Оглавление:

4.1. Понятие и определение налога. Классификация налогов.

Государство осуществляет:
— экономическую,
— социальную;
— экологическую;
— демографическую и т.п. политику.
Регулирующая функция государства в сфере ЭКОНОМИКИ – проявляется в форме взаимодействия: а) бюджетно-финансового механизма; б) денежно-кредитного механизма; в) ценового механизма и т.п.

и является составными элементами Государственного Регулирования Экономики.
Бюджетно-финансовая система включает ОТНОШЕНИЯ по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства:
— бюджетов всех уровней;
— внебюджетные фонды и призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальных и др. Функций государства.
Важной “кровеносной артерией” бюджетно-финансовой системы являются – налоги.
Ф.Аквинский (1226-1274гг.) рассматривал налоги – как дозволенную форму грабежа.
А.Смит (1723-1790гг.) определял налог, как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Он утверждал, что налоги для того, кто их выплачивает — признак свободы, а не рабства.
К.Маркс (1818-1883гг.) справедливо подчеркивал – “…В налогах воплощено экономически выраженное существование государства…”.
В российском законодательстве существует следующее определение “…Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом ПОНИМАЕТСЯ обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами…”
Налог – систематический взнос, который уплачивается без всякого встречного удовлетворения (подоходный налог, налог на имущество, налог на рекламу и т.п.);
С б о р – плата государству за право использования или право деятельности (гербовый сбор, курортный сбор, сбор с биржевых сделок);
Пошлина – плата за совершение действий государственными органами (государственная пошлина, регистрационная пошлина, таможенная пошлина);
Иной платеж – компенсационная плата за использование ресурсов (плата за воду, лесной доход и т.п.).
СУЩНОСТЬ налога заключается в изъятие государством в свою пользу определенной части Валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
Для более полной характеристики налога целесообразно выделить следующий перечень ЮРИДИЧЕСКИХ признаков:
— НАЛОГ – это отчуждение части собственности субъектов в доход государства;
— НАЛОГ – устанавливается и вводится законом;
— НАЛОГ – это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер;
— Внесение НАЛОГА происходит в денежной форме;
— НАЛОГ уплачивается на основе безвозмездности;
— НАЛОГИ вносятся в бюджет или внебюджетные фонды;
— НАЛОГИ – абстрактные платежи, которые обычно не имеют целевого назначения.
В теории налогообложения для классификации налогов используются различные основания:
1) ПО СПОСОБУ ВЗИМАНИЯ различают:
1.1. Прямые налоги – взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).
Прямые налоги подразделяются на: — реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом предполагаемого среднего дохода плательщика.
— личные прямые налоги — уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
1.2. Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара или услуги.
В зависимости от объекта взимания косвенные налоги подразделяются на:
— косвенные индивидуальные налоги – облагается строго определенные группы товаров;
— косвенные универсальные налоги – облагаются, в основном, все товары и услуги;
— фискальные монополии – это налоги, которыми облагаются все товары, производство и реализации которых сосредоточены в государственных структурах;
— таможенные пошлины — облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций;
2) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНА, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они (последние) подразделяются на:
2.1. Федеральные (общегосударственные) налоги – определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории.
Устанавливаются и вводятся высшим правительственным органом, однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.
2.2. Региональные налоги – элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов.
2.3. Местные налоги – вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны.
Вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне и зачисляются в местные бюджеты.
3) ПО ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ введения налогов различают:
3.1. Общие (абстрактные) налоги – предназначены для формирования доходной части бюджета в целом;
3.2. Специальные (целевые) налоги – вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.
Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4) В зависимости от СУБЪЕКТА-НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА выделяют следующие виды налогов:
4.1. Налоги, взимаемые с физических лиц;
4.2. Налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий, организаций);
4.3. Смежные налоги – это налоги, которые уплачивают и физические и юридические лица.
5) ПО УРОВНЮ БЮДЖЕТА, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
5.1. Закрепленные налоги – это налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
5.2. Регулирующие (разноуровневые) налоги – это налоговые платежи, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорциях, принятых согласно бюджетного законодательства;
6) ПО ПОРЯДКУ ВВЕДЕНИЯ налоговые платежи делятся на:
6.1. Общеобязательные налоги – взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают;
6.2. Факультативные налоги – это налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание является компетенцией органов местного самоуправления;
7) ПО СРОКАМ уплаты различают:
7.1. Срочные налоги – это налоги, которые уплачиваются в срочном порядке.
7.2. Периодично-календарные – это налоги, которые уплачиваются в определенные периоды времени: — декадные, — ежемесячные; — ежеквартальные; — полугодовые; — годовые.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ –
1) Комплекс устоявшихся правил, определяющих проведение налоговой политики и реализуемый при составлении бюджетных заданий по налогам.
2) Логическое обоснование использования различных методов налогообложения.
3) Базовые идеи и положения, которые применяются (используются) в налоговой сферы.
В системе налогообложения выделяются:
1) Экономические принципы;
2) Юридические принципы;
3) Организационные принципы.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ – впервые сформулированы в 1776 г. А.Смитом в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” в части (книге) 5. “О расходах государя или государства”
“О доходах монарха и республики”
приведено ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ налогообложения:
1) Хозяйственная независимость и свобода;
2) Справедливость. Налоги должны платить все граждане. Каждый – должен
уплатить сумму, которая соответствует его доходу.
3) Определенность. Налог, который следует уплатить – должен быть ТОЧНО
ОПРЕДЕЛЕН, а не измеряться произвольно.
Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это
должно быть ясно и для всякого другого лица.
4) Удобство. Всякий налог должен быть взиматься: — в такое время; — таким
способом: которые наименее стеснительны для плательщиков.
5) Экономия. Каждый налог должен быть задуман и разработан, чтобы он
(налог) брал и удерживал из карманов народа возможно меньше
сверх того, что приносит государственному казначейству.
В настоящее время принципы именуются несколько иначе:
1) Принцип хозяйственной независимости
2) Принцип справедливости – утверждает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
Согласно ЭТОМУ ПРИНЦИПУ каждый налогоплательщик должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Две центральные идеи этого принципа:
1) Сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;
2) Тот, кто получает больше благ от государства, должен платить большую сумму налогов.
3) Принцип соразмерности – предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Этот принцип характеризируется кривой Артура ЛЭФФЕРА (профессор Калифорнийского университета), которая показывает зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени (рис. 8.1):

