Рисуем сказку

Занятия с учащимися
младшего школьного возраста

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта «Multiks.ru», основной аудиторией которого, безусловно, являются юные зрители. Мамы и папы, бабушки и дедушки, заходите на сайт multiks.tv и вместе с младшими членами семьи погружайтесь в мир детства! Мультсериалы, полнометражные мультфильмы, зарубежная и отечественная мультипликация, мультики для девочек , а также детские фильмы и передачи – вот далеко не полный перечень рубрик, в которых обязательно найдется то, что заинтересует малышей. И, надеемся, не только заинтересует и развлечет, но и научит многому – ценить верную дружбу и настоящую любовь, уважать старших и не обижать младших, верить в добро и сражаться со злом. Приятного просмотра и хорошего настроения!

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста. Создание иллюстрации к народной сказке дает богатые возможности для развития творческого воображения и образного мышления детей.

Иллюстрирование народных сказок с ранних лет прививает детям любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками. А ребенок, воспитанный на родных ему сказках, будет всегда с уважением относиться к чужим обычаям и культуре.

Рисование иллюстрации требует от маленького художника особой подготовки — и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя весь багаж знаний и умений. Как известно, в начальной школе багаж знаний и умений учащихся еще беден, и учителю необходимо прежде всего развивать наблюдательность и зрительную память учеников, включая в работу над композицией рисование с натуры и по памяти.

Для расширения этих знаний перед процессом иллюстрирования на своих уроках я даю задания и упражнения, основанные на рисовании с натуры, в частности — выполнение набросков. Наброски можно выполнять разными способами:

1. От начала до конца непосредственно с натуры.

2. Комбинированным способом: сначала по наблюдению с натуры, а затем по памяти.

3. По воображению — первоначальное воплощение в обобщенном виде какого-либо творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета (набросок-эскиз) выполняется на основе восстановления и комбинирования своих представлений о предметах и явлениях.

Кума-лиса, медведь Михаил Иванович. Иллюстрации Е. Рачева

Созданию сказочных художественных образов можно посвятить целый урок, при этом ученики создают образы не только главных героев — персонажей сказки, но и окружающего мира.

Нужно показывать ученикам образцы народных росписей (хохломской, полхов-майданской, городецкой) с растительными орнаментами. Ребятам можно предложить изобразить землю в виде «земного ковра» с травами, кустами, цветами. Для этого поверхность земли можно закрасить каким-нибудь цветом, затамповать поролоном, а затем по высохшему слою прорисовывать элементы растений.

Интересным получается рисунок поверхности земли с помощью восковых мелков. Зелеными, желтыми мелками рисуют траву, цветы. После чего, подобрав нужные оттенки, акварелью поверх рисунка изображают землю.

Сказочные цветы можно сделать в ходе упражнений. Для этого учащимся предлагается сравнить реалистичные изображения — фотографии, гербарии — с образцами народных росписей. Спросить у учащихся, чем эти изображения отличаются друг от друга, и предложить им самостоятельно нарисовать сказочные цветы. Для работы нужно выбирать разные материалы, очень эффектно смотрятся рисунки, выполненные гелевой ручкой по акварельному подмалевку.

Лес является основным местом действия в русских народных сказках. В иллюстрациях к русским сказкам можно видеть, сколько внимания уделяют художники прорисовке разных пород деревьев.

Учащимся трудно рисовать деревья. В данном случае можно использовать силуэт. Изображение силуэта деревьев интересное и в то же время сложное задание, здесь необходимо минимальными изобразительными средствами передать породу дерева. Можно рисовать деревья по мотивам лубочных картинок, с элементами декора. Полезны также задания на рисование деревьев в манере какого-либо художника. Для этого вместе с учениками надо проанализировать иллюстрации художников, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые для передачи сказочности, на декоративные элементы (орнамент, разнообразные линии), на цветовую условность, охарактеризовать особенности колорита в иллюстрациях. Можно сравнить репродукции разных художников, найти вместе с учениками отличительные особенности их манеры.

При создании сказочных образов, элементов природы нужно соблюдать следующие правила:

1. В начале работы помочь детям выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта.

2. При компоновке мотивов обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

3. Обратить внимание учеников на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: прямолинейные, мягкие, угловатые, волнистые.

4. В работе с такими природными материалами, как кора, срезы деревьев, пни, камни, необходимо превращать фактурную поверхность материала в декор, выразительный по ритму и пластике.

