Налог на имущество бизнеса

Библиографическая ссылка на статью:
Никитина К.К. Налог на имущество организаций по кадастровой стоимости // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5002 (дата обращения: 08.06.2018).

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

Во многих странах мира для стимулирования малого бизнеса установлены специальные налоговые режимы, так как именно от малого предпринимательства зависит гибкость экономики страны.

Одна из основных задач налогообложения является создание такой системы, которая позволяла бы развивать малые предприятия, наряду с крупным бизнесом.

Несмотря на то, что система налогообложения в Российской Федерации прошла долгий путь становления, применение специальных налогов режимов способствовало выявлению ряда недостатков в законодательстве. Без стимулирования малого бизнеса, экономике страны будет нелегко выжить в современных условиях быстро меняющегося мира.

Одним из сдерживающих факторов развития малого бизнеса являются чрезмерные совокупные налоговые выплаты. Остановимся подробнее на такой выплате, как налог на имущество организаций.

Этот налог относится к региональным налогам и устанавливается в Налоговом кодексе и региональными законами.

В ноябре 2013 года президент Российской Федерации подписал Закон «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». [2]

Новый закон заключается в том, что у организации меняется налоговая база. Организации будут выплачивать налог исходя из кадастровой стоимости, в то время как сейчас уплачивают налог по остаточной стоимости. Будут установлены другие налоговые ставки, иные условия предоставления льгот.[3]

Увеличение налоговых поступлений за счет налогообложения имущества, принадлежащего предприятиям, по более высокой кадастровой стоимости является основной целью поправок.

С 2015 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, освобождаются от налога на имущество «за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость» (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).[1]

Данным налогом будет облагаться крупная недвижимость, а именно административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания.

Возможно, большинство организаций на УСН и ЕНВД данное изменение не коснется. Такая крупная недвижимость вряд ли будет числиться на балансе малых предприятий.

Однако рост налогов затронет не только предпринимателей. Например, если на балансе предприятия и не числится такая крупная недвижимость, то являясь, даже арендатором офисного помещения, собственниками зданий будут перекладываться все вновь возникшие издержки. В свою очередь это все отразится на конечном потребители, которому придется из-за повышения цен платить больше за продукцию.

Кроме того, изменения в налоговом кодексе затрагивают интересы не только малого предпринимательства. С юридической точки зрения бизнес может считаться малым, но на самом деле схема деления крупного бизнеса на более мелкие организации используются большими предприятиями в целях перераспределения и уменьшения налогового бремени. В частности, большинство собственников оформляют свое имущество на организации, использующие упрощённую систему налогообложения, и не платят налог на имущество. Вводя такие изменения в налоговый кодекс законодатели хотят вывести из тени компании, избегающие таким методом уплаты налога на имущество, при этом не разрушая малый бизнес, путем отмены УСН и ЕНВД. Такая схема была придумана именно для пополнения бюджета. Формально же специальные режимы действуют, но собственники недвижимого имущества реально воспользоваться ими не смогут, так как в соответствии с новой редакцией статьи 346.11 НК применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Так в Москве налог рассчитывается с недвижимости, площадь которой превышает пять тысяч квадратных метров. В Приморском крае этот порог не определен, но если он будет иметь меньшую площадь, то пострадают малые предприниматели, которым придется платить налог на имущество. [5]

Таким образом, налоговая система страны должна реформироваться, но не забывать о важной роли малого бизнеса для экономики и учитывать эту роль в изменениях налогового законодательства.

ekonomika.snauka.ru

Налог на имущество организаций

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в π. 1 и 3 ст. 380 НК.

Налог на игорный бизнес

Объектами налогообложения признаются:

– процессинговый центр тотализатора;

– процессинговый центр букмекерской конторы;

– пункт приема ставок тотализатора;

– пункт приема ставок букмекерской конторы.

По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

В связи с принятыми решениями об изменении подходов к государственному регулированию игорного бизнеса, а также о размещении объектов игорного бизнеса на специально отведенных территориях возникает необходимость в уточнении подходов к налогообложению игорного бизнеса. В настоящее время налог на игорный бизнес является региональным налогом, все поступления которого направляются в бюджеты субъектов РФ.

Начиная с 1 июля 2009 г. размещение объектов игорного бизнеса вне специально отведенных зон, расположенных на территориях пяти субъектов РФ, запрещено. Соответственно, разрабатываются подходы, которые должны предусматривать, с одной стороны, компенсацию выпадающих доходов региональным бюджетам, которые не будут получать доходы от налога на игорный бизнес в силу отсутствия на их территориях объекта налогообложения, а другой стороны, – совершенствование самого налога, включающее перераспределение полномочий по установлению налоговых ставок между федеральными и региональными властями, а также возможные изменения в конструкции налога и порядка его администрирования.

studme.org

Налог на имущество бизнеса

Малый и средний бизнес стараниями властьдержащих ныне находятся в прединсультном состоянии.
На фоне восторгов и ликования по поводу присоединения Крыма к России почти не замечено произошло событие, которое непосредственно затрагивает интересы миллионов россиян. Обе палаты Федерального Собрания без споров, без публичного обсуждения, тихо и быстро одобрили закон о поправках в Налоговый кодекс, который существенно увеличит нагрузку на малый бизнес.
Напомним, ранее упрощенная налоговая система (УНС) давала возможность не платить налоги на недвижимость. Разработчики законопроекта обосновывают свое «детище» тем, что, дескать, бизнес использовал это для ухода от налогов, в результате бюджет недополучал миллиарды рублей, а новые поправки закроют эту лазейку. Авторов законопроекта абсолютно не заботит, сможет ли малый бизнес справиться с такой налоговой нагрузкой или нет. Между тем ситуация с новым налогом прогнозируется так: либо малый бизнес пойдет ко дну, либо уйдет в тень, как было прежде. Сейчас многие предприниматели утверждают, что новые правила просто сделают их бизнес нерентабельным. Они и так не могут брать дешевые кредиты в банках, платят дань чиновникам — взятки, теперь вырастут налоги, а вместе с ними арендные ставки и как результат цены на их услуги для потребителей. Цепочка замкнулась. Зачем власти, которые на словах защищают малый бизнес, поставили его на грань выживания?
Итак, государство вводит новый налог. Эксперты посчитали и прослезились. По их подсчетам, налоговая нагрузка для малых предпринимателей увеличится от 100 до 200%. То есть совсем скоро за свой бизнес они будут платить не только по «упрощенке» 6% с оборота, а еще за недвижимость по кадастровой стоимости, которую чиновники иногда «на глазок» назначают выше рыночной.
Таким образом, получается, что владельцы малого бизнеса по упрощенной схеме платят 6%, а по новым правилам прибавится еще и имущественный налог. Ставка установлена, вроде бы, небольшая, всего 2%, но весьма ощутимая. Ну, а тем, кто не владеет недвижимостью, а просто ее арендует, тоже придется платить больше, ибо собственники наверняка захотят компенсировать свои налоговые потери за счет арендатора. Законодатели уверяют, что новый налог касается только недвижимости, однако то, как принимались поправки — это целая детективная история.
Законопроект внесли в Госдуму еще в декабре 2013 года, и в нем было всего три страницы. Ничего про имущественный налог в документе тогда не было. Но к марту 2014 года законопроект внезапно распух до 20 страниц и тому, как он изменился, удивились даже некоторые законодатели.
Сами депутаты, признают, что в последнее время сложилась негативная практика, когда ко второму чтению законопроект меняется до неузнаваемости, по сути, меняется его концепция. И данный случай это еще один плохой пример того, что первоначально законопроект касался ограниченного круга проблем, а в итоге затронул весь малый бизнес, нанеся по нему очередной катастрофический удар.
Интересно, что о кулураном законе, как его уже прозвали, эксперты, представители малого бизнеса и общественных организаций узнали случайно. Причем новые налоговые изменения всех шокировали, потому что они фактически ведут к удвоению налогообложения. Кроме того, это ведет к тому, что все те люди, которые пользовались упрощенной системой налогообложения вынуждены будут от нее отказаться.
По данным «Опроы России», сегодня около 70 % всего малого и среднего бизнеса используют «упрощенку», а введение нового налога будет стоить им минимум 200 млрд. рублей ежегодно. Полагаем, что в Минфине уже потирают руки в расчете увидеть как эти миллиарды пойдут в бюджет. Общественники считают, что подобные непродуманные решения наоборот приведут к фактическому уменьшению поступлений в федеральный бюджет, что российский бюджет почувствует через год-два. По сути, власть режет курицу, которая могла бы нести золотые яйца.
Более того, как известно, любой налог, в конечном счете, вызывает рост цен, что естественно вызовет недовольство у потребителя. По уже ходящим слухам, введение нового налога связано с большими государственными тратами и, мол, за счет населения власть хочет пополнять госбюджет.
Уже в этом году российским регионам дано право увеличить ставку налога на недвижимое имущество до 1% от кадастровой стоимости, а с 2016 года до 2%. Москве уже в текущем году позволили повысить имущественный налог до 1,5%. Правда, московские власти уже пообещали, что будут взимать налог с тех, у кого во владениях свыше 5 тыс. кв. метров. Но предприниматели по привычке все равно напряглись.
Неудивительно, что российский малый бизнес страдает рахитом и продолжает оставаться в убогом состоянии. А с введением нового налога некоторые эксперты прогнозируют ему вообще фатальное будущее.
Увы, власть не считает нужным советоваться с бизнесом по поводу новых налогов, впрочем, совершенно ясно, что их с этой инициативой никто и никогда бы не поддержал. Но хотя бы видимая публичность в данном вопросе должна присутствовать, ибо она затрагивает не только предпринимателей, но и всех кто пользуется их услугами.

Пресс-служба Финансово-юридической компании ОАО «РИНФИН» Специально для Финансово-юридической компании АО «РИНФИН»

www.rinfin.ru

Минфин: предложения о замене налога на движимое имущество будут готовы в ближайшие месяцы

Глава ведомства Антон Силуанов также считает необходимым изменить методику расчета кадастровой стоимости недвижимости

МОСКВА, 12 марта. /ТАСС/. Предложения о замене налога на движимое имущество на косвенное налогообложение будут подготовлены в ближайшие месяцы, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов понедельник в программе «Поздняков» на телеканале НТВ .

«С этого года у нас перестал действовать мораторий на налог на движимое имущество. Такой налог достаточно обременителен для бизнеса. Надо его оставлять или мы можем заменить его на более легкое для бизнеса косвенное налогообложение? Мы за такое решение по настройке налоговой системы, и такие предложения у нас буквально в ближайшие месяцы будут подготовлены и представлены в правительстве для обсуждения», — сказал он.

По словам министра, налоговую систему нужно совершенствовать «с точки зрения упора на те налоги, которые проще собираются и легче для бизнеса, и сокращения тех налогов, которые более затратны и тяжелы для бизнеса». Это позволит сделать экономику «более «белой» и увеличить доходы бюджета, считает он.

Методику определения кадастровой стоимости недвижимости для расчета имущественного налога необходимо менять в ближайшее время, заявил Силуанов.

«Мы должны иметь полный реестр имущества, которое есть у наших граждан. Необходимо менять методику определения кадастровой стоимости. Это будет сделано в ближайшее время», — сказал глава Минфина.

Представитель пресс-службы Росреестра (находится в подчинении Минэкономразвития) пояснила ТАСС, что сейчас кадастровую оценку производят независимые оценщики, затем цифры утверждают региональные власти. Росреестр включает кадастровую стоимость, поступившую от региональных властей, в реестр.

В начале марта президент РФ Владимир Путин поднял вопрос о справедливости имущественного налога для физических лиц, который вызывает критику, поскольку кадастровая стоимость, по которой он начисляется, часто значительно превышает рыночную стоимость жилья. В своем послании Федеральному собранию Путин призвал сделать имущественный налог для граждан посильным и принять все необходимые для этого решения в первой половине 2018 года.

tass.ru

Фонд содействия кредитованию
малого и среднего предпринимательства
Тверской области
(микрокредитная компания)

Малый бизнес могут освободить от налога на недвижимость площадью менее 1000 кв. м

Малый бизнес, возможно, не будет платить налог на имущество с недвижимости площадью менее 1000 кв. м в следующем году. Этот вопрос прорабатывается в федеральном правительстве.

С 2015 года заработают новые правила, по которым компании, использующие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), потеряют свою льготу и будут платить налог на имущество организаций. Согласно принятому этой весной закону, решение о том, на какие объекты недвижимости будет начисляться налог, отдается на откуп регионам, они же запрашивают у оценщиков кадастровую стоимость.

Судебная практика показывает, что эта стоимость, которая служит базой для исчисления налога, зачастую оказывается в два-три раза выше рыночной. По подсчетам организации «ОПОРА России», под действие налога на имущество потенциально подпадает 75% малого бизнеса.

Чтобы минимизировать риски для малого бизнеса, применяющего упрощенную систему и ЕНВД, Минэкономразвития предлагает на федеральном уровне установить минимальный порог площади объекта, с которого регионы смогут взимать налог. Здания меньше установленного размера им облагаться не будут, рассказал РБК представитель Минэкономразвития.

«Сейчас Минэкономразвития вместе с Минфином прорабатывают этот вопрос. С учетом анализа поступившей [из регионов] информации Минэкономразвития считает, что порог по общей площади объектов недвижимого имущества должен составлять 1000 кв. м. Окончательное решение по порогу на данный момент не принято», — уточнили в министерстве.

Ранее обсуждалась идея установить минимальный порог, который не будет облагаться налогом, в размере 300 кв. м, рассказала РБК советник общественного омбудсмена по имущественным правам, кадастрам и земельным отношениям Марина Карпова. Но, судя по реакции регионов, у большинства из них нет желания увеличивать нагрузку на бизнес, отмечает она. По ее словам, при расчете налога логичнее было бы исходить не из метража, а из минимальной стоимости объекта.

У бизнеса свои предложения. Налоговый кодекс предусматривает уплату налога на имущество исходя из кадастровой стоимости здания, но бизнес зачастую использует только его часть, в то время как другие помещения отводятся под склады, коридоры и коммуникации, указывает член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин.

Аналогичная ситуация, по его словам, и с земельными участками. «Введение поправочных коэффициентов, учитывающих фактическое полезное использование здания и земельного участка, может существенно снизить налоговую нагрузку на малый бизнес», — говорит он.

Эксперт не исключает, что эта норма может привести к злоупотреблениям со стороны бизнеса. Если налоговая нагрузка сильно возрастет, скорее всего, большие помещения будут дробить между формально независимыми собственниками, говорит руководитель практики недвижимости и строительства, партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский.

«В конце 2012 года Москва приняла решение о повышении ставок налога на объекты торговой и офисной недвижимости площадью больше 3000 кв. м. Сразу после этого некоторые собственники начали дробить большие помещения, чтобы попытаться сэкономить на налогах», — напоминает он.

fondtver.ru

Это интересно:

  • Обл закон об административных правонарушениях О внесении изменений в Закон Кемеровской области "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" О внесении изменений в Закон Кемеровской области «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» Принят […]
  • Закон о 3 правонарушениях Закон о 3 правонарушениях Капралов А.А., Тарасенков А.Н., Парамонов И.Т., Бобков В.С., Ушакова Л.Ю., Кучменко А.Н., Гончаров А.Г., Корюгин В.Н., Исаев П.В., Бирук Н.И. Профильный комитет: Комитет по законодательству, вопросам […]
  • Приказом ростехнадзора от 29102014 490 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2016 г. № 490 “Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению […]
  • Закон рф 118 фз Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 […]
  • Приказ на подъемные сооружения Проект Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "О внесении изменений в приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности […]
  • Федеральный закон об информации 2018 Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и статью 15 1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"" Документ […]