москва. 19 декабря. INTERFAX.RU — Комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам на заседании во вторник рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект, по которому физическим лицам будет списана задолженность по имущественным налогам, образовавшаяся на 1 января 2015 года. Также предлагается признать безнадежными к взысканию и списать долги индивидуальным предпринимателям по состоянию на 1 января 2015 года.

Соответствующие поправки в Налоговый кодекс (НК) РФ были внесены депутатами ко второму чтению законопроекта о контролируемых иностранных организациях.

Как пояснил «Интерфаксу» замминистра финансов Илья Трунин, предлагается списать долги физических лиц по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу. «Речь идет о задолженности, которая образовалась на 1 января 2015 года, включая задолженность по пеням, которая образовалась с тех пор. Для предпринимателей — то же самое списание по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу», — сказал замминистра.

Таким образом, подготовлена законодательная база для реализации предложений президента РФ Владимира Путина, озвученных им на ежегодной пресс-конференции. Так, он предложил освободить граждан и индивидуальных предпринимателей, накопивших налоговую задолженность в силу несовершенства налоговой системы, от ее выплаты.

«На что точно нужно обратить внимание уже сегодня и сейчас — на некоторые налоги, которые тяжелым бременем на бизнес и граждан ложатся и не отвечают интересам ни самих граждан или бизнеса, ни государства в целом. Капремонт, например. Или, скажем, налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые и с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы. Эти задолженности касаются 42 млн человек, и общий объем этой задолженности — 41 млрд рублей. (. . .) Думаю, что нужно освободить людей от этих выплат. И сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговую инспекцию», — сказал он.

То же самое, отметил Путин, нужно сделать и для индивидуальных предпринимателей. «Это 15 млрд рублей и касается 2,9 млн человек. Человек начал бизнес, но что-то не получилось, а налоги на него все начисляли и начисляли. Надо освободить этих людей от выплат подобного рода», — пояснил он.

Позже источник «Интерфакса», знакомый с обсуждением, пояснил, о каких задолженностях мог говорить глава государства. В частности, по его мнению, в случае с физлицами речь может идти о списании задолженности, возникшей по имущественным налогам до 2015 года, по которой срок взыскания истечет в 2018 году.

www.interfax.ru

Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга;

Внутренний долг — это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг — это долг в иностранной валюте, и его погашение происходит фактически путем передачи товаров другой стране. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Кризис внешней задолженности невозможность государством выполнить в установленные сроки и полном объеме свои долговые обязательства.

Однако даже в случае наступления такого кризиса государства стремятся как минимум сокращать внешнюю задолженность.

Механизмы сокращения внешней задолженности:

— выкуп долга предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг, при этом:

— выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника;

— обмен долга на акционерный капитал (своп) предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций, при этом:

— иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств;

— иностранный инвестор получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается;

— замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте), при этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.

Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):

— частичное аннулирование долга;

— дальнейшее продление сроков долговых обязательств;

— снижение ставок процента по обслуживанию долга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

I. Верны ли следующие утверждения?

1.1. Увеличение государственных расходов приводит к сдвигу кривой совокупного спроса вправо, а линии планируемых расходов вниз.

1.2. Повышение предельных налоговых ставок способствует увеличению встроенной стабильности экономики, но препятствует экономическому росту.

1.3. В условиях полной занятости увеличение государственных расходов сопровождается 100%-ным эффектом вытеснения.

1.4. Динамика дефицита государственного бюджета не связана с изменениями величины чистого экспорта.

1.5. Если правительство увеличивает социальные трансферты, то в

экономике «срабатывает» мультипликатор налогов.

1.6. Величина мультипликатора сбалансированного бюджета равна сумме мультипликатора налогов и мультипликатора государственных расходов.

1.7. Если правительство повышает налоги, то в краткосрочном периоде уровень инфляции может снизиться, а в долгосрочном — увеличиться.

1.8. Если правительство финансирует свои расходы за счет выпуска государственных займов, то среднерыночная ставка процента будет уменьшаться.

