Унитарное предприятие и лишние налоги.

Правовая природа унитарного предприятия.

Унитарными являются предприятия, имущество которых не разделено на доли участия. Такое предприятие является единым, в связи с чем и возник термин «унитарное предприятие».

Унитарным предприятием согласно ст. 113 ГК РБ признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В Беларуси правомерно существуют различные унитарные предприятия; республиканские, коммунальные, частные, дочерние.

Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Имущество дочернего унитарного предприятия находится в собственности собственника имущества предприятия-учредителя и принадлежит дочернему предприятию на праве хозяйственного ведения.

От правовой природы предприятия зависит вид права собственности на имущество и форма управления предприятием (рис.1).

Рисунок 1. Схема владения имущественными правами в унитарных предприятиях

Право собственности на имущество, приобретенное унитарным предприятием, … приобретается собственником имущества этого унитарного предприятия (ст. 210 ГК РБ). Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, представляет собой предприятие как объект прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 132 ГК РБ).

В соответствии с ч. 6 ст. 113 ГК РБ собственник имущества унитарного предприятия, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, Гражданским Кодексом или решением собственника, принятым в отношении дочернего предприятия принимает решение об изъятии имущества у унитарного предприятия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством либо уставом.

В то же время в отношении иных юридических лиц, в частности хозяйственных обществ, законодатель установил следующее «имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности» (ч.1 ст. 63 ГК РБ). По аналогии определено, что «имущество, переданное в качестве вкладов (взносов) учредителями (участниками, членами) коммерческим и некоммерческим организациям (кроме переданного унитарным предприятиям, государственным объединениям либо учреждениям, финансируемым собственником), а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, находится в собственности этих юридических лиц» (ч.3 ст. 214 ГК РБ).

Правовая природа дивидендов.

Дивидендом согласно законодательству признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (статья 35 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) (далее — НК). При этом необходимо отметить, что распределение полученной по итогам отчетного года прибыли не является обязательным, так как действующим законодательством такая обязанность не предусмотрена.

Согласно п. 14 «Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», утвержденных Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 в состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности включаются доходы и расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций.

Согласно статье 126 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК, начисленные белорусскими организациями являются объектом налогообложения налогом на прибыль.

Согласно статье 159 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) налогообложение физических лиц производится подоходным налогом с доходов, полученных в виде дивидендов, признаваемых таковыми в соответствии со статьей 35 НК.

Статья 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) к затратам, не учитываемым при налогообложении относит суммы начисленных организацией дивидендов и приравненных к ним доходов (п.п. 1.10).

Это говорит о том, что прежде чем выплатить дивиденды, любая организация должна начислить и уплатить налоги с суммы дивидендов.

Неравные налоговые последствия с имущества при его передаче.

В процессе хозяйственной деятельности любое хозяйственное общество типа ООО, ЗАО и др. приумножает принадлежащее обществу имущество и денежные средства. Унитарное предприятие в процессе хозяйственной деятельности приумножает имущество и денежные средства, принадлежащее учредителю-собственнику. При этом унитарное предприятие, в отличие от других организаций, исчисляет и уплачивает налоги с имущества собственника.

Как общество, так и унитарное предприятие с полученных доходов уплачивает налог на прибыль и из чистой прибыли выплачивают дивиденды. При выплате дивидендов и наступает «социальная несправедливость».

Хозяйственное общество, выплачивая дивиденды, передает часть своего собственного имущества (денежных средств) в собственность участникам общества. А унитарное предприятие, выплачивая дивиденды, передает часть имущества собственника все тому же собственнику. Т.е. в случае с унитарным предприятием имеет место перемещение чистой прибыли собственника из «одного кармана в другой карман» собственника.

При этом, если дивиденды получает юридическое лицо, то данный вид доходов у него повторно налогом на прибыль не облагается. Если же дивиденды получает физическое лицо – собственник унитарного предприятия, то он обязан с суммы дивидендов уплатить подоходный налог.

Возникает нарушение прав собственника-физлица в сравнении с теми же правами собственника-юрлица, которое выражается в двойном налогообложении доходов физического лица при выплате дивидендов унитарным предприятием. Имеет место также противоречие положений Налогового кодекса нормам Гражданского кодекса и нормам самого Налогового кодекса.

Так в п.5 ст. 127 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) обоснованно прописана норма, согласно которой «При налогообложении прибыли не учитываются выручка и затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного собственника».