5. Изображая стилизованный лес, дети должны обобщать форму, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя размеры и конфигурацию.

6. Декор в пейзаже используется по-разному: композиция может быть сплошь заполнена ажуром или сделан орнаментальный акцент в некоторых местах — все зависит от замысла.

7. Цвет для сказочных образов предпочтительнее выбирать условный.

Сказки о животных являются основным жанром для иллюстрирования в школьной программе.

Образы животного мира олицетворяют в сказках человеческие пороки, слабости и недостатки. Нередко человека сравнивают со зверем: «злой, как волк», «хитер, как лиса», «топает, как медведь», «верный, как пес». Учащимся можно предложить поиграть в театр, пригласить ребенка к доске и попросить его изобразить с помощью жестов, движений, например, хитрую лису или трусливого зайца. Все это помогает эмоционально окрасить урок.

Слова в сказках очень помогают выбрать характер линий, мазка, цвет, фактуру.

Чтобы нарисовать хитрую, льстивую лисицу, как описывают ее в сказках, необходимо использовать волнистую извивающуюся линию. Лиса любопытна, мордочка у нее вытянутая, ушки острые, торчком — все услышит хитрая, ничего не пропустит. Пышный мех можно показать полусухой щетинной кистью или способом тамповки поролоном. Хвост у лисы длинный, напоминающий форму листа дерева.

Рисование лап всегда вызывает затруднения у школьников. Начинать рисование нужно с бедер. Затем обратить внимание на изгиб задней ноги, многие дети воспринимают его как колено, вывернутое назад, но этот изгиб — не колено, а пятка. Передние ноги нарисовать проще.

Для того чтобы животное получилось похожим, необходимо выполнить несколько набросков с чучела лисы или с хорошей фотографии с изображением лисы и продемонстрировать последовательность рисования животного на доске. В данном случае также пригодится динамическая модель лисы — она позволяет выполнить наброски лисы в разных динамических положениях.

Для изображения медведя на уроках можно использовать богородскую игрушку. В ней все очень живо и близко детям, фигуры животных передаются тонко, выразительно, жизненно достоверно. Выполнив несколько набросков с такой игрушки, ученики поймут индивидуальные особенности животного.

При создании сказочных образов животных нужно освоить следующие требования:

1. Для усиления выразительности сказочного образа можно утрировать некоторые черты. Особенностью хищных зверей, волка например, является мощная пасть, значит, ее можно изобразить крупнее, чем она есть на самом деле. Медведь — очень мощное животное, с массивным туловищем, огромными лапами, когтями — этот акцент тоже можно использовать.

2. Важно учесть, что декор должен не разрушать форму, а наполнять ее красивой фактурой, поэтому орнаментальный рисунок следует располагать по линиям развития формы.

3. Следует избегать изображения сложных ракурсов, лучше использовать профильное изображение животного или другие максимально характерные повороты.

4. Можно «очеловечить» объекты животного мира — поставить на две лапы, изобразить мимику, использовать соответствующие атрибуты, одеть в народный костюм, при этом важно учитывать особенности костюма, его элементы, цветовую гамму.

Большую роль в таких заданиях играют разные техники — восковые мелки и акварель, тамповка поролоном гуашевыми красками.

На уроке обязательно должны присутствовать наглядные пособия с изображением русских народных костюмов, иллюстрации художников. Учитель обращает внимание детей на то, какие изобразительно-выразительные средства используют художники для передачи сказочного животного: на цветовую условность, яркость красок, плоскостность изображения, орнаментальность одежды, использование контурной линии, декора, на в основном профильное изображение, так как именно оно наиболее точно передает характерные особенности того или иного зверя.

Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно выбирали сюжет для иллюстрирования. Но если ученик затрудняется в выборе, можно предложить ему отрывок текста, напечатанный заранее на отдельном листе бумаги. Возможен и другой вариант, когда всем ученикам предлагаются разные отрывки текста сказки для иллюстрирования. В данном случае рисунки получаются разнообразными, что позволяет создать макет книги, проиллюстрированной детскими рисунками.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «КОЛОБОК»

Цели и задачи урока

1. Обучить детей выполнять иллюстрации к сказке.

2. Развивать интерес к творчеству художников-иллюстраторов.

3. Научить передавать простейшими средствами основные события сказки, смысловую связь между объектами в рисунке.

4. Научить выделять главное в рисунке, используя разные художественные приемы.

Для учащихся: лист бумаги, карандаш, гуашь, кисти, баночка для воды.