1.9. Структурный дефицит государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

1.10. Долговое финансирование бюджетного дефицита все­гда является более желательным, чем эмиссионное.

Ответы:

1.1) Нет; 1.2) Да; 1.3) Да; 1.4) Нет; 1.5) Да;1.6) Нет;1.7) Да;1.8) Нет;1.9) Нет;1.10) Нет.

2.Выберите правильный ответ:

2.1. Экономика описана следующими данными: Потребительские расходы С= -100 + 0,8Yd; инвестиции I=200; государственные расходы G = 800; налоговая ставка t = 0,2. Если правительство примет решение балансировать государственный бюджет путем увеличения налоговых ставок и сокращения государственных расходов, то:

а) ВВП превысит 2500;

б) ВВП окажется ниже 2500;

в) ВВП составит 2500;

г) для прогноза динамики ВВП недостаточно данных;

д) все вышеперечисленное неверно.

2.2. Эффект вытеснения возникает в том случае, когда:

а) увеличение правительством налогов снижает располагаемый доход и расходы в частном секторе экономики;

б) снижение правительством подоходных налогов вызывает повышение процентных ставок, и чувствительные к ним расходы в частном секторе сокращаются;

в) сокращение государственных трансфертов вызывает вынужденное сокращение потребительских расходов;

г) правительство переходит от долгового финансирования бюджетного дефицита к его монетизации;

д) правительство вводит лимиты на наличность;

е) увеличение Центральным банком денежного предложения увеличивает процентные ставки, и чувствительные к ним расходы в частном секторе снижаются.

2.3. Что из нижеперечисленного неверно?

а) налоговая реформа предполагает снижение налоговых ставок в сочетании с расширением налоговой базы и выравниванием налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков;

б) высокие коэффициенты обслуживания государственного долга относительно ограничивают возможности снижения налоговых ставок;

в) снижение налоговых ставок может сопровождаться эффектом вытеснения;

г) снижение налоговых ставок исключает возможность повышения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок может вызвать сокращение налоговых доходов бюджета.

2.4. Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов и при этом объем государственных расходов превышает объем налоговых поступлений в бюджет, то:

а) эффект вытеснения снижается;

б) возрастает структурная безработица;

в) возникает первичный бюджетный дефицит;

г) снижается уровень инфляции;

д) возникает долговой кризис;

е) возникает структурный дефицит госбюджета.

2.5. Предположим, что индекс опережающих индикаторов снижается. В этом случае можно ожидать всего нижеперечисленного, за исключением:

а) роста безработицы;

б) снижения налоговых поступлений в бюджет;

в) спада производства;

г) сокращения уровня бюджетного дефицита;

д) стабилизации уровня инфляции;

е) ответы г) и д) верны.

2.6. Монетизация бюджетного дефицита может привести:

а) к росту эффекта вытеснения;

б) к снижению уровня налоговых поступлений в бюджет;

в) к повышению уровня процентных ставок и валютного курса;

г) к отмене лимитов на наличность;

д) к сокращению объема квазифискальных операций; е) ответы г) или д) в зависимости от величины бюджетного дефицита.

2.7. Показатель долгового бремени Долг/ВВП увеличивается, если:

а) снижается фактический дефицит госбюджета;

б) снижается доля структурного бюджетного излишка в ВВП;

в) снижается темп роста занятости и выпуска;

г) возрастает номинальная ставка процента;

д) возрастает ожидаемая инфляция;

е) все предыдущие ответы неверны, так как этот показатель зависит от величины циклического бюджетного дефицита.

2.8. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государ­ственные закупки следует:

а) увеличить более чем на 20;

б) увеличить на 20;

в) увеличить менее чем на 20;

г) уменьшить на 20;

д) уменьшить менее чем на 20.