Аналогичная норма содержится в п.п. 4.9. п. 4. ст. 128 — в состав внереализационных доходов не включаются товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные при безвозмездной передаче в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа.

Если законодатель последовательно следует выбранной линии, согласно которой перемещение имущества в пределах одного собственника не влечет образования нового объекта налогообложения, то вполне логично ожидать от него последовательности при организации системы налогообложения, когда перемещается часть чистой прибыли в виде дивидендов в пределах одного собственника унитарного предприятия.

В России частные унитарные предприятия давно упразднены

В России к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

В России до принятия первой части Гражданского Кодекса РФ в 1994 г. допускалось создание и функционирование предприятий с неразделенным на доли имуществом на базе любой формы собственности. Такие предприятия создавались и на базе частной собственности, существовали индивидуальные и семейные частные предприятия, предприятия общественных и религиозных организаций. Однако позже в форме унитарных предприятий могли создаваться только государственные и муниципальные предприятия, действующие на основе устава, утверждаемого органом, уполномоченным собственником его имущества. Имущество унитарного предприятия в РФ находится в государственной или муниципальной собственности. При этом под государственной собственностью понимается собственность не только государства в целом, но и собственность субъектов РФ. Поскольку имущество унитарного предприятия не делится на доли участия, не допускается создание таких предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Соответственно, унитарным предприятиям разрешена реорганизация только в форме слияния или присоединения, и если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Унитарное предприятие обладает на закрепленное за ним имущество вещным правом, производным от права собственности создавшего его государства или муниципального образования, выступающим в виде права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

Собственник имущества государственного и муниципального предприятия имеет право на получение части его прибыли. Согласно ст. 17 Федерального Закона от 14 декабря 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ( в редакции от 02.07.2013 N 188-ФЗ) государственные и муниципальные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Государственное и муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, а недвижимым — с согласия собственника имущества.

Казенные предприятия начали создаваться после принятия Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий». В этом указе предусматривалось прекращение создания новых федеральных предприятий на праве хозяйственного ведения и организация на базе части таких предприятий казенных заводов, действующих на праве оперативного управления. С принятием первой части ГК РФ в конце 1994 г. эти хозяйствующие субъекты получили название казенных предприятий. Допускается существование не только федеральных государственных казенных предприятий, но и казенных предприятий, принадлежащих субъектам Федерации, а также муниципальных казенных предприятий. Характерным признаком казенного предприятия является то, что по его обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник — государство или муниципальное образование.

Правомочия казенного предприятия по распоряжению имуществом крайне ограниченны. Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Аналогичные правила предусматриваются в отношении распоряжения имуществом казенными предприятиями субъектов РФ и муниципальными казенными предприятиями, допускаемого только с разрешения уполномоченных государственных или муниципальных органов.

Распределение и налогообложение дивидендов в России.

Порядок распределения прибыли организаций в России между ее учредителями регламентируется следующими федеральными законами:

№14-ФЗ от 08.02.1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»,

№208-ФЗ от 26.12.1995г. «Об акционерных обществах».

В соответствии с положениями данных законов, компании имеют право на распределение своей чистой прибыли между учредителями не только по итогам года:

ООО — ежеквартально, раз в полгода или раз в год (п.1 ст.27 закона №14-ФЗ).

АО – по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев, финансового года (п.1 ст.42 закона №208-ФЗ).

Источником выплаты дивидендов организации является чистая прибыль общества (ООО или АО). Дивиденды выплачиваются не только деньгами, но и другим имуществом.

Ставки налогов, по которым облагаются выплаты в виде дивидендов:

1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

1.1. Получатели дивидендов – физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

В соответствии с п.3 ст.224 Налогового кодекса, налоговая ставка составляет 15% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

1.2. Получатели дивидендов – физические лица, налоговые резиденты РФ. Налоговыми резидентами в целях расчета НДФЛ признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев (п.2 ст.207 Налогового кодекса).

В соответствии с п.4 ст.224 Налогового кодекса, налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ. При расчете суммы НДФЛ с дивидендов, нельзя уменьшить налоговую базу на суммы налоговых вычетов как при налогообложении НДФЛ по ставке 13%. Ставка же НДФЛ с дивидендов, как было указано ранее, составляет 9% со всей суммы дивидендов.

2. Налог на прибыль организаций.

2.1. Получатели дивидендов – российские организации, владеющие долей не менее 50% уставного капитала компании сроком не менее 365 дней (на день принятия решения о выплате дивидендов).