Данная концепция – получила признание в 70-80-е гг. ХХ в.
Эффект кривой состоит в:
а) Росте поступлений в бюджет с ростом налогов,
если ставка налога – до 50%;
б) Снижении поступлений – если ставка налога – более 50%.
4) Принцип учета интересов налогоплательщиков – основан на двух принципах А. Смита:
4.1. Принцип определенности – сумма, способ и время платежа должно быть точно и заранее известны налогоплательщику;
4.2. Принцип удобности (удобства) – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика.
5) Принцип экономии или экономичности (эффективности) – базируется еще на одном принципе А. Смита, который заключается в необходимости сокращения издержек взимания налога, рационализации системы налогообложения.
По своей сути этот принцип означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.
Этот перечень со временем был дополнен:
6) Принцип обеспечения достаточности и подвижности – налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства;
7) Принцип надлежащего источника и объекта налогообложения
8) Принцип однократности обложения
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ – общие и специальные налогового права, в состав которых включаются:
1) Принцип равного налогового бремени (нейтральности) – предусматривает ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом.
Согласовано данного принципа НЕ ДОПУСКАЕТСЯ установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований (форма собственности, местонахождение налогоплательщика и т.п.)
2) Принцип установления налогов законами – закреплен в Конституции Российской Федерации и означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие Федеральные законы.
3) Принцип отрицания обратной силы налоговых законов – общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, НЕРАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на отношения, которые возникли до его принятия.
6) Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами – это специальный принцип, который означает, что если налоговые законы содержат нормы, касающиеся каким-либо образом налоговой сферы, применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства.
В случае коллизии норм применяются положения налогового законодательства.
7) Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе – предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщикам НЕ УПЛАЧИВАТЬ налог или уплачивает его удобным для себя образом.
8) Принцип сочетания интересов государства и обязательных субъектов – присущ любой системе налогового законодательства и предполагает НЕРАВЕНСТВО сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона.