2.9.Экономика описана следующими данными:

Автономное потребление равно 200; предельная склонность к сбережению равна 0,1; ставка налогообложения t = 0,2; инвестиции составляют 50, а государственные расходы равны 30. Фактический уровень безработицы превышает естественный на 2%, а коэффициент чувствительности колебаний ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Какое из нижеследующих утверждений окажется неверным в данной ситуации?

а) правительству необходимо проводить антиинфляционную политику и сокращать инфляционный разрыв;

б) правительству необходимо преодолевать рецессионный разрыв путем увеличения государственных расходов;

в) необходимое для стабилизации приращение государственных расходов окажется примерно в 3,5 раза меньше, чем величина разрыва;

г) если правительство увеличит свои расходы на всю величину разрыва, то в экономике возникнет инфляционный бум;

д) равновесный уровень выпуска составляет 1000.

Ответы:

1)6; 2)6; 3) г; 4)е; 5)е;6)6;7) в;8) в; 9) а.

Задачи:

1. Экономика описана следующими данными: Предельная склонность к потреблению равна 0,75; фактический объем выпуска составляет 2000. В целях стабилизации экономики правительство сокращает государственные закупки на 50 и увеличивает налоги на 20. Рассчитайте величину потенциального ВВП.

2. Предположим, что объем государственных закупок составляет 700; налоговые поступления в бюджет Т= 0,4 Y; государственные трансферты F = 0,3 Y; уровень цен Р = 1. Государственный долг равен 1500, а процентная ставка R = 0,1. Фактический объем выпуска составляет 2500, а потенциальный ВВП равен 3000. Каков в этом случае структурный дефицит государственного бюджета?

3. Экономика описана следующими данными:

Величина чистого экспорта составляет (-30). Налоговые поступления в бюджет равны 40. Величина потребления составляет 250, а объем выпуска равен 500. Общий объем национальных сбережений (как суммы сбережений остального мира, государственного и частного сектора) составляет 220. Рассчитайте сальдо государственного бюджета. Имеет ли место дефицит бюджета или излишек?

Ответ: Дефицит госбюджета равен 20;

4. Экономика описана следующими данными: Естественный уровень безработицы равен 7%, а фактический составляет 10%. Объем потенциального ВВП составляет 3000, а коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Предельная склонность к потреблению равна 0,9. Какую политику государственных расходов должно проводить правительство для стабилизации экономики? Рассчитайте, как изменится величина государственных расходов.

Ответ: Правительство должно увеличить государственные расходы на 27

5. Экономика описана следующими данными: Величина государственных расходов составляет 800; налоговые поступления в государственный бюджет равны 200; государственные трансферты равны 100; потребление составляет 2300; чистый экспорт равен (-200); общий дефицит госбюджета равен 800. Какова в этом случае величина бюджетных выплат по обслуживанию государственного долга?

Литература:

1. Бункина М.С., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). Учебник. М.: ДИСС, 1997.

2. Государственное регулирование экономики. / Под ред. Кушлина В. И. 2-е издание. М.: РАГС, 2002.

3. Ивашковский С.И. Макроэкономика. Учебник. М.: Дело, 2000.

4. Архангельский В.Н. Рыночные трансформации в России. М.: РАГС, 2005

14. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

studopedia.su

Налоги бремя долга

Депутаты поддержали во втором чтении пакет поправок в Налоговый кодекс, включая положения, направленные на освобождение россиян от лишнего налогового бремени. Эти положения были добавлены к законопроекту об уточнении налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), который уже был принят Думой в первом чтении в начале декабря. «За» проголосовали 406 депутатов, передает корреспондент РБК.

Поправки позволяют списать с физических лиц и индивидуальных предпринимателей недоимки по ряду налогов, а также задолженности ИП по страховым взносам. Кроме того, пенсионеры, инвалиды и ветераны, владеющие земельными участками, будут освобождены от «налога на шесть соток». Представляя законопроект, глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил, что предложенные изменения налогового законодательства отражают порученное президентом Владимиром Путиным н​а его пресс-конференции 14 декабря.