В соответствии с пп.1 п.3 ст.284 Налогового кодекса, по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов (при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет не менее чем 50% вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов), налоговая ставка устанавливается в размере 0%.

2.2. Получатели дивидендов – российские организации, не соответствующие вышеуказанным условиям.

В соответствии с пп.2 п.3 ст.284 Налогового кодекса, по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в пп.1 п.3 ст.284 НК РФ, налоговая ставка составляет 9%.

2.3. Получатели дивидендов – иностранные организации.

В соответствии с пп.3 п.3 ст.284 Налогового кодекса, по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, налоговая ставка составляет 15%.

В соответствии с положениями ст.214, ст.275 Налогового кодекса РФ, если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то эта организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п.2 ст.275 НК РФ как в части налога на прибыль с дивидендов, так и в части НДФЛ.

Налогообложение дивидендов в Казахстане.

Согласно п.2 ст. 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива.

Юридическое лицо может учреждаться одним или несколькими учредителями.

Наиболее распространенная форма юридического лица в Казахстане — товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). Участники ТОО не отвечают по его обязательствам, но при этом они несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Как правило, доли всех участников в уставном капитале пропорциональны их доле в стоимости имущества. Однако в уставе может быть указан и иной порядок распределения долей (ст. 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан — далее ГК РК). Чистая прибыль ТОО облагается корпоративным подоходным налогом (раздел 4 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» — далее НК РК), а с участников взимается подоходный налог, который удерживает источник выплаты (глава 19 НК РК).

Порядок налогообложения дивидендов в Казахстане.

Дивидендами в ТОО признается часть чистого дохода, распределяемого между его участниками. Размер чистого дохода, который пойдет на выплату дивидендов, определяет общее собрание участников ТОО. Чистый доход или чистая прибыль ТОО — это разница между налогооблагаемым доходом и обязательством ТОО по корпоративному подоходному налогу. Корпоративный подоходный налог в Казахстане аналогичен налогу на прибыль организаций в России и составляет 20 процентов (ст. 147 НК РК). Подлежащий налогообложению доход включает в себя все виды доходов, полученных ТОО в течение года, и определяется как разница между выручкой компании и налоговыми вычетами (расходами), предусмотренными НК РК. Дочерняя компания несет ответственность за своевременное и полное удержание налога и перечисление его в государственный бюджет.

Доходы, облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15 процентов.

Доходы в виде дивидендов нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, из источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15 процентов (ст. 194 НК РК). Исчисление индивидуального подоходного налога с доходов физического лица-нерезидента, полученные из источников в Республике Казахстан от лиц, не являющихся налоговыми агентами, производится путем применения ставки, установленной статьей 194 НК РК, к начисленной сумме дохода без осуществления налоговых вычетов.

Отметим, что при расчете налога на дивиденды наряду с НК РК следует учитывать и соглашения об избежании двойного налогообложения. Согласно нормам НК РК, международные соглашения играют первоочередную роль при налогообложении доходов.

Предложение белорусскому законодателю.

Законодательство стран-участниц Таможенного союза, как видно, либо ограничивает применение такой организационно-правовой формы как «унитарное предприятие» либо исключает ее полностью для коммерческих организаций.

Законодательство Республики Беларусь в сфере института унитарных предприятий развивается собственным путем. В связи с чем, его совершенствование является только нашей «национальной» задачей.

Исходя из обнаруженных противоречий правовых норм и двойного налогообложения доходов физического лица – собственника унитарного предприятия, считаем целесообразным дополнить Налоговый кодекс Республики Беларусь нормами, определяющими, что в состав доходов физического лица — собственника унитарного предприятия, подлежащих обложению подоходным налогом, не включается сумма дивидендов, начисленная и выплаченная собственнику предприятия.

партнер юридической компании «Арбитриум»

при содействии аудитора, к.э.н., Валерия Кузьменка

P.S. В связи с постоянными изменениями законодательства автор рекомендует при применении на практике полученной информации обращаться к нормативной базе или практикующим юристам.

Справочно: представленные на данном сайте статьи были опубликованы в журналах «Директор», «Финансовый директор», «Юрист», «Индивидуальный предприниматель», «Личный юрист», «Налоговый вестник», «Промышленно-торговое право», «Юридический мир», «Валютное регулирование и ВЭД», газете «Антикризисное управление», в электронных правовых системах «ЮСИАС», «Консультант Плюс», «БизнесИнфо».

www.arbitrium.by

КАК ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫЛЬ УЧРЕДИТЕЛЮ СОБСТВЕННИКУ ИМУЩЕСТВА УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ?