Для учителя: иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева к русским народным сказкам, динамические модели персонажей сказки, наглядное пособие с карманами «Лиса и колобок».

Данной теме необходимо посвятить три урока. На первом учащиеся выполняют наброски животных с чучела или с динамических пособий.

Динамическая модель лисы

На втором уроке дети вспоминают содержание сказки, главных персонажей, место действия, для этого используются иллюстрации художников. Следует обратить внимание на выбор формата листа, на способы передачи сказочности, на конкретные средства декоративности, на образную характеристику персонажей. В ходе беседы ученикам можно задать вопросы:

Какой лес изображен на картинке, сказочный или реальный? Почему художник изобразил персонажей в одежде, стоящими на двух лапах? Хорошо ли мы видим главных героев? Почему художник выбрал вертикальный (горизонтальный) формат?

Возможные варианты композиций, разнообразие образов можно продемонстрировать с помощью наглядного пособия с карманами-прорезями. Пособие позволяет также рассмотреть разные способы создания сказочного образа, подчеркивания главного героя в композиции (тоновая и цветовая контрастность, масштабность, атрибуты) и изучить некоторые методы стилизации.

Затем все пособия убираются, и дети вместе с учителем выбирают возможные сюжеты для рисования. Важно, чтобы дети рассказали, как они будут рисовать, в какой последовательности, каких героев, какого размера, что будет главным, каким будет фон и др.

Метод словесного воссоздания образов, разработанный Н.П. Саккулиной и Т.С. Зерновой, является эффективным методическим приемом, помогающим детям выразительно передавать изобразительные объекты и события в рисунке.

Наглядное пособие. Плакат с прорезями

Далее ученики приступают к самостоятельной работе. Учитель проводит текущий инструктаж, в ходе которого выявляет ошибки, а общие замечания по рисункам высказывает всему классу, также занимается индивидуально.

На следующем уроке учащиеся работают с цветом. На этом уроке необходимо продемонстрировать работы художников Ю. Васнецова, Е. Рачева с целью анализа цветового решения иллюстраций.

Ученики с помощью учителя должны понять, какие средства художественной выразительности используют художники для передачи сказочности и необычности происходящего, для характеристики главных героев и пейзажа (цветовую условность, орнаментальность, очеловечивание образов и др.).

Творческие работы учащихся 1-го класса
Иллюстрации к сказке «КОЛОБОК»

На этом уроке учитель показывает последовательность выполнения рисунка красками. Сначала делаем фон: небо, землю, лес, большие плоскости основного цвета костюмов главных героев, затем, после высыхания рисунка, прорисовываем мелкие детали.

Творческие работы учащихся 2-го класса
Иллюстрации к сказке «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

На данном уроке учитель проводит индивидуальную работу, показывает детям, как с помощью тонкой кисти рисовать мелкие детали, как правильно держать кисть, как выделять контур формы изображения и др.

В конце урока учитель демонстрирует рисунки, анализирует их вместе с учащимися.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

Цели и задачи урока

1. Научить детей:

а) самостоятельно сочинять композиции по мотивам сказки;

б) создавать сказочные художественные образы, используя различные средства декоративности;

в) передавать смысловую связь сюжета.

2. Развивать у учащихся воображение, фантазию, способствующие формированию творческих способностей.

3. Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении работы.

Для учащихся: лист бумаги, гуашевые краски, карандаш, кисти.

Для учителя: мультфильм «Зимовье животных», видеомагнитофон, наглядные пособия с изображением реалистичных и сказочных персонажей, динамические модели животных.

Перед тем как нарисовать иллюстрацию к сказке, учащимся необходимо сделать наброски животных — персонажей данной сказки. Учитель должен показать правила рисования, последовательность работы. Перед выполнением набросков учитель вместе с детьми описывает индивидуальные особенности животных, их повадки, характерные черты. Для набросков лучше использовать метод рисования, при котором основные формы упрощаются до геометрических фигур с последующей прорисовкой деталей. Дети быстро осваивают этот метод. Поскольку трудно найти чучела всех животных, можно показать детям динамические модели или предложить нарисовать животных по представлению. Можно предложить детям создать образ сказочного животного, обязательно показав варианты его создания.

В начале следующего урока можно провести беседу с учащимися о народных сказках, показать иллюстрации, внимательно их рассмотреть и проанализировать: как художники передают сказочные происшествия, какими средствами они выражают радость, удивление, страх. Обратить внимание детей на окружающие объекты в иллюстрациях, например на деревья, которые изображаются тоже необычно, в одной манере. Образы деревьев можно показать в народных росписях.