«Первое, о чем говорил президент, — это необходимость освобождения физических лиц от образовавшейся задолженности по так называемым условным доходам», — сказал Макаров. Поправка расширяет список доходов, освобождаемых от НДФЛ (ст. 217 Налогового кодекса). К ним предложено отнести доходы с 1 января 2015-го по 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом.

С принятием этой поправки исчезнет проблема накопленных налоговых долгов, когда налоговики начисляли гражданам НДФЛ как следствие списания их долгов перед банками, телефонными операторами, предприятиями ЖКХ и т.п. По словам Владимира Путина, это «бессмысленная» практика. Но отказываться от нее власти не будут: такие «условные доходы», полученные после 1 декабря 2017 года, снова будут облагаться НДФЛ.

Глава бюджетного комитета подчеркнул, что задача Госдумы сделать так, чтобы уже с 1 января «груз долгов на людей не давил». Третье чтение законопроекта запланировано на четверг, 21 декабря.​

«Не много и не мало»

Еще одна поправка предполагает освобождение пенсионеров, инвалидов и ветеранов войны от уплаты налога на небольшие земельные участки. Сейчас пенсионеры по старости освобождены от налога на квартиры и другие строения и помещения в их собственности, но не от земельного налога. А для льготных категорий по земельному налогу (инвалиды, ветераны и т.д.), куда пенсионеры как отдельная группа не входят, предусмотрен денежный вычет 10 тыс. руб. из налоговой базы — кадастровой стоимости земельного участка.

«Президент совершенно справедливо отмечает, что 10 тыс. руб. — это не много и не мало, а надо освободить эти шесть соток, решить этот вопрос для очень большого количества людей», — заявил на пленарном заседании Макаров.

Как следует из текста поправки, пенсионеров включат в льготную категорию по земельному налогу, а денежный налоговый вычет (10 тыс. руб.) будет заменен вычетом в натуральном выражении: налоговая база будет уменьшена на кадастровую стоимость 600 кв. м, находящихся в собственности льготника. Таким образом, для участков большего размера сохранится необходимость платить налог, но лишь за тот размер земли, что останется после вычета шести соток.

По данным Торгово-промышленной палаты, средняя кадастровая стоимость земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, например, в Подмосковье составляет 154,3 тыс. руб. за одну сотку. Налог на участок в шесть соток такой кадастровой стоимостью составит 2,8 тыс. руб. в год. Если применять денежный вычет 10 тыс. руб. из налоговой базы, то сумма налога уменьшается примерно на 200 руб. А теперь, после утверждения поправок, платить земельный налог за такой участок вообще не придется.

Макаров подчеркнул, что поправке придается обратная сила: льгота распространяется уже на налог за текущий 2017 год. Причем депутатам придется найти варианты компенсировать выпадающие в связи с этой поправкой доходы в бюджетах муниципалитетов в следующем году. «Кстати, наша с вами задача — когда мы будем рассматривать поправки к закону о бюджете, подумать о тех выпадающих доходах муниципальных бюджетов, которые мы обязаны будем компенсировать. Это не за счет муниципалитетов, а за счет федерального бюджета, просто это надо отложить, это наше с вами домашнее задание», — сказал глава бюджетного комитета.

Долги на землю, транспорт и недвижимость

Поправками также будет признана безнадежной и подлежащей списанию недоимка по имущественным налогам физических лиц (налоги на землю, недвижимость и транспорт), образовавшаяся на 1 января 2015 года, равно как и задолженность по пеням, начисленным с того времени за эту недоимку.

По словам Макарова, существует огромное количество долгов, являющихся безнадежными, которые нельзя взыскать и по которым отсутствуют документы. «Все они висят в личном кабинете и влияют на возможности человека, хотя давным-давно надо было их списать, но просто это тяжелейшая процедура, надо потратить на это огромное количество средств, и это миллионы людей и миллиарды рублей», — рассказал он.