Публикация Журнал «Финансовый директор» октябрь 2008

Партнеры, аттестованные юристы
Юридической компании ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ
Валентина Завадская и Елена Плавинская

В связи с ростом количества унитарных предприятий актуальным является вопрос: как получить прибыль собственнику имущества унитарного предприятия?

Некоторые специалисты высказывают мнение, что прибыль собственнику имущества унитарного предприятия может начисляться и выплачиваться только по окончанию финансового года. Такое мнение является ошибочным и не обосновано ссылками на нормативные правовые акты.

В соответствии со статьей 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь унитарное предприятие является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение прибыли.

Согласно статье 276 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия.

Законодательством не установлены какие-либо ограничения в части сроков получения такой прибыли. Учитывая изложенное, часть прибыли унитарного предприятия по решению его собственника может быть выплачена ему как по итогам отчетного года, так и по итогам квартала, месяца.

Однако необходимо помнить, что собственник имущества имеет право на получение части прибыли унитарного предприятии, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, покрытия убытков текущих периодов.

Кроме того, выплачиваемая собственнику имущества унитарного предприятия прибыль является объектом налогообложения: для физических лиц – подоходным налогом, для юридических лиц – налогом на прибыль.

Так, согласно статье 35 Налогового кодекса Республики Беларусь дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

В соответствии со статьей 8 и пунктом 4 статьи 18 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991г. №1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» унитарное предприятие, являющееся источником выплаты собственнику имущества — физическому лицу части прибыли, является налоговым агентом. Из прибыли, причитающейся к выплате собственнику имущества, унитарное предприятие удерживает подоходный налог по ставке 15 процентов и уплачивает его в бюджет. Часть прибыли за минусом подоходного налога выплачивается собственнику имущества путем перечисления денежных средств на счет, открытый собственнику имущества, либо выдается наличными деньгами из кассы предприятия по расходному кассовому ордену. Полученная собственником имущества унитарного предприятия прибыль в совокупный годовой доход не включается и декларированию не подлежит.

В заключение рекомендуем в уставе унитарного предприятия предусмотреть пункт следующего содержания:
«По решению собственника имущества часть прибыли предприятия, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, покрытия убытков текущих периодов и формирования фондов, может быть выплачена собственнику унитарного предприятия как по итогам отчетного года, так и по итогам квартала, месяца.»

www.dc.by

Основные моменты правового положения унитарного предприятия УП (ЧУП)

Учредитель в УП только один — физическое или юридическое лицо; резидент или нерезидент Беларуси.

Учредительным документом унитарного предприятия является Устав.

Уставный фонд УП

Уставный фонд УП должен быть сформирован деньгами либо имуществом в любом размере в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации в полном объеме.

Юридический адрес УП

Юридический адрес унитарного предприятия может находится в:

  • административном помещении (нежилой фонд);
  • жилом помещении негосударственного жилого фонда (квартира, дом), если учредитель ЧУП в нем постоянно зарегистрирован или является его собственником.

Органы управления унитарным предприятием

Органами УП являются:

  • учредитель (собственник имущества);
  • директор.

Ответственность учредителя УП (ЧУП)

В опровержение существующего мифа о том, что якобы учредитель ЧУП несет большую ответственность по обязательствам унитарного предприятия в сравнении с другими существующими организационно-правовыми формами коммерческих организаций, необходимо отметить, что учредитель ЧУП, также как и учредители ООО, ОДО, ЗАО, не отвечает по обязательствам ЧУП и несет риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенного им вклада. Унитарное предприятие самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Вместе с тем необходимо помнить, что как в УП, так и в других формах коммерческих организаций учредитель и руководитель солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам УП, в случае если экономическая несостоятельность (банкротство) УП вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для УП указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия.

Право собственности на имущество УП

Право собственности на имущество УП принадлежит учредителю. Имущество частного предприятия формируется из вкладов его учредителя в уставный фонд, доходов, полученных в результате деятельности унитарного предприятия, иных не запрещенных законодательством источников. Учредитель также вправе своим решением закрепить за УП любое находящееся в его собственности имущество, а в последствии изъять любое имущество (в том числе денежные средства со счета УП), закрепленное за УП, с уплатой налогов в соответствии с законодательством.

Смена учредителя унитарного предприятия (ЧУП)

Подробно особенности смены учредителя УП описаны выше в настоящем разделе.