Затем детям надо вспомнить содержание сказки, можно показать им мультфильм, а после этого раздать отрывки из сказки для создания сюжетной композиции.

Важно, чтобы учащиеся прочитали отрывки и рассказали, как они будут изображать сюжет, ведь один и тот же сюжет можно представить по-разному.

Свежее восприятие художественного текста вызывает у детей яркие зрительные образы, а их конкретизации помогают просмотр мультфильма, знакомство с произведениями народного творчества и иллюстрациями художников-профессионалов. После этого учащиеся приступают к рисунку в карандаше (учитель должен убрать наглядные пособия с изображением сказочных животных). В ходе самостоятельной работы учитель обращает внимание ученика на ошибки. Общие для всех ошибки выносятся на публичное обсуждение.

На втором уроке учащиеся приступают к работе с цветом. На этом уроке учитель объясняет (напоминает) последовательность выполнения рисунка красками, рассказывает о роли цвета в передаче эмоций и чувств, о приемах выделения главного персонажа (цветовом контрасте), о способах получения сложного цвета.

В конце урока подводится итог, анализируются рисунки, можно провести небольшую экскурсию.

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства не только играет важную роль в обучении и развитии учащихся, но и вносит неоценимый вклад в их нравственное воспитание.

art.1september.ru

Методическое пособие «Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста

Цель методического пособия: использование метода наглядного моделирования в процессе формирования связно речи дошкольников.

  1. Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  3. Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
  4. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

Научное философское обоснование

Исследование влияния обучения на умственное развитие ребенка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогики. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от её содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Соответствие современным достижениям педагоги

Материал соответствует требованиям примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Методическим рекомендациям к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, научно-методической литературе по развитию речи Бородич А.М., Соловьевой О.И., Федоренко Л.П., Сохина Ф.А., Алексеевой М.М.

Методическое пособие учитывает уровень развития детей со средней группы. Существует связь между возрастными группами. В каждой возрастной группе идет усложнение материала.

Методы, приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:

  • пересказ;
  • рассказ по сюжетной картине;
  • рассказ – описание;
  • логопедическая сказка;
  • сравнительное описание предметов;
  • фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
  • творческий рассказ;
  • творческая сказка по силуэтным изображениям.
  • занятия, часть занятия;
  • чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
  • наблюдения;
  • упражнения лексико-грамматические, эмпатические;
  • технические средства обучения (аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения);
  • элементы драматизации;
  • дидактические игры.

Реализация данного пособия предполагает осуществление специально организованных занятий, его части.

Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий.

Пособие предназначено воспитателям ДОУ и родителям. Рассчитано на детей 4 – 7 лет.

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:

  1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
  2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
  3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
  4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
  5. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.

С 3–4 лет можно начинать разыгрывать сказки с помощью наглядного моделирования, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними.

Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное.

В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может представлять собой постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины.

Разыгрывание сказки «Репка».

Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.

Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.

Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке.

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети начали следовать логике сказке.

Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».

Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)

На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)

Сочетание оба вида моделирования.

Разыгрывания сказки Л. Толстого «Три медведя».

Модель: три круга: большой, средний и маленький.

Дети вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети указывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения, поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могут использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке «Теремок»), тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными.

Нужно научить дошкольников не просто играть с предметами – заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.

В 5–6 лет в работе с детьми используются временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять, основную последовательность событий сказки.

Вариант модели русской народной сказки «Крошечка – хаврошечка».

Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочками разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.

В 6–7 лет, когда дети научились составлять и использовать при пересказе подобные модели, можно предложить им самостоятельно и моделировать сказки и истории. Начинать лучше с небольших историй, которые можно сочинять самостоятельно. Или можно использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. В этом случае воспитатель читает сказку или историю и просит детей составить «подсказку» к ней. Дети самостоятельно придумывают заместителей для персонажей сказки, мысленно делят ее на отдельные существенные эпизоды и рисуют модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Задача – помочь детям проанализировать составленную модель оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.

