Проводки по земельному налогу в бухгалтерском учете

Обновление: 7 февраля 2017 г.

Земельный налог возникает как одна из установленных законом специальных форм платы за землю. Величина суммы земельного налога не зависит от финансовых итогов деятельности компании. Каждый бухгалтер, сопровождающий деятельность компании, у которой на основании вещного права имеется земельный участок (доля земельного участка), рано или поздно сталкивается с вопросом расчета и начисления земельного налога в проводках бухгалтерского учета. Под вещным правом понимается право собственности, право постоянного пользования или право пожизненного владения. Согласно нормам налогового законодательства такая компания будет являться плательщиком земельного налога.

Как назначение земельного участка влияет на проводки

Чтобы правильно отразить проводки по земельному налогу в бухгалтерском учете, необходимо четко понимать назначение и использование земельного участка. Ведь на основании п. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в бухгалтерском учете организации должен быть обеспечен раздельный учет капвложений и текущих затрат на производство продукции.

От того, в каких целях используется земельный участок, зависит применение того или иного ПБУ. Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета, Положению по бухучету 10/99 «Расходы организации», а также Положению по бухучету 6/01 «Учет ОС» для того, чтобы с практической стороны разобраться с вопросом отражения в проводках земельного налога.

Для расчетов по налогам Планом счетов предусмотрен специальный счет «Расчеты по налогам и сборам» (68). Он применяется, в том числе, для отражения и учета земельного налога. Следует создать отдельный субсчет к 68 счету именно для проводок по начислению земельного налога.

Земельные участки учитываются в качестве основных средств, поэтому земельный налог является расходом, который организация несет в связи с процессом эксплуатации и использования ОС.

Учет земельного налога может быть отражен или в качестве издержек по основным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухучету 10/99 ), или в качестве прочих издержек (п. 11 того же ПБУ 10/99 ).

При этом необходимо учитывать, что отразить земельный налог в составе издержек можно, если земельный участок является объектом основных средств и на нем не ведется капитальное строительство.

В случае если участок используется под капитальное строительство, то начисление земельного налога должно происходить иначе. В этом случае необходимо руководствоваться правилами Положения по бухучету 6/01 и учитывать затраты в составе капитальных затрат по строительству (п. 8, п. 14 указанного ПБУ).

По каждому земельному участку сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет, целесообразно исчислять отдельно.

Выбор конкретного корреспондирующего счета будет зависеть от того, где именно применяется земельный участок: во вспомогательном или основном производстве. Если земельный участок используется в основном производстве, то земельный налог относится к обычным расходам и его начисление отражается в корреспонденции со счетами для учета обычных расходов 20 или счетами 23, 25, 26, 44 в зависимости от места использования земельного участка.

Проводки по земельному налогу, когда земельный участок используется в основной деятельности

Рассмотрим бухгалтерские проводки по земельному налогу:

glavkniga.ru

Ставка земельного налога в 2017-2018 годах

Отправить на почту

Земельный налог в 2017-2018 годах оплачивается всеми владельцами земельных участков в местные бюджеты территорий, на которых земли расположены. Для оплаты земельного налога в 2017-2018 годах физлицам налоговыми ведомствами рассылаются уведомления с расчетами по налогу, а вот юрлица должны рассчитывать размер платежа сами.

Размер налоговой ставки земельного налога

Ставка земельного налога устанавливается муниципалитетами, но не может быть больше размера, установленного ст. 394 НК РФ. В частности, максимальный размер на уровне 0,3 % от стоимости земли, указанной в кадастре, определен:

  • для сельскохозяйственных земель;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! О нецелевом использовании сельхозземель будут сообщать налоговикам. В случае установления данного факта ставка налога увеличится до 1,5%. Подробности см. здесь.

  • земель под жилыми зданиями и жилищно-коммунальной инфраструктурой;
  • земель, выделенных для садов/огородов и подсобного хозяйства;
  • спецземель, ограниченных в обороте.

Для всех других земельных участков ставка земельного налога в 2017-2018 годах не может быть выше 1,5% от стоимости земли в соответствии с данными из госкадастра.

Ставки земельного налога в 2017-2018 годах устанавливаются представительными органами муниципалитетов, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) представительными органами субъектов РФ в соответствующих законах. Так, власти могут предусмотреть пониженные ставки для определенных категорий земельных участков. Например, для участков, занятых технопарками или индустриальными (промышленными) парками Москвы, ставка налога на землю равна 0,7% (п. 1.6 ст. 3.1 закона города Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74). Если же в муниципальном образовании (или городе федерального значения) специальные ставки налога на землю не установлены, то в соответствии с п. 3 ст. 394 НК РФ действуют определенные федеральным налоговым законодательством максимальные ставки.

Налоговая ставка земельного налога в 2017-2018 годах для юридических лиц такая же, как и для налогоплательщиков-физлиц. Точно так же юрлица-арендаторы либо те, кому земля передана безвозмездно в пользование на определенный срок, не считаются налогоплательщиками земельного налога.

Плательщиками земельного налога по участкам, входящим в паевой инвестфонд, признаются управляющие компании. В этой ситуации уплата налога осуществляется за счет средств из этого инвестфонда.

Налог на земельные участки в 2017-2018 годах

Земельный налог, устанавливаемый местными нормативными актами, уплачивается по месту нахождения земельного участка. Налогооблагаемой базой при исчислении величины земельного налога является стоимостная оценка участка, установленная Роскадастром. Уплату налога производит собственник земли либо ее пользователь на основании права постоянного использования земельного участка или пожизненного наследуемого владения.

Физические лица должны уплатить налог на позднее 1 декабря (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Прочитать, как узнать задолженность по земельному налогу, можно здесь.

Срок уплаты налога и авансовых платежей для юридических лиц определяется местными органами власти. Уплата налога для юридических лиц по итогам налоговых периодов не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим.

О сроках уплаты земельного налога для юридических лиц можно прочитать здесь.

Льготы по земельному налогу

Земельный налог 2017-2018 годов для отдельных категорий налогоплательщиков может быть существенно снижен (вплоть до полного освобождения от его уплаты) на основании ст. 395 НК РФ. Среди льготников, которые освобождены от оплаты земельного налога:

  • религиозные учреждения;
  • исправительные колонии;
  • автодоры;
  • общественные организации инвалидов;
  • организации, занятые художественным промыслом;
  • коренные малочисленные народности;
  • резиденты ОЭЗ или СЭЗ;
  • управляющие компании в «Сколково»;
  • строители судов, имеющие статус резидента ОЭЗ промышленно-производственного характера.

О том, кто освобождается от уплаты земельного налога, читайте здесь.

Бланк декларации по земельному налогу с 2017 года можно скачать в публикации «Встречайте — новая декларация по земельному налогу».

А нюансы заполнения декларации читайте в статье «Заполняем декларацию по земельному налогу за 2017 год».

Ставка земельного налога в 2017-2018 годах устанавливается властями муниципалитетов, но не может превышать 0,3% для земель сельхозназначения и 1,5% для остальных категорий земельных участков. Налогооблагаемой базой при исчислении земельного налога является кадастровая стоимость участка, установленная Роскадастром на 1 января налогового периода.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

nalog-nalog.ru

Земельный налог при расчете налога на прибыль

В письме Минфина РФ от 17 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/8707 рассмотрен вопрос об учете земельного налога в составе прочих расходов при расчете налога на прибыль.

Согласно статье 264 Налогового кодекса в прочих расходах по налогу на прибыль учитываются налоги (авансовые платежи по ним) и сборы, которые платит организация. Это транспортный налог, налог на имущество, госпошлина, восстановленный НДС, земельный налог.
На практике у налогоплательщиков нередко возникают вопросы относительно учета в расходах земельного налога. В данном письме сказано, что если согласно действующему законодательству о налогах и сборах организация признается налогоплательщиком земельного налога, то расходы на его уплату учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). То есть статус плательщика земельного налога определяется наличием обязательств, установленных законодательством РФ.
Однако финансисты в своем письме не забыли упомянуть пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса. Им установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов; расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком; затраты признаются расходами при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А значит, расходы по уплате земельного налога, уплаченного за период, когда земельный участок фактически не использовался в хозяйственной деятельности организации, могут оказаться в составе «спорных» на основании пункта 49 статьи 270 Налогового кодекса, как не соответствующие критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 кодекса.

www.buhgalteria.ru

Как отразить земельный налог в учете

Документальное оформление

Расчет земельного налога (авансовых платежей по налогу) оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления земельного налога (авансовых платежей) и его отражения в учете (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по земельному налогу» (Инструкция к плану счетов).

Порядок начисления земельного налога в бухгалтерском учете зависит от характера использования земельного участка.

Если земельный участок используется в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог учитывайте в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99):

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– начислен земельный налог.

Если земельный участок предоставляется за плату во временное пользование по договору аренды (и это не является предметом деятельности организации), земельный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– начислен земельный налог.

Если на земельном участке организация ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства (до включения строения в состав основных средств), отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта. Такой порядок предусмотрен пунктами 8 и 14 ПБУ 6/01.

Начисление земельного налога отразите проводкой:

Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– учтен начисленный земельный налог при формировании первоначальной стоимости строящегося объекта.

Перечисление земельного налога в бюджет отражайте проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51

– перечислен земельный налог в бюджет.

Порядок отражения земельного налога при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) включите в состав расходов, уменьшающих налоговую базу (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм авансовых платежей по земельному налогу можно первичными документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством и содержащими все необходимые реквизиты.

Например, такими документами могут быть:

  • справка бухгалтера;
  • расчет суммы авансового платежа по земельному налогу;
  • регистры налогового учета и т. д.

Название документа в данном случае значения не имеет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль сумму земельного налога по земельным участкам, не используемым для получения дохода?

Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 18 апреля 2011 г. № 03-03-06/2/64 от 26 июня 2009 г. № 03-03-06/1/430 от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/481 от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/589.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы в виде сумм земельного налога по земельным участкам, занятым объектами непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.)?

Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ). Земельный налог уплачивается организацией по требованию законодательства, поэтому его сумму можно учесть при расчете налога на прибыль (в т. ч. и по участкам, не используемым в деятельности организации) (ст. 388 252 НК РФ).

Вместе с тем, доходы и расходы, связанные с деятельностью объектов непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.), формируют отдельную налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому, если на земельном участке, принадлежащем организации, расположен объект непроизводственной сферы (например, база отдыха, сауна, спорткомплекс), сумму земельного налога по этому участку при расчете налога на прибыль нужно включать в расходы в особом порядке. То есть с учетом положений статьи 275.1 Налогового кодекса РФ. Такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 февраля 2008 г. № 03-03-05/14.

Момент учета расходов на уплату земельного налога при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет организация.

Если организация использует метод начисления, то расходы на уплату земельного налога и авансовых платежей по земельному налогу включите в базу по налогу на прибыль в момент начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Авансовые платежи спишите в расходы на конец I, II и III кварталов, земельный налог – на конец года. Такой порядок отражения в расходах следует применять несмотря на то, что расчеты авансовых платежей по земельному налогу с 2011 года организации не сдают. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 20 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/254.

Если организация применяет кассовый метод, то расходы на уплату земельного налога включите в базу по налогу на прибыль в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на уплату земельного налога. Организация применяет общую систему налогообложения

ОАО «Производственная фирма Мастер» принадлежит на праве собственности земельный участок. Организация занимается производством продуктов питания. Земельный участок занят административным зданием.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января – 3 425 000 руб. Ставка земельного налога, установленная местным законодательством в отношении данной категории земли, составляет 1,5 процента.

Также местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу, поэтому организация должна рассчитывать и платить авансовые платежи по нему.

Авансовые платежи по земельному налогу за текущий год бухгалтер организации рассчитал так:
за I квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4);
за II квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4);
за III квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4).

Авансовые платежи по земельному налогу бухгалтер организации перечислил в бюджет в следующие сроки:
за I квартал – 29 апреля;
за II квартал – 29 июля;
за III квартал – 31 октября.

В бухучете начисление и перечисление авансовых платежей по земельному налогу за I квартал отражены следующим образом:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– 12 844 руб. – начислен авансовый платеж по земельному налогу за I квартал.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51
– 12 844 руб. – перечислен авансовый платеж по земельному налогу в бюджет за I квартал.

Такие же проводки бухгалтер сделал при начислении и уплате авансовых платежей по налогу:
за II квартал – соответственно 30 июня и 29 июля;
за III квартал – соответственно 30 сентября и 31 октября.

При расчете налога на прибыль организация использует метод начисления. Бухгалтер включил авансовые платежи по земельному налогу в расходы по налогу на прибыль в следующих размерах:
12 844 руб. за I квартал – 31 марта;
25 688 руб. (12 844 руб. × 2) за полугодие – 30 июня;
38 532 руб. (12 844 руб. × 3) за девять месяцев – 30 сентября.

Сумма земельного налога за год равна 51 375 руб. (3 425 000 руб. × 1,5%).

Сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года, составляет 12 843 руб. (51 375 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб.).

При начислении и уплате земельного налога за год бухгалтер организации сделал проводки.

В последний день налогового периода:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– 12 843 руб. – начислен земельный налог за отчетный год.

В срок, установленный местным законодательством:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51
– 12 843 руб. – перечислен земельный налог в бюджет за отчетный год.

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога бухгалтер включил в расходы 31 декабря отчетного года.

УСН

Если организация на упрощенке выбрала объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включите сумму земельного налога в расходы при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога при упрощенке учесть сумму земельного налога по земельным участкам, не используемым для получения дохода? Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Исходя из буквального толкования положений подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по единому налогу уменьшают налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством.

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 18 апреля 2011 г. № 03-03-06/2/64 от 26 июня 2009 г. № 03-03-06/1/430 от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/481 от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/589. Несмотря на то что выводы, сделанные в этих письмах, относятся к организациям на общей системе налогообложения, их можно распространить и на организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами (п. 2 ст. 346.16 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы на уплату земельного налога включайте в базу по единому налогу в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если на земельном участке организация ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства, отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта . Так поступайте до момента принятия строения на учет в составе основных средств. Такой порядок установлен в абзаце 9 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, пунктах 8 и 14 ПБУ 6/01.

Расходы на уплату земельного налога отразите в разделе I книги учета доходов и расходов.

Если организация на упрощенке выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, то земельный налог при расчете единого налога не учитывайте. Пунктом 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ это не предусмотрено.

ЕНВД

Уплата земельного налога на величину ЕНВД не влияет, так как при определении единого налога расходы организации в расчет не берутся (ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, а земельный участок используется в обоих видах деятельности организации, сумму земельного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учесть нельзя.

В состав расходов для расчета налога на прибыль включите только ту часть земельного налога, которая относится к деятельности организации на общей системе налогообложения (п. 9 ст. 274 НК РФ).

nalogobzor.info

Налог на прибыль организаций

5.20. Налог на прибыль и расходы на налоги и сборы

Организации в процессе осуществления деятельности неизбежно становятся плательщиками тех или иных налогов и сборов, то есть становятся налогоплательщиками, плательщиками сборов.

Налогоплательщики в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) обязаны уплачивать законно установленные налоги, плательщики сборов, согласно п. 4 той же статьи, обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

О том, как учитываются суммы налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками и плательщиками сборов, в целях налогообложения прибыли организаций, мы и расскажем в этой части нашей книги.

Прежде всего напомним читателям о том, что расходами для целей налогообложения прибыли, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ, признаются, в частности, обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В зависимости от характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Исключение составляют суммы налогов и сборов, перечисленных в ст. 270 НК РФ, то есть суммы налогов и сборов, относимых к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. К расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности:

— расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 ст. 270 НК РФ);

— расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ (п. 19 ст. 270 НК РФ);

— расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (п. 33 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, по которым она является налогоплательщиком. Исключение составляет налог на добавленную стоимость, акцизы, предъявленные налогоплательщиком покупателю, а также налог на прибыль и платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которые не учитываются в целях налогообложения, о чем сказано в Письме Минфина России от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/255.

Ответ на вопрос о том, учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде уплаченной государственной пошлины, дан Минфином России в Письме от 20 февраля 2007 г. N 03-03-06/2/32. В Письме, со ссылкой на пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, отмечено, что если платеж является сбором в соответствии с положениями гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, то он учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Можно ли учесть в целях налогообложения сумму госпошлины, уплаченную за регистрацию договоров долевого участия в строительстве? В Письме Минфина России от 22 января 2008 г. N 03-03-06/1/42 сказано, что государственная пошлина относится к федеральным сборам и если для строительства жилого дома застройщик уплачивает госпошлины за регистрацию объектов недвижимости и сделок с ним или за регистрацию договора долевого участия в строительстве, то расходы по уплате госпошлины учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Государственная пошлина, уплаченная за регистрацию права собственности на приобретаемые строения, не включаются в первоначальную стоимость основных средств. Об этом налогоплательщикам напомнили специалисты Минфина России в Письме от 16 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/116.

Как вы знаете, определенные виды деятельности организации вправе осуществлять только при наличии лицензии. Для получения лицензии организация, претендующая на ее получение (лицензиат), помимо представления в лицензирующий орган необходимых документов, должна уплатить государственную пошлину.

В Письме Минфина России от 16 августа 2007 г. N 03-03-06/1/569 указано, что для целей налогообложения прибыли пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и пошлина за предоставление лицензии учитывается в составе прочих расходов равномерно в течение срока действия лицензии.

Вместе с тем для расходов в виде сумм налогов и сборов датой признания расходов, согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, выступает дата их начисления. Таким образом, расходы на уплату суммы госпошлины учитываются в целях налогообложения прибыли единовременно.

Но сотрудники налогового ведомства нередко обращают внимание на п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которому, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, и требуют учитывать расходы на лицензирование равномерно.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 3 мая 2007 г. по делу N А49-7142/2006 указано, что организация вправе самостоятельно выбрать порядок учета лицензионных расходов и закрепить этот порядок в приказе об учетной политике в целях налогообложения.

Таким образом, рекомендуем предусмотреть систему учета государственной пошлины в учетной политике организации в целях налогообложения во избежание возникновения споров с налоговыми органами.

Не забывайте о том, что суммы госпошлины, а также платы за проведение государственного технического осмотра, уплачиваемые в связи с приобретением автотранспортных средств, являются фактическими затратами на их приобретение, сооружение и изготовление и, соответственно, включаются в первоначальную стоимость объекта.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с положениями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ в отношении порядка и условий признания сумм НДС для целей исчисления налога на прибыль необходимо руководствоваться ст. 170 НК РФ.

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, если иное не установлено положениями гл. 21 НК РФ, согласно п. 1 ст. 170 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 2 ст. 170 НК РФ, то есть случаи, когда суммы НДС учитываются для целей налогообложения прибыли в составе стоимости материальных ценностей, включаемых в расходы по производству и реализации товаров (работ, услуг).

В Письме ФНС России от 18 января 2007 г. N САЭ-20-02/[email protected] «О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль сумм НДС» сказано, что ситуация, при которой налогоплательщик вправе учесть в составе расходов при налогообложении прибыли НДС, уплаченный в составе цены при приобретении нестабильного газового конденсата, отгруженного с территории Республики Казахстан, п. 2 ст. 170 НК РФ не предусмотрена. Таким образом, суммы предъявленного НДС, уплаченные при приобретении нестабильного газового конденсата, отгруженного с территории Республики Казахстан, не учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли.

Пунктом 7 ст. 171 НК РФ установлено, что сумма НДС по услугам по найму жилого помещения в период командировки подлежит вычету. Основанием для принятия к вычету сумм НДС по рассматриваемым услугам являются бланки строгой отчетности установленной формы, выдаваемые гостиницами гражданам, находящимся в служебной командировке, с указанием в этих бланках сумм НДС. При этом документы, оформленные по услугам гостиниц в произвольной форме, не могут служить основанием для вычета НДС.

Отсутствие у налогоплательщика документов, подтверждающих его право на применение вычета по НДС, перечнем, содержащимся в ст. 170 НК РФ, не предусмотрено. Поэтому оснований для включения суммы НДС в стоимость товаров (работ, услуг) при налогообложении прибыли в этих случаях не имеется. Как сказано в Письме Минфина России от 24 апреля 2007 г. N 03-07-11/126, организация не вправе учесть в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумму НДС, предъявленную покупателю при приобретении услуг по найму жилого помещения в гостинице и не принятую к вычету в целях НДС.

Если иностранная организация за услуги, оказанные российской организации, выставляет счета только на суммы причитающегося дохода по установленным ценам без указания в них сумм НДС, то российскому налогоплательщику при исчислении НДС следует применять ставку налога в размере 18 процентов к стоимости услуг (без учета НДС) и уплачивать налог в бюджет на счет собственных средств. По мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 5 апреля 2007 г. N 03-03-06/2/63, организация вправе учитывать сумму уплаченного в бюджет НДС в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

С целью снятия рисков как по возмещению НДС, так и по учету НДС, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, в расходах рекомендуем подписать дополнение к договору с иностранной организацией.

Специалисты Минфина в Письме от 13 июня 2007 г. N 03-03-06/1/376 обратили внимание налогоплательщиков на то, что пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ распространяется только на налоги и сборы, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О возможности отнесения к расходам суммы косвенного налога, уплаченного российской организацией на территории иностранного государства, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, сказано, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет отдельное нормативное регулирование в ст. 264 НК РФ и, соответственно, такие расходы могут приниматься при определении налоговой базы в порядке, предусмотренном специальным положением пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налога с оборота, установленного законодательством иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком иностранному покупателю в связи с реализацией работ и услуг на территории данного иностранного государства, а также суммы уплаченного на территории иностранного государства налога.

Рекомендуем налог с оборота (аналог НДС), уплаченный на территории иностранного государства, не рассматривать как налог, а относить к затратам, связанным с приобретением товаров, работ или услуг, формирующим их стоимость.

Поскольку норма, установленная пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, распространяется только на налоги и сборы, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, налог на добавленную стоимость, предъявленный в отношении услуг, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов не учитывается, о чем сказано в Письме Минфина России от 8 апреля 2009 г. N 03-07-08/85.

Единый социальный налог

Положениями пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ установлено, что для расходов в виде налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата начисления налогов (сборов).

Единый социальный налог, начисленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, как сказано в Письме Минфина России от 16 февраля 2009 г. N 03-03-06/2/22, следует учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в том отчетном (налоговом) периоде, в котором такой налог признается фактически начисленным.

Земельный налог. Налог на имущество

Статьей 15 НК РФ установлено, что земельный налог относится к местным налогам.

Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Как сказано в Письме УФНС России по г. Москве от 13 ноября 2008 г. N 19-11/105831, если согласно действующему налоговому законодательству организация признается плательщиком земельного налога, то расходы, осуществленные в связи с его уплатой, учитываются при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль с учетом положений ст. ст. 252 и 272 (273) НК РФ.

Суммы начисленного земельного налога, по мнению Минфина России, выраженному в Письме от 11 июля 2007 г. N 03-03-06/1/481, признаются расходом в целях налогообложения прибыли независимо от целевого использования земельных участков.

В Письме от 19 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/261 сотрудники Минфина России обратили внимание налогоплательщиков на то, что организация начисляет земельный налог, а также налог на имущество независимо от того, находится ли объект недвижимости, расположенный на земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности, в действии или на реконструкции.

Расходы организации, связанные с уплатой земельного налога и налога на имущество организаций, не относятся к расходам, осуществленным в случаях реконструкции. Таким образом, на период реконструкции служебного здания суммы начисленных земельного налога и налога на имущество организаций учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Суммы налога на имущество, уплачиваемые налогоплательщиком, в полном объеме учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, о чем сказано в Письме Минфина России от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/255.

Согласно ст. 319 Таможенного кодекса Российской Федерации, при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в момент подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации, возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, на основании ст. 138 Таможенного кодекса Российской Федерации допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Суммы таможенных пошлин, начисленные в соответствии со ст. 319 Таможенного кодекса Российской Федерации и отраженные во временной таможенной декларации, учитываются в составе прочих расходов при налогообложении прибыли по дате составления временной таможенной декларации, о чем сказано в Письме Минфина России от 7 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/68.

Платежи за пользование недрами

В соответствии со ст. 40 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (разовые платежи за пользование недрами). Согласно разъяснениям Минфина России, содержащимся в Письме от 31 декабря 2008 г. N 03-03-06/1/726, уплата разовых платежей является лицензионным требованием и условием, то есть является обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии. Следовательно, уплата таких разовых платежей не может рассматриваться как расход, осуществленный в целях приобретения лицензии и, соответственно, включаемый в стоимость нематериального актива.

Расход в виде разового платежа за пользование недрами учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Если согласно принятой учетной политике и положениям п. 1 ст. 318 НК РФ расходы в виде разового платежа за пользование недрами являются косвенными расходами, указанные расходы на основании п. 2 ст. 318 НК РФ подлежат отнесению в полном объеме к расходам отчетного (налогового) периода, к которому такие расходы относятся в соответствии с порядком уплаты разовых платежей за пользование недрами, установленным соответствующей лицензией. Аналогичные разъяснения приведены также в Письме Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 03-03-04/7.

biglibrary.ru

Это интересно:

  • Материальные ценности современной молодежи Ценности современной молодежи К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически […]
  • Слова с правилом на жи ши Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу Записать и прочитать слова. Подчеркнуть гласные после шипящих ж, ш, ч, щ. Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, […]
  • Законы химии постоянства состава Закон постоянства состава. Химические формулы. Закон постоянства состава (справедлив только для веществ молекулярного строения) Состав химических соединений. - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемРоза […]
  • От чего зависит размер пособий по временной нетрудоспособности Пособия по временной нетрудоспособности Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности работающих граждан с 01.01.2011 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обязательном […]
  • Закон переодических элементов Закон переодических элементов ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА "Свойства элементов, а потому и образуемых ими простых и сложных тел (веществ), стоят в периодической зависимости от их атомного веса". "свойства химических […]
  • Штраф в виде дисциплинарного взыскания Дисциплинарные взыскания и штрафы за нарушения трудовой дисциплины Порядок применения дисциплинарных взысканий По Трудовому кодексу категорически запрещается применение мер дисциплинарного воздействия, кроме наказаний, […]