Смена учредителя в УП (ЧУП) возможна двумя способами:

  1. продажа унитарного предприятия как имущественного комплекса;
  2. реорганизация унитарного предприятия в хозяйственное общество (например в ООО) и последующий выход либо продажа доли в созданном в результате реорганизации ООО первоначальным учредителем УП.

Бухгалтерский учет УП

Руководитель УП вправе организовать бухгалтерский учет одним из следующих способов:

  • самостоятельно вести бухгалтерский учет (если он соответствует требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру организаций, а сама организация является микроорганизацией);
  • принять на работу главного бухгалтера;
  • заключить договор на бухгалтерское обслуживание с компанией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета, или индивидуальным предпринимателем.

www.dc.by

Об обложении налогом на прибыль унитарных предприятий


Об обложении налогом на прибыль унитарных предприятий

Е.В. Андреева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п. 1 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).

Согласно ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в доходах бюджетов учитывается, в частности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В соответствии со ст. 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование — учредители унитарных предприятий выступают в качестве собственника имущества унитарного предприятия, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, и части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, полученной от использования данного имущества.

В соответствии со ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам относятся также любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, признаваемые дивидендами в соответствии с законодательством иностранных государств.

Таким образом, часть прибыли, перечисленная государственными и муниципальными предприятиями в соответствующие бюджеты после уплаты налогов и иных обязательных платежей, не рассматривается в качестве полученных дивидендов и, следовательно, не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 275 НК РФ.

При реализации и сдаче в аренду государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статьей 295 ГК РФ определено, что собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. При этом предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Согласно ст. 247 и 248 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Определения понятий «доходы от реализации» и «внереализационные доходы» даны в ст. 249 и 250 НК РФ.

Кроме того, следует иметь в виду, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы организаций, установлены ст. 251 НК РФ. Поименованный в ст. 251 НК РФ перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения, является исчерпывающим и не включает средства от продажи унитарным предприятием имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.

В связи с вышеизложенным средства, полученные от реализации имущества государственными и муниципальными предприятиями, являются доходом унитарного предприятия и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 256 НК РФ имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное или хозяйственное ведение, признается амортизируемым, порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль при реализации подобного имущества определяется в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 268 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами налогоплательщика, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций является прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, установленных в установленном настоящим Кодексом порядке.

В соответствии со ст. 616 ГК РФ при заключении договора аренды должны быть определены обязанности сторон по содержанию арендованного имущества.

Если договором аренды предусмотрено, что расходы по содержанию государственного имущества, сданного в аренду, должен осуществлять арендодатель, то вышеуказанные затраты учитываются у арендодателя при определении налогооблагаемой прибыли.

При этом данные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Кроме того, налогоплательщикам следует иметь в виду, что дополнениями, внесенными ст. 5 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 1 ст. 42 БК РФ, предусмотрено, что указанные в этом пункте ст. 42 настоящего Кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Одними из перечисленных в ст. 42 БК РФ доходов являются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

www.nalvest.ru

Это интересно:

  • Наследие накопительной части пенсии НПФ Наследие: отзывы НПФ Наследие был создан в декабре 1993, и является старейшим негосударственным фондом в России. Он был учрежден предприятиями, входящими в ГМК «Норильский Никель». Уже на протяжении нескольких десятков лет, […]
  • Закон города новокузнецка Закон города новокузнецка В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новокузнецка в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в соответствии со ст. 30 […]
  • Начисление авансовых платежей по налогу на прибыль проводки в 1с Проводки при начислении авансов. платежей по прибыли А я начисляю и ни в чем себе не отказываю Д68.4.2-К68.4.1 ЗЫ ДКъ, тут речь о тех "авансовых", которые платятся авансом и не имеют никакого отношения к текущей прибыли. Трогать […]
  • Правила решения задач на движения Узнать ещё Знание — сила. Познавательная информация Задачи на движение Задачи на движение — один из самых распространенных видов задач алгебры. Простейшие задачи на движение изучаются еще в начальной школе. В 6-7 классах решение […]
  • Налоги при договоре мены земельного участка Надо ли платить налог по договору мены. Налоговый адвокат По договору мены я обменял принадлежащей мне около 2-х лет земельный участок на жилой дом. При подаче декларации по НДФЛ, работники налоговой инспекции сказали, что я должен […]
  • Детская субсидия документы Правительство России О бюджетных ассигнованиях на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций Постановление от 1 марта 2018 года №210, распоряжение от 3 марта […]