Пример. Составление «подсказки» к такой истории: «Жила-была девочка. Звали ее Таня. Однажды осенью выдался солнечный, ясный день. Тане очень захотелось пойти погулять в лес. Надела она свое любимое синее пальто, голубой беретик, взяла корзиночку и пошла. Шла она, шла, вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрела, а там медвежонок в яму провалился. Помогла Таня ему выбраться, и медвежонок позвал ее в гости. Побывала Таня в гостях в лесной избушке, а потом они вместе с медвежонком играли, бегали, веселились. А когда Тане пришла пора возвращаться домой, медвежонок подарил ей грибок, да не простой, а волшебный. Стоило Тане в руке его взять и шляпку повернуть, как тут же перед ней появлялся ее друг медвежонок. Таня пришла домой и положила грибок на самое видное место. С тех пор она часто виделась со своим другом».

Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Наглядное пособие «Сказочная страна».

Вера Калужина
Наглядное пособие «Сказочная страна».

Наглядное пособие “Сказочная страна” представляет собой игровое поле, состоящее из 16 клеток. Каждая клетка имеет свой адрес, пересечение буквы по горизонтали и цифры по вертикали — А1 Б1…Г4. Клетки делятся на две категории – сказка или препятствие.

Дюймовочка, Кот в сапогах, Буратино, Красная Шапочка, Доктор Айболит, Баба – Яга, Чиполлино, художник Карандаш, Чебурашка и крокодил Гена — сказки.

Пчелы, туча, необитаемый остров, лес, паутина, болото — препятствия, которые необходимо преодолеть.

Как играть? Возможны разные варианты:

1. Путешествие в отдельную сказку – для детей средней группы.

2. Выполнение заданий сразу из нескольких сказок – для детей старшей группы.

3. Совместная работа педагога с детьми – для детей подготовительной группы. Дети выбирают сказочный маршрут самостоятельно, объединяя героев разных сказок, педагог подбирает задания математического содержания. В результате совместной работы получается новый сказочный сюжет, развивается фантазия и творческое воображение.

Перед началом игры знакомлю детей со сказочной страной. Сделать это можно, задавая вопросы:

— Сколько сказочных героев?

— Сколько добрых героев?

— Сколько злых героев?

— Сколько сказок? (Буратино, Базилио и Алиса – герои одной сказки, Чебурашка и Гена – тоже герои одной сказки)

Можно предложить найти сказку по адресу: Б3 или В2.

Предлагаю вашему вниманию фрагменты игровых упражнений для некоторых клеток – сказок и препятствий.

А1. Фрагмент сказки Андерсена «Дюймовочка». Ориентировка во времени.

Подготовительная группа. Дидактическая игра “Птицы”.

— Все лето жила Дюймовочка в лесу, питалась она цветочной пыльцой, пила росу. По утрам Дюймовочку будили птичьи голоса.

Демонстрационный материал. Изображения птиц и макеты часов.

— Первым, в половине четвертого утра, просыпался лесной доктор – дятел. Через полчаса начинал чирикать воробей. В 5 часов громко каркала ворона. В 5 часов 30 минут стрекотала сорока. В 6 часов 15 минут начинала петь свою песенку синичка.

Дети расставляют макеты часов в соответствии с рассказом педагога.

— Но больше всего любила Дюймовочка слушать щебетанье ласточки.

Ласточка прилетала в 7 часов.

Дети выставляют стрелки часов на указанное время.

Б1. Фрагмент сказки Шарля Перро «Кот в сапогах».

Игровое упражнение «Сапоги — счет десятками».

Задание. Расставить сапоги в возрастающей или убывающей последовательности.

Игровое упражнение «Состав числа 9 из двух меньших чисел».

Задание. Составить все возможные варианты для числа 9 из двух меньших чисел.

Б3. Препятствие Лес. Игровое упражнение «Найди зверей в лесу».

Задание. Найти и посчитать количественным счетом всех зверей в лесу.

В3. Фрагмент русской народной сказки «Баба-Яга».

Игровое упражнение «Скатерть – самобранка».

Задание. Составить логический квадрат из предложенных изображений по принципу, продукты (молочные, мясные, хлебобулочные) не должны повторяться в ряду и столбце.

Г4. Препятствие «Болото». Игровое упражнение «Кто живет в болотце?».

Задание. Счет количественный. Сравнение множеств. Составление задач.

Буду рада, если кому-то поможет в работе!

Учимся ориентироваться на листе в клетку Рисование графических фигур — отличный способ развития графомоторных навыков,разработки мелких мышц руки ребенка и очень интересное и увлекательное.

Итоговое логопедическое занятие «Скоро в школу» по теме «Животные жарких стран» Цели: Развивать слуховое восприятие: выделять звуки в начале слова, в середине и в конце слова; Закреплять умение дифференцировать звуки.

www.maam.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]