Это неравенство проявляется в НЕРАВНОПРАВНОМ ПОЛОЖЕНИИ плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов и возврате переплаченных налогов.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.
Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:
1) Принцип единства налоговой системы – согласно Конституции Российской Федерации НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
— установление налогов, которые ограничивают свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны;
— введение региональных налогов, которые позволяли бы наполнять бюджеты одних территорий за счет других.
2) Принцип подвижности (эластичности) – означает, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть ОПЕРАТИВНО ИЗМЕНЕНЫ в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев ЭЛАСТИЧНОСТЬ налогообложения – используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.
Реализация этого принципа затруднена тогда, когда часто и непредсказуемо меняется законодательство.
3) Принцип стабильности – означает, что налоговая система должна функционировать на протяжении длительного периода времени, вплоть до НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ.
Данный принцип соответствует интересам всех субъектов налоговых отношений.
4) принцип множественности налогов – обуславливается:
а) Необходимостью перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками;
б) Нарушением принципа эластичности налоговой системы при использовании единого налога;
в) Реализацией взаимодополняемости налогов, т.к. искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.
5) Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов – означает ОГРАНИЧЕНИЕ введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей.
В процессе развития налоговой системы – этот принцип ИНОГДА нарушается.
4.3. Элементы закона о налоге.
НАЛОГ – представляет собой сложную систему отношений, которая включает в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение.
Уплата любого налога, представляет собой определенным образом организованный процесс, который включает существенные элементы закона о налоге:

1) Субъект налогообложения (налогоплательщик);
2) Предмет налогообложения;
3) Объект налогообложения;
4) Масштаб налога;
5) Единица налогообложения;
6) Налоговая база;
7) Налоговый и отчетный периоды;
8) Ставка налога;
9) Метод налогообложения;
10) Порядок исчисления налога;
11) Способы исчисления налога;
12) Способы уплаты налога;
13) Сроки уплаты налога;
14) Порядок уплаты налога;
15) Налоговые льготы.
Существуют и ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ элементы:
1) Порядок удержания налога;
2) Порядок возврата неправильно удержанных сумм;
3) Ответственность за налоговые правонарушения;
4) Ответственность за налоговые доходы.
Отсутствие факультативных налогов НЕ ВЛИЯЕТ на степень определенности налогового обязательства.
СУБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – это налогоплательщик, на которого возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Налог должен сокращать доходы субъекта.
Налогоплательщиками являются:
а) физические лица;
б) юридические лица.
Следует различать понятия “налогоплательщик” и “носитель налога”.
Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения. Именно за счет НОСИТЕЛЯ налога – налоги уплачиваются в бюджет.
Налог может быть уплачен от имени налогоплательщика – представитель налогоплательщика. Различают:
— представительство по закону (выплата налога опекунами, попечителями и т.п.);
— представительство по доверенности (поручение налогоплательщика третьему лицу уплатить налог за счет причитающегося налогоплательщику определенной суммы долга).
Экономические отношения между налогоплательщиком и государством определяются принципом ПОСТОЯННОГО местопребывания (резиденства) в соответствии с которым различают два вида субъектов налогообложения:
1) Резиденты – имеют постоянное местопребывании в определенном государстве (в Российской Федерации – не менее 183 дней в календарном году для гражданина Российской Федерации, иностранца или лица без гражданства); облагаются доходы, полученные: — на территории данного государства; — за рубежом.
2) Нерезидент – не имеет постоянного местопребывания в государстве. Налогообложению подлежат доходы, полученных в данном государстве.
ПРЕДМЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – это имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т.п.) с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.
Предмет налогообложения – означает признаки ФАКТИЧЕСКОГО (не юридического) характера.
Например:
а) Предмет налогообложения – земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий.
ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – представляет собой юридические факты (действия, события, состояния), которые ОБУСЛАВЛИВАЮТ обязанность субъекта заплатить налог:
— совершение оборота по реализации товара;
— владение имуществом;
— совершение сделки купли-продажи;
— вступление в наследство;
— получение дохода; — и т.п.
Объект налогообложения можно разделить на следующие виды:
1) Права имущественные:
— право собственности на имущество;
— право пользования имуществом.
2) Права неимущественные:
— право использования;
— право на вид деятельности.
3) Действия (деятельность) субъекта:
— реализация товаров, работ и услуг;
— операции с ценными бумагами
— ввоз (вывоз) на территорию страны; — и т.п.
4) Результаты хозяйственной деятельности:
-добавленная стоимость:
— доход;
— прибыль; — и т.п.
Объект налогообложения необходимо ОТЛИЧАТЬ от источника налога.
ИСТОЧНИК НАЛОГА – это резерв, который используется для уплаты налога.
Чтобы исчислить налог, предмет налога необходимо каким-то образом измерить и произвести его оценку для отражения в бухгалтерском учете. Любая оценка требует выбора соответствующего масштаба.
МАСШТАБ НАЛОГА – установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.
Масштаб налога определяется посредством (с помощью) экономических (стоимостных) характеристик и физических характеристик.
Для измерения дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств – мощность двигателя, вес автомобиля или объем двигателя.
ЕДИНИЦА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – это единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.
Например: а) Налогообложение земель – единиц налогообложения может выступать: а) гектар; б) квадратный метр; в) и т.п.
б) Налогообложение владельцев автотранспортных средств – лошадиная сила; в) Добавленная стоимость – рубль.
НАЛОГОВАЯ БАЗА – это количественное выражение предмета налогообложения. Различают:
а) Налоговые базы со стоимостными показателями – сумма доходов;
б) Налоговые базы с объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг;
в) Налоговые базы с физическими показателями – объем добытого сырья.
В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения налоговой базы:
1) Прямой способ – основан на определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика;
2) Косвенный (расчет по аналогии) способ – основан на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков;
3) Условный способ – основан на определении с помощью вторичных признаков УСЛОВНОЙ суммы доходов (например, исходя из суммы аренды, средней суммы расходов на жизнь и т.п.);
4) Паушальный способ – основан на определении с помощью вторичных признаков в условной суммы налогов (но не доходов).

НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД – это срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Иногда налоговый период и отчетный период могут совпадать, а иногда отчетность – предоставляется несколько раз за налоговый период (например, налог на прибыль и т.п.).
СТАВКА НАЛОГА – это размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога – есть НОРМА налогового обложения. Ставки налога могут быть классифицированы следующим образом:
1) В зависимости от способа определения суммы налога (по методу установления) различают:
а) Равные ставки – это ставки, которые устанавливают РАВНЫЕ суммы налога для каждого налогоплательщика (например – налог на благоустройство территорий);
б) Твердые ставки – это ставки, которые устанавливают ЗАФИКСИРОВАННЫЙ размер налога на каждую единицу налогообложения.
в) Процентные ставки – например, 35% с каждого рубля прибыли.
2) В зависимости от степени изменения ставок налога – различают:
а) Общие ставки
б) Повышение ставки;
в) Понижение ставки;
3) В зависимости от изменения налоговой базы используются:
а) пропорциональные ставки;
б) Прогрессивные ставки;
в) Регрессивные ставки.
4) В зависимости от содержания различают:
а) Маргинальные ставки – это ставки, которые непосредственно даны (прописаны) в нормативном акте о налоге.
б) Фактические ставки – это ставки, которые определяются как ОТНОШЕНИЕ уплаченного налога (по маргинальной ставке) к налоговой базе (величина облагаемого дохода).
в) Экономические ставки – это ставки, которые определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному (совокупному) доходу.
МЕТОД НАДОГОБЛОЖЕНИЯ – это порядок изменения ставки на налога в зависимости от роста налоговой базы.
В зависимости от изменения налоговой базы используют следующие виды налогообложения:
а) равное – для каждого налогоплательщика применяется РАВНАЯ сумма налога;
б) Пропорциональное – для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога;
в) Прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога;
г) Регрессивное– с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ – используются для СОКРАЩЕНИЯ размера налогового обязательства налогоплательщика или для отсрочки или рассрочки платежа.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на следующие виды:
1) Изъятия – это налоговые льготы, которые направлены на освобождение от налогообложения отдельных параметров (объектов) налогообложения.
2) Скидки – это налоговые льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.
Различают:
— лимитированные (размер скидок ограничен);
— нелиминированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика);
— общие (для всех налогоплательщиков);
— специальные (для отдельных категорий субъектов).
3) Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада.
Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
а) Снижение ставки налога;
б) Вычет из налогового оклада (валового налога);
в) Отсрочка или рассрочка уплаты налога;
г) Возврат ранее уплаченного налога (части налога);
д) Зачет ранее уплаченного налога;
е) Целевой (инвестиционный) налог.
Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно.

economics.studio

Бюджет и налоги

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним — «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis — относящийся к казне).

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.д.) или иногда просто — «финансы».

Государственный бюджет

Через бюджет перераспределяется значительная часть ВВП страны. В России эта величина составляет примерно 1/3.

Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных заказов.

Теоретические подходы к бюджету

Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру (в российской статистике их объединяют под названием «социально-культурные мероприятия») вызваны самим характером современного общества, которое становится постиндустриальным (см. 1.1). Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения и индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг (на социально-культурные мероприятия).

В ряде стран, и развивающихся, и с переходной экономикой, в последнее десятилетие доля государственных расходов по отношению к ВВП снизилась, однако это произошло из-за отказа государства от значительного числа экономических (но не социально-культурных) функций.

Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.

Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Так, для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает или к печатанию денег (что менее характерно для современных условий), или к выпуску государственных займов. Оба эти способа покрытия дефицита госбюджета обычно ведут к инфляции: высокой — в первом случае или более низкой — во втором вкупе с другими проблемами (обслуживание государственного долга, удорожание ссудного капитала в стране). Неолиберальный и неоклассический подходы преобладают в последние годы в США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.

Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются (см. 27.3). Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличибает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов и увеличения налоговых ставок. И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета.

Бюджетная система

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России — федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов (см. 27.2) и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета.

Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Например, в России — это Федеральный дорожный фонд. Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в «общий котел» госбюджета, а расходовались строго по назначению — на строительство и содержание дорог, геологоразведку и.т.д. В России в 1998 г. наделю целевых бюджетных фондов приходилось около 5% расходной части консолидированного бюджета. Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль для бюджета.

В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты). В остальных странах бюджетная система имеет два уровня: бюджет центрального правительства и местные бюджеты.

Через бюджет федерального правительства в России во второй половине 90-х гг. перераспределялось 10—14% ВВП, если судить по доходной части федерального бюджета. Расходы превышали доходы и составляли 15—20% по отношению к ВВП.

Если сложить вместе бюджет центрального (федерального) правительства и бюджеты территорий, т.е. бюджеты субъектов федерации и местных органов самоуправления, то этот свод бюджетов называется консолидированным бюджетом. В России во второй половине 90-х гг. его доходы составляли 24—25% по отношению к ВВП, а расходы —28-34%.

Наконец, если к консолидированному бюджету добавить государственные внебюджетные фонды, то получим так называемый бюджет расширенного правительства. В России во второй половине 90-х гг. его доходы составляли 33—34% по отношению к ВВП, а расходы — 37—43%. Для сравнения укажем, что в середине 90-х гг. в странах Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения) доходы бюджета расширенного правительства находились на уровне 45—48% по отношению к ВВП; в Юго-Восточной Европе (Албания, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния) — 31—38%; в странах Балтии — 33%; в Белоруссии — 41— 43%; в Средний Азии — 20—22%; в Закавказье — 11—13%. Добавим, что иногда бюджет расширенного правительства также называют консолидированным бюджетом.

Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения).

Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.

Основа бюджетного федерализма — автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В .результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.

Что касается России, то в консолидированном бюджете на долю территориальных бюджетов приходится более 1/2 доходов (схожая ситуация и в США). Одна часть налогов (региональные и местные) целиком поступает в территориальные бюджеты, другая — целиком в федеральный бюджет, а налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий и акцизы распределяются между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами. Одновременно в доходах территориальных бюджетов заметную долю составляют неналоговые доходы (от использования или продажи собственного имущества), а также бюджетные ссуды, субсидии и дотации от бюджетов более высокого уровня.

Хотя у территориальных бюджетов возникают дефициты, обычно они покрываются из бюджетов более высокого уровня или за счет выпуска собственных ценных бумаг.

Статьи госбюджета

Структуру бюджетных доходов и расходов и долю отдельных статей в консолидированном бюджете рассмотрим на примере Консолидированного бюджета России в 1998 г. (табл. 27.1).

Таблица 27.1. Консолидированный бюджет России в1998г.

Отметим, что учетом государственных внебюджетных фондов (а это еще около 9% по отношению к ВВП) доля социально-культурных мероприятий в расходах бюджета расширенного правительства резко возрастает — примерно до 18% всего российского ВВП.

Бюджетные расходы

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. В этом проявляется главное направление бюджетной политики, как и государственной экономической политики в целом — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство.

Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно-управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство.

В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры.— сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Проблема сбалансированности госбюджета

Как уже отмечалось, согласно неолиберальной и неоклассической теории идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат задолженности или перевести его в доход бюджета следующего года.

Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях — во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена — заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита — росту учетной ставки.

Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых, образовавшийся на основе рынок государственных ценных бумаг может привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или выкупая досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов, Однако эти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой.

Государственный долг

Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим услугам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые. Государственный долг в разных странах растет различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП считается потенциально опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. Более осторожной оценки считается соотношение этих двух показателей как 0,6:1. В 1998 г. государственный долг по отношению к ВВП составил: в США — 62%, Японии — 116, Германии — 62, во Франции — 59, в Италии — 119, в Великобритании — 52, Канаде — 91,5%. В России государственный долг в указанном году оценивался в 50%.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).

Проблема внешнего долга

Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20—25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Отметим несколько возможных путей.

1. Традиционный путь — выплата долгов за счет золотовалютных резервов; для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны.

2. Реструктуризация (консолидация) внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации — клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные — Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам — региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х гг. часто обращаются постсоциалистические страны, в том числе Россия (см. 37.3).