По данным ФНС, неурегулированная задолженность граждан по этим налогам на 1 января 2015 года составляла 103 млрд руб. (не считая пеней, набежавших после), какая-то часть этой задолженности была погашена в последующие периоды. Путин говорил, что списать нужно 41 млрд руб. Безнадежной можно считать задолженность тех граждан, кому налоговые органы не смогли предъявить иск в силу разных обстоятельств, либо тех, у кого истек срок давности по уплате налога, пояснял РБК член комитета по бюджету Дмитрий Юрков. Например, по транспортному налогу в 2018 году налоговая вправе выставить счет владельцу автомобиля только за период 2015–2017 годов, то есть не более трех лет, предшествующих году направления уведомления.

Безнадежными также будут признаны долги индивидуальных предпринимателей на аналогичную дату (1 января 2015 года) по ряду налогов, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и таможенного НДС. Макаров напомнил слова президента, что все это также должно произойти без участия налогоплательщика. «Президент предложил списать эти налоги, но это надо сделать, сказал он, не дергая людей, это должна сделать сама налоговая служба», — отметил Макаров.

В таких списаниях налоговых долгов может быть элемент неравного отношения к налогоплательщикам, полагает замруководителя российской налоговой практики IPT Group Елена Чурсина. Добросовестные налогоплательщики, погасившие задолженность добровольно, окажутся в худшем положении по сравнению с недобросовестными, которым государство простит долги, предупреждает она.

Глава «Опоры России» Александр Калинин сказал РБК, что расширение круга ИП, которым будут прощены долги, пойдет на пользу бизнес-активности в стране. Списание долгов по группе налогов коснется тех, кто пытался вести бизнес, но прогорел, пояснил он. «У нас фактически вход в бизнес — рубль, а выход — пять. Это прежде всего может сказаться на индивидуальных предпринимателях, поскольку у них все коррелируется с личным имуществом. Поэтому это шаг навстречу бизнесу», — сказал Калинин.

Общий объем недоимок и задолженности по пеням, который будет списан, пока неизвестен. Из слов Путина на пресс-конференции следовало, что это как минимум 56–60 млрд руб. Минфин и ФНС этот вопрос не комментируют.

Списать неработавшим ИП

Наконец, поправками признаются безнадежными и подлежат списанию недоимка по страховым взносам и задолженность по соответствующим пеням и штрафам индивидуальных предпринимателей за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. В ходе пресс-конференции Путин говорил о намерении простить долги 2,9 млн индивидуальных предпринимателей на сумму 15 млрд руб. Речь идет именно об ИП, кому страховые взносы начислялись при отсутствии фактической деятельности.

«Бывает, что люди зарегистрировались в качестве ИП, работать не начинали, а страховые взносы у нас платятся по факту регистрации, а не по виду деятельности. И если он не работал, не подавал никакой документации, то ему начислялось восемь МРОТ со штрафом. Это огромная проблема для людей; более того, взыскание этих средств неминуемо повлекло бы обращение в суды, поэтому президент предложил эту проблему также решить», — рассказал Макаров.

Чтобы определить неактивных ИП, ФНС, вероятнее всего, воспользуется правилами, которые сейчас применяются при исключении из ЕГРЮЛ брошенных («мертвых») фирм, отмечает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский. «Для этого существуют два критерия, которые должны выполняться одновременно: несдача отчетности и отсутствие операций хотя бы по одному расчетному счету за последние 12 месяцев», — говорит он. Кроме того, налоговые инспекторы могут попытаться провести анализ бизнес-активности соответствующего лица в интернете, добавляет юрист налоговой практики Sameta Реваз Читая.

www.rbc.ru

бремя долга

Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

Смотреть что такое «бремя долга» в других словарях:

Бремя государственного долга — неблагоприятные для экономики последствия государственного долга: необходимость сокращать потребление для увеличения вывоза товаров и услуг в уплату процента по внешнему долгу; перемещение денежных средств в государственный долг, приводящее к… … Финансовый словарь

ДОЛГОВОЕ БРЕМЯ — (debt burden) Стоимость обслуживания долга. Для частного лица или предприятия долговым бременем является сумма платежей процентов и в счет погашения основного долга. Когда речь идет о государственном долге, деньги, выплачиваемые в счет… … Экономический словарь

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — (tax burden) Общие затраты в экономике по уплате налогов. Включают не только сумму реально собранных налогов, но и издержки мертвого долга , а также дополнительные затраты, связанные с соблюдением законов и правил по начислению и сбору налогов… … Экономический словарь

КОЭФФИЦИЕНТ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОЛГА — (debt ervice ratio) доля годовых поступлений от экспорта, которая должна пойти на обслуживание внешнего долга страны (на уплату процентов и выплату основной суммы долга). К.о.д. показывает, насколько тяжело бремя внешнего долга для национальной… … Внешнеэкономический толковый словарь

Реструктуризация долга — – мера, применяемая в отношении заемщиков, которые находятся в состоянии дефолта, т. е. не способны обслуживать свой долг. Существуют несколько мер по реструктуризации, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе: изменение… … Банковская энциклопедия

ДОЛГОВОЕ БРЕМЯ — DEBT BURDENБремя, ответственность или обязательство в связи с нац. или гос. долгом. В Основах экон. мысли под редакцией Джона Криди (John Creedy, Foundation of Economic Thought ) приводится объяснение двух видов аргументов против бремени… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Вся не долга(песня) — Вся не долга (пѣсня). Ср. Больно ужъ нѣмецъ (управитель) осерчалъ: сѣчетъ всѣхъ поголовно, да и вся недолга! «На то̀, говоритъ, и сидѣнье у тебя, чтобъ его стегать». Салтыковъ. Губернскіе Оч. 7. Буеракинъ. Ср. Не долга расправа въ Неву всѣхъ!… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

продажа долга — перепоручение долга Продажа банками банковских кредитов друг другу. Например, какой то банк может продать задолженность стран Третьего мира со скидкой против рыночной цены для того, чтобы уменьшить бремя задолженности себе. Подобным же образом… … Справочник технического переводчика

ПРОДАЖА/ПЕРЕПОРУЧЕНИЕ ДОЛГА — (loan selling) Продажа банками банковских кредитов друг другу. Например, какой то банк может продать задолженность стран Третьего мира со скидкой против рыночной цены для того, чтобы уменьшить бремя задолженности себе. Подобным же образом… … Финансовый словарь

Марк Туллий Цицерон — (106 43 гг. до н.э.) государственный деятель, оратор, писатель Я (…) доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне. Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над… … Сводная энциклопедия афоризмов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — (government debt) Долг органов государственной власти любого уровня. Государственный долг необходимо очистить от всех взаимных долгов между органами государственной власти различных уровней, например от долговых обязательств центрального… … Экономический словарь

dic.academic.ru

Это интересно:

  • Органы опеки и попечительства химки сайт химки опека и попечительство телефон адрес По случаю 10-летия Дня семьи, любви и верности в 2017 году Фонд социально-культурных инициатив при участии Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры города Москвы и […]
  • Приказ no 302н от 12 апреля 2011 г Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные […]
  • О ежемесячном пособии на ребенка в рб С 1 февраля 2018 года увеличиваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей С 1 февраля 2018 г. увеличиваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Так, в связи с увеличением […]
  • Домработница в киеве с проживанием от хозяина Работа домработницей. Вакансии домработницы Разместите свое резюме, чтобы работодатель мог напрямую связаться с вами и предложить вам работу Вакансия размещена 10 августа 2018 Описание вакансии: “Требуется домработница для уборки […]
  • Налог за имущество физических лиц за 2013 год Как рассчитывается налог на недвижимость? Инфографика Как рассчитывается налог на недвижимость? Инфографика 14 октября правительство Москвы приняло предложения департамента экономической политики и развития города об установлении в […]
  • Гибдд штрафы платон перенесены до 15 мая закон Штраф за неоплату проезда в системе "Платон" с 15 июля может возрасти в 4 раза Проект соответствующего закона 1 размещен Минтрансом России на Федеральном портале проектов нормативных актов для проведения независимой […]