Эти и другие мероприятия называют регулированием внешнего долга. В истории ХХ в. встречались и другие примеры регулирования внешней задолженности. Так, и после Первой, и после Второй мировой войны Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

Как уже отмечалось, главной статьей бюджетных доходов являются налоги.

Сущность налога и налоговой системы

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее — налоги), а также форм и методов их построения образует налоговуюсистему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Виды и группы налогов

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налога на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая — на косвенные.

Основные налоги

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога — в Швеции. В России минимальная ставка этого налога составляет 12%, максимальную предполагается повысить до 45%.

В последние десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога в мире. Тем не менее в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога. Подоходный налог с физических лиц в этих странах, в отличие от России, является главной составляющей бюджетных доходов.

2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах — до 35%.

Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.

В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:

  • классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
  • система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);
  • система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);
  • система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.

Налог на добавленную стоимость взимается в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в ЕС, вокруг 15%. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

Федеральные, региональные и местные налоги

Налоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный, региональные и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В России в местные бюджеты целиком поступают налоги на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам в России относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий, взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы, различные налоги на пользователей природными ресурсами. Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральным и территориальными бюджетами.

В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач.

Налоговое бремя

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база — это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка — это размер, в котором взимается налог.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В ФРГ, Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера. В 80—90-х гг. в большинстве стран идет снижение ставок налогов. В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986 г. в виде налогов более 45% своей прибыли, то в 1996 г. — около 30%. Наряду со снижением ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату государственного долга и процентов по нему.

На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли, меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, используются различные налоговые льготы, о которых речь пойдет ниже. Во-вторых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения отчислений в не облагаемые налогом фонды (амортизационный и др.). В-третьих, компании с небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет или будущих прибылей.

Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными фактами. Распространены следующие виды налоговых льгот:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, инвалидов); понижение налоговых ставок; вычет из налоговой базы (налоговый вычет); изменение срока уплаты налогов и сборов (в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита);
  • списание безнадежных долгов по налогам.

В результате средний уровень налогообложения компаний намного ниже базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он составлял в конце 80-х гг. около 50% (базовый равнялся 71%). В России, по оценке, он составляет в настоящее время около 65%.

Структура налогообложения

Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к итогу:

Налоги на личные доходы . 40

Налоги на прибыль корпораций (фирм) . .10

Социальные взносы. ………….30

Налог на добавленную стоимость . ……10

Таможенные пошлины . ……………5

Прочие налоги и налоговые поступления…5

В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и НДС (см. табл. 27.1).

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Легче всего обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя (см. гл. 8). Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги выполняют следующие важнейшие функции:

  • фискальную, т.е. финансирования государственных расходов. У государства есть традиционные функции — содержание органов государственного управления, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности граждан, национальная оборона, охрана окружающей среды и природных ресурсов, поддержка транспорта, дорог, связи и информатики. В ХХ в. к ним прибавились все возрастающие социально-культурные функции. На выполнение этих традиционных и современных функций и приходится основная часть государственных расходов;
  • социальную, т.е. поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Одним из главных способов осуществления этого является введение прогрессивногоналогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Пропорциональное налогообложение предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. По прогрессивной шкале платится подоходный налог с физических лиц. и часто — налог на прибыль предприятий и поимущественные налоги, т.е. те налоги, которые технически возможно взимать по разным ставкам в зависимости от дохода налогоплательщика. Социальную функцию также несет освобождение от уплаты ряда налогов некоторых категорий налогоплательщиков (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, матерей-одиночек, многодетных, переселенцев, студентов) или необложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг (освобождение их от НДС, налога с продаж, таможенных пошлин), или же, наоборот, повышенное налогообложение предметов роскоши (через высокий НДС, акцизы);
  • регулирующую, т.е. государственного регулирования экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, капиталовложений, НИОКР, экологии, внешнеэкономических связей. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы (см. 27.3 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика).

    Принципы налогообложения

    На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

    Наглядно это демонстрирует кривая Лаффера, получившая название по имени американского экономиста, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок. Ее смысл в том, что снижение ставок налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на экономику. При снижении ставок налогов в , конечном счете увеличивается налоговая база: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше, хотя это происходит не сразу (см. рис. 7.3).

    Современные принципы налогообложения таковы.

    1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.

    2. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и пеней, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

    3. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

    4. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

    5. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

    Налоговая ставка и ее виды

    Мы уже отмечали, что та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (размером налога).

    Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки. Например, в США подоходный налог с физических лиц прогрессивный: годовой доход до 21 450 долл. включительно облагается налогом по ставке 15% (это минимальная налоговая ставке подоходного налога); от 21 450 до 51 900 долл. — по ставке 3217,5 долл. + 28% с суммы, превышающей 21 450 долл.; свыше 51 900 долл. — по ставке 11 743,5 долл. + 31% с суммы, превышающей 51 900 долл. (это максимальная ставка).

    Пример 27.1. Предположим, молодой американец имеет годовой доход 25 000 долл. В этом случае величина его налогового обязательства такова: 21 450 X 0,15+ (25 000 -21 450) • 0,28 = 4211,5 долл., т.е. он заплатил по средней налоговой ставке. Для этого американца она составила: (4211,5:25 000) • 100 = 16,8%.

    Проблемы сбора налогов

    Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам (социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует возможность искусственного завышения материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости.

    При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами.

    Наибольшие трудности возникают при получении налогов с корпораций (фирм) в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики.

    Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала.

    Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности, прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции (в России она называется налоговой полицией).

    Международные аспекты налогообложения

    Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление льгот относится исключительно к компетенции национальных государственных законодательных и исполнительных органов.

    Однако правительства различных государств все активнее сотрудничают между собой в области налоговой политики. Необходимость такого сотрудничества коренится в интенсификации двусторонних и многосторонних хозяйственных связей, развитии экономической интеграции и вытекающем отсюда стремлении к обеспечению равных условий конкуренции на мировых рынках.

    Национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг, возможности той или иной страны вывозить капитал за рубеж зависят не только от эффективности национального хозяйства, но и от степени обремененности его налогами. Отчасти это смягчается стимулированием внешнеэкономической деятельности национальных фирм, осуществляемым, в частности, при помощи налоговых льгот.

    Примером воздействия налогов на международные экономические отношения может служить НДС. Обычно этот налог не распространяется на экспорт, но им облагаются все реализуемые в стране товары и услуги вне зависимости от страны происхождения. В результате НДС стимулирует экспорт и препятствует импорту, а так как этот налог косвенный, а не прямой, то он не подпадает под ограничения Всемирной торговой организации (ВТО) на прямые экспортные субсидии. В России экспорт в дальнее зарубежье также не облагается НДС.

    Классическим примером защиты внутреннего рынка от чрезмерной иностранной конкуренции являются таможенные пошлины на импорт. Так, в России в 1998 г. размер средневзвешенной пошлины составлял около 13% от таможенной стоимости ввозимых товаров. Кроме того, эти товары облагаются НДС и акцизами (если это подакцизные товары).

    Международное регулирование двойного налогообложения

    Все развитые страны обычно облагают налогом доходы, заработанные на их территории. Многие страны (США, Канада, Япония, Великобритания, а также Россия) облагают налогом также доходы своих физических и юридических лиц, полученные ими за рубежом. В результате возникает так называемое двойное налогообложение.

    В России налоговые органы засчитывают уплаченные за рубежом российскими физическими и юридическими лицами налоги. Тем не менее Россия имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества.

    Гармонизация налоговых систем

    В интеграционных группировках действует тенденция к сближению (гармонизации) налоговых систем входящих в них стран. Наиболее активна она в ЕС, где намечается создание в перспективе общих ставок налогообложения корпораций, устранено двойное налогообложение прибыли компаний стран — членов ЕС, получающих доходы в других странах Союза. Теперь прибыли, переводимые дочерней компанией материнской, либо не облагаются налогом в стране пребывания первой, либо засчитываются при налогообложении второй. Достигнуто соглашение о единстве основной ставки НДС (15%) и введении единых минимальных размеров акцизных сборов. Здесь уже гармонизированы национальные налоги на выпуск займов (1—2%) и отменены сборы с выпуска ценных бумаг. Гармонизация налоговых систем предполагается и в СНГ.

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

    Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.

    Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.

    Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.

    Государство и совокупный спрос

    Подавляющая часть бюджетных расходов (государственные закупки, заработная плата так называемым бюджетникам, кредиты, ссуды и субсидии) обусловливает совокупный спрос. Их большой вес в нем позволяет государству воздействовать на весь совокупный спрос:

    AD= C + I + G + X, (27.1)

    где AD — совокупный спрос; С— потребительский спрос; I— инвестиционный спрос частные инвестиции); G — спрос государства (государственные расходы); X— чистый экспорт.

    На совокупный спрос правительство воздействует также через налоги: чем выше их ставки, тем ниже размер располагаемых доходов в виде потребительского спроса домашних хозяйств и инвестиционного спроса предприятий. Однако налоги могут оставаться высокими безотносительно к их негативному воздействию на совокупный спрос, а просто потому, что фискальная функция Налогообложения может возобладать над регулирующей, что и происходит в России в 90-е гг.

    Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения

    В равновесной экономике сумма сбережений (S) должна быть равна сумме инвестиций (I), т.е. S=I(см. 4.3). Однако на практике ситуация обычно близка к такой, когда к сбережениям домашних хозяйств (S) прибавляются доходы госбюджета (они состоят преимущественно из налогов и поэтому обозначаются также буквойт(taxes), а к частным инвестициям (I) добавляются государственные расходы (G), которые для экономики выполняют роль инвестиционных вливаний:

    Если преобразовать это уравнение, то получим

    Эта преобразованная формула показывает, что разница между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, т.е. бюджетному дефициту. Говоря по-другому, если инвестиции оказываются меньше сбережений, то эта разница часто идет на покрытие бюджетного дефицита, обычно в виде государственных займов. Однако это та часть сбережений, которая могла бы быть частными инвестициями.

    Другой негативный эффект от государственных займов известен еще больше. Он состоит в том, что в результате дополнительного спроса на сбережения повышается процентная ставка на рынке ссудного капитала, что ведет к сокращению частных инвестиций и соответственно к падению производства, экспорта и потребительских расходов. Возникает так называемый эффект вытеснения государственными займами частных инвестиций.

    Госбюджет и динамика ВВП

    Рост государственных расходов ведет к оживлению экономики — росту доходов и ВВП.

    Рис. 27.1 демонстрирует, что при росте ВВП (Y) рост государственных доходов (Т) приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы (G). В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии Т, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.

    Рис. 27.1. Изменение государственных доходов в зависимости от динамики ВВП

    В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.

    Налоги и совокупное предложение

    Рис. 27.1 показывает, что в ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит бюджета (в фазе спада) и профицит (в фазе подъема). Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги. Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, о снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых вступлений в бюджет, приводится кривая Лаффера (см. рис. 7.3). Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления догов в бюджет могут и снизиться.

    Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс -дефлятор ВВП.

    1. Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налога.

    2. Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Он состоит из центрального и территориальных бюджетов; их проекты и отчеты об исполнении ежегодно принимаются парламентом.

    3. Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.

    4. В случае превышения расходов над доходами возникает государственная внутренняя и внешняя задолженность. Некоторые страны-должники прибегают к консолидации международной задолженности и к конверсии долгов в иностранную собственность на своей территории.

    5. Под налогом, пошлиной, сбором понимается осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоги бывают прямые и косвенные: они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

    6. Основные функции налогов: фискальная, социальная и регулирующая.

    7. Большое воздействие налогообложение (НДС, таможенные пошлины, двойное налогообложение) оказывает и на внешнеэкономические связи.

    8. В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь, это относится к таможенным пошлинам, согласуемым в рамках ВТО, а также к внутренним налогам в странах — участницах интеграционных объединений.

    9. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение. Она осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.

    Термины и понятия

    Финансы
    Финансово-кредитная система
    Финансово-кредитная политика
    Государственный бюджет
    Бюджетный процесс
    Государственные внебюджетные фонды
    Целевые бюджетные фонды
    Бюджетный дефицит
    Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения)
    Реструктуризация (консолидация) внешнего долга
    Конверсия внешнего долга
    Регулирование внешнего долга
    Обслуживание долга
    Налоги
    Налоговая система
    Прямые налоги
    Косвенные налоги
    Подоходный налог с физических лиц
    Налог на прибыль предприятий (фирм, корпораций)
    Социальные взносы (социальные налоги)
    Поимущественные налоги
    Акцизы
    Налоговая база
    Налоговая ставка
    Налог на вмененный доход
    Двойное налогообложение
    Эффект вытеснения

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое государственный бюджет?

    2. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?

    3. Почему существуют центральные и территориальные бюджеты, как они финансируются?

    4. Почему государство вынуждено прибегать к займам?

    5. Перечислите основные налоги в России.

    6. Какое воздействие оказывают налоги на экономику страны?

    7. В чем заключаются фискальная и регулирующая функции налогов?

    8. Что такое налоговые льготы; кому и в каких целях они предоставляются?

    9. На какие цели расходуются бюджетные средства?

    10. Как избегают двойного налогообложения?

    11. Что такое гармонизация налогов?

    12. Что такое фискальная рестрикция?

    13. Какие последствия от снижения ставок налогов предрекают Кейнсианцы и сторонники экономики предложения?

    be5.biz

    Это интересно:

    • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
    • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
    • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
    • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
    • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
